Петровецкий Анатолий Григорьевич: другие произведения.

Сценарий третьей серии художественного фильма "Кривое зеркало судьбы"

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Петровецкий Анатолий Григорьевич (amisraelhay@hotmail.com)
  • Обновлено: 07/07/2011. 68k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      СЕРИЯ 3
      1.НАТ. ШИРОКАЯ ТРАССА. ИЗРАИЛЬ. ДЕНЬ.
      Широкая израильская трасса. Машины мчатся на большой скорости в различных направлениях. Виадуки.
      Среди других машин мчится на большой скорости полицейская машина. Звучит сирена. Другие машины уступают полицейской машине дорогу.
      ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТИТРЫ на игровом фоне.
      2.ИНТ. КАБИНА ПОЛИЦЕЙСКОЙ МАШИНЫ. ИЗРАИЛЬ. ДЕНЬ.
      За рулем Дорон. Работает рация. Звучат голоса оперативных работников.
      ГОЛОСА ПО РАЦИИ
      Второй спрятался в доме... Там много детей. Не стрелять... Снайперы, держите под прицелом окна и крышу... Надав, возьми Эзру и держите под контролем задний двор дома... Дорон, мы держим второго под контролем. Первый уже на станции...
      ДОРОН
      Скоро буду... ЗТМ.
      
      
      НАЗВАНИЕ ФИЛЬМА:
      
      КРИВОЕ ЗЕРКАЛО СУДЬБЫ
      по повести Анатолия Петровецкого "Последний"
      3.НАТ. БАЛКОН КВАРТИРЫ АЛЕКСА. ИЗРАИЛЬ. ДЕНЬ.
      Алекс стоит на балконе и курит. Смотрит на вид города с балкона. Панорама города. На балкон несмело выходит Лева.
      ЛЕВА
      Вы меня извините, но Вам бы лучше сейчас побыть с людьми. И ещё я хочу Вам сказать, Алекс, что люди растут в цене, которую платят в этой жизни.
      АЛЕКС
      Спасибо Вам, Лева, за внимание. Я не готов расти за счет подобной платы. Извините, я хотел бы побыть один.
      ЛЕВА
      Понимаю, понимаю. Я удаляюсь. Но...
      АЛЕКС
      Что Вы сказали?
      ЛЕВА
      Нет, нет. Ничего.
      Лева, нелепо мотая головой в знак согласия, входит в комнату.
      Алекс продолжает курить на балконе. Воспоминания вновь переносят его в Россию в квартиру Лукерьи Игнатьевны. ЗТМ.
      4.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КОМНАТА ЛУКЕРЬИ ИГНАТЬЕВНЫ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Алекс и Лукерья Игнатьевна сидят за столом. Старушка рассказывает гостю о Диком и Наташе.
      АЛЕКС
      А чем болела Наташа?
      ЛУКЕРЬЯ ИГНАТЬЕВНА
      Очень сильный врожденный порок сердца. Да ещё чего-то с митральным клапаном. Я не очень сильна в сердечных болезнях. Только знаю одно - не рожала бы, ещё, глядишь, и пожила. А, может, ежели бы не моя дурь и Машкина подлость, то и ты бы увидел мамку. Сделай так, как велел Михаил Самойлович, глядишь, и не было бы греха на душе. Господи, прости и помилуй, мою грешную душу...
      5.ИНТ. ДОМИК НА КРАЮ ГОРОДКА. КОМНАТА. РОССИЯ. НОЧЬ. ФЛЭШБЕК.
      Дикий держит в руках последнее письмо Наташи. Он его перечитывает несколько раз. Вновь звучит голос Наташи.
      НАТАША (ЗА КАДРОМ)
      Здравствуй, мой родной Димулька! Соскучилась я по тебе очень-очень. Прости меня, что не писала тебе две недели. У меня всё нормально. Наш Сашенька уже дерётся у меня в животе. Постоянно ворочается. Толкается ручками и ножками. Со мной и с ним всё нормально. Мы здоровы, как никогда... ЗТМ.
      6.ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ. ДЕНЬ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Больничная палата на пять коек. Наташа лежит и пишет письмо. Соседок по палате нет. Санитарка баба Поля моет полы.
      БАБА ПОЛЯ
      Как же ты, девка, умудрилась так вляпаться? Нашла в кого влюбиться. Да ещё и понесла от этого бусурмана. Сам на вечную отсидку отправился, а тебя обрюхатил.
      НАТАША
      Я люблю его, баба Поля. Разве Вы не любили?
      БАБА ПОЛЯ
      Любила, ещё как любила. Знаешь, сколько у меня было вздыхателей?! Но голова всегда была на месте, а не на передке. А ты, видать, слаба на это место.
      НАТАША
      Что Вы такое говорите? Он не виноват, что стал таким. Жизнь заставила. Рос без родителей и близких, без любви и ласки.
      БАБА ПОЛЯ
      Сколько сироток оставила война, только не все они стали убивцами и ворами. Погубит он тебя девка, как пить дать, погубит.
      НАТАША
      Ради него я готова на всё.
      БАБА ПОЛЯ
      Ну и дура.
      
      В палату входит врач Сергей Афанасьевич. Подходит к кровати Наташи.
      СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      (обращается к санитарке) Полина Ивановна, оставьте нас, пожалуйста. (Санитарка выходит, тяжело вздохнув).
      Что же Вы делаете, милая? Столько лет мы берегли Вас, а теперь Вы собственными руками пытаетесь убить себя. Вы же знали, что Вам нельзя рожать.
      НАТАША
      А зачем мне жить без любви и детей? Кому я нужна такая? И себе я не нужна.
      СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      Понимаю и не понимаю. Разве можно так не любить собственную жизнь?
      НАТАША
      Есть вещи важнее собственной жизни, доктор.
      СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      Не будем дискутировать, милая. Если Вам так важно родить этого ребенка, то почему Вы не приходили раньше? Мы бы Вас наблюдали, поддерживали сердечко, следили бы за развитием плода.
      НАТАША
      Боялась.
      СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      Чего?
      НАТАША
      Боялась, что Вы заставите меня сделать аборт.
      СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      Чудовищное легкомыслие! Вы меня огорчили, милая, до глубины души. Что мне теперь с Вами делать, ума не приложу.
      Махнув безнадежно рукой, доктор выходит из палаты.
      Наташа закрывает глаза и улыбается. ЗТМ
      7.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КВАРТИРА НАТАШИ. СПАЛЬНЯ. РОССИЯ. НОЧЬ. ФЛЭШБЕК.
      На кровати лежат Наташа и Коршан. Отдыхают после любовной сцены. Оба уставшие, но довольные. Дмитрий закуривает папиросу. Наташа закашливается от дыма. Дмитрий тушит сигарету и руками разгоняет от неё дым.
      НАТАША
      Ничего, Димулька, кури. Я потерплю.
      ДМИТРИЙ
      Нет, нет. Лучше я потерплю.
      НАТАША
      Расскажи мне о своих экспедициях. Наверное, это очень интересно? А я, вот, нигде не была, кроме нашего городка.
      ДМИТРИЙ
      Почему?
      НАТАША
      Мама всю жизнь болела, да и я себя чувствовала не самым лучшим образом. У нас не было близких родственников. Мать росла сиротой. Её родители погибли во время войны. А у отца была одна мать. Отца он не знал. Бабушка Шура умерла рано. Так что нам некуда было ездить. Да и денег всегда не хватало.
      
      ДМИТРИЙ
      Ничего, родная, мы ещё с тобой весь мир объездим.
      НАТАША
      Весь мир мне не нужен. Он для меня сейчас помещается в нашей маленькой квартире. Ты и я - это больше, чем весь мир вместе взятый.
      ДМИТРИЙ
      И всё-таки я увезу тебя в Ленинград, в Москву, к Черному морю и...
      НАТАША
      Спасибо, Димочка. А как же твои экспедиции?
      ДМИТРИЙ
      Завяжу! Век воли не видать, если не завяжу...
      НАТАША
      Что ты сказал? Что ты завяжешь?.. ЗТМ.
      8.ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Больничная палата. На кровати лежит Наташа. В палату входит соседка по палате - молодая женщина 25-30 лет по имени Лена. Она вносит в палату две чашки с чаем. Одну отдает Наташе.
      ЛЕНА
      Пей, страдалица ты наша.
      НАТАША
      Спасибо, Лена. Ты настоящий друг.
      Лена садится на кровать Наташи и заговорщицки произносит:
      ЛЕНА
      Всё. Баба Поля уже ушла убирать в другой конец коридора. Больше не заявится. Так что было дальше?
      НАТАША
      Тебе так интересно?
      ЛЕНА
      Ещё как! Ну, не томи, подруга.
      НАТАША
      Да я уже не помню, на чём остановилась.
      ЛЕНА
      Он тебе рассказал, что не геолог, а бандит.
      НАТАША
      ...Однажды, Дима признался мне, чем занимается на самом деле. Мы лежали в кровати, и он проговорился, что "завяжет". Я, глупая, сразу не поняла, о чем он говорит. И что конкретно он хочет завязать. Представляешь, насколько я была далека от реальной жизни. А Димка боялся, что сразу же прогоню его, когда узнаю правду. Злился на себя, но не мог больше врать мне. ЗТМ.
      
      9.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КВАРТИРА НАТАШИ. СПАЛЬНЯ. РОССИЯ. НОЧЬ. ФЛЭШБЕК.
      На кровати лежат Наташа и Дмитрий. Дмитрий вскакивает и нервно бегает по комнате.
      ДМИТРИЙ
      Наташенька, я сволочь. Я - тварь барачная, недостойная тебя... Я давно тебе хотел рассказать всю правду, но боялся, что ты меня тут же прогонишь.
      НАТАША
      (Испуганно) Ты о чем, Димулька? О какой правде ты говоришь? У тебя кто-то есть? Ты женат?
      Дмитрий удивленно смотрит на Наташу. Он понимает, что она даже подумать не может, о какой правде идет речь.
      
      ДМИТРИЙ
      Глупенькая моя, никого у меня нет. Один как перст на этом свете.
      НАТАША
      Не говори так. А я?
      Дмитрий подходит к кровати, становится на колени, берет в руки маленькую руку Наташи, целует её, а затем резко встает и быстро отходит к окну.
      ДМИТРИЙ
      Никакой я не геолог. Бандюга отпетый, вор и убийца, вошь лагерная - вот кто я. Дикий зверь без роду и племени. Родили на помойке, нашли на помойке и жизнь свою я прожил на помойке.
      НАТАША
      (Испуганно) Не говори так. Я не верю. Ты всё врёшь. Всё врёшь... ЗТМ.
      10.ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Больничная палата. На кровати сидят обнявшись Наташа и Лена.
      НАТАША
      Я догадывалась, что мой возлюбленный скрывает от меня правду, но не могла даже подумать, что Дима - бандит. Я до конца не понимала значение этого слова. Отец когда-то называл бандитами ребят из нашего двора за то, что били мячом окна, играли на деньги, курили, выпивали и дрались между собой.
      ЛЕНА
      Ты, действительно, была как не от мира сего. Наивная дурёха, книжная душа.
      НАТАША
      Нет, я прекрасно понимала, что Дима не бьет окна мячом, но что-то плохое делает людям. Когда он мне это рассказал, я тихо заплакала. Стало страшно, больно и обидно. И в то же время я прекрасно знала, что больше жизни люблю этого "бандита" и готова на все испытания ради того, чтобы быть рядом с ним.
      
      ЛЕНА
      Как здорово! Вот это любовь!.. ЗТМ.
      11.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КВАРТИРА НАТАШИ. СПАЛЬНЯ. РОССИЯ. НОЧЬ. ФЛЭШБЕК.
      НАТАША
      Что ты такое говоришь, Дима? Ты шутишь? Ты просто хочешь меня бросить.
      ДМИТРИЙ
      Ну, как ты могла такое подумать? Это я боюсь, что ты меня бросишь, узнав всю правду.
      
      Наташа сидит на кровати, поджав ноги, и молчит. Дмитрий, молча, курит возле окна, открыв форточку. Он не смотрит на Наташу. Молчание прерывает Наташа.
      НАТАША
      Дима, я всё могу понять, но... Так жить нельзя. Это большой грех.
      ДМИТРИЙ
      Грех, говоришь?.. А рожать детей и бросать их на помойке не грех? А тысячу раз на день получать побои от воспитателей и старших пацанов - не грех? По ночам прятать кусочек черствого хлеба под матрасом, чтобы не отобрали - это не грех? Быть вечно голодным - не грех? Что ты знаешь о моей жизни?
      НАТАША
      А те, кого ты убивал, в этом виноваты?
      ДМИТРИЙ
      Такие же ублюдки, как и я. Нет на моих руках крови невинных людей...
      Дмитрий вновь подходит к кровати, садится рядом с Наташей, берет её плечи в руки и поворачивает к себе. Заглядывает Наташе в глаза и запальчиво говорит.
      ДМИТРИЙ
      Наташенька, я до тебя никого в этой жизни не любил. И меня никто не любил. Жил тварью и думал, что таким и помру. А тут ты появилась. И всё во мне вдруг стало на место - перевернулось с головы на ноги. Я впервые стал замечать солнце, зелень деревьев, траву. Совершенно другими глазами посмотрел на прелесть рассвета и радости жизни, которые ранее для меня просто не существовали. Жизнь обрела краски. И всё это - ты! Не гони меня, родная...
      Дмитрий отпускает плечи Наташи, отворачивается и сидит, опустив голову. Наташа тихо плачет, а затем прижимается головой к спине Дмитрия.
      НАТАША
      Я люблю тебя, дурачок. И буду любить всю жизнь, несмотря ни на что. Только...
      Дмитрий поворачивается к Наташе, обхватывает ладонями её лицо, вытирает ей слезы, целует в глаза, голову, щеки, губы.
      ДМИТРИЙ
      Я понимаю, родная. Понимаю. Дай мне время. Я постараюсь... ЗТМ.
      12.ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Больничная палата. Лена стоит у окна. Наташа лежит на постели и всхлипывает. Лена подходит к Наташе, садится на её кровать, гладит ей руку.
      ЛЕНА
      Ну, успокойся, успокойся уже. А что же тебе сказали родители?
      НАТАША
      К тому времени я жила одна в родительской квартире. Отец и мать умерли три года назад буквально один за другим. Мать ушла первой после продолжительной болезни сердца, а через несколько месяцев и отец. Он не выдержал разлуки с мамой и быстро "сгорел" спичкой. Перед смертью он мне сказал. ЗТМ.
      13.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КВАРТИРА НАТАШИ. СПАЛЬНЯ РОДИТЕЛЕЙ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Спальня родителей в квартире Наташи. На раскладном диван-кровати лежит пожилой мужчина. Щеки его заросли щетиной. Возле дивана стоит старенький письменный стол. Рядом - этажерка с книгами. Старый плательный шкаф. Высокое старое трюмо с резными боковинами. В комнате несколько стульев. На одном из них рядом с диваном сидит Наташа и держит руку отца в своей руке.
      Отец плачет. По его лицу текут слезы. На губах еле заметная извиняющаяся улыбка.
      ОТЕЦ НАТАШИ
      Доченька, я больше не могу. Прости меня за то, что оставляю тебя больную, одну одинешеньку на белом свете.
      НАТАША
      Папочка, успокойся. Тебе не за что просить у меня прощение. Мы еще заживем с тобой.
      ОТЕЦ НАТАШИ
      Помни нас с мамой. Мы жили для тебя и ради тебя. А вот увидеть твоё счастье так и не удалось. А как мама мечтала!... Да и я, старый пень.
      НАТАША
      Не плачь, родной. На всё воля Божья. Я, хоть и не верующая, но всё же...
      ОТЕЦ НАТАШИ
      А ты верь, Натаха, верь. Мамка наша верила и ты верь. Да, чуть не забыл. Там в комоде на верхней полке лежит немного денег. Мы с мамкой тебе на свадьбу копили. Возьмёшь, когда понадобится.
      НАТАША
      Они ещё тебе понадобятся, а я ведь зарабатываю.
      ОТЕЦ НАТАШИ
      На кой они мне? Я уже не жилец на этом свете. Прости! А ты...
      
      14.ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Больничная палата. Наташа и Лена сидят на кровати Наташи.
      НАТАША
      Он ушел, недосказав что-то важное для себя и для меня...
      ЛЕНА
      В это время и появился в твоей жизни Дима?
      НАТАША
      Да. Высокий, крепкий, красивый, с носом гордой птицы гор, он полностью заполнил образовавшуюся в моем сердце пустоту.
      ЛЕНА
      Я тебя понимаю, Наташка. Такого орла и в такое время можно полюбить и простить за всё. Но его правда тебя, конечно же, расстроила крепко.
      НАТАША
      Ты знаешь, его запоздалое признание не очень омрачило мою душу. Умом я понимала, с кем я связываю свою жизнь. Меня не так воспитывали родители. Да и работа библиотекаря сделала меня романтической натурой. Смешно даже. Но я себя любила в этом образе и всячески его оберегала.
      ЛЕНА
      А как ты стала библиотекарем? Училась где-то?
      НАТАША
      Нет, конечно. Я всю жизнь болела. Очень часто пропускала школу. Подруг у меня не было. Играла одна и привыкла к одиночеству. Книги заменяли мне друзей и нехватку человеческого общения. Я очень много читала. Вот мой лечащий врач Сергей Афанасьевич и устроил меня в библиотеку по блату. Сперва помощником библиотекаря, а затем и библиотекарем.
      
      ЛЕНА
      Вот откуда берутся умные женщины! Но почему же у тебя не хватило ума уберечь себя от нежелательных деток? Ведь со здоровьем у тебя, по словам доктора, полный раздрай. Или "романтические" особы не думают о собственной жизни?
      НАТАША
      
      Я с детства знала, что долго не проживу и привыкла к этой мысли. Смерть не пугала меня. В десятилетнем возрасте, в очередной раз, попав в больницу, я случайно подслушала разговор матери и лечащего врача. Многие слова я не поняла, но ужасный приговор поразил мое детское воображение. ЗТМ...
      15.ИЗ ЗТМ. НАТ. ОРДИНАТОРСКАЯ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Ординаторская районной больницы. На кушетке сидит плачущая женщина лет 35-40 - мать Наташи. По её изнеможенному болезненному лицу текут слезы. Врач Сергей Афанасьевич подает ей стакан воды. В проем приоткрытой двери заглядывает девочка лет десяти. Взрослые её не видят.
      МАТЬ НАТАШИ
      Я в отчаянии, доктор. Дочь - самое дорогое в нашей с мужем жизни. Ничего не нажили, ничего не достигли. Единственный яркий свет в окошке - это Наташа.
      СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      Не помню, кто сказал из мудрецов, что не нужно верить и уступать отчаянию. Оно никогда не держит своих обещания. Надо верить в лучшее. Банально, но факт.
      МАТЬ НАТАШИ
      Сколько она так сможет прожить, доктор?
      СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      Не могу знать, уважаемая, не могу знать. Может год-два, а может и десять лет. Только запомните, в каждой секунде нашей жизни таится огромное количество предоставляемых возможностей. Надейтесь.
      МАТЬ НАТАШИ
      Доктор, надежда - плохой поводырь. Я всю жизнь болею и надеюсь на спасительное будущее. А где оно - это безоблачное будущее?
       СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      Может, надежда, действительно, плохой поводырь, но замечательный и надежный попутчик. Наша жизнь состоит из черно-белых полос. Надо надеяться, что за черными всегда придут белые деньки.
      МАТЬ НАТАШИ
      И я знаю почему. Бог видит и слышит каждого из нас. И он готов помочь каждому, кто нуждается в его помощи. Когда его великий взор обращен к нам, в нашей жизни наступают благословенные дни. А когда Всевышний обращает свое око на других страждущих, у нас на какое-то время наступает черная полоса в жизни. Пока он вновь не обратит своего внимания на нас, смертных. Я права, доктор?
      СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
      Бог не может видеть всех сразу и помогать им. Для этого он создал матерей, голубушка.
      МАТЬ НАТАШИ
      Вы верите в Бога, Сергей Афанасьевич?.. ЗТМ...
      16.ИЗ ЗТМ. ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ. ФЛЭШБЕК.
      На койке сидят Наташа и Лена. Наташа продолжает рассказ.
      НАТАША
      Ответа не последовало. Но после этого разговора в нашем доме появились иконки, и мать стала ходить в церковь. На ночь она шептала молитвы, обращая взор свой на золотое изображение какого-то святого, плотно прикрыв перед этим окна тяжелыми шторами.
      Так продолжалось до последней её минуты. ЗТМ.
      17.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КВАРТИРА НАТАШИ. СПАЛЬНЯ РОДИТЕЛЕЙ. ФЛЭШБЕК.
      Спальня родителей в квартире Наташи. На раскладном диван-кровати лежит пожилая женщина. На кровати сидит Наташа. Мать прижала голову дочери к своей груди. Она просит у Бога помощи её дочери.
      МАТЬ НАТАШИ
      Господи, прости меня за мою настойчивость. Не за себя прошу, а за рабу твою Наталию. Спаси её от хвори проклятой. Дай ей силы справиться с недугом, выздороветь и жить нормальной жизнью. Выйти замуж, родить деток. И просто долго жить. Не забирай её к себе так рано. Пусть как можно дольше порадуется этому свету.
      НАТАША
      Мама, мамочка. Не нужно. Прошу тебя, родная. Успокойся. Тебе нельзя нервничать. Успокойся, пожалуйста.
      МАТЬ НАТАШИ
      Господи, будь милосерден и услышь мои просьбы! Ты единственный владеешь нашими душами, помыслами и телами. Излечи мою единственную дочь. Прости нас за все грехи наши и за то, что я не знаю твоих молитв. Но я обращаюсь к тебе от всей души. Доченька, прости меня...
      НАТАША
      Мамочка, мамочка, не уходи, прошу тебя, не бросай меня. Мамочка... ЗТМ.
      18.ИНТ. БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      
      НАТАША
      Умирая, мама обхватила мою голову и, еле шевеля пересохшими губами, выпрашивала снисхождение у Бога для меня. Так и умерла, прижав к себе мою голову...
      После смерти родителей я периодически по требованию лечащего врача ложилась в больницу. Но когда больное сердце наполнила нежная любовь, оно, как мне казалось, стало болеть намного меньше...
      Дмитрию я ничего не сказала о своей болезни. Не хотела его расстраивать. Когда поняла, что забеременела, то, не колеблясь, приняла решение рожать, несмотря ни на что. А тут как раз его арестовали. Решила молчать до конца. Получится родить - счастье. Не получится - судьба... ЗТМ.
      19.ИЗ ЗТМ. НАТ. БАЛКОН КВАРТИРЫ АЛЕКСА. ИЗРАИЛЬ. ДЕНЬ. ЛЕТО.
      Алекс сидит за балконным столиком. Выходит на балкон его супруга Орна и выносит ему чашку кофе.
      ОРНА
      Алекс, выпей кофе. Ты с утра ничего не ел.
      АЛЕКС
      Спасибо, дорогая. Я не хочу есть. Как там?
      ОРНА
      Всё нормально. Может, ты зайдешь? С людьми поговоришь.
      АЛЕКС
      Хорошо. Я скоро зайду. Покурю, выпью кофе и зайду. Мне надо подумать.
      Орна уходит в комнату. Звенит телефон. Алекс берет трубку.
      АЛЕКС
      Слушаю, Дорон... Взяли второго? Есть жертвы? Хорошо. Держи меня в курсе.
      Алекс смотрит вдаль. На голубое чистое небо. Вспоминает прошлое. ЗТМ.
      20.ИЗ ЗТМ. НАТ. УЛИЦЫ МАЛЕНЬКОГО ГОРОДКА. РОССИЯ. ДЕНЬ.ФЛЭШБЕК.
      Идет дождь, обливая серостью улицы, дома, скамейки и людей. Деревья потеряли свою зеленую яркость и, как будто съежились под давлением серого облачного неба. Огромные лужи разъедают своей грязью тротуары, лужайки. Узкие дороги напоминают мелководные ручейки, по которым мчатся грязные машины, беспардонно обдавая водой прохожих.
      АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
      Жалкое зрелище.
      Проезжает машина и обливает грязной водой Алекса. Вода попадает на лицо, рубашку и брюки. Вытерев лицо платком, и отряхнув брюки, он идет вперед, продолжая думать про себя.
      АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
      Неужели так убегают от себя?
      Алекс ИДЕТ по городу, словно пытается найти место, которое его притянет сильнее всего.
      АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
      Чужие улицы, мокрые дома, люди с отрешенными лицами, закрытыми для общения. Всё чужое и незнакомое... Неужели всё, что я люблю, не моё, а то, что совсем не знаю, принадлежит мне по праву рождения?! Страна, которую я люблю и защищаю, подарена мне только волей трагического случая?! Самые любимые близкие и родные люди - вовсе не родные?! Разве так должно быть? Разве это справедливо?
      Идет сильный дождь. Алекс забегает в кафе.
      21.ИНТ. КАФЕ В НЕБОЛЬШОМ ГОРОДКЕ. РОССИЯ. ДЕНЬ. ФЛЭШБЕК.
      Алекс входит в кафе. В зале почти никого нет кроме нескольких пар таких же случайных посетителей, спрятавшихся от дождя. У стойки стоит пожилой мужчина и пьет пиво. Алекс осматривается, вытирает мокрое лицо ладонью и садится за столик. К нему нехотя подходит официантка и прокуренным голосом спрашивает.
      ОФИЦИАНТКА
      Кушать будете или так?
      АЛЕКС
      "Или так" - это как?
      ОФИЦИАНТКА
      Не умничайте, мужчина. Заказывать будете?
      АЛЕКС
      Апельсиновый сок, пожалуйста. Только свежий.
      ОФИЦИАНТКА
      Мужчина, перестаньте издеваться. Вы что меня кадрите? Так я замужем.
      АЛЕКС
      Если нет у вас апельсинового сока, то дайте мне чашечку капучино и стакан минеральной воды безо льда и газа, пожалуйста.
      ОФИЦИАНТКА
      Откуда Вы свалились на мою голову? Нет у нас капучино, а вода минеральная в бутылках. "Миргородская". Есть растворимый кофе. Давать?
      АЛЕКС
      Давайте, что у вас есть. Только "Миргородскую" не надо.
      Официантка вздыхает и отходит от столика.
      Алекс сидит и думает.
      АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
      Теперь понятно, почему мама не хотела, чтобы я ехал в этот город. А, где же сейчас этот...?".
      Сын уголовника и больной российской женщины теперь борется с преступностью и носит кипу. Вот так кренделя выписывает моя судьбинушка!.. Господи, это же любимое выражение отца.
      К столику Алекса подходит мужчина, стоявший ранее возле стойки.
      НЕЗНАКОМЕЦ
      Уважаемый, не помешаю? У меня к Вам несколько житейских вопросов. Если, не возражаете, конечно?
      Алекс рассеяно смотрит на незнакомца и не знает, что ему ответить. Перед ним стоит пожилой еврей с характерно выраженными чертами лица. Он заискивающе улыбается и внимательно смотрит в глаза собеседнику.
      АЛЕКС
      Я Вас слушаю.
      НЕЗНАКОМЕЦ
      Я вот смотрю на Вас и понимаю, что человек Вы приезжий. Вроде, наш, и в то же время, не наш. Я прав?
      АЛЕКС
      А какое это имеет значение? И что такое "наш"?
      НЕЗНАКОМЕЦ
      Позвольте представиться. Шерман Яков Натанович. Провизор с многолетним стажем.
      АЛЕКС
      Очень приятно. Чем могу быть полезен?
      НЕЗНАКОМЕЦ
      Молодой человек, это я готов быть Вам полезен. Смотрю на Вас и вижу, - человек переживает. У Вас несчастный вид. Могу я Вам чем-то помочь?
      АЛЕКС
      А Вы всем помогаете или только тем, у кого несчастный вид?
      НЕЗНАКОМЕЦ
      Не сердитесь на меня. И запомните: счастье улыбается всем! Кому-то навстречу, а очень многим - вслед. Но обязательно улыбается.
      АЛЕКС
      Да Вы ещё и философ, господин Шерман!
      НЕЗНАКОМЕЦ
      Меня ещё никто не называл "господином". (Тихо) Вы оттуда?
      Алекс сразу не понял, о чем идет речь и искренне спросил:
      АЛЕКС
      Откуда?
      Незнакомец многозначительно глазами указывает на голову Алекса. Он садится за столик, держа в дрожащих руках недопитую кружку пива. Подходит официантка и молча, ставит стакан кофе. Разворачивается и так же молча, отходит.
      Яков Натанович смотрит по сторонам и продолжает так же тихо.
      ЯКОВ НАТАНОВИЧ
      Вы из Израиля?
      АЛЕКС
      Почему Вы так решили?
      ЯКОВ НАТАНОВИЧ
      У Вас на голове кипа. Вы верующий еврей?
      АЛЕКС
      А разве в России верующие евреи не носят кипу?
      ЯКОВ НАТАНОВИЧ
      О чем Вы говорите, мой дорогой?! Разве что в Москве. Да и евреев у нас почти не осталось. Вот такие, может быть, как я, неудачники.
      Алекс молчит. Ему не хочется продолжать этот разговор. Мысли о своем не дают ему покоя.
      ЯКОВ НАТАНОВИЧ
      Понимаю, Вам не до меня. Правильно. Никому нет дела до меня. А почему, собственно, кому-то должно быть до меня?! Смешно даже надеяться. Когда-то всем было до меня. Ещё бы. Быть здоровыми хотели все. И лекарства нужны были всем. И Шерман был нужен всем. А теперь появились частные аптеки. У них есть всё, а в районной аптеке хоть шаром покати. Так кому теперь нужен Шерман - провизор районной аптеки?.. А я в ней проработал без малого 35 лет.
      Алекс внимательно смотрит на Шермана и неожиданно для самого себя спрашивает:
      АЛЕКС
      Вы знали семью врачей Пилявских?
      ЯКОВ НАТАНОВИЧ
      Пилявских? Ну, кто не знал чету Пилявских?! У нас городок семейный. Все друг друга знают, как собственные недостатки...
      Чита Пилявских! О, это были золотые люди! Говорили, что они уехали то ли в Израиль, то ли в Америку. А почему Вы спрашиваете?.. Ой, какой же я мишигине! Как Вы похожи на отца!
      Алекса немного передергивает. Он не знает, о каком отце идет речь. Не знает, как и о чем разговаривать с новым знакомым.
      Разговор прерывает звонок дежурного по ГУВД.
      АЛЕКС
      Да, слушаю. Кто меня приглашает? Полковник Рябых? Хорошо. Скоро буду. Что? Машина у входа в кафе? А откуда Вы знаете, где я нахожусь? Впрочем, это уже не столь важно.
      Алекс кладет деньги на стол рядом со стаканом нетронутого кофе и говорит новому знакомому:
      АЛЕКС
      Извините, мне пора идти. ЗТМ.
      22.ИЗ ЗТМ. НАТ. БАЛКОН КВАРТИРЫ АЛЕКСА. ИЗРАИЛЬ. ЛЕТО. ДЕНЬ.
      Алекс сидит на балконе. Из комнаты выходит Лева.
      ЛЕВА
      Извините, можно я немного посижу на воздухе? Я Вам не буду мешать.
      АЛЕКС
      Конечно. О чем разговор. Мне уже ничего не может помешать. Я потерял почти всё...
      ЛЕВА
      Надо продолжать жить.
      АЛЕКС
      А как?
      ЛЕВА
      Жизнь - интересная штука. Это божественный подарок. И его необходимо открывать каждый день. Любоваться и благодарить Всевышнего за такую возможность.
      Алекс ничего не отвечает. Смотрит вдаль и курит. Лева садится на стул и замолкает. Неожиданно Алекс просит Леву.
      АЛЕКС
      Лева, расскажите немного о себе, о Вашей семье. О сыне.
      Лева молчит и смотрит на Алекса сочувственным взглядом.
      АЛЕКС
      Если не хотите, то ненужно.
      ЛЕВА
      Ничего интересного в моей жизни нет. Всё как и у всех. За исключением... Впрочем, исключений в моей жизни было много. Фанина смерть - исключение. История с сыном - тоже исключение... Мальчик достался нам с Фаней нелегко. Поздний, желанный, вечно больной, он вил из нас веревки, не встречая никакого сопротивления с нашей стороны.
      АЛЕКС
      Я тоже жил в любви и радости. Родители для меня ничего не жалели. Правда, я никаких веревок не вил и относился к ним с уважением и любовью. Поэтому и в школе учился хорошо. Иначе бы папа и мама были бы недовольны мной. Для меня это было важным.
      ЛЕВА
      А наш Эдик учился в школе на тройки и четверки. Да и не мог он учиться лучше, так как Фаня оставляла его дома при первом безобидном "чихе". Я возражал, но в этом не было никакого смысла. Жена была неумолима.
      "Он мне слишком тяжело достался, чтобы я рисковала его здоровьем", - твердила она.
      АЛЕКС
      Мама иногда тоже себе позволяла проявлять чрезмерную опеку по отношению ко мне, но папа быстро всё ставил на свои места.
      ЛЕВА
      Я не был таким сильным, как Ваш отец. Поэтому Эдик почувствовал материнскую слабину в раннем возрасте и часто этим пользовался.
      Но нет худа без добра. Оставаясь дома один, он много читал, фантазировал, представляя себя участником тех или иных событий. В старших классах мальчик почувствовал, что ему нравится писать сочинения, за которые на его головку посыпались пятерки. А затем и появились маленькие рассказы. Он давал читать их мне и с трепетом ждал оценку. ЗТМ.
      
      
      23.ИЗ ЗТМ. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ЛЕВЫ И ФАНИ. РОССИЯ. ВЕЧЕР. ФЛЭШБЕК.
      Красиво и богато обставленная гостиная в духе 70-х годов ХХ века. Модная по тем временам мебель. Красивые обои на стенах. В центре на потолке висит большая хрустальная люстра. В серванте на полочках стоят хрустальные бокалы, рюмочки, вазы. Хрустальные горки подобраны со вкусом. Мягкие кресла застелены дорогими накидками. Над креслами висят красивые бра. По углам стоят большие напольные вазы с декоративными цветами. В центре комнаты стоит полированный стол без скатерти. В центре стола на хрустальном подносе красуется хрустальная ваза. Богатая обстановка не лишена определенной доли мещанства.
      В кресле сидит Лева и читает газету. Вбегает радостный Эдик. Он выпускник школы. В руках у него газета. Он ею торжественно размахивает.
      ЭДИК
      Папа, они всё-таки напечатали мой рассказ. Вот видишь, а мама не верила.
      ЛЕВА
      Это не совсем так. Мама просто высказывала некоторые опасения. Вернее, сомнения. Ты же отправил в газету, а не в журнал.
      ЭДИК
      Ты уже прочитал? Что ты можешь сказать? Есть у меня талант?
      ЛЕВА
      Понимаешь, сынок, талант - это что-то другое. У тебя, я уверен, есть способности. Но необходимо много работать и учиться. Способности надо развивать. А затем, уже будет видно, есть у человека талант или нет.
      ЭДИК
      Вот видишь, папа, а мама не разрешает мне поступать на журналистику или в литературный институт. Разве это справедливо?
      ЛЕВА
      Мама хочет для тебя только добра. Она боится, что ты не поступишь.
      ЭДИК
      Почему она боится? Я же не глупее других. Ну, не поступлю в этом году, поступлю на следующий год. В чем проблема?
      ЛЕВА
      А ты не понимаешь?
      ЭДИК
      Нет, не понимаю. Вы меня всю жизнь опекаете. Шагу не даете ступить самостоятельно. Надоело уже. Возьму и поеду поступать сам.
      Выходит из спальни Фаня. Очень красивая женщина 37-40 лет. Дорогой китайский халат подчеркивает ещё не полную фигуру. Волосы аккуратно собраны в прическу. Губы накрашены помадой. Видно, что женщина за собой очень следит.
      ФАНЯ
      Ты, сынок, сперва сдай выпускные экзамены сам без моей помощи. Вишь, как раскудахтался.
      ЛЕВА
      Фаня, не начинай.
      ФАНЯ
      Что значит, не начинай. Этот неблагодарный мальчишка не понимает, что он не поступит в литературный институт. Пятой графой не вышел. И у меня никаких денег не хватит тебя туда устроить.
      ЭДИК
      Я и без денег туда поступлю. У меня хватит на это собственного таланта. Вот посмотри, посмотри. Здесь напечатан мой рассказ, а ты не верила. Папа, ну скажи ей.
      
      ФАНЯ
      Глупенький, с этой газетой можешь пойти знаешь куда?
      ЛЕВА
      Фаня, я прошу тебя, не горячись.
      ФАНЯ
      Этот мишигине не понимает, если провалится, то сразу же загремит в армию. Нет, этого я не могу допустить. Будешь учиться в нашем политехническом институте и точка... ЗТМ.
      
      24.ИЗ ЗТМ. НАТ. БАЛКОН КВАРТИРЫ АЛЕКСА. ИЗРАИЛЬ. ЛЕТО. ДЕНЬ.
      На балконе сидят Алекс и Лева. Старик продолжает рассказывать о своей семье.
      ЛЕВА
      И сына она устроила в местный политехнический институт за большие по тем временам деньги. Учился он почти так же, как и в школе, сдавая часть экзаменов с подарками от мамы. Фаня была большим человеком в городе. Она возглавляла Райпотребсоюз. Сидела, как тогда говорили, на дефиците и могла многое сделать для себя и для нужных людей.
      АЛЕКС
      А что такое "Райпотребсоюз"?
      ЛЕВА
      Райпотребсоюз - это районный потребительский союз.
      АЛЕКС
      Всё равно не понял. Ну, а кем Вы работали?
      ЛЕВА
      А я был скромным человеком и занимал соответствующую должность рядового инженера-электрика на заводе. Но сын больше тянулся ко мне. Получая от матери материальные блага, он подолгу вел душевные беседы со мной. Доверял мне мальчишеские и юношеские секреты. Между нами сложились не только родственные, но и дружеские отношения.
      АЛЕКС
      А как же на это реагировала мама?
      ЛЕВА
      Она на это не обращала никакого внимания. Работа - вот, что её интересовало, прежде всего, в то время. И чтобы мы с сыном были сыты, обуты, здоровы и ни в чем не нуждались.
      АЛЕКС
      А моя мать, прежде всего, занималась моим воспитанием, а затем уж работой. Отец был более занят, но всегда находил время для меня и моих проблем. Они тоже оберегали меня, но как-то разумно. Во всяком случае, я этого почти не ощущал. А с тех пор, как я ушёл в армию, мои патриоты-родители ни разу не вмешивались в мою жизнь...
      ЛЕВА
      У Вас были замечательные родители...
      АЛЕКС
      Ну, хоть после института Ваш сын имел возможность жить самостоятельно?
      ЛЕВА
      Окончив институт, Эдик не мог рассчитывать на хорошую работу по специальности. Правда, он и не стремился к этому. Ненавистный институт и ненавистная профессия обрекали его на дальнейшие страдания. Мать хотела найти ему теплое местечко в техническом отделе на заводе, но Эдик впервые проявил характер и отказался от этого предложения. Он сам пошел в редакцию местной газеты, где часто печатался в студенческие годы, и самостоятельно устроился корреспондентом в производственный отдел.
      АЛЕКС
      Вот это достойный поступок мужчины!
      ЛЕВА
      Но это было его последнее самостоятельное решение.
      Женили Эдика тоже по маминой подсказке на дочери директора центрального универмага Инночке Сапожник, своенравной и разбалованной девушке. Она окончила торговый институт, и Фаня устроила её товароведом к себе на базу. Женщины быстро нашли общий язык и управляли нами с легкостью и без лишней дипломатии. Фаня, как ей казалось, отдала сына в надежные руки и успокоилась. Но как она ошиблась!..
      Лева замолчал и смотрит куда-то вдаль.
      Алекс смотрит на Леву и ещё раз убеждается.
      АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
      Нет, этот бедный старик никак не может быть причастным к убийству отца.
      Алекс вздыхает и вновь обращается к прошлому. ЗТМ.
      25. ИЗ ЗТМ. ИНТ. КАБИНЕТ НАЧАЛЬНИКА ГУВД. РОССИЯ. ФЛЭШБЕК.
      Кабинет начальника ГУВД небольшого городка. Кабинет обставлен стандартно. Посередине стоит большой письменный стол, к которому приставлен стол для заседаний, обтянутый привычным зелёным сукном. Вокруг стулья. Над креслом начальника висит портрет президента России. В углу стоит флаг России. На столе много бумаг и несколько телефонов.
      Начальник сидит за столом и что-то пишет. Секретарша по селектору сообщает, что пришёл господин Пилявский.
      СЕКРЕТАРША
      Иван Митрофанович, к Вам пришёл господин Пилявский.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Пусть заходит. И приготовь нам, пожалуйста, две чашечки кофе.
      В кабинет заходит Алекс. Иван Митрофанович выходит из-за стола и протягивает руку Алексу.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Господин Пилявский, я рад, что мы Вам смогли помочь в расследовании. (Смущенно) Извините меня за нескромный вопрос, Вы приехали в вязаной шапочке, а сейчас её нет. Потеряли?
      Алекс не ожидал подобных вопросов от руководителя местной милиции, но философски ответил:
      АЛЕКС
      Кажется, я действительно её потерял навсегда.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Не волнуйтесь, я знаю у вас там можно купить такие шапочки на каждом шагу.
      АЛЕКС
      Это точно, но не в моем случае.
      Иван Митрофанович удивлённо пожимает плечами.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Господин Пилявский. Я не буду ходить вокруг да около. Мне хорошо известна Ваша история.
      Только я бы не всему верил, о чем рассказала Вам старая женщина.
      АЛЕКС
      Вы и об этом знаете?
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Нет, мы за Вами не следили. Не дай Бог, Вы подумаете, что мы Вам не доверяем. Мы Вас охраняли от всяких возможных неприятностей. Народ у нас суровый. Чего угодно может выкинуть. А я человек уже старый. Зачем мне лишние неприятности на мою голову и международный скандал? Я всегда стремлюсь подстелить там, где ненароком могу упасть. Жизнь научила.
      Среднего роста, худощавый не по возрасту и не по должности, с пышным венчиком коричневых крашеных волос вокруг лысины, полковник смотрит на Алекса и, не выдержав, говорит:
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Господин Пилявский, а я ведь знал Вашего отца.
      АЛЕКС
      Какого?
      Вырывается у Алекса.
      Иван Митрофанович смущается не на шутку.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Извините, но я знал обоих. И обоим был неравноценно благодарен.
      Одному за то, что спас сына и жену при родах, а другому - за то, что его поимка принесла еще одну звездочку на мои погоны.
      АЛЕКС
      Да, равноценными эти благодарности никак не назовёшь.
      Как бы не замечая слова молодого человека, Рябых продолжает:
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Михаил Самойлович когда-то спас моего сына и жену. Я благодарен ему. Как он там поживает в Израиле? Непременно передавайте отцу привет от лейтенанта Рябых.
      Алекс молчит, не зная, что ответить.
      АЛЕКС
      Да, да, конечно.
      Старый полковник вдруг расчувствовался, подходит к Алексу, кладет ему руку на плечо и тихо говорит:
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Я знаю, что ты сейчас переживаешь, сынок.
      Всё, что болтают люди о докторе Пилявском - ложь чистой воды. Грязная ложь пьяницы и проститутки. Запомни одно - тот родитель, кто вырастил, воспитал, а не тот, кто...
      У него пересыхает в горле.
      АЛЕКС
      Я могу встретиться с этой Машкой?
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Медсестра Машка давно уже не медсестра, потеряла человеческий облик, спилась, пропила квартиру и бомжует по подвалам.
      Полковник на минуту замолкает, а затем, улыбаясь, продолжает.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Давай-ка мы с тобой сейчас выпьем чего-нибудь покрепче.
      Иван Митрофанович достает из нижнего ящика стола бутылку армянского коньяка, два граненных стакана и тарелочку с ломтиками лимона.
      АЛЕКС
      Иван Митрофанович, мне же сегодня улетать. Я вообще-то не пью спиртное.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Не беспокойся, сынок! Доставим в целостности и сохранности. Сын моего друга - мой сын.
      Полковник по-отечески хлопает Алекса по плечу.
      АЛЕКС
      Пусть будет, что будет!
      Произносит Алекс и залпом выпивает полстакана коньяка.
      Полковник Рябых внимательно следит за Алексом и с удовольствием отмечает.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ (ЗА КАДРОМ)
      "А наши-то бойцы с этим справляются намного лучше, чем израильские полицейские!"
      Он горд.
      Вдруг полковник спрашивает.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Ты хочешь увидеть этого?...
      Полковник останавливается на полу фразе.
      Алекс от неожиданного предложения вздрагивает.
      АЛЕКС
      Он здесь?
      С дрожью в голосе произносит Алекс.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Ну, что ты, сынок. Этот фокусник, говорят, сейчас большим человеком стал. Вроде бы инсценировал свою смерть на зоне, сделал пластическую операцию, а сейчас где-то на Севере бизнесменом стал. Но я не верю. Погиб он на зоне. Вот его личное дело. Посмотри.
      Полковник протягивает огромную папку, переполненную бумагами и фотографиями. Алекс не сразу берет её в руки. Долго смотрит на обложку с надписью: "Дмитрий Иванович Коршун". А в скобках (Дикий). Переворачивает обложку и сразу же видит большую фотографию бандита-отца. На него смотрит дерзкий взгляд насмехающихся глаз.
      АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
      "Как я похож на него. Тот же нос, те же глаза, подбородок, губы!".
      Дмитрий Коршун был сфотографирован в майке, из-под которой виднелось разрисованное тело. На руке выше локтя красовалась огромная змея, вонзившая свой клык в медицинскую шапочку с красным крестом. Змея длинными лапами зажимала кинжалы.
      Алекс закрывает папку и бросает её на стол. Ему противно осознавать, что в его жилах течет кровь этой мерзости.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Возьми его фотографию. Так, на всякий случай. У меня этого добра достаточно.
      АЛЕКС
      А мне зачем? Не знал столько лет и знать не хочу.
      ИВАН МИТРОФАНОВИЧ
      Возьми, возьми. Вдруг пригодится.
      Алекс нехотя берет фотографию Дикого и прячет в карман. Они еще выпивают без закуски, и Алекс чувствует, что ему уже все равно, что о нем подумает этот хитренький полковник. ЗТМ.
      26.ИЗ ЗТМ. НАТ. ДОРОГА В АЭРОПОРТ. МАШИНА ЕДЕТ ПО ДРОГЕ. РОССИЯ. ДЕНЬ. ЛЕТО. ФЛЭШБЕК.
      По дороге мчится машина. Российская природа: леса, реки, поля, мосты, деревеньки и богатые села, города и поселки.
      
      27.НАТ. ДОРОГА В АЭРОПОРТ. МАШИНА. РОССИЯ. РАННИЙ ВЕЧЕР. ЛЕТО. ФЛЭШБЕК.
      В машине на заднем сидении спит Алекс. Водитель и сопровождающий разговаривают тихо.
      ВОДИТЕЛЬ
      Ты посмотри, как его разморило. Сразу видать, народ не пьющий. Нет нашинской закалки. А ещё в полиции работает. Как его там держат?
      СОПРОВОЖДАЮЩИЙ
      Не болтай лишнего, Макарыч. Вдруг не спит.
      И вот, что я тебе ещё скажу. Эти ребята умом сильны. И воюют они похлеще нашего.
      Что ни год-два, там война. Этот израильский офицер прошел столько войн, что нам с тобой и не снилось.
      ВОДИТЕЛЬ
      Я тоже месяц был в Чечне. Понюхал пороха до одурения.
      СОПРОВОЖДАЮЩИЙ
      Тем более. Вот и представь, каково им там каждый год воевать! Тише. Пусть спит...
      28.ИНТ. НАТ. САМОЛЕТ МОСКВА-ТЕЛЬ-АВИВ. ПОЛЕТ. ВЕЧЕР.
      В самолете Алекс сидит по соседству с русскоговорящей израильтянкой. Он смотрит на пассажиров пустым взглядом.
      АЛЕКС
      Вот в чем прелесть пьянства!
      Неожиданно для самого себя произносит Алекс.
      ДЕВУШКА
      Что Вы сказали?
      Удивленно переспрашивает девушка.
      Алекс немного смущаетсяся, помолчал и сладко засыпает. ЗТМ.
      
      29.ИЗ ЗТМ. НАТ. БАЛКОН КВАРТИРЫ АЛЕКСА. ИЗРАИЛЬ. ЛЕТО. ДЕНЬ.
      Алекс курит на балконе. Полная пепельница окурков. Пустая чашка из-под кофе. Раздается звонок. Алекс берет трубку.
      АЛЕКС
      Да. Слушаю, Дарон... Не признается? А второй?.. Тоже? Пусть с ними поговорит Надав, а ты займись друзами. Всё. ЗТМ.
      
      30.ИЗ ЗТМ. ИНТ. САЛОН В КВАРТИРЕ АЛЕКСА. ИЗРАИЛЬ. ДЕНЬ.
      Алекс входит в салон с балкона. В доме всё те же люди, что и были раньше. Разговаривают между собой группками на разных языках. Алекс подходит к каждой группе и с ними разговаривает на разных языках. (Иврит, русский, арабский).
      Алекс подходит к Борису Семеновичу. Старик сидит, опустив голову. Издали кажется, что он даже спит.
      АЛЕКС
      Борис Семенович, Вам плохо?
      Старик поднимает голову. Глаза у него злые и красные. Он смотрит на Алекса, и взгляд его теплеет и становится ласковым. Алекс немного смущен.
      БОРИС СЕМЕНОВИЧ
      Нет, нет. Что-то попало в глаз. Не беспокойтесь. Занимайтесь гостями.
      Алекс внимательно смотрит на старика. Неприятное чувство овладевает им. Алекс вспоминает, как реагировал Борис Семенович на шутки Михаила Самойловича в то страшное утро убийства... ЗТМ.
      31.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КВАРТИРА СТАРИКОВ. ГОСТИНАЯ. РАННЕЕ УТРО.
      МИХАИЛ САМОЙЛОВИЧ
      Смотрите, наш "бандит" проснулся. Борис Семёнович, Вы сегодня всё проспали. Мы с Левой обсуждаем морально-этические проблемы, а Вы изволите спать.
      Старик зло смотрит на Михаила Самойловича.
      БОРИС СЕМЕНОВИЧ
      Вам бы только зубы скалить и смеяться над простым людом.
      МИХАИЛ САМОЙЛОВИЧ
      Это кто же тут "простой люд"?! Не скромничайте, мой друг. Богатый и завидный жених - вот, кто Вы. Мы ещё повеселимся на Вашей свадьбе.
      БОРИС СЕМЕНОВИЧ (В СТОРОНУ)
      Особенно ты.
      32.ИЗ ЗТМ. ИНТ. САЛОН В КВАРТИРЕ АЛЕКСА. ИЗРАИЛЬ. ДЕНЬ.
      К Борису Семеновичу и Алексу подходит Лева и присаживается рядом.
      АЛЕКС
      Извините меня, но я хочу ещё раз поговорить с вами о последних днях моего отца.
      ЛЕВА
      Бога ради, мы к Вашим услугам.
      АЛЕКС
      Вспомните, пожалуйста, в последнее время вы замечали что-нибудь особенное в поведении отца? Может быть, он с кем-то ругался? Может кто-нибудь его посещал?
      ЛЕВА
      Нет. Кроме Вас, Алекс, никто. Даже Владимир Сергеевич, его ближайший друг, ни разу не заходил. Не хотел нас беспокоить. А в то утро все было, как и обычно. Я уходил в магазин, закрыл ключом дверь, а он спокойно сидел в салоне и читал книгу. Никого не ожидал, никуда не собирался идти.
      АЛЕКС
      Дверь была открыта ключом. Не было даже попытки взломать дверь. А у кого есть еще ключи от квартиры?
      ЛЕВА
      У хозяина и его жены.
      АЛЕКС
      Что вы о нем можете сказать?
      БОРИС СЕМЕНОВИЧЛЕВА
      Ничего хорошего. Жадный, хитрый, как и все польские евреи.
      ЛЕВА
      Старик себе на уме. Он не очень хотел, чтобы я еще кого-то пускал в квартиру, но когда ему предложили месячную оплату на 100 долларов больше, все сомнения потеряли всякий смысл. Он сейчас хочет продавать квартиру. После двух смертей считает, что она проклята его завистниками.
      АЛЕКС
      Лева, зная Вас, мне неудобно спрашивать, но, всё же, я ещё раз хочу уточнить. Вы точно помните, что закрывали квартиру?
      ЛЕВА
      Не сомневайтесь. Я очень аккуратен в этих вопросах. Но, смею напомнить, о тех ощущениях, которые у меня возникли по дороге в супермаркет. Я рассказал об этом следователю, но он, мне кажется, не обратил на мои слова должного внимания.
      АЛЕКС
      Обратил, еще как обратил. И наркомана он проверил, и пьяницу-художника. У них железное алиби. Мужички в это время помогали людям перевозить мебель в соседнем доме. Деньги им хорошие пообещали.
      ЛЕВА
      Но, кто же тогда за мной следил?
      Алекс внимательно смотрит на почти каменное лицо Бориса Семеновича. Старик сидит тихо, почти не участвуя в разговоре. На его лице невозможно увидеть ни единого чувства.
      АЛЕКС
      Вот это нам еще предстоит выяснить.
      Вдруг он оживляется, кивает головой, будто в подтверждение своим мыслям и продолжает:
      АЛЕКС
      Кто знал, что Вы должны идти в магазин?
      ЛЕВА
      Многие: наркоман, художник, охранник в супермаркете и все работники магазина. Ну и, конечно же, Борис Семенович. Ваш отец. Все знали, так как я это делаю каждый день в одно и то же время много лет подряд. Вот такой я человек. С привычками расстаюсь с большим трудом.
      АЛЕКС
      Вы чувствовали, что за Вами наблюдают все время?
      ЛЕВА
      Нет. Последний раз я это почувствовал в молочном отделе.
      АЛЕКС
      А, когда Вы шли домой за Вами никто не следил?
      ЛЕВА
       Думаю, что нет. Хотя...
      АЛЕКС
      Сколько времени Вы шли из магазина?
      ЛЕВА
      Не знаю точно. Мне казалось недолго. Минут 20-30 вместе с посещением кассы и Фаниной скамейки.
      АЛЕКС
      Что же произошло? Что?
      Не обращая ни на кого внимания, Алекс задает эти вопросы сам себе и продолжает:
      АЛЕКС
      Да, ответ не лежит на поверхности.
      Алекс встает и подходит к окну. Он продолжает рассуждать про себя:
      АЛЕКС (ЗА КАДРОМ)
      "Старику могло показаться, что за ним следят. Такое бывает с пожилыми людьми, перенесшими огромную душевную травму. А если это правда? У убийцы был сообщник. Один действительно следили за Левой, а другой убивал отца. А если он был один? За 10-20 минут убить физически крепкого человека смог бы только профессионал. Но за что? Какой силы должен быть мотив, чтобы так зверски расправиться с человеком? Кому так сильно мог насолить отец? Отец или я? Какие дела у меня были в последнее время? Кто мне угрожал?"... ЗТМ.
      33.НАТ. ФЕРМА. ИЗРАИЛЬ. НОЧЬ. ЛЕТО. ФЛЭШБЕК.
      Из ЗТМ.
      Ферма израильтянина. Рядом находится бедуинская деревня. Со стороны деревни к ферме тихо подъезжает грузовая крытая машина с автоматическим подъемником. Из машины выходят два человека. Это бедуины. Они тихо пробираются на ферму. Открывают загон с овцами, хватают барана и тащат его к машине. За бараном устремляются к машине и другие овцы. Лают собаки.
      34.НАТ. КРЫЛЬЦО ДОМА ФЕРМЕРА. ИЗРАИЛЬ. НОЧЬ. ЛЕТО.
      На крыльцо дома выбегает с ружьем хозяин. Он стреляет в воздух и кричит:
      ХОЗЯИН
      Стой, стрелять буду. Стой, ворюга!
      Воры не обращают никакого внимания на крик хозяина. Продолжают уводить овец к машине.
      Хозяин ещё раз стреляет в воздух. Но воры не обращают на него никакого внимания. Из темноты доносится смех.
      ХОЗЯИН
      Ах, так! Ну, погодите, гады!
      Хозяин фермы стреляет в темноту. Раздается крик.
      35.НАТ. МАШИНА ВОРОВ. ИЗРАИЛЬ. НОЧЬ. ЛЕТО.
      Один из воров падает на землю, а второй вскакивает в машину и быстро уезжает в сторону деревни. Хозяин подбегает к лежащему на земле вору. Щупает у него пульс и понимает, что тот мертв. Он достает телефон, звонит в полицию и скорую помощь...
      ХОЗЯИН
      Алло, я убил человека.
      Он опускается на землю рядом с убитым.
      36.НАТ. КРЫЛЬЦО ДОМА ФЕРМЕРА. ИЗРАИЛЬ. НОЧЬ. ЛЕТО.
      На крыльцо выбегает супруга хозяина Ривка. Она кричит в темноту.
      РИВКА
      Менаше, что случилось? Ты живой, Менаше! Ой ва вой, господи, за что нам это наказание? Менаше ты живой?
      Из темноты доносится голос Менаше.
      МЕНАШЕ
      Я его убил, Ривка. Теперь тюрьма. Господи, прости мою грешную душу. Но ты сам учил нас расправляться с ворами. Господи, прости меня...
      Раздаются сирены полицейских машин и скорой помощи.
      37.НАТ. МЕСТО, ГДЕ ЛЕЖИТ УБИТЫЙ ВОР И СИДИТ МЕНАШЕ. ИЗРАИЛЬ. НОЧЬ. ЛЕТО.
      Из машины выходят Алекс, Дорон и ещё несколько оперативников. Врач подходит к убитому, осматривает его и разводит руками. Оперативники осматривают местность, фотографируют труп. Медработники упаковывают убитого в специальный мешок и увозят.
      Алекс обращается к хозяину фермы.
      АЛЕКС
      Расскажите, как это произошло, и дайте мне Ваше удостоверение личности.
      ХОЗЯИН
      Пройдемте в дом...
      38.ИНТ. САЛОН В ДОМЕ ФЕРМЕРА. ИЗРАИЛЬ. НОЧЬ. ЛЕТО. ФЛЭШБЕК.
      Салон в доме фермера. Из спальни выглядывают перепуганные дети. Хозяин - высокий грузный мужчина 35-40 лет с большой бородой и в кипе. В доме скромное убранство. Салон соединен с кухней. Хозяин Менаше сидит на диване, обхватив голову руками. Рядом с ним сидит его супруга Ривка и успокаивает его. Супруга тоже в религиозной одежде. Алекс ходит по комнате и слушает Менаше.
      МЕНАШЕ
      Эти сволочи ко мне ходят не первый раз. Они уже обнаглели до невозможности. Украли у меня пять овец. Приезжают каждую неделю. Я неоднократно обращался в полицию, но вам не до меня и моих овец. Мне отвечали, что разберутся, и никто даже пальцем не пошевелил. Наша полиция, извините, боится арабов и бедуинов. Если бы я, еврей, посмел сделать что-то подобное, то уже бы давно сидел в тюрьме.
      АЛЕКС
      Расскажите, Менаше, что произошло сегодня ночью. В подробностях, пожалуйста.
      МЕНАШЕ
      Проснулся я от шума овец. Посмотрел в окно и сразу всё понял. Схватил ружье и выбежал из дома. Смотрю, а они барана тащат в грузовик. За ним потянулись и овцы. Я хотел напугать воров и выстрелил в воздух. Они не отреагировали и продолжали уводить овец. Я им кричал, чтобы они остановились. Второй раз выстрелил в воздух. Продолжают, сволочи. Вдруг слышу, что они смеются надо мной. Я не выдержал и выстрелил в темноту. Один упал, а другой вскочил в машину и уехал в деревню. Когда я понял, что вор мертвый, я вызвал вас.
      АЛЕКС
      Понятно. Собирайтесь все. Поедем в участок. Вам здесь оставаться нельзя.
      МЕНАШЕ
      А как же дом, овцы?
      АЛЕКС
      Утром будем решать...
      39.НАТ. ДОМ ФЕРМЕРА МЕНАШЕ. ИЗРАИЛЬ. НОЧЬ. ЛЕТО. ФЛЭШБЕК.
      Дом фермера Менаше закрыт. В загородке овцы.
      К дому со стороны деревни подъезжают 5-6 машин. Из них выбегают молодые парни. Разбивают загородки и уводят овец. Другие обливают со всех сторон дом фермера и поджигают. Пожар. Полыхают все постройки. Молодые люди садятся в машины и уезжают по направлению деревни. Звучат сирены пожарных машин...
      40.НАТ. БЕДУИНСКАЯ ДЕРЕВНЯ. ИЗРАИЛЬ. УТРО. ЛЕТО.
      Бедуинская деревня. Много полицейских машин стоит возле одного из домов. Производятся аресты молодых людей, подозреваемых в поджоге фермы. В полицейских джипах уже сидит человек пять-шесть. Работает спецподразделение полиции. Дом окружен. Алекс командует людьми. Из дома выбегают родители парня, которого хотят арестовать. Отец кричит на Алекса.
      ОТЕЦ
      За что ты его хочешь забрать? На каком основании?
      АЛЕКС
      Он подозревается в поджоге фермы и воровстве овец.
      ОТЕЦ
      У тебя есть доказательства?
      АЛЕКС
      Есть и ещё будут.
      Из дома полицейские выводят парня лет 20-25. Он пытается вырваться, но его крепко держат и силой сажают в машину.
      ОТЕЦ
      Пусть горит под тобой и твоим родом земля. Пусть твой отец почувствует то, что чувствую сейчас я... ЗТМ.
      41.ИЗ ЗТМ. ИНТ. САЛОН В КВАРТИРЕ АЛЕКСА. ИЗРАИЛЬ. ДЕНЬ. ЛЕТО.
      Алекс вновь подходит к Леве и Борису Семеновичу. Лицо его озабочено. Старики, молча, наблюдают за Алексом, не смея его отвлекать от мыслей. Вдруг Лева заерзал на стуле и тихо спросил у Алекса:
      ЛЕВА
      Вы кого-то подозреваете, Алекс?
      АЛЕКС
      Почему Вы так решили?
      ЛЕВА
      У Вас только что был такой вид, как будто Вы кого-то арестовывали.
      
      АЛЕКС
      Вы наблюдательны. Но пока я никого не подозреваю. (Неожиданно) Борис Семенович, а где Вы были в это время?
      Борис Семенович от неожиданности крякает, на мгновение теряется, но быстро берет себя в руки и отвечает.
      БОРИС СЕМЕНОВИЧ
      Где я был? А где я был? Ах, да. Я пошёл на прогулку и встретил по дороге Владимира Сергеевича. Мы сидели в парке и разговаривали. Вернувшись с прогулки, я увидел этот кошмар.
      АЛЕКС
      Когда Вы выходили на прогулку, ничего не заметили подозрительного?
      БОРИС СЕМЕНОВИЧ
      Я вышел на улицу сразу же за Вами. Вы сели в машину и уехали, а я пошёл гулять, не обращая внимания на окружающих... Ах, да. За Вами отправилась другая машина цвета "Металлик".
      АЛЕКС
      Машина?... ЗТМ.
      42.ИЗ ЗТМ. НАТ. ДОРОГА В ГОРОДЕ. ИЗРАИЛЬ. ДЕНЬ. ЛЕТО. ФЛЭШБЕК.
      По дороге не быстро едет полицейская машина без сирены и с потушенными "мигалками". В машине Алекс и Дорон. Оба выглядят уставшими. Видно, что ночью они не спали. За рулем Алекс.
      АЛЕКС
      А ведь этого фермера засудят. А жаль. По сути, он прав. И каждый нормальный человек поступил бы так же.
      ДОРОН
      Это противозаконно. Никто не давал ему право вершить самосуд. Хотя, его можно понять.
      АЛЕКС
      А что бы ты сделал на его месте?
      ДОРОН
      Не стрелял бы. Нужно было позвонить в полицию. Или сфотографировать воров... Не знаю...
      АЛЕКС
      А как же быть с неприкосновенностью частной собственности? Да и в полицию он не раз обращался. И никто из наших ему не помог. Я и в это верю. А, разве Менаше не прав, когда говорит, что полиция боится заходить в арабские деревни? Боимся межэтнических скандалов. Вот и наглеют ребята. Если бы была моя воля...
      ДОРОН
      И всё же, закон есть закон. Он для всех одинаков.
      АЛЕКС
      Значит, закон надо менять, если он неправильный.
      Некоторое время они едут молча. Каждый думает о своем. Алекс поглядывает в зеркало заднего вида. Он обращает внимание на "Мазду" серого цвета, которая следует за их машиной от полицейского участка, в который были привезены подозреваемые в поджоге и воровстве бедуины.
      ДОРОН
      Что ты крутишься по городу?
      АЛЕКС
      Ты видишь эту "Мазду"? Она едет за нами от самого участка.
      Дорон оборачивается назад и оценивает ситуацию.
      ДОРОН
      Так и есть. Поверни здесь направо.
      АЛЕКС
      Я уже это проделал несколько раз. А он не отстает. Нагло едет за нами.
      ДОРОН
      Они хотят, чтобы мы их заметили.
      Алекс останавливается. "Мазда" замедляет ход, а затем резко набирает скорость и поворачивает направо. Алекс выходит из машины. Смотрит вслед уносящейся "Мазде" и возвращается в машину.
      ДОРОН
      Номер запомнил?
      АЛЕКС
      Только первые три цифры. Я не очень уверен. Далеко уже был.
      ДОРОН
      Что бы ты без меня делал? Пиши. Я запомнил. ЗТМ.
      43.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КАБИНЕТ АЛЕКСА В ПОЛИЦИИ. ИЗРАИЛЬ. ВЕЧЕР. ЛЕТО. ФЛЭШБЕК.
      Кабинет Алекса в полицейском участке. Очень простая обстановка. Письменный стол. На столе компьютер и много бумаг. С правой стороны стоит массивный сейф. В кабинете несколько шкафчиков, заполненных папками. Над креслом Алекса висит портрет премьер-министра Израиля. Под стенками расставлены стулья. Алекс разговаривает по телефону.
      АЛЕКС
      Все материалы по задержанию подозреваемых я передал Рахэль... Моё мнение? Вы знаете, как я отношусь к халатности наших сотрудников... Уверен, что - это не политкорректность, а преступная халатность... Человек неоднократно обращался в полицию, предупреждал, просил о помощи, а мы... Нет, не понимаю. Если полицейский боится посетить свой участок, то ему не место в полиции... Хорошо. Я изложу всё в письменном виде.
      В кабинет входит расстроенный Дорон.
      АЛЕКС
      Узнал? По выражению лица вижу, что тебе сейчас легче вырвать зуб, чем мне сообщить результат поисков.
      ДОРОН
      Нет, зубом я не пожертвую, но и обрадовать мне тебя нечем.
      АЛЕКС
      Не томи.
      ДОРОН
      "Мазда" серого цвета числится в угоне уже месяц... ЗТМ.
      44.ИЗ ЗТМ. ИНТ. САЛОН В КВАРТИРЕ АЛЕКСА. ИЗРАИЬ. ЛЕТО. ДЕНЬ.
      Салон квартиры Алекса. Алекс сидит со стариками. Он в размышлениях потирает голову. Лева и Борис Семенович внимательно смотрят на Алекса. Вдруг Лева, с трудом спрятав неловкость, спрашивает.
      ЛЕВА
      Господин Алекс, не сочтите меня невежливым человеком... Не могли бы Вы тоже ответить на мой вопрос? Понимаю, что не время, но может это чем-то поможет.
      АЛЕКС
      Лева, ну что Вы ко мне так официально обращаетесь? Вы же мне в отцы годитесь.
      ЛЕВА
      Тогда скажи мне, какая кошка пробежала между тобой и отцом?
      Борис Семенович испуганно смотрит на Леву и весь напрягается как струна. Он немного привстает, а затем, взяв себя в руки, тихо садится на место. Алекс не сердится и тихо спрашивает:
      АЛЕКС
      А разве он вам не рассказывал?
      ЛЕВА
      Ты плохо знал своего отца.
      АЛЕКС
      Это старая и очень печальная, если не сказать, трагическая история... ЗТМ.
      45.ИЗ ЗТМ. ИНТ. КВАРТИРА ПИЛЯВСКИХ СТАРШИХ. ИЗРАИЛЬ. ФЛЭШБЕК.
      Квартира родителей Алекса. Алекс только что вернулся из России. Мать и отец радостно встречают сына. Он обнимает родителей. Садится на диван и жестко спрашивает:
      АЛЕКС
      Скажите мне, дорогие родители, я маленький мальчик или имею право знать правду?
      ЭЛЛА
      Ты о чем, сынок?
      АЛЕКС
      Хватит. Я всё знаю.
      ЭЛЛА
      Я же говорила, Миша, что он не должен был туда ехать.
      МИХАИЛ САМОЙЛОВИЧ
      Он взрослый человек и имеет право знать правду. Я тебе об этом раньше говорил, но ты меня не слушала.
      ЭЛЛА
      Сынок, я берегла твоё сердечко, твоё спокойствие. Тебе не нужна была никакая правда. Ты мой и только мой сын. Разве не так?
      АЛЕКС
      Оказывается, что нет...
      Мать бледнеет и медленно опускается на пол. Она лежит на каменном полу с открытыми глазами и не дышит...
      Алекс смотрит с ужасом, как отец суетится возле матери, пытается сделать ей искусственное дыхание, изо всех сил нажимает обеими руками на грудную клетку, заставляя остановившееся сердце вновь наполниться жизнью. Он хватает таблетку и пытается вложить матери в рот, но все усилия напрасны. Лицо матери постепенно становится мраморно-белого цвета. Отец ещё что-то говорит жене, тормошит её, а затем медленно закрывает веки матери открытой ладонью и, упав на грудь, тихо рыдает... ЗТМ.
      
      
      Конец третьей серии.
      
      љ А. Г. Петровецкий. 2011
      контактный телефон: (972+) 050-8520068
      E-mail: amisraelhay@hotmail.com
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Петровецкий Анатолий Григорьевич (amisraelhay@hotmail.com)
  • Обновлено: 07/07/2011. 68k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка