Парадокс Марк: другие произведения.

Декабрь в Венеции. Часть 3

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Парадокс Марк (mark.paradox@gmail.com)
  • Обновлено: 20/11/2021. 69k. Статистика.
  • Статья: Италия
  • Иллюстрации: 23 штук.
  •  Ваша оценка:


         ДЕКАБРЬ В ВЕНЕЦИИ

          Пристрастные заметки

                На башне, с песнию чугунной,
                Гиганты бьют полночный час.
                Марк утопил в лагуне лунной
                Узорный свой иконостас.
                                                        Александр Блок
         
         Часть 3. От площади Сан Марко до набережной Скьявони

          Прокурации и прокураторы - 70 лет пролежать, чтоб подняться и стоять 8 веков -
          трагическая судьба дожа - путешествия квадриги и крылатого льва - плюшевый плед и
          церковь Святого Марка - самое старое кафе в Италии - главная набережная Венеции - два
          знаменитых узника свинцовой тюрьмы - мрачная история самого романтичного моста

         Третья часть заметок начинается с того места, откуда начинаются все основные обзорные
         экскурсии по Венеции - с площади Сан Марко. Со знаменитыми объектами этой площади
         знакомы даже те, кто не только заезжал в Венецию на один день, но и те, кто никогда в ней не
         был, - настолько символы города на воде (а все, что на пьяцца Сан Марко - это символы
         Венеции) популярны в индустрии туризма, искусстве, литературе...
         Именно поэтому я воздержусь от подробного описания этих символов, а остановлюсь лишь на
         некоторых аспектах каменных обитателей площади Сан Марко.
         Вот вид на площадь с лоджии собора Сан Марко - трапециевидная площадь опоясана с трех
         сторон зданиями прокураций. Симметрия высот этих зданий и повторяющийся ритм аркад и
         колонн завораживают, торжество венецианского чинквеченто проявляется здесь со всей своей
         мощью.

         
     []

         1

         На снимке справа, т.е. на северной стороне - мы смотрим на площадь с собора Сан Марко,
         расположенного на востоке пьяццы, и само это восточное расположение, символично, вряд ли
         можно отыскать еще историческое сооружение такого уровня, которое так органично
         совмещает византийские традиции с западным искусством - находятся Старые прокурации
         (Procuratie Vecchie). Напротив, на южной стороне, взирают на площадь Новые прокурации
         (Procuratie Nuovo), а на западе пьяццы два этих здания соединены в многовековый союз
         Новейшими прокурациями (Procuratie Nuovissime), они же Крыло Наполеона. Откуда эти
         названия и для кого были возведены эти прекрасные здания? Ответ прост - прокурации были
         построены для прокураторов. Издевку этого ответа я исправлю, а пока взгляните на два шеста
         для знамен на снимке площади - бронзовые основания их датируются 1-ой половиной XVI века.
         Вообще, весь облик площади Сан Марко в главных чертах сложился к концу XVI столетия, а
         окончательный вид приобрел во второй половине XVIII го.

         Возвращаемся к прокураторам - эта важная государственная должность появилась задолго до
         зданий прокураций, в IX веке. Тогда был только один прокуратор, которого дож Венеции
         назначил руководить строительством храма, посвященного покровителю города (Святому
         Марку) и распоряжаться прилегающей территорией. Впоследствии число прокураторов
         неуклонно увеличивалось, полномочия расширялись, но должность неизменно оставалась
         пожизненной, занимаемой в основном дворянами из знатных семей.
         В середине XV века было 9 прокураторов, в начале XVIII уже вдвое больше. В XII веке было
         построено длинное двухэтажное здание там, где сейчас Старые прокурации, при этом наверху
         были съемные квартиры, а снизу магазины (они также сдавались в аренду). Управление этой
         недвижимостью и было передано прокураторам. Пожар 1512 года привел к обрушению фасада,
         и с 1514 до 1538 года был возведен новый дворец, строительство которого завершил главный
         архитектор Венецианской республики Якопо Сансовино. Под его руководством на площади Сан
         Марко были созданы библиотека Марчиана, монетный двор и лоджетта.

         
     []

         С 1583 года было начато строительство Новых прокураций по проекту Винченцо Скамоцци,
         работа затянулась и завершилась уже под руководством Бальдассаре Лонгены в 1660 году. Во
         время французского господства с 1805 года здание Новых прокураций было преобразовано в

         2

         королевскую резиденцию Наполеона, который в дальнейшем решил расширить помещение с
         возведением бального зала. Для этого в 1807 году была снесена церковь Сан-Джеминиано на
         западной стороне площади и начато строительство нового здания, два этажа которого
         повторяют конструкции Сансовино в библиотеке Марчиана (их же использовал Скамоцци для
         Новых прокураций). Неоклассический стиль здания, получившего название Крыло Наполеона,
         органично вписался в дворцовый дизайн площади. Кажется, что все три здания и здание
         библиотеки на пьяцетте Сан Марко созданы по единому проекту одним гениальным
         архитектором. И кто после этого осудит Наполеона, снесшего с лица земли стоящую на месте
         его нового детища церковь, которая брала начало с XII века?


         
     []

         Вид на юг с лоджии церкви Сан Марко - это вид на море, там - парадный вход на площадь через
         пьянцетту. Справа на снимке - уже упомянутая библиотека Сан Марко (Марчиана), слева -
         самый знаменитый дворец в мире - Палаццо Дукале, он же Герцогский дворец, он же Дворец
         дожей. В центре пьяцетты еще рождественская елка (мы говорим о декабрьской Венеции), а
         далее две знаменитые (на площади Сан Марко нет ничего незнаменитого) колонны - слева
         Святого Марка, справа - Святого Теодора, того самого, который, как мы упоминали в
         предыдущих заметках, в IX веке уступил небесное покровительство города Святому Марку,
         оставшись при этом тем не менее весьма почитаемым венецианцами.
         История колонн начинается в глубокой древности: Венеция участвовала в одной из войн конца
         XI века на стороне Константинополя и после победы союзников получила один из военных
         трофеев в виде трех монолитных гранитных колонн. В 1125 году эти колонны морем (а как еще в
         то время?) были доставлены в Венецию, одна из колонн свалилась в воду при разгрузке, была
         унесена течением и до сих пор не найдена (!). Две оставшиеся, а вес каждой около 100 тонн,
         благополучно остались лежать на берегу, ведь при технике тех времен никто не представлял, как их
         поднять. И так они пролежали более 70 лет, пока Никколо Бараттьери - при описании
         моста Риальто я обещал, что на пьяцце Сан Марко мы еще встретимся с именем строителя
         первого понтонного моста через Гранд-канал (1181 год) - не взялся решить эту грандиозную
         задачу.

         3

         
     []

         Дворец дожей и библиотека Святого Марка (Марчиана)

         Чтобы понять, как он справился с ней, надо обратиться к самому древнему растению, которое
         стали выращивать для промышленных целей, - конопле. Именно из конопли 10 тысяч лет назад
         научились делать грубое волокно, так появилась пенька. Удивительная прочность и стойкость к
         соленой воде слелали пеньку незаменимой в морском деле, помимо канатов и веревок
         конопляное волокно использовалось для парусного полотна. В средние века пеньку применяли
         даже для изготовления доспехов, которые могли выдержать удар сабли и пулю на излете. Еще в
         середине XIX века в России использовалась пенька в ходе Крымской войны - пеньковыми
         канатами защищались амбразуры русских укреплений.
         При обливании водой пеньковый канат сокращается - именно это и использовал Бараттьери при
         поднятии колонн.
         Место между двумя колоннами на пьяцетте получило дурную славу - здесь проводились казни
         приговоренных, смертника ставили лицом к Часовой башне, чтобы он видел последние минуты
         своей жизни... И в наши дни многие венецианцы избегают прохода между колоннами.
         В блестящей новелле Эрнста Теодора Гофмана "Дож и догаресса" (читается на одном дыхании!)
         описан последний драматический период жизни венецианского дожа Марино Фальера.
         Избранный дожем в возрасте 80 лет (идет 1354 год) заочно во время пребывания с
         дипломатической миссией в папском суде, успешный военачальник возвращается в Венецию, и
         его корабль попадает в сильнейший шторм. Спасенный юным венецианцем, подплывшим на
         быстрой простой лодке, дож впопыхах проведен к площади между гранитными колоннами...
         Через 7 месяцев обвиненного и признавшегося в заговоре против Синьории дожа казнят, отрубив
         голову и изувечив тело...

         4

         
     []

         Вид на пьяцетту Сан Марко с лоджии собора Сан Марко

         Интрига и накал страстей в этой истории не уступят шекспировскому Отелло, сюжет использован
         рядом известных мастеров слова, кисти и музыки. Через 3 года после новеллы Гофмана увидела
         свет историческая трагедия Байрона "Марино Фальер, дож венецианский", известны опера
         Доницетти, картина Делакруа.
         Вернемся на балкон собора Сан Марко, на фото ниже - четверка коней (квадрига), на дальнем
         плане Часовая башня Торре делл'Оролоджо, еще одно "культовое" сооружение площади,
         датируемое концом XV века.
         На крыше башни неустанно бьют в колокол два пастуха в овечьих шкурах: старый и молодой
         (символ течения времени!), отмечая каждый час, 30 и 15 минут. Их бронзовые фигуры
         почернели со временем, и поэтому получили название венецианских мавров. Называли их и
         гигантами, высота пастухов в 2,6 метра это оправдывает, да и колокол им под стать - высота 1,56
         м, диаметр 1,27 м.

         Теперь спустимся на уровень третьго этажа Часовой башни, сразу над монументальной аркой,
         занимающей первые два. Здесь и расположено подлинное чудо, давшее название башне, -
         часы, созданные более полутысячи лет назад. При возведении башни, которая должна была
         стать символом богатства и могущества города, - недаром она сооружена на месте, видном из
         лагуны, из вод Адриатики - не скупились использовать и сусальное золото, и ультрамарин.
         Мраморный циферблат часов разделен на 24 сектора от I до XXIIII - в 1-ой части заметок мы уже
         видели циферблат из 24 делений на фасаде церкви Джакометто возле моста Риальто. Одна
         золоченая стрелка с изображением солнца показывает время, часовой механизм указывает
         также смену времен года, прохождение Солнца в знаках Зодиака и фазы Луны. 12 рельефных
         фигур знаков Зодиака выделяются богатой позолотой на фоне глубокого синего цвета

         5

         внутреннего диска. Внешняя мраморная окружность неподвижна, а две внутренние сферы
         вращающиеся.

         
     []

         Квадрига коней на балконе собора Сан Марко и вид на Часовую башню

         На следующем этаже, над часами находится статуя богородицы с младенцем. Если
         приглядеться к голубым панелям по бокам статуи, можно увидеть показание времени: слева
         отсчет часа римскими цифрами, справа - минуты арабскими (с интервалом в 5 минут).

         Теперь поднимемся на самый верхний этаж, где на синем фоне, украшенном восьмиконечными
         позолоченными звездами, приветствует город крылатый лев Святого Марка, главный символ
         покровителя Венеции. Лев держит открытую книгу с латинской надписью PAX TIBI MARCE
         EVANGELISTA MEUS ( Мир тебе, Марк, мой Евангелист). Открытое Евангелие символизирует
         мир; знамена завоевателей содержали изображение льва с закрытой книгой, - война.

         6

         
     []

         Мавры на крыше Часовой башни

         Поклонники одного из главных символистов русской поэзии Валерия Брюсова могут
         воспользоваться его трактовкой латинской надписи:

         "Мир тебе, о Марк, глашатай
         Вечной истины моей".
         И на книгу лев крылатый
         Наступил, как страж морей.

         А завершается это стихотворение так:

         Над толпами, над веками,
         Равен миру и судьбе,
         Лев с раскрытыми крылами
         На торжественном столбе.

         Под стихотворением указано: Венеция, 1902.

         Есть у Брюсова стихи, написанные в Венеции, датируемые июнем 1902 года. Интересно, застал
         ли поэт событие июля 1902-го, когда обрушилась 99-метровая колокольня (Кампанила) на
         площади Сан Марко, еще один из главных символов города. Кирпичное строение было
         возведено в 1514 году на месте сторожевой башни IX века и является отдельной частью собора
         Святого Марка. Перед колокольней стоит изящное здание лоджетты, построенное Якопо
         Сансовино, здесь размещалась охрана дворца дожей.

         7

         
     []

         Фрагменты Часовой башни на площади Сан Марко

         При обрушении башни были разрушены лоджетта и ближайший угол дворца дожей, но, к
         счастью, ни один человек не пострадал.
         Восстановили башню и лоджетту в том же виде (была лишь усилена конструкция) и открыли в
         день Святого Марка 25 апреля 1912 года. Тот же Брюсов в 1908 году с горечью описывал руины
         Кампанилы...

         Вернемся к крылатому льву Святого Марка. Изображение его популярно по всей Италии, но, конечно,
         наибольшая концентрация символа в Венеции. На коллаже справа от крылатого льва
         Часовой башни барельеф, сфотографированный мной на фасаде Палаццо деи Диеси Сави,
         расположенном рядом с дворцом Камерлинги (это в него я заходил по мосткам во время
         высокой воды) возле моста Риальто. Здесь другой вид эмблемы - вверху голова льва держит в
         зубах крылатого хищника с уже знакомой книгой и латинским изречением, ниже каменная
         плита с надписью, указывающей правление дожа Леонардо Лавредано и 1521 год (MDXXI). Это
         75-й дож Венеции, а 1521 год - год реконструкции дворца после пожара. История барельефа
         ведет к короткому периоду освобождения Венеции от Австрийской империи в 1848 году, когда
         были восстановлены и созданы изображения символа. Сам лев довольно редок - фронтальная
         композиция, вписанная в круг, с крыльями, напоминающими клешни краба.

         8

         
     []

         Вот как далеко увели нас мысли при созерцании площади с лоджии собора Святого Марка. А эти
         рвущиеся в полет грациозные кони как будто перекликаются с крылатым львом Часовой башни
         и готовы следовать за ним во славу города на воде. На самом деле, знаменитой квадриге
         пришлось за свою многовековую историю немало попутешествовать по городам и странам.
         Эту четверку коней причисляют к лучшим скульптурным изображениям лошадей в мире,
         авторство приписывают величайшему древнегреческому скульптору Лисиппу - IV век до н.э.
         Есть, правда, и научные свидетельства, поясняющие, что квадрига является, как и большинство
         дошедших до нас греческих скульптур, римской копией, т.е. датируется II - III веками нашей эры,
         и изготовлены фигуры не из бронзы, а в основном из меди с примесью.
         В любом случае, это не помешало восторгаться квадригой как в далеком прошлом, так и в наше время.

         Итак, путешествия великолепной четвёрки. В V веке она прибывает из
         острова Хиос (ныне Греция) в столицу Восточной Римской империи (она же Византия) Константинополь
         и устанавливается на ипподроме. Восемь веков квадрига украшает ипподром, наблюдая
         сопровождаемые бурными эмоциями зрителей гонки колесниц, чтобы дождаться
         1204 года, когда в ходе Четвертого крестового похода Константинополь подвергся чудовищному
         разграблению. Больше всех от этого похода крестоносцев выиграли венецианцы,
         предоставившие за огромные деньги крестоносцам флот и снаряжение, а после завоевания
         Константинополя получившие еще ряд выгодных территорий и контроль над главными
         торговыми путями, несметные награбленные богатства попали в руки венецианских купцов и
         банкиров. В качестве военных трофеев дож Энрико Дандоло вывез квадригу в Венецию, где она
         и была впоследствии установлена на террасе (лоджии) церкви Святого Марка. При перевозке
         коней им отрубили головы и транспортировали по частям. Поэтому на каждой лошади мы
         видим ошейник на месте отсечения головы. На лоджии ныне находится точная копия коней, в
         1982-м подлинник был переведен для сохранности в музей собора Святого Марка. Вход в собор
         бесплатный, но за подъем на лоджию вкупе с музеем надо платить, отдельная плата и за
         возможность лицезреть прославленный Золотой алтарь (Пала д'Оро).

         9

         
     []

         Конная квадрига на лоджии (копия) и оригинал в музее собора Сан Марко

         На снимке справа подлинник коней из музея. Снимать в соборе запрещено, поэтому снял
         наспех, смартфоном.
         В XIV веке четверкой коней восхищался Петрарка, отмечая, что "древний художник придал
         такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание".
         Путешествие нашей квадриги на этом не заканчивается. После завоевания Венеции Наполеоном
         в 1797 году великолепная четверка снова становится военным трофеем и отправляется в Париж.
         При упоминании этого факта в многочисленных описаниях на русском языке в сети говорится
         вскользь об установке квадриги на арке на площади Каррузель. Более полную и точную
         информацию я нашел на французском. После прибытия в Париж в 1798-м, квадрига ждала
         своего часа, чтоб появиться на крыше Триумфальной арки (Arc de Triomphe du Carrousel) в 1808
         году, слева и справа от четверки были добавлены позолоченные фигуры, символы мира и
         победы. Теперь время вспомнить пословицу "у каждого наполеона есть свой аустерлиц и есть
         свой ватерлоо". Триумфальная арка Каррузели создавалась в честь победы Наполеона в битве
         при Аустерлице, а в 1815 году поражение императора в сражении при Ватерлоо ознаменовало
         падение Наполеона. Австрийский император Франц I повелел участнику битвы при Ватерлоо
         капитану Дюмареку снять квадригу с Триумфальной арки, и в декабре 1815 года кони были
         возвращены в Венецию.

         А что же украшает парижскую арку? В тех же французских источниках находим, что в 1828 году
         скульптор Франсуа Бозио бесплатно создал копию квадриги, после чего она вместе с
         упомянутыми выше позолоченными фигурами с двух сторон, а также добавленной в центре
         композиции аллегорией победы со скипетром с изображением Людовика XVIII в руке была
         водружена на Триумфальную арку. В перечне работ этого ценимого французскими правителями
         скульптора эта работа значится под названием 'Триумфальная колесница мира' и выглядит
         впечатляюще.

         10

         Через три года после возвращения квадриги в Венецию великий Байрон так передал свое
         впечатление от легендарной скульптуры:

         Пусть кони Марка сбруей золотой
         И бронзой блещут в ясную погоду,
         Давно грозил им Дориа уздой -
         И что же? Ныне Габсбургам в угоду
         Свою тысячелетнюю свободу
         Оплакивать Венеция должна...

         Дориа - семья из республики Генуя, давшая нескольких адмиралов - участников войн с
         Венецианской республикой. В 1370 году венецианцы предлагали заключить мир с Генуей, но
         Дориа Пьетро ответил, что генуэзцы не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка.
         Во времена же пребывания Байрона в Венеции она пребывала под владычеством габбсбургской
         Австрии. В войнах с Генуэзской республикой участвовал и дож Фальер, герой новеллы Гофмана
         и трагедии Байрона.

         Путешествиям квадриги я уделил столько внимания, потому что они отражают важные
         исторические вехи Венеции. Но вспомним перекличку коней собора с крылатым львом и
         обратим взгляд на главного крылатого льва города, стоящего на колонне Сан Марко. Наряду с
         квадригой, сокровишницей собора Сан Марко, рядом картин из церквей и монастырей в Париж
         по указанию Наполеона был отправлен и лев с венецианской колонны. В Париже он был
         установлен перед Домом инвалидов. По решению Венского конгресса после падения
         Наполеона статуя была отправлена назад в Венецию. При перевозке случилась трагедия -
         крылатый лев упал и раскололся на 84 куска! Бартоломео Ферарри, как смог, восстановил
         символ города. С 1985 по 1991 годы статуя прошла серьезную реставрацию, при которой
         специалисты оценили возраст крылатого льва в 2500 лет.

         А нам пора спускаться с лоджии собора - вот еще один снимок интерьера, дающий
         представление об одном из его нефов. Описывать это пятикупольное чудо архитектуры и
         богатства внутреннего убранства не буду, слишком велико оно в прямом и переносном смыслах
         для моих скромных заметок. То же и о лучшем по оценкам ряда специалистов старинном
         дворце мира - Палаццо дожей, тем более, что в это посещение Венеции я в нем не был. Заметки
         содержат, в основном только то, что видел своими глазами (и окуляром объектива) в этой
         поездке.

         11

         
     []

         Собор Святого Марка. Алтарная преграда из цветного мрамора с большим крестом

         Учитывая, что собор Святого Марка, включая террасу и музей, я посетил и в этот раз, приведу
         впечатление от собора одного из тех, кто умеет кратко и образно описывать реальность, - поэта.

         ...
         И вот другой собор... Был смуглый
         Закат и желтоват и ал,
         Когда впервые очерк круглый
         Мне куполов твоих предстал.

         Как упоительно неярко
         На плавном небе, плавный, ты
         Блеснул мне, благостный Сан- Марко,
         Подъемля тонкие кресты!

         Ложился, как налет загара,
         На мрамор твой - закатный свет...
         Мне думалось: какою чарой
         Одушевлен ты и согрет?

         Что есть в тебе, что инокиней
         Готова я пред Богом пасть? -
         Господней воли плавность линий
         Святую знаменует власть.

         Пять куполов твоих - как волны...
         Их плавной силой поднята,
         Душа моя, как кубок полный,
         До края Богом налита.

         12


         Это стихотворение написано в 1914 году Софьей Парнок, удивительной поэтессой серебряного
         века русской поэзии и человеком с не менее удивительным неординарным богатством души.
         Может, не все знакомы с творчеством этой яркой поэтессы, но большинство знают стихи
         Марины Цветаевой "Под лаской плюшевого пледа..." Этот романс Андрея Петрова
         завораживает в известном фильме "Жестокий романс". А стихотворение Цветаева написала 23
         октября 1914-го, а до этого 16 октября того же года состоялось знакомство Цветаевой с Соней
         Парнок. Осталось лишь добавить, что "Под лаской плюшевого пледа" посвящено Софье Парнок
         и является частью цикла Цветаевой "Подруга" из 17 стихотворений 1914-1915 годов.
         А пылкий, полный страданий и любви, роман двух поэтесс длился до 1916 года...
         Впрочем, лирическое отступление затянулось, цитаты из стихов Парнок, посвященных
         Цветаевой и удивительно перекликающихся со стихами из цикла "Подруга", приводить не буду:
         не все так помешаны на литературе, как я, да и тема данных заметок - Венеция.

         Когда мы вышли из собора, высокая вода, подкравшись к площади, обеспечила красивое
         отражение фасада базилики.

         
     []

         Далее мы направляемся к еще одному "обязательному" месту посещения на пьяцце Сан
         Марко - кафе Флориан. Оно находится в здании Новых прокураций и является самым
         старым кафе Италии - открыто Флорианом Франческани в 1720 году. Тогда оно называлось
         Alla Venezia trionfante - Триумфальная Венеция, но венецианцы привыкли называть его по
         имени владельца, и так это название и укоренилось. В этом кафе впервые было позволено
         появляться женщинам, в нем же впервые начали продавать первую венецианскую газету.

         13

         Но главная фишка заведения - это его знаменитые посетители. Здесь бывали Гете и Байрон,
         Гольдони и Казанова, Руссо, Диккенс, Пруст, Хэмингуэй, Стравинский, Бродский...
         Кафе постоянно добавляло новые помещения и реставрировало старые, в его залах кипела
         жизнь, шедшая в ногу с историей Венеции.
         Так, в XIX веке в "Зале Сената" собирались патриоты итальянского Рисорджименто, во время
         революции 1848 года кафе стало временным госпиталем для раненых революционеров...

         
     []

         Кафе Флориан на пьяцце Сан Марко

         В наши дни кафе провозглашает своим девизом "Наследие и страсть" и под брендом
         Флориан предоставляет не только кулинарные изыски, а и продает в бутиках и через
         Интернет товары для дома, парфюмерию, драгоценности, кожаные аксессуары и прочее с
         логотипом кафе. Как известно, цены фирменные, соответствующие высокому статусу
         бренда. В ряде описаний сетуют на астрономический уровень цен, но советуют все же
         разрешить себе отведать чашечку кофе в этом культовом месте. И мы были решительно
         настроены последовать этим советам, собираясь даже добавить к чашечке кофе еще что-либо
         из авторских закусок, рекламируемых сайтом заведения. Действительность оказалась
         несколько иной. Обстановка в кафе, как ни странно, отдавала вокзальной, напоминая
         какой-то туристический конвейер. Дама-распорядительница при входе ни манерами, ни
         радушием, ни внешностью не расточала гостеприимства. Решили не трапезничать, тем
         более, что и времени особо не было. В декабре в Венеции темнеет уже в половине пятого, и
         световой день короток. По случаю декабря и наводнений последнего месяца столики на
         улице перед кафе пустовали, и можно было посидеть на одном из кожаных диванчиках
         возле колонн, на которых любил сидеть Бродский...

         
     []

         14

         
     []

         Кафе Флориан. Китайский зал. Дверь открыта в восточный зал


         На противоположной стороне площади в Старых прокурациях расположено еще одно
         историческое кафе - Квадри (Quadri), открытое тоже в XVIII веке. Если во Флориане
         собирались венецианские патриоты, то по традиции в Квадри любили проводить время
         офицеры Наполеона и австрийской армии.

         15

         Далее наш путь лежит к набережной, которую называют главной в Венеции - к набережной
         Скьявони. Для этого мы выходим на пьяцетту Сан Марко и за колонной Сан Марко (с
         крылатым львом на капители), не между колоннами! - поворачиваем налево, здесь
         открываются классические виды от причалов гондол на канал и остров
         Сан-Джорджо-Маджоре с одноименным собором. Полюбовавшись видами, можно идти
         вдоль Гранд-канала по набережной (двигаемся на восток). Имя набережной, а отсчет
         времени она ведет с IX века, происходит от фамилии славянских купцов Скьявони,
         доставляющих сюда рыбу и мясо, по другой версии, сюда привозили славян-рабов (chiavi -
         скьяви по-итальянски рабы) для продажи в войска сарацинов или евнухами в гаремы.
         Набережная Скьявони и особенно мост делла Палья, с которого она начинается, относятся к
         самым заполненным туристами местам Венеции. В сезон здесь шествия, как на
         первомайских демонстрациях времен СССР.

         
     []

         16

         
     []

         С моста делла Палья открываются красивые виды на канал и на еще один мост, который
         служит главной приманкой туристов среди мостов Венеции. Название моста della Paglia пошло
         от слова paglia - солома, по одной из главных версий, неподалеку швартовались
         лодки продавцов соломы. Как и многие другие мосты Венеции, Соломенный мост древний
         и был перестроен: первоначальное сооружение 1360 года было первым каменным мостом
         города, нынешний вид - с середины XIX века, но тонкие колонны были и в старом варианте.
         Теперь о главной приманке. Соломенный мост через Дворцовый канал Rio del Palazzo -
         излюбленная точка туристов для съемки Ponte dei Sospiri, Моста Вздохов. Окутанный
         легендами, как облаками, неразрывно связанный с самыми мрачными страницами истории
         средневековой Венеции, этот мост стал и одним из самых романтичных символов города.
         Сам мост длиной в 11 метров над узким каналом соединяет Дворец дожей с Палаццо дей
         Приджони (Palazzo delle Prigioni), дворца для новой тюрьмы, построенным на набережной
         Скьявони в XVI веке в дополнение к двум старым тюрьмам, расположенным во Дворце
         дожей.

         Мост построен с 1600 по 1603 год по проекту Антонио Конти, племянника Антонио да Понте,
         архитектора моста Риальто. Автор моста (сам он не дожил до завершения строительства) решил
         сложную задачу вписать мост в окружающие дворцовые здания и обеспечить его
         целевое назначение. Достойный образец барокко, сделанный из белого камня, мост
         украшен гербом дожа Гримани, инициатора строительства, декоративными колоннами,
         скульптурными лицами (маскароны) в нижней арке. Не обошлось и без Марка (в смысле
         Святого), его фигура со львом расположена в верхней части арки моста. Два небольших
         окна задрапированы каменными резными решетками, почти не пропускающими света.
         Единственный в городе мост, закрытый со всех сторон, внутри разделен на 2 параллельных
         коридора - из Дворца дожей в тюрьму и обратно.

         17

         
     []

         Дворцовый канал. Слева виден Соломенный мост, справа - мост Каноника и Мост вздохов

         По самой распространенной легенде, которую с придыханием слушают экскурсанты, название
         моста происходит от вздохов узников, идущих по мосту в тюрьму и бросающих
         последние взгляды на воды канала и город. И название якобы дал Байрон, чуть ли ни
         слышавший эти вздохи. В действительности каменные окна моста вряд ли могли позволить
         несчастным заключенным увидеть что-либо при конвоировании по нему, да и вздохи
         услышать весьма сложно. Скорее, это были стоны узников, слышимые из тюрем или
         последние вздохи перед отправкой в заключение. А что до лорда Байрона, то он оказался
         единственным человеком, добровольно заключенным на одну ночь в Новую тюрьму, чтобы
         получить впечатления для своих гениальных сочинений. В 4-й песне поэмы "Паломничество
         Чайльд-Гарольда" автор описывает Венецию, начиная со строк:

         В Венеции на Ponte dei Sospiri,
         Где супротив дворца стоит тюрьма,
         Где - зрелище единственное в мире! -
         Из волн встают и храмы и дома...

         Байрон, путешествуя по Европе, прибыл в Венецию в 1816 году, эти строки 1818 года
         считаются первым упоминанием моста как Моста Вздохов.
         Новая тюрьма служила по назначению до 2-й мировой войны, считалась одной из самых
         суровых в Италии, затем была преобразована в музей.
         Старые тюрьмы состояли из двух частей: pozzi и piombi, соответственно колодцы и
         свинцовые тюрьмы. Первые располагались в подвалах, где постоянно стояла вода в
         полметра, отсюда и название. Сырость, скудный свет через крохотные зарешеченные окна,
         громадные крысы, жалкое пропитание делали страдания заключенных невыносимыми...

         18

         
     []

         Виды на Мост Вздохов с моста делла Палья (Соломенного моста)

         Свинцовая тюрьма располагалась на верхнем этаже, крыша которого была покрыта
         свинцовыми плитами, и предназначалась для политических преступников и
         высокопоставленных заключенных. В подвалах было 19 камер, наверху семь. Старые
         тюрьмы изначально были частью Дворца дожей с начала XIV века.
         Бежать из тюрьмы Пьомби было практически невозможно, и история знает только один
         случай побега из нее. Бежать удалось в XVIIII веке известному венецианцу, о котором мы
         уже говорили а предыдущих частях наших заметок.

    19
         
     []


         
     []

         Понте-делла-Каноника на канале Рио-де-Палаццо

         20

         Но вначале еще об одном знаменитом узнике этой зловещей свинцовой тюрьмы, о котором
         редко вспоминают экскурсоводы.
         Идет 1591 год. Беглый доминиканский монах, в отношении которого было начато
         расследование в монастыре Святого Доминика за чтение запрещенных книг, покинув Рим,
         15 лет скитается по Европе и оседает во Франкфурте. Имя монаха Джордано Бруно, он будет
         признан одним из величайших мыслителей Возрождения. А пока он получает письма от
         тридцатилетнего патриция Джованни Мочениго, выходца из знаменитой венецианской
         семьи, давшей республике не менее 7 дожей. В письмах патриций восхищается знаниями
         Бруно и приглашает его в Венецию дать несколько уроков за приличную плату. Вспомним,
         что Венеция в то время еще не была частью Италии, славилась свободой, богатством,
         достижениями. Бруно соглашается, прибывает в Венецию, живет во дворце Мочениго (на
         Гранд-канале можно увидеть комплекс из 3 дворцов Мончениго), дает уроки патрицию и не
         только, бывает в Падуе. Но Джованни Мочениго ждет от Бруно уроков магии, секретов,
         позволяющих разбогатеть. В свою очередь, учитель, разочаровавшийся в ученике, собирается
         возвращаться во Франкфурт, - он дал уже все обещанные уроки за полученную
         плату. Книги уже отправлены им во Франкфурт, но накануне отъезда в конце мая 1592 года
         он приходит прощаться к Джованни, тот просит его остаться и, получив отказ, запирает
         Бруно на чердаке. Сам же пишет донос, где обвиняет учителя в пренебрежении к святому
         учению, утверждению, что существуют бесконечные миры, в неверии в непорочное зачатие
         девы Марии и прочих грехах. Интересно, что в этом же году в Падуе начал преподавать
         другой последователь Коперника - Галилео Галилей.

         Продолжение предсказуемо - Джордано Бруно схвачен и препровожден в тюрьму Пьомби.
         В дальнейшем венецианская инквизиция переправила Бруно в Рим, где он пробыл в
         заключении еще 7 лет до того момента, когда иезуитский суд постановил наказать узника
         без пролития крови. Указ привели в исполнение - Джордано Бруно был сожжен заживо в
         Риме на площади цветов.

         Вернемся к тому, кому удался побег из Свинцовой тюрьмы, - как вы уже догадались, это
         Джакомо Казанова. Летом 1755 года к нему явились стражники во главе с командиром и
         без объявления причины препроводили его в верхнюю камеру тюрьмы Пьомби. Сам
         Казанова в своих мемуарах подробно описывает тюрьму и свой побег. Летом в камерах
         было особенно тяжело, свинцовые пары проникали сквозь крышу, жара могла превысить 50
         градусов. 7 камер делились на смотрящие на закат и смотрящие на восход, как пишет
         Казанова. Первые были совсем маленькими, с высотой в полтора метра, с крохотными
         окнами. Именно в такую камеру посадили Казанову, первый день он, согнувшись, простоял
         у стены в шоке от случившегося.
         Главным обвинением, предъявленным Казанове, было публичное оскорбление святой
         религии. Похоже, что более, чем полтора столетия со времени заточения в эту же тюрьму
         Джордано Бруно не ослабили зловещей бдительности венецианской инквизиции.
         Потянулись томительные дни заключения, но уже в первые из них новый узник затаил
         мысль о побеге. На одной из прогулок Казанове удается найти и спрятать в камере
         оброненный металлический засов. Затачивая его об камень в течение нескольких недель,
         он изготавливает острую пику. Камера нашего героя находилась непосредственно над
         залом della Bussola (Компаса), в котором обвиняемые и свидетели ждали вызова в зал
         Совета Десяти, всемогущего главного органа госбезопасности инквизиции. Зная об этом,
         Казанова долбит пикой дыру в полу под своей кроватью. Побег намечен на день карнавала,
         когда в помещениях под ним никого не будет.

         21

         За несколько дней до намеченного срока обретения свободы узнику сообщают радостную
         весть, что его переводят в большую камеру (с видом на восход) с окном и с теплой
         постелью. Вскоре обнаруживается и проем в полу, но Казанове удается заставить
         тюремщика молчать под угрозой обвинения выдать его как сообщника. Несмотря на
         неожиданный удар судьбы, Джакомо разрабатывает новый план побега.
         Надо сказать, что в этой тюрьме для выходцев из привилегированных слоев были
         определенные послабления режима. Некоторым узникам разрешали покупать еду и
         выписывать книги, что к этому времени было позволено и Казанове. Пользуясь правом
         обмениваться книгами (помимо женщин, наш герой очень любил книги), Казанова заводит
         дружбу с соседом по камере священником-отступником Бальби, которого делает своим
         сообшником. Пику, которую он смог пронести с собой в новую камеру, Казанова передает в
         библии большого формата своему новому соратнику, и тот начинает проделывать дырку в
         потолке своей камеры, а потом продалбливает еще одну из чердака в камеру Казановы.
         Побег намечен на 31 октября 1756 года, в День всех святых, когда все служители будут на
         празднике.

         В назначенный срок беглецы проникают на чердак и через слуховое окно пробираются в
         здание, к утру они уже внизу. Переодевшись и выдав себя за случайно запертых внутри
         работников, беглецы выходят на свободу, садятся в гондолу и отплывают к Местре...
         В январе следующего года Казанова уже в Париже. Через 18 лет он вернется в родной
         город, но в дальнейшем снова покинет его навсегда...
         История эта невероятна, как приключения графа Монте-Кристо, но документы венецианских
         архивов содержат подтверждения этих событий, в частности счета за ремонт крыши и
         камер, где сидели беглецы.
         О высказываниях некоторых авторов, что Казанова просто подкупил надзирателей, я вам
         говорить не буду, и вы никому не говорите.

         История тюрем, как и все истории в Венеции, полна вымыслами, легендами и мифами.
         Возможно, к концу XVIII века в "колодцы" тюрьмы во Дворце дожей (те самые pozzi) заточали
         меньше, прибегая к услугам Новой тюрьмы. Британский писатель и поэт Питер
         Акройд в книге "Венеция. Прекрасный город" описывает освобождение подвальной
         тюрьмы Наполеоном после завоевания Венеции в 1797 году. В "колодцах" пребывал всего
         один узник, который провел там шестнадцать лет. Выйдя на яркий солнечный свет площади
         Святого Марка, получивший свободу тут же ослеп и вскоре скончался.

         Мост Вздохов виден только с двух точек канала - с моста делла Палья, с которого мы начали
         путь по набережной Скьявони, и c моста Canonica c другой стороны Дворцового канала.
         Следующий узкий канал, впадающий, как и Дворцовый, на юге в Гранд-канал, - это Rio del Vin,
         получивший название, как нетрудно догадаться от слова "вино". Сюда приплывали
         лодки торговцев вином от моста Риальто. Мы уже плавно перешли невидимую границу Сан
         Марко с другим районом - сестиере Castello.
         На следующем снимке - мост через канал дель Вин, видный с набережной Скьявони. Не так
         просто представить, что левая стена, примыкающая к этому частному мосту, принадлежит
         старинному Дворцу Дандоло, основанному в XV веке, в котором ныне расположен
         легендарный 5-ти звездочный отель Даниэли из коллекции люкс-отелей. Здание
         перестроено под отель в XIX веке, и с тех пор здесь скрашивали свое пребывание в Венеции

         22

         прусский король Вильгельм, Диккенс и Бальзак, Пруст и Чаплин. В одном из номеров
         развивался роман Жорж Санд с Альфредом де Мюссе.
         Здесь же снимались сцены боевика-мелодрамы "Турист" (2010 год) с Анджелиной Джоли и
         Джонни Деппом в главных ролях. Судя по фотографиям интерьеров отеля в сети, они не
         уступают музейным залам дворцов барокко...

         
     []

         Нам же в завершение этой части заметок осталось пройти на север вдоль канала дель Вин и
         выйти на кампо Сан-Заккариа - здесь находится одноименная церковь. Ее строгий простой
         фасад относится к эпохе Раннего Возрождения. Заложенная еще в IX веке, церковь
         перестроена с середины XV до начала XVI веков. В церковь мы не попали - была закрыта, но
         посетили ее в прошлый раз пребывания в Венеции. Поэтому на сей раз не пришлось
         полюбоваться алтарем Джованни Беллини и главным шедевром церкви - его же картиной
         "Мадонна с младенцем и святыми", которую Наполеон отправил в Париж в 1797 году, где
         она провела 20 лет до возвращения.
         Отсюда можно на вапоретто от причала Сан-Заккария проплыть к одному из причалов
         канала Джудекка, чтобы совершить прогулку по сестиере Дорсодуро. Но об этом и многом
         другом - в последующих частях.

         23

         
     []

         Фасад церкви Сан-Заккария

          Mark PARADOX (c) 2020

         24


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Парадокс Марк (mark.paradox@gmail.com)
  • Обновлено: 20/11/2021. 69k. Статистика.
  • Статья: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка