ДЕКАБРЬ В ВЕНЕЦИИ
Пристрастные заметки
На башне, с песнию чугунной,
Гиганты бьют полночный час.
Марк утопил в лагуне лунной
Узорный свой иконостас.
Александр Блок
Часть 3. От площади Сан Марко до набережной Скьявони
Прокурации и прокураторы - 70 лет пролежать, чтоб подняться и стоять 8 веков -
трагическая судьба дожа - путешествия квадриги и крылатого льва - плюшевый плед и
церковь Святого Марка - самое старое кафе в Италии - главная набережная Венеции - два
знаменитых узника свинцовой тюрьмы - мрачная история самого романтичного моста
Третья часть заметок начинается с того места, откуда начинаются все основные обзорные
экскурсии по Венеции - с площади Сан Марко. Со знаменитыми объектами этой площади
знакомы даже те, кто не только заезжал в Венецию на один день, но и те, кто никогда в ней не
был, - настолько символы города на воде (а все, что на пьяцца Сан Марко - это символы
Венеции) популярны в индустрии туризма, искусстве, литературе...
Именно поэтому я воздержусь от подробного описания этих символов, а остановлюсь лишь на
некоторых аспектах каменных обитателей площади Сан Марко.
Вот вид на площадь с лоджии собора Сан Марко - трапециевидная площадь опоясана с трех
сторон зданиями прокураций. Симметрия высот этих зданий и повторяющийся ритм аркад и
колонн завораживают, торжество венецианского чинквеченто проявляется здесь со всей своей
мощью.
1
На снимке справа, т.е. на северной стороне - мы смотрим на площадь с собора Сан Марко,
расположенного на востоке пьяццы, и само это восточное расположение, символично, вряд ли
можно отыскать еще историческое сооружение такого уровня, которое так органично
совмещает византийские традиции с западным искусством - находятся Старые прокурации
(Procuratie Vecchie). Напротив, на южной стороне, взирают на площадь Новые прокурации
(Procuratie Nuovo), а на западе пьяццы два этих здания соединены в многовековый союз
Новейшими прокурациями (Procuratie Nuovissime), они же Крыло Наполеона. Откуда эти
названия и для кого были возведены эти прекрасные здания? Ответ прост - прокурации были
построены для прокураторов. Издевку этого ответа я исправлю, а пока взгляните на два шеста
для знамен на снимке площади - бронзовые основания их датируются 1-ой половиной XVI века.
Вообще, весь облик площади Сан Марко в главных чертах сложился к концу XVI столетия, а
окончательный вид приобрел во второй половине XVIII го.
Возвращаемся к прокураторам - эта важная государственная должность появилась задолго до
зданий прокураций, в IX веке. Тогда был только один прокуратор, которого дож Венеции
назначил руководить строительством храма, посвященного покровителю города (Святому
Марку) и распоряжаться прилегающей территорией. Впоследствии число прокураторов
неуклонно увеличивалось, полномочия расширялись, но должность неизменно оставалась
пожизненной, занимаемой в основном дворянами из знатных семей.
В середине XV века было 9 прокураторов, в начале XVIII уже вдвое больше. В XII веке было
построено длинное двухэтажное здание там, где сейчас Старые прокурации, при этом наверху
были съемные квартиры, а снизу магазины (они также сдавались в аренду). Управление этой
недвижимостью и было передано прокураторам. Пожар 1512 года привел к обрушению фасада,
и с 1514 до 1538 года был возведен новый дворец, строительство которого завершил главный
архитектор Венецианской республики Якопо Сансовино. Под его руководством на площади Сан
Марко были созданы библиотека Марчиана, монетный двор и лоджетта.
С 1583 года было начато строительство Новых прокураций по проекту Винченцо Скамоцци,
работа затянулась и завершилась уже под руководством Бальдассаре Лонгены в 1660 году. Во
время французского господства с 1805 года здание Новых прокураций было преобразовано в
2
королевскую резиденцию Наполеона, который в дальнейшем решил расширить помещение с
возведением бального зала. Для этого в 1807 году была снесена церковь Сан-Джеминиано на
западной стороне площади и начато строительство нового здания, два этажа которого
повторяют конструкции Сансовино в библиотеке Марчиана (их же использовал Скамоцци для
Новых прокураций). Неоклассический стиль здания, получившего название Крыло Наполеона,
органично вписался в дворцовый дизайн площади. Кажется, что все три здания и здание
библиотеки на пьяцетте Сан Марко созданы по единому проекту одним гениальным
архитектором. И кто после этого осудит Наполеона, снесшего с лица земли стоящую на месте
его нового детища церковь, которая брала начало с XII века?
Вид на юг с лоджии церкви Сан Марко - это вид на море, там - парадный вход на площадь через
пьянцетту. Справа на снимке - уже упомянутая библиотека Сан Марко (Марчиана), слева -
самый знаменитый дворец в мире - Палаццо Дукале, он же Герцогский дворец, он же Дворец
дожей. В центре пьяцетты еще рождественская елка (мы говорим о декабрьской Венеции), а
далее две знаменитые (на площади Сан Марко нет ничего незнаменитого) колонны - слева
Святого Марка, справа - Святого Теодора, того самого, который, как мы упоминали в
предыдущих заметках, в IX веке уступил небесное покровительство города Святому Марку,
оставшись при этом тем не менее весьма почитаемым венецианцами.
История колонн начинается в глубокой древности: Венеция участвовала в одной из войн конца
XI века на стороне Константинополя и после победы союзников получила один из военных
трофеев в виде трех монолитных гранитных колонн. В 1125 году эти колонны морем (а как еще в
то время?) были доставлены в Венецию, одна из колонн свалилась в воду при разгрузке, была
унесена течением и до сих пор не найдена (!). Две оставшиеся, а вес каждой около 100 тонн,
благополучно остались лежать на берегу, ведь при технике тех времен никто не представлял, как их
поднять. И так они пролежали более 70 лет, пока Никколо Бараттьери - при описании
моста Риальто я обещал, что на пьяцце Сан Марко мы еще встретимся с именем строителя
первого понтонного моста через Гранд-канал (1181 год) - не взялся решить эту грандиозную
задачу.
3
Дворец дожей и библиотека Святого Марка (Марчиана)
Чтобы понять, как он справился с ней, надо обратиться к самому древнему растению, которое
стали выращивать для промышленных целей, - конопле. Именно из конопли 10 тысяч лет назад
научились делать грубое волокно, так появилась пенька. Удивительная прочность и стойкость к
соленой воде слелали пеньку незаменимой в морском деле, помимо канатов и веревок
конопляное волокно использовалось для парусного полотна. В средние века пеньку применяли
даже для изготовления доспехов, которые могли выдержать удар сабли и пулю на излете. Еще в
середине XIX века в России использовалась пенька в ходе Крымской войны - пеньковыми
канатами защищались амбразуры русских укреплений.
При обливании водой пеньковый канат сокращается - именно это и использовал Бараттьери при
поднятии колонн.
Место между двумя колоннами на пьяцетте получило дурную славу - здесь проводились казни
приговоренных, смертника ставили лицом к Часовой башне, чтобы он видел последние минуты
своей жизни... И в наши дни многие венецианцы избегают прохода между колоннами.
В блестящей новелле Эрнста Теодора Гофмана "Дож и догаресса" (читается на одном дыхании!)
описан последний драматический период жизни венецианского дожа Марино Фальера.
Избранный дожем в возрасте 80 лет (идет 1354 год) заочно во время пребывания с
дипломатической миссией в папском суде, успешный военачальник возвращается в Венецию, и
его корабль попадает в сильнейший шторм. Спасенный юным венецианцем, подплывшим на
быстрой простой лодке, дож впопыхах проведен к площади между гранитными колоннами...
Через 7 месяцев обвиненного и признавшегося в заговоре против Синьории дожа казнят, отрубив
голову и изувечив тело...
4
Вид на пьяцетту Сан Марко с лоджии собора Сан Марко
Интрига и накал страстей в этой истории не уступят шекспировскому Отелло, сюжет использован
рядом известных мастеров слова, кисти и музыки. Через 3 года после новеллы Гофмана увидела
свет историческая трагедия Байрона "Марино Фальер, дож венецианский", известны опера
Доницетти, картина Делакруа.
Вернемся на балкон собора Сан Марко, на фото ниже - четверка коней (квадрига), на дальнем
плане Часовая башня Торре делл'Оролоджо, еще одно "культовое" сооружение площади,
датируемое концом XV века.
На крыше башни неустанно бьют в колокол два пастуха в овечьих шкурах: старый и молодой
(символ течения времени!), отмечая каждый час, 30 и 15 минут. Их бронзовые фигуры
почернели со временем, и поэтому получили название венецианских мавров. Называли их и
гигантами, высота пастухов в 2,6 метра это оправдывает, да и колокол им под стать - высота 1,56
м, диаметр 1,27 м.
Теперь спустимся на уровень третьго этажа Часовой башни, сразу над монументальной аркой,
занимающей первые два. Здесь и расположено подлинное чудо, давшее название башне, -
часы, созданные более полутысячи лет назад. При возведении башни, которая должна была
стать символом богатства и могущества города, - недаром она сооружена на месте, видном из
лагуны, из вод Адриатики - не скупились использовать и сусальное золото, и ультрамарин.
Мраморный циферблат часов разделен на 24 сектора от I до XXIIII - в 1-ой части заметок мы уже
видели циферблат из 24 делений на фасаде церкви Джакометто возле моста Риальто. Одна
золоченая стрелка с изображением солнца показывает время, часовой механизм указывает
также смену времен года, прохождение Солнца в знаках Зодиака и фазы Луны. 12 рельефных
фигур знаков Зодиака выделяются богатой позолотой на фоне глубокого синего цвета
5
внутреннего диска. Внешняя мраморная окружность неподвижна, а две внутренние сферы
вращающиеся.
Квадрига коней на балконе собора Сан Марко и вид на Часовую башню
На следующем этаже, над часами находится статуя богородицы с младенцем. Если
приглядеться к голубым панелям по бокам статуи, можно увидеть показание времени: слева
отсчет часа римскими цифрами, справа - минуты арабскими (с интервалом в 5 минут).
Теперь поднимемся на самый верхний этаж, где на синем фоне, украшенном восьмиконечными
позолоченными звездами, приветствует город крылатый лев Святого Марка, главный символ
покровителя Венеции. Лев держит открытую книгу с латинской надписью PAX TIBI MARCE
EVANGELISTA MEUS ( Мир тебе, Марк, мой Евангелист). Открытое Евангелие символизирует
мир; знамена завоевателей содержали изображение льва с закрытой книгой, - война.
6
Мавры на крыше Часовой башни
Поклонники одного из главных символистов русской поэзии Валерия Брюсова могут
воспользоваться его трактовкой латинской надписи:
"Мир тебе, о Марк, глашатай
Вечной истины моей".
И на книгу лев крылатый
Наступил, как страж морей.
А завершается это стихотворение так:
Над толпами, над веками,
Равен миру и судьбе,
Лев с раскрытыми крылами
На торжественном столбе.
Под стихотворением указано: Венеция, 1902.
Есть у Брюсова стихи, написанные в Венеции, датируемые июнем 1902 года. Интересно, застал
ли поэт событие июля 1902-го, когда обрушилась 99-метровая колокольня (Кампанила) на
площади Сан Марко, еще один из главных символов города. Кирпичное строение было
возведено в 1514 году на месте сторожевой башни IX века и является отдельной частью собора
Святого Марка. Перед колокольней стоит изящное здание лоджетты, построенное Якопо
Сансовино, здесь размещалась охрана дворца дожей.
7
Фрагменты Часовой башни на площади Сан Марко
При обрушении башни были разрушены лоджетта и ближайший угол дворца дожей, но, к
счастью, ни один человек не пострадал.
Восстановили башню и лоджетту в том же виде (была лишь усилена конструкция) и открыли в
день Святого Марка 25 апреля 1912 года. Тот же Брюсов в 1908 году с горечью описывал руины
Кампанилы...
Вернемся к крылатому льву Святого Марка. Изображение его популярно по всей Италии, но, конечно,
наибольшая концентрация символа в Венеции. На коллаже справа от крылатого льва
Часовой башни барельеф, сфотографированный мной на фасаде Палаццо деи Диеси Сави,
расположенном рядом с дворцом Камерлинги (это в него я заходил по мосткам во время
высокой воды) возле моста Риальто. Здесь другой вид эмблемы - вверху голова льва держит в
зубах крылатого хищника с уже знакомой книгой и латинским изречением, ниже каменная
плита с надписью, указывающей правление дожа Леонардо Лавредано и 1521 год (MDXXI). Это
75-й дож Венеции, а 1521 год - год реконструкции дворца после пожара. История барельефа
ведет к короткому периоду освобождения Венеции от Австрийской империи в 1848 году, когда
были восстановлены и созданы изображения символа. Сам лев довольно редок - фронтальная
композиция, вписанная в круг, с крыльями, напоминающими клешни краба.
8
Вот как далеко увели нас мысли при созерцании площади с лоджии собора Святого Марка. А эти
рвущиеся в полет грациозные кони как будто перекликаются с крылатым львом Часовой башни
и готовы следовать за ним во славу города на воде. На самом деле, знаменитой квадриге
пришлось за свою многовековую историю немало попутешествовать по городам и странам.
Эту четверку коней причисляют к лучшим скульптурным изображениям лошадей в мире,
авторство приписывают величайшему древнегреческому скульптору Лисиппу - IV век до н.э.
Есть, правда, и научные свидетельства, поясняющие, что квадрига является, как и большинство
дошедших до нас греческих скульптур, римской копией, т.е. датируется II - III веками нашей эры,
и изготовлены фигуры не из бронзы, а в основном из меди с примесью.
В любом случае, это не помешало восторгаться квадригой как в далеком прошлом, так и в наше время.
Итак, путешествия великолепной четвёрки. В V веке она прибывает из
острова Хиос (ныне Греция) в столицу Восточной Римской империи (она же Византия) Константинополь
и устанавливается на ипподроме. Восемь веков квадрига украшает ипподром, наблюдая
сопровождаемые бурными эмоциями зрителей гонки колесниц, чтобы дождаться
1204 года, когда в ходе Четвертого крестового похода Константинополь подвергся чудовищному
разграблению. Больше всех от этого похода крестоносцев выиграли венецианцы,
предоставившие за огромные деньги крестоносцам флот и снаряжение, а после завоевания
Константинополя получившие еще ряд выгодных территорий и контроль над главными
торговыми путями, несметные награбленные богатства попали в руки венецианских купцов и
банкиров. В качестве военных трофеев дож Энрико Дандоло вывез квадригу в Венецию, где она
и была впоследствии установлена на террасе (лоджии) церкви Святого Марка. При перевозке
коней им отрубили головы и транспортировали по частям. Поэтому на каждой лошади мы
видим ошейник на месте отсечения головы. На лоджии ныне находится точная копия коней, в
1982-м подлинник был переведен для сохранности в музей собора Святого Марка. Вход в собор
бесплатный, но за подъем на лоджию вкупе с музеем надо платить, отдельная плата и за
возможность лицезреть прославленный Золотой алтарь (Пала д'Оро).
9
Конная квадрига на лоджии (копия) и оригинал в музее собора Сан Марко
На снимке справа подлинник коней из музея. Снимать в соборе запрещено, поэтому снял
наспех, смартфоном.
В XIV веке четверкой коней восхищался Петрарка, отмечая, что "древний художник придал
такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание".
Путешествие нашей квадриги на этом не заканчивается. После завоевания Венеции Наполеоном
в 1797 году великолепная четверка снова становится военным трофеем и отправляется в Париж.
При упоминании этого факта в многочисленных описаниях на русском языке в сети говорится
вскользь об установке квадриги на арке на площади Каррузель. Более полную и точную
информацию я нашел на французском. После прибытия в Париж в 1798-м, квадрига ждала
своего часа, чтоб появиться на крыше Триумфальной арки (Arc de Triomphe du Carrousel) в 1808
году, слева и справа от четверки были добавлены позолоченные фигуры, символы мира и
победы. Теперь время вспомнить пословицу "у каждого наполеона есть свой аустерлиц и есть
свой ватерлоо". Триумфальная арка Каррузели создавалась в честь победы Наполеона в битве
при Аустерлице, а в 1815 году поражение императора в сражении при Ватерлоо ознаменовало
падение Наполеона. Австрийский император Франц I повелел участнику битвы при Ватерлоо
капитану Дюмареку снять квадригу с Триумфальной арки, и в декабре 1815 года кони были
возвращены в Венецию.
А что же украшает парижскую арку? В тех же французских источниках находим, что в 1828 году
скульптор Франсуа Бозио бесплатно создал копию квадриги, после чего она вместе с
упомянутыми выше позолоченными фигурами с двух сторон, а также добавленной в центре
композиции аллегорией победы со скипетром с изображением Людовика XVIII в руке была
водружена на Триумфальную арку. В перечне работ этого ценимого французскими правителями
скульптора эта работа значится под названием 'Триумфальная колесница мира' и выглядит
впечатляюще.
10
Через три года после возвращения квадриги в Венецию великий Байрон так передал свое
впечатление от легендарной скульптуры:
Пусть кони Марка сбруей золотой
И бронзой блещут в ясную погоду,
Давно грозил им Дориа уздой -
И что же? Ныне Габсбургам в угоду
Свою тысячелетнюю свободу
Оплакивать Венеция должна...
Дориа - семья из республики Генуя, давшая нескольких адмиралов - участников войн с
Венецианской республикой. В 1370 году венецианцы предлагали заключить мир с Генуей, но
Дориа Пьетро ответил, что генуэзцы не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка.
Во времена же пребывания Байрона в Венеции она пребывала под владычеством габбсбургской
Австрии. В войнах с Генуэзской республикой участвовал и дож Фальер, герой новеллы Гофмана
и трагедии Байрона.
Путешествиям квадриги я уделил столько внимания, потому что они отражают важные
исторические вехи Венеции. Но вспомним перекличку коней собора с крылатым львом и
обратим взгляд на главного крылатого льва города, стоящего на колонне Сан Марко. Наряду с
квадригой, сокровишницей собора Сан Марко, рядом картин из церквей и монастырей в Париж
по указанию Наполеона был отправлен и лев с венецианской колонны. В Париже он был
установлен перед Домом инвалидов. По решению Венского конгресса после падения
Наполеона статуя была отправлена назад в Венецию. При перевозке случилась трагедия -
крылатый лев упал и раскололся на 84 куска! Бартоломео Ферарри, как смог, восстановил
символ города. С 1985 по 1991 годы статуя прошла серьезную реставрацию, при которой
специалисты оценили возраст крылатого льва в 2500 лет.
А нам пора спускаться с лоджии собора - вот еще один снимок интерьера, дающий
представление об одном из его нефов. Описывать это пятикупольное чудо архитектуры и
богатства внутреннего убранства не буду, слишком велико оно в прямом и переносном смыслах
для моих скромных заметок. То же и о лучшем по оценкам ряда специалистов старинном
дворце мира - Палаццо дожей, тем более, что в это посещение Венеции я в нем не был. Заметки
содержат, в основном только то, что видел своими глазами (и окуляром объектива) в этой
поездке.
11
Собор Святого Марка. Алтарная преграда из цветного мрамора с большим крестом
Учитывая, что собор Святого Марка, включая террасу и музей, я посетил и в этот раз, приведу
впечатление от собора одного из тех, кто умеет кратко и образно описывать реальность, - поэта.
...
И вот другой собор... Был смуглый
Закат и желтоват и ал,
Когда впервые очерк круглый
Мне куполов твоих предстал.
Как упоительно неярко
На плавном небе, плавный, ты
Блеснул мне, благостный Сан- Марко,
Подъемля тонкие кресты!
Ложился, как налет загара,
На мрамор твой - закатный свет...
Мне думалось: какою чарой
Одушевлен ты и согрет?
Что есть в тебе, что инокиней
Готова я пред Богом пасть? -
Господней воли плавность линий
Святую знаменует власть.
Пять куполов твоих - как волны...
Их плавной силой поднята,
Душа моя, как кубок полный,
До края Богом налита.
12
Это стихотворение написано в 1914 году Софьей Парнок, удивительной поэтессой серебряного
века русской поэзии и человеком с не менее удивительным неординарным богатством души.
Может, не все знакомы с творчеством этой яркой поэтессы, но большинство знают стихи
Марины Цветаевой "Под лаской плюшевого пледа..." Этот романс Андрея Петрова
завораживает в известном фильме "Жестокий романс". А стихотворение Цветаева написала 23
октября 1914-го, а до этого 16 октября того же года состоялось знакомство Цветаевой с Соней
Парнок. Осталось лишь добавить, что "Под лаской плюшевого пледа" посвящено Софье Парнок
и является частью цикла Цветаевой "Подруга" из 17 стихотворений 1914-1915 годов.
А пылкий, полный страданий и любви, роман двух поэтесс длился до 1916 года...
Впрочем, лирическое отступление затянулось, цитаты из стихов Парнок, посвященных
Цветаевой и удивительно перекликающихся со стихами из цикла "Подруга", приводить не буду:
не все так помешаны на литературе, как я, да и тема данных заметок - Венеция.
Когда мы вышли из собора, высокая вода, подкравшись к площади, обеспечила красивое
отражение фасада базилики.
Далее мы направляемся к еще одному "обязательному" месту посещения на пьяцце Сан
Марко - кафе Флориан. Оно находится в здании Новых прокураций и является самым
старым кафе Италии - открыто Флорианом Франческани в 1720 году. Тогда оно называлось
Alla Venezia trionfante - Триумфальная Венеция, но венецианцы привыкли называть его по
имени владельца, и так это название и укоренилось. В этом кафе впервые было позволено
появляться женщинам, в нем же впервые начали продавать первую венецианскую газету.
13
Но главная фишка заведения - это его знаменитые посетители. Здесь бывали Гете и Байрон,
Гольдони и Казанова, Руссо, Диккенс, Пруст, Хэмингуэй, Стравинский, Бродский...
Кафе постоянно добавляло новые помещения и реставрировало старые, в его залах кипела
жизнь, шедшая в ногу с историей Венеции.
Так, в XIX веке в "Зале Сената" собирались патриоты итальянского Рисорджименто, во время
революции 1848 года кафе стало временным госпиталем для раненых революционеров...
Кафе Флориан на пьяцце Сан Марко
В наши дни кафе провозглашает своим девизом "Наследие и страсть" и под брендом
Флориан предоставляет не только кулинарные изыски, а и продает в бутиках и через
Интернет товары для дома, парфюмерию, драгоценности, кожаные аксессуары и прочее с
логотипом кафе. Как известно, цены фирменные, соответствующие высокому статусу
бренда. В ряде описаний сетуют на астрономический уровень цен, но советуют все же
разрешить себе отведать чашечку кофе в этом культовом месте. И мы были решительно
настроены последовать этим советам, собираясь даже добавить к чашечке кофе еще что-либо
из авторских закусок, рекламируемых сайтом заведения. Действительность оказалась
несколько иной. Обстановка в кафе, как ни странно, отдавала вокзальной, напоминая
какой-то туристический конвейер. Дама-распорядительница при входе ни манерами, ни
радушием, ни внешностью не расточала гостеприимства. Решили не трапезничать, тем
более, что и времени особо не было. В декабре в Венеции темнеет уже в половине пятого, и
световой день короток. По случаю декабря и наводнений последнего месяца столики на
улице перед кафе пустовали, и можно было посидеть на одном из кожаных диванчиках
возле колонн, на которых любил сидеть Бродский...
14
Кафе Флориан. Китайский зал. Дверь открыта в восточный зал
На противоположной стороне площади в Старых прокурациях расположено еще одно
историческое кафе - Квадри (Quadri), открытое тоже в XVIII веке. Если во Флориане
собирались венецианские патриоты, то по традиции в Квадри любили проводить время
офицеры Наполеона и австрийской армии.
15
Далее наш путь лежит к набережной, которую называют главной в Венеции - к набережной
Скьявони. Для этого мы выходим на пьяцетту Сан Марко и за колонной Сан Марко (с
крылатым львом на капители), не между колоннами! - поворачиваем налево, здесь
открываются классические виды от причалов гондол на канал и остров
Сан-Джорджо-Маджоре с одноименным собором. Полюбовавшись видами, можно идти
вдоль Гранд-канала по набережной (двигаемся на восток). Имя набережной, а отсчет
времени она ведет с IX века, происходит от фамилии славянских купцов Скьявони,
доставляющих сюда рыбу и мясо, по другой версии, сюда привозили славян-рабов (chiavi -
скьяви по-итальянски рабы) для продажи в войска сарацинов или евнухами в гаремы.
Набережная Скьявони и особенно мост делла Палья, с которого она начинается, относятся к
самым заполненным туристами местам Венеции. В сезон здесь шествия, как на
первомайских демонстрациях времен СССР.
16
С моста делла Палья открываются красивые виды на канал и на еще один мост, который
служит главной приманкой туристов среди мостов Венеции. Название моста della Paglia пошло
от слова paglia - солома, по одной из главных версий, неподалеку швартовались
лодки продавцов соломы. Как и многие другие мосты Венеции, Соломенный мост древний
и был перестроен: первоначальное сооружение 1360 года было первым каменным мостом
города, нынешний вид - с середины XIX века, но тонкие колонны были и в старом варианте.
Теперь о главной приманке. Соломенный мост через Дворцовый канал Rio del Palazzo -
излюбленная точка туристов для съемки Ponte dei Sospiri, Моста Вздохов. Окутанный
легендами, как облаками, неразрывно связанный с самыми мрачными страницами истории
средневековой Венеции, этот мост стал и одним из самых романтичных символов города.
Сам мост длиной в 11 метров над узким каналом соединяет Дворец дожей с Палаццо дей
Приджони (Palazzo delle Prigioni), дворца для новой тюрьмы, построенным на набережной
Скьявони в XVI веке в дополнение к двум старым тюрьмам, расположенным во Дворце
дожей.
Мост построен с 1600 по 1603 год по проекту Антонио Конти, племянника Антонио да Понте,
архитектора моста Риальто. Автор моста (сам он не дожил до завершения строительства) решил
сложную задачу вписать мост в окружающие дворцовые здания и обеспечить его
целевое назначение. Достойный образец барокко, сделанный из белого камня, мост
украшен гербом дожа Гримани, инициатора строительства, декоративными колоннами,
скульптурными лицами (маскароны) в нижней арке. Не обошлось и без Марка (в смысле
Святого), его фигура со львом расположена в верхней части арки моста. Два небольших
окна задрапированы каменными резными решетками, почти не пропускающими света.
Единственный в городе мост, закрытый со всех сторон, внутри разделен на 2 параллельных
коридора - из Дворца дожей в тюрьму и обратно.
17
Дворцовый канал. Слева виден Соломенный мост, справа - мост Каноника и Мост вздохов
По самой распространенной легенде, которую с придыханием слушают экскурсанты, название
моста происходит от вздохов узников, идущих по мосту в тюрьму и бросающих
последние взгляды на воды канала и город. И название якобы дал Байрон, чуть ли ни
слышавший эти вздохи. В действительности каменные окна моста вряд ли могли позволить
несчастным заключенным увидеть что-либо при конвоировании по нему, да и вздохи
услышать весьма сложно. Скорее, это были стоны узников, слышимые из тюрем или
последние вздохи перед отправкой в заключение. А что до лорда Байрона, то он оказался
единственным человеком, добровольно заключенным на одну ночь в Новую тюрьму, чтобы
получить впечатления для своих гениальных сочинений. В 4-й песне поэмы "Паломничество
Чайльд-Гарольда" автор описывает Венецию, начиная со строк:
В Венеции на Ponte dei Sospiri,
Где супротив дворца стоит тюрьма,
Где - зрелище единственное в мире! -
Из волн встают и храмы и дома...
Байрон, путешествуя по Европе, прибыл в Венецию в 1816 году, эти строки 1818 года
считаются первым упоминанием моста как Моста Вздохов.
Новая тюрьма служила по назначению до 2-й мировой войны, считалась одной из самых
суровых в Италии, затем была преобразована в музей.
Старые тюрьмы состояли из двух частей: pozzi и piombi, соответственно колодцы и
свинцовые тюрьмы. Первые располагались в подвалах, где постоянно стояла вода в
полметра, отсюда и название. Сырость, скудный свет через крохотные зарешеченные окна,
громадные крысы, жалкое пропитание делали страдания заключенных невыносимыми...
18
Виды на Мост Вздохов с моста делла Палья (Соломенного моста)
Свинцовая тюрьма располагалась на верхнем этаже, крыша которого была покрыта
свинцовыми плитами, и предназначалась для политических преступников и
высокопоставленных заключенных. В подвалах было 19 камер, наверху семь. Старые
тюрьмы изначально были частью Дворца дожей с начала XIV века.
Бежать из тюрьмы Пьомби было практически невозможно, и история знает только один
случай побега из нее. Бежать удалось в XVIIII веке известному венецианцу, о котором мы
уже говорили а предыдущих частях наших заметок.
19
Понте-делла-Каноника на канале Рио-де-Палаццо
20
Но вначале еще об одном знаменитом узнике этой зловещей свинцовой тюрьмы, о котором
редко вспоминают экскурсоводы.
Идет 1591 год. Беглый доминиканский монах, в отношении которого было начато
расследование в монастыре Святого Доминика за чтение запрещенных книг, покинув Рим,
15 лет скитается по Европе и оседает во Франкфурте. Имя монаха Джордано Бруно, он будет
признан одним из величайших мыслителей Возрождения. А пока он получает письма от
тридцатилетнего патриция Джованни Мочениго, выходца из знаменитой венецианской
семьи, давшей республике не менее 7 дожей. В письмах патриций восхищается знаниями
Бруно и приглашает его в Венецию дать несколько уроков за приличную плату. Вспомним,
что Венеция в то время еще не была частью Италии, славилась свободой, богатством,
достижениями. Бруно соглашается, прибывает в Венецию, живет во дворце Мочениго (на
Гранд-канале можно увидеть комплекс из 3 дворцов Мончениго), дает уроки патрицию и не
только, бывает в Падуе. Но Джованни Мочениго ждет от Бруно уроков магии, секретов,
позволяющих разбогатеть. В свою очередь, учитель, разочаровавшийся в ученике, собирается
возвращаться во Франкфурт, - он дал уже все обещанные уроки за полученную
плату. Книги уже отправлены им во Франкфурт, но накануне отъезда в конце мая 1592 года
он приходит прощаться к Джованни, тот просит его остаться и, получив отказ, запирает
Бруно на чердаке. Сам же пишет донос, где обвиняет учителя в пренебрежении к святому
учению, утверждению, что существуют бесконечные миры, в неверии в непорочное зачатие
девы Марии и прочих грехах. Интересно, что в этом же году в Падуе начал преподавать
другой последователь Коперника - Галилео Галилей.
Продолжение предсказуемо - Джордано Бруно схвачен и препровожден в тюрьму Пьомби.
В дальнейшем венецианская инквизиция переправила Бруно в Рим, где он пробыл в
заключении еще 7 лет до того момента, когда иезуитский суд постановил наказать узника
без пролития крови. Указ привели в исполнение - Джордано Бруно был сожжен заживо в
Риме на площади цветов.
Вернемся к тому, кому удался побег из Свинцовой тюрьмы, - как вы уже догадались, это
Джакомо Казанова. Летом 1755 года к нему явились стражники во главе с командиром и
без объявления причины препроводили его в верхнюю камеру тюрьмы Пьомби. Сам
Казанова в своих мемуарах подробно описывает тюрьму и свой побег. Летом в камерах
было особенно тяжело, свинцовые пары проникали сквозь крышу, жара могла превысить 50
градусов. 7 камер делились на смотрящие на закат и смотрящие на восход, как пишет
Казанова. Первые были совсем маленькими, с высотой в полтора метра, с крохотными
окнами. Именно в такую камеру посадили Казанову, первый день он, согнувшись, простоял
у стены в шоке от случившегося.
Главным обвинением, предъявленным Казанове, было публичное оскорбление святой
религии. Похоже, что более, чем полтора столетия со времени заточения в эту же тюрьму
Джордано Бруно не ослабили зловещей бдительности венецианской инквизиции.
Потянулись томительные дни заключения, но уже в первые из них новый узник затаил
мысль о побеге. На одной из прогулок Казанове удается найти и спрятать в камере
оброненный металлический засов. Затачивая его об камень в течение нескольких недель,
он изготавливает острую пику. Камера нашего героя находилась непосредственно над
залом della Bussola (Компаса), в котором обвиняемые и свидетели ждали вызова в зал
Совета Десяти, всемогущего главного органа госбезопасности инквизиции. Зная об этом,
Казанова долбит пикой дыру в полу под своей кроватью. Побег намечен на день карнавала,
когда в помещениях под ним никого не будет.
21
За несколько дней до намеченного срока обретения свободы узнику сообщают радостную
весть, что его переводят в большую камеру (с видом на восход) с окном и с теплой
постелью. Вскоре обнаруживается и проем в полу, но Казанове удается заставить
тюремщика молчать под угрозой обвинения выдать его как сообщника. Несмотря на
неожиданный удар судьбы, Джакомо разрабатывает новый план побега.
Надо сказать, что в этой тюрьме для выходцев из привилегированных слоев были
определенные послабления режима. Некоторым узникам разрешали покупать еду и
выписывать книги, что к этому времени было позволено и Казанове. Пользуясь правом
обмениваться книгами (помимо женщин, наш герой очень любил книги), Казанова заводит
дружбу с соседом по камере священником-отступником Бальби, которого делает своим
сообшником. Пику, которую он смог пронести с собой в новую камеру, Казанова передает в
библии большого формата своему новому соратнику, и тот начинает проделывать дырку в
потолке своей камеры, а потом продалбливает еще одну из чердака в камеру Казановы.
Побег намечен на 31 октября 1756 года, в День всех святых, когда все служители будут на
празднике.
В назначенный срок беглецы проникают на чердак и через слуховое окно пробираются в
здание, к утру они уже внизу. Переодевшись и выдав себя за случайно запертых внутри
работников, беглецы выходят на свободу, садятся в гондолу и отплывают к Местре...
В январе следующего года Казанова уже в Париже. Через 18 лет он вернется в родной
город, но в дальнейшем снова покинет его навсегда...
История эта невероятна, как приключения графа Монте-Кристо, но документы венецианских
архивов содержат подтверждения этих событий, в частности счета за ремонт крыши и
камер, где сидели беглецы.
О высказываниях некоторых авторов, что Казанова просто подкупил надзирателей, я вам
говорить не буду, и вы никому не говорите.
История тюрем, как и все истории в Венеции, полна вымыслами, легендами и мифами.
Возможно, к концу XVIII века в "колодцы" тюрьмы во Дворце дожей (те самые pozzi) заточали
меньше, прибегая к услугам Новой тюрьмы. Британский писатель и поэт Питер
Акройд в книге "Венеция. Прекрасный город" описывает освобождение подвальной
тюрьмы Наполеоном после завоевания Венеции в 1797 году. В "колодцах" пребывал всего
один узник, который провел там шестнадцать лет. Выйдя на яркий солнечный свет площади
Святого Марка, получивший свободу тут же ослеп и вскоре скончался.
Мост Вздохов виден только с двух точек канала - с моста делла Палья, с которого мы начали
путь по набережной Скьявони, и c моста Canonica c другой стороны Дворцового канала.
Следующий узкий канал, впадающий, как и Дворцовый, на юге в Гранд-канал, - это Rio del Vin,
получивший название, как нетрудно догадаться от слова "вино". Сюда приплывали
лодки торговцев вином от моста Риальто. Мы уже плавно перешли невидимую границу Сан
Марко с другим районом - сестиере Castello.
На следующем снимке - мост через канал дель Вин, видный с набережной Скьявони. Не так
просто представить, что левая стена, примыкающая к этому частному мосту, принадлежит
старинному Дворцу Дандоло, основанному в XV веке, в котором ныне расположен
легендарный 5-ти звездочный отель Даниэли из коллекции люкс-отелей. Здание
перестроено под отель в XIX веке, и с тех пор здесь скрашивали свое пребывание в Венеции
22
прусский король Вильгельм, Диккенс и Бальзак, Пруст и Чаплин. В одном из номеров
развивался роман Жорж Санд с Альфредом де Мюссе.
Здесь же снимались сцены боевика-мелодрамы "Турист" (2010 год) с Анджелиной Джоли и
Джонни Деппом в главных ролях. Судя по фотографиям интерьеров отеля в сети, они не
уступают музейным залам дворцов барокко...
Нам же в завершение этой части заметок осталось пройти на север вдоль канала дель Вин и
выйти на кампо Сан-Заккариа - здесь находится одноименная церковь. Ее строгий простой
фасад относится к эпохе Раннего Возрождения. Заложенная еще в IX веке, церковь
перестроена с середины XV до начала XVI веков. В церковь мы не попали - была закрыта, но
посетили ее в прошлый раз пребывания в Венеции. Поэтому на сей раз не пришлось
полюбоваться алтарем Джованни Беллини и главным шедевром церкви - его же картиной
"Мадонна с младенцем и святыми", которую Наполеон отправил в Париж в 1797 году, где
она провела 20 лет до возвращения.
Отсюда можно на вапоретто от причала Сан-Заккария проплыть к одному из причалов
канала Джудекка, чтобы совершить прогулку по сестиере Дорсодуро. Но об этом и многом
другом - в последующих частях.
23
Фасад церкви Сан-Заккария
Mark PARADOX (c) 2020
24
Связаться с программистом сайта