Парадокс Марк: другие произведения.

Декабрь в Венеции. Часть 4

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Парадокс Марк (mark.paradox@gmail.com)
  • Обновлено: 21/11/2021. 53k. Статистика.
  • Обзор: Италия
  • Иллюстрации: 37 штук.
  •  Ваша оценка:

         ДЕКАБРЬ В ВЕНЕЦИИ

          Пристрастные заметки

                          Тяжелы твои, Венеция, уборы,
                          В кипарисных рамах зеркала.
                          Воздух твой граненый. В спальнях тают горы
                          Голубого дряхлого стекла.
                                              Осип Мандельштам

         Часть 4. От моста Гулье до церкви Мадонна-дель-Орто

          Купол без церкви - вооруженный налет на церковь со счастливым концом -
          модернистский мост без официального открытия - шпили и арки мостов -
          в огороде статуя, а в церкви символ поклонения - большие достижения маленького
          красильщика - ошибка гения - вторая Сикстина - беллини и венецианский спритц

         Эта часть посвящена северному району Венеции - Каннареджо. Его обычно
         характеризуют как "нетуристическую" Венецию, куда редко добираются туристы и почти
         никогда туристы-однодневки.
         Мы охватим Каннареджо несколько нестандартным способом - вначале с запада, затем с
         востока, и только после этого направимся в центр сестиере.
         Первая цель - мост Гулье (Ponte delle Guglie) на канале Каннареджо.
         Мы добираемся до него от района Дорсодуро на вапоретто от станции Заттере и
         проплываем по четырем каналам: вначале по Джудекка, затем по Скомензера, далее по
         Гранд-каналу и, в завершение, по каналу Каннареджо, который соединяет Гранд-канал с
         северной частью венецианской лагуны. Значительно более длинный (800 м), чем
         большинство внутренних рио города, Каннареджо, в отличие от них, заслужил гордое
         название канала.

         С борта вапоретто можно лицезреть набережные. На восточном берегу Гранд-канала
         обращает на себя внимание большой зеленый купол, перед которым не сразу замечаешь
         портик из четырех колонн. Это церковь Сан-Симеоне-Пикколо, о которой Наполеон
         сказал: "Видел я церкви без куполов, но купола без церквей - никогда". Действительно, объем
         купола равен объему самой церкви. Возведенная в первой половине XVIII века,
         Сан-Симеоне-Пикколо является одной из последних построенных церквей в Венеции.
         Севернее, на западном берегу Гранд-канала проплываем мимо внушительного здания 4-х
         звездочного отеля Principe и дворца Flangini. Дворец построен в XVII веке - яркий образец
         венецианского барокко, отделан обильным декором. Если присмотреться, можно
         увидеть, что он ассиметричен, не хватает трех пролетов слева от украшенной аркой
         двери. Семье Фланжини не хватило средств приобрести соседнее здание и достроить
         недостающее крыло дворца.
         Перед Дворцом Фланжини фасадами на канал смотрят еще два старинных здания: Casa Cini
         и Casa Seguso. С правой стороны от Дворца Фланжини - небольшое изящное здание с
         резным черепом на фасаде, построенное, как и Дворец Фланжини, в XVII веке.

         1

         
     []

          Церковь Сан-Симеоне-Пикколо и отель Carlton On The Grand Canal

         
     []

          Дворец Фланжини (в центре) и прилегающие здания на Гранд-канале

         2

         
     []

          Скуола-деи-Морти и фасад церкви Сан-Джеремия

         Меня заинтересовал череп на фасаде - еще одна загадка Венеции? Информацию удалось
         найти на итальянском языке. Название дома - Scuola-dei-Morti, Скуола мертвых
         ассоциируется с черепом. Прежде всего отмечу, что scuola в Венеции - это не школы, как
         нередко неправильно трактуют в описаниях на русском языке, а религиозные
         благотворительные организации - братства, возникшие еще в XIII веке. Скуола-деи-Морти
         была создана для сопровождения похорон, молитв по усопшему, исполнению
         предписанных ритуалов в церкви Сан-Джеремия. Здание было разрушено австрийскими
         бомбежками в 1849 году. Полностью восстановленное, в настоящее время относится к
         приходу церкви Сан-Джеремия, к белой каменной апсиде которой оно примыкает.

         3

         Надпись на фасаде церкви гласит: "Дева Луция из Сиракуз в этом храме покоится. Для
         Италии и мира несёт свет и мир".

         О святой Луции (она же Санта Лючия) я упоминал во 2-й части заметок при описании
         церкви Сан Моизе. Мощи святой были вывезены из Константинополя в Венецию вместе с
         квадригой и многими другими трофеями дожем Дандоло в 1204 году, ныне они хранятся
         в церкви Сан-Джеремия, ведущей свою историю от XI века, посвященной великому
         пророку Ветхого Завета Иеремии. Нынешнее здание датируется серединой XVIII века, от
         XII века осталась кирпичная колокольня в романском стиле.

         
     []

         Благодаря хранению мощей Святой Луции церковь является объектом паломничества.
         Святой приписывается много чудес, последнее из которых произошло в 1981 году:
         вооруженные злоумышленники похитили останки мученицы и требовали выкуп. Но
         свершилось чудо: в день вознесения святой, 13 декабря, в том же 1981 году мощи были
         возвращены без выкупа.

         Прежде, чем перейти к описанию моста Гулье, уделим внимание двум мостам через
         Гранд-канал (их всего четыре, два из которых - Риальто и мост Академии, мы
         рассмотрели в пердыдущих частях). Третий по хронологии мост через Гранд-канал - мост
         Скальци, или мост босоногих, получивший название от расположенной неподалеку
         церкви ордена босых кармелитов. Введенный в строй в 1934 году, этот мост разделяет
         районы Санта Кроче и Каннареджо.
         Следующий мост - самый северный и самый новый на Гранд-канале - мост Конституции.
         Мост введен в эксплуатацию в 2008 году и получил название в честь 60-й годовщины
         Конституции Италии. На мой взгляд, символизирует совмещение в характере венецианцев
         приверженства к старому облику города и желание быть передовыми во всем. Для
         разработки проекта моста был приглашен известный испанский архитектор Сантьяго

         4

         Калатрава, автор ряда футуристических работ в разных странах мира, лауреат многих
         престижных наград. С творчеством этого архитектора мне впервые довелось
         познакомиться несколько лет назад при посещении Буэнос-Айреса. В аргентинской
         столице Калатрава построил поворотный мост, получивший название Мост женщины
         (вокруг много улиц, названных в честь разных женщин), по замыслу архитектора
         конструкция крыльев моста воплощает движение пары в аргентинском танго. На коллаже
         из фотографий из моего архива влюбленная пара на Мосту Женщины репетирует поцелуй
         перед посещением Венеции, чтобы там на гондоле под мостом Риальто и мостом Вздохов
         закрепить вечную любовь
         
     []

          Мост Женщины, Буэнос-Айрес. Архитектор Калатрава

         Смелое решение городских властей Венеции, как и следовало ожидать, вызвало в
         дальнейшем недовольство многих жителей, критикующих слишком современную
         конструкцию моста, не вписывающуюся в исторический облик города. Было даже
         отменено торжественное открытие моста, и современное арочное сооружение из камня,
         стекла и металла было введено в эксплуатацию без всяких официальных церемоний.
         А мы тем временем выходим на станции Гулье и подходим к одноименному мосту.

         5

         
     []

          Мост Гулье на канале Канареджо (вид из вапоретто)

         Мост необычен - это единственный мост Венеции, украшенный с двух сторон (у берегов)
         обелисками со шпилями, откуда и название - мост шпилей. Сами обелиски появились не
         сразу - подобно другим венецианским мостам, первый мост на этом месте был
         деревянным, построенным еще в XIII веке.

         6

         
     []

         Через 200 лет деревянный мост был заменен каменным, а в 1823 году полностью
         перестроен с добавлением шпилей, - тогда же и появилось нынешнее название (до этого
         мост именовали Ди Каннареджо). После ознакомления с кратким изложением истории
         моста уже не удивляет вывеска на здании рядом: Ponte de Cannaregio o de le Guglie.

         7

         
     []

         Двигаемся вдоль канала Канареджо на север - можно по любому из берегов, выбираем
         восточный. По случаю воскресенья сегодня, похоже, людей больше, кто-то отдыхает за
         столиком в кафе, стойкой бара, кто-то прогуливается вдоль канала.
         На другом берегу канала нас приветствуют фасады нескольких дворцов. На фото
         запечатлены внушительное белое здание в 4 этажа в стиле барокко - это палаццо XVII века
         Savorgnan, менее впечатляющий дворец Бонфадини-Виванте, трехэтажный с мезонином,
         построенный еще в XVI веке для семьи тирольских купцов Бофандини и небольшой
         готический дворец Теста, возведенный в XV столетии, значительно измененный в
         последующем (принадлежал семье древнего патриция Тесты).

         8

         
     []

          Вдоль канала Канареджо


         
     []

         9

         
     []

          Палаццо Саворньян

         10

         
     []

          Дворец Бонфадини-Виванте (вверху) и Дворец Теста (внизу)

         Вскоре перед нами возникает еще один мост, не похожий ни на один из увиденных в
         Венеции, это второй мост через канал Каннареджо (их всего два) - мост Трех арок.
         Единственный в городе трехарочный мост в стиле барокко построен во второй половине
         XVII века, до этого более 100 лет простояла деревянная конструкция.
         Центральный пролет как будто подбоченился двумя другими красными кирпичными
         арками, изящно возвышаясь над каналом. Ипполитов в уже упоминавшейся мною книге о
         Венеции характеризует мост Трех арок как второй по красоте после Риальто, и с ним
         трудно не согласиться.

         11

         
     []

          Мост Трех арок

         
     []


         На западном берегу канала приковывает взгляд мост, перпендикулярный мосту Трех арок,
         пересекающий канал Rio della Crea. Кажется, что это копия одной из арок трехарочного
         моста - он сделан, как и тот, из кирпича и камня, те же балюстрады и даже ступени
         похожи.

         12

         
     []

          Мост де ла Креа, через канал Рио де ла Креа, набережная Сан-Джоббе

         13

         
     []

          Вид на канал Канареджо с моста Трех арок

         
     []

          Мост Мадонна-дель-Орто на одноименном канале


         Далее мы садимся на вапоретто и совершаем "дальний" бросок, огибающий северное
         побережье острова, и прибываем на северо-западную часть Венеции, к станции Орто.

         14

         Отсюда направляемся к одной из интереснейших церквей Венеции - церкви Мадонна-дель-Орто.
         Темно-розовый кирпичный фасад ее со стрельчатыми окнами, розеткой, остроконечными
         башенками, белокаменной резьбой являет прекрасный образец готики.
         Выбивается из готики лишь луковичное украшение колокольни, что не мешает называть
         церковь самой красивой готической церковью Венеции.

         
     []

         Фасад создан в XV веке, а сама церковь в XIV и вначале была посвящена святому
         Христофору, покровителю путешественников, статуей которого украшен центральный
         портал фасада (под окном-розеткой). Однако неподалеку от церкви в саду появилась
         скульптура богородицы с младенцем - это была работа не очень известного мастера
         Джованни де Санти, которую он изготовил для церкви Святой Марии Формозы, но после
         отклонения статуи заказчиком установил в саду возле дома. Поначалу, читая легенды
         истории церкви Мадонна-дель-Орто, я подумал, что Джованни де Санти - отец великого
         Рафаэля, тоже Джованни, картины которого в свое время мы пытались найти в огромном
         герцогском дворце в Урбино, родине Рафаэля. Но отец Рафаэля, художник и поэт, жил
         более, чем на полвека позже, чем описываемые события.
         Далее, как водится, начинаются венецианские чудеса. Жена Джованни де Санти замечает,
         что по ночам статуя богородицы излучает необыкновенный свет, слухи о чуде расходятся
         по всей округе, к скульптуре тянутся паломники, получающие исцеления и прочие
         благодати от садовой мадонны. В результате за 150 дукатов автор отдает свое творение
         церкви Мадонна-дель-орто, которая получает свое название Мадонна сада (часто
         трактуется также как Огородная мадонна, orto - огородный, dell'orto - фруктовый сад),
         посвящается богородице, и статуя ныне находится в церкви в капелле Сан Мауро.

         15

         Не менее важное событие для этой церкви произошло в XVI веке. В нескольких кварталах
         от нее, в доме готического стиля в 1518 году в семье красильщика тканей Робусти родился
         сын Якопо (после этого в семье родились еще 20 детей). Якопо проявил уже в раннем
         возрасте способности к живописи, а по профессии отца tintore - красильщик, получил
         прозвище маленький красильщик, или тинторетто. Теперь это прозвище известно во всем
         мире как имя одного из величайших художников Возрождения, самого выдающегося
         наряду с Тицианом и Веронезе представителем венецинского Ренессанса. Церковь
         Мадонна-дель-орто была приходской церковью Тинтеретто, для нее он создал ряд
         картин, там же нашел и свой последний приют - в капелле справа от алтаря находится
         гробница художника и его двух детей.

         
     []

          Фасад церкви Мадонна-дель-Орто и картина Тинторетто "Казнь апостола Павла"

         Две грандиозные знаменитые картины Тинторетто расположены с двух сторон от алтаря:
         "Поклонение золотому тельцу" и "Страшный суд". Из других работ художника в этой
         церкви "Казнь апостола Павла", "Введение девы Марии во храм", "Видение святого
         Петра". Считая своими учителями Микеланджело и Тициана (у Тициана он некоторое
         время брал уроки в Венеции, но по легенде, великий Тициан прервал обучение, увидев в

         16

         ученике конкурента), Тинторетто не боялся браться за сюжеты, воплощенные в
         прославленных работах учителей.
         Так, великолепно исполнена многофигурная картина "Страшный суд", где Иисус, дева
         Мария и Иоанн креститель вершат суд над людьми, распределяя их, как в дантовских
         кругах ада, по свершенным деяниям. Избежав подражания гениальному "Страшному
         суду" Микеланджедо из Сикстинской капеллы, Тинторетто создал свою достойную
         версию библейского сюжета.
         Значительно отличается от одноименной картины Тициана и работа Тинторетто
         "Введение девы Марии во храм", знаменующая новый этап в его творчестве. Если у
         Тициана акцент на торжественности, праздничности сцены, то у Тинторетто динамичная
         композиция с разделением света, подчеркивающим характеристики разных частей
         картины.
         Картина "Казнь апостола Павла" показывает последний момент жизни апостола,
         обезглавленного по приговору суда в Риме.
         Можно долго рассматривать интерьер церкви, изучая часовни, картины, алтари, скульптуры...
         Еще несколько примеров из сделанных мной снимков: впечатляющий
         алтарь непорочного зачатия (конец XVI века); деревянный алтарь "Иоанн Креститель со
         святыми Петром, Марком, Иеронимом и Павлом" автор Чима да Конельяно; скульптура
         "Мадонна с младенцем" XV века, приписывается Антонио Риццо.

         
     []

          Алтарь непорочного зачатия, церковь Мадонна-дель-Орто

         17

         
     []

          Алтарь "Иоанн Креститель со святыми" Чима да Конельяно и "Мадонна с младенцем".
          Антонио Риццо, церковь Мадонна-дель-Орто

         И в завершение рассказа о церкви Огородной Мадонны еще одна история, связанная с
         посещением Венеции Иосифом Бродским. Вот что пишет Бродский о посещении
         Канареджо в своем знаменитом эссе о Венеции "Набережная неисцелимых":
         "Церкви, я всегда считал , должны стоять открытыми всю ночь; по крайней мере Мадонна
         делл'Орто - не столько потому , что ночь - самое вероятное время душевных мук, сколько
         из-за прекрасной Мадонны Беллини с Младенцем. Я хотел высадиться там и взглянуть на
         картину, на дюйм, отделяющий Ее левую ладонь от подошвы Младенца. Этот дюйм -
         гораздо меньше! - и отделяет любовь от эротики. А может быть, это и есть предел
         эротики. Но собор был закрыт... "
         Эта интригующая цитата всколыхнула интерес к церкви Мадонна-дель-Орто у
         многочисленных читателей, и не только у российской интеллигенции, но и у англоязычных
         и итальянских читателей, - эссе написано Бродским на английском по заказу организации
         "Консорциум Новая Венеция" в 1989 году, впервые издано в переводе на итальянский в
         Италии в декабре 1989-го; в России впервые опубликовано в 1992-м в переводе
         Г. Дашевского в журнале "Октябрь", в том же году вышло отдельным изданием в США и
         Великобритании под новым названием "Watermark".

         18

         
     []

         Беллини. Мадонна с младенцем,
         Венеция, 1475, 50x75 см

         В чем же ошибка Бродского? В предыдущей части при
         упоминании церкви Сан-Заккария я писал об алтарной
         картине Джованни Беллини "Мадонна с младенцем со
         святыми", которую Наполеон увозил во Францию. Так
         вот, это и есть та прекрасная картина, о которой пишет
         Бродский, а в церкви Огородной Мадонны хранилась
         другая картина Джованни Беллини "Мадонна с
         младенцем". Почему хранилась - потому что в 1993
         году эта картина была похищена. И в отличие от
         мощей Святой Лючии из церкви Сан-Джеремия, не
         найдена до сих пор. Фото похищенной картины я взял
         из сети, а для работы Беллини из церкви Сан-Заккария
         пришлось вырезать фрагмент из фото алтарного
         изображения в Википедии, т.к. помимо мадонны, там
         фигуры еще пяти персонажей, и увидеть тот самый
         дюйм между левой ладонью мадонны и стопой
         младенца было бы нелегко.

         19

         
     []

         Джованни Беллини. Фрагмент алтарной картины
         "Мадонна с младенцем и святыми", 1505, из церкви Сан-Заккария

         Но вот мы выходим на вымощенную красным кирпичом под цвет фасада церкви
         площадь, нас провожают застывшие в почетном карауле 12 апостолов в нишах фриза и
         изящный портал, обрамленный аркой с колоннами коринфского ордера, попадаем на
         одноименную с церковью набережную одноименного канала (Rio Madonna dell'Orto).
         Один мост через этот канал отделяет нас от Campo dei Mori - площади, овеянной
         легендами, которой посвящены немало сетевых описаний и страниц известных книг о
         Венеции.

         20

         
     []

          Церковь Мадонна-дель-Орто

         21

         Но, поскольку мы начали говорить о творчестве маленького красильщика, ставшего
         большим художником, перенесемся на некоторое время в сестиере Сан Поло в одну из
         больших скуол Венеции - Скуола Гранде ди Сан Рокко. Братство святого Роха (Сан-Рокко),
         католического святого, известного как защитника чумы, было создано в конце XV века, а
         здание Скуолы строилось с 1515 до 1549 годы. В конкурсе на выполнение росписи
         интерьера победил Тинторетто, обойдя Веронезе, Сальвиати и Дзуккеро.
         Как ему это удалось, описывает Джорджо Вазари, живописец и архитектор, прославившийся,
         в основном, как автор монументальной искусствоведческой работы
         "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

         Братство предложило конкурентам представить эскиз будущей потолочной картины,
         которая изобразила бы нечто достойное и великолепное. В назначенный срок три
         участника принесли рулоны с эскизами, кроме Тинторетто. Посмотрев вверх, члены
         Братства увидели на потолке, там, где должна была быть будущая картина, законченное
         полотно Тинторетто "Святой Рох во славе". За 3 дня Якопо, предварительно узнав размер
         изображения (а это 240 х 360 см !), в присущей ему быстрой манере создал готовую
         картину, выбрав точно отвечающий цели сюжет. Были обвинения и возмущения, но
         победителей не судят, тем более, что автор отдал свое творение в дар Скуоле.
         Так началось содружество Тинторетто с Братством Святого Роха, для которого (братства)
         он выполнил в общей сложности 69 работ - большинство их находится в Скуоле Сан-Рокко,
         ныне музее. Более 20 лет расписывая Скуолу, Тинторетто создал уникальную
         коллекцию полотен, которую называют второй Сикстиной.

         Значение этого музея для Венеции сродни значению Сикстинской капеллы для Рима.
         А.Ипполитов пишет, что центр Венеции находится не на пьяцце Сан Марко, а в районе Сан
         Поло, потому что там расположена Скуола Сан-Рокко.

         Мы посетили этот музей в декабрьский понедельник и, кроме нас, там была лишь одна
         семья...
         Скуола состоит из трех этажей, картины и скульптуры на первых двух, на третьем -
         сокровищница.

         Первый этаж (Sala Terrena) содержит цикл картин, посвященных жизни Богородицы и
         детству Христа.

         22


          Картины первого этажа - Тинторетто, холст, масло

         
     []

          Бегство в Египет, 580×422 см, 1582-87 гг.


         
     []

          Избиение младенцев, 546×422 см, 1582-87 гг.

         23

         
     []

          Обрезание, 482x440 см, 1582_87 гг.

         Как следует из годов написания картин из моих примеров, в зале 1-го этажа находятся
         поздние работы художника; в залах 2-го этажа - работы, написанные более, чем на 20 лет
         раньше.

         По парадной лестнице вдоль огромных картин на стенах, изображающих сцены эпидемии
         чумы в Венеции 1630 года, поднимаемся на второй этаж. Интерьер этого этажа сразу
         ошеломляет богатством и красочностью. Формально здесь три зала: главный зал (Sala Capitolare)
         из 33 картин, зал Альберго (Sala dell'Albergo), с которого Тинторетто начал
         роспись скуолы - на потолке этого зала он водрузил свою победившую конкурсную
         картину, и небольшой зал Канцелярии. Работы Тинторетто в помещениях Скуолы
         расположены практически на тех же местах, что и после завершения росписи, то есть в
         том порядке, как их расположил художник.
         Интересная особенность музея Скуолы Сан-Рокко - в распоряжении посетителей большие
         прямоугольные зеркала в темно-коричневых деревянных рамах для просмотра картин на
         потолке, шедевры которого не уступают настенным.

         Комплекс произведений главного зала включает библейский период от первородного
         греха до вознесения Христа. На потолке 21 работа со сценами из Ветхого Завета, три
         основных картины - ключевые моменты на пути израильтян к земле обетованной:
         "Моисей, высекающий воду из скалы", "Медный змий" и "Манна небесная".

         24

         
     []

          Главный зал второго этажа (Sala Capitolare)

         25


          Работы в залах второго этажа

         
     []

          Тинторетто. Манна небесная, 520x550 см, 1577 г.


         26

         
     []

          Святой Себастьян, 80x250 см, 1578-81 и Явление святого Роха, 495x246 cm, 1588.

         27

         
     []
          Скульптуры возле алтаря Св. Роха и между полотнами Св. Роха и Св. Себастиана

         Самой выдающейся картиной Скуолы называют грандиозное, во всю стену, полотно
         "Распятие" зала Альберго. За четверть века до написания этого полотна Тинторетто,
         открыв собственную мастерскую, на двери ее начертал: "Рисунок Микеланджело, а
         краски Тициана". Тогда еще авансовый и рекламный слоган воплотился в жизнь в полной
         мере в этой и других работах художника для Скуолы.
         Уже в более ранних работах (за 10-13 лет до Скуолы) в церкви Мадонна-дель-Орто
         проявилось удивительное мастерство Тинторетто работать со светом; в двух картинах по
         обе стороны алтаря, упомянутых выше при описании церкви, краски так впечатляюще
         выделяют смысловые сцены сюжетов, как мало кому удавалось это до Тинторетто.

         28

         
     []

          Тинторетто. Распятие, 1224x536см, 1565 г.

         В картине "Распятие", помимо триумфа красок, скульптурность прорисовки фигур
         перекликается с техникой Микеланджело. Излюбленная композиция Тинторетто
         представляет здесь несколько групп персонажей. Центральная - Христос, от которого
         исходит сияние, но сзади небо заволокли грозные тучи. Слева, под правой рукой Христа,
         убийцы поднимают крест с еще одним мучеником; справа повержен другой несчастный,
         которого безжалостно добивает и всадник. Ученики Иисуса внизу картины припадают к
         основанию креста, там же и утешают страдающую мать. По углам полотна люди с испугом
         взирают на центр сцены. В правой группе можно рассмотреть бородатого человека в
         синем одеянии, похожего на Карла Маркса, который, чуть подавшись вперед, внимательно
         всматривается в происходящее. Это автопортрет самого Тинторетто.

         Помимо картин Тинторетто и других венецианских мастеров, в Скуоле представлены
         великолепные работы резьбы по дереву. В залах 2-го этажа с 1657 по 1676 годы
         Франческо Пьянта установил деревянные панели, кариатиды и резные фигуры. Панели
         книжных шкафов с корешками книг поразительно похожи на настоящие.

         Еще через 60 лет другой мастер Джованни Маркиори установил в главном зале Скуолы на
         дверях шкафов, в которых когда-то хранили книги и документы, 24 барельефа с
         аллегорическими фигурами и эпизодами из жизни Святого Роха.

         29

         
     []

          Франческо Пьянта. Резные фигуры в зале 2-го этажа, 1657-76

         Как мы видим, основной ансамбль этого собрания произведений искусства создавался
         почти 2 века (со второй половины XVI до середины XVII), но производит впечатление
         удивительной целостности, как будто создан по единому плану, представить все без
         каких-то элементов невозможно.

         30

         
     []

          Джованни Маркиори. "Вера", Аллегория на дверце одностворчатого шкафа и "Сцены из
          жизни Св. Роха" на дверце двустворчатого шкафа. 1741-43. Главный зал

         31

         
     []

          Фрагмент пола 2-го этажа и Джорджоне. Христос, несущий крест с люнетом, 1505

         В зале Канцелярии впечатляющие потолочные плафоны Джузеппе Анджели середины
         XVIII века, на снимке можно увидеть картину "Святой Рох во славе" на тот же сюжет, что и
         у Тинторетто. В этом же зале в глубине справа портрет бородатого мужчины - это "Святой
         Рох" Бернардо Строцци, 1я половина XVII столетия.
         И, наконец, на 3-ем этаже небольшой зал Сокровищницы, украшенный роскошной
         люстрой из венецианского стекла. Здесь представлены церковная утварь, канделябры,
         деревянные переплеты с древними статутами (сводами законов).

         32

         
     []

          Зал Канцелярии 2-го этажа и большой канделябр перед входом в Сокровищницу

         Переполненные впечатлениями, покидаем здание Скуолы Сан-Рокко, во дворике ее
         старинный колодец... Сейчас самое время перевести дух и выпить что-то некрепкое, но
         желательно венецианское. В районе Сан-Марко неподалеку от одноименного причала
         вапоретто находится культовый "Бар Гарри" (Harry's Bar), основатель которого Джузеппе
         Чиприани в 30-х годах прошлого века изобрел коктейль "Беллини", а в 1950 году он же
         придумал блюдо карпаччо. О Джованни Беллини мы говорили, обсуждая ошибку
         Бродского, по поводу блюда на всякий случай укажу, что Витторе Карпаччо, в честь
         которого названо капрпаччо, - это венецианский живописец эпохи Возрождения, ученик
         Беллини.

         33

         
     []

          Кафе ADAGI и дворик с колодцем Скуолы Сан-Рокко (справа внизу). Сан Поло

         По поводу того, почему бар Джузеппе Чиприани называется "Бар Гарри" существует
         весьма интересная история, но я ее описывать не буду, чтобы не навлечь гнев читателя
         из-за длинных отступлений.
         Поскольку мы находимся в сестиере Сан Поло, а не возле пьяццы Сан Марко, то не идем в
         бар Гарри (тем более, что это раскрученное заведение, где бывали Хэмингуэй, Синклер
         Льюис, Чаплин, Пегги Гуггенхайм, Вуди Аллен, славится, как и кафе Флориан, высокими
         ценами), а заходим в случайно расположенное неподалеку уютное заведение "ADAGI", со
         стрелкой-указателем на Скуолу Гранде ди Сан-Рокко (на самом деле, я заприметил это
         кафе еще на пути в Скуолу).

         34

         Здесь мы отведали коктейль беллини и венецианский спритц (Spritz Veneziano) -
         любимый коктейль-аперитив венецианцев, появившийся еще в XIX веке во время
         владычества Австрии над Венецией. Если беллини - это смесь игристого (в Италии в
         основном просекко) с персиковым пюре, то спритц - смесь игристого или белого сухого с
         настойкой и содовой водой. В баре из многих предлагаемых настоек я выбрал Кампари,
         особой популярностью пользуется Апероль. Маленькие закусочные бутерброды также
         были хороши.
         Что ж, тому, кто вдруг дочитал до этого места, я со всей прямотой вынужден сообщить,
         что продолжение следует. В следующей части мы завершим путешествие по району
         Канареджо и побываем снова в Сан Поло.


          Mark PARADOX (c) 2020

         35



  • Оставить комментарий
  • © Copyright Парадокс Марк (mark.paradox@gmail.com)
  • Обновлено: 21/11/2021. 53k. Статистика.
  • Обзор: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка