Парадокс Марк: другие произведения.

Декабрь в Венеции. Часть 5

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Парадокс Марк (mark.paradox@gmail.com)
  • Обновлено: 05/12/2021. 50k. Статистика.
  • Обзор: Италия
  • Иллюстрации: 35 штук.
  •  Ваша оценка:

         ДЕКАБРЬ В ВЕНЕЦИИ

          Пристрастные заметки

       
         Город, как голос наяды,
         В призрачно-светлом былом,
         Кружев узорней аркады,
         Воды застыли стеклом.
                   Н. Гумилев

         Часть 5. От церкви Мадонна-дель-Орто до базилики Фрари

          Окаменевшие братья - Дом Тинторетто - Венецианское Гетто - пейзажи с
          наводнением на набережной Милосердия - залитая водой площадь Аббатства -
          дальние уголки Венеции - аскетизм и великолепие францисканской церкви Фрари

         В предыдущей части мы расстались после коктейль-брейка в кафе-баре в районе Сан
         Поло, но это было виртуальное ответвление от прогулки по сестиере Каннареджо.
         Поэтому продолжаем поход по Каннареджо от церкви Мадонна-дель-Орто, - мост
         della Madonna dell'Orto через одноименный канал ведет к небольшой площади Campo dei Mori.
         Площадь простая и уютная: старинный колодец, закрытый, как и все колодцы
         в городе в давние времена, венецианские дома - не дворцы, изредка случайные
         прохожие...

         
     []


         1

         В южной части кампо, там, где площадь переходит в набережную Fondamenta dei Mori,
         расположена остерия l'Orto dei Mori, на углу ее стоит каменная статуя мужчины с
         железным протезом вместо носа; на фасаде, обращенном к площади - еще две
         белокаменные мужские фигуры, не совсем обычные для Венеции.

         
     []


         Если не знать легенд, с этими скульптурами связанных, их можно и не заметить. В этом
         случае я легенды знал и по книге Ипполитова "Только Венеция. Образы Италии XXI", и
         по другим источникам и дотошно фотографировал достопримечательности. А легенда
         такова. В начале XII века из греческого Пелопоннеса в Венецию прибыла богатая
         купеческая семья Мастелли. Полуостров Пелопоннес в те времена (и до начала XIX
         века) назывался Морея, отсюда и пошло название площади - Мори.
         Три брата из семейства Мастелли - торговцы тканями Антонио, Санди и Альфани
         прослыли обманщиками, готовыми на все ради наживы. Однажды к ним обратилась
         пожилая женщина, пожелавшая приобрести ткань для нового магазина, который
         собиралась открыть. Смекнув, что можно сыграть на неопытности
         предпринимательницы, Антонио, подмигнув братьям, предложил дешевую ткань по
         высокой цене.
         "Пусть Господь превратит мою руку в камень, если это плохой товар!" - воскликнул он,
         протягивая руку за деньгами. "Пусть будет так" - ответила женщина, и рука Антонио, а
         затем весь он и его братья окаменели и превратились в статуи. Мария Магдалина, а в
         образе пожилой женщины была именно она, исчезла, подобно фее Моргане из пьесы
         венецианца Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам". Это Венеция, господа!

         2

         
     []

          Риоба Мастелли на кампо деи Мори


         Тем не менее венецианцы полюбили статую брата без носа - этого Мастелли
         называют Риоба, и с давних времен, и до Второй мировой войны возле статуи и на ней
         самой прикрепляли листовки с обличением правительства, законов, с любым
         "свободомыслием". Кстати, носа Риобу лишила, как пишет тот же Ипполитов, Фата
         Моргана (она же фея Моргана).
         Чудеса с братьями не закончились и в наши дни. В 2010 году две французские туристки
         обнаружили, что Риоба стоит без головы. Поднялся невероятный шум, венецианцы
         грозили расправиться с похитителями, не дожидаясь полиции. И свершилось чудо: на
         четвертый день после пропажи голова была обнаружена местным дворником в
         пластиковом мусорном пакете в полукилометре от статуи. Нашедшему жал руку мэр, а
         голова была возвращена на место.

         3

         
     []

          Братья Мастелли на кампо деи Мори

         А мы идем мимо остерии вдоль канала Rio della Sensa (канал Вознесения) по
         набережной и обнаруживаем на доме номер 3398 еще одну статую мужчины в
         тюрбане, стоящего на древнеримском жертвеннике или алтаре, - это 4-й брат
         Мастелли. Следующий красный дом с балконами на втором этаже под номером 3399
         (здесь нумерация идет подряд, без разделения на четную и нечетную стороны) - это
         Дом Тинторетто, где художник провел последние 20 лет жизни. Мемориальная доска
         призывает путешественника задержаться и отдать дань памяти мастеру. Рядом и калле
         Тинторетто.

         4

         
     []

          Четвертый Мастелли возле Дома Тинторетто

         Вообще, и кампо деи Мори, и набережные, и мосты, ее окружающие, пронизаны
         каким-то подлинным венецианским шармом - туристов здесь мало, зато можно
         встретить местных жителей (в городе, где на одного местного приходится более 120
         туристов, это не так-то просто), и можно легко представить, что где-то здесь и
         происходило действие "Любви к трем апельсинам", и принц Тарталья с забавником
         Труффальдино везут повозку с тремя огромными апельсинами по набережной
         Милосердия (Misericordia), еще не зная, будут ли к ним милосердны небеса. Чтобы
         попасть на фондамента Милосердия, мы от Дома Тинторетто возвращаемся к остерии
         и переходим канал делла Сенса, на углу стоит ресторан-пиццерия Al Tintoretto.
         Движемся на северо-запад, канал слева от нас.

         5

         
     []

          Дом Тинторетто на набережной канала Вознесения

         6

         
     []

          Ресторан-пиццерия Тинторетто на набережной Мизерикордия

         
     []

         Вскоре перед нами мост l'Aseo, здесь набережная Misericordia переходит в
         набережную Ormesini. Мост l'Aseo получил название от слова aseto - уксус, в ХIV - XV
         веках здесь был соответствующий завод.

         7

         
     []

          Мост Lustraferi (слева) и канал Rio de la Misericordia

         Рядом с мостом l'Aseo под углом 90R находится Ponte dei Lustraferi. Возле этого моста
         разместился белокаменный дворец Ca' Caotorta. Название моста связано с мастерской
         по полировке металлических изделий, особенно металлических частей гондол.
         Лучшие мастера этой профессии - "люстраферы" жили здесь в середине 1700-х годов.

         Следующий деревянный мост на канале носит сразу несколько названий - Rio terra Farsetti
         (так на карте), Loredan agli Ormesini и Morosini. За ним каменный мост dei Ormesini. Это
         намного более оживленный участок, чем район церкви Мадонна-дель-Орто, здесь
         подряд идут пиццерия, пивная, бары, кафетерии, магазины... По случаю воскресенья
         много людей.

         8

         
     []

          Набережная Ormesini канала Misericordia. Мосты Rio terra Farsetti и dei Ormesini

         
     []

          Вдоль канала Rio della Misericordia


         9

         
     []

         Следующая наша цель - важное историческое место в Каннареджо - Венецианское
         Гетто. Да, Ghetto di Venezia - это район в Венеции, окруженный каналами, в котором с
         1516 года по решению Совета Десяти Венецианской республики, принятому в русле
         указа римского папы об изгнании евреев из итальянских городов, евреи должны были
         жить обособленно, без права покидать район. Уже потом Гетто превратилось в годы
         Второй мировой войны в зловещее гетто, когда было создано более 1000 нацистских
         гетто для эксплуатации и убийства евреев. О происхождении термина известны
         несколько гипотез, самая распространённая это от "литье, плавильня" - в этом месте
         были плавильные мастерские.

         В Венеции еврейские семьи появились в ХII - XIII веках, селились в основном на
         острове Джудекка, по одной из версий получившего название от giudei - иудеи.
         С 1516 года для Гетто были построены ворота на двух мостах, ведущих в него,
         выделены стражники для охраны. Жить отдельно от христиан по своим законам
         хотели и евреи, предоставление им целого квартала республика считала милостью.
         На этой территории было своего рода самоуправление, жители могли не бояться
         погромов. Вначале право переселиться в Гетто получили только евреи-ашкеназы,
         выходцы из Германии и итальянских городов; влиятельной общиной в Гетто стала
         также испанская, прибывшая в Венецию из стран Северной Европы, куда она
         переселилась из Испании и Португалии в конце XV века после изгнания из Испании.

         10

         
     []

          Высотные дома в Венецианском Гетто

         Евреи Венеции жили в целом лучше, чем общины в других городах. В XVI веке Венеция
         стала центром еврейской культуры и научным центром; к концу века треть всей
         еврейской литературы Европы была напечатана в Венеции, здесь были созданы театр
         и консерватория, музыканты из Гетто приглашались в знатные венецианские дома, а
         на занятия в музыкальные и танцевальные школы приходили христиане из соседних
         кварталов. А евреи-врачи, ценившиеся в Средние века выше их коллег-христиан, сразу
         были освобождены от всех ограничений. В XVII веке еврейская община Венеции стала
         богатейшей общиной евреев в Италии. Испанская община Гетто пригласила известного
         венецианского архитектора, автора одной из самых знаменитых церквей Венеции -
         Санта-Мария-делла-Салюте Бальдассаре Лонгену спроектировать Испанскую синагогу,
         что он и выполнил, создав здание, затмившее все, что было построено в районе ранее.
         Население Гетто росло, а расширять владения не разрешалось и, хотя к Гетто Ново
         добавились Гетто Bеккио (старое), более новое (в Венеции все не по канонам), чем
         Новое, а затем Ghetto Novissimo, места не хватало. Поэтому дома стали тянуться вверх,
         и в венецианском Гетто появились первые "небоскребы" - шести, семи и
         восьмиэтажные дома, до сих пор остающиеся одними из самых высоких зданий
         города.

         11

         
     []

          Мемориал жертвам Холокоста в Венецианском Гетто

         В 1797 году Наполеон ликвидировал ворота Гетто, снял все ограничения по
         передвижению евреев по городу, многие жители, преимущественно молодежь,
         покинули Гетто. В 1814 году с приходом австрийцев Гетто восстановили, но вернуть
         всех евреев туда уже не удалось. В 1866 году с вхождением Венеции в Королевство
         Италии евреи были уравнены в правах со всеми гражданами страны.
         Площадь Ghetto Nuovo по венецианским меркам большая, здесь действуют Еврейский
         музей, информационный центр, центр движения хаббад, создан Мемориал жертвам
         Холокоста. Две синагоги открыты для верующих. Во время прихода нацистов в Гетто
         жило 286 евреев, 205 из которых депортировали в лагеря смерти. Их имена
         выгравированы на таблицах Мемориала.

         Пока мы осматривали площадь Гетто, мы особо не обратили внимание на вдруг
         прозвучавшую сирену. Смысл ее стал понятен, когда мы пытались продолжить путь
         вдоль канала Rio del Ghetto - арочный выход из узкой улочки заливал прибывающий
         поток воды (по поводу альта аква была и сирена - гудком здесь оповещают о ее
         начале). Пришлось идти обратно, пока наводнение не пришло и туда: возвращаемся
         на набережную канала Милосердия.

         12

         
     []

          Виды с моста Ghetto Vecchio на канал Rio del Ghetto

         По плану нам надо добраться до северо-западной оконечности Каннареджо к церкви,
         основанной еще в X веке - Abbazia della Misericordia. Но в наши планы уже вторгается
         аква альта. Превращая при этом набережные в продолжения каналов, наводнение
         создает удивительные картины с впечатляющими отражениями.
         В памяти всплывают стихотворения Бродского "Пейзаж с наводнением" и
         "Венецианские строфы". Хотя первое написано в другом городе каналов -
         Амстердаме (этот стих 1993 года дал название последнему сборнику Бродского),
         атмосфера созвучна:

          Не слишком известный пейзаж, улучшенный наводнением.
          Видны только кроны деревьев, шпили и купола.

         О Венеции Бродского мы еще поговорим в следующей части, но отрывок из
         "Венецианских строф" приведу здесь:

          Стынет кофе. Плещет лагуна, сотней
          мелких бликов тусклый зрачок казня
          за стремленье запомнить пейзаж, способный
          обойтись без меня.

         13

         
     []

         
     []

          Пейзажи с наводнением на набережной канала Милосердия

         Без случайных прохожих, попавших в кадр, эти пейзажи представить можно, но без
         фонарей, зданий и одиноких лодок, пожалуй, нет...

         С набережной делла Мизерикордия можно увидеть невзыскательный фасад церкви
         Сан-Maрциале. Считается, что первая церковь на этом месте появилась в IX веке,
         перестроена в конце XVII - начале XIX веков.

         14

         
     []

          Acqua alta на набережной канала Милосердия

         15

         
     []

          Acqua alta на набережной канала Милосердия

         Небольшой канал Rio Brazzo, который показан в правой части коллажа ниже,
         соединяет канал Милосердия (della Misericordia) с каналом Вознесения (della Sensa)
         почти у подножия церкви Огородной Мадонны. Канал и одноименный мост обязаны
         названием семье Браззо, прибывшей в Венецию из Тосканы. В первой половине XV века
         Гоффредо да Браззо с партнерами основал Скуолу-ди-Сан-Марко в Кампо-деи-Санти-Джованни-э-Паоло.

         Далее на нашем пути возникает длинное кирпичное здание Новой Скуолы делла
         Мизерикордия (Scuola nuova di Santa Maria della Misericordia). Автором проекта
         считается Якопо Сансовино, в свое время главный архитектор Венеции, его работы на
         площади Сан Марко (библиотека Марчиана, лоджетта, монетный двор) мы упоминали
         во 2-й части заметок. Новая Скуола, построенная в XVI веке, была второй резиденцией
         Scuola Vecchia della Misericordia, возведенной еще в 1310 году, известной и как Скуола
         Гранде ди Санта Мария делла Мизерикордия.

         16

         
     []

          Церковь Сан-Марциале (слева) и канал Rio Brazzo с одноименным мостом (справа)

         Добравшись до площади Аббатства (Campo dell'Abbazia), где стоит Старая Скуола под
         углом к церкви аббатства Мизерикордии, обнаруживаем, что вода настолько залила
         всю площадь, что подойти к зданиям невозможно. Сама площадь небольшая, с двух
         сторон ограничена каналами, с двух оставшихся - стенами, в центре старинный
         резной колодец. Фасад старинной церкви, восстановленный в 1659 году патрицием
         Гаспаре Моро, украшен аллегорическими статуями, включая бюст Моро - все
         работы Клемента Молли. Справа - барельеф XIII века с изображением Мадонны с
         младенцем.
         Сделав снимки с набережной, возвращаемся обратно, корректируя план. Не удалось
         подойти к северному берегу лагуны, мимо верфи, чтобы взглянуть на Дом призраков
         (Casino degli Spiriti), и добраться до Ponte Chiodo (Мост "Гвоздь") на канале Rio di San Falice.
         Изюминка этого моста в том, что это единственный из сохранившихся в Венеции
         мост без перил. Отмечу лишь, что перила и парапеты появились на мостах
         Венеции только в XIX веке.

         17

         
     []

          Scuola Nuova di Santa Maria della Misericordia

         18

         
     []

          Площадь Аббатства с церковью Аббатства Милосердия

         19

         
     []

          Скуола Веккио и церковь Аббатства Милосердия на площади Аббатства

         Возвращаемся к станции вапоретто Орто и доплываем до Моста Трех арок,
         показанного в предыдущей части заметок. На выходе из вапоретто тоже наводнение,
         по выставленным мосткам проходим к сухой (пока еще) улочке. Здесь нам помогла
         венецианка, любезно сопроводившая нас в обход наводнения к станции вапоретто,
         откуда можно было добраться до нашего причала в районе Дорсодуро. Местами все
         равно пришлось идти по воде, пригодились взятые специально в поездку
         полиэтиленовые пакеты и шнурки для их крепления после обувания на ботинки.

         Вначале мы посещаем северо-восточную окраину Каннареджо - фондамента delle
         Case Nuove приводит нас к мосту Моро через канал Rio de San Girolamo. Эту часть
         канала, ведущую на севере в лагуну, называют и Рио де Ка Моро. Мост деревянный,
         с деревянными балюстрадами и с кирпичными и железными конструкциями.
         Есть упоминания о нем во второй половине XVI века. Название восходит к семье Моро,
         которая дала миру дожа XV века Кристофоро Моро, нескольких епископов и
         военачальников.
         Интересно, что в северо-западной части Каннареджо на канале Rio del Orimani, недалеко
         от канала Милосердия есть еще один, каменный мост Моро.
         Проходим по набережным вдоль канала Сан Джироламо мимо церкви delle Cappuccine
         и останавливаемся перед живописной картинкой с мостом de le Capuzzine.

         20

         
     []

          Мост Моро через канал Rio de San Girolamo

         
     []

          Мост de le Capuzzine через канал Rio de San Girolamo

         Фрагмент коричневого здания церкви виден на заднем плане снимка моста. Эта
         церковь монашеского ордена Капуцинов построена в первой половине XVII века, была
         посвящена Мадонне и святому Франциску, но название получила в честь
         находившегося рядом монастыря, разрушенного по приказу Наполеона в 1811 году и
         впоследствии снесенного.

         21

         
     []

          Кампо Фрари и Мост деи Фрари

         Далее добрались до станции San Marcuola-Casino "B" и доплыли на вапоретто до
         остановки Accademia.
         По дороге с борта вапоретто любовались дворцами Гранд-канала, но о них в
         следующей части.

         А теперь, как и в предыдущей части заметок, перенесемся в сестиере Сан Поло.
         Частично здесь тоже пришлось пройти по воде, узкие улочки вдоль Rio de le Do Torre
         были превращены в "мелководные каналы", а это был единственный путь к главной
         площади района.
         Самая большая из венецианских кампо - Сан Поло, уступающая по размеру только
         пьяцце Сан Марко и пьяццале Рома, действительно, показалась огромной для
         Венеции. Кажется, что она разделена на какие-то отдельные фрагменты, на кампо
         выходят фасады нескольких дворцов, в центре, как водится, колодец. Название
         площади, как и всего района, пошло от церкви Святого Павла XIV - XV веков.

         Больше впечатлила небольшая кампо деи Фрари, которая одноименным мостом через
         канал деи Фрари ведет к церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари. Церковь, как
         правило, называют просто Фрари. Мост известен с первой половины XV века.

         22

         
     []

          Церковь Мадонна-дель-Орто и Церковь Фрари (фасады)

         А сама церковь - одна из важнейших в Венеции, это венецианская готика, заложена
         церковь была в XIII веке, нынешний фасад завершен в первой половине XV века.
         Каменный кирпичный фасад похож на фасад церкви Мадонна-дель-Орто, которую мы
         рассматривали в предыдущей части. Фасад ее завершен примерно в те же годы, что и
         Фрари. Эти две церкви вместе с доминиканской церковью из района Кастелло Санти
         Джованни и Паоло составляют главную тройку венецианских готических церквей.
         Фрари, посвященная Святой Деве Марии Славнейшей (Glorioso), была основана
         нищенским орденом монахов-францисканцев, проповедующих аскетизм, апостольскую
         бедность, любовь к ближнему. Frari - от frati - братья. Орден францисканцев
         существует и в наше время и пользуется немалым влиянием в ряде стран.

         Аскетичность фасада Фрари еще большая, чем у Мадонны-дель-Орто и, конечно, здесь
         нет луковичного купола. Колокольня Фрари, устремленная вверх до высоты в 70 м, -
         вторая по высоте после кампаниллы Сан Марко (99 м).
         Величественный интерьер, богатый алтарями, скульптурами, живописью, изысканной
         резьбой хоров, сразу поражает воображение. Иногда Фрари называют второй по
         важности церковью после собора Сан Марко, но меня она впечатлила больше.
         Церковь построена в форме латинского креста, 12 мощных колонн разделяют ее на 3
         нефа.

         23

         
     []

          Церковь Фрари (колокольня и задние апсиды) и часть фасада

         Кстати, орден Капуцинов, в честь которых названы церковь и мост на канале Girolamo,
         рассмотренные выше, является ветвью ордена францисканцев (орден меньших
         братьев, с 1515 года).

         24


         Рассмотрим некоторые из основных работ в интерьере церкви.

         
     []

          Часовня Распятия и надгробие дожа Джованни Пезаро

         Алтарь Распятия, расположенный сразу при входе в церковь, выполнен в 1663 году по
         конструкции Бальдассаре Лонгена.
         Надгробный памятник 103-му венецианскому дожу Джованни Пезаро создан также
         Бальдассаре Лонгеной (1660-1669) из разноцветных мраморов в классическом
         барочном стиле.

         25

         
     []

          Тициан. Вознесение Девы Марии. Главный алтарь.

         При проходе по центральному нефу к главному алтарю видно свечение через арку
         хоров - это доминирующая над алтарем картина Тициана "Вознесение Девы Марии".
         Завершенная в 1518 году работа продемонстрировала удивительное искусство
         Тициана в овладении передачей света, создавшее этот эффект свечения. Картина
         находится в мраморном фризе. Канова называл "Вознесение" лучшей картиной в
         мире.

         26

         
     []

          Центральный неф. Барельефы хоров. Резные сидения хоров.

         В центре главного нефа находится перегородка хоров, украшенная барельефами с
         персонажами Ветхого Завета (через ее арку светится тициановкое "Вознесение").
         За перегородкой перед алтарем расположены монашеские кресла (стасидии),
         вырезанные из дерева (1468 год).
         Над хорами - распятие работы Андреа Вероккьо, статуи восьми апостолов,
         святых Антония и Франциска.

         27

         
     []

          Тициан. Мадонна Пезаро и Сальвиати. Сретение Господне

         Еще один шедевр Тициана в церкви - "Мадонна Пезаро" (1519 - 1526). Новаторство
         художника в этой работе проявилось в размещении главных героев - Мадонны с
         младенцем не в центре, а справа, над остальными персонажами. Игра света делает
         Мадонну более яркой, что обеспечивает главную роль Богородицы в сюжете.
         По сюжету картины Святой Петр с книгой в руках и с ключами на ноге представляет
         коленопреклоненного епископа Якопо Пезаро (в левом нижнем углу картины) с
         семьей Мадонне, святой Франциск в традиционной серой подпоясанной сутане
         представляет их младенцу Христу. Снизу на переднем плане в пурпурной мантии брат
         Якопо Пезаро - Франческо.

         Справа на фото работа Джузеппе Порта, известного как Сальвиати, "Сретение Господне"
         (1548 - 1550) в алтаре Представления. Джузеппе Порта (1520 - 1575) был
         учеником флорентийского художника Франческо Сальвиати, имя которого и взял.
         На счету Джузеппе Порта еще ряд работ в разных церквях Венеции.

         28

         
     []

          Надгробие Кановы (общий вид и "Гений Кановы" с крылатым львом Святого Марка)

         При входе слева, сразу после "Распятия" находится внушительная композиция
         Надгробия Кановы.
         Поначалу я был удивлен - почему Канова, известный скульптор-классицист, знакомый
         нам прежде всего по замечательным экспонатам в Эрмитаже
         ("Три грации", "Танцовщица"), а затем также по Лувру ("Амур и Психея"), Вилле
         Боргезе в Риме, живший на два столетия после Тициана, захоронен здесь, напротив
         впечатляющего памятника Тициану, погребенному по его завещанию здесь же, в
         базилике Фрари. К тому же, в надгробии Кановы сразу безошибочно узнается стиль
         самого Кановы.
         Но давайте вспомним, что Антонио Канова - величайший итальянский скульптор,
         родившийся в Поссаньо, провинция Тревизо области Венеция (в 1757 году), а умерший
         в Венеции в 1822-м. Оказывается, что в 1794 году сам Канова спроектировал
         надгробие, которое мы видим в базилике, для памятника Тициану (недаром там
         скорбящий лев Святого Марка), но из-за отсутствия средств проект не воплотился.

         В 1827 году, через 5 лет после смерти Кановы учениками его было построено
         надгробие по проекту 1794 года самого Кановы. Денежные средства собирались по
         подписке по распоряжению президента венецианской Академии сразу после смерти
         скульптора.
         И еще одна тайна саркофага: в базилике хранится лишь сердце Кановы - в урне,
         которая в руках у задрапированной фигуры надгробия, тело же погребено в мавзолее
         около дома Кановы в Поссаньо.

         29

         
     []

          Алтарь реликвий и Луиджи Дзандоменеги. Деталь из Надгробия Кановы

         В глубине церкви, на правой стене Ризницы в Алтаре реликвий в стиле барокко 1711
         года находится один из важнейших раритетов Венеции - хрустальная ваза со "Святой
         Кровью Христовой". Реликвия была привезена из Константинополя в 1480 году
         командующим венецианским флотом Мельхиорре Тревизаном, который за это
         удостоился чести быть захороненным в капелле святого Михаила (капелла Тревизан)
         базилики Фрари. Алтарь состоит из трех барельефов каррарского мрамора, работа
         венецианского скульптора Франческо Пенсо, известного как Франческо Кабианка.

         30

         
     []

          Беллини. Мадонна с младенцем со святыми. Триптих и Кадорин. Алтарь 1910 года

         За Алтарем реликвий в арке апсиды церкви находится алтарный триптих Джованни
         Беллини "Мадонна на троне с младенцем со святыми" (1488). Триптих был заказан
         Пьетро Пезаро в честь его жены Франчески. В центральной части триптиха
         Мадонна на троне с Младенцем. Слева изображены Святые Николай и Петр,
         на правой картине Святые Марк и Бенедикт.
         В правой части снимка Алтарь 1910 года из Часовни Святого Причастия (Капелла
         Сантиссимо Сакраменто), скульптор Винченцо Кадорин.

         Итак, мы ознакомились с некоторыми шедеврами базилики Фрари. Надо сказать, что
         богатство интерьера довольно сильно контрастирует с готической простотой внешнего
         облика и особенно с идеями Святого Франциска (нищенский орден основателей
         церкви), проповедующего голыми идти за голым Христом. Поражает, в частности,
         наличие золота - золоченая рама триптиха Беллини и золотой купол с молитвой над
         головой Мадонны; позолота и золотые серафимы на Алтаре реликвий и во многих
         других работах.
         Золото на протяжении веков было излюбленным материалом венецианских творцов и
         символом самой Венеции ("Золотая голубятня у воды" - Ахматова в стихотворении
         "Венеция"). Вот как об этом у Питера Акройда в книге "Венеция. Прекрасный город":

         31

          Венецианская живопись тоже славилась золотом. Художники использовали золотые
          нити, золотую пудру и золотые чешуйки. Дева Мария на "Триптихе Фрари"
          (1488) Беллини сидит на троне под золотой мозаикой; она залита золотым светом
          и кажется исполненной сладкого дыхания вечности. Это свет, что ощущается в
          самой Венеции.

         В следующей части нас ждут Дворцы Гранд-канала, самый романтичный район
         Венеции Дорсодуро, дополнительные тайны церквей, мостов и палаццо и многое
         другое.

          Mark PARADOX (c) 2020

         32



  • Оставить комментарий
  • © Copyright Парадокс Марк (mark.paradox@gmail.com)
  • Обновлено: 05/12/2021. 50k. Статистика.
  • Обзор: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка