Rio della Toletta, чтобы соединиться вскоре с Гранд-каналом, находится здание
"восточному" клану относились, в основном, рабочие венецианского Арсенала, ко
второму - рыбаки и лодочники с западных окраин. В Дорсодуро граница между
кастеллани и николетти проходила примерно по рио Сан Барнаба, на котором и стоит
мост деи Пуньи. Разборки между группировками выливались в кровавые драки с
многочисленными участниками и зрителями. Кулачные бои нередко превращались в
противоборство с кольями и ножами, а эпицентры разборок были на мостах, одним из
таких, наиболее известных, и стал мост деи Пуньи - мост Кулаков в Дорсодуро. На
мосту остались белые каменные следы от ступней, показывающие места, где должны
были стоять бойцы группировок перед началом схватки. Напомню, что в те времена
все мосты Венеции не имели ограждений, и цель сбросить соперника в воду была
вполне достижима.
Мост dei Pugni (Мост Кулаков)
Бои разрешались с сентября до Рождества, и в сентябре 1705 года формально
состоялся последний бой, особо кровавый, после которого кулачные битвы были
запрещены. Чтобы представить себе масштаб этих ристалищ, можно посмотреть
картины немецкого художника Йозефа Хайнца Младшего (1600 - 1678), которого
называют итальянским Босхом - художник родился в Германии, но творил в
основном в Венеции (там и скончался). Помимо работ на религиозные сюжеты, он
прославился картинами из жизни венецианской знати и сцен городских церемоний.
Второе направление сделало его предшественником знаменитого Каналетто, по
работам которого любят изучать Венецию XVIII века. Несколько картин Хайнц посвятил
и битвам на мосту Пуньи - работы хранятся в Германском национальном музее в
Нюрнберге, в Старой Пинакотеке Мюнхена и в частных коллекциях.
Сегодня же это совершенно мирный мост с простым ограждением, с одной стороны он
выходит к магазинчику и к винному кафе, из окон которого хороший обзор моста.
5
Следы бойцов на Мосту Кулаков
Когда мы рассматривали мост и исторические следы на нем, пара мужчин из кафе с
безучастным видом взирали на нас.
В какой-то момент их лица озарились восхищенным любопытством - может быть,
виной послужила смена декораций моста, показанная на снимке ниже.
6
На Мосту Кулаков
После ознакомления с главными противоборствующими группировками Венеции
средних веков можно объяснить и наличие двух идентичных фасадов церкви Сан
Тровазо: она находилась на границе территорий кастеллани и николетти, и
представители этих кланов входили с разных входов, каждый со своей территории. Эта
церковь была и единственным местом, где могли венчаться представители
враждующих кланов.
Дальнейшая наша цель - Сан Панталон, интригующее название церкви навевает
мысли о герое итальянской комедии делль арте Pantalone, который носил
обтягивающие красные штаны, откуда и пошло название панталоны. Но прежде, чем
разобраться с этим и выяснить, почему панталон, да еще в единственном числе, нам
предстоит пройти через еще один живописно расположенный мост - двигаемся еще
западнее по Фондамента Джерардини. Это мост de le Pazienze, позирующий на фоне
красного здания, в каменном окне которого статуя мадонны с младенцем, и башни
церкви Кармини. Католическая церковь Санта Мария деи Кармини, или просто
Кармини, была основана в XIV веке, как и колокольня. Последняя заменена в XVI веке,
сейчас ее высота 66 м, вверху украшена восьмиугольным цилиндром со статуей
мадонны дель Кармине.
7
Мост de le Pazienze и церковь Санта Мария деи Кармини
И вот мы от рио Сан Барнаба, на котором находились и мост Кулаков, и мост Pazienze,
переходим к рио San Pantalon, далее мост San Pantalon ведет нас к одноименной
церкви. Снаружи эта церковь XVII века (современный вид, первоначально на этом
месте была церковь XI столетия) настолько проста, что к заходу внутрь никак не
располагает. Но на примере базилики Фрари, рассмотренной нами в предыдущей
части, мы знаем, что за простым фасадом могут скрываться шедевры интерьера.
Контраст применительно к Сан Панталону оказался не менее впечатляющем.
Но вначале отмечу, что церковь посвящена Святому Пантелеону (он же Пантелеймон),
мученику III века, целителю-бессребренику, пострадавшему и казненному в годы
правления Диоклетиана.
8
Церковь и мост San Pantalon
В интерьере есть ряд значительных картин и скульптур, но главное - это колоссальное
панно на потолке, переходящее в стены церкви. Эта картина (не фрески - живопись
маслом на холсте), состоящая из 40 соединенных холстов общей площадью 443 м2,
считается самым большим живописным полотном в мире. Автор - Джованни
Антонио Фумиани изобразил на картине сцены мученичества и апофеоза Святого
Пантелеона, работа продолжалась более 20 лет с 1680-го до 1704 года; при этом,
нанося последние штрихи на своем полотне, художник сорвался с лесов под потолком
и разбился насмерть. Вот такая печальная легенда. Правда, есть биографические
данные, говорящие о том, что Фумиани прожил еще 6 лет после завершения картины,
что ставит под сомнение правдивость легенды. Но нужна ли она здесь, если сама
работа и есть потрясающая легенда?
9
Д. Фумиани. Фрагмент картины на потолке "Мученичество и апофеоз Святого
Пантелеона". Церковь Сан Панталон
10
Церковь Сан Панталон. Интерьер
11
Церковь Сан Панталон. Интерьер
12
Церковь Сан Панталон и деталь интерьера
Посетив церковь Сан Панталон, идем к еще одному (их всего два) мосту через рио Сан
Панталон - мосту Vinanti. Исторических сведений о мосте очень мало, в XVIII веке в
этих местах жила семья Винанти. Но популярность и народное название моста жвачек
этот мост получил благодаря сотопортего со ступеньками, ведущими на мост: на
низком потолке, до которого легко достает рука, приклеивали использованные
жевательные резинки. Правда, в наше посещение следов резинок уже не было, видно,
отмыли, но для избавления от использованной жвачки место идеально подходит:).
13
Мост Vinanti (Мост жвачек)
Сейчас мы возвращаемся к набережной Сан Барнаба, к мосту Pazienze, откуда
открывается вид на один не совсем обычный (а много ли в Венеции обычных?) дом
под номером 2622. Мрачная легенда этого здания описана в книге венецианца
Альберто Тозо Феи "Венецианские тайны". В XVIII веке в этом доме жил купец
Гримани, который привез себе слугу из Пелопоннеса (вспоминаются легенды кампо
Мори в Каннареджо). Перед смертью слуга взял клятву с купца похоронить его на
родине. Обещание это, однако, не было выполнено, и слугу похоронили на
близлежащем кладбище (это было еще до указа Наполеона, запрещающего
захоронения на основном острове, учредившего кладбище на острове Сан Микеле).
В первую же ночь с кладбища донеслись ужасные крики, которые прекратились лишь
тогда, когда череп слуги выкопали из могилы и принесли в дом. Через несколько лет
снова пытались захоронить череп, но история повторилась. Пришлось оставить череп в
доме, но затем он исчез. Возможно, до сих пор где-то замурован в здании...
14
Канал Rio de S. Barnaba и дом N 2622 на левом берегу канала
А теперь мы прервем наш поход по мостам и набережным Дорсодуро, чтобы
продолжить ознакомление с некоторыми дворцами Венеции с борта вапоретто.
Вначале два вида с набережной Salute, рядом с одноименной станцией вапоретто
неподалеку от церкви Санта-Мария делла Салюте. Первый снимок - вид на гостиницу
Europa & Regina - комплекс отелей под названием St. Regis в пяти
отреставрированных исторических зданиях XVII и XIX веков. Этот 5-звездочный отель
рекламирует мрамор и мозаику интерьеров и, конечно, вид на Гранд-канал из всех
номеров.
15
Дворцы отеля St. Regis на набережной Гранд-канала
На следующей фотографии с того же места главным является самое левое узкое
здание, отдельно показанное в правой части коллажа. Это готический дворец Palazzo
Contarini Fasan, который известный искусствовед XIX века Джон Рескин считал самым
сложным произведением архитектуры в Венеции. Дворец построен в XV веке в
типично венецианском стиле с тремя уровнями: на нижнем этаже три прямоугольных
окна, на втором (в Италии и других европейских странах это первый) этаже трифора с
тремя стрельчатыми окнами, колоннами из белого камня и балконом, на третьем
этаже - две монофоры с балконами. Между монофорами расположен барельеф с
гербом семьи Контарини. Ажурные узоры балконов не повторяются больше нигде в
городе. Рядом (справа) от этого палаццо еще один дворец того же знатного старинного
венецианского семейства - готический палаццо Веньер Контарини.
Но внимание туристов Дворец Контарини Фазан привлекает не столько из-за его
архитектурных достоинств, как из-за связанной с ним легенды.
В XVI веке во дворце жил 97-й дож Венеции Николо Контарини, известный
героическими победами над турками. Обладатель темной кожи, он получил прозвище
"мавр", а нрав у Николо был жестокий и горячий. Жена его из-за крайней ревности
Николо - как-то разгневанный супруг даже пытался ее задушить - была вынуждена
вернуться в дом родителей. Эта легенда и послужила источником прототипов для
трагедии Шекспира "Отелло, венецианский мавр", а дворец Контарини Фазан
называют Домом Дездемоны. Есть, конечно, и другие версии прототипов "Отелло", что
же касается добавки "Фазан", известны также разные легенды: по одной, дворец
похож своим ярким фасадом на эту кокетливую птицу, по другой, хозяева дворца были
страстными охотниками.
16
Дворец Контарини Фазан ("Дом Дездемоны")
Что ж, все готово для начала рейса по Гранд-каналу на вапоретто. Отмечу только, что
на четырех километрах этой главной улицы Венеции расположено свыше 250
памятников архитектуры XII - XX веков - очевидно, что в короткий (к счастью для
читателя) обзор попадут лишь некоторые дворцы, попавшие в объектив с борта
катера. Это не было специальным путешествием по каналу, что само по себе является
достойным способом ознакомления с архитектурой Венеции, - взяты объекты из двух
разных плаваний на вапоретто для достижения нужных точек города.
И что не менее важно, как говорил один из "персонажей" наших заметок Карло
Гольдони: "У каждого в уме есть некая оптическая линза, которая в силу своего
преломления представляет объекты этого мира в определенном свете". Это цитата из
книги "Бесполезные мемуары", которую Ипполитов называет божественно
прекрасной, но до сих пор не переведенной на русский язык. Книга Ипполитова о
Венеции вышла в 2001 году, а в 2010-м уже появился перевод Леонида Чачко,
сделанный им с французского издания мемуаров 1848 года. А с итальянского на
французский перевел писатель Поль-Эдм Мюссе, брат того самого Альфреда Мюссе, у
которого был бурный роман с Жорж Санд (об этом мы упоминали при описании отеля
Даниэли на главной набережной Венециии Скьявони). Книга Гоцци, действительно
17
написана блестяще, особенно трудно оторваться от описаний первых любовных
приключений юного автора во время его пребывания в Далмации.
Пока я занят досужими размышлениями об авторе L'amore delle tre melaranse, на
горизонте появились фасады двух дворцов: белое здание с двумя шпилями на крыше
- палаццо Джустиниан Лолин, желтое - дворец XVI века Чивран Бадоэр Бароцци.
Дворец Джустиниан Лолин - одна из ранних работ знаменитого Багдассаре Лонгены,
построен в XVII веке на месте старого здания XIV-го. Образец венецианского барокко,
дворец сохраняет элементы оригинального готического стиля (например, остроконечные
окна) и объединяет на фасаде три классических ордера: дорический, ионический
и коринфский. История владельцев этого палаццо небезынтересна.
От семьи Лолин в XVII веке дворец переходит к влиятельной семье патрициев
Джустиниан, которой принадлежат несколько дворцов города. В XIX веке владелицей
становится прославленная балерина Мария Тальони (ей же принадлежал и
знаменитый дворец Ка' д'Оро), покорившая самые престижные театральные сцены
Европы. В парижской Гранд-Опера она ввела в балет пачку и впервые
продемонстрировала танец на пуантах-пальцах ног. В том же веке хозяйкой дворца
была Мария-Луиза Австрийская, 2-я жена Наполеона Бонапарта, герцогиня.
С 1962 года во дворце Джустиниан Лолин располагается фонд Уго и Ольги Леви по
исследованиям в области музыки. Итальянский лингвист и музыкант Уго Леви
происходил из семьи бизнес-банкиров венецианской еврейской буржуазии, вместе с
женой Ольгой из Триеста он создал во дворце настоящий культурный зал для
регулярных музыкальных и литературных встреч. Во время войны супружеской паре
удалось, скрываясь под видом фермеров в сельской местности, избежать
преследования нацистов. После смерти Ольги в 1961 году Уго основал культурный
Фонд, которому завещал все имущество семьи, исполняя волю супруги и в честь
общего увлечения музыкой. Частью Фонда является ценная библиотека Джанни
Мильнер, содержащая издания по музыке и музыкальные аудиозаписи. Уго Леви
скончался в 1971 году в возрасте 93 лет.
Наше плавание продолжается - мы движемся с южной части Гранд-канала на север,
и на нашем маршруте будут дворцы, начиная с района Дорсодуро и до сестиере
Санта Кроче.
18
Palazzo Giustinian Lolin и Palazzo Civran Badoer Barozzi
Вот показался изящный дворец Лоредан дель Амбасциаторе - готика XV века,
принадлежал знатной семье Лоредан. В 1752 году Франческо Лоредан, позже
избранный дожем, предоставил палаццо в качестве резиденции послу Священной
Римской империи (в то время австрийскому послу) в обмен на 29 лет
реставрации. Отсюда и второе слово в названии ("посол").
Интересно, что этот дворец связан с еще одним "персонажем" наших заметок -
Казановой: Джакомо был одно время близким другом Джустианы Винн, впоследствии
ставшей писательницей, которая жила в покоях дворца вместе с мужем, послом
Филиппом Орсини-Розенбергом. Сам Казанова в своей связи с Джустианой повел себя
далеко не лучшим образом, но это уже совсем другая история.
В наше время дворец находится в частном владении семьи Гаджиа.
19
Palazzo Loredan dell'Ambasciatore
А у нас по курсу еще три впечатляющих здания - палаццо Ка' Реццонико, палаццо
Нани Бернардо и палаццо Джустиниан Бернардо. О первом дворце в стиле
венецианского барокко (слева на снимке) я писал во второй части заметок, это
творение того же Багдассаре Лонгены. Гармоничный и компактный Дворец Нани
Бернардо (в центре) создан в середине XVI века в стиле позднего Возрождения по
заказу семьи патрициев Бернардо, украшен двумя гербами; с XIX века с тыльной
стороны оснащен садом.
И последний в этом "трио" зданий - дворец XVII века Джустиниан Бернардо, или Ка'
Бернардо, ныне используемый университетом Фоскари.
20
Palazzo Rezzonico, Palazzo Nani Bernardo и Palazzo Giustinian Bernardo
Перед нами на левом (восточном) берегу (как отмечено в начале нашего
повествования, берега определяются по течению: в данном случае канал течет с
севера на юг) внушительное здание дворца Грасси. Дворец построен в XVIII веке по
проекту Джорджо Массари. На предыдущем снимке показан расположенный на
противоположном берегу дворец Реццонико, автором проекта которого является
Лонгена. Строить его начали в XVII веке, но завершили почти через полвека после
смерти автора в 1745 году, а закончил строительство архитектор дворца Грасси
Массари. Вскоре после возведения палаццо семья Грасси вынуждена была из-за
банкротства продать дворец.
В дальнейшем здание многократно меняло облик и хозяев. Последний владелец в
1983 году не пожалел 29 млн. евро, чтобы выкупить дворец. Этот щедрый человек
поручил перестройку своего приобретения японскому архитектору Тадао Андо, в
дальнейшем он дополнил выставки, проходящие во дворце Грасси, своей коллекцией
живописи и скульптуры современных мастеров, а с Тадао Андо реализовал еще
несколько проектов. В частности, открыл новый музей современного искусства в
бывшем таможенном здании Punta della Dogana. Будучи одним из лучших
коллекционеров мира (его коллекция насчитывает более 3 тысяч экспонатов
современного искусства и оценивается в 1, 4 млрд. долларов), этот меценат, купивший
в свое время аукционный дом Кристи, не чужд и высокой моде: владеет контрольным
пакетом Гуччи. Имя этого человека можно найти в списке Forbes самых богатых
миллиардеров планеты - Франсуа Пино (Франция) значится там под номером 30.
Монументальный дворец Грасси, который считается одним из лучших образцов
венецианской архитектуры XVIII века, провожает нас величественно-строгим
отплывающим фасадом.
21
Palazzo Grassi
Мы уже в сестиере Сан Марко, но путешествием не только в пространстве, но и во
времени - погружаемся еще на 200 лет назад: на той же стороне канала появляется
здание с синими ставнями и двумя барельефами гербов на фасаде. Это дворец
Мочениго Каса Нуова, построенный в XVI веке и получивший свой готический фасад
уже в XVII-м. Тогда же он и стал резиденцией влиятельной патрицианской семьи
Мочениго, из которой вышли 7 дожей Республики. Рядом с этим палаццо еще два
дворца Мочениго: Palazzo Mocenigo detto il Nero и Palazzo Mocenigo Casa Vecchia.
В этом комплексе в 1818 году останавливался лорд Байрон. Коль скоро я заговорил о
Байроне, напомню, что при описании моста Вздохов и тюрьмы Пьомби в наших
заметках мы обсуждали судьбу Джордано Бруно: именно выходец из почтенной семьи
Мочениго - Джованни Франческо написал донос на Бруно, в результате чего
последний был схвачен инквизицией. Как говорится, в семье не без урода...
22
Palazzo Mocenigo Casa Nuova
Наш "лайнер" тем временем пересекает незримую границу с районом Сан Поло, и на
сей раз на западном берегу канала возникает подсвеченная солнцем картинка из двух
дворцов: Тьеполо (слева) и Пизани Моретта.
Первый датируется серединой XVI века. На фасаде можно с трудом различить
фрески живописца и гравера Андреа Мелдоллы, известного также как Андреа
Скьявоне (родился в Далмации - современной Хорватии). В Эрмитаже представлена
его картина "Юпитер и Ио", другие работы находятся в крупных музеях Европы и США.
Меньше повезло фрескам - в 1574 году фрески Мелдоллы были уничтожены
пожаром во Дворце Дожей.
Заказчиками дворца Тьеполо была семья Кверини, которая относится к числу первых
основателей Венеции. Далее дворцом владела семья Лоредан, после чего перешла к
старинному дворянскому роду Пасси, который владеет им и в наши дни, предоставляя
в аренду апартаменты и помещения для банкетов.
От этого палаццо в стиле Возрождения чинквеченто обратим свой взор на дворец
рядом - построенный во второй половине XV-го века дворянской семьей Бембо,
дворец Пизани Моретта перешел во владение знатной семье Пизани. Два этажа с
шестью окнами с остроконечными арками демонстрируют великолепие венецианской
готики, хотя палаццо перестраивался в течение последующих веков, получив свой
современный облик в XVIII веке. В 1786 году дворец посетил великий Гете, а в разное
время гостями дворца были царь Павел I и Жозефина де Богарне, императрица
Франции, 1-я жена Наполеона.
23
Palazzo Tiepolo и Palazzo Pisani Moretta
Далее по курсу тройка дворцов - "пара родителей и ребенок посередине". Любимая
мною готика: слева Корнер Контарини деи Кавалли, возведенный в середине
XV века, рядом палацетто (какое слово - прямого аналога в русском языке нет!)
Трон Меммо, небольшое неоготическое здание 1871 года и, наконец, палаццо Трон в Сан Бенето.
Трон - семья венецианских патрициев, давших Республике одного дожа и несколько
политиков. Самый впечатляющий фасад здесь - фасад первого дворца, фамилию
Контарини старинной знатной венецианской семьи, давшей 8 дожей Венеции и ряд
выдающихся деятелей, мы уже называли как в этой части при описании дворцов, так и
во 2-й части заметок (дворец-улитка с винтовой ажурной лестницей - Дворец
Контарини дель Боволо). Палаццо Корнер Контарини деи Кавалли реконструировался
на протяжении веков, но элементы готики хорошо сохранились - на центральном
главном этаже лоджия с шестью стрельчатыми арками, по бокам по одному ажурному
окну с балконами, в промежутках большие барельефы-щиты с изображениями
морских коньков (с этим и связано добавлене "деи Кавалли" к названию дворца).
На третьем этаже готические элементы были заменены круглыми арками.
В настоящее время в здании разместились офисы Министерства юстиции .
24
Palazzo Corner Contarini dei Cavalli, palazetto Tron Memmo и Palazzo Tron
Мы приблизились к мосту Риальто - одному из самых "густонаселенных" туристами
мест Венеции. На коллаже ниже два здания, примыкающие к мосту Риальто - вверху
Фабрике Нуове Риальто, внизу - набережная у моста с причалами гондол,
многочисленными кафе, ресторанами, одно из зданий в центре - отель Маркони.
Длинное здание с арками Фабрике Нуове Риальто было построено в 1554 - 1556 годах
по проекту Якопо Сансовино, шедевры которого мы рассматривали при описании
площади Сан Марко. Он был не только главным архитектором Венеции, но и
прокуратором. Здание строилось для магистрата, в настоящее время в нем
расположены ведомства юридических служб.
25
Fabriche Nuovo di Rialto и Hotel Marconi
Двигаясь далее по Гранд-каналу на север, мы входим в район Санта Кроче, и перед
нами внушительное здание дворца Ка' Корнер делла Реджина. По преданию, на месте
дворца до первой половины XVIII века стояло небольшое готическое здание, в
котором родилась королева Кипрского королевства Катерина Корнаро, отсюда и
название palazzo della redgina - дворец королевы. Старинная патрицианская семья
Корнаро (Корнер на венецианском диалекте) дала Республике четырёх дожей и ряд
успешных мореплавателей и торговцев. Катерину Корнаро нызывали дочерью
Венецианской Республики, потому что через нее Венеция много лет проводила свои
интересы на Кипре. Архитектором реконструированного здания для семьи Корнаро
был Доменико Росси, в 1800 году по завещанию последнего представителя династии
дворец стал собственностью Римского Папы Пия VII. С 1975 года в палаццо
располагался Исторический архив современного искусства, с 2011-го здесь проводятся
выставки современного искусства и культурные мероприятия Фонда Prada.
Итальянский дизайнер модной одежды миллиардер Миучча Прада Бианки (младшая
внучка Марио Прады, основавшего фирму Прада в 1913 году) приобрела дворец за 40
млн. евро.
Архитектура дворца напоминает архитектуру дворца Грасси, который мы видели,
проплывая сестиере Сан Марко (два главных этажа там содержат по 9 окон с
26
Palazzo Corner de la Regina
колоннами и балконами, здесь по 7, но стиль барокко XVIII века, называемый в
западном искусствоведении также неоклассическим, определяется безошибочно).
Этот дворец похож - считается даже, что он послужил вдохновением Доменико Росси
для создания проекта - на другой известный венецианский палаццо Ка' Пезаро,
творение Бальдассаре Лонгены.
Ка' Пезаро появляется по левому борту на западном берегу канала, как и предыдущий
палаццо. Дворец был построен для знатной богатой семьи Пезаро, Лонгена не дожил
27
до завершения строительства, закончил постройку в 1710 году его ученик -
архитектор Антонио Гаспари. В конце XIX век герцогиня Фелисита Бевилаква ла Маса,
хозяйка палаццо к тому времени, завещала дворец городу. С 1902 года здесь
размещаются Международная галерея современного искусства и музей восточного
искусства.
Архитектура дворца включает ряд элементов, образующих сложную структуру: на
первом ярусе два ряда окон, разделенных порталами-близнецами, на цоколе львиные
головы и головы титанов, 7 окон с колоннами (как и в предыдущем палаццо Корнер
делла Реджина) на каждом из двух главных этажей.
На снимке слева от Ка' Пезаро показано небольшое здание XVIII века - палаццетто
Дона (также известное как дворец Дона-Санджантоффетти). Владельцы - семья
Санджантоффетти получила дворянский титул за пополнение казны для ведения
Критской войны середины XV века. А в 2011-м известный американский актёр Джонни
Депп после съемок фильма "Турист", за который он получил Премию "Золотой глобус"
за лучшую мужскую роль (номинации комедия и мюзикл), приобрел дворец Дона за
10 млн евро. В 3-й части заметок мы отмечали, что венецианские сцены фильма
снимались в отеле Даниэли.
Palazzetto Sangiantoffetti Donà и Palazzo Ca' Pesaro
Наше путешествие по Гранд-каналу подошло к концу - последний снимок для
достижения "эффекта присутствия" включает часть окна вапоретто, хотя почти все
кадры были сделаны из открытого проема двери катера.
На этом завершается и эта часть заметок, в следующей части нас ждут продолжение
прогулок по Дорсодуро, Венеция Бродского и многое другое.
Mark PARADOX (c) 2020
28
Связаться с программистом сайта