Аннотация: Дорога к Ватикану, музеи Ватикана, Собор Ватикана - после такой работы не грех было задремать в экскурсионном автобусе.
6. ПО ДОРОГЕ К ВАТИКАНУ
В путеводителе я прочитала, что в музеи Ватикана лучше отправляться после полудня, когда группы организованных туристов схлынут, и очереди в кассы иссякнут. Поэтому, выйдя из Музея криминологии, мы отправились в Ватикан пешком. По набережной Тибра до моста Св. Ангела, через мост, к замку того же Ангела, оттуда к Собору Св. Петра, и за угол к Музеям.
Маршрут оказался интересным, но жара - августовское солнце уже накалило воздух - и неказённые ноги начали слегка мешать получению удовольствия.
Впрочем, по набережной, в тени деревьев было идти приятно. Нас развлекли маски и головы античных статуй, непонятно как попавшие на каменные заборы домов. Наверное, несколько веков тому назад жители подворовывали на археологических раскопках, и те части скульптур, которые не удавалось сбыть, устанавливали для красоты на своих заборах. Версия ненаучная, но доказательств её несостоятельности от каменных и мраморных голов не поступило. Они молча торчали на полуразрушенной стене, как боевые трофеи у вигвама воинственного вождя племени, кто, загадочно улыбаясь, а кто, грозно насупив брови.
На Мосту между белыми скульптурами расположились чёрные продавцы сумок и очков. В глазах рябило от названий известных фирм, здесь, забыв о конкуренции, они сговорились о единой цене в 20 евро.
Где-то читала, что мост Святого Ангела не жалуют искусствоведы, потому что он не совпадает с эстетикой Рима.
А вот своё название мост получил из-за вполне римской истории: одному Папе привиделся на этом месте ангел, вкладывавший меч в ножны. Это видение Папа связал с избавлением от эпидемии чумы. А так как все, кто не умер, выздоровел, то мост, который построили ещё в 120 году, в 600 назвали мостом Св. Ангела. Скульптуры установили ещё позже - в XVI веке, по эскизам всё того же Бернини.
На мосту мы занялись каждый своим делом. Я рассказывала историю о чуме. Саша разглядывал мраморные фигуры, блестевшие в лучах солнца. Мира старалась не обращать ну никакого внимания на выложенные на земле товары коробейников. А ангелы и святые послушно позировали, выделяясь на фоне тёмного Замка Святого Ангела и ярко голубого неба.
Потом мы вышли на площадь Cв. Петра - огромный овальный плац с обелиском, колоннадой и собором подавляли бы торжественностью и величием, но вокруг было шумно, беспечно и совершенно буднично.
Граница Ватикана, обозначенная белыми камнями на брусчатке площади, была похожа на линию, нарисованную мелом в какой-то детской игре, и казалась ненастоящей. Весёлыми ряжеными стояли гвардейцы Святого Престола в своей полосатой с раздутыми галифе форме. Эти костюмы, вроде бы придуманные Микеланджело, теперь украшают буклеты каждой туристической фирмы.
Количество людей вокруг нас увеличивалось, и на финишной прямой к Музеям мы уже двигались в колонне будущих посетителей.
Вход в музеи Ватикана - это современное здание. Здесь в кондиционированной прохладе можно было бы, и передохнуть, но нас захватил за собой поток туристов, и даже не ополоснув разгорячённых полуденным переходом лиц, мы чуть ли не бегом направились к кассам. Их было несколько, очередь оказалась совсем маленькой и, спустя несколько минут, мы уже пытались заполучить для Мирки аудиогид. Денег в залог не брали, только паспорт. Нет, хитрые ватиканцы, вы не выманите наш стратегический израильский паспорт, даже на время! Вот только инструктаж Мосада и воспитанная комсомолом бдительность тут ни при чём, просто паспорта остались в гостинице.
Ни в одном музее Рима не было аудиогида на русском языке, на иврите, конечно, тоже. И так как английским мы с мужем владеем на уровне советского высшего образования, то тут же решили учить японский - на этом языке каждого третьего туриста аудиогиды были везде.
7. МУЗЕЙНОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
Из нас троих больше всех любит музеи Мира. Мы часто вспоминаем, как она в 12 лет, после дня прогулок по Лондону, по детски желая замаскировать недовольство, спросила: "Сегодня опять будем только дома смотреть?" Только из-за Миры мы посетили тогда городской музей Лондона, и теперь всем друзьям советуем не пропустить это удовольствие, особенно если они едут с детьми.
Я люблю постоять у картин и скульптур, которые не чаяла увидеть в подлиннике, а Саша из солидарности может провести в "греческом зале" часа два. Мы с ним были в музеях Ватикана много лет назад в свой первый приезд в Рим. Экскурсия тогда началась получасовой лекцией во дворе Пинии, где присесть было негде. Гид знала слишком много, и остановиться не могла. Она решила рассказать о Сикстинской капелле, в которой нельзя разговаривать, всё то, что написано в учебнике по искусствоведению и не понимала, почему почти все экскурсанты её покинули и пошли фотографироваться у фонтана в виде огромной бронзовой шишки или у вращающегося блестящего шара с "зубами" в центре площади. Следующую лекцию у статуи Апполония слушать было вообще невозможно. В небольшом зале стояло ещё две группы, причём у немецкого гида голос был громким, а характер нордическим, его невозможно было ни сдвинуть, ни перекричать.
Вздохнули мы только в Соборе Св. Петра у Пиеты, там я забастовала, и даже страх потерять группу не мог оторвать меня от юного лица Богоматери и почти невесомого, измученного тела её постаревшего от страданий сына. Медленно кружа по Собору, мы не знали точно, чьи произведения видим, но к нам вернулось ощущение счастья от общения с Красотой.
На этот раз знакомство с Музеем прошло, как прогулка по знакомому, но давно не виденному городу, с отдыхом, где возможно по дороге, и с остановками у тех экспонатов, которые чем-то притягивали. Мы спокойно проходили мимо множества шедевров, рассудив, что в этой гигантской сокровищнице и малой толики увиденного будет очень много для одного посещения.
Мира волновалась, что мы прозеваем Грегорианский египетский музей, она и в Лондоне больше всего рвалась смотреть всяческие мумии, саркофаги и скарабеи, чего я понять не могла.
Поэтому после встречи с любимым Лаокооном, убедившись, что и без противоядия обнажённый троянский старец с сыновьями ещё живы, мы направились к египетским статуям с головами несимпатичных животных и плечами, параллельными полу. Пока Мира осматривала скульптурные тела, сформированные в загадочных клубах египетского боди билдинга для строительства пирамид и вечного покоя в разграбленных саркофагах, мы с умилением счастливых родителей, смотрели на неё.
В Музеях Ватикана, несмотря на необъятность, легко ориентироваться. План, который выдают на входе, понятен, его дублируют таблички с надписями, знай, иди себе вперёд от античности к Возрождению.
Не мешает также знать, что именно хочешь посмотреть. Помочь может сайт Музея, до ужаса подробный и нудный, но полезный.
По дороге из зала в зал мы не пропускали возможность посмотреть в окна. Через них были видны Сады Ватикана, куда так просто не попадёшь. Так ведь и в райские кущи не каждому вход открыт, а именно так величают эти сады путеводители. Саша, воспользовавшись тем, что некоторые окна были открыты, сделал несколько снимков, и теперь мы можем демонстрировать эти полузакрытые территории, утопающие в зелени, с фонтаном и какой-то симпатичной постройкой. Папские петухи, то есть попугаи замечены не были, хоть и считается что в парке их огромное количество, спали, наверное, в гнёздах, посему запечатлены не были.
У Рафаэля, в тесной от философов и поэтов комнате, мы подождали, когда освободится местечко на узкой скамье.
"Афинскую школу" рассматривали долго, сверяли свои знания и догадки с информационным стендом, такие есть во многих залах.
А после ажиотажа узнавания Леонардо да Винчи в роли Платона, Микеланджело в роли Гераклита и Браманте в роли Эвклида, после успешной идентификации Аристотеля, Сократа, Пифагора, Диогена и самого Рафаэля в чёрном берете, мы перестали шептаться и просто смотрели, смотрели...
Сикстинская капелла, самый раскрученный зал Музеев. Сюда стекаются все посетители, здесь много смотрителей и здесь каждые несколько минут можно убедиться в хорошей акустике знаменитого зала. Вдруг раздаются три громких хлопка, потом грозное "НОУ ФОТО!" и наконец "САЙЛЕНС!". Это действо развлекает, переключает и встряхивает некоторых совершенно обалдевших от хождения по бесконечным залам туристов.
Сюда приходят смотреть Микеланджело, но поначалу взгляд отвлекают люди, гул голосов, вспышки фотоаппаратов - не все подчиняются грозным окрикам служителя.
А самое главное, глаз должен привыкнуть к расстоянию до потолка и алтарной стены, где и находятся знаменитые фрески.
Не знаю, как кардиналы справляются с выбором Папы, находясь в этом помещении, может, они так долго сидят здесь, потому что не могут сосредоточиться.
Мы, как кардиналы, посидели у правой и у левой стены и дождались пока Сивиллы, Пророки, Адам, Ной стали выходить из плоского неживого состояния, они придвинулись к нам, чуть шевельнулись, обретая почти плоть, почти возможность вырваться из плена застывшей картины.
Опять хлопки, опять на минуту становится тихо и опять чей-то нарисованный взгляд скользит по толпе маленьких людей, а затёкшее в неудобном положении нарисованное тело вот-вот распрямится.
Наши музейные силы кончились, и, оставив на следующий раз всё что не удалось посмотреть, мы вышли на улицу.
8. ПИВО И СОБОР
- Я не против перекусить,- выражение лица у Миры кислое.
Заходим в первое попавшееся чистенькое заведение, что-то типа кафетерия. Заказать можно и у стойки, но уж очень хочется посидеть. Горячий бутерброд - фукачо с колбаской для Миры, капучино мне и бокал пива Саше. Не хотим перебивать аппетит и тратить деньги, так как по плану вечером ресторанчик или кафе где-нибудь в центре.
В глубине помещения 5-6 столиков, занимаем один, получаем свой нехитрый заказ и сходу к нему счёт. Кофе, пиво и бутерброд были не настолько вкусными, насколько грабительским был счёт. Обычно мы готовы к таким лёгким проколам, на то и турист, чтобы повышать благосостояние местного населения любой страны. Но на этот раз Сашу 8 евро за банальное пиво расстроили не на шутку, и вернуть ему хорошее расположение духа мне никак не удавалось. А тут ещё и расторопный официант без конца интересовался, не хотим ли мы заказать что-нибудь ещё и всем своим видом показывал, что не понимает почему мы не уходим. Решив всё же не обращаться в социальный отдел Ватикана за материальной помощью, мы продолжали сидеть за столиком, не потому, что хотели досадить официанту, просто почувствовали, как устали. Тут бы отправиться в отель баиньки на часок, но нет, Рим продолжал свою работу тяжёлого наркотика, и мы, как опилки к магниту, потянулись к бронзовым дверям самого грандиозного в мире собора.
Собор потрясает в первую очередь своими размерами, чем дальше отходишь от входа, тем он кажется больше, тем выше взлетает его огромный купол - cupollone - куполище.
Мира застыла перед великолепным балдахином Бернини - бронзовым покровом на витых колоннах, воздвигнутым над папским алтарём.
Единственным разочарованием стало пуленепробиваемое стекло, перед Пиетой. Тот восторг, который охватил меня десять лет тому назад у этой скульптуры, не вернулся.
Бедные шедевры, стоящие в витринах, вы теряете нимбы, потому что не можете подпитываться энергией обожания посетителей. Там за стёклами, которые берегут вас от изъяна и нападений современных варваров, вы превращаетесь в экспонаты, в свои бездушные тени, почти в копии самих себя. А потом искусствоведы удивляются, почему исчезает к вам любовь, и не знают, куда ушло трепетное поклонение.
- Вы по-русски говорили, может, скажете, за чем тут стоят? - вопрос из нашей прошлой жизни заставил меня улыбнуться.
- Это к памятнику Петру,- ответила я девушке, и ответ тоже вышел смешным, как будто я объясняла дорогу к Сенатской площади в Петербурге. И я добавила:
- Говорят, если поцеловать ступню памятника, то сбудется желание, но можно и просто подержаться за это место, главное чтобы желание было сокровенным и добрым.
Мы с Миррой не стали держаться за ногу распятого здесь вниз головой, а теперь сидящего на престоле с ключами от Царства небесного, Петра. Полюбовались капеллами, и, пожалев совсем уж вымученного папу, нашего не Римского, вышли из Собора.
Ехать, только ехать, и только домой. Но на чём? Искать метро, ловить такси? И тут подошёл туристический двухэтажный автобус, мест не оказалось, но мы подождали следующего, взобрались на второй этаж, нацепили наушники, наладили их на английский язык и поехали по Риму. Как во всех крупных городах мира, можно было бы выходить на остановках, а потом опять продолжать путешествие, но нам не хотелось двигаться, даже моросящий дождик, не заставил нас пошевелиться и спуститься вниз. Автобус остановился у вокзала, всех попросили пересесть в другой. Мы опять устроились на втором этаже, но уже не надевали наушники, не настраивали их на английский язык, мы мирно задремали, и даже не расстроились, когда поняли, что проспали свою остановку. Хорошо, что автобус ходит по кругу. Проснувшись, мы с удовольствием сделали ещё один кружок по Риму и вылезли возле своей гостиницы.
У нас ещё хватило сил сделать покупки в супермаркете. Ужинали в своей комнате за узким столом, сдвинув в сторону телевизор. Пиво обошлось всего евро за бутылку, сыр был очень вкусным, и выходить из номера не хотелось.
Уснули мы, как убитые. Ночью сильный ливень настойчиво барабанил в окно, но разбудить нас ему не удалось.