В Израиле с мая по октябрь дождя не бывает. Летом, мы как вшитый алкоголик, не получаем ни капли. Ливень римским утром напомнил, что в Европе и летом нужен зонт, у нас с собой было, и мы смело вышли из номера.
Дождь поливал улицы с усердием поломойки, которую взяли на работу с испытательным сроком. На прогулку вышли только мы, мотоциклисты и торговцы зонтами.
Очередной полицейский помог найти дорогу, радуясь интересу гостей столицы к достопримечательностям и возможности чем-то заняться. Он вылез к Мирке под дождь, покинув строение, похожее на будку регулировщика из советских фильмов пятидесятых годов, и, глядя снизу вверх на нашу длинноногую сеньориту, ростом парнишка не вышел, рассказал, как идти к церкви Сан Пьетро Ин Винколи.
Мы поднялись по мокрым ступеням длинной лестницы, оставили зонты в ведре перед дверью и вошли в церковь.
Моисей сидел спиной к другим скульптурам, нестоящим его внимания, и ждал, когда же кто-нибудь включит прожектора. Какие-то туристы сделали это раньше нас, в помещении добавилось света, мрамор ожил на мгновение, а потом, привыкнув к бликам, снова застыл. Моисей сдвинул брови, посуровел, стал недоступным и грозным, ещё больше проявилась разница между его величием и мелочностью всего окружающего.
Немолодой француз рассказывал о выходе евреев из Египта маленькому мальчику, а потом попросил меня сфотографировать их на фоне скульптур. Мальчишка нетерпеливо переминался с ноги на ногу, и всё норовил вырвать руку, но отец или дед держал его крепко.
Солнце выглянуло неожиданно, и немедленно стало навёрстывать неотработанные часы. Его свет заменил потухшие прожекторы, почти пробил сумрак церкви, которую вряд ли посещали бы так усердно из-за цепей Святого Петра, красиво повешенных дизайнером в центре интерьера.
Мы уходили, оглядываясь на величайшее творение Микеланджело, Моисей оставался в тёмной церкви, непреклонный, как борец за идею, сосланный навечно, с единственным послаблением режима - свободным доступом посетителей.
Возле Колизея было людно, как будто публика собиралась на дневной спектакль. Хотелось покрепче прижать к себе сумочку с кошельком.
- Хевре, аколь беседер?- обычный вопрос, всё ли в порядке, на иврите, озвучил "гладиатор" в псевдо-римском костюме с бутафорским мечом.
Парень безошибочно узнал в нас израильтян. А говорили вроде на русском.
- Беседер гамур, - конечно всё хорошо, знакомиться не стали, зачем отрывать от дела гладиатора, пусть зарабатывает, пока жив.
В Колизей мы решили не заходить. То есть решил Саша, он сказал, что достаточно осмотреть "стройку" снаружи и бесплатно. И мы направились к Форумам.
Не берусь описать чувства, которые охватывают у Арки Тита. Что это, генетическая обида, фантомная боль, симптом причастности к судьбе своего народа. Рядом символ победы Константина над Максенцием - просто великолепная арка с наворованными деталями с других сооружений. А на арке Тита даже четыре крылатые Виктории кажутся зловещими. Тит умер, не увидев символа своей победы над иудеями, и разграбления Иерусалимского Храма. А вера в то, что Тритий Храм, храм духовности и справедливости чудесным образом появится вместо безжалостно разрушенного и попранного, как проверенное народное средство лечит с тех пор еврейское сознание и бережёт его от разрушительного пессимизма и уныния.
>
Мы ищём кассы Форума, но в этот величайший музей под открытым небом вход свободный. Щедрость твоя, о муниципалитет Рима, безгранична.
Кроме подробных табличек у строений Форума, все руины очень похожи на свои фотографии в Интернете. Мы нашли и Базилику Максенция, и Храм Ромула, и Дом Весталок.
Форумы дарят чудесную простоту общения с колоннами, портиками, ступенями, которые были частью Рима Юлия Цезаря и Клеопатры. Тут можно пройти по камням, по которым ступали сенатор, раб или император. Три 12-метровые колонны Храма Кастора и Поллукса восхищают нас не меньше чем римлян, в году, эдак, четырёхсотом до нашей эры. А какой-нибудь патриций, также как и мы, задрав голову, стоял у храма Антонина и Фаустины, чтобы получше разглядеть роспись на антаблементе.
Знаменитые кошки - хранительницы древностей оказались обычными рыжими кошками, довольными и сытыми. Приученные попрошайничать и позировать, почти как "гладиаторы" у Колизея, они с эпикурейской мудростью грелись на солнышке.
Жаль, что охранять древности кошки не начали ещё в Средние века. Может быть, Форумы сохранилось бы лучше, и не превратилось бы это место в коровий выпас - Кампо-Ваччино, да и в эпоху Возрождения не тащили бы отсюда статуи и колонны для дворцов и церквей, как кафель и сантехнику с советской стройки.
10.НА КАПИТОЛИЙСКОМ ХОЛМЕ
Дорога от Римских Форумов на Капитолийский холм занимает несколько минут. Античность остаётся позади, впереди - Ренессанс. С площадки у статуи Капитолийской волчицы мы, как все туристы смотрим вниз, вид такой живописный, как будто время разрушает Древний Рим в соответствии с планом гениального архитектора. А он, довольный эффектом, и сегодня наблюдает из окна одного из кабинетов муниципалитета во Дворце Сенаторов, как идут работы.
Площадь Капитолия похожа на музейный зал: расчерченные лепестками геометрической розы полы, подогнанные как в евроремонте фасады дворцов, точно расставленные скульптуры и фонтаны, только на крышу не хватило средств. Микеланджело, не жалея, отмерил симметрии, и красоты этой площади, да ещё в придачу приставил к ней импозантную дворцовую лестницу, с мраморными львами и скульптурами Диоскуров. На этой площади невозможно представить себе торговую палатку или киоск с пивом, не у бронзовой же статуи Марка Аврелия им притулиться.
Рим не смог отказать себе в парадном фойе, в фешенебельной вешалке на месте своего начала. Капитолийская площадь, как фасон, который он хоть лопни, но держит. И эту блестящую витрину содержат в отличие от других помещений в блеске и чистоте.
Пожалев, что лет сорок тому власти решили убрать с площади клетку с живой волчицей, мы направились в Капитолийские музеи, смотреть на подлинники будёновца Марка Аврелия и волчицы, вскормившей Ромула и Рэма.
Прогулка по Форумам настроила нас на нужный лад, дождь, время от времени пробивающийся сквозь солнце, не торопил выходить на улицу, и мы исходили музеи самым добросовестным образом.
Венеры и Геркулесы, торсы и бюсты, белый, серый и бежевый мрамор, гигантские обломки и миниатюры, - перед нами оживали иллюстрации зачитанной до дыр книжки "Легенды и мифы Древней Греции" Куна.
Эту книгу, издания 1955 года, с фотографиями античных скульптур и этрусских ваз, я помню с детства. Сначала это были любимые сказки, потом начала мировой литературы. Синий томик кочевал с нами с Украины в Тюменскую область, пропадал и находился у друзей, доехал малой скоростью в Израиль, и здесь пригодился старшей дочке. На психометрическом тесте, обязательном для поступления в вуз, самыми лёгкими для неё были вопросы, связанные с мифологией.
В залах музеев, не разбалованных посетителями, можно снимать ("только без вспышки, пожалуйста"). Из окон и с кафе на крыше виллы Каффарелли открываются замечательные панорамы города. Подземный тёмный переход, проложенный под площадью из одного дворца в другой, декорирован тусклым светом, обломками статуй и таинственными звуками.
Поразило и собрание шедевров живописи: Караваджо, "Магдалина" Тинторетто, "Похищение Европы" Веронезе, Тициан, Ван Дейк, Веласкес...
Восторг от скульптур и картин пора было запить кофейком. Пока Мира взбиралась куда-то на балкон церкви Санта-Мария-ин-Арачели, и делала рекомендованный путеводителем снимок - вид площади сверху, мы с Сашей на деревянной скамейке в гардеробе музея налили из обязательного в наших путешествиях друга-термоса, приготовленный в номере ароматный напиток. Счастье должно быть полным, решили мы: хлебнули по глоточку из плоской фляжки и блаженно вытянули уставшие ноги.