Пээр Ирина: другие произведения.

Ч.4 Рим. С путеводителем и без.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 11, последний от 22/04/2006.
  • © Copyright Пээр Ирина (irena956@gmail.com)
  • Обновлено: 26/04/2006. 14k. Статистика.
  • Путеводитель: Италия
  • Иллюстрации: 27 штук.
  •  Ваша оценка:

      9.ГРОЗНЫЙ УЗНИК МОИСЕЙ И ДОВОЛЬНЫЕ КОШКИ
      
      В Израиле с мая по октябрь дождя не бывает. Летом, мы как вшитый алкоголик, не получаем ни капли. Ливень римским утром напомнил, что в Европе и летом нужен зонт, у нас с собой было, и мы смело вышли из номера.
      
      Дождь поливал улицы с усердием поломойки, которую взяли на работу с испытательным сроком. На прогулку вышли только мы, мотоциклисты и торговцы зонтами.
      
      Очередной полицейский помог найти дорогу, радуясь интересу гостей столицы к достопримечательностям и возможности чем-то заняться. Он вылез к Мирке под дождь, покинув строение, похожее на будку регулировщика из советских фильмов пятидесятых годов, и, глядя снизу вверх на нашу длинноногую сеньориту, ростом парнишка не вышел, рассказал, как идти к церкви Сан Пьетро Ин Винколи.
      
      Мы поднялись по мокрым ступеням длинной лестницы, оставили зонты в ведре перед дверью и вошли в церковь.
      
      Моисей сидел спиной к другим скульптурам, нестоящим его внимания, и ждал, когда же кто-нибудь включит прожектора. Какие-то туристы сделали это раньше нас, в помещении добавилось света, мрамор ожил на мгновение, а потом, привыкнув к бликам, снова застыл. Моисей сдвинул брови, посуровел, стал недоступным и грозным, ещё больше проявилась разница между его величием и мелочностью всего окружающего.
      
      Немолодой француз рассказывал о выходе евреев из Египта маленькому мальчику, а потом попросил меня сфотографировать их на фоне скульптур. Мальчишка нетерпеливо переминался с ноги на ногу, и всё норовил вырвать руку, но отец или дед держал его крепко.
     
    Моисей [Микеланджело] 
      Солнце выглянуло неожиданно, и немедленно стало навёрстывать неотработанные часы. Его свет заменил потухшие прожекторы, почти пробил сумрак церкви, которую вряд ли посещали бы так усердно из-за цепей Святого Петра, красиво повешенных дизайнером в центре интерьера.
    Цепи Петра []
    Мы уходили, оглядываясь на величайшее творение Микеланджело, Моисей оставался в тёмной церкви, непреклонный, как борец за идею, сосланный навечно, с единственным послаблением режима - свободным доступом посетителей.
      Возле Колизея было людно, как будто публика собиралась на дневной спектакль. Хотелось покрепче прижать к себе сумочку с кошельком.
      - Хевре, аколь беседер?- обычный вопрос, всё ли в порядке, на иврите, озвучил "гладиатор" в псевдо-римском костюме с бутафорским мечом.
      Парень безошибочно узнал в нас израильтян. А говорили вроде на русском.
      - Беседер гамур, - конечно всё хорошо, знакомиться не стали, зачем отрывать от дела гладиатора, пусть зарабатывает, пока жив.
    Колизей . [Справа Арка Константина виднеется.]
      
      В Колизей мы решили не заходить. То есть решил Саша, он сказал, что достаточно осмотреть "стройку" снаружи и бесплатно. И мы направились к Форумам.
      
      Не берусь описать чувства, которые охватывают у Арки Тита. Что это, генетическая обида, фантомная боль, симптом причастности к судьбе своего народа. Рядом символ победы Константина над Максенцием - просто великолепная арка с наворованными деталями с других сооружений. А на арке Тита даже четыре крылатые Виктории кажутся зловещими. Тит умер, не увидев символа своей победы над иудеями, и разграбления Иерусалимского Храма. А вера в то, что Тритий Храм, храм духовности и справедливости чудесным образом появится вместо безжалостно разрушенного и попранного, как проверенное народное средство лечит с тех пор еврейское сознание и бережёт его от разрушительного пессимизма и уныния.
     
    >Барельеф
     
      Мы ищём кассы Форума, но в этот величайший музей под открытым небом вход свободный. Щедрость твоя, о муниципалитет Рима, безгранична.
      
      Кроме подробных табличек у строений Форума, все руины очень похожи на свои фотографии в Интернете. Мы нашли и Базилику Максенция, и Храм Ромула, и Дом Весталок.
       []
     
      Форумы дарят чудесную простоту общения с колоннами, портиками, ступенями, которые были частью Рима Юлия Цезаря и Клеопатры. Тут можно пройти по камням, по которым ступали сенатор, раб или император. Три 12-метровые колонны Храма Кастора и Поллукса восхищают нас не меньше чем римлян, в году, эдак, четырёхсотом до нашей эры. А какой-нибудь патриций, также как и мы, задрав голову, стоял у храма Антонина и Фаустины, чтобы получше разглядеть роспись на антаблементе.
      
      Знаменитые кошки - хранительницы древностей оказались обычными рыжими кошками, довольными и сытыми. Приученные попрошайничать и позировать, почти как "гладиаторы" у Колизея, они с эпикурейской мудростью грелись на солнышке.
    Кис, кис, кис [Хорошо, когда на всё есть время.]
      Жаль, что охранять древности кошки не начали ещё в Средние века. Может быть, Форумы сохранилось бы лучше, и не превратилось бы это место в коровий выпас - Кампо-Ваччино, да и в эпоху Возрождения не тащили бы отсюда статуи и колонны для дворцов и церквей, как кафель и сантехнику с советской стройки.
      
      10.НА КАПИТОЛИЙСКОМ ХОЛМЕ
      
       Дорога от Римских Форумов на Капитолийский холм занимает несколько минут. Античность остаётся позади, впереди - Ренессанс. С площадки у статуи Капитолийской волчицы мы, как все туристы смотрим вниз, вид такой живописный, как будто время разрушает Древний Рим в соответствии с планом гениального архитектора. А он, довольный эффектом, и сегодня наблюдает из окна одного из кабинетов муниципалитета во Дворце Сенаторов, как идут работы.
      
      Площадь Капитолия похожа на музейный зал: расчерченные лепестками геометрической розы полы, подогнанные как в евроремонте фасады дворцов, точно расставленные скульптуры и фонтаны, только на крышу не хватило средств. Микеланджело, не жалея, отмерил симметрии, и красоты этой площади, да ещё в придачу приставил к ней импозантную дворцовую лестницу, с мраморными львами и скульптурами Диоскуров. На этой площади невозможно представить себе торговую палатку или киоск с пивом, не у бронзовой же статуи Марка Аврелия им притулиться.
      
      Рим не смог отказать себе в парадном фойе, в фешенебельной вешалке на месте своего начала. Капитолийская площадь, как фасон, который он хоть лопни, но держит. И эту блестящую витрину содержат в отличие от других помещений в блеске и чистоте.
      
      Пожалев, что лет сорок тому власти решили убрать с площади клетку с живой волчицей, мы направились в Капитолийские музеи, смотреть на подлинники будёновца Марка Аврелия и волчицы, вскормившей Ромула и Рэма.
      
      Прогулка по Форумам настроила нас на нужный лад, дождь, время от времени пробивающийся сквозь солнце, не торопил выходить на улицу, и мы исходили музеи самым добросовестным образом.
      Венеры и Геркулесы, торсы и бюсты, белый, серый и бежевый мрамор, гигантские обломки и миниатюры, - перед нами оживали иллюстрации зачитанной до дыр книжки "Легенды и мифы Древней Греции" Куна.
      Эту книгу, издания 1955 года, с фотографиями античных скульптур и этрусских ваз, я помню с детства. Сначала это были любимые сказки, потом начала мировой литературы. Синий томик кочевал с нами с Украины в Тюменскую область, пропадал и находился у друзей, доехал малой скоростью в Израиль, и здесь пригодился старшей дочке. На психометрическом тесте, обязательном для поступления в вуз, самыми лёгкими для неё были вопросы, связанные с мифологией.
      
      В залах музеев, не разбалованных посетителями, можно снимать ("только без вспышки, пожалуйста"). Из окон и с кафе на крыше виллы Каффарелли открываются замечательные панорамы города. Подземный тёмный переход, проложенный под площадью из одного дворца в другой, декорирован тусклым светом, обломками статуй и таинственными звуками.
      
      Поразило и собрание шедевров живописи: Караваджо, "Магдалина" Тинторетто, "Похищение Европы" Веронезе, Тициан, Ван Дейк, Веласкес...
      Восторг от скульптур и картин пора было запить кофейком. Пока Мира взбиралась куда-то на балкон церкви Санта-Мария-ин-Арачели, и делала рекомендованный путеводителем снимок - вид площади сверху, мы с Сашей на деревянной скамейке в гардеробе музея налили из обязательного в наших путешествиях друга-термоса, приготовленный в номере ароматный напиток. Счастье должно быть полным, решили мы: хлебнули по глоточку из плоской фляжки и блаженно вытянули уставшие ноги.
      
      
      11. УСТА НЕ СОМКНУЛИСЬ.
      
      Спустившись по парадной лестнице с Капитолийского холма, мы направились к церкви Святой Марии ин Космедин. Это совсем близко, и, разглядывая по дороге развалины какого-то амфитеатра, мы незаметно подошли к невыразительной площади Дела Верита - Уста истины, обезображенной бесконечной чередой автобусных остановок.
      Круглая каменная маска Эркола Победителя с дырявым ртом по одной прозаической версии была крышкой канализационного люка, но об этом не хочется думать, когда стоишь в портике церкви в длинной очереди желающих засунуть руку в каменное жерло. Невинный аттракцион привлекает множество туристов, и мы, зная, что за стеной нет палача с секирой, смело кладём руки в пасть идолищу и успешно проходим проверку на честность и верность.
    Уста истины []
      
      У церкви стоят несколько такси, рассудив, что водитель не сможет соврать возле Уст истины, интересуемся, сколько будет стоить поездка до церкви Санта-Мария-Маджоре.
      - Sei, sette. Se voi per favore, il senora. È là molto bello
      - Шесть-семь евро, мама, - Переводит мне Мирка, а конец предложения, про то, что это красиво, я и сама понимаю. А ещё понимаю, что страшилки из Интернета о баснословных ценах на такси в центре города нас сегодня не касаются.
      Мы отдыхаем в такси, любуясь видами из окна, и выходим на площади перед церковью.
      
      Говорят, сон не увидишь вдвоём, Мадонна же умудрилась явиться во сне одновременно сразу двум римлянам - папе и архитектору - и повелела на этом месте построить храм. Почему бы ей не привидеться во сне начальнику комунхоза Рима, может, прибрали бы территорию.
      
      Пройдя мимо группки нищих, расположившихся на ступенях храма, и мешающих рассматривать грандиозный фасад, мы из тёмного и пыльного предбанника попали в нарядную трёхнефную залу.
      
      Не знаю, как молящиеся выбирают себе тут местечко для поклонения Деве Марии. В этом мире золота, разноцветного мрамора, скульптур, мозаик и картин много вспышек фотокамер, гула туристов, повсюду кассовые аппараты для включения подсветок и взимания денег за осмотр упрятанных достопримечательностей. Мы, как и все, прочитавшие путеводитель, рассматриваем кессонный потолок. На чудесный свод ушли сотни килограмм золота, доставленного первыми экспедициями с Нового Света. А потом переходим от одной капеллы к другой, от гробницы кардинала к могиле папы, имена похороненных владык не запоминаются, но декор и памятники восхитительны.
      
      После роскоши и богатства нам нужна разрядка. Хочется чего-то простого, как хлеб с селёдкой или уличный клоун, и мы идём по магазинам. Самые дешёвые футболки с самыми весёлыми картинками на них мы покупаем в маленькой лавочке недалеко от церкви. Саша пытается совместно с русской продавщицей одеть Мирку в кожаную куртку. Дочь смотрит на нас взглядом психиатра, пытающегося определить уровень умственной отсталости пациента.
      - Куда я такое надену? Мне бы шорты.
      - Ира, может ты? - Саша не на шутку вознамерился покупать что-то кожаное, но мне из всего ассортимента огромного магазина подходит только длинная шуба из голубой норки, с ценой похожей на номер телефона. И дон Александро галантно угощает нас бесподобно вкусным фруктовым мороженым, которое мы поедаем на ходу, разглядывая витрины.
      Не помню как вышли на перекрёсток Четырёх фонтанов, где по разным сторонам улиц разлеглись две богини и два бога, Наверное, разругались друг с другом, потоки машин не дают им возможности начать переговоры, хорошо хоть у каждого есть свой угол.
      От площади Барберини, на которую мы завтра вернёмся, уже рукой подать до нашей гостиницы.
      
      12. БЫТОВЫЕ МЕЛОЧИ.
      
      - Я больше не могу жить на леднике!
      Кондиционер продолжал уже три дня охлаждать наш номер, и не отключался, опровергая на практике утверждения о невозможности создания вечного двигателя.
      
      Портье показал класс профессионализма, он не улыбнулся, не ухмыльнулся, не возмутился, он просто прислал к этим замерзшим технически неграмотным постояльцам какого-то парнишку. Тот поднял верхнюю решётку кондиционера, под ней и находилась ГЛАВНАЯ КНОПКА. Как детям неразумным, парень указал на кнопочку пальцем и нажал на нее. Кондиционер отключился!!! Волшебник закрыл решётку, посмотрел на нас, и что-то решив про себя, опять открыл, указал на ту же кнопку, мол, станет жарко - жмите сюда. Доступность, наглядность, а главное результативность демонстрации были вознаграждены чаевыми.
      Мирка прилегла с книжкой. Мы с Сашей сквозь дрёму планировали вечернюю прогулку по Трастевере.
     
      Скоро конец, пишу.
    Ч.1.Начало.
    Ч.2.Продолжение.
    Ч.3.Продолжение.
    Ч.5.Окончание.
  • Комментарии: 11, последний от 22/04/2006.
  • © Copyright Пээр Ирина (irena956@gmail.com)
  • Обновлено: 26/04/2006. 14k. Статистика.
  • Путеводитель: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка