Аннотация: ...может именно Иисусу Навину и его воинам принадлежит честь открытия явлений резонанса и первого применения физики в военном деле?
Одним из самых излюбленных пунктов рационалистической критики библейских рассказов всегда являлся эпизод взятия Иерихона войсками Иисуса Навина. В синодальном переводе это cобытие описывается так:
Шесть дней воины обходили неприступные стены Иерихона и трубили в трубы, на седьмой день обошли вокруг города семь раз, а затем "Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ (весь вместе) громким (и сильным) голосом: и обрушилась (вся) стена города до своего основания, и (весь) народ пошел в город..." (Книга Иисуса Навина, гл. 6, слова в скобках отсутствуют в оригинале и в православной традиции приводятся по Септуагинте - греческому переводу 70-ти толковников).
В современном русском переводе книги Йеошуа бин Нуна этот же отрывок читается несколько по-иному: "И вскричал народ, и затрубили в рога. И было, как услышал звук рога, закричал народ громким голосом; и распалась стена на месте своем, и вступил народ в город, каждый со своей стороны..." ("Пророки", Издательство Мосад арав Кук, Йерушалаим, 1978).
Обратим внимание на существенную разницу: в оригинале говорится "распалась стена", а в синодальном переводе - "обрушилась (вся) стена города до своего основания". Мы постараемся показать, сколь существенно это различие и почему именно точный перевод текста дает возможность выявить правдоподобие этого рассказа.
Что могла представлять собою городская стена Иерихона, древнейшего, по-видимому, города мира? Это, несомненно, было достаточно высокое, по преимуществу каменное сооружение, строившееся и достраившееся веками, если не тысячелетиями. Самым примечательным в таком сооружении должны были быть ворота, которые - во избежание поджогов при осаде - могли быть только металлическими, железными или бронзовыми. (Перед приведенными отрывками библейского текста отмечается, что в городе, помимо золота и серебра, есть много железа и бронзы.) Такие ворота должны были располагаться внутри массивной сторожевой башни или между двумя сторожевыми башнями с амбразурами для лучников, которые не позволяли противнику подойти ближе к воротам, а к стенам башен прикреплялись петли и т.п., т.е. оси, вокруг которых створки ворот и вращались. При этом сами ворота не должны быть сверхтяжелыми, многосоставными, чтобы можно было допустить быстрое их закрытие, пропуск разведчиков и т.д.
Могли ли крики толпы и звуки рогов разрушить такие стены или (следуя оригиналу) привести стену к распаду на месте своем, т.е. на каком-то участке?
Давайте вспомним как некогда подбирали дьяконов в российских церквах. Претенденту вручался обыкновенный (не граненный!) стеклянный стакан, и он должен был так возгласить "долголетие", чтобы стакан в его руках рассыпался. Этой процедурой, подчеркнем, проверялась вовсе не сила голоса, а наличие абсолютного слуха: будущий дьякон должен был уловить ту частоту звучания своего голоса, при которой стакан начинал вибрировать в его руках. Тогда он мог возглашать в резонанс с колебаниями стакана и поэтому для его разрушения вовсе не требовалась какая-то экстремальная сила звука. (Умение определить резонансную частоту в помещении, по разному заполненному людьми, приводило в последующем к возникновению в ходе службы множественных звуковых отражений, к долгому перекатывающемуся эху, создающему ощущение как бы отклика на эти возгласы.) Ну а о разрушительной силе резонансных колебаний хорошо говорит хрестоматийный пример разрушения моста в Петербурге, по которому строевым шагом проходила рота солдат.
Заметим, что если бы дьякону вручали не простой стакан в форме правильного цилиндра с гладкими стенками, а нечто более вычурное - например, хрустальный стакан с глубокой гравировкой, то разрушить его таким образом не удалось бы: у такого тела вместо единственной резонансной частоты имеется целый спектр собственных колебаний, по которому и распределится получаемая энергия, так что никакое из колебаний не перейдет предел хрупкого разрушения. Поэтому можно сказать, что чем сложнее форма тела, тем больше энергии нужно для его акустической раскачки.
Крепостная стена должна была быть столь неоднородной, во всяком случае в то время, что у нее просто не могло существовать единичной резонансной частоты. А вот створки металлических ворот, могущие поворачиваться вокруг какой-то оси и выполненные в форме простых прямоугольников, такие частоты вполне могли бы иметь. И при сильных резонансных колебаниях они должны были бы расшатать свои крепления, обрушиться сами или разрушить стены башен.
Вспомним, что осаждающие в течение семи дней обходили крепость под звуки шофаров (рогов). Попробуем предположить, что кто-то из солдат осаждающей армии, обладающий абсолютным слухом, мог заметить, что закрытые ворота крепости начинают несколько дребезжать при определенных звуках рога (напомним, что каждый рог издает одну и только одну частоту) или, скорее, что при этом начинает колебаться отраженный от ворот солнечный зайчик. Он или кто-то другой мог попробовать усилить такое дрожание сильнее дуя в рог или собрав несколько одинаковых рогов. А отсюда уже можно было предположить, что массированный рев рогов и усиливающиеся колебания ворот приведут, по крайней мере, к панике среди осажденных.
Предвидеть разрушение ворот при таких катастрофических колебаниях - это было бы слишком смело, а вот воспользоваться внезапно наступившей паникой и началом падения или разрушения части стены - это опытный полководец должен был суметь!
Наблюдение подобного резонанса и такие выводы из него столь же неожиданны, по крайней мере, как грядущие наблюдения и достижения Галилея и Эйнштейна. Но, как видим, они физически возможны и поэтому предлагаемое объяснение причин "падения стен иерихонских" представляется не совсем неправдоподобным: главное в "иерихонской трубе", вопреки общепринятому толкованию, не мощь, а точность резонанса.
Отметим, в поддержку предлагаемой гипотезы, описание этого эпизода Иосифом Флавием в "Иудейских древностях" (V, 1:6): "И вдруг, когда евреи семь раз обошли вокруг города и на минуту остановились, стены сами собой рухнули, хотя евреи не подводили к ним осадных орудий и не пустили для этого в ход никакого другого средства", но перед этим упоминается, что священослужители поощряли воинов звуками труб. Здесь важно отметить, что у еврейского войска не было никаких осадных орудий, а потому, возможно, горожане и не заделывали проемы ворот дополнительными креплениями на случай штурма: заполнение этих проемов могло бы усложнить колебательные параметры ворот и сделать невозможным простые, но разрушительные резонансные колебания.
Так что может именно Иисусу Навину и его воинам принадлежит честь открытия явлений резонанса и первого применения физики в военном деле?