Перельман Марк: другие произведения.

Как я обучал арабов законам электродинамики

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 14/08/2010.
  • © Copyright Перельман Марк
  • Обновлено: 17/02/2009. 6k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  • Оценка: 7.15*9  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ...какие там уравнения Максвелла, на которых настаивали на кафедре, они же школьный закон Ома и не нюхали: что-то коряво переписывают, путают, могут с просветленным лицом ткнуть в списанную формулу и назвать сопротивление радиусом проволоки. Я слушаю, киваю и стараюсь опрашивать их так, чтобы не слышали свои, местные, честно смущающиеся при ошибках. Я считаю, что делаю благое дело: зачем просоветским "палестинцам", сирийцам и иракцам знать законы составления электромагнитных цепей? Чем хуже - тем лучше!


  • Марк Перельман

    КАК Я ОБУЧАЛ АРАБОВ

    ЗАКОНАМ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ

      
       Физики, как известно, любят шутить. Я - физик и никогда не упускал случая что-нибудь такое-этакое проделать со своими товарищами, причем не только первого апреля. Они, естественно, пытались отомстить, но сиё далеко не всегда удавалось.
       Но вот однажды я попался. Произошло это в Политехническом институте в Тбилиси, где я обычно вел, на пол или четверть штата, курсы лекций. В тот раз, лет пятнадцать тому назад, я как-то запоздал в отпуске и пришел на кафедру уже в начале сентября. Встретили меня не совсем обычно, чувствуются какие-то скрытые усмешки.
       Захожу к завкафедрой. Этот мой старый, чуть ли не со школы, приятель иногда бывал, надо признаться, объектом шуток, точнее, очень легко на них попадался. Завкафедрой изо всех сил старается сохранить серьёзность и как бы извиняется: на факультете связи в этом году много иностранцев и ректор, мол, просил именно меня вести у них углубленный курс физики. Если бы я приехал раньше, то возможно расписание удалось бы изменить, но сейчас уже поздно.
       Я, честно говоря, в первый момент и не сообразил в чём подвох - ну иностранцы, так иностранцы, русскому языку их более иль менее обучили и с меня этого достаточно.
       Всё стало проясняться, когда начал читать в аудитории журнал: половина курса явно из арабских стран, четверть - латиноамериканцы, остальные - родной сброд. Ну и подначку же мне устроили: в Тбилиси, всегда оппозиционном к любой власти, в то время - к Москве, и к тому же исторически антиисламскому, горячо приветствовали все победы Израиля, а я, чуть ли не единственный физик-еврей, всегда получал свою долю поздравлений. Поэтому вся кафедра с нетерпением ждала как я отреагираю...
       Делать было нечего, не поддаваться ведь на эту "шутку", надо держать удар! Так что я как ни в чем не бывало стал объяснять своим студентам основы электродинамики. Среди них сразу выделились двое вполне серьзных молодых людей: симпатичный костариканец и палестинец, несколько постарше, с ними обоими я курил на лестничной площадке в переменках (профессорская, как обычно, бывала заполнена старыми девами) и разговаривад "о жизни" - политику я пресек, перестройка еще не начиналась.
       Но вот остальные мои мусульмане (Сирия, Иордания, Ирак и даже Бангладеш) очень не хотели что-либо постигать, а у меня не было никакого желания чему-нибудь их обучать. Они быстро ассимилировались и их можно было принять за типичных авлабарцев.
       Поясню для людей, не имевших удовольствия жить в Тбилиси. Есть у нас в городе старинный район, Авлабар, где невозможно понять национальность и родной язык человека: все говорят на жуткой смеси русского, грузинского, армянского, азербайджанского, курдского... При этом все понимают друг друга и обучаются этому волапюку быстрее, чем на "Махане Иегуда". Там вполне можно использовать грамматику одного языка и слова - другого, даже в научные труды вошла фраза с только русскими словами, но слепленная по всем правилам грузинского: "угловои сапожники батинкебс апачинкебс" - "сапожник на углу починяет ботинки". И это еще не самый яркий пример.
       Так вот мои студенты-арабы, все они были из обеспеченных семей (помните, чем была валюта в советские времена?), быстро восприняли, к нашему взаимному удовольствию, прелести жизни на Авлабаре. Я никогда не отмечал в журналах явку студентов (если лекция скучна, то виноват лектор!) и здесь не изменял своей привычке. В итоге я этих рож практически не видел и не очень по этому поводу сокрушался.
       Всё, однако, когда-нибудь кончается, подошло время экзаменов. Признаюсь, очень не люблю их принимать - тошно смотреть на человека, когда он натужно пытается вспомнить то, чего никогда не знал. Поэтому я всегда старался свести экзамен к минимуму: подтвердил хорошее мнение, сложившееся из вопросов на лекциях, семинара и т.п. - великолепно, ничего не знает - лучше отправить на следующий раз, чем мучить сейчас. И конечно, нельзя завышать отметки: такой потом займет место более достойного.
       Наконец явились мои голубчики: какие там уравнения Максвелла, на которых настаивали на кафедре, они же школьный закон Ома и не нюхали: что-то коряво переписывают, путают, могут с просветленным лицом ткнуть в списанную формулу и назвать сопротивление радиусом проволоки. Я слушаю, киваю и стараюсь опрашивать их так, чтобы не слышали свои, местные, честно смущающиеся при ошибках.
       Я считаю, что делаю благое дело: зачем просоветским "палестинцам", сирийцам и иракцам знать законы составления электромагнитных цепей? Чем хуже - тем лучше!
       В деканате удивлены колонками почти сплошных пятерок (четвёрку, для разнообразия, я ставил им только при полном незнании таблицы умножения, а трояки - парочке своих, заслужили!), но одновременно и рады - все иностранцы довольны, что и требовалось для блага родного института. Завкафедрой, конечно, все понял: "Молодец, - сказал он, - пойдем выпьем, шутка не удалась, ты выкрутился!" (Как чуть разбогатею, обязательно приглашу его в гости, посмотреть нашу страну!)
       И еще. Когда слышу об очередном преждевременном взрыве у шахидов и их "инженеров", я каждый раз надеюсь, что это кто-то из "моих" студентов отличился.
      
       Иерусалим
       "Досуг", 12.06.2003
      
  • Комментарии: 7, последний от 14/08/2010.
  • © Copyright Перельман Марк
  • Обновлено: 17/02/2009. 6k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  • Оценка: 7.15*9  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка