|
Как и когда в подсознании человека устанавливаются стиль мышления и формируется относительная шкала ценностей. Как и почему возникают наклонности к терроризму. |
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА ЧЕЛОВЕКА
КАК И КОГДА В ПОДСОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРУЕТСЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА ЦЕННОСТЕЙ И, В ЧАСТНОСТИ, СКЛОННОСТЬ К ТЕРРОРИЗМУ
Марк Е.Перельман, Мирон Я.Амусья
(Ин-т физики им. Дж.Рака, Еврейский ун-т в Иерусалиме)
Часть 1. ВОЗРАСТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
С 11 сентября 2001 года начался новый период в истории человечества. И новизна его, в частности, в том, что важнейшей из наук становится психология.
Пока человечеству грозила мощь тоталитарных империй, пока приоритетом в сохранении и развития цивилизации была необходимость защиты от массовых армий и современного оружия, на переднем крае были ядерная физика и ракетостроение. С наступлением эры "гарантированного взаимоуничтожения", а потому и разрядки, вперед вышли, казалось, проблемы экологии и медицины.
И вдруг становится ясным, что машина цивилизации столь сложна и, одновременно столь хрупка, что для ее разрушения вовсе не необходимы многомиллиардные устройства и миллионы солдат: достаточно несколько фанатиков-самоубийц и паники среди населения.
И если мы не поймем, что и почему является руководящей силой для современных экстремистов, что понуждает их совершать акты суицидальнего террора, если мы не научимся воздействовать на их психологические установки, наша цивилизация - обречена, мы все окажемся заложниками любой их прихоти.
Поэтому после 11 сентября 2001 года выявление условий и сроков формирования того или иного стиля мышления (во всяком случае, в социальном плане), относительной шкалы ценностей и предпочтений, принимаемых теми или иными группами людей, превратилось из, казалось бы, чисто академической, в важнейшую проблему для самого существования нашей цивилизации, всего нашего мира.
Прежние, восходящие к Евангелиям противопоставления образованных и необразованных, бедных и богатых (Мф. 19, 24: "легче верблюду пройти сквозь иголье ушко..."), достигшие апогея в марксовой теории классовой борьбы, здесь не помогают: главари авиа-террористов отнюдь не были бедняками, равно как не были и людьми необразованными (примечание (1)). А длительная подготовка к этим актам говорит об их полной обдуманности, о хладнокровии при их исполнении, т.е. о наличии стимулов, более сильных, чем безусловный, инстинктивный страх смерти, инстинкт жизни!
Преодоление такого инстинкта, его длительное подавление не может быть чисто сознательным актом, оно должно быть обусловлено подсознательными, более глубокими установками, подсознательной убежденностью во благе этого деяния, в его безусловной необходимости для данного, именно данного индивидуума. Поэтому сейчас приобретает особую важность исследование того как, под каким воздействием и когда в подсознании человека формируются те или иные ценностные установки, что может на них влиять, насколько они лабильны или консервативны и т.п.
А это, в свою очередь, позволит обсудить во второй части некоторые вопросы массовой (социальной) психологии и, на их основе, понять некоторые особенности массовых движений, попытаться прогнозировать связанные с ними эксцессы.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОДСОЗНАНИЯ
В современной психофизиологии выделяют, обычно (2), шесть основных уровней сознания - и, соответственно, подсознания: сенсорный (т.е. ощущений), моторный, когнитивный (познавательный), эмоциональный, стиля мышления, шкалы относительных ценностей и предпочтений. Эволюционно эти уровни появлялись и развивались постепенно, так что самое их количество (и их сложность) увеличивается по мере движения по эволюционной лестнице, от низших животных к высшим. Ну, а в соответствии с общими законами эмбриологии можно думать, что и при индивидуальном развитии они проявляются постепенно, как бы по-очередно. (Такую очередность можно отметить уже при наблюдении за развитием любого ребенка.)
Формирование этих уровней и их детализация определяется как генетической программой, так и средой, условиями воспитания. Можно думать, что лабильность этих уровней, особенно в подсознательной их части, не очень велика - именно поэтому обычно считается, что очень трудно воспитать в более позднем возрасте те особенности стиля и приоритетов поведения, каноны нравственности, которые не были вовремя преподаны ребенку (3). И поэтому представляется необходимым выявить - хотя бы в среднем - периоды и особенности наиболее интенсивного формирования того или иного уровня подсознания и, отсюда, сроки и возможности оптимального на них воздействия.
Сенсорный уровень проявляется в примитивной форме (ощущение самых важных внутренних рецепторов, например, проявление чувства голода) с момента рождения, затем развивается и ощущение сигналов, поступающих от внешней среды и т.д. Развитие моторного уровня происходит по разному у разных животных: у некоторых травоядных, например, детеныши способны координировать свои движения уже через несколько минут после рождения, у хищников и у приматов на это требуется значительное время.
С когнитивным и эмоциональным уровнями положение много сложнее - для их развития уже требуется, помимо генетически заданных ответов на сигналы, и элементы научения и обучения. И здесь важнее всего для нашей цели отметить существование определенных возрастных порогов усвоения тех или иных навыков (а у человека - и концептов).
В зоопсихологии (а мы, в конце концов, тоже животные) известно явление импринтинга ("впечатывания"), подробно изученное знаменитым австрийским зоологом К.Лоренцом: первый движущийся предмет, который видят новорожденные утята, они принимают за свою мать. И неважно - будет это утка, шарик на ниточке или голова самого ученого - то, что они видят в первые 2-3 часа жизни, навсегда запечатлевается в их подсознании. Если же такой срок пропущен, то они уже никогда ничего и никого в роли матери не признают. Аналогично, новорожденному шимпанзенку вместо "матери" можно с успехом подсунуть куклу, и даже вырастая, он будет прибегать к ней для защиты. Но период их восприятия короток, и если, например, детеныши столь высоко "интеллектуальных" животных как шимпанзе не видят в первые несколько месяцев как взрослые сородичи сооружают ночные гнезда, то они уже никогда этому не научатся.
А как с такого рода временными рамками у человека? Многие лингвисты считают, что существует, по-видимому, некоторый биологически детерминированный "критический период" овладения человеком в детстве родным языком (4). Возможно, этот период связан с активизацией некоторых врожденных, по Н.Хомскому, лингвистических структур подсознания. В известных исследованиях Ж.Пиаже и его школы было показано, что существуют временные пороги, ранее достижения которых невозможно усвоение более иль менее абстрактных понятий. Так что, с одной стороны, нельзя утверждать, что сознание или подсознание человека регулируется строго детерминированными правилами импринтинга, но с другой стороны - временные рамки или пороги восприятия все же существуют.
А теперь пора перейти к рассмотрению наиболее важных для нашего исследования высших уровней - стиля мышления и шкалы относительных ценностей, являющихся характерной особенностью именно нас как представителей вида homo sapiens. Можно ли провести в этой области экспериментальные исследования?
Оказывается, что такое исследование возможно уже потому, что немало людей оставили воспоминания о том, как, под каким воздействием и в каком возрасте был сформирован, на всю остальную жизнь, определенный стиль мышления, свойственный выбранной будущей профессии, и шкала интеллектуальных или художественных предпочтений, ценностей и т.д. Поэтому основным набором экспериментальных фактов мы можем считать автобиографический материал.
Вот несколько почти наугад выбранных примеров.
Г.В.Лейбниц: "Когда я начал слушать логику, то был сильно поражен разделением и порядком мыслей, о чем узнал из нее. Я тотчас же начал замечать, насколько это доступно тринадцатилетнему мальчику, что тут кроется нечто значительное". Затем он описывает как пытался составить реестр всех вещей в мире и установить их взаимосвязь. Именно эта идея стала руководящей в построении его философской системы и в изобретении, одновременно с Ньютоном, дифференциального и интегрального исчисления.
А.Эйнштейн: он вырос в нерелигиозной семье, но в детстве "пришел к глубокой религиозности, которая, однако, уже в возрасте 12 лет резко оборвалась". И далее: "В возрасте 12 лет я пережил еще одно чудо совсем другого рода: источником его была книжечка по эвклидовой геометрии на плоскости, которая попалась мне в руки в начале учебного года". И в дальнейшей работе Эйнштейна явна доминирует геометрическая составляющая.
С.Р.Кахаль, лауреат Нобелевской премии по физиологии 1906 г.: "Я вспоминаю, что мне было около 13 лет, когда я решил собрать тщательно классифицированную коллекцию яиц всех видов птиц". С этого началась его работа знаменитого в будущем ученого.
Я.Б.Зельдович, знаменитый теоретик-энциклопедист, физико-химик, физик-ядерщик, космолог: "Хорошо помню первый, еще детский (12 лет) выбор области знаний". И дальше он описывает, как физика казалась почти законченной, а потому выбиралась химия - в физику он пришел несколько позже, через химию.
А.Б.Мигдал, известный физик-теоретик: "Мне было двенадцать лет, когда я раздобыл книгу Доната "Физика в играх"". Далее он описывает как это увлечение сохранилось навсегда. (Можно, кстати, отметить, что элементы как бы "игры" всегда сохранялись в научной работе Мигдала.)
Н.Н.Андреев, известный специалист по физической акустике: в 14 лет долго мучился над первой геометрической теоремой. И вдруг - внезапное ясное понимание - проблемы-то нет! "Я возлюбил математику больше всех других наук."
А.П.Александров, физик, президент Академии наук СССР: в 13 лет "вступил в физико-химический кружок - отсюда пошло мое увлечение физикой и химией".
Н.Н.Боголюбов, знаменитый математик: "Еще с двенадцати лет заинтересовался некоторыми вопросами сперва элементарной, а затем и высшей математики" (5).
Более красочно описывают это внезапное озарение музыканты и артисты. Вот цитаты - только из автобиографий, написанных, явно, без оглядки на будущих исследователей-психологов!
Г.Берлиоз: "Когда я сказал, что страсть к музыке проснулась во мне вместе с чувством любви в двенадцать лет, я имел в виду порыв к музыкальному творчеству".
Шарль Гуно в старости вспоминает: "В 1831 году (он родился в 1818) мне посчастливилось попасть на "Отелло" Россини... Когда я вышел из театра, то понял, что во мне произошел перелом: с прозой повседневной жизни было покончено... какое-то наваждение, какое-то колдовство, я уже мечтал, что сам напишу "Отелло"!"
Н.А.Римский-Корсаков в 13 лет впервые попадает в оперу на "Лючию де Ламермур": "Я запомнил кое-что, старался наиграть на фортепиано, слушал даже шарманки, игравшие из этой оперы, пробовал писать какие-то ноты". Так определилось призвание.
Ингмару Бергману в 12 лет разрешили во время представления "Игры снов" Стриндберга сидеть за сценой : "Впечатление было ошеломляющим... Впервые в жизни я прикоснулся к магии актерского перевоплощения!". В его фильмах и посейчас заметен Стриндберг.
Гюнтер Грасс (р. 1927) в Нобелевской лекции 1999 г. сказал: "Мне едва исполнилось двенадцать лет, когда я понял, что хочу стать художником.... Конкретная возможность профессионального становления подвернулась мне лишь на втором году войны... это было объявление о литературном конкурсе. Победителей ждали призы. Я тут же засел за свой первый роман..."
Фаина Раневская: "В детстве я увидела цветной фильм, возможно, изображали сцену из "Ромео и Джульетты". Мне было лет 12... В состоянии опьянения от искусства... я в ту ночь не смогла заснуть!" Здесь любопытно отметить, что фильм этот не был и не мог быть цветным - шел 1908 г., но именно таким он запомнился.
Не только математика и музыка вызывает такие эмоции. Приведем несколько слов из воспоминаний В.А. Цукермана, замечательного физика, который, ослепнув, продолжал руководить экспериментами: когда в 1926 г. (он родился в 1913) заработал его первый детекторный приемник, "это было ни с чем не сравнимое чувство", хотя, говорит он, "было много случаев, когда удавалась та или иная задуманная машина, то или иное изобретение".
А вот воспоминания Генри Форда, изобретателя и предпринимателя, создателя, фактически, системотехники: "Важнейшим событием моих детских лет была моя встреча с локомобилем, милях в восьми от Детройта, когда мы однажды ехали в город. Мне было тогда двенадцать лет. Вторым по важности событием, которое приходится на тот же самый год, были подаренные мне часы." И в дальнейшем Форд придумывает и создает систему конвейерного производства, где рабочие полностью соответствуюте колесикам тех самых часов.
Аналогичны и относятся к тому же возрасту около 13 лет воспоминания о становлении жизненных установок великого дипломата Талейрана и Чарлза Дарвина, Бертрана Рассела и Энрико Ферми, В.Оствальда, К.Юнга и К.Поппера, кутюрье Кристиана Диора и Пьера Кардена, Джорджа Гершвина (он услышал юного скрипача) и Луиса Армстронга (он попал в тюремный оркестр), кинорежиссера Стивена Спилберга (его отцу подарили кинокамеру), теоретика военного искусства К. фон Клаузевица и многих других. И, что очень важно и доказательно, авторы их очень различны, а все воспоминания писались, разумеется, без оглядки на будущих исследователей. Но события, связанные с моментом выбора будущей специальности, столь зачастую ярки, что отчетливо вспоминаются и на склоне лет, когда пишутся воспоминания о прожитой жизни.
Но может быть такое воздействие на подсознание произошло случайно, лишь у нескольких, в основном - великих людей? Может быть есть и другие критические возрасты или их и вовсе нет?
Если внимательно просмотреть биографические словари или энциклопедии, то можно заметить весьма странный факт: в какой-то год, например, в 1907, родилось много выдающихся физиков, а в другой какой-то год - много химиков или биологов, в какой-то год много будущих российских революционеров-большевиков, а в другой, там же - конституционных демократов (кадетов). Причем ни к каким астрологическим приметам, астрономическим циклам или экономическим особенностям эти аномалии отношения не имеют, продолжаются уже более столетия и притом повсеместно, вне зависимости от социального строя и идеологии.
Странно? Набор случайностей?
Действительно, можно допустить, что Г.В.Лейбниц, Б.Рассел, А.Эйнштейн, Э.Ферми случайно набрели именно к 13 годам (но это ведь могло произойти и в другом возрасте!) на какую-то книгу или публикацию, поразившую воображение (6). Однако, такая "случайность", если она действительно случайность, не объясняет "эпидемий" массового прихода будущих талантов то в физику, то в химию или в биологию, смену радикальных или либеральных политических ориентаций, поэтических или музыкальных устремлений (да-да, и их тоже). Нужно попробовать учесть, что в последнее столетие или несколько раньше научные сенсации, а уж тем более политические события мгновенно тиражируются печатью, радио. а теперь и ТВ, сенсации становятся общедоступными и могут одновременно воздействовать на все читающее, слушающее или смотрящее человечество!
И с учетом такой массовости воздействия сенсаций объяснить эти "эпидемии" не так уж, в принципе, сложно. Так, рассматривая историю науки можно выяснить, что если, например, в 1896 году всемирной сенсацией прозвучало открытие Рентгена, то отмечается большой всплеск количества физиков, родившихся за 13 лет до того, в 1883 году. Подтверждению в 1919 году общей теории относительности (оно вызвало небывалый общественный резонанс во всем мире) соответствует и небывалый до того пик рождаемости физиков в 1906-7 года и т.д. При этом всем пикам, и притом по разным наукам, удается найти однозначное объяснение! Более того, оказалось, что если эти пики сложить, то получается, что ежегодно рождается примерно одинаковое количество талантов, а вот пойдут они в ту или иную науку - зависит от ее притягательности, можно даже сказать - сенсационности, к их тринадцатилетию.
Хотя приведенные выше воспоминания творческих личностей сами по себе являются доказательными для выделения именно этого возраста как определяющего стиль будущего мышления, шкалу ценностей в сознании или подсознании человека, мы для большей убедительности можем расширить статистически доказательность этой гипотезы, выдвинутой впервые в статье (7).
Для этого были построены, в строгом соответствии с биографическими справочниками, графики распределения по годам рождения - отдельно для зарубежных и для СССР-России - выдающихся физиков, химиков, биологов и математиков. Если такие "эпидемии" увлечения одной наукой в ущерб другой носили бы случайный характер, то между соответствующими пиками на обеих диаграммах не должно было быть соответствия. А между тем все пики для физиков, химиков или биологов из обоих групп диаграмм совпадают по годам, видно только, и это очень характерно, отставание "по фазе" России на год-два по сравнению с Европой, объяснимое замедленным в то время получением информации. Интересно отметить, что таких резких и легко объяснимых пиков нет в распределении математиков: для увлечения ею не обязательны внешние стимулы, достаточно бывает школьного курса, скажем, геометрии - он, в отличие от курсов физики или химии, логичен и самозамкнут. Поэтому график для математиков носит, если можно так выразиться, "страдательный" характер: ее потенциальные адепты уходят в другие науки.
Но не только факты личной биографии определяют установление тех или иных предпочтений к возрасту в 13 лет, определяют стиль мышления и творчества: историческое событие (точнее, "13 минус") определяют, в значительной степени, духовный мир, ментальность человека, но при этом результат воздействия может быть весьма разным. Так можно, например, понять появление в России плеяды поэтов "Золотого (пушкинского) века" войной 1812 года, а поэтов и писателей "Серебряного века" тем, что их критический возраст совпадает с позором русско-японской войны и событий 1905-7 годов, или появление созвездия классиков французской литературы, чье тринадцатилетие приурочено к трагическому концу наполеоновской эпопеи, когорты писателей США, критический возраст которых относится к периоду Мировой войны, и т.д. и т.д.
Тут, конечно, сразу же возникает вопрос: распространяется ли такая закономерность только на будущих ученых и деятелей искусства или это некая общечеловеческая особенность? Поэтому нужно проанализировать какую-нибудь группу людей, возможно более далекую и от науки, и от искусства. На первом этапе, в той же статье, были проанализированы некоторые группы политиков: состав первой Государственной Думы России, биографический словарь деятелей Октябрьской революции и состав ЦК, избранный на последнем съезде КПСС. И вот оказалось, в полном соответствии с предположенным, что если царское правительство принимало либеральные законы, то тринадцатилетние будущие политики проникались либеральным духом и шли, вырастая, в кадеты, ну а в ответ на репрессии они, естественно, становились бунтарями.
Более того, если рассмотреть распределения по годам рождения политических деятелей (справочник "Кто есть кто в мировой политике", изданный в Москве в 1990 г.) и разделить их на три группы - развитые страны (около 400 дат), латиноамериканские и арабские, то, казалось бы, люди в этих странах живут в разных условиях, различны их политические пристрастия. Однако распределения пиков рождаемости говорят между тем о том, что их выбор обуславливается одними и теми же событиями, тенденциями. Таков общий для всех пик рождаемости 1930 года - он соответствует перелому 1942-43 годов в ходе войны - ясно становится, что военные проблемы должны будут смениться международными и государственными, место военных должны будут занять дипломаты, юристы, экономисты. Малость числа политических деятелей, родившихся около 1920 г. связана с усилением радикализма к 1933 г., с переключением внимания на социальные проблемы, а почти полное отсутствие будущих политиков среди родившихся в 1931-32 годах - с уходом талантов, после окончания войны и после Хиросимы в 1945 г., в науку и в искусство. Очень характерен и широкий провал в эти годы в распределении политиков мусульманских стран - лопнули надежды на общий передел мира, ну а пик "рождаемости политиков" в развитых странах - это бытовавшие тогда надежды на определяющую роль ООН в этом мире.
Отметим еще одну возможность воздействия на ментальность подростка. Громадную роль в развитии пытливости ума могут играть не только средства информации и учителя, но и взаимовлияние - если оно имеет место именно к возрасту импрессинга - сотоварищей близкого или резко противоположного интеллектуального уровня (поэтому специализированные, если хотите - элитарные школы должны отбирать учеников еще до завершения "критического" возраста). Без учета такого взаимовлияния, иногда положительного, а иногда - отрицательного, трудно понять, например, появление из одного класса будапештской гимназии четырех великих физиков - Ю.Вигнера, Дж.фон Неймана и Л.Сцилларда (годом или двумя раньше эту же школу окончил Д.Габор, создатель голографии) или то, что из одного класса уездного ровенского училища вышли "папа" советской физики А.Ф.Иоффе и великий механик С.П.Тимошенко. Это влияние может, однако, приводить, как бы со знаком "минус", к появлению морально противоположных личностей: в одном классе тифлисской семинарии - и как раз к этому критическому возрасту - учились И.Сталин и его ярый в будущем разоблачитель эмигрант И.Иремашвили, а также будущий католикос-патриарх Грузии Калистрат; в одном классе учились А.Гитлер и блистательный еврей Л.Витгенштейн, замечательный логик и философ.
ИМПРИНТИНГ И ИМПРЕССИНГ
Итак, можно заключить, что как научные или художественные пристрастия, так и политические предпочтения вырабатываются и закрепляются в подсознании в определенном возрастном интервале - к тринадцати годам (8) и закрепляются там, по-видимому, навсегда. Но если это явление характерно для столь далеких друг от друга областей деятельности, по-отдельности рассмотренных социальных и общественных групп, то можно считать доказанным, что оно должно проявляться и у всех других.
Как же назвать такое важнейшее явление нашей психики, явление формирования стиля мышления и системы предпочтений, а возможно, и всех жизненных ценностей в нашем подсознании - в среднем, конечно, - где-то в возрасте около тринадцати лет после чего, по-видимому, возможности изменений в этой части подсознания очень затруднены (9), а может и вообще невозможны?
С одной стороны, это явление имеет ввиду своей временной ограниченности некоторое сходство с описанным выше явлением импринтинга, с другой, однако, оно не столь категорично и безусловно - необходимо учитывать лабильность человеческой психики и безусловную (хотя и не абсолютную!) роль свободы воли человека. Поэтому представляется, что такое явление лучше назвать импрессингом: термин этот говорит как о впечатлениях, об импрессии, с которыми связано формирование соответствующих структур, так и как бы о вдавливании, о том, что у человека нет, несмотря на всю лабильность его психики, полной свободы получения в критический период тех или иных впечатлений, говорит он и о том сколь многое зависит от окружения, от случая. (В несколько ином плане термин импрессинг ранее использовал В.П.Эфраимсон.)
ВЫВОДЫ (Первая часть)
Проведенное рассмотрение показывает, что существуют определенные и достаточно узкие временные рамки формирования того самого главного в ментальности человека, что определит всю его последующую жизнь: его моральные установки (об этом ниже) и его путь в жизни или, во всяком случае, ту его часть, которая не детерминирована полученными им генами.
Поэтому психоанализ личности должен, наряду с исследованием ранних впечатлений, приводящих, по Фрейду, к основным комплексам, заниматься также и впечатлениями возраста импрессинга.
Нам представляется установленным, что возраст около 13 лет является, во всяком случае для мальчиков (по девочкам статистика много бедней), критическим, а возможно и определяющим в плане развития у них стиля мышления, системы жизненных ценностей и предпочтений, всего менталитета (возможно, повторим, выделенность этого возраста связана и с процессами физиологической перестройки организма, а потому может несколько зависеть от пола, от географических и климатических условий, от генетического багажа). Поэтому так важны - и именно в этом возрастном промежутке - яркие, эмоционально насыщенные впечатления, соответствующие признанным нормам морали и их подкрепялющие. Как этого добиться? Вот вопрос вопросов.
Педагогика, наряду с политикой, та область деятельности, где все, практически все считают себя знатоками. Поэтому проекты реформ школьного образования и, общее, воспитания вызывают неподдельный интерес во всех слоях общества, обладают большой электоральной привлекательностью, а посему проводятся в жизнь, как правило ... без достодолжного психологического обоснования! Мы, также не являясь формально экспертами, предлагаем свое решение - сосредоточить особое внимание на определенном возрасте, возрасте импрессинга.
Открытое общество, в котором мы живем, должно быть заинтересовано в возможно большей активности и в возможно больших профессиональных успехах всех своих членов, т.е. в их, по возможности, творческой - в малом или большом - инициативности. А для этого нужно пробуждать в них не только любознательность, стремление больше знать и больше учить ("многие знания многие печали", само по себе многознание, конечно, отнюдь не вредно), но и, главное, пытливость ума. Пытливость ума подразумевает желание и умение задавать себе и окружающим вопросы, выявляющие суть явлений, искать аналогии, возможности переноса идей из одной области в другие и их обобщений, уточнений и развития, т.е. творческие и критические начала, начинающиеся зачастую с наивных, по-началу, вопросов насчет всего окружающего, насчет смысла, устройства и возможностей хотя бы самых привычных, казалось бы, вещей и понятий, насчет справедливости этических установлений и т.д. Организаторам образования следует, по нашему мнению, проявлять особую заботу о том, чтобы обеспечить положительное, в общественном смысле, воздействие на подростков в возрасте импрессинга. В этом возрасте они должны встречаться с яркими личностями (вспомним Маяковского: "Жизнь строить с кого..."), знакомиться с наиболее яркими и впечатляющими событиями истории.
Часть 2. ИМПРЕССИНГ И ОБЩЕСТВО
ИСТОРИЯ И ИМПРЕССИНГ ПОКОЛЕНИЙ
В плане индивидуальной психологии новизна и роль концепции импрессинга, как нам представляется, очевидна. А можно ли расширить рамки ее применимости? Что может концепция импрессинга объяснить из того, что ранее оставалось неясным не только в самой психологии, но и, скажем, в истории?
Давно известно такое удивительное явление: симпатии избирателей в США циклически перемещаются от демократов к республиканцам и обратно. Впервые, согласно А.Шлезингеру-младшему (10) это явление подметил в истории США еще Г.Адамс: циклы централизации и распыленности власти сменялись в первые годы республики каждые 12 лет. Можно ли попытаться объяснить это явление с позиций гипотезы импрессинга?
Представляется, что объяснение может быть таким: чрезмерная централизация вызывает ностальгию по сепаратизму, который ярче запечатлевался в период импрессинга, и проявляется эта ностальгия через 10 - 15 лет, когда право голоса получают молодые избиратели в возрасте 23 - 28 лет, чьи голоса и приводят к очередному изменению баланса симпатий
Для более позднего периода А.Шлезингер-старший установил наличие смены циклов усиления демократии и периодов перехода интересов на личную жизнь (симпатии к республиканцам) со средней (!) длительностью циклов в шестнадцать - шестнадцать с половиной лет.
Отметим, что существование циклических закономерностей позволило обоим Шлезингерам предсказывать смены внутри- и внешнеполитических приоритетов США. (Не исключено, что конкретизация длины циклов в 12 или 16 лет характерна именно для США как кратная четырехлетним срокам президентских полномочий. Тогда во Франции, где президента избирают на 7 лет, циклы должны быть длиною в 14 лет и т.п.)
В книге Шлезингера изложен ряд других гипотез о происхождении и длительностях политических циклов, показывается существование и других циклических процессов, мы ограничимся здесь лишь замечанием о том, что существуют еще и циклические процессы в экономике (волны или циклы Н.Д.Кондратьева и др.), многие из них, если не все, также можно связывать с импрессингом различных поколений.
Срок в 10 - 15 лет между временем импрессинга и входом испытавшего его поколения в активную политическую жизнь приводит к цикличности многих исторических событий. Так, например, поколение, пережившее поражение восстания, народного движения в возрасте импрессинга, может сохранить настроенность на его повтор через этот срок.
Можно найти целый ряд таких цепочек. Вот несколько примеров.
Польша: цепочка восстаний 1830 г., 1848 г., 1863 г.
Россия: убийство Александра П в 1881 г., кровопролитие ко время коронации Николая П в 1896 г., революции 1905 г. и февраля 1917 г., Октябрьский переворот 1917 г., фактический переворот 1929 г. (коллективизация и индустриализация с изменением сознания и относительной поддержкой масс).
Китай: здесь можно проследить цепочку почти равноотстоящих стихийно начинающихся событий: боксерское восстание 1898-99 г.г., революция 1911 г, затем начало новых смут в 1925-26 г.г., гражданские войны 1935 г. и 1949 г. Возможно, сюда же относятся "большой скачок", движение хунвейбинов и др.
Германия: Версальский договор 1919 г. с унижением, блокадой, голодом и частичной оккупацией и успехи крайних радикалов (Гитлера и Тельмана) на выборах 1932-33 г.г. (Отметим, что гораздо мудрее повели себя союзники после Второй мировой войны: план Маршалла позволил избежать подобных крайностей в Западной Германии.)
Франция: восстановление государственных структур в 1944-45 г.г., возникновение под руководством Ш. де Голля V Республики в 1958 г., мятежи левых радикалов 1968 г. (Можно, конечно, связать поражение и бесславную, но прагматичную сдачу Парижа в 1940 г. со всеобщими требованиями ухода из Индо-Китая после поражения 1954 г. у Дьенбьенфу и, в дальнейшем, с требованиями ухода из Алжира в 1954-62.)
Грузия: расстреляная 9 марта 1956 г. просталинская (по форме, по сути дела националистическая) демонстрация, скорее даже народное восстание, отозвалась через 15 лет широкой демонстрацией в защиту признания грузинского языка единственным государственным, окончившейся победой толпы, а еще через 16-17 лет первыми в тогдашнем СССР требованиями независимости (начались они с требований независимости футбольных команд от союзной федерации, а затем список этих требований стал быстро расширяться).
Ближний Восток: обострение еврейско-арабских противоречий с волной эмиграции к 1920 г. (вызвана "Письмом Бальфура" и погромами Гражданской войны в России), новой волны эмиграции после 1933 г., ее резкое усиление после 1945 г. при освобождении уцелевших узников концлагерей и антиеврейских погромов в Польше и провозглашения Израиля в 1948, Суэцкий конфликт и Синайская война 1956 г., всеобщее возбуждение в арабском мире после того разгрома, приведшее к Шестидневной войне 1967 г., террористические действия "беженцев" из Ливана и операция "Мир для Галилеи " 1982 г. Последовавшие затем вспышки так наз. "интифады" 1989-92 г.г. и 2000 г. являются уже непрерывно продолжающимся конфликтом и вызваны, несомненно, более искусственно, как перманентные звенья политики Арафата и его банды. Стоит только отметить, что большинство террористов-самоубийц 2001-2 годов - молодые люди 22-24 лет, т.е. те, чьей период импрессинга пришелся на годы предшествующей интифады.
С явлениями импрессинга поколений можно попытаться связать и менее бурные события. Так, например, во Франции в настоящее время (начало 2002 г.) очень активизировались антиизраильские и антисемитские (точнее, юдофобские) настроения и даже действия. С другой стороны, Франция - страна, в которой по сю пору официальными остаются лозунги Великой революции 1789 г.: "Свобода, Равенство, Братство". И казалось, что яростные стычки дрейфусаров и антидрейфусаров столетие тому назад навсегда должны были излечить ее от антисемитизма.
Действия правящих кругов понятны: во Франции, как повсюду на Западе, силы наиболее крупных партий примерно равны, поэтому решающую роль на близящихся выборах могут сыграть сравнительно небольшие, но сплоченные чем-то группы избирателей, а во Франции сейчас примерно 600 тысяч евреев и более 5 млн мусульман, преимущественно арабов, так что электоральная сила - на их стороне!
Однако, одними партийными интересами объяснить такие настроения общества нельзя. В чем же дело?
Давайте попробуем восстановить обстановку и настроения общества во Франции в периоды импрессинга активных ныне поколений. К окончанию Второй Мировой аойны и на протяжении нескольких последующих десятилетий постепенно распадалась обширная колониальная империя Франция. И если Англия сумела провести такой же процесс быстро и, практически, без военных действий, без тщетных попыток удержать восставшие народы, то французы сражались почти за каждую колонию. Вызвано это было и тем, что, в отличие от англичан, приезжавших в колонии в основном только на период службы, французы много охотнее переезжали в них, казалось, навсегда, жили в них поколениями (особенно долго - в Северной Африке).
Поэтому беспрерывные поражения французских войск в Индо-Китае в 1950-54 годах, в Алжире в 1958-64 г.г., вплоть до Океании в 1980-ых должны были внедрить в подсознание подростков, находившихся в периоде импрессинга, принципы генерала Ш.де Голля, жестко оборвавшего борьбу защитников французского Алжира: бесполезно и даже невозможно пытаться удержаться на отнятой у местных народов территории. (С этим, кстати, связан поворот политики Франции от произраильской к антиизраильской.) А тут, понимаете ли, Израиль, активно и пока что успешно опровергающий этот принцип де Голля: почему же, по мнению рядового обывателя, эти евреи, вселившиеся на территории мусульман, должны опять побеждать там, где мы, французы, проиграли?
Таков же, по-видимому, подсознательный настрой в Бельгии, потерявшей Конго, а возможно и в Нидерландах, ушедших с боями из Индонезии (11).
Можно ли преодолеть этот настрой? Давайте вспомним, не вдаваясь в теоретические изыски, метод Зигмунда Фрейда: нужно выявить картину подсознания пациента и тогда можно будет объяснить ему причину заболевания (в данном случае - антиизраилизма) и тем самым избавить его от навязчивых комплексов.
Сможет ли добиться такой цели, преодоления импрессинга целых поколений Запада, израильская пропаганда? Эта проблема сложна и, конечно, выходит за рамки статьи.
Еще один пример импрессинга поколений - это воздействие "вьетнамского синдрома" на общественное сознание США. Поражение во Вьетнаме в 1961-73 г.г., первое в истории страны, громадное, для ограниченной колониальной войны, число жертв и постоянные напоминания о них, привели к пацифистскому, если можно так выразиться, импрессингу поколений, родившихся в 1950 году и ряде последующих лет. Вылился этот импрессинг в то, что президентом США был избран, вопреки всем традициям, Б.Клинтон, уклонявшийся от воинского призыва и нарушивший тем самым основную, как ранее считалось, добродетель гражданина.
Этим же комплексом можно объяснить общее одобрение действий Буша-старшего, прекратившего, во имя минимизации жертв, операцию "Буря в пустыне" до достижения окончательной победы.
Можно, однако, думать, что события 11 сентября в корне ликвидировали этот комплекс в США...
Здесь необходимо подчеркнуть, что приведенные примеры ведут нас к принципу импрессинга целых поколений и именно здесь может быть обоснован фрейдистский по существу метод преодоления возникающих комплексов не отдельной личности, а общества, точнее его определенных возрастных слоев.
Заметим, что предлагаемая теория может обладать и некоторой прогностической ценностью. Так, можно утверждать, что серьезные изменения в российском обществе и, общее, в странах СНГ будут связаны, в первую очередь, с поколением 1975-80 г.г., импрессинг которого пришелся на 1989-91 г.г., ознаменованные кровопролитиями в Баку, Тбилиси, Вильнюсе, Съездом народных депутатов, путчем ГКЧП, распадом СССР. Здесь уже становится заметной ностальгия по большому Союзу, которая вполне может привести либо к восстановлению некоего его подобия в ближайшие 5-10 лет, либо к окончательному расхождению этих стран.
Можно так же уверенно прогнозировать наступление значимых событий в мировых взаимоотношениях при входе в силу поколений, на чей импрессинг повлияют живые картины апокалипсиса 11 сентября... И здесь просматриваются две возможности: 1). Неприятие, вплоть до ненависти, стран Востока (назовем их так) и их ментальности, т.е. возврат к истинно-западным ценностям, не исключено, что даже в форме некоего ренессанса идей крестоносцев (все это скорее в англо-саксонских и германских странах); 2). Подъем на щит бин Ладена и, снова, Че Гевары как антитезы всеобшему усреднению, глобализации и нивелированию культур (скорее в романских странах, теряющих свою исконную роль флагманов мирового прогресса).
А выбор того или иного направления молодежью, той, что через 10 - 15 лет станет решающей силой общества, зависит от того куда и как, главное - к какому возрасту, станут воздействовать на нее СМИ и старшие...
Итак, можно утверждать, что теория импрессинга работает, и существует определенный закон длительности формирования и изменений менталитета наиболее активной части общества в 10-15 лет.
Отметим здесь же, что концепция импрессинга позволяет не только исследовать некоторые причины тех или иных исторических веяний, но и как бы реконструировать подсознательные установки отдельных людей, вершивших и вершащих политику своих государств. Тема эта, однако, очень обширна и будет подробно обсуждена в другой публикации.
ИМПРЕССИНГ И РЕЛИГИЯ
Давайте попробуем обратиться от импрессинга отдельных личностей и поколений к сфере конфессиональной. Но сперва отметим возможную роль импрессинга в жизни некоторых основателей религий или религиозных течений.
Конфуций в последние годы жизни писал, что к 15 годам его учение было фактически уже полностью завершено. Поэтому можно думать, что и он прошел через религиощный кризис в возрасте, близком к периоду импрессинга.
Согласно Евангелию от Луки (2, 42-47) Иисус именно в возрасте 12 лет впервые оказался в Иерусалимском храме и впервые вел дискуссии со священнослужителями.
В том же, примерно, возрасте Мохаммед, путешествуя вместе с дядей, впервые знакомится с жизнью иудейской и христианской общин.
И в этом же возрасте прошел в ХУШ веке через религиозный конфликт Баал Шем Тов (Бешт), основатель крупнейшего течения ортодоксального иудаизма - хасидизма (12).
Джозеф Смит, основоположник мормонства, как-то будучи в лесу в возрасте 14 лет, ощутил духовное единение с господом и с Иисусом и отсюда пошло его вероучение.
Самый, по-видимому, известный проповедник ХХ века Мун писал, что видение Христа посетило его в 16 лет и повелело ему продолжить свою незаконченную миссию, спасти человечество от сатанизма.
А теперь следует обратить внимание на то, как воспитывают, в религиозном плане, детей в различных конфессиях, выделяется ли как-нибудь в них этот, критический и определяющий, по нашему мнению, возраст. И начнем этот обзор с положения в иудаизме, где впервые были сформулированы четкие возрастные пороги развития ментальности.
В иудаизме общий план воспитания и возрастных особенностей людей изложен в наиболее важном, с позиций этики, трактате Талмуда "Поучения отцов" (13): в Мишне (изречении) 5:25: "В пять лет надо приступать к изучению письменной Торы учиться читать, а в десять - к Мишне рассказам и отдельным поучениям, в тринадцать - к заповедям !!!, в пятнадцать приступать к изучению Талмуда, в 18 - жениться, в 20 - зарабатывать на пропитание семьи, в 30 - брать на себя тяжелый труд, в 40 - возраст разума, 50 - возраст советчика, в 60 - достичь старческой мудрости, в 70 - почета, в 80 - духовная сила должна возобладать над физической, в 90 - сгибаются под тяжестью лет, а когда человеку 100 лет - он все равно что умер и исчез из мира сего".
Представляется, что это установление - заповеди в 13 лет, неуклонно соблюдающееся на протяжении не менее двух тысячелетий, при смене порядка 100 поколений, сыграло определяющую роль во всей истории еврейского народа. Самая ведь сложная здесь проблема, если подходить к истории с рационалистических позиций, - это вопрос о том, почему евреи до сих пор существуют как народ. Попробуем подойти к этой проблеме без эмоций и без ссылок на высшие силы.
Гонения на евреев, начавшиеся в Александрии с ростом диаспоры во П-Ш веках до н.э., носили, во всяком случае, до конца Х1Х века, в основном конфессиональный характер: стоило принести жертву Зевсу, принять крещение или перейти в ислам (т.е. отказаться от своей особости), как бывший иудей получал права гражданина или подданного, а иногда и некоторые привилегии. Кое-кто уступал такому искушению, но значительная все же часть народа предпочитала терпеть преследования, унижения и даже муки, а иногда не только самим идти на смерть, но даже выносить смерть детей и не сдаваться, сохранять верность религии отцов.
Психолог обязан поставить при этом такой вопрос: инстинкт сохранения жизни, тем более жизни детей, является безусловным, что же может преодолеть такой инстинкт, преодолеть самою волю к жизни? Такое преодоление представляется невозможным на уровне сознания, здесь может действовать только подсознательный императив. А он, этот императив, может и должен быть вложен в менталитет, в систему ценностей, предпочтений в период формирования этого уровня подсознания, что и происходит у евреев к тринадцати годам.
Именно к этому периоду, сознательно или случайно, приурочен со времен седой древности, помимо упомянутого изучения заповедей, обряд совершеннолетия мальчиков - Бар-Мицва: именно в возрасте максимальной восприимчивости, в возрасте формирования подсознания подростки торжественно выступали в синагоге с чтением Торы и поучениями перед всей общиной, т.е. получали в иудаистской традиции интенсивное духовное подкрепление системы ценностей (14) - и это навсегда запечатлевало в них непреходящую приверженность своей религии, возможность преодолевать безусловные инстинкты жизни не в состоянии недолгого аффекта, а постоянно!
Так возник конфессиональный императив, ставший по причине исторического отожествления понятий иудей и еврей чертой национального характера.
Подтверждением выдвигаемой версии может послужить обсуждение и сравнение аналогичных традиций в других конфессиях.
Так, в последние десятилетия перед всем миром встала острая политическая проблема - рост агрессивного исламского фундаментализма, переходящего уже в своего рода войну цивилизаций. В чем причины жизнестойкости мусульманского фундаментализма и его привлекательности для верующих?
Ислам в эпоху своей экспансии одолел давно и, казалось бы, прочно христианизированные страны Леванта, Магриба (Северной Африки), могущественной некогда Византии, Испании, кавказскую Албанию, несторианскую Среднюю Азию, зороастрийский Иран, а ведь и там господствовал монотеизм. И пусть в начале эпохи завоеваний эти страны были разобщены, люди в них были более изнежены, а вышедшие из полупустынь Аравии кочевники были более стойкими, были уверены в райском воздаянии после смерти в бою, но надо ведь было не только завоевать, но и сохранить на века свою власть, внедрить свое миропонимание, новую ментальность. Этого можно было добиться лишь полным перевоспитанием нескольких поколений, и мусульмане этой цели достигли.
Как? Наиболее существенным различием в подходе к воспитанию подростков в разных конфессиях является возраст их приобщения к общине, а следовательно и возраст наиболее интенсивного на них воздействия: в исламе, как и в иудаизме (и в некоторых анимистских системах, например, у ряда племен североамериканских индейцев, довольно успешно сохраняющих свою особость), это опять-таки 13 лет - возраст, как мы установили, максимальной духовной (ценностной и стилевой) восприимчивости! (Отметим, что существенную роль могут играть специфические особенности обряда установления совершеннолетия, которые могут сопровождаться сильными психологическими воздействиями, включая в некоторых случаях даже и ритуальное членовредительство.)
А в христианстве? Конфирмация у католиков проходит в 8 - 12 лет, т.е. слишком рано, в протестантских конфессиях - чаще всего в 18 - 20, т.е. слишком поздно, в православии такой церемонии вообще нет - ребенок со дня крещения принадлежит к церкви. Вот и получается, что подсознательно христианам трудно что-либо противопоставить проповеди ислама и других вероучений - именно отсюда, представляется, успехи прозелитизма даже в Европе и США, новой волны исламизации в Африке, успешно противостоящей христианским миссионерам.
Именно поэтому доводы разума не действуют на людей, подсознание которых уже сформировано и как бы законсервировано. В этом корень неудач многочисленных попыток европеизации стран Востока сверху, правителями. (Единственная, пожалуй, удачная, хоть и не полностью, попытка, кроме отвоеванной Испании, - это Филиппины, но там миссионеры-испанцы были повелителями целые столетия и там, как и в Испании, весьма активно действовала инквизиция.)
Яркий пример существования и роли конфессиональных императивов (подтверждающий концепцию порождающих их импрессингов) дает религиозная жизнь в бывшем СССР, атеистическом, по определению, государстве. Несмотря на постоянную помощь, пропаганду и даже давление со стороны правительств православие в России, на Украине, в Грузии, в Молдавии никак не становится массовым, и не приобретает заметного политического влияния: посещение церкви носит, скорее, ритуальный, показательный характер для бывших партработников или становится попросту модным. А вот ислам во всех частях бывшего СССР восстал мгновенно и сразу превратился в весьма влиятельный фактор жизни общества.
Почему же фундаменталистский исламский шабаш вспыхнул именно сейчас?
ЭКСПАНСИЯ ИСЛАМА, ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ И ИМПРЕССИНГ
История знает много случаев тотальных нашествий орд варваров (нужно называть и народы своими именами!), обычно кочевников, на цивилизованный мир: гиксосы на Древний Египет, ассирийцы на Вавилон, германцы, гунны и пр. на Рим, чжурчжени на Китай, славяне на Византию, норманны на Европу, татаро-монголы - во всех направлениях и т.д. Варвары, как правило, обладали большей жизнестойкостью, в их мировоззрении господствовали идеи райского воздаяния за воинские подвиги (напомним, что Гитлер и особенно Гиммлер планировали возродить в каком-то виде культ Валгаллы!) и им не раз удавалось разрушить высокоорганизованные страны и общества.
Ислам знал несколько периодов широкой экспансии: арабский, пост-магометовский период УП - Х1 веков, остановленный Карлом Мартеллом на юге Франции и норманнами на юге Италии, а затем монголами на Востоке; сельджукский и османский периоды, остановленные в битве при Лепанто, затем Яном Собесским у стен Вены и поднимающейся Россией в ХУП веке. Ну а затем Реформация и Век Просвещения в Европе, быстрый технический прогресс Европы с ХУШ века, вместе со всеобщей стагнацией в странах Ислама, ликвидировали, казалось навсегда, опасность новых попыток осуществления широкомасштабной исламской экспансии.
Однако затем, незаметно для остального мира, ситуация в корне изменилась: в мире постепенно, на протяжении ХХ века, концепция европейского гуманизма переродились в новую как бы всеобщую этическую систему - в систему "политкорректности", когда совокупности обычаев различных групп и народов, даже находящихся на разных ступенях развития, называются "цивилизациями" и, фактически, признаются равноценными.
В первую очередь такие, ну явно очень "прогрессивные" идеи проникли на телевидение, идущее впереди планеты всей. А в каком возрасте, скажите, наиболее беззаветно и наименее критично смотрят ТВ? Правильно, примерно в возрасте импрессинга.
Вот отсюда, как представляется, и пошло привитие идей политкорректности (в период импрессинга, можно думать) политически наиболее активным, в настоящее время, поколениям на Западе: они достигали критического возраста в тот период, когда удивительным образом весь "мир" сузился благодаря развитию ТВ, а отсюда и рост интереса, и уважения к иным, хоть и примивным, но зато как бы естественным, выигрышно и красочно показываемым, оригинальным, а потому и привлекательным для них обычаям (следование им соответствует обычному юношескому противостоянию взрослым). Отсюда и развитие идей "зеленых", а затем и антиглобалистов: как можно усреднять и губить всё это красочное многообразие!
Ну, а к этой широкомасштабной и идеалистической идеологической диверсии (иначе ее не назвать) левых интеллектуалов, сентиментально традиционных радетелей прав всех угнетенных, присоединились такие факторы как нефть и нескончаемые потоки долларов, воистину благословление Аллаха, а может и его долгожданный знак к началу новых завоеваний? Свою роль сыграла, конечно, привычка к грандиозным проектам типа расширенного ПРО, к большим, очень большим деньгам, которая опасна, прежде всего, тем, что люди перестают думать о простых решениях, о том, что вовсе не обязательно, например, сбрасывать на Нью-Йорк водородную бомбу...
Мы даже не упоминаем тривиальные финансовые интересы каких-то лиц во власти и в СМИ: было бы слишком странно, более того - даже не представимо, если бы шейхи, при всеобщей восточной страсти к "бакшишу" (или, чуть более европейской страсти - к "борзым щенкам") пренебрегли этим путем завоевания благосклонности нужных людей. Но - здесь следует остановиться и вспомнить о презумпции невиновности... (Перечтите нашумевший некогда "Закат Европы" О.Шпенглера - ситуация сейчас ближе к "закату", чем в 10-20-ых годах ХХ века, когда книга писалась.)
ВЫВОДЫ (Вторая часть)
Приведенные исторические и персонологические примеры показали, что помимо индивидуальных особенностей подсознания, описываемых предложенной концепцией импрессинга, существуют и ярко себя проявляют социальные явления типа импрессинга поколений. Их выявление - задача социопсихологии и истории, проблема своего рода социофрейдизма, если можно так его назвать. Ну а затем уже наступает время психологии - как преодолеть, либо, напротив, усилить, этот полученный поколением комплекс.
Самая злободневная проблема этого класса, рассматривавшаяся выше - современный терроризм.
Как можно подытожить общие результаты нашего исследования? Может ли выжить наша, иудео-христианская цивилизация, цивилизация без кавычек, наше "Открытое общество"? Какие практические выводы можно и должно сделать из всего сказанного?
Вывод здесь может быть только один: бороться в дальней перспективе с фанатизмом, в том числе с мусульманским фундаменталистским или националистическим, можно только и только через воспитание в определенном возрасте, в возрасте импрессинга (мы не рассматриваем здесь, конечно, те меры, которые, в краткосрочной перспективе, должно принимать политическое руководство). И воздействовать на будущие поколения мусульман может только исламское же духовенство (15).
Борьба же с террором, во всяком случае с суицидальним террором, террором самоубийц, требует напряжения сил и решимости всего мирового сообщества: поскольку опасность террора исходит сейчас от исламского фундаментализма, то необходимо самым жестким образом потребовать от исламского духовенства, именно от духовенства в целом, обладающего и посейчас огромным влиянием на свою паству, полного и канонически обоснованного осуждения таких действий. Любые общности, отказывающиееся от такого осуждения, либо оговаривающие его какими-то условиями (16), должны быть поставлены вне закона и уничтожены полностью так, как поступали и поступают со зверьми-людоедами в Африке или Индии. Это решение должно быть утверждено Советом Безопасности ООН и тем самым должно принять безусловно обязывающий для всего мира характер (17). И пусть "левые" идеалисты интерпретируют такую политику как своего рода возврат к колониальной системе: нужно быть честными и признать, что некоторые (точнее, многие) народы еще не доросли до возможностей самоуправления!
Должны быть запрещены любые, в том числе самые выгодные (подразумеваются торговые, в основном, нефтяные) сделки со странами, поддерживающими терроризм и не признающими такого решения цивилизованного мира, и должна быть строго наказуема любая пропаганда в их пользу со стороны СМИ - нельзя, находясь на краю пропасти, потакать безответственным радетелям личных свобод: "на войне как на войне", говорят в такой ситуации французы.
И повторим, в заключение, главный, на наш взгляд, вывод: необходимо научиться так воспитывать молодежь, так влиять на нее - и именно в возрасте импрессинга, чтобы в ее подсознании прочно и навсегда укоренились основные положения современной морали!
Мир должен понять и принять как категорический императив (вспомним Иммануила Канта!) замечательный призыв великого Гилеля: "Не делай другому того, чего не желаешь себе" (18).
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНЦЕПЦИЯ ИМПРЕССИНГА И ПАЛЕСТИНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ
Рассмотрим, как некую иллюстрацию теории импрессинга, положение в сегодняшней Палестинской автономии и попытаемся выявить причины массового терроризма, в том числе суицидальнего.
Террор как средство политической борьбы впервые, по-видимому, в Новое Время широко начали использовать народовольцы, а затем эсеры в России, но это были акты индивидуальные, направленные против определенных, виновных в утеснениях деятелей режима. И только так наз. "национально-освободительные" и ультра-революционные движения избрали массовый террор как действенное средство воздействия на общество и на правительство: достаточно, с одной стороны, вспомнить ирландцев в Ольстере и Великобритании, басков в Испании, а с другой - "красные бригады" в Европе и "Аум Сенрике" в Японии. И при этом необходимо отметить, что террористы, во-первых, не ставили своей задачей выбор жертв из определенной этнической или социальной группы (задача террора - возбуждение паники среди населения), а во-вторых - исполнители берегли собственную жизнь. При этом непосредственные исполнители терактов никогда не составляли более иль менее большие группы внутри таких движений: акты террора носили как бы индивидуальный характер.
Совершенно иным представляется положение с современным террором палестинских арабов: во-первых, он четко и недвусмысленно направлен только и только против одной этнической общности - евреев (и в этом он фактически тождественен гитлеровскому плану решения "еврейского вопроса", но не в Европе, а в пределах Ближнего Востока), во-вторых, его потенциальными исполнителями являются не отдельные индивидуумы, а немалая, по-видимому, часть народа, в-третьих, он во многих случаях является суицидальним - исполнители заведомо идут на собственную гибель.
Такие новые, в плане психологии, черты этого явления требуют серьезного анализа и выявления корней этого вида террора, тем более, что в последнее время этот вид террора уже не ограничен территориями Ближнего Востока, а стал общеисламским и начал распространяться по всему миру (11 сентября 2001 г. в Америке!), угрожая самому развитию цивилизации.
Итак, начнем с положения в сегодняшней Палестинской автономии: школьные учебники, как и практически во всех арабских странах, полны картин "зверств сионистов", о них же вещают не только муллы, но и все каналы ТВ там, где оно не запрещено. Оказывается и Холокост евреи не то выдумали, не то даже сами осуществляли, и Храм царя Соломона никогда не существовал (видимо, даже Шехерезада в сказках "1001 ночи" все врет), и в казни Иисуса евреи (которые, по другим их же высказываниям, в Иерусалиме никогда не жили) виноваты. Да и о чем спорить, если согласно Корану Авраам завещал все наследство вовсе не Иицхаку (Исааку), прародителю евреев, как почему-то утверждается в Библии, а своему любимому сыну Ишмаэлю (Измаилу), от которого и пошли доблестные праведники-насельники Аравии, а в будущем - всего мира!
Как проходит в этих условиях импрессинг молодежи, способствуют ли настроения в обшестве и политика, проводимая в системе образования и средствах информации, формированию подсознания будущих террористов? Нас, конечно, более всего интересует то, что влияет на них в период импрессинга. (Поскольку такие специальные исследования не проводились, то придется рассматривать более широкий возрастной интервал, в который попадает и критический период импрессинга.)
Вот одно из множества аналогичных свидетельств.
Известный американкий исследователь проблем Ближнего Востока Дэниэл Пайпс в статье "На радость и гордость родителям" (http://www.DanielPipes.org/) пишет: "Спустя всего лишь несколько часов после взрыва в иерусалимской пиццерии, унесшего жизни 15 израильтян, брат 23-х летнего террориста-самоубийцы восторженно заявил: "Эта операция уникальна по своему исполнению и успеху... Палестинцы повсюду теперь могут торжествовать и радоваться." В этом же духе выразился и отец 22-х летнего самоубийцы, взорвавшего 21 подростка в тель-авивской дискотеке: "Я очень счастлив и горд поступком моего сына. Честно говоря, я ему даже немножко завидую... Жаль, что это не получилось сделать мне самому."" (Заметим, в скобках, что импрессинг обоих самоубийц - как и большинства других - приходится, примерно, на 1991-92 годы, на время предшествующей вспышки "интифады" и Войны в Заливе. Этим импрессингом и объясняется их фанатизм.)
И далее в объяснение такого феномена Пайпс замечает: "Именно над этим посылом и трудится Палестинское телевидение. В "Детском клубе" вот что поет маленький мальчик: "Когда я приду в Иерусалим, я стану террористом-самоубийцей". А часто гоняемая "рекламная пауза" призывает детей: "Бросьте игрушки. Возьмите камни." А вот как звучат слова детской песни в другой передаче: "Как благоухают тела мучеников, как приятен запах земли, земли, благоухающей кровью, кровью, льющейся из свежеубитого тела"."
Такое воздействие и испытывают подростки до, во время и после наступления импрессинга. Но особенностей сформированного под таким постоянным воздействием подсознания не понимают радетели "национально-освободительной" борьбы, думающие, что раздачей конфет и компьютеров его можно быстро изменить!
Пока подростки в возрасте 10 - 15 лет выступают как "камнеметатели", т.е. как бы "играют" с израильскими солдатами - выстрелят из рогатки или бросят камень и убегут: разгоняют ведь их только в крайних случаях и притом резиновыми пулями и слезоточивым газом. Их поведение как бы сходно с обычным мальчишеским хулиганством, но - и это самое важное - не только остается безнаказанным, оно поощряется взрослыми, оно возводится в ранг геройства!
И так как на этот возрастной интервал приходится период импрессинга, то таким образом подготавливаются будущие бесстрашные воины Аллаха и Арафата!
Поэтому не представляет труда прогнозировать усиление этих актов лет через 10, когда оплакиваемые мировыми ТВ юные "камнеметатели" станут молодыми бойцами армии фундаменталистов. И открытые Израилем университеты (точнее, многочисленные колледжи) на "Западном берегу Иордана", равно как и обучение местных арабов в вузах самого Израиля само по себе отнюдь не уменьшают этой опасности, тпк как приходится уже на период после импрессинга. Более того, как наглядно выяснилось в последнее время, полученные знания придают им, без воздействия на уже закрепленный импрессинг, новые импульсы ненависти к Израилю и ко всей западной цивилизации как к виновникам технического (на самом деле - цивилизационного) отставания Востока и "угнетения" Ислама.
Возникшее, вернее, усилившееся в последнее время противопоставление мировоззрений основано на распространненой среди части мусульман вере в то, что шахид получает, как вознаграждение, вечную жизнь рядом с Аллахом. Вера эта опирается на суру Корана: "Относитесь к тем, кто умер во имя Аллаха не как к мертвым, а как к живым, любимым Аллахом." (3:169).
И лучше всего описать имеющееся положение характерными словами авторитетных исламских же писателей.
Так, известный обозреватель доктор Абдалла Аль-Нажар в газете "Аль-Гумхурия" (Египет) от 07.10. 2001 пишет:"Правоверные не боятся врага в час битвы и не берегут свою жизнь. Аллах обещал (им) одну из двух милостей - победа или смерть праведников. Каждая из этих двух милостей является большой наградой (в их глазах), и уже нет между ними разницы... Это и есть секрет победы правоверных над их врагами, несмотря на то, что правоверные немногочисленны, а политеистов много, и у них современное оружие и оборудование."
Нельзя, конечно, считать, что такая идеология является всеобщей в мусульманском мире. С нею пытаются бороться и сами здравомыслящие мусульмане. Так, египетский драматург Али Салем высмеивает в ежедневной арабской газете "Аль-Хайат" (Лондон), 05.11.2001, многочисленные призывы арабской прессы к экстремизму. Салем саркастически предлагает открыть детский сад, чтобы с 4-5 лет обучать детей экстремизму: "Вы с легкостью заметите, что они (т.е. немусульмане) любят жизнь - это и есть их слабая сторона. В противоположность им, мы любим смерть и стремимся к ней. Не верьте тому, что Аллах сотворил жизнь для того, чтобы жить, строить и наслаждаться. Нет, Аллах сотворил нас для того, чтобы проверить нашу готовность восстать против жизни и избавиться от неё при первой же возможности. Каждый из вас должен искать возможность умереть, но не безвозмездно. Вы должны взять с собой столько неверных, сколько возможно, и послать их в ад. Вы должны знать, дорогие дети, что шахиды попадают в рай, тогда как их мертвые попадают в ад." (Заметим, что в таком юморе есть доля опасной правды: начав в 4-5 лет слышать восхваления важности и прелестей экстремизма трудно не усвоить к 13 годам его заповеди!)
И не думайте, что такие призывы возможны только в сатире: эти слова, кажущиеся нам некой "поэтической" гиперболой, продолжают, как и ранее вбивать в головы, в подсознание подростков (в том числе, что особенно опасно, в головы подростков, находящихся в возрасте импрессинга и близко к началу периода юношеской гиперсексуальности), что Там, в Раю, куда шахиды, в отличие даже от иных праведников, переместятся мгновенно, не дожидаясь Страшного суда, они будут навечно счастливы, будут ежедневно обладать 72 (!) девственницами-гуриями, смогут перевести туда же до 70 своих родственников и друзей... (Вспомним сжигавших себя ради будущего блаженства староверов России ХУП-ХУШ веков - куда им до столь красочных описаний райского бытия, а ведь горели вместе с детьми!) Ну а для более прагматичных палестинцев - родители шахидов тут же, не дожидась райских кущ, получают более, чем солидное в их, весьма многодетном, положении материальное вспоможествование и почет, столь ценимый на Востоке!
Вот такое сильнейшее воздействие периода импрессинга, восхваляемых кровавых сцен, вкупе с отмеченной выше безнаказанностью ведут к неиссякаемым ордам юных "камнеметателей", "жестокий разгон" которых с помощью слезоточивого газа и резиновых (!) пуль заполняет прайм-время на экранах западного ТВ!
Ведь всегда, навсегда остается в силе первоначальное указание пророка: весь мир должен превратиться и превратится в мир Ислама. А сколько времени нужно этого ждать - знает лишь один Аллах, который во время подаст знак своим верным джигитам (или как там их именовать). А пока воспитывайте детей в духе преданности этим идеям, готовыми пожертвовать в час Х своей и чужой жизнью (19).
====================================================
ПРИМЕЧАНИЯ
1). Пилот первого самолета, врезавшегося во Всемирный Торговый Центр Нью-Йорка, Мохаммед Атта, был сыном преуспевающего адвоката. Семья была достаточно прогрессивной: две его сестры - а это не столь частое явление в мусульманском мире - также закончили университет (одна преподает в высшем учебном заведении, вторая работает врачом). Атта никак не соответствует общепринятому стандарту исламского фанатика-самоубийцы, выросшего, скажем, в крайне политизированной и религиозно детерминированной атмосфере ливанских или палестинских лагерей беженцев, где теракты против американцев и израильтян становятся привычными с детства. (Нужно, впрочем, напомнить, что и идеологами, и руководителями радикальных движений нередко бывают выходцы из привилегированных слоев общества: Маркс, Энгельс, Бакунин, Ленин, Кастро, бин Ладен.)
2). J.R.Royce, A.Powell. Theory of Personality and Individual Differences: Factors, Systems and Processes. NY: Prentice-Hall, Englwood Cliffs, 1983.
3). Как недавно показано (J.D.Greene et al. Science, vol. 293, No. 5537, p.p. 2105-08, 2001), в кризисных ситуациях человек очень редко руководствуется логикой или пытается анализировать происходящее: поведение в таких случаях определяется, главным образом, подсознательными эмоциями и подсознательно выработанными концептами. Авторы этого исследования замечают, что таковым может быть и решение знаменитой проблемы Н.Хомского: как люди, абсолютно не знакомые с правилами грамматики, тем не менее правильно используют эти правила.
4). E.H.Lenneberg. Biological foundations of language. NY, 1967
5). Три последние выписки взяты из автобиографий, написанных для отдела кадров Академии наук СССР и величиною в один-два рукописных листка. Но даже в них отмечается именно этот возраст зарождения интереса к науке.
6). О том, что обсуждаемый эффект касается не только великих людей, говорят, в частности, собственные воспоминания авторов и их многочисленных опрошенных коллег и знакомых.
7). М.Е.Перельман. 'Феномен интеллекта. Почему физики становятся физиками, а политики - политиками. Памяти А.Д.Сахарова'. Наука в СССР, 1991, ? 1, 10-16 (Mark (ошибочно: Michael) Perelman. Science in the USSR, 1991, ?2, 10-16.). Более популярное описание в израильском еженедельнике "7 дней" (приложение к "Новостям недели") от 27 мая 1999.
8). Отметим, что совсем не исключается связь этого явления с процессами физиологической перестройки организма в тот же период. Поэтому возможна 'географическая' или даже 'расовая' зависимость критического периода: на Юге или у южных народов он может быть ближе к 12 годам, а на Севере, с более поздним биологическим созреванием, - к 14 годам.
9). Отсюда, по-видимому, и основные трудности жизни в эмиграции и абсорбции в новое общество, когда должно перестраивать, но уже во взрослом состоянии, не только сознание - к этому мы были заранее готовы, но и более глубинные части нашего 'Я', наше подсознание.
10). A.M.Schlesinger, Jr. The Cycles of American History, 1986.
11). Заметим, что такого настроя, несмотря на значительные мусульманские общины, нет в Англии, избавившейся от своих колоний почти без боев, и в США, этих колоний не имевших. Ну а антиизраильские настроения в Скандинавии вызваны, можно думать, иными причинами - скорее всего неумеренным влиянием 'зеленых', аналога российских почвенников, зовущих, фактически, назад, в патриархальные Средние века, а потому склонных поддерживать повсюду угнетенные общности, живущие 'естественной', по их мнению, жизнью.
12). О том, что в этом же, по-видимому характерном для таких переживаний возрасте А.Эйнштейн пережил религиозный кризис, мы упоминали выше.
13). В последнее время вышло несколько комментированных русских переводов этого трактата: 'Трактат Авот' (пер. П.Криксунова, комм. р.П.Кегати). Внешторгиздат, М.: 1990; 'Пиркей Авот. (Поучения отцов)'. Изд. 2. 'Геулим': Иерусалим, б.г.; в составе сборника 'Сидур Кол Йосеф' (с.с. 544-586, пер. и комм. р. Н.Шермана). 'Шамир': Иерусалим, 1994. Предполагается, что цитируемая Мишна сформулирована раби Йегудой бен Тейма, жившем в конце 1 - начале П века н.э. и казненном римлянами. (В квадратных скобках даны наши пояснения; напомним, что в Талмуде, в отличие от христианских катехизисов, рядом излагаются зачастую взаимнопротиворечивые указания авторитетов, поэтому нужна уже некоторая подготовка для их обсуждения и выбора наиболее правильного в данной конкретной ситуации, а начинать изучение Талмуда становится возможным после усвоения Заповедей).
14). Схожий обряд для девочек, Бат-Мицва, возник много позже и имел разное значение и форму в разных общинах.
15). Принципиальную возможность такого воздействия показывает духовный лидер, наследственный имам шиитской секты исмаилитов Ага Хан 1У (принц Карим), широко- и глубокообразованный человек, основавший Университет Ага Хана в Пакистане и несколько исследовательских институтов, мультимиллионер, активно, как и вся его семья, участвующий в программах ЮНЕСКО и т.д.
16). Съезд представителей мусульманских религиозных кругов в Бейруте 10.01.2002 постановил: 'Акции-самоубийства против сионистского врага легитимны и основываются на принципах Корана. Они представляют наивысшую степень праведности. ...Такие теракты - это стратегическое оружие, позволяющее сохранять баланс сил с врагом, несмотря на его военное превосходство'. В мероприятии принимали участие около 50 делегатов из Ливана, Палестинской автономии, Судана, Союза эмиратов Персидского залива, Марокко, Алжира и Иордании.
17). Такой подход предлагал один из авторов (М.П.) в дискуссии на Радио 'СВОБОДА' 7 октября 2001.
18). Гилель Вавилонянин (112 г. до н.э. - 8 г. н.э.), глава ученых своего времени, духовный вождь народа, происходил из рода царя Давида. Одно из преданий рассказывает, что когда некий иноверец выразил желание перейти в иудаизм, если ему объяснят суть учения пока он стоит на одной ноге, то Гилель произнес эту фразу, продолжив ее так: 'Все остальное служит разъяснению этого. Иди и изучай'.
19). Все это не отрицает, конечно, роли событий, ведущих к возрастному импрессингу в становлении отдельных личностей. Так, по некоторым сообщениям в СМИ отец Осамы Бин Ладена погиб в автомобильной аварии, когда этому сыну было 13 лет; виновником аварии был шофер-американец, что могло способствовать развитию его патологического антиамериканизма (как бы своеобразный синтез эдипова комплекса с импрессингом). Особенности импрессинга главы авиа-террористов египтянина М.Атты (ему было 43 года в момент теракта) могут быть связаны со смертью харизматического 'отца арабского народа' Насера в 1970 г., умершего, но не отмщенного, а также с поражением Египта в 1973 г. и с последующим 'предательством' А.Садата, пошедшего на мир с 'сионистским агрессором'.
-------------------------
Опубликовано в интернет-журнале "Заметки по еврейской истории" ?23, ?24. В несколько иной форме в журнале "Посев", ?9, ?11, 2005.