Шлемиль Петер: другие произведения.

Лондон 2010, часть 1

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шлемиль Петер (kante-hondo@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/07/2011. 42k. Статистика.
  • Дневник: Великобритания
  • Иллюстрации: 43 штук.
  •  Ваша оценка:


       Не без страха решился я отправиться в неорганизованное посещение Лондона. Ведь в этом случае все элементы неорганизованности придется организовывать мне. А вдруг я чего-нибудь недоорганизую, и останемся мы в бескрайнем и чужом Лондоне без крыши над головой, без денег, документов и чемоданов. Поэтому билеты и гостиницу заказывали все-таки у туристического агента, а уж все остальное сами. Меня беспокоил трансфер из аэропорта в гостиницу. В конце концов, я заказал по Интернету машину у одной из лондонских транспортных компаний за 37 фунтов. И... все сработало, но двинемся по порядку.
      
       27 июля.
       За 3 часа до отлета прибыли в аэропорт. Все процедуры регистрации билетов и паспортного контроля прошли в огромной очереди, но, все равно, через час мы уже гуляли по беспошлинным кущам и скупали сигареты и алкоголь. Вылетели несколько позже назначенного по расписанию, а прилетели несколько раньше. На выходе из самолета ошибиться в направлении движения было невозможно. В общем потоке подошли к паспортному контролю. Английский пограничник что-то спросил, естественно по-английски, пока я пытался понять его слова, Аня ситуационно сообразила, что он спрашивает о цели приезда, и спокойно что-то ответила на тарабарском языке. Пограничник полностью удовлетворился услышанным и проштемпелевал наши паспорта. Немножко подождали багаж и...вперед в зал ожидания. Походили по нему и, глядите-ка, стоит темнокожий гражданин в форме со значком компании, а в руке у него (Ура!) табличкой с моим именем. Гражданин забрал у нас чемоданы, и мы пошли себе гуляючи к огромной машине, где можно было играть в прятки. Ехали в город мы так долго, что я начал беспокоиться. От Хитроу до центра Лондона 17 км. Ну, сколько можно ехать, даже с учетом того, что будний день и трафик и прочее? Полчаса. Минут через 40 я увидел вокруг откровенно деревенскую застройку, нигде не видны были лондонские башни, что наводило на мысли о похищении. Вот сейчас нас привезут на отдельно стоящую ферму, засунут в подвал и будут годами вести переговоры о нашем обмене на оливковые плантации Самарии и Иудеи. Мое беспокойство, видимо, передалось водителю, и он произнес несколько совершенно невнятных фраз, которые Аня непринужденно мне перевела. "Основные шоссе забиты, и он поехал дальним объездом". Я совершенно точно знаю, что Анин запас английских слов заметно меньше моего. Как ей удалось ухватить смысл водительского мычания, совершенно непонятно. Наконец, показались приметы центра Лондона, и еще через полчаса мы выгрузились у подъезда гостиницы St. Giles. На радостях, я дал водителю 40 фунтов. И он с благодарностями удалился. Мы заказали гостиницу в три с половиной звезды в самом центре города рядом с Британским музеем и в двух минутах ходьбы от станции метро Tottenham Court Road.
       В фойе гостиницы в этот момент народу было мало, так что мы сразу предъявили клерку наш ваучер и через несколько минут получили ключ от номера. Внутри номер оказался довольно тесным. Кондиционера в нем не было, но в шкафу стоял большой вентилятор. В номере имелось только одно окно, но и оно открывалось не полностью - только верхняя кромка окна отодвигалась от переплета на несколько дюймов, позволяя воздуху заходить внутрь. В большом платяном шкафу было открытое углубление с горизонтальной поверхностью, на которой располагался чайник, чашки с блюдцами, пакетики чая, кофе и все прочее для чае/кофепития. Стул был только один, видимо предполагалось, что чай будут пить по очереди.
       Как ни странно, но нам следовало поторапливаться. Дело в том, что нам хотелось поехать посмотреть Стоунхендж, но из Иерусалима я не закрыл этот вопрос, так как экскурсия не была гарантированной. Мы договорились с говорящей по-русски дамой Эльвирой из Russian London Ltd о встрече в первый день нашего прибытия. Так что мы отдохнули с полчасика, выяснили, как работает сейф и как включается телек, и двинулись по карте в эту самую контору на Бонд стрит. Идти было довольно далеко, но нашли нужное место без труда. Впрочем, сначала пришлось осознать, что принцип нумерации домов принципиально отличен от европейского. По одной стороне номера идут подряд и четные и нечетные до конца улицы, а затем по ходу улицы назад продолжают расти, уже на другой стороне. Поэтому напротив дома N1 на Бонд стрит оказался дом N113. А госпожа Эльвира оказалась молоденькой студенткой, которая и сама не очень-то ориентировалась в Лондонской жизни. Дома на Бонд стрит снаружи выглядят весьма импозантно. Но Эльвира и еще пара девушек обитали на четвертом этаже без лифта в невыносимо душной комнате без кондиционера и даже вентилятора. Мы заказали экскурсию, расплатились и все.... Наконец-то, все дела сделаны и можно без спешки шататься по Лондону. Вот и пошли себе гулять по району Сохо. А Сохо-то это ведь центр развлечений, гнездо пороков. Именно здесь, а не в Париже, впервые показали стриптиз. Здесь есть бары для мужчин, которым не нужны женщины, и совершено наоборот тоже. И здесь играет джаз, и жизнь кипит и днем и ночью. А нам-то всего и хочется так это чего-нибудь здесь поесть. Конечно, недостатка в соответствующих заведениях не было. Мы изучили в паре ресторанчиков меню, не решаясь заходить в первый встречный. Но в третий встречный зашли. Это оказалось Cafe Libre, которое находилось напротив такого вот симпатичного дома. 0x08 graphic
    Покормили нас очень даже вкусно, зато и не дешево. Аня взяла салат с цыпленком, а я классическое "fish and chips". C пивом и водой наели на 26 фунтов. Двинулись дальше и попали на Карнаби стрит. И я затосковал, ну почему это нет у человека сменного желудка. Вот поели в "Либре", а здесь пабы "Голова Шекспира" и "Белая лошадь", все это старинного вида и завлекательно - сил нет. Вот, вывеска чего стоит. 0x08 graphic
    Но...пришлось смириться с тем, что нет в Лондоне шанса посидеть и поесть в каждом месте, в котором хотелось бы посидеть. И пошли мы дальше в сторону нашей гостиницы постепенно осознавая, что не спали уже больше 35 часов, что вещи в номере не разложены, коровы не доены, куры не кормлены, а принять душ просто необходимо.



    И уже свернув с Оксфорд стрит на родную Тоттенхайм Курт Роад, увидели театр Доминион, а на его фасаде такую вот фигуру   0x08 graphic
    Вероятно, всем кроме нас, было известно, кто это, поскольку никакой таблички не наблюдалось. Но будучи неутомимы в стремлении к знанию и перевернув горы материала, мы выяснили, что это фигура Фредди Меркури - знаменитого английского рок-музыканта, исполнителя и композитора, занзибарского парса по происхождению, умершего от СПИДа в 91 году. До сих пор он считается одним из великих английских музыкантов. А в списке 100 самых известных англичан занимает 54 место. Мы же, полюбовавшись этой энергичной фигурой, вяло добрели до своей гостиницы, где испытали последнее на этот день удивление, попытавшись умыть руки под этим умывальником. 0x08 graphic
    Из правого крана идет кипяток, из левого холодная вода. Но зато в душевой кабинке стоял смеситель, который регулировал только температуру, напор воды не регулировался и был достаточно сильным. Да здравствует английская самобытность, и пошли спать!







       28 июля
       С утра (честно говоря, не ранее 9 часов) отправились на завтрак, который входил в цену гостиничного номера. Никакого овоща (кроме картофеля) на блюдах и стойках не наблюдалось. Жареная ветчина и жареные же сосиски, яичница странной консистенции, горячие бобы в томатном соусе, два вида кисломолочных продуктов, один сорт сыра и булочки. Чай, кофе, сок, молоко. Все в неограниченном количестве и все такое невкусное, как будто повара специально этому учили. Кофе было трудно допить. Но должен признать, что завтрак был сытным. Съев то, что было минимально съедобным, мы обычно до 3-4 часов есть не хотели.
       Прямо с утра отправились в Британский музей.
       0x01 graphic
    Музей бесплатный, ориентироваться в нем очень просто. Мы решили посмотреть Месопотамию и не пожалели. Но прежде несколько слов о самом музее. Как всегда, в основе грандиозных проектов оказывается воля одного человека. Sir Hans Sloane (1660-1753) врач и коллекционер собрал за свою долгую жизнь более 70 000 коллекционных единиц. Древние книги, уникальные и антикварные вещицы, и проч. Он хотел сохранить коллекцию и сделать ее доступной для публики. С этой целью Слоан подарил свою коллекцию королю Георгу II. Дар был принят, наследники Слоана получили 20000 фунтов компенсации. Король выделил под коллекцию дом, стоявший на том же месте, где помещается музей сейчас, и в 1753 году Парламент постановил открыть общедоступный бесплатный музей - первый в Европе. В первый год существования музея (1759) его посетили 5000 человек, а в последние годы сюда приходят по 6000000 в год. Музею дарили свои коллекции известнейшие собиратели и короли, так что экспозиция разрасталась. В 1857 году было закончено строительством нынешнее здание музея (архитектор Sir Robert Smirke (1780-1867)).
       Возвращаясь к Месопотамии, должен сказать, что коллекция поразительная. То, что видишь, не требует каких-то скидок на давние времена. Практически все экспонаты хороши здесь и сейчас и вызывают восторг пропорциями, отделкой, выразительностью и т.д. и т.п. Вот, например, вырезанный в камне орлиноголовый дух, охраняющий вход в королевские покои.
    0x08 graphic
       Хорош ведь. А на левой руке что-то очень похожее на часы. А сколько выразительности да и усилий и в выделке перьев и в узоре одежды. Фигура эта из храма, датированного 9-м веком до новой эры. Примерно на 100 лет моложе царя Соломона. Но вот беда, от Соломона не осталось ничего вещественного, а этот храм построил царь Ашурнасирпал второй, в подлинном существовании которого никто не может усомниться.
       Посмотрели мы месопотамскую экспозицию, а назад к выходу прошли по древнеегипетским залам, и там столько удивительного, но наибольшее впечатление на нас произвело вот это:
       0x08 graphic
    Статуя живого бога - фараона Рамзеса II (1279 - 1212 до нашей эры). Какой сложный микс эмоций излучает изображение. Тут и величие, и благорасположение, и могущество, и участие, и красота необыкновенная. Хочется поговорить об этом 3000-летней давности чувстве красоты, но не место и не время, уходим из музея уставшие.
       Хорошо, гостиница рядом, можно часок отдохнуть. А по дороге домой на чинных улицах, прилегающих к Рассел скверу, увидели вот такого поливальщика.
    0x08 graphic
    Наверное, на втором этаже нет дверей на балконы, а может быть и есть, но проще заплатить, чем самим таскать на балкон лейку. Отдохнув, пошли в метро покупать недельные проездные для метро и автобусов. А в кассе сюрприз: 20-ти фунтовые бумажки, что нам наменяли в Иерусалиме на ул. Гилель, не принимают, говорят, устарели, идите, мол, в банк и меняйте на новые. Мы не знали, где банк, но знали, где наша гостиница, где в сейфе лежали 50-ти фунтовые банкноты. Пришлось сделать круг и, наконец-то, билеты у нас. Мы обратились к служащей, чтобы она показала, как ими пользоваться, а она, вероятно в шутку, повернула нас сначала на 360 градусов каждого, а уже потом показала, куда и как прикладывать эти магнитные карточки. Разобраться с метро оказалось очень просто, все указано, и мы поехали на площадь Пиккадили. А с нее уже двинулись по маршруту, который позаимствовали из путеводителя, но, конечно, на местности вносили изменения. С самого начала мы заметили в глубине квартала нечто китайское, прошли под этой нарядной аркой  [] и оказались в чайна-тауне. Полно китайцев и туристов. Вывески с иероглифами. Китайский дизайн, вроде таких вот веселых львов.  0x08 graphic
       Но самое главное, масса ресторанчиков, за окнами которых выставлены утки, прожаренные так, что выглядят отлакированными. А ведь мы успели проголодаться, да и на часах уже почти 3 пополудни. Маршрут подождет, и мы нырнули в одно их таких местечек на Джерард стрит. Я, конечно, взял утку с овощами, а консерватор Аня - курицу с грибами.
       Утка была отличная, но и курица, я попробовал, тоже удалась. Заплатили за все с питьем 20 фунтов и прокитайски настроенные двинулись дальше.


    Мы подошли к Leicaster square, где рядом с кинотеатром "Империя" увидели вот этот белокаменный дом, от которого трудно было отойти. 0x08 graphic
    Над входом надпись Queen's House. Строили его в конце 19 века, как гостиницу, а сейчас это дом развлечений с кафе, казино и помещениями, которые можно снять для проведения торжества. И своей архитектурой и типом облицовки этот дом резко контрастирует с окружающими его домами такого типа, как на фото ниже, по мне так тоже очень красивыми. 0x08 graphic
    В середине этой прямоугольной площади имеется небольшой парк с памятником Шекспиру, который почему-то окружен дельфинами. Похоже, что скульптору нравился стиль рококо. Там же мы увидели забавный памятник Чарли Чаплину, сфотографировались около него и пошли себе дальше. А вот, если бы мы были в организованной экскурсии, то наш гид, наверное, рассказал бы нам про это место много интересного. Площадь названа в честь Роберта Сидни, 2-ого Графа Лестера, который в 1635 году купил у прихода св. Мартина 4 акра (1.5 гектара) и построил себе дом. Дом этот и прилегающую к нему собственную землю он огородил забором. Окрестным жителям этот забор мешал передвигаться по привычным маршрутам, и они подали жалобу прямо королю Чарльзу первому. Король поручил разобраться c жалобой трем лордам, членам Тайного Совета. А мудрые советники решили, что территория эта, несомненно, принадлежит графу, но, тем не менее, он обязан предоставить право прохода через нее окрестным жителям. (Для сравения, в это время в России царь Михаил Романов удлинил срок розыска сбежавших крепостных до 9 лет). Далее эта площадь переходила из рук в руки, пока не стала вновь объектом сложного судебного разбирательства в середине 19 века. К этому времени она уже была признанным местом развлечений с театром, музеем и несколькими гостиницами. Наконец, в 1874 году блестящий авантюрист еврейского происхождения Альберт Грант выкупает эту площадь и дарит ее городу Вестминстер. А вот несколько слов и о самом Гранте. Настоящее его имя Абрам, а фамилия Готхаймер. Родился он в 1831 году в Дублине в семье нищего лоточника, который перебрался в Дублин из центральной Европы. Но затем семья переехала в Лондон, и финансовое ее положение улучшилось, так что Авраам получил хорошее образование в Лондоне и Париже. В 1856 году он уже фигурирует как финансист Альберт Грант, причем крестился он или нет, неизвестно. Начиная с 1859 года, Грант начинает организовывать финансовые компании, которые вначале процветают, а затем разоряются, оставляя акционеров в сплошных убытках, а Грант при этом непрерывно богатеет. В 1864 году он создает Credit Foncier and Mobilier of England, которая становится стартовой площадкой для запуска многих мелких компаний. Деньги для запуска этих предприятий собираются с определенных групп населения, у которых Грант умеет вызвать доверие - это священнослужители и вдовы. В 1868 году итальянский король жалует Гранту титул барона, а в 1872 году он становится командором португальского ордена Христа. Наконец, венец карьеры, Грант вступает в 1874 году в борьбу за место в английском парламенте от одного из провинциальных округов и побеждает с внушительным перевесом. Его противник подает в суд жалобу о тотальной покупке голосов агентами Гранта. Доподлинно известно, что в каждом из 40 публичных домов этого округа давали бесплатно выпивку тому, кто приходил со значками и лентами консервативной партии. В итоге судья постановил, что Грант должен оставить парламент и заплатить штраф. Дальше, все хуже и хуже. Начиная с 1876 и до самой смерти, Грант оказывается под непрерывным судебным преследованием, трижды объявляет себя банкротом и умирает в 1899 году в полной нищете. Но Лейстер Сквер он успел купить и подарить городу до разорения. Вот так закончил бы свой рассказ профессиональный гид и дал бы группе 10 минут, чтобы обойти сквер и полюбоваться на бюсты великих англичан, которые установлены там в связи с тем, что жили неподалеку. Это бюсты Ньютона, Рейнольдса - первого президента Королевской Академии Искусств, Джона Хантера, выдающегося хирурга, и отличного художника Уильяма Хогарта. Так как нам никто ничего не говорил, то всех этих бюстов мы не увидели. Двинулись мы дальше по Чаринг Кросс по направлению к Трафальгарской площади и вскоре увидели такой строгий из серого гранита памятник даме по имени Эдит Кавелл. 0x08 graphic
    В 1915 году немцы вошли в Брюссель, где 45-летняя Эдит уже несколько лет работала в институте, готовящем медсестер. В это время в Брюсселе было много раненных английских солдат. Эдит присоединилась к подпольной группе, которая прятала раненных англичан, а затем вывозила их в нейтральную Голландию. Немцы раскрыли эту группу и расстреляли всех участников, включая единственную женщину. Англичане использовали это событие в пропагандистских целях. Появились соответствующие плакаты, открытки, карикатуры, статьи, Эдит стала героиней-мученицей, а количество добровольцев в англоязычных странах удвоилось и держалось таким в течение 3 месяцев. Любопытно, что годом раньше французы расстреляли двух немецких медсестер, но немцы восприняли это, как явление для войны естественное. А вот голубям нет дела до героизма и ужасов войны, и голова статуи для них просто удобное место для посадки. Уже возле Трафальгарской площади напротив Галереи портретов увидели церковь с высоким шпилем, которая оказалась той самой St Martin in the field, у которой купил граф Лейстер 4 акра земли. Нынче она в самом центре города, а еще во времена Генриха восьмого стояла, буквально, в полях, которые тянулись между городом Вестминстером и городом Лондоном. Церковь нынче англиканская, в крипте известное кафе с джазом, в самой церкви знаменитые органные концерты, а еще вот такое распятие на алтарном окне. 0x08 graphic
    Нас оно заворожило. Я никогда прежде не видал столь условного распятия в действующей церкви. А все остальное убранство - какой-то усредненный классицизм с примесью барокко. Еще несколько шагов, и мы вышли на полную народа Трафальгарскую площадь.

    На площади знаменитый обелиск, конные статуи генералов, львы, фонтаны, но самая занятная штуковина - это бутылка с точной копией флагманского корабля Нельсона в масштабе 1:30. Бутылка установлена совсем недавно, в мае 2010. И бутылочка приличного размера: длина 5м, а вес 4 тонны. 0x08 graphic
    Автор скульптуры молодой художник нигерийского происхождения Yinka Shonibare. Между прочим, обладатель ордена Британской Империи. А, если немножко подумать и вспомнить, что бутылки с корабликами внутри - это старая базарная поделка, то становится немножко горько и за адмирала Нельсона, погибшего во время выигранной им битвы при Трафальгаре, и за англичан, которым наплевать на то, что африканский фигляр опошляет их героизм. А впрочем, каждый народ заслуживает тех статуй, которые стоят на его площадях. А дальше мы двинулись по официальной Whitehall street, которая начиналась строгим зданием Адмиралтейства (18 век).

    Далее обнаружился музей кавалерии, может в нем и было что-нибудь интересное, но заходить в него мы не стали, а прошли во внутренний двор, который оказался огромным, посыпанным желтым песочком плацем. В его противоположном конце стоит вот такой памятник: 0x08 graphic
    Надпись на нем (которая расположена над фигурами) сообщает, что он поставлен в честь гвардейских офицеров и старшин, погибших в первую мировую войну. Надпись под фигурами говорит, что памятник также напоминает нам о тех кавалеристах, которые погибли во второй мировой войне. У марсианина сложилось бы впечатление, что вторая мировая война была событием столь малозначительным, что не было необходимости в отдельном памятнике и вполне можно было обойтись припиской на старом. Вообще в Лондоне мы видели заметно больше памятников, связанных с первой мировой войной, но вот в конце Whitehall street прямо в середине проезжей части мы увидели вот такой трогательный памятник "Женщины на II мировой войне". 0x08 graphic
    В названии памятника не упоминается, гражданкам какой страны поставлен памятник, но мне показалось, что образцов той одежды, что носили на войне советские женщины, на памятнике нет. Памятник (скульптор John W Mills) установлен в 2005 году. На открытии его присутствовала королева.
       Появление памятника вызвало волну критики. Феминистки вопили, что женщин опять унизили. А мужчины утверждали, что памятника мужчинам на войне нет и это не справедливо.





       На Whitehall street множество правительственных зданий, старинных и новых. Мне показалась очень интересным современное здание министерства здравоохранения.
       0x01 graphic
       Whitehall street перешла в Parlament street, и вот по левую руку от нас Big Ben. Хорошо, что фотографирование не наносит ему ущерба, а то ведь каждый год десятки миллионов снимков. Я фотографировать не стал, а вот чуть дальше стоит памятник Оливеру Кромвелю. 0x01 graphic
    Как славно, что англичане не затирают свое прошлое и не отказываются от него. Кромвель настоял на казни законного короля, распустил парламент. Стал настоящим диктатором. После его смерти его труп вырыли из земли и обошлись с ним так, как принято было в то время обходиться с трупами изменников. Но меня это мало волнует. Я останавливаюсь перед памятником и мысленно снимаю шляпу перед человеком, который в 1655 году разрешил евреям вернуться в Англию, впервые после их изгнания в 1290. Оливер, Израиль тебя помнит!
    И вот мы дошли до здания Парламента, которое в это время было чудесно освещено вечерним солнцем, так что получился вот такой симпатичный снимок. 0x01 graphic
    К этому моменту я ужасно устал, но никакого кафе вокруг не наблюдалось, не было даже жесткой скамьи. Мы перешли на другую сторону Parlament street и пошли вокруг церкви Св. Маргариты. С ее обратной стороны никаких скамеек тоже не было видно, но чудесная зеленая лужайка имела место быть. 0x01 graphic
    Все вокруг было удивительно гармоничным единением древнего и современного, торжественного и будничного. Эта церковь была построена в 12 веке, потом перестраивалась в 15 и 18, но на этом же месте и с тем же названием. Посвящена она Маргарите Антиохийской, святой полумифической, но именно эта святая являлась Жанне д'Арк и вдохновляла ее на борьбу с Англией. Казалось бы, переименовать церковь, чтобы духа этой зловредной святой в центре английской государственности не было бы. Нет, стоит себе церковь, как и тысячу лет назад, древняя, но ухоженная и прибранная, как спальня у хорошей хозяйки.
    Я решил, что не нарушу никаких законов, если немножко полежу на травке. Аня посмотрела на меня с некоторым сомнением, но всем вокруг было не до нас, травка была чистой, так что через минуту и она устроилась рядышком. Мне кажется, что я даже вздремнул. А когда мы немножко отдохнули и огляделись, то оказалось, что мы нежимся прямо напротив бокового входа в Вестминстерское аббатство. Портал удивительной красоты с такой вот фигурой Мадонны с младенцем.  0x01 graphic
    Ну, а мы немножко отдохнули и мимо здания Парламента дошли до сада на берегу Темзы, повернули в сторону Грин парка, а потом еще раз в сторону Сент Джеймс парка и уже в сумерках побродили по тихим красивым улочкам, прилежащим к этому парку. А когда направились к ближайшей станции метро, сделали последний в этот день снимок. 0x01 graphic
    Это корпоративная вечеринка. Время 9 часов вечера. Люди стоят с бокалами пива и беседуют. Представить себе что-то подобное в Иерусалиме я не могу. У нас вечеринка и без еды...только пиво...не канает. Приехали мы к себе, по дороге в гостиницу заглянули в Cafe Rouge, выпили хороший капучино, есть совершенно не хотелось и...на сегодня все. Спать.




      
       29 июля
       Легко сказать "спать". То ли мы перевозбудились от свободы и Лондона, то ли устали сверх всякой меры, но спать оба не могли. Проворочались чуть не до утра, встали поздно, разбитые, позавтракали и пошли в банк менять негодные банкноты. Напротив нашей гостиницы находилось отделение банка Барклай. Мы поднялись в огромный полукруглый операционный зал, рассчитанный, по крайней мере, на 15 служащих. Присутствовало трое, причем один из них посетителей не принимал. Перед стойкой была выгорожена многоколенная дорожка для формирования очереди. Рассчитана она была человек на 30, а посетителей было тоже трое. Так что наша очередь подошла через пару минут. Я, как всегда, беспокоился о том, смогу ли внятно объясниться, но никаких слов не понадобилось, темнокожая служащая взяла у меня из рук старые банкноты и выдала новые. К моменту, когда мы покидали зал, в нем не было ни одного посетителя, видно дела у банка не слишком хороши. Мы взбодрились, получив новенькие хрустящие двадцатифунтовые, и пошли прогуляться по ближайшим окрестностям. А ближайшей окрестностью был парк Сохо. С наступлением темноты это место относится к разряду злачных, но утром парк невинен, как младенец. Тем более, что с двух его сторон возвышаются две церкви. С одной стороны римско-католическая St. Patric, а с другой - единственная в Лондоне французская протестантская церковь гугенотов, основанная в 1550 году еще до Варфоломеевской ночи, в самый разгар гонений на протестантов во Франции. 0x01 graphic
    В этом здании церковь располагается с конца 19 века. Мы тут стали оглядываться в поисках церкви доминирующей религии, так как пожалели доброго лондонца, не гугенота и не католика, которому негде помолиться по дороге на работу. Наши опасения были напрасны, совсем неподалеку возвышался шпиль англиканской церкви St. Gile-in-the field. К сожалению, она вся была в строительных лесах, (а отнюдь не в полях), так что даже подойти к ней было невозможно. Нет, так нет. А этого самого святого чудотворца Жиля по-русски называют святым Эгидием. Такая трансформация имени воистину чудо.
    А мы спустились в метро и поехали смотреть собор св. Павла. Собор же святого Павла стоит на одном и том же месте, начиная с 7 века. Здорово, да! За это время он раз шесть разрушался и строился заново. Нынешний построен Кристофером Реном в конце 17 века после Большого Лондонского Пожара в 1666 году. Снаружи он выглядит очень помпезным. Такая псевдоклассика. Перед собором памятник королеве Анне Стюарт, в царствование которой строительство было завершено. 0x01 graphic
    А внутри собор и величественный, и уютный одновременно. Фотографировать в нем нельзя, что довольно странно, ведь за вход берут деньги и не малые. Нам сделали скидку как пенсионерам, и после этого мы заплатили 23 фунта. Собор Святого Павла является усыпальницей почти двухсот самых известных граждан Великобритании. Первым удостоился чести быть захороненным в соборе Святого Павла его архитектор -- Кристофер Рен. На его могиле не установлено памятника, и лишь приведена эпитафия на латыни Lector, si monumentum requiris, circumspice ("Читатель, если ты ищешь памятник -- просто оглянись вокруг"). Мы видели усыпальницы адмирала Нельсона и герцога Веллингтона и множество других известных людей. Под куполом собора проходят галереи, откуда открывается вид внутрь собора и на город, но, увы, подниматься так высоко я не рискнул, памятуя, как в Париже, после пешего подъема на Триумфальную Арку, слег с дикой болью в бедре на все время до возвращения домой. А при входе в собор выставлено вот такое творение современного скульптора Antony Gormley. 0x01 graphic
    Называется эта штуковина Flare II. Повесили ее там в феврале 2010, и провисит она до конца года, изумляя своей несообразностью с окружающим всякого входящего в храм.



    Выйдя из св. Павла мы сразу же наткнулись на вот такую уличную скульптуру. 0x01 graphic
    Вероятно, она была дальней родственницей Flare II, так как эмоции вызывала сходные.




    По Fleet street, многократно упоминаемой в советской прессе нашей юности, как логово продажной журналистики, мы пошли мимо церкви святой Бригитты к домику доктора Джонсона - создателя первого английского словаря. По дороге увидели вот это чудо:  0x01 graphic
    В этом месте этот паб находится с 1667 года и, если верить объявлению, какие-то колбаски до сих пор изготовляются по рецепту 17 века. Но колбасок мы не попробовали, а тихими стопами добрались до старинного дома Джонсона. Нынче это дом-музей. Там выставлены рукописи и утварь, но мы подумали, что интересней гулять, и пошли дальше. Свернули с Флит стрит и оказались в очень интересном старинном комплексе Inner Temple and Middle Temple. Каждое из них - это профессиональная ассоциация адвокатов, существующая едва ли не с 14 века. Причем каждая из этих ассоциаций владеет комплексом компактно расположенных зданий, в которых размещены учебные заведения, библиотеки, церкви, помещения для адвокатских контор, может быть какое-то количество жилых или гостиничных квартир. Все это даже сегодня может быть отгорожено от города системой ворот. Формально эти площади относятся к какому-либо из районов Лондона, но жизнь внутри них регулируется правилами данной ассоциации. Осмотрев эти комплексы, мы перешли Флит стрит там, где она сливается со Стренд и по Chancery Lane дошли до Lincoln Inn. Это еще одна ассоциация юристов, на мой взгляд, самая богатая из всех. Вот их библиотека
       0x01 graphic
      
       Вот церковь
       0x01 graphic
      
       Вот в этом самом квартале развивались события, описанные в отличном романе Сенсома "Седьмая чаша". Рядом удивительной красоты здание колледжа с кафе на открытой веранде, куда могут зайти только члены профессиональной ассоциации барристеров (МАССОЛИТ отдыхает). Очень любопытно было видеть многоэтажные здания, построенные до внедрения канализационных систем. Когда пришло время, оказалось, что встроить в них канализацию очень дорого и тогда решили пустить канализационные трубы прямо по наружным стенам здания, между окнами. Вот как это выглядит. 0x01 graphic
       Совсем рядышком с Lincoln Inn находится музей сэра Джона Стоуна с интересной экспозицией картин. Но к этому моменту мы настолько устали, что ели дотащились до метро. По дороге от станции метро домой пообедали у Гарфинкеля за 21 фунт на двоих. Я взял лазанью, и это была очень хорошая лазанья. Отдохнули часа полтора и направились в Royal Drury Lain Theatre смотреть /слушать мюзикл "Оливер". Спектакль нас, можно сказать, поразил. Мы, вроде, достаточно искушенные зрители, но спектакля такого размаха никогда не видели. Большой настоящий оркестр в оркестровой яме. Гигантская сцена, на которой легко умещалось несколько десятков "приютских детей". Прекрасный свет, звук и просто невероятная механика смены декораций. Наконец актеры, вполне убедительно поющие и играющие среди этой театральной роскоши. Масса удовольствия и даже восторга и для глаза, и для слуха. Спектакль поставлен в 2004 году и с тех пор идет 6 раз в неделю все 52 недели. Я думаю, именно то, что декорации делаются неразборными с расчетом на годы эксплуатации, как раз и позволяет реализовывать все эти поразительные театральные эффекты и трансформации. Конечно, актеры постепенно заменяются. Дети вырастают, артисты заключают контракты и покидают спектакль раз в несколько лет. Но спектакль живет. Зал был полон. Хотя представление было вечерним, в зале было много детей. Для маленького зрителя, чей театральный опыт начался этим спектаклем, театр навсегда останется чем-то феерическим, прекрасным и желанным. Так что этот спектакль обладает и мощным воспитательным эффектом. Мы же, увы, не будучи маленькими зрителями, просто радовались всему этому.
       А после спектакля мы прогулялись по Ковент Гарден и пошли домой пешком. Правда, завернули еще в паб "Голова пони" и посидели там за кружкой пива среди веселящихся людей еще с полчасика. Так что до постели добрались в 12 часу, причем в намного лучшем состоянии духа, чем поутру, когда из гостиницы выходили.

      
       30 июля Проспали все на свете и вышли из гостиницы в 12 часу. Поехали опять к собору св. Павла, обошли его и по пешеходному мосту "Миллениум" перешли Темзу. Из-за жары, которая стояла до нашего приезда, Темза обмелела и выглядела вот так: 0x01 graphic
    Я хорошо помню, что пять лет назад вода полностью заполняла ложе, ограниченное стенами набережных. Перейдя Темзу, мы оказались в районе banksidе возле музея Тейт Модерн, куда и направлялись. Здание меньше всего похоже на музей? и это не удивительно. В 1947 году это здание было построено как электростанция. Электростанцию в 1981 году закрыли. А через некоторое время перестроили в музей современного искусства, который открылся в 2000 году. 0x01 graphic








    Но еще до того, как мы вошли в музей, нам на набережной встретилась вот такая фигура. Человек - невидимка. Живая скульптура. 0x01 graphic
    Обычно эти ребята собираются в пешеходных зонах группами, так что гуляющий народ переходит от одного к другому. А здесь, на пустой набережной, он сидел один- одинешенек и выглядел совсем не забавно, а как-то даже страшновато. А Тейт Модерн организован не совсем обычно. Собрание размещено не по странам происхождения и не в хронологическом порядке, но сгруппировано по неким абстрактным темам. Например, Energy and process или Material Gestures. Какое реальное содержание подобной классификации, нам понять не удалось. Большая часть того, что мы там видели, никакого отклика не вызвала, кроме Выставки Советского Плаката. В небольшом зале стены сплошь до потолка были завешаны множеством плакатов. Большая их часть относилась к 20-40 годам. Не знаю, что видели на этих плакатах англичане, но эта концентрация идеологического продукта, открыто проповедующего безжалостность, абсолютную нетерпимость к иному образу мыслей, требование полного подчинения личного общественному, да просто ложь и злоба в невероятном объеме четко напомнили нам, в каком отвратительном обществе прошла наша молодость. Как глупы мы были, что не уехали оттуда при первой возможности, и как хорошо сделали, что хоть и поздно, но уехали. Мы вышли из музея и пошли гулять по набережной. Вот театр "Глобус", восстановленный более или менее так, как он выглядел во времена Шекспира. Ежедневно в нем даются представления, имеется небольшой музей. Недалеко от театра находится паб "Анкор",в котором публика уже несколько столетий с удовольствием выпивает и до, и после спектаклей. 0x01 graphic







    От "Анкора" мы дошли до копии шхуны The Golden Hind, на которой плавал пират-работорговец и адмирал английского флота Френсис Дрейк. 0x01 graphic
    Удивительный это был человек. Родился он в 1540 году в семье бедного реформистского священника. В 10 лет пошел юнгой на торговое судно. Так приглянулся бездетному капитану, хозяину корабля, что тот завещал ему свой корабль. В 18 лет становится владельцем и капитаном корабля. В составе эскадры своего дальнего родственника занимается работорговлей - возит рабов из Гвинеи на Гаити. Испанцы окружают эскадру и топят ее. Уйти удается только Дрейку. Он снаряжает экспедицию в испанские колонии в Америке и начинает разорять и грабить прибрежные города. Вернувшись в Англию, он удостаивается чести быть представленной королеве Елизавете, которой излагает план похода к неохраняемым испанским колониям на западном побережье Америки, где английские корабли еще не бывали. Экспедиция из пяти кораблей, снаряженная на средства частных инвесторов, одним из которых была королева, отправляется в путь в 1577 году. В результате штормов, аварий и других неблагоприятных обстоятельств побережья Перу достигает только корабль Дрейка. Здесь ему сопутствует удача, они захватывают корабли с грузом золота, серебра и секретными испанскими картами, а в прибрежных городах грабят храмы, в которых хранились драгоценные камни и золото. Испанцы ожидают корабль Дрейка на юге, а он направляется на запад и, обогнув земной шар, возвращается в 1580 году в Англию. Это было второе, точно зафиксированное кругосветное путешествие, и это была самая выгодная экспедиция за всю историю. Инвесторы получили 4700% чистой прибыли. Дрейк привез ценностей на 500000 фунтов, что равнялось 1.5 годового дохода казны Великобритании. Королева прибыла на борт "Золотой Лани", где и пожаловала Дрейку рыцарское звание. Он стал богатым человеком. Но и это еще не все. Испания готовилась к решающим сражениям с Англией за господство на морях. Строилась огромная флотилия. Дрейку удалось с несколькими кораблями проникнуть в бухту, где стояли вновь построенные корабли без команд, потопить 30 кораблей и благополучно исчезнуть. Такая потеря вынудила испанцев на год отложить начало военных действий, что дало Англии возможность подготовиться к войне. В сражении с Великой Армадой в 1588 году Дрейк участвовал в чине вице-адмирала и действовал очень удачно. Умер этот капитан во время очередного похода к берегам Америки, 56 лет от роду, от дизентерии. От корабля Дрейка мы прошли по набережной дальше и добрались до Саутуоркского собора (Soutwark Cathedral).    Устная традиция утверждает, что на этом месте церковь существует с 7 века. Доподлинно известно, что в самом начале 12 века два нормандских рыцаря перестроили церковное здание, превратив его в монастырь. В 15 веке на месте старой церкви был построен готический храм, который мы сегодня и видим. В 16 веке, этот монастырь, как и другие, был закрыт, а церковь стала англиканской и была переименована в St. Saviour. Здесь молились и Шекспир, и Чосер, которые жили и работали неподалеку, ведь именно Саутуорк был первым театральным районом Лондона. Церковь получила ранг кафедрального собора только 1905 году. Здесь действует школа органистов, и даются органные концерты. А во дворе кафедрала мы увидели отличную современную скульптуру конного рыцаря, лаконичную и выразительную. 0x01 graphic
    Совсем недалеко от собора расположен рынок Бороу, и мы, конечно, туда заглянули. Отличный рынок. Окорока, всевозможные копчения, соления, свежая рыба и морепродукты, масса фруктов и ягод. Впрочем, Барселонскому рынку этот явно уступал. Гуляючи среди этих вкусностей, мы почувствовали, что проголодались. На рынке было несколько харчевен, но Аня вспомнила, что на набережной мы видели греческий ресторан. И образ салата по-гречески повел нас обратно, и очень быстро мы этот ресторан отыскали. И зря! Зря мы его нашли. Конечно, в меню салат имелся, но какая это была жалкая порция, какие худосочные овощи в ней загибались. Я заказал еще бараний кебаб, и он был откровенно несъедобным. Такого плохого кебаба, после отъезда из СССР, мне есть не доводилось. Впрочем, Аня взяла поджаренный сыр с овощами и сказала, что было неплохо. А заплатили все те же 22 фунта. Пора было возвращаться домой.



    Мы перешли Саутуоркский мост, и здесь я увидел вот такой подъезд: Скульптура изображает очень не молодую обнаженную женщину.  []
    Вероятно, какой-то смысл в этом изображении есть, но какой, нам понять не удалось.











    Вечером поехали в Портретную галерею. Почти все музеи и галереи Лондона работают в пятницу до 9 часов вечера. А в Портретной галерее проходила ежегодная конкурсная выставка портретов BP Portrait Award 2010. Каждый год комиссия отбирает два десятка лучших из представленных на конкурс портретов. Первая премия 25 тысяч фунтов. Выставка была очень хороша. Причем, что меня удивило, преобладала реалистическая манера исполнения. Мы получили настоящее удовольствие. Рассматривали картины до самого закрытия музея. И что очень приятно, людей было много, но все было выставлено так, что никто никому не мешал. Мне больше всего понравились вот эти две работы.   
       0x01 graphic
    0x01 graphic
       Прогулялись до станции метро, и домой, спать.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шлемиль Петер (kante-hondo@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/07/2011. 42k. Статистика.
  • Дневник: Великобритания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка