Шлемиль Петер: другие произведения.

Лондон 2010, окончание

• Комментарии: 2, последний от 09/06/2011.
  • © Copyright Шлемиль Петер (kante-hondo@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/07/2011. 26k. Статистика.
  • Обзор: Великобритания
  • Иллюстрации: 33 штук.

Это продолжение рассказа о наших прогулках по Лондону.
       31 июля
       Начинался этот день совсем неважно, ночью я проснулся с сильнейшим головокружением, которое, медленно ослабевая, мучило меня целый день. Ане не признался. С трудом позавтракал, но от плана решил не отклоняться, и мы поехали в Хемптон Корт, несмотря на моросящий дождь. Поехали поездом. Аня показала в кассе наши билеты на метро, что позволило получить скидку на билеты на поезд, а те в свою очередь содержали в себе скидку на вход в музей, так что билет на поезд стоил 5 фунтов, а билет в музей 7 фунтов. Дорога заняла минут 40. А в самом Хемптон Корт дождя уже не было. Дворец находится совсем недалеко от станции. Комплекс интересный. В 16 веке кардинал Уолси - друг и сподвижник молодого Генриха VIII арендовал усадьбу у ордена госпитальеров и построил себе дворец, предусмотрев в нем покои и для семьи короля. Позже, страшась немилости, он подарил этот дворец королю, что от немилости его не спасло, так что умер он в тюрьме.
       В этом дворце проходило одно из бракосочетаний короля, и аудиогид на русском языке рассказывал нам о деталях празднества и текущих сплетнях от лица дворцового пажа. Было интересно, но заняло намного больше времени, чем я планировал. Кроме того, в этот день во дворце происходило и театрализованное представление, в суть которого мы не очень врубились, но было очень занятно посмотреть, как стражник, что-то показывает посетителям. 0x08 graphic
    Встретился нам и сам король, который шел в сопровождении лорда Кромвеля в направлении главной пиршественной залы, причем, и король, и лорд очень внешне похожи на соответствующие портреты. 0x08 graphic

А в центральном огромном зале мы увидели вот такой витраж: 0x08 graphic
       На витраже в центре обобщенный контур лица Генриха VIII, а слева мы видим лилию - символ французской королевской власти. И это вполне естественно: ведь дом Тюдоров считал свои права на французский престол неоспоримыми.
       А вот фонтан, который бил вином в день венчания короля. И каждый мог пить, сколько пожелает. 0x08 graphic

При замке имеется отличный парк. Он содержится примерно в том виде, в каком был в 16 веке. 0x08 graphic
    Именно в этом парке находится тот самый лабиринт, в котором заблудились герои Джером К. Джерома, но мы были уже очень уставшими, да и я чувствовал себя все еще неважно, так что туда мы не пошли. А на кухне замка мы узнали, что в те времена мясной пирог был нечто иное, чем сейчас. Тесто тогда использовалось как одноразовая кастрюля, оно же и тара, оно же и гигиеническая упаковка. Мясо, птицу и даже рыбу посыпали солью и пряностями, обмазывали толстым слоем самого простого теста и ставили в печь. Внутри теста мясо пропекалось, а тесто превращалось в хлебную корку. В таком виде пирог подавался или продавался в трактирах или у уличных торговцев. Затем с него срезали или срывали хлебную крышку, выедали мясную середину, а хлебную оболочку выкидывали. Нам тоже пришла пора чего-нибудь выесть, но мы сначала вернулись в Лондон и возле вокзала Виктория (было уже 4 пополудни) нашли какой-то тайский ресторан, в котором и поели довольно-таки вкусно и всего за 14 фунтов на двоих. Добрались до гостиницы и до 7 отдыхали, а в 7 (было совсем еще светло) отправились погулять по Гайд-парку, я к этому моменту уже был в полном порядке.

В Гайд-парк мы зашли со стороны Мраморной Арки и отлично прошлись при заходящем солнце. Это не прилизанный парк, а пространство, предназначенное для отдыха и спортивных занятий. По парку разбросано много занятной скульптуры. Вот, например: 0x08 graphic
       Мы прошли по северной стороне Гайд-парка, зашли в примыкающий к нему Кенсингтонский сад и в его глубине увидели бронзовую конную статую, которая имела очень странное название "Физическая энергия". 0x08 graphic
       Если бы мне поручили связать эту статую с миром физических терминов, я бы назвал ее " Лошадиная сила", но я, в этом случае, был невостребован.

В общем, в это вечернее время в парке было чудесно. Как и во многих других местах Лондона, людей было достаточно много, чтобы чувствовать, что ты гуляешь по месту притягательному, но не так много, чтобы они начали тебе досаждать.
       Солнце почти скрылось, когда мы подошли в фигурке Питера Пена. 0x08 graphic

Эта фигурка стояла недалеко от пруда, где плавали утки. Утка плыла, облака под ней морщились и разглаживались. Было тихо, грустно, радостно, и ужасно хотелось верить, что мы еще раз приедем в Лондон и увидим все, все, все, что пропускаем сейчас. 0x08 graphic
       А потом мы вернулись к нашей гостинице и решили пройтись пешком до станции метро Лейстер Сквер. Мы хотели понять, сможем ли мы с чемоданами пройти эту дорогу, чтобы оказаться на линии метро, ведущей прямо в аэропорт. Оказалось, что это всего 10 минут хода. Но в этом районе было невозможно не завернуть в паб выпить пива, что мы и сделали, а уж потом отправились спать.

1 августа
       В этот день выбрались из гостиницы немножко раньше и поехали в Knightsbridge прошвырнуться по дорогим магазинам - "Херродс" и тому подобное. Но день-то был воскресный, и все эти магазины открывались только в 12. Так что мы полюбовались на витрины "Harvey Nichols".
       На левом снимке все дерево с ветвями сделано из обычных карандашей с ластиками на конце. 0x08 graphic
    А платье на витрине справа составлено из прищепок разного размера. 0x08 graphic

А вот "книжный человек". 0x08 graphic
    Фантазия и искусство дизайнеров восхищают, но, очевидно, что за всем этим скрывалась некая концепция, а то и философская мысль, связывающая простые реальные вещи (карандаши, прищепки) с образами супер престижных и дорогих вещей. Но в чем здесь изюминка, мне понять не удалось.

Так как все было с утра закрыто, мы пошли погулять по Brompton Road и дошли до Бромптонской Молельни. Несмотря на скромное название, молельня оказалась роскошным католическим храмом. Я нашел вот такой ее рисунок в интернете. Рисунок был сделан в 1884 г, при завершении строительства. 0x08 graphic
    Точно так же она выглядит и сейчас. Строилась молельня как католический храм, на средства богатого англичанина, перешедшего в католицизм. Построена она в стиле итальянского ренессанса. А вот, как она выглядит внутри. 0x08 graphic
       Все величественно и роскошно и очень холодно. Но так было только до начала мессы. Пока мы осматривали храм, он быстро заполнялся людьми, приходящими к мессе. И когда хор начал петь, а потом вступили солисты, и все стало таким призрачным, радостным и воскресным, у нас с Аней одновременно возникло ощущение, что это не про нас, и мы тихо-тихо оттуда слиняли. Интересно, что месса, которую в этот день, служили, называлась: The Jerusalem Mass.
       А мы дошли до музея Альберта и Виктории. Полюбовались его порталом, но внутрь заходить не стали, так как, если бы зашли, то уж точно быстро не вышли бы и посмотреть "Херродс" опять бы не удалось. Да и погода в этот день была очень хороша. По дороге обратно мы нашли несколько магазинов с вполне приемлемыми ценами, где купили для ребят свитера и шерстяные жилеты на зиму. А для того, чтобы визит в "Херродс" не оказался совсем уж лишенным потребительского смысла, я решил, что куплю себе там шелковые носки. "Почему бы благородному дону не купить себе шелковых носков в одном из самых дорогих магазинов Лондона? "
       "Херродс", конечно, поражает. Это и гигантские, великолепно оформленные залы, и обслуживание, ненавязчивое, но чрезвычайно дружелюбное, а главное цены. Я записал, чтобы не забыть. Шелковые шарфы по 550 фунтов за штуку, дамские сумки от от 500 до 1200 фунтов, пуловеры из кашемира за 2200. На этом фоне цена 5500 фунтов за это отличное зеркало с инкрустированной рамой не показалась нам чрезмерной. 0x08 graphic
    И не успели мы сделать это фото, как около нас оказался седовласый приказчик с галстуком-бабочкой, готовый дать нам любые пояснения относительно этой вещи. Мы быстренько сбежали оттуда и двинулись на поиски шелковых носков. Никаких проблем, носки нашлись. Широкий выбор цветов и размеров, 50% шелка, 50% кашемира. Одна пара стоит 15 фунтов, т.е. 90 шекелей. И что же? А ничего, не купил я их, несмотря на Анины уговоры. Дело, конечно, не в цене. На фоне затрат на поездку эта сумма не значила ничего. Но...ведь такие носки требуют с одной стороны других башмаков, а с другой - костюма, сшитого у хорошего портного. Но в этом костюме и этих башмаках надо останавливаться в пятизвездочной гостинице, в которую хорошо бы войти в сопровождении молодой блондинки от Версаче и пары кожаных чемоданов. Но посколько молодая блондинка мне совершенно ни к чему (в отличие от кожаного чемодана), то и шелковые носки покупать незачем. Так что мы развернулись и отправились в продуктовые залы, где полюбовались на различные фрукты и ягоды и без всяких колебаний купили белый и голубой "стилтон" вкуса необыкновенного. На обратном пути заехали в заранее облюбованный ресторан "Шотландский стейк", где и пообедали дороже, чем обычно (38 фунтов), но быстро и вкусно. И пошли отдыхать.
       Вечером мы гуляли в Риджент-парке. На подходе к нему трудно пропустить вот эту фигуру. 0x08 graphic

Великий сыщик отрешен. Очень интересный постамент - усеченная пирамида с черными, но отражающими поверхностями. Явно в этом заложена какая-то мысль, которую мне уловить не удалось.

А Риджент-парк разнообразен и просторен, и в нем можно найти пейзаж под любое настроение. Мы в нем немножко заблудились и так и не добрались до "Кафе медовых сосисок", но потом мы нашлись (а кафе нет), а потом устали так, что уже и ног не чувствовали. Уже в сумерках добрались до аллеи со скамьями и рухнули на первую же, где и приходили в себя с полчасика, благо торопиться было некуда. Я без всяких комментариев приведу несколько фото из этого чудесного парка.

0x08 graphic

2 августа
       В этот день мы с утра должны были с русским гидом поехать в Стоунхендж. В половине восьмого надо было около одной из гостиниц в районе Рассел-сквера встретиться со своей группой. Имени гида мы не знали и надеялись найти группу по звукам родной речи. Но не тут-то было. Оказалось, что от этого места отправляется несколько групп, причем в Стоунхендж направлялись, по крайней мере, две. Нашим гидом оказалась дама с явными странностями, что несколько испортило впечатление от прогулки. Некий минимум информации об объекте экскурсии она, конечно, дала, но большую часть времени рассказывала о себе, любимой. О своих бессонницах, о своих методах лечения болезней, о своей диете, о своих знакомых, о муже-профессоре, который умер, оставив ее в бедственном положении и так, без остановок, часами.
       Автобус, не менее часа поколесил по городу, подбирая людей из разных районов, и двинулся на юго-запад. Погода была отличная. Где-то километрах в 130 от Лондона стоит на зеленой, чуть холмистой равнине этот очень странный комплекс камней. 0x08 graphic
    Вокруг камней есть кольца рвов, насыпей и траншей, между камнями и рвами располагаются кольца лунок. Все это детальнейшим образом изучено. С помощью углеродного анализа удалось определить начало и завершение работ внутри этого сложного сооружения. Работы вроде бы начались в 3000 г до н.э. Комплекс трижды перестраивался. А в 1100 году до н.э. люди его оставили. Известно, что часть камней доставлялась за 300 км, другие добывали поближе. Известно, как камни транспортировали, как обрабатывали, как устанавливали (а ведь есть камни в 50 тонн весом). А вот неизвестна одна "незначительная" деталь - для чего это создавалось, переделывалось и отшлифовывалось. Ученые отвергли версии о том, что это было древней обсерваторией или погребальной камерой вроде египетской пирамиды. А вот чем это было? Почему все лунки заполнены толченым мелом? Почему внутри круга выведены подковообразные в плане фигуры? Для чего надо было тратить невероятное количество человекодней и древесных материалов, из которых делались катки, плоты и подмостья? На эти вопросы ответов нет. Как нет и ответа на вопрос, почему разные народы, а за это время сменилось несколько культур, продолжали деятельность, связанную с этим комплексом, и почему вдруг ее прекратили. У меня был с собой бинокль, и я тщательно осматривал камни в надежде увидеть какое-нибудь украшение, выбитый узор или фигурку. Ничего. И это при том, что камни тщательно обрабатывали, в местах их соединений выбивались шипы и ответные углубления, и при этом никаких узоров? Это так странно. Вот в районе Эйлата древние шахтеры, добывавшие медную руду, процарапывали в камнях всякие фигурки и даже сценки, самые ранние из них относят к 4000 до н.э. Почему же на этих, вероятно, ритуальных камнях нет ничего? Мне эта поездка показалась интересной и полезной (минус наш гид). Скорее всего через 3-4 тысячи лет наши побуждения, наши направления усилий и остатки наших сооружений будут также невнятны будущим людям (если таковые к тому времени вообще будут интересоваться такими глупостями), как невнятен нам этот памятник.
       Прошлись мы по кольцевой дорожке вокруг камней и покатили в Солсбери. Это небольшой город (45 т. населения), известный своим старинным собором. Чистая английская готика 13 века. Самый высокий в Англии шпиль. 0x08 graphic
    А внутри церкви имеются механические часы построенные в 14 веке и идущие до сих пор.
       Очень интересный крестильный бассейн. В воде бассейна видно отражение богатого витража в окне напротив. 0x08 graphic
       Как почти во всех соборах, внутри множество гробниц. Одна из них принадлежит Вальтеру лорду Ханджерфорду. Трагической судьбы человек. Старший сын благородных родителей, наследник огромного состояния. Этого ему видно было мало, очень хотелось стать политической фигурой. Он был представлен Лорду Кромвелю, в то время правой руке Генриха VIII. По приказу Кромвеля был назначен шерифом в родном графстве. За многие услуги, оказанные Кромвелю и его партии, отличен и награжден. Когда же Кромвель пал вследствии интриг противников и переменчивости настроений короля, началась зачистка его сторонников. Вальтер был обвинен в симпатиях к бунтовщикам и предателям, но казнен он был за противоестественную связь со священником своей домашней церкви. Закон о строгом наказании за гомосексуальную связь был принят за несколько лет до того на волне борьбы с католическими монастырями, монахи которых обвинялись в содомии. Но первым в Англии человеком, казненным по этому закону, оказался Вальтер лорд Ханджерфорд, у которого были последовательно три жены, родившие ему четверых детей.
       Не менее интересны и другие истории тех, чьи гробницы сохраняются в храме. Но самым интересным для меня там оказалась вот эта таблица. 0x08 graphic
    Сухой перечень имен настоятелей этого храма. Первый начал служить в 1091 году, последний в 2004. В таблице нет пропусков, ни одно имя не забыто и не вычеркнуто. 80 человек последовательно сменяли друг друга, зная всех предшественников, и отслужили богу и людям 920 лет. Вот в этом списке, в этом уважении к предкам, в гордости делами и именами и заключается одна из особенностей характера великого народа, распространившего свой язык и свое влияние на все континенты.
       А еще в Кафедрале выставлена для обозрения одна из четырех подписанных королем Иоанном Безземельным (родной брат Ричарда Львиное сердце) копий Великой хартии Вольностей (Magna Carta) от 1215 года. Там был перевод на многие языки, в том числе русский. Шутки в сторону. Хартия содержала статью, в которой запрещались арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание и иное ущемление прав феодалов как свободных людей иначе как по законному приговору равных. Ликвидировались права короля на вмешательство в деятельность феодальных курий и, главное, создавался комитет из 25 баронов, которые в случае нарушения великой хартии вольностей королём имели право начать против него войну. Ну, и всякие мелочи вроде положения о единстве мер и весов, свободном въезде и выезде из королевства, о запрещении взыскивать произвольные судебные пошлины, запрещении чиновникам привлекать кого-либо к ответственности лишь по устному заявлению без свидетелей, заслуживающих доверия, и других гарантий правосудия. Почитали мы все это, повздыхали о нашей экс-родине, а затем пошли в город. Небольшие старые дома, зеленая река Эйвон. Неспешный ход жизни. 0x08 graphic
       Пообедали в пиццерии, кстати очень хорошей, за 19 фунтов. И поехали обратно в Лондон. Наша гидесса сошла в районе Ричмонд-парка, так что часть пути мы провели в благословенной тишине. Водитель высадил нас на восточной стороне Гайд-парка. Мы полюбовались на интересный памятник Animals in War. 0x08 graphic
    На плите справа видна надпись "У них не было выбора". Можно подумать, что у людей на войне большой выбор. От памятника мы прошли к Оксфорд-стрит, и в первом же магазине я обнаружил, что потерял свой мобильный телефон. Мы вернулись к памятнику, дошли до места, где вышли из автобуса, все внимательно осмотрели, но... Ситуация неприятная, особенно если учесть, что телефон то не мой, а рабочий. Немедленно созвонились с Иерусалимом и попросили отменить номер, что и было сделано. Мне хотелось зайти в знаменитый Selfridges, но мы застряли в Марксе и Спенсере,где купили несколько приятных вещей из одежды. Настроение было малость подпорчено потерей телефона, так что пить пиво не пошли, а отправились в гостиницу спать

3 августа
       Вот и наш последний день в Лондоне. С утра собрали чемоданы. Позавтракали. Без всяких проблем оставили вещи в подсобке у портье и отправились на прогулку. Уж не помню почему, решили прогуляться по Челси. Доехали до станции Слоан сквер и пошли по Королевской дороге. В этом районе от основной проезжей дороги отходят вот такие тупики, как на фото внизу. 0x08 graphic
    Каждый подъезд - это одна трехэтажная квартира, иногда, с мезонином на 4ом этаже. В конце тупика есть пешеходный проход в другой тупик, выходящий своим открытым концом на параллельную большую улицу. В таких тупиках не бывает ни лавок, ни пабов. Таким образом, застройщики гарантируют жильцам тишину и покой. Единственная проблема здесь - это место для машины. Возле подъезда есть место для двух машин, но вечернему гостю стать будет негде. Очень скоро мы дошли до галереи современного искусства Saatchi.

Это известная в Лондоне галерея, функционирует как городской выставочный зал, так что вход в нее свободный. Я очень терпимо отношусь к всевозможным отклонениям от фигуративного искусства, но некоторые вещи из тех, что выставлялись там, не были ни живописью, ни скульптурой, а скорее перформансом, единственной целью которого было разозлить зрителя. Слева выпачканный краской полиэтилен. 0x08 graphic
    Справа огромный разорванный мешок из плотной бумаги. 0x08 graphic
    Была там и скульптура, вот такая, например. 0x08 graphic
    Трудно представить себе серьезную критическую статью об этом, но ... я не исключаю.   Мы вышли из галереи, несколько оглушенные увиденным. Прошлись в глубь района в надежде попасть на рынок, который фигурировал на карте. На местности никакого рынка не было, зато стояла телефонная будка. Тут мы подумали, что стоит позвонить нашему экскурсоводу относительно потерянного телефона и, ура, она сказала, что телефон нашли в автобусе, он у нее и мы сможем получить его в 5 часов возле Биг Бена. Мы обрадовались, свернули с надоевшей улицы в сторону Темзы. Прошли мимо старой церкви, которая так и называлась Old Church и вышли к очень уютному скверу на набережной, рядом с которым нашли вот такой памятник Томасу Мору. Впрочем, можно сказать и святому Томасу Мору - он был канонизирован в 1935 году ровно через 400 лет после смерти. 0x08 graphic
    Парень выглядит печальным. Что вполне понятно. Сын городского судьи окончил Оксфорд, учился в Линкольн Инн и стал знаменитым барристером. Позже был привлечен на государственную службу и сделал блестящую карьеру. С 1518 года член Тайного Совета, в 1521 пожалован рыцарским званием. После опубликования Лютером его антикатолических статей, Король Генрих VIII вступил с Лютером в полемику на стороне Папы. Все полемика со стороны короля велась Мором. За это Генрих получил от папы титул "Защитник веры". В 1529 году Мор занимает высший в стране пост лорда - канцлера. А вот дальше начинаются сплошные неприятности. Королю осточертела его уже не молодая жена-испанка, она так и не родила ему наследника, а Папа не дает развод. Король разрывает связи с Римом, объявляет себя высшим иерархом и начинает создавать новую церковь - англиканскую. Мор - ревностный католик уходит в 1532 году в отставку. Но приближенные короля разрабатывают Акт о супрематии и требуют от всех влиятельных фигур в стране подписать этот документ. Каждый подписавший признает верховную власть короля в вопросах веры. Мор и несколько священнослужителей отказываются подписать. Мора сажают в Тауэр, а так как он упорствует, отрубают ему голову. И никаких "Утопий". От набережной мы двинулись в сторону Королевского госпиталя. По дороге встречались чудесные уютные дома вот такого типа, каждый на одну семью, судя по табличкам.   В конце концов, мы ужасно проголодались, а вокруг парки, частная застройка, громада госпиталя, поесть совершенно негде. Добрались до Слоан сквера и бросились в первую попавшуюся едальню. Тут-то мы и промахнулись. А ведь намек был. Ресторан назывался "Ботанист". Как только мы получили меню, сразу стало ясно, что дело неладно. В меню значились бобы, чечевица и зелень по цене хорошего стейка. Оглянувшись по сторонам мы увидели, что люди вокруг одеты заметно лучше нас, а официант с нами общался как-то не так. Ну, деваться уже было некуда. Съели какую-то кашу из чечевицы с рисом, выпили кофе с пирожными (пирожные были хороши) и заплатили аж 43 фунта. Только на выходе прочли, что это вегетарианский ресторан, который кормит едой из органических продуктов. Ладно. Нырнули в метро, вынырнули у Биг Бена. Дождались Светланы, получили телефон. Нырнули в метро, вынырнули у гостиницы. Получили чемоданы и отправились пешочком к станции метро Лейстер сквер. А вот и последнее лондонское фото. Реклама театра "Palace". 0x08 graphic
    Туфель усыпан яркими белыми светодиодами и очень красив.   Было около 6 часов вечера, но мы спокойно зашли в вагон подземки и даже сели. А примерно через час вышли в нашем терминале Хитроу. Мы могли заплатить 40 фунтов за такси и ехали бы не меньше того же часа, а так поездка стоила нам 9 фунтов. В аэропорту стояли регистрационные автоматы, которыми мы не умеем пользоваться, но таких, как мы, было много, так что имелось и несколько стоек со служащими. У трех стоек стояли длиннющие очереди, а около одной человек пять. Я бы встал в самую длинную, исходя из того, что таких как я, большинство. Но Аня увлекла меня в самую короткую из очередей по такой логике: "если не получится, мы потеряем не много времени". И что же? Мой пессимизм был посрамлен. Через несколько минут служащий совершенно спокойно принял наш багаж и зарегистрировал билеты. Все. Пограничник, безналоговая зона, в которой все было дорого, кроме ирландского алкоголя, самолет, родной Бен Гурион. Все хорошо, опыт удался.

• Комментарии: 2, последний от 09/06/2011.
  • © Copyright Шлемиль Петер (kante-hondo@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/07/2011. 26k. Статистика.