Газета Российские корейцы Љ95 (август 2007), стр.4
Планировавшаяся на конец августа историческая встреча между Президентом Республики Корея Но Му-Хёном и Председателем Гос.комитета обороны КНДР Ким Чен-Иром в назначенные сроки не состоится. Северокорейская сторона, сославшись на последствия очередного разрушительного наводнения, предложила перенести встречу на октябрь. Южнокорейской стороне предстоит либо принять предложение либо, учитывая предстоящие в стране президентские выборы, вовсе отказаться от идеи проведения в этом году второго в истории межкорейских отношений саммита.
Для начала, давайте попробуем разобраться в том, почему новая встреча лидеров Севера и Юга Кореи не произошла на много раньше, как об этом договаривались во время своей первой встречи в Пхеньяне в июне 2000 г. Ким Чен-Ир и тогдашний Президент РК, Ким Тэ-Чжун. Тогда предполагалось, что глава Северной Кореи нанесёт ответный визит в Сеул "при первой же возможности". В начале 2000-х годов, занятый экономическими реформами Ким Чен-Ир не воспользовался благоприятными возможностями "Политики солнечного сияния" проводившейся Югом. В конце 2002 г. грянул новый ядерный кризис в отношениях между КНДР и США, а в 2003 г. офис Президента РК занял Но Му-Хён, который хоть и обещал "не обращать внимание на мнение Вашингтона", но оказался не готов поступиться привилегиями гарантируемыми статусом стратегического партнёра Америки в Азиатско-Тихоокеанском Регионе.
В середине 2000-х годов, пока Шестисторонние переговоры (ведшиеся между правтельствами КНР, КНДР, РК, РФ, США и Японией с целью найти выход из создавшесгося кризиса и заставить Северную Корею отказаться от идеи любых ядерных разработок) никуда не вели, тет-а-тет между Кимом и Но наврядли принёс бы пользу им обоим. Ведь с самого начала было понятно, что урегулировать конфликт могут лишь его непосредственные зачинщики. Однако в течение трёх с половиной лет Вашингтон упорно отказывался от двусторонних встреч с представителями Пхеньяна. Попытки Сеула убедить своих американских союзников в необходимости такой встречи игнорировались, что также негативно отражалось на межкорейских отношениях.
Лишь после успешного ядерного испытания Северной Кореей атомной бомбы в октябре 2006 г. ситуация стала меняться. Встреча представителей США и КНДР в Берлине в январе 2007 года предопределила успешный ход очередного раунда Шестисторонних переговоров в Пекине. Они завершились 13 февраля 2007 соглашением о замораживании северокорейской ядерной программы в обмен на экономическую и энергетическую помощь этой стране. Уже в конце июля все данные обещания были выполнены, а Корейский полуостров получил новую возможность обратиться к своим внутренним проблемам, т.е. вопросам мирного сосуществования, экономического и политического сотрудничества и, в перспективе, мирного объединения.
Однако встречи между двумя лидерами в этом году уже никто не ждал. Возможность саммита была упущена в мае 2007 г., когда впервые после разрушительной гражданской войны 1950-1953 гг. через демилитаризованную зону с Севера на Юг и обратно прошло два пробных пассажирских поезда. Многие предполагали тогда, что на одном из них Ким Чен-Ир отправится в Сеул. Однако этого не произошло. Да и удивительно ли? Не смотря на то что с момента подписанного перемирия прошло уже полвека, до сих пор трудно себе представить какую реакцию вызывал бы визит нынешнего главы КНДР в Южную Корею. Стареющие южнокорейские ветераны и многочисленные сторонники консервативных партий, совсем не испытывают тёплых чувств к Ким Чен-Иру, сыну основатетля сепаратного северокорейского государства, человеку обвиняемому в массовом голоде постигшем КНДР в середине 1990-х гг. Именно этими тонкостями можно объяснить атмосферу особой секретности, сопутствующей любым переговорам между Сеулом и Пхеньяном о встречах на высшем уровне.
С другой стороны, рейтинг популярности Президента Но Му-Хёна в собственной стране остаётся слишком низок, для того чтобы испытывать его на прочность, тем более накануне президентских выборов запланированных на декабрь этого года. Сама по себе поездка Президента РК на Север, где в роли хозяина будет выступать глава "тиранического режима", наверняка будет сопутсвоваться ещё большим уступкам Юга по отношению к Северу. Подобный визит, если рассматривать его с точки зрения конфуцианской политической традиции принятой на Дальнем Востоке, вполне можно истолковать как принесение дани правителю. Таким образом, Ким Чен-Ир, обладающий ядерным оружием. будет играть роль победителя и верховного правителя Кореи, а Но Му-Хён предстанет в облике покаявшегося вассала из южных провинций. Понятно, что для избирателей на Юге такая картина неприемлема. Парламентскя оппозиция, в случае прихода к власти их кандидата на декабрьских выборах, открыто обещает пересмотреть проводимую ныне "Политику мира и процветания" (или как они её именуют "политику умиротворения и заигрывания") по отношению к северному соседу, заменив её на более жёсткую и экономически обоснованную.
Тем не менее, 8-го августа 2007 г. мир узнал, что второй саммит между Севером и Югом всё-таки состоится в конце августа, причём снова в Пхеньяне. Почему Но Му-Хён пошёл на перекор принятым правилам? Что сулит ему и его политической партии эта встреча? И зачем она нужна Ким Чен-Иру? Ведь результатов от такой значимой встречи ждут не только на Юге Кореи, но и на Севере. Ответить на эти вопросы можно по-разному, но предполагаемая повестка дня встречи двух лидеров будет говорить сама за себя.
Во-первых, несомненно будет обсуждаться проблема отказа от хранения и использования ядерного оружия на полуострове. Северная Корея уверена, что и США и их южнокорейские союзники несут прямую угрозу стабильности и целостности КНДР. Задача визита Но Му-Хёна будет в том чтобы убедить Ким Чен-Ира в обратном и попытаться получить его персональное обещание отказаться от всех ядерных разработок или, как минимум, от программ военного характера. В обмен на это Ким навернякая получит от Но обещания утроенной экономической помощи с Юга. В случае успеха - обе стороны выигрывают. И наоборот, если первое обещание будет нарушено, то и второе также не будет выполнено.
Вторым важным пунктом будет стоять вопрос о мире и стабильности в регионе. Например отношения между Пхеньяном и Токио оказались испорченными на столько, что вопрос о целесообразности участии Японии в Шеститоронних переговорах уже несколько раз поднимался, причём не только северокорейской стороной. Если Северная Корея обладает ядерным оружием, то и Япония и Тайвань могут послетдовать её примеру, что существенно осложнит ситуацию в регионе. После проведённого в прошлом году вопреки запретам Пекина ядерного испытания, отношения между КНДР и КНР теперь также нельзя назвать безоблачными. В этой связи, сближение позиций Юга и Севера в отношении к ближайшим соседям как нельзя лучше будет устраивать собеседников.
И, в-третьих, будут обсуждаться вопросы связанные расширением экономического сотрудничества между КНДР и РК. Уже сегодня обе стороны активно работают над развитием двух крупных совместных проектов. Курорт Кымгансан на востоке и Кэсонская Экономическая Зона на западе постепенно превращают мёртвую Демилитаризованную Зону (ДМЗ) из линии фронта в обычную государственную границу, которая с каждым годом пропускает всё больше граждан обоих государств и иностранцев. Визит Но Му-Хёна в Северную Корею как раз и должен был начаться с пересечения ДМЗ наземным путём, чего в 2000 г. не удалось сделаеть его предшественнику.
Не смотря на очевидную убыточность многих из этих совместных проектов, открытие новых Специальных экономических зон (СЭЗ) на Севере экслюзивно для южнокорейского бизнеса привлекает к себе огромное внимание. Парадокса здесь нет - для жителей Южной Кореи экономическое восстановление северных территорий становится делом национальной гордости. А северяне, в свою очередь, готовы учиться у южан всему, что поможет их экономике стать рентабельной и конкурентоспособной. Среди приоритетных проектов сейчас активно обсуждается создание новых СЭЗ в г. Саривоне (недалеко от Пхеньяна) и г. Синыйчжу (на самом западном участке границы с КНР).
Наверняка планировавшийся саммит таил в себе и много сюрпризов которые не оставили бы наблюдателей разочарованными. Недаром северокорейский лидер Ким Чен-Ир славится у себя на родине режиссёрским талантом. Его неожиданное и эффектное появление на взлётно-посадочной полосе аэропорта Сунан, куда в июне 2000 г. прибыл высокий гость из Сеула, завоевало сердца многих южан. Встреча с нынешним Президентом РК пришлась бы как раз на период проведения красочного гимнастического шоу "Ариран" и возможно позволило бы обоим лидерам обратиться к нации прямо с трибуны Стадиона им. 1-го Мая в Пхеньяне. В свою очередь, делая миролюбивый жест, Южная Корея в последний момент отложила уже запланированные на август военные учения "Хваран" и отказалась от участия в совместных с США манёврах "Ыльчи".
Другими словами, эта вторая межкорейская встреча на высшем уровне могла бы стать новой вехой в процессе примирения и конкретным шагом на пути к плодотворному сотрудничеству между Севером и Югом. Множество конфликтных вопросов могли бы быть решены на ней, включая отмену спорной "Линии северного предела" на Западном море, регулярно провоцирующей морские бои. Совместное использование этой зоны рыболовными судами обеих стран на деле принесло бы мир и процветание. Что же помешало осуществлению этого плана? И насколько губительной может оказаться отсрочка?
На пути Президента РК собирающегося в Пхеньян встали рекордное количетство выпавших осадков, изношенная инфраструктура, и несовершенная ирригационная система Северной Кореи. К середине августа, 11% посевных площадей страны оказались под водой, 80 000 зданий было разрушено стихией, около 350 000 человек остались без крова, а более 300 человек погибли или пропали без вести. Серьёзно пострадала и столица КНДР, а над страной нависла угроза голода и разрухи сравнимой лишь с серединой 1990-х. Миллионы жителей страны были мобилизованы для выполнения спасательных работ и расчистки завалов.
Возможно, не смотря на все препятствия, оба лидера всё равно могли бы преодалеть 320 км. отделяющих их друг от друга и встретиться. Саммит в такой драматической обстановке приобрел бы дополнительную эмоциональную окраску и наверняка стал бы значимым событием. Но за десять дней до начала встречи, Ким Чен-Ир всё же решил обратиться с предложением о переносе визита на 2-4 октября 2007 г. Ответом южнокорейской стороны стало немедленное выделение 7,5 миллионов долларов США на оказание востановительной помощи Северу. Таким образом, вместо президентского кортежа 22-24 августа через ДМЗ на Север поедут сотни южнокорейских грузовиков с гуманитарной помощью.
В памяти оживает несостоявшийся визит в Пхеньян бывшего Президента США Билла Клинтона, отменённый в январе 2001 года в самый последний момент лишь по причине разногласий в повестке дня. Последующая смена администрации и новый курс, взятый новым главой Белого дома в отношении КНДР надолго затормозил ход событий. Пострадают ли межкорейские отношения от этого неожиданного поворота?
Думается, что новое испытание, в прямом смысле слова так неожиданно выпавшее на головы Корейцев, может на самом деле оказать позитивное влияние на ход межкорейского диалога. Объединённые усилия народа расколотой страны по борьбе с последствиями разрушительной стихии, а так же последующая за этим встреча её лидеров для подведения итогов и определения новых планов для сотрудничества, представляются глубоко символичными и обнадёживающими. Разногласия в повестке дня или датах уже не могут повернуть вспять процесс начавшийся в июне 2000 г. Если потребовалось семь лет для того чтобы договориться о новой встрече, лишние полтора месяца врядли смогут что-либо серьёзно изменить.
Сегодня мы наблюдаем серьёзное потепление в отношениях между Югом к Севером Кореи. Где и когда бы ни состоялась новая встреча двух лидеров, сам факт возобновлённого диалога демонстрирует стремление нации к выходу из полувекового тупика, оставшегося ей в наследство со времён "Холодной войны". Хмурые тучи, которые всё никак не рассеются над Кореей, в конечном итоге уступят место солнечному сиянию. Нужно лишь набраться терпения и не бояться перемен.