Аннотация: Газета "Российские корейцы" Љ100 (февраль 2005), стр.4
В конце февраля в Сеуле пройдёт инаугурация недавно избранного президента Южной Кореи. Россию ожидают президнетские выборы в начале марта. В Северной Корее, по слухам, подготовка нового лидера уже началась. Динамика отношений между Россией и двумя корейскими государствами в ближайшие годы будет зависеть не столько от личности руководителей, сколько от совместных усилиий сторон.
Отношения России и Кореи в ХХ веке были полны надежд, побед и разочарований. Как мы знаем, Русско-японская война (1904-1905) разгорелась именно из-за контроля над Кореей и закончилась для России потерей Южного Сахалина и Первой русской революцией. Реванш в августе 1945 г. и советско-американская оккупация Кореи повлекли за собой множество полититических проблем. Создание в 1948 г. двух сепаратных государств на корейском полуострове привело к гражданскому конфликту и Корейской войне (1950-1953), которая фактически не закончена и по сей день. Холодная война задержала установление дипломатических отношений между Россией и Южной Корей на четыре десятилетия, а Северная Корея до сих пор остаётся не признанной Соединёнными Штатами и их стратегическими союзниками в Азиатско-Тихоокеанском Регионе (АТР).
Понимание того, что прямые контакты с Пхеньяном и Сеулом придают Москве особый вес в решении общерегиональных вопросов пришло не сразу. Лишь с конца 1990-х Россия предприняла первую попытку в своей корейской политике "опираться на обе ноги". Случайно или нет, но кардинальное улучшение отношений между Севером и Югом также пришлось на этот период. В июне и июле 2000 г. в Пхеньяне глава КНДР Ким Чен Ир принимал по очереди сначала Президента Республики Корея Ким Тэ Чжуна, а затем Президента России В.Путина. Основа новых трёхсторонних отношений была заложена именно тогда. После этого Ким Чен Ир дважды посетил Россию на поезде, а в прошлом году президент Южной Кореи Но Му Хён впервые пересёк Демилитаризованную Зону (ДМЗ) на автомобиле.
Но не успели российско-корейские отношения вступить в "новую эру", как грянул очередной ядерный кризис. В октябре 2002 г. США обвинили КНДР в тайном обогащении урана. К этому добавились и обвинения в испытании и продаже ракет, торговле наркотиками и подделке американской валюты. В нагнетавшихся политических страстях, экономические интересы прежде всего Северной и Южной Кореи оказались под ударом. Попытка разрешить назревшие противоречия в регионе была предпринята в 2003 г. в Пекине в форме "шестисторонних переговоров". На этом форуме, где сошлись бывшие союзники и соперники по Холодной войне (КНДР, КНР, РФ, РК, США и Япония), Россия опять оказалась меж двух огней.
Вот уже пять лет, как "корейская ядерная проблема" остаётся камнем преткновения для развития целого региона. Несмотря на временные дипломатические прорывы в 2005 г. и в 2007 г., шестисторонние переговоры так и не достигли окончательной цели. Разоружить КНДР не представляется возможным. А тем временем, многие совместные проекты, предложеные и одобренные в Москве, Пхеньяне и Сеуле остаются неосуществлёнными. Кому это выгодно и кто остаётся в убытке, подсчитать несложно. Трёхсторонние отношения между Россией, Северной и Южной Кореей включают в себя взаимовыгодное экономическое и военное сотрудничество. Заморозив этот треугольник, Китай и Япония смогут спать спокойно, а Соединённые Штаты получат дополнительную свободу для манёвра в АТР.
В чём заключается общность итересов России и двух корейских государств? Какие проекты могут быть реализованы уже в ближайшее время? Как избежать возможных противостояний с соперниками и конкурентами в будущем? Понимание причин затянувшегося конфликта и путей ведущих к его разрешению является обязательным для обеспечения мира и процветания на Дальнем Востоке. Новым лидерам в Москве, Сеуле и Пхеньяне придётся внимательно изучить геополитическую карту региона и продемонстрировать терпение и выдержку в решении спорных вопросов.
Колониализм, Вторая мировая и Холодная войны оставили нам в наследство целый букет нерешенных проблем. Территориальные притязания друг к другу имеют почти все сопредельные страны этого региона, за исключением России и Кореи. Недавно закончившая свою работу Совместная комиссия по демаркации государственной границы РФ и КНДР установила, что её общая длинна составляет 17 км. Эта полоска безлюдной и заболоченной местности в устье реки Туманная (кор. Туманган) играет исключительно важную геополитическу роль. Она не только обеспечивает двум странам сухопутных доступ друг к другу, но и препятствует выходу Китая к Восточному (Японскому) морю.
Именно здесь, в 50 км. от небольшого порта Рачжин, вокруг которого создана Специальная экономическая зона, сошлись интересы России, КНДР и КНР. Сейчас Россия спешными темпами начинает ремонт железнодорожного полотна ведущего к порту, а Китай (неменее спешно) прокладывает туда современную автомобильную трассу. Инвестировав в этот проект как минимум 1,75 миллиардов рублей, Россия стремится как можно крепче "привязать" Рачжин (да и всю Корею) к Транс-сибирской железнодорожной магистрали. Китай будет стремится взять грузопоток на себя, предлагая свою сеть железных дорог для доставки южнокорейских и японских товаров в Среднюю Азию и Европу. Какую позицию займёт в этой борьбе амбиций руководство Северной Кореи?
Геополитика железных дорог на этом не заканчивается. В мае 2007 г. первый пробный пробег с Севера на Юг Кореи и обратно совершили два пассажирских поезда, а в декабре первый товарный состав пересёк ДМЗ. Это говорит о том, что экономические соображения взяли вверх над опасениями военных. Что касается интересов России, то они сфокусированы на восточной ветке Транс-корейской магистрали, которая рано или поздно соединит провинциальный Рачжин с ультрасовременным Пусаном. А там и до Японии недалеко. Создание подземного железнодорожного тоннеля длинной в 128 км, который бы связывал страну Восходящего солнца с Кореей, признано технически возможным и оценивается в 77 млрд. долларов. Таким образом, превращение Восточного (Японского) моря в зону экономического сотрудничества полностью соответствует интересам всех трёх сторон.
Подобная стратегия касается и нефтяных, газовых, и электро-магистралей. В 2007 г. объем экспорта "черного золота" из России в Южную Корею достиг 38,13 млн. баррелей (что в 2,7 раза больше, чем в предыдущем году). Относительная близость российских месторождений привлекает корейские компании, которые ищут альтернативу поставщикам нефти с Ближнего Востока. В этом году Южная Корея впервые начнет регулярно закупать российский природный газ. Предполагаемый объем поставок до конца года составит 1,5 млн. тонн (5,1% от годовой потребности страны в этом виде топлива). В будущем, при наличии специального межкорейского соглашения, поставки нефти и газа могли бы идти в РК через территорию КНДР. Однако, понимая что для этого могут понадобится долгие годы, российский Газпром уже сейчас работает над проектом прокладки подводного газопровода напрямую в Южную Корею.
Перспектива экспорта российской электроэнергии в страны Северо-восточной Азии также зависит от политической воли и стабильности в регионе. В настоящее время Дальневосточное отделение РАО "ЕЭС России" обдумывает различные планы которые помогли бы Северной и Южной Корее удовлетворить свои энергетические потребности. Один план предполагает что Россия направит электричество в РК через территорию КНДР по высоковольтным линиям электропередачи, проходящим на большой высоте над землей. Таким образом, незаконное подключение или прекращение транзита по инициативе Севера будет маловероятным. Южная Корея также не сможет оказывать давление на Северную, т.к. электричество из России пойдет по отдельной линии. По своей технологии электрические системы двух Корей слишком различаются. Согласно другому плану, Россия сможет обеспечивать 800 мВт электроэнергии для Северной Кореи в замещение поставок южнокорейской электроэнергии в эту страну. Для осуществления такого проекта потребуется трехстороннее соглашение, а пока РАО "ЕЭС России" видит более стабильный рынок в северо-восточном Китае.
Торговые связи между Россией и Кореей неуклонно растут. По данным таможенных служб за прошлый год, Россия впервые вошла в первую десятку стран мира по объему импортируемых южнокорейских товаров. За счет притока "нефтедолларов" новый класс богатых россиян стал активно покупать корейские автомобили, мобильные телефоны, телевизоры и мониторы с плоским экраном. В результате, в 2007 г. Россия заняла первое место среди всех стран мира по темпам роста корейского экспорта (56,2% по сравнению с прошлым годом). Южная Корея экспортировала в Россию товаров на 8,088 млрд долларов, в том числе автомобилей - на 3,296 млрд, оборудования мобильной связи - на 859 млн., автозапчастей - на 659 млн. долларов.
Россию и Корею всё больше связывают крупные инвестиционные проекты. В прошлом году российский КамАЗ открыл в Северной Корее сборку грузовиков марки "Тхэбексан-96". В этом году предполагается, что южнокорейская компания "Хёндэ мотор" объявит о начале строительства нового автомобильного завода в России. В настоящее время сборкой автомобилей "Хёндэ" занимается лишь Таганрогский автомобильный завод, продающий 56 тыс. автомобилей в год. Однако растущая популярность корейских машин в России может побудить компанию вложить 400 млн. долларов в сооружение завода производительностью до 100 тыс. автомобилей в год. Как вариант, также рассматривается размещение завода изготовителя запчастей в Санкт-Петербурге или Нижегородской области.
Особой статьёй в российско-корейских торговых отношениях были и остаются обычные вооружения. После США, Россия является вторым по величине поставщиком оружия для стран "третьего мира". В 2007 г. на Россию приходилось 28% всех продаж оружия на общую сумму 8,1 млрд. долларов. В том же году Южная Корея заняла 9-е место среди крупнейших покупателей оружия, истратив 600 млн. долларов на эти цели. В период с 1999 по 2006 годы суммарная стоимость подписанных Южной Кореей контрактов на закупку оружия составила 6,7 млрд. долларов, а реальные закупки в те же годы достигли 7,8 млрд. Что касается возможного конфликта интересов в торговле с Северной Кореей, то в своих поставках КНДР Россия всегда ограничивалась лишь тактическим оружием ближнего радиуса действия применимого, преимущественно, в оборонительных целях.
Среди трудных но решаемых вопросов "трёхсторонней политики" остаются внешние долги. С советских времён КНДР задолжала России около 8 млрд. долларов, которые Пхеньян до сих пор не в состоянии выплатить. Эта задолженность остаётся "камнем предкновения" в переговорах о новых программах помощи и развития. С другой стороны, в январе 1991 г. Москва получила от Сеула ссуду в размере 3 млрд. долларов на три года, которая также не была полностью выплачена. В течение 1990-х гг. в счёт уплаты этого долга Россия поставила Южной Корее вооружений на сумму 150 млн. долларов. В 2003 г. двусторонние переговоры между РФ и РК закончились частичным списанием этого долга и соглашением о выплате остатка в рассрочку в течение предстоящих 23-х лет. Таким образом, учитывая свою собственную задолженность Южной Корее, Россия могла бы "простить" Северной Корее по крайней мере 1,3 млрд. долларов. Но для решения этого вопроса, также, потребуется соглашение трёх сторон.
Нынешний год может стать поворотным во всех областях российско-корейского сотрудничества. Новое руководство в Кремле и сеульском "Доме с голубой крышей", совместно с представителями новой генерации политиков в Пхеньяне, способно коренным образом изменить ситуацию в регионе. При этом не имеет значения, кто будет избран президентом или назначен в качестве наследника и продолжателя. Само по себе укрепление экономических и военных связей между тремя странами будет способствовать мирному разрешению "корейской ядерной проблемы", созданию прочного мира и процветания в регионе. Важно чтобы Москва, Пхеньян и Сеул достигли взаимопонимания и слаженности действий, и не давали соперникам возможности разрушить это единство. В этом случае многие надежды и чаяния народов России и Кореи воплотятся в жизнь в уже ближайшие 4-5 лет.
Леонид Петров - Газета "Российские корейцы" Љ100 (февраль 2005), стр.4