Петров Алексей Станиславович: другие произведения.

Рассказы о Кракове (6). Легенды Кракова

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 04/07/2012.
  • © Copyright Петров Алексей Станиславович (aspetr2002@mail.ru)
  • Обновлено: 07/10/2013. 59k. Статистика.
  • Очерк: Польша
  • Иллюстрации: 28 штук.
  •  Ваша оценка:

      
      пытаюсь оторваться
      взлететь над жизнью
      но сверхъестественная сила
      держит меня на коротком поводке
      <...>
      это не законы Ньютона
      не теория Эйнштейна
      а мои собственные предки
      которым интересно
      что же было после
      заставляют меня
      продолжать разведку
      
      С. Мисаковский (перев. А. Базилевского)
      
      
      1.
      
      Однажды пригожим солнечным днем из ворот роскошного Дворца Под Кшиштофорами, что на Рыночной площади, выбежала растрепанная и сердитая кухарка с ножом и помчалась за удирающим от нее петухом. Приближалось время обеда. Алхимик Кшиштоф, который жил во дворце, уже знал, что ему подадут наваристый бульон и жареного петуха по-венски. Но тут случилась незадача: упрямая птица вырвалась из рук кухарки и выбежала на площадь. Петух скрылся в подвале дома, а рассерженная женщина, ругаясь и грозя беглецу кулаком, помчалась следом за ним. В лабиринтах гулких подвалов дворца ей не сразу удалось найти свою жертву. Когда же она подошла поближе, с ужасом поняла, что это вовсе не петух, а сам дьявол. Он насмешливо посмотрел на кухарку и, явно наслаждаясь ее испугом, сказал:
      - Вижу, ты уже не хочешь приготовить из меня жаркое, бульон или что там ещё.
      
      Онемевшая от потрясения женщина лишь промычала что-то нечленораздельное, и тогда дьявол в легком раздражении поднял свою когтистую лапу, призываю гостью к молчанию.
      - В благодарность за то, что ты оставила меня в живых... Ты ведь уже не зарежешь меня, правда? - нечистый явно издевался над женщиной. - Ну так вот: я решил тебя наградить. Насыплю тебе золота столько, сколько ты сможешь унести в своем переднике. Ты будешь богата и больше не станешь день и ночь гнуть спину на кухне.
      
      Он испытующе посмотрел на кухарку, осклабился в ехидной ухмылке и сказал:
      - Но у меня одно условие. Ты уйдешь отсюда немедленно, не оглядываясь, и никогда никому не расскажешь о том, кого встретила здесь, в этом подвале.
      
      Дьявол взмахнул рукой, и женщина увидела на сыром каменистом полу небольшую горку золота, которое в полумраке подземелья сияло ослепляющее, завораживающе.
      - Думаю, этого хватит, ты больше унести не сможешь, - задумчиво произнес черт. - Но помни: не оглядываться! Ни в коем случае не оглядываться! Это мое главное и единственное условие.
      
      Кухарка не заметила даже, как золото очутилось в её задранном переднике. Не помня себя, она поплелась к выходу.
      - Не оглядываться! - повторил дьявол и торжествующе захохотал. Этот его страшный смех взметнулся к тяжелым сводам готического подвала, потревожив дремавшее здесь много сотен лет эхо.
      
      Женщина шла довольно долго: она ведь петуха нашла не сразу, а теперь ей пришлось ещё тащить изрядную тяжесть в переднике, - а когда, наконец, поднялась к выходу из подвала и увидела яркий свет, услышала привычный гул рыночной площади, остановилась, опустила голову, посмотрела на золото, которое держала в своих руках - невиданное богатство, - а потом на последнюю ступеньку лестницы... И не сдержалась кухарка, оглянулась, пытаясь рассмотреть в зловещей темноте кряжистый силуэт дьявола. То ли подвело её извечное женское любопытство, то ли почувствовала она, что ей уже ничего не грозит... в общем, условие дьявола она не выполнила. И в тот же миг золотые самородки в ее переднике превратились в мусор - в камни, в комки высохшей перепрелой травы, в щебень и песок. Отчаянно вскрикнув, кухарка уронила свою ношу на пол и побежала к двери. Но не успела она увернуться от тяжелой дубовой створки - дверь с грохотом захлопнулась, успев отсечь несчастной женщине пятку...
      
      Эту страшную легенду расскажет вам любой краковский экскурсовод. Дворец Под Кшиштофорами, расположенный в доме N35 на Рыночной площади, там, откуда отходит улица Щепаньска, называют одним из самых красивых зданий города. Те, кто не верит в жившего здесь когда-то алхимика по имени Кшиштоф, утверждают, будто свое название дворец получил благодаря тому, что некогда здесь было найдено старинное изваяние святого Кшиштофа, покровителя стоявшей когда-то на этом месте каменицы. Считается, что и это изваяние, и сам дом появились здесь в 1370 году. Дворец же был построен гораздо позже, в XVII веке. Другие краковяне, настроенные мистически или, скажем, романтически, верят, что то золото, которое не смогла унести с собой кухарка, и сегодня лежит в подвалах дворца, и надо только суметь его найти. Утверждают даже, что золото принадлежало именно алхимику, а дьявол лишь следил за сохранностью сокровища.

    Рынок [А. Петров] Рыночная площадь со стороны Дворца Под Кшиштофорами. Фото автора

      
      Я неоднократно подходил к этому зданию, в котором сегодня расположен Исторический музей, но ничего разглядеть не сумел: фасад здания был завешен защитной сеткой и закрыт строительными лесами. Можно было видеть лишь черные кованые ворота да огромное полотнище до самой крыши с изображенным на нем дворцом во всем своем великолепии. Здание было на реставрации. Представляю, каких чудес насмотрятся строители, пока будут работать: поговаривают, что подвалы дворца - это сотни метров плохо исследованных коридоров, и вроде бы эти подземелья тянутся через всю площадь к Мариацкому костёлу. Вероятно, только они, реставраторы, смогут подтвердить или опровергнуть легенду о том, что эти лабиринты охраняются злобным василиском, у которого тело петуха, хвост змеи, а глазища жабы. Впрочем, смогут ли, если увидят это чудовище? Ведь достаточно одного взгляда василиска, и любой человек, на кого он посмотрит, превратится в камень.
      
      Словно были вокруг - василиски,
      брег стигийский, хор вурдалаков,
      словно сумрак ночи парижской
      видел в окнах полдневный Краков.
      
      К. Галчиньский (перев. Д. Самойлова)
      
      Таких легенд в Кракове множество, и путешественнику, который прожил в городе хотя бы неделю, трудно потом удержаться от того, чтобы не пересказать хотя бы некоторые из них. В других своих очерках я, например, уже упомянул о Вавельском Драконе, о Вавельских головках, о мече Шербеце и о чернокнижнике Твардовском. То ли ещё будет... Я знаю, что в Польше есть литераторы, публицисты, собиратели фольклора, которые выпустили уже не по одной и даже не по две книги, посвященные краковским легендам. Старая часть города словно создана для того, чтобы рассказывать сказки, а иногда просто байки об этих замечательных подвалах, костёлах и зданиях. При этом лучше, конечно, подойти к самому зданию, чтобы почувствовать дыхание времени и увидеть эти стены, эти купола и таинственные городские уголки. Так давайте же вспомним, что у нас за плечами сильные крылья нашего воображения, поднимемся в воздух и полетим над древним городом, над его флюгерами, колокольнями, черепичными крышами, полетим по воздушным волнам своей веселой фантазии!
      
      
      2.
      
      От Дворца Под Кшиштофорами несемся вдоль Славковской до первого переулка направо, на улицу Святого Томаша, а там уже и Флорианская, и... Да нет же, мы ведь летим! Поэтому - наискосок над площадью, над домами, к Флорианским воротам и дальше, за городские стены, над Барбаканом, дальше, дальше...
     

    Башня [А. Петров] Флорианские ворота. Фото автора

     
      Улица Флорианская, ворота Флорианские, а если перебраться через площадь Матейки, то пойдем и к костелу св. Флориана... Не слишком ли много здесь всего "флорианского"? Вы, наверно, удивитесь, что стоит нам выйти за Флорианские ворота, и мы попадём... в другой город - Клепаж. Вокруг Кракова таких предместий было несколько - Казимеж, Клепаж, Подгуже... Эти городишки давно уже находятся в черте Кракова - теперь это районы города, такие же, как, скажем, в Москве Кузьминки, Коломенское, Измайлово, Выхино и так далее, только добраться до них несравненно легче, чем до московских окраин: это гораздо ближе. Первый костёл святого Флориана был построен в Клепаже в 1185 году, а тот, который стоит там сегодня, сооружен в XIV веке. Поэтому-то - в честь святого великомученика Флориана - в средние века пригород Кракова Клепаж назывался... Флоренцией.
      
      С 1177 по 1194 годы правил в Кракове Казимеж Справедливый (Казимир II). Ему хотелось повысить авторитет Кракова в глазах Рима и всей Европы, придать святости и значимости своим костёлам. В 1184 году он обратился с просьбой к понтифику Люцию III, и папа римский отправил в Краков мощи святого Флориана. Когда-то Флориан был римским легионером, высоким должностным лицом цезаря, служил на территории нынешней Австрии. В 304 году (вероятно, 4 мая) за приверженность к христианству его казнили по приказу императора Диоклетиана - после пыток, ударов палками бросили в реку Энс (Анизу) в Паннонии, на родине Флориана, повесив жернов на шею. Говорят, при жизни он сумел потушить горящий дом одним кувшином воды, поэтому позже его стали считать покровителем пожарных. А изображают его чаще всего с кувшином в руках или с мельничным жерновом.

    Флориан1 [] Флориан2 фреска [] Святой Флориан

      
      И вот теперь процессия с мощами Флориана приближалась к Кракову. Вот как описал это событие великий польский историк Ян Длугош в своих хрониках: "Святые останки прибыли в Краков двадцать седьмого октября, и их принимали с великими почестями, демонстрируя знаки радости и воодушевления, князь Казимеж, епископ краковский Гедеон, все без исключения сословия и монастыри, которые навстречу ему вышли, отойдя от города на семь миль. Все радовались тому, что у поляков, милостию Божию, появился новый заступник и покровитель, а краковский кафедральный собор обретет новый блеск после возложения в нем тела святого мученика. Туда и поместили внесенные в храм в многолюдной процессии означенные мощи, и благодаря этому весомому деянию разнеслась далеко и широко хвала ему".
      Легенда гласит о том, что едва только торжественная процессия с мощами святого приблизилась к воротам Кракова, волы, тянувшие повозку, остановились, и никакая сила не могла заставить их продолжить путь. И только когда король Казимеж Справедливый и епископ Гедеон поклялись небесам, народу и, должно быть, волам тоже, что на этом месте поставят костёл в честь святого Флориана, повозка двинулась дальше. Так в Клепаже возник храм, строительство которого обошлось церковным властям и городской казне весьма дорого. Но именно в этом предместье Кракова почитали и почитают святого Флориана наиболее ревностно. В 1436 году святые Флориан, Станислав, Войчех и Вацлав были названы главными покровителями Польши.
      
      
      3.
      
      Если мы войдем в город через Флорианские ворота, оглянемся и поднимем голову - увидим на стене барочный барельеф (статую в нише) св. Флориана. Башня впервые упоминается в хрониках 1307 года, а барельеф с изображением святого мученика появился в этой нише на ее южном фасаде в XVIII веке.

    Горельеф [] Барельеф Святого Флориана на Флорианских воротах

     

    Внутри стрельчатого портала башни расположена... часовенка (капличка) с образом Божьей Матери "Песочной" ("Пясковэй") - ещё одной покровительницы города - и с алтарем, созданным в начале XIX века в манере классицизма. Как пишут путеводители, это позднебарокковая копия иконы. Северный же, наружный фасад башни украшен белым геральдическим орлом, изготовленный Сигизмундом Лангманом по рисунку Яна Матейки.
      Обычно в книгах о Кракове умалчивают о том, что на иконе изображена Богоматерь именно "Песочная", - видимо, авторы путеводителей не хотят загружать "несчастного" путника лишней информацией. Иначе пришлось бы снова пересказывать легенду о чудесном исцелении очередного правителя Кракова...
      
      В XII веке пришли в Краков монахи-кармелиты. С 1079 по 1102 гг. здесь правил князь Владислав I Герман, брат короля Болеслава Смелого, изгнанного из города за убийство епископа Станислава из Щепанова (об этом расскажу в другой раз - легенда знаменитая!). У князя Владислава Германа было "оториноларингологическое заболевание" (а попросту - "что-то с носом"), никак не мог излечиться от своего ринита. Однажды во сне к нему явилась Божья Матерь. Она посоветовала ему найти в городе место, где "на песке растут фиалки". Князь нашёл это место и, по совету Богоматери, потер свой нос песком. От этой болезни тогда не было лекарства, но князь Владислав, тем не менее, успешно излечился. И тогда он дал обет построить на этом чудесном песке монастырь. Там и поселились монахи-кармелиты (по преданию, орден основан пророком Илией и ведет свое начало от Бертольда Калабрийского, основавшего общину отшельников у источника святого Илии примерно в 1156 году, то есть лет на 60 позже чудесного исцеления носа князя Владислава Германа). Один из краковских кармелитов, обладавший талантами художника, решил написать образ Богоматери на стене возле бокового входа в костёл. Набросав эскиз Марии с Младенцем, он ушел на вечернюю молитву, а когда утром вернулся, чтобы продолжить работу, с удивлением обнаружил, что образ Богоматери уже готов! Чудесный облик Девы Марии привлекал к Монастырю На Песке множество паломников и был весьма почитаем ими. А в часовне Флорианской башни мы видим копию этой иконы.

    Владислав Герман [] Богоматерь []

    Владислав I Герман
    Божья Матерь Песочная

      

      А это уже не легенда, а скорее городская хохма. С 1881 года по улице Флорианской ходила первая в городе "конка" (конный трамвай). В 1901 году "конку" заменили трамваем электрическим. (Сколько ни напрягай фантазию, невозможно себе представить эти трамваи на довольно узкой улице: две линии - к центру и из центра - здесь вряд ли поместятся... или это какие-то другие трамваи.) Когда рельсы были уже проложены под аркой Флорианской башни, выяснилось, что закупленные трамваи ни за что не пройдут в ворота: не соответствуют им по высоте...
      
      4.
      
      Мы уже довольно долго ходим вокруг башни и возле этих стен, пора бы двигаться дальше. Но стоит рассказать ещё одну легенду - на сей раз касающуюся предвратного укрепления, Барбакана.
      
      В 1764 году польским королем стал Станислав Август Понятовский. Между прочим, это последний король в Польше, а в XIX веке страна уже обходилась без монарха. И тут следует добавить - "национального". Потому что с 1815 года внушительная часть Польши называлась Царством польским, которое находилось вроде как в "унии" с Российской империей, а на самом же деле попросту входило в состав России в результате нескольких разделов страны между Австрией, Прусским королевством и Россией... Но, углубившись в исторические дебри, мы уйдем слишком далеко. А сейчас надо просто вспомнить, что русским послом при польском дворе был князь Николай Репнин. В начале "царствования" короля Станислава Августа Н.В. Репнин получил широкие права в делах внутреннего управления Польшей, и напуганное этим польское дворянство решило отстаивать древние привилегии шляхты, хоть как-то защищать внутреннюю и внешнюю самостоятельность своей страны. В 1768 году в городе Бар (Подолия) магнатом А. Красиньским, подкоморием М. Красиньским, старостой из города Варки К. Пулавским и некоторыми другими польскими политиками была созвана конфедерация для решения этих задач. Она игнорировала короля, демонстративно обходило своего правителя молчанием, и Станислав Август обратился за помощью к Екатерине II. Та направила против конфедератов войска. Начался народный бунт во всей Речи Посполитой. Совет "Барской конфедерации" перебрался в Венгрию и оттуда руководил боевыми действиями против российской армии. Произошли серьезные военные столкновения в Бердичеве, Баре, Львове, Кракове.
      
      У защитников краковского Барбакана после тяжелого боя закончились патроны, и тогда краковский мещанин, позументщик и член стрелкового братства Марцин Орацевич (настоящая фамилия - Орач), живший в те годы в Серой Каменице на площади Рынок, зарядил ружье обыкновенной пуговицей со своего жупана. Он прицелился, выстрелил и попал в голову генералу Ивану Панину. Русские лишились командира, отступили, битва была ими проиграна. Через сто с лишним лет, в 1890 году, М. Орацевичу был поставлен бюст работы Михала Корпаля в Стрелецком парке возле Целестата (место, где участники краковского стрелкового братства упражнялись в стрельбе).

    Орацевич [] Марцин Орацевич

      
      Конечно, эта история выглядит фантастической. Вряд ли можно выстрелить из ствола ружья пуговицей, притом с такой силой и так метко, чтобы попасть в лоб противнику. Но... каково отношение к агрессору, таков и заряд... "Чтоб милым гостем быть, послушай мой совет: // Не вваливайся в дом с непрошенным докладом..." (А. Мицкевич). Никакого генерала Панина, впрочем, не было. Во всяком случае, в исторических документах, описывающих российскую атаку на Краков 22 июня 1768 года, такой фамилии нет. Польский историк В. Конопчиньский в своей книге "Барская конфедерация" (двухтомник вышел в 1934-1938 годах) предположил, что речь идет о подполковнике по фамилии Bock (вероятно, надо читать не по-польски - "Боцк" а на английский манер - "Бок"). А ранее, в 1792 году (то есть через 24 года после боевых действий у городских стен), монах Винцент Вытышкевич написал "отчет" об этих событиях - о штурме Кракова русскими войсками. В частности, там есть такой фрагмент: "Когда всё же пушечные выстрелы не смогли выбить ворота... Панин стал искать возможность и место возле Флорианских ворот, ехал на коне со своими офицерами, показывая места в стенах шпагой, - куда они должны были стрелять. А в это время дозорный, один из горожан, стоявший на стене, Марцин Орацевич из цеха позументщиков выстрелил в Панина и попал ему в грудь, а поскольку у того под жилетом было железо, ничего с ним не случилось. Узнав вражеского командира, Орацевич, снова зарядив ружье, прицелился в голову, а когда он попал в его шапку и прострелил ее, Панин поклонился меткому стрелку. Марцин Орацевич, вот так совершив дважды ошибку и промазав, немедля в третий раз набил своё ружье - как сообщают очевидцы, пуговицей от жупана - и, целясь в голову, попал в зубы и свалил Панина с коня. Офицеры увидели смертельно раненого генерала своего и пожелали поднять его с земли, но под густым огнем со стен полегло рядом с ним два офицера и много солдат. Среди павших офицеров был майор Кейт, число же убитых солдат достигло 27. Русские, потеряв во время этого штурма своего командира, тотчас же отошли от города <...>. Забрали они также тела погибших офицеров и похоронили в Штайнкеллеровском саду, где сегодня расположен Стрелецкий парк".
      
      Вероятно, от этих записок отца Винцента и берёт начало легенда о выстреле пуговицей от жупана. В 1889 году во время эксгумации российских офицеров, погибших в 1768 г. во время штурма Кракова, в одном из черепов была обнаружена глубокая огнестрельная рана под левым глазом, и это якобы подтвердило правоту донесения В. Вытышкевича о том, что Марцин Орацевич застрелил русского офицера. А двумя годами ранее на Барбакане появилась мемориальная доска, на которой ни единым словом не упомянута пуговица от жупана, а сказано дословно следующее: "Дня 22 июня 1768 года Марцин Орацевич, мещанин и позументщик, выстрелом с городской стены убил российского полковника, вследствие чего русские в тот же день от города отступили".
      
      
      5.
      
      От сторожевых стен и Барбакана до Рынка всего-то минут десять пешком, но здесь, на Флорианской, можно увязнуть надолго, рассказывая были и небылицы о некоторых домах, гостиницах, магазинах и ресторанах, расположенных на этой улице.

    Улица [А. Петров] Улица Флорианская. Фото автора

    Пожалуй, это вовсе даже не легенды, а исторические факты, а мы сегодня настроены слушать и рассказывать сказки. Поэтому просто пронесемся над Флорианской вперед, к башням Мариацкого костела, и выберемся на центральную площадь, многолюдную, красивую, незабываемую. Вот где можно рассказывать краковские легенды бесконечно! Что же это за город такой - город сокровенный, любимая игрушка Неба, город прошлого и будущего, фантазии и мечты?.. Одну из частей своей книги "Старый Краков" Н. Фролова назвала "Персонажи городского спектакля" - очень точное название. Кто только не участвует в этом извечном краковском представлении, развлекая туристов и наполняя сердца горожан законной гордостью за свой город: короли и поэты, алхимики и ремесленники, воины и архитекторы, музыканты и художники, стрельцы и авантюристы... Не последнее место в этой галерее городских типажей занимает знаменитый королевский шут Станьчик (ок. 1480-1560). Короли Александр I Ягеллон, Сигизмунд Старый и Сигизмунд Август были вынуждены терпеть его выходки при дворе и дерзкие высказывания; именно его, шута, портрет написал Ян Матейко - это одна из первых работ художника. Даты рождения и смерти Станьчика называются сегодня лишь приблизительно, настоящее имя шута неизвестно, зато во многих исторических романах, описывающих события конца XV и начала XVI веков, этот мудрец и резонер присутствует обязательно. Он никогда не лез за словом в карман и, судя по всему, умело пользовался своим положением юродивого, шута и чокнутого, а потому рубил правду-матку прямо в глаза королям и придворным. Станьчика называют польским патриотом, человеком образованным, наблюдательным, остроумным, к тому же хорошо разбиравшимся в тонких политических вопросах.

    Станьчик [] Шут Станьчик. Художник Я. Матейко, 1862

      
      Но о политике говорить сейчас не будем. А лучше вспомним забавный эпизод, случившийся на рыночной площади Кракова. Возможно, это тоже легенда... впрочем, ничего необычного в этой истории нет, всё выглядит вполне реалистично.
      
      Однажды Станьчик подошел на рынке к торговке глиняной посудой, заплатил ей за весь ее товар скопом, но посуду не забрал, а только сказал:
      - Я отойду ненадолго. Следи за мной: когда я взмахну платком, ты разобьешь все свои горшки и кувшины здесь же, не сходя с этого места.
      
      Вокруг шута всегда собиралась толпа зевак. Люди жадно ловили каждое слово Станьчика, и он знал об этом. Вот и теперь, подождав, пока соберется побольше народу, шут начал хвалиться тем, что он волшебник и в совершенстве владеет искусством магии. Люди слушали, удивлялись, качали головами, усмехались недоверчиво.
      - Не верите? - не унимался Станьчик. - Напрасно. Даже мой платок обладает волшебной силой: стоит мне взмахнуть им - и...
      Он сделал вид, что задумался, но это продолжалось недолго.
      -...и, например, любая торговка на этом рынке охотно перебьет всю свою посуду не задумываясь.
      
      Толпа загоготала. Станьчик же с невозмутимым видом достал из кармана платок, взмахнул... И верно, раздался грохот, звон - это одна из торговок вдруг стала бить горшки, чашки и кувшины, словно обезумела. Вскоре от ее посуды остались одни только черепки. Возникла напряженная тишина; толпа замолчала, люди были ошеломлены. И не выдержал Станьчик, громко расхохотался и выдал свой секрет.
      - Так сможет каждый, кто успеет первым заплатить торговке, - сказал он.
      
      
      6.
      
      Мы и не заметили, что сделали небольшой круг: начали наш прогулку в одном углу Рынка, возле Дворца Под Кшиштофорами, добрались до стен города, вышли в Клепаж, повернули направо, прошли через Флорианские ворота и по улице Флорианской вернулись на площадь. Любой турист, посетивший Краков, обязательно возвращается сюда, на эту площадь. Иногда по несколько раз в день. Расстояния в городе небольшие, а в центре вполне можно обойтись без помощи транспорта.
      
      Главное здание на площади - это, пожалуй, Мариацкий костёл (архипресвитерский костёл Вознесения Пресвятой Девы Марии - таково его официальное название). Да, конечно, интересны здесь, на Рынке, и торговые ряды Сукеннице, и костёл святого Войцеха, и Ратуша, но Мариацкий костёл - это символ Кракова, храм, овеянный легендами. О нем можно рассказывать долго: о том, что сначала на этом месте стояла романская церковь, основанная епископом Иво Одровонжем, а второй костёл, сооруженный здесь вместо романской церкви, был разрушен ордой Батыя в 1241 году; о том, что третий - нынешний - костёл сложен из кирпича ручной работы в XIV-XV веках и т.д. Целую книгу можно написать об этом великом храме и о людях, которые были связаны с ним. Но нам сейчас достаточно обратить внимание на то, что это костёл необычный: от основного корпуса, от "главного объема" (как это называют в путеводителях) тянутся вверх две готические башни, причем одна из них выше другой. И тут снова начинаются легенды.

    Костёл [] Костёл Картина []

    Мариацкий костёл
    Мариацкий костёл и Рынок. Художник М.Залеский, 1836. Собрание Краковского Исторического музея

      
      Будто бы строительством этого храма руководили две семьи. Они враждовали друг с другом, боролись за лидерство, за право называться главными и, в сущности, единственными строителями костёла. (Чувствуете? Великолепный зачин для увлекательной повести или пьесы об очередных "Монтекки и Капулетти".) Работы длились долго, вражда не способствовала успеху, и тогда главы семейств решили всё же объединиться, поженив своих детей: в одной семье была дочь на выданье, а в другой - парень хоть куда. Отец парня радовался: сын женится и автоматически станет главой семьи. Но папаша девушки был хитер и дальновиден. Он предложил заключить договор: новоявленные супруги будут руководить строительством каждой башни врозь - жена будет строить одну, а муж - другую, - и та семья, чья башня окажется выше и красивее, та и победит в споре и, в конечном счете, получит превосходство в новом союзе. Семья парня охотно согласилась: разве женщина может успешно руководить таким сложным предприятием? Но они не учли того, что работа работой, а любовь - дело, как говорится, молодое. Днем - строительство, а ночью... Молодая жена была темпераментна и хороша собой. К утру у мужа уже просто не оставалось сил на что-то другое, а супруга - ничего, всё так же свежа и полна бодрости... Так же бодро и бойко продвигалось строительство ее башни, а супруг не мог похвастаться успехами на своем участке. В итоге выиграла спор та семья, которая выдала дочку замуж. Её башня - "северная" - оказалась выше "южной" метров на двадцать. Да и, пожалуй, изысканнее, стройнее, чем другая. Но, откровенно говоря, это уже не имело никакого значения: супруги ещё больше полюбили друг друга, а их семьи, закончив общее большое дело, больше не враждовали.
      
      Я почти не сомневаюсь, что это сказка, хотя ничего сказочного тут нет. Но достаточно вспомнить, сколько длилось строительство костёла, чтобы понять: одной жизни вряд ли хватило бы. Тем более что гораздо известнее другая легенда - о том, как строительством этого храма руководили два мастера, два брата, уже построивших много красивых церквей и замков. Братья резво взялись за дело. Один строил южную башню, другой - северную. Младший работал вдумчиво, неторопливо, и было видно, что у него получается лучше; другой же торопился, его башня была выше. В такой ситуации неизбежны ревность и соперничество. В порыве зависти, понимая, что проигрывает, старший брат зарезал младшего. А потом, испугавшись своего злодеяния, покончил жизнь самоубийством, выбросившись с вершины своей башни на камни площади. Городские власти приказали немедленно закончить строительство, накрыть обе башни куполами, а имена братьев вычеркнуть из всех городских летописей. Готический шпиль высокой башни (по-польски он называется забавно - "осьмёбочна заостшона иглица", то есть "восьмигранный заостренный шпиль") дополнен "короной" (венцом из восьми башенок поменьше, со шпилями) - регалией Божьей Матери. А более приземистая южная башня увенчана, как пишут в книгах о Кракове, "ренессансным шлемом", "маньеристской конусообразной крышей" (а по сути это затейливый купол со шпилем, а рядом, по углам, ещё четыре купола поменьше).
      
      Сегодня имён этих братьев никто не помнит, и трудно поверить в то, что это подлинная история. В интернете сообщают, что эту легенду впервые "записал" Юзеф Мончиньский, бывший солдат наполеоновской армии, профессор Ягеллонского университета, автор множества научных работ и учебников. Но, представьте себе, нож, которым один брат зарезал другого, сохранился до наших дней! (Ну, как пел когда-то Владимир Высоцкий, "если повар нам не врёт".) Прочитав в путеводителе о том, что орудие убийства сохранено и в назидание потомкам демонстрируется публике, я почему-то не поверил, махнул рукой - брехня. А потом, узнав из другой книги о том, что нож по сей день висит в нише на наружной стене Сукенниц, в ста метрах от костёла, я пошел искать, чтобы убедиться воочию. "Что, вот так и висит? - сомневался я. - И никто, никакой "собиратель старины" его не трогает, никто не отважится его спереть, чтобы повесить у себя в прихожей над дверью на зависть гостям?" Я сделал несколько кругов вокруг торгово-музейного комплекса Сукенницы, и - надо же! - нашёл! Черный кухонный ножик довольно внушительных размеров прикреплен кольцами к старому чугунному кронштейну, висит высоко - просто так рукой не достать, а со стремянкой не придешь, засмеют, болтается над головой туристов, которые заходят в эту арку, и люди, кажется, далеко не всегда замечают его.

    Нож [А. Петров] Нож в арке Сукенниц. Фото автора

      
      Тут авторы легенд, что называется, "путаются в показаниях". Потому что по другому преданию, этим же ножом когда-то наказывали в Кракове воров. Если человек проворовался в первый раз, ему укорачивали волосы (а в те времена у мужчин была мода на длинные волосы), а если второй раз - отрезали уши.
      
      
      7.
      
      Каждый час с высокой башни Мариацкого костёла доносится звук трубы. Этот старинный сигнал называется "хейнал" (в переводе с венгерского - "утро"), а башню иногда величают "Хейналицей". Когда-то в прошлом трубач трубил утром, возвещая начало дня, а потом вечером, сообщая о том, что городские ворота закрываются. А в наше время, повторяю, - каждый час. Такая вот работа у человека: трубить с башни Мариацкого костёла. У них, наверно, как у врачей или пожарных - рабочий график, сутки через трое или что-то в этом роде, сменщики, профессиональный кодекс...
      
      Но почему мелодия хейнала обрывается так резко, на самой непредсказуемой ноте? Легенда гласит о том, что однажды трубач костёла первым заметил, что к городу приближается чужеземное войско, и стал трубить, чтобы предупредить об опасности. Вражеская стрела (одни пишут, что это стрела "татарская", другие - что дело было в XV веке... в общем, тут не все понятно) пронзила трубачу горло, музыкант погиб, мелодия оборвалась внезапно. И вот в память об этом смельчаке теперь регулярно со сторожевой башни Мариацкого костёла звучит хейнал, а туристы и жители города привычно задирают голову, стараясь разглядеть музыканта и помахать ему рукой. Трубач исполняет мелодию четыре раза за "сеанс", на четыре стороны света: сначала на юг, в сторону Вавеля, чтобы услышал король; потом на запад, для городских властей в Ратуше; затем на север, чтобы не дремали стражники у городских стен и ворот; и, наконец, на восток, для пожарной команды (там и сегодня расположена краковская пожарная часть). Каждый раз, закончив играть, трубач высовывается в окошко и машет рукой собравшимся у подножия башни людям. На нем форменная фуражка с голубым околышем и голубая рубашка с погонами и короткими рукавами (если на улице тепло, разумеется). Рассмотреть всё это на такой высоте, конечно, крайне трудно, но тут нас выручат многочисленные ролики в интернете: кому-то удалось снять Краковского трубача на рабочем месте во время исполнения им своих служебных обязанностей. Видимо, иногда туда, на башню, пускают зрителей. Но обычно туристы собираются на площади возле костёла или во дворике за костёлом, ждут положенного времени, слушают, а потом непременно награждают музыканта аплодисментами.

    Трубач2 [] Трубач []

    Краковский трубач

      
      "Особое впечатление создается ночью, когда Краков погружается в ночную тишину, - внезапно законченный, оборванный мотив навсегда остается в памяти", - сообщает один из буклетов о Кракове. Однажды я пришел послушать краковского трубача ночью. И тогда тоже раздались аплодисменты! Площадь не спала, не спал и трубач... Считается, что если тебе удалось увидеть трубача в окошке, если он помахал тебе рукой - это к удаче. Сначала я думал, что это и вправду не так просто, раз уж даже примета такая есть. Но потом приспособился разглядывать сигнальщика в окуляр видоискателя своего фотоаппарата и, таким образом, видел трубача много раз. Так что удача мне, видимо, обеспечена.

    Ночью [А. Петров] Мариацкий костёл ночью. Фото автора

     

     
      Мелодия хейнала - такая же узнаваемая примета города, как, например, бой курантов на Спасской башне в Москве. Обычай древний: трубач играл ежедневно на башне костёла с 1392 года до второй половины XVIII века. В 1810 году эта традиция возобновилась, и даже во время оккупации города гитлеровцами хейнал звучал дважды в день! 18 мая 1944 года капрал Эмиль Чех протрубил хейнал с башни Мариацкого костёла в честь победы над немецкими войсками под Монте-Касино в Италии. Поклонники польского кинематографа (а в польском кино город Краков показывают довольно часто - достаточно вспомнить такие известные фильмы, как "Катынь", "Винчи", "Йовита", "Сохранить город", "Скандал с Басей", "Калоши счастья", "Как быть любимой", "Потоп", "Свадьба", "Двойная жизнь Вероники", "Шаманка", "Огнем и мечом", "Иоанна" и другие) наверняка слышали этот "далекий звук трубы", но, возможно, не обратили на него внимания. Существовала легенда о том, что коль уж татаро-монгольская стрела оборвала сигнал с башни и Польша потеряла свою независимость, то вернуть свободу страна сможет только тогда, когда хейнал прозвучит с минарета в Самарканде ("столице татарского государства"). Примета кажется притянутой за уши, но ведь сбылась! В 1918 году польский трубач поднялся на минарет в Самарканде, сыграл свою мелодию, и вскоре Польша стала независимой. В 1927 году мелодия хейнала стала позывными 1-й программы польского радио. Краковский хейнал занесен в книгу рекордов Гиннеса: 11 июня 2000 года в Краков съехались 2000 трубачей со всего мира и сыграли эту мелодию одновременно.

    Сохранить город [] Ноты хейнала []

    Кадр из фильма "Сохранить город". Реж. Я. Ломницкий, 1976
    Ноты Хейнала

      
      Существует и шутливое объяснение тому, почему мелодия хейнала обрывается внезапно. Когда-то городские власти не повысили трубачу зарплату, и он ответил на это тем, что перестал доигрывать мелодию до конца. Такая вот форма протеста: "сколько платят - столько и играю".
      
      
      8.
      
      Давайте зайдем в Мариацкий костёл, чтобы услышать ещё одну знаменитую краковскую легенду. Заплатим в кассе какие-то 4-5 злотых и войдем. (Кстати, если вы хотите просто помолиться, для вас - другой вход, бесплатный, но тогда не будет возможности подойти близко к алтарю). Заходим... и понимаем, что наши глаза разбегаются, мы теряемся, оглядываемся по сторонам, поднимаем головы, чтобы разглядеть что-то там, высоко, наверху, мы не можем сосредоточиться, хоть на чем-нибудь сконцентрировать свое внимание. Здесь всё важно, всё красиво, всё интересно - высокие узкие окна, витражи, барокковая резьба на спинках скамеек в пресвитерии, боковые капеллы (часовни), готические своды, несколько распятий, многопудовые светильники, амвон, цибориум (хранительница Святых Даров), роспись на потолке, колоннах и стенах...
      
      Но самое главное, ради чего мы сюда сегодня пришли, - это деревянный алтарь работы Вита Ствоша, великий шедевр поздней готики с элементами Ренессанса. Это самый большой из средневековых алтарей Европы, и он, конечно, не легенда, а прекрасная реальность, но для меня это все равно какая-то волшебная, непостижимая сказка. О, как бы мне хотелось, чтобы вы увидели это моими глазами! Но алтарь Вита Ствоша - это Чудо Света, красоту которого, вероятно, невозможно описать словами или передать с помощью фотоснимков. Для того чтобы понять величие этого творения Мастера, нужно просто подойти к алтарю, замереть в восхищении, почувствовать масштаб того, что видишь, оценить пропорции и тонкую отделку каждой детали, каждого фрагмента, - стоять, стоять, запрокинув голову, понимая, что это было когда-то до тебя и останется после твоей смерти... Мы умрем, а это останется...
      
      Всё же давайте попытаемся рассмотреть алтарь как следует. Представьте себе огромный шкаф высотой 13 метров и шириной 11 метров. Если обе створки открыты, в центральной части этого "шкафа" мы видим огромные фигуры высотой чуть менее трех метров - сцену Успения Пресвятой Девы Марии, окруженной апостолами. Чуть выше - фигуры поменьше: это Вознесение Марии, - а на самом верху, на "антресолях" - Коронация Марии. Вся эта сложная, многоуровневая композиция стремится вверх, светится, блестит, сияет позолотой. Выражения лиц и анатомические особенности тел переданы с необыкновенной точностью; кажется, что не только ты рассматриваешь этих людей - они тоже смотрят на тебя. Вит Ствош достиг в своих деревянных скульптурах такой степени реализма, что сумел передать выражение взгляда, мимику, многочисленные складки на ткани одежды, напряжение вен на ногах, деформацию ладоней, следы кожных болезней...
      
      А как ночь бледнела над лесом,
      в ту надбрежную мастерскую
      снова мастер входил и резал
      руки, души и плоть людскую,
      
      и рубахи резал, и шубы,
      Вифлеемские дива и чуда,
      и Марии нежные губы,
      и кривые губы Иуды;
      
      золотые звездочки метил,
      ниже - яблочки круглолики,
      сам дивился: о, сколь он светел,
      тот брусок из дерева липы!
      
      К. Галчиньский. Вит Ствош
      (перев. Д. Самойлова)
      
      На внутренних поверхностях боковых створок алтаря - ещё шесть сцен из Библии (по три на каждой стороне): Благовещение Марии, Рождество Христово, Поклон трех Волхвов, Воскресение Христово, Вознесение Христово, Сошествие Святого Духа. Полиптих Вита Ствоша - это многофигурные композиции, полихромный горельеф (Ствош сам расписывал статуи, тонко подбирая краски), персонажи которого вырезаны из липы, а остов - дубовый. Если же закрыть створки алтаря, то перед нашими глазами появятся ещё двенадцать картин из Нового Завета (шесть из них - это те, которые были закрыты створками, а ещё шесть - на наружных поверхностях "дверей" это огромного "шкафа"): Рождение Марии, Посвящение Марии во Храме, Арест в Гефсиманском саду, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб и так далее.

    Алтарь1 [] Алтарь2 []

    Алтарь Вита Ствоша с открытыми и закрытыми створами

      
      Подсчитаем: всего Вит Ствош и его помощники изготовили 21 один горельеф с разными сюжетами, на каждом из которых размещены от трех до восьми человеческих фигур, существующих не просто так, а в пейзаже либо в интерьере с мебелью, с бытовой утварью либо с огнем в очаге. Плюс скульптуры Святого Войчеха и Святого Станислава по бокам от сцены Коронации Марии. Плюс генеалогическое древо Иессея (генеалогия Христа и Девы Марии) в нижней части Алтаря, а там на каждой ветке - тоже фигуры, не говоря уж о веточках поменьше и листьях на них... И всё вырезано из дерева! Это фантастика, это результат гигантского, подвижнического труда! Сколько нужно времени, чтобы вырезать хоть один такой сюжет размером никак не с ладошку человека?.. Алтарь создавался 12 лет и обошелся горожанам в сумму, соизмеримую с годовым бюджетом города Кракова.
      
      Отдал, что мог. Ничего не добавлю.
      Finis coronat opus. Верстак на покое.
      И я алтарем не ангелов славлю,
      А город, улицу, племя людское.
      
      К. Галчиньский. Вит Ствош
      (перев. Д. Самойлова)
      
      Настоящее имя Вита Ствоша - Вейт Штосс. Гениальный скульптор, архитектор и живописец жил в Нюрнберге, когда его пригласили в Краков. Ствош работал в польском городе 22 года, создал Алтарь Девы Марии и каменное Распятие Христа в Мариацком костёле, надгробие Казимира IV Ягеллончика в кафедральном соборе Вавеля. А кроме того - барельеф "Христос в оливковой роще" (хранится в краковском Национальном музее), надгробную плиту первосвященника З. Олеснецкого в Гнезно, надгробную плиту куявского епископа Петра в городе Влоцлавек, Эпитафию на усыпальнице Каллимаха в базилике Святой Троицы и др.

    Вито Ствош [] Ослепший Вит Ствош с внучкой. Художник Я. Матейко (1865)

     

     
      Вернувшись в Нюрнберг, художник много работал, но удача отвернулась от него. Вит Ствош слыл человеком неуживчивым, сварливым, предпочитал одиночество, не умел прощать обиды, легко ссорился с земляками. Жители Нюрнберга называли его "безумным горлопаном". Банк, где лежали все его деньги, однажды обанкротился; Вейт Штосс, чтобы вернуть свое состояние, подделал вексель, но эти его махинации были раскрыты. За такое преступление полагалась смертная казнь, но судьи пожалели художника и просто запретили ему покидать город. Вит Ствош попытался бежать, но был схвачен и заточен в тюрьму. После освобождения он, затаив обиду на городские власти, беспрестанно конфликтовал с сильными мира сего, устраивал публичные скандалы, нажил немало врагов, вел бесконечные тяжбы, постоянно проигрывал свои дела в судах, оспаривал решения судов и снова судился, судился...
      
      Создал многое, мог любое.
      Но не вырезал грубой, лукавой,
      блудодейки с горластой трубою -
      своей преходящей славы.
      
      К. Галчиньский. Вит Ствош
      (перев. Д. Самойлова)
      
      
      Умер Мастер в нищете и одиночестве. Немцы постарались забыть это имя навсегда, хотя художник оставил свои прекрасные творения и Нюрнбергу: распятие в Больнице Святого Духа, распятие для костела Пресвятой Девы Марии, скульптурную группу "Благовещение" в церкви Святого Вавжинца... А краковские ремесленники, отдавая дань уважения гениальному Мастеру, в 1958 году поставили на Мариацкой площади (которая граничит с центральной площадью города) небольшой фонтанчик со скульптурой "Жак" (фигуркой ремесленника, скопированной с алтаря Вита Ствоша). Вот так и стоит сегодня юноша-ремесленник перед фасадом костёла Святой Барбары, который тесно прижимается к Мариацкому: чуть наклонена влево в томительной меланхолии голова, опирается о колено и свисает вниз расслабленная рука, на лице парня печаль, а у ног его лениво бьют слабые струи воды, поднимаются и тут же падают бессильно - вода ли это? слёзы ли это?..

    Жак [А. Петров] Фонтан "Жак" на фоне костёла Святой Барбары. Фото автора

      
      Кстати, об этом костёле Святой Барбары, который примостился под бочок к Мариацкой базилике (он хоть и пониже, но тоже хорош собой), рассказывают байку, будто бы сложен он из кирпича, оставшегося после строительства соседнего великана, костёла Пресвятой Девы Марии, и вроде бы даже сами строители подрабатывали здесь в свободное время, шабашку себе устроили... Выдумки, конечно. Ведь костёл Святой Барбары построен в 1399 году, а потом, видимо, только реставрировался и переделывался. Это была кладбищенская часовня (кладбище отсюда, с Мариацкой площади, убрали австрийцы, когда хозяйничали в городе), а позже, с 1586 года, здесь была первая резиденция иезуитов в Кракове. Один из иезуитов - знаменитый теолог, писатель, политик и оратор Пётр Скарга - прославился яркими и страстными проповедями в этом храме: призывал ограничить власть Сейма и расширить властные полномочия короля, клеймил пороки польской шляхты, ратовал за церковную унию католиков и православных, выступал против принятия Сигизмундом III короны Швеции...
      
      
      9.
      
      А ведь не только творением великого Вита Ствоша прославился Мариацкий костёл! Цибориум создан по проекту итальянского художника Яна Марии Падовано. Многостенный барокковый притвор, ведущий в костёл и украшающий его фасад - работа итальянского архитектора и скульптора Франческо Плачиди. Средневековые своды покрыл росписью Анджей Радваньский, а образа в нескольких капеллах написал венецианец Джамбаттиста Питтони, который в XVIII веке считался в Венеции вторым живописцем после Тьеполо. В конце XIX века реставрационными работами здесь руководил Тадеуш Стрыеньский, а полихромную роспись выполнили Ян Матейко, Станислав Выспяньский, Влодзимеж Тетмайер, Юзеф Мехоффер - славные имена в истории польской культуры. В 1932-1933 годах алтарь Вита Ствоша был обновлен. В августе 1939 года, понимая, что скоро начнется война, поляки разобрали алтарь, скульптуры спрятали, а остов и остальные элементы увезли в Сандомир. Но гитлеровцы в 1940 году всё же нашли то, что было спрятано, и увезли в Германию. После войны фрагменты алтаря были обнаружен в Нюрнберге и в 1946 году возвращены в Краков. Фигуры и другие деревянные детали алтаря были тщательно законсервированы, но "коммунистические" власти долгие годы хранили всё это на Вавеле, не желая возвращать шедевр в костёл. Алтарь был восстановлен лишь в 1957 году.
      
      Следовало бы ещё вспомнить о том, что в течение шести лет (1952-1958 гг.) в Мариацком костеле служил молодой ксендз - краковский митрополит, кардинал Кароль Войтыла, ставший потом папой римским Иоанном Павлом II. Понтифик посетил этот храм трижды: в 1979, 1991 и 1999 годах (нетрудно представить себе, какой переполох тогда царил в городе: толпы людей, охрана, кордоны... - впрочем, это только мои фантазии).
      
      Но я ведь собирался рассказать легенду - именно легенду - о Мариацком костёле. Самое время вспомнить Историю Желтой Туфельки, которую увековечила в своей одноименной повести писательница Антонина Доманьска, а за нею и режиссер Сильвестр Хенчиньский, снявший фильм под тем же названием (почему-то в советском прокате переименованный на "Историю золотой туфельки").

    Кадр1 [] Кадр3 []

    Кадр4 [] Кадр2 []
    Кадры из фильма "История желтой туфельки"

      
      Во время очередных реставрационных работ во второй половине XIX века был найден за алтарем Вита Ствоша запыленный желтый башмачок детского размера. Реставраторы диву давались: разве мог кто-нибудь из мастеров носить такую обувь? Легенда утверждает, что туфелька принадлежала сельскому мальчику Вавжику. У паренька было необычное увлечение: найдет корешок или другой какой подходящий кусок дерева - и давай вырезать из него фигурки. Здорово у него получалось! Однажды так увлекся, что не уследил, как корова, которую он пас, залезла на поле приходского священника и вытоптала все посевы. Испугался Вавжик наказания и сбежал в лес. Заблудился, шел долго, и, в конце концов, дорожка вывела его к городу Кракову. Приютил мальчишку местный каноник, быстро угадал в нем большой талант и отдал в учение к знаменитому мастеру Виту Ствошу. Стал мальчик помогать немецкому художнику, вместе с другими подмастерьями трудился над деревянными фигурами для алтаря невиданной красоты. И так захватила его эта работа, что вот уже и Мастер похвалил Вавжика и даже сам король Казимеж Ягеллончик, который, узнав о заветной мечте парнишки, подарил ему желтые башмачки. Собирался Вавжик надеть эти туфельки в день торжественного открытия алтаря, да вот не вышло. Залез наверх, чтобы подкрасить одну из фигур алтаря, а туфелька возьми да и свались с ноги - упала за алтарь и пролежала там почти четыреста лет.
      
      10.
      
      Мы выходим из костёла на площадь, в людскую толчею, к прогулочным конным повозкам, к уличным музыкантам и циркачам, к цветочным лоткам и шумным голубиным стаям. Как и везде - как в Барселоне, Риме, Венеции, Париже - туристы охотно подкармливают голубей, протягивают к ним руки, фотографируются с голубями на ладошке и на плечах, радуются, улыбаются. Сами же горожане более осторожны: поглядывают наверх и непроизвольно прикрывают головы, опасаясь нежданных "птичьих сюрпризов". А краковская легенда утверждает, что это вовсе не голуби, а заколдованные воины...
      
      После смерти короля Болеслава III Кривоустого в 1138 году Польша осталась раздробленной на многочисленные мелкие княжества. И когда в 1288 году к власти пришел Генрик IV Неподкупный, вознамерился он объединить польские земли. Для этого требовалось согласие и поддержка папы римского. Дорога в Рим была долгой и трудной, денег на это предприятие не хватало, королевская казна опустела, и вряд ли можно было ожидать добровольных пожертвований богатых горожан. И тогда кто-то из придворных посоветовал королю обратиться к местной колдунье, которая жила в ближнем лесу и промышляла ведьмовством и черной магией.
      - Она может помочь, - сказали королю, - но с нею надо держать ухо востро: коварна и хитра...
      
      После недолгих раздумий отправился король Генрик к ведьме. Рассказал о своих бедах, попросил помощи.
      - Помогу, найду для тебя денег, - ответила колдунья, недобро сощурившись, - но при одном условии: ты поедешь в Рим один, а воинов своих оставишь в Кракове. Ты отправишься к папе, а дружина твоя на время превратится в голубей и будет ждать твоего возвращения.
      
      На следующий день королевские рыцари выстроились на рыночной площади, ожидая команды короля отправляться в путь. Но тут к ним подошла старуха, произнесла короткое заклинание - и стая голубей взлетела в воздух, поднялась над торговыми рядами, над крышами и храмами. Каждая птица в лапках держала по кусочку золота, и эти камешки падали, падали на землю... Опустилась стая на башни Мариацкого костёла, и стали голуби клювами стучать по кровле, и полетели на брусчатку площади золотые монеты... Наполнил король ими свои мешки и поехал в Рим. В дороге он сорил деньгами, бражничал, кутил отчаянно - тревожило его, жгло богатство, добытое случайно и легко. Всё растратил, ни одной монеты не осталось, а до Рима Генрик не добрался, повернул назад. Одни говорят, что в Краков он больше никогда не вернулся, исчез бесследно. Ну что ж, если учесть что правил городом сей "неподкупный" муж всего два года (1288-1290), то это похоже на правду. По другой версии, вернулся король домой, но ведьму найти не смог - пропала в лесных дебрях, а может и не было ее вовсе, может и не ведьма это была, а сам дьявол-искуситель... Остался король без королевства и без верной своей дружины. И по сей день кружат, кружат над городом голуби - над площадью, Ратушей, костёлом, - доверчиво опускаются на плечи и руки туристов, всё ждут, что придут король или ведьма, расколдуют их, снова превратят в рыцарей...

    Голуби [А. Петров] Голуби на Рыночной площади. Фото автора

      
      А теперь, как говорится, давайте серьёзно, без дураков. Что же это был за "король" Генрик IV и что это за тухлая история с растратой казны? Как-то не по-королевски поступил Генрик Неподкупный (так его называют в некоторых книгах, но по-польски "Prawy" можно перевести и как "честный", "праведный", "благородный", "законный")...
      
      И совсем он не был королем. В польской исторической литературе Генрика называют князем. О королевской короне он только мечтал, а для этого ему и правда нужно было взять верх над другими князьями-соседями, объединить польские земли, добившись поддержки папы римского. (Вот первое совпадение с легендой о голубях.) Двадцать лет Генрик был князем вроцлавским (1270-1290). В 1288 году умер краковский князь Лешек Чёрный, и Генрик понял, что у него появился шанс стать князем в Кракове и короноваться на Вавеле. Генрик IV мечтал об объединении польских земель и раньше. (Вот второе совпадение с легендой.) Существует даже версия львовского ученого Освальда Бальзера о том, что польские князья из рода Пястов Лешек Черный, Генрик III, Генрик IV и Пшемысл II якобы собирались составить коалицию и общими силами объединить Польшу.
      
      Вот как описывает это В. Грабеньский в своей "Истории польского народа": "...краковское мещанство, почувствовав силу при Лешеке Черном и желавшее иметь собственного ставленника-князя, призвало из Вроцлава Генриха IV Пробуса. <...> Цех мясников отворил Генриху краковские ворота, и ему подчинился каштелян Сулько вместе с рыцарством. Первоначально никто не осмеливался становиться Пробусу на дороге, <...> как вдруг неожиданно выступил Владислав Локоток". Вот так! Мало того, что он "Генрих", а не "Генрик" - теперь он ещё и "Пробус", а никакой не "честный" или "неподкупный". Историк Ян Длугош, например, называет его "Набожным". Видимо, это всё же синонимы... Во всяком случае, probus по-латыни "честный", "порядочный", "добротный", "скромный", "дельный" и т.д. - выбирайте любое слово. Далее: "Поддержанный великополянами и мазурами, он [Локоток] разбил силезское рыцарство и занял Краков, в котором, однако, долго не удержался. Когда цех мясников снова отворил городские ворота войскам Генриха Пробуса, Владислав, захваченный врасплох, искал спасения в бегстве".
      
      Главным соперником Генрика в борьбе за краковский трон был Болеслав II из Плоцка. Но Краков обороняла дружина каштеляна Сулка (в книге В. Грабеньского, судя по переводу, конечно, его называют "Сулько" - вот как всё непросто). 26 февраля 1289 года произошла битва между Болеславом и его адептами, с одной стороны, и Генриком Пробусом и его сторонниками, с другой. Генрик Пробус проиграл, а поддерживавший его опольский князь Болько I попал в плен к Владиславу Локотку. Но потом плоцкий князь Болеслав отказался от краковского трона в пользу своего брата Локотка.
      
      Всё это очень напоминает криминальный передел власти: братва с одной стороны, братва с другой, клички авторитетов, вероломные переговоры, жестокие разборки и пр.

    Генрик Пробус [] Генрик IV Пробус

      

      В следующих сражениях победа была на стороне Пробуса, который в середине 1289 года подошел с большим войском к стенам Кракова. Локотку удалось сбежать из города только благодаря помощи монахов-францисканцев, которые спрятали его в своем монастыре. Генрик Пробус был уже близок к тому, что исполнится его заветная мечта - объединение польских княжеств в одно государство. Но в 1290 году князь вдруг умер... Исторические хроники утверждают, что Генрика Пробуса отравили. (Так что ни в какой Рим он не поехал.) Об отравлении подробнее всех пишет немецкий историк Оттокар дер Хорнек, который утверждает, что Генрик Пробус отправил в Рим своего посланника, чтобы решить вопрос о скипетре и короне. Гонец вез с собой огромную сумму - 12 тысяч гривен, но по пути украл 400 гривен, а папе римскому попытался подсунуть... фальшивые деньги! (Выходит, всё же не врёт легенда, повествуя о растрате казны!) Обман был раскрыт, папа прислал Генрику гневное письмо. Растратчику удалось сбежать в Венецию, а Генрик всеми способами пытался его поймать и привезти в Краков. При королевском дворе во Вроцлаве служил медиком брат беглеца. Этому лекарю было поручено потихоньку добавлять королю яд в пищу. Другой княжеский врач вовремя распознал симптомы отравления и сумел спасти своего правителя тем, что подвешивал Генрика за ноги, добиваясь сильной рвоты у нечастного с целью очищения его организма. Но убийце удалось нанести яд на нож, которым Генрик резал хлеб. Отравителя в конце концов разоблачили, но было поздно. Умирая, Генрик IV попросил во имя христианского милосердия не подвергать наказанию своих убийц...
      
      Польский историк Ян Длугош (1415-1480), опираясь на древние источники, в своих хрониках "Historiae Polonicae" тоже подтверждает факт отравления: "Князь вроцлавский Генрик IV Пробус, или Набожный, чувствовал усиливающиеся недомогания из-за принятого яда <...>. Отрава донимала его уже полгода, и, чувствуя, что воздействие яда всё сильнее, он вызвал епископа вроцлавского Томаша и знатных людей, чтобы объявить свою последнюю волю, поскольку не оставил он никакого потомства. Княжество вроцлавское он назначил своему дяде Конраду, а княжество краковское и сандомирское - великопольскому князю Пшемыслу. Раздав остатки своего имущества частично костёлам, частично - своей жене Матильде, частично - бедным людям, он умирает двадцать второго июля в замке вроцлавском и похоронен в только что построенном им костёле Святого Креста".
      
      Вот так! А говорят, что "проворовался", "не вернулся в Краков", "лишился королевства и дружины своей"... Надо, надо иногда обращать внимание на легенды, много нового можно узнать...
      
      Красивую легенду о голубях повторяет каждый, кто пишет о Кракове. Восхищает меня талант краковян сочинять легенды о своем городе! Иногда мне кажется, что они и сами верят в них, а если даже и не верят, то всё равно тщательно охраняют их, берегут от нескромных ухмылок и мыслей... И вот уже трубят хейнал 2000 приезжих трубачей, по улице скачет Лайконик, на Барбакан вешается мемориальная табличка с напоминанием о подвиге позументщика Марцина Орацевича, а популярная писательница сочиняет повесть о желтой туфельке...

    *******************************

    Книга о Варшаве того же автора - в московском издательстве "МИА": А.С. Петров "Полонез по-русски, или Заграница.pl.ru":

    ПОЛОНЕЗ ПО-РУССКИ, или Заграница.pl.ru

     

  • Комментарии: 5, последний от 04/07/2012.
  • © Copyright Петров Алексей Станиславович (aspetr2002@mail.ru)
  • Обновлено: 07/10/2013. 59k. Статистика.
  • Очерк: Польша
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка