Аннотация: Практическое пошаговое руководство - как самостоятельно открыть фирму в Хорватии.
Открыть компанию в Хорватии традиционно можно тремя способами:
1. Прибегнув к услугам консалтинговых компаний или частных лиц, которые помогают в открытии фирм. Стоимость такой услуги обычно колеблется в районе от 500 до 2000 евро.
2. Компанию вам откроет агентство, уже после того, как вы выбрали объект недвижимости и внесли залог. Помощь в открытии компании обычно входит в стоимость услуг агентства. По закону стоимость услуг агенств по продаже недвижимости не должна превышать 3% + НДС от суммы покупки.
3. Вы можете открыть компанию самостоятельно за 24 часа, оплачивая только обязательные при открытии компании платежи и услуги переводчика, или даже без него.
Традиционная процедура регистрации компании в общинном суде еще некоторое время назад занимала от 2 до 4 недель. С недавнего времени стало возможным, с использованием государственного онлайн сервиса республики Хорватия, регистрировать компанию за 1-3 дня, в зависимости от дня недели. Единственная оговорка, что этот сервис доступен только для тех, кто вносит уставной капитал фирмы в деньгах. Если ваш взнос в уставной капитал фирмы, например, интеллектуальная собственность, то воспользоваться этим способом вы не сможете.
Информация на английском и хорватском языках доступна на сайте www.hitro.hr, там же описан и порядок действий, адреса и телефоны офисов HITRO в различных районах Хорватии.
К сожалению, порядок действий, при открытии компании описанный на сайте не дает для иностранцев достаточно информации, поэтому не зависимо от способа открытия компании, который вы выберете, вам пригодится информация, представленная ниже. Изложенный порядок действий представляется нам оптимальным, исходя из нашего опыта, но, конечно, мы не претендуем на истину в последней инстанции, и отдельные нюансы могут быть у всех.
Для приобретения недвижимости обычно регистрируют компании с формой собственности d.o.o., то есть общество с ограниченной ответственностью. Учредителями вашей хорватской компании могут быть физические лица (или одно лицо), и доля каждого владельца должна быть определена в уставном капитале. Если вы планируете в дальнейшем получать разрешение на работу как основатель компании, то ваша доля в компании должна быть минимум 51%.
Для того, чтобы самостоятельно открыть хорватскую компанию, вам необходим загранпаспорт и 25.000 кун, из которых - 20.000 кун - это минимальный размер уставного капитала, 5000 кун вы потратите на оплату нотариуса и различных сборов и пошлин. Если вы планируете работать в своей компании, то по новому закону об иностранцах, вступившему в силу 1.01.2012 г, уставной капитал компании должен быть не менее 100.000 кун. - если вы планируете работать как ключевая персона, и 200.000 кун - если вы планируете оформляться как основатель компании.
Уставной капитал в дальнейшем поступит на счет вашей фирмы и может быть использован для оплаты товаров и услуг, необходимых для деятельности компании.
Непосредственно перед процедурой открытия компании необходимо определиться с несколькими моментами.
Необходимо выбрать бухгалтера. Почему мы ставим этот пункт на первое место? Потому что от выбора бухгалтера будет зависеть насколько легко или сложно вам будет даваться все остальное. Поскольку ваш будущий бухгалтер заинтересован в сотрудничестве, он подскажет вам и поможет со многими дальнейшими шагами.
Чтобы выбрать бухгалтера, определите для себя, каким образом вы планируете дальнейшую коммуникацию с ним: на английском или другом иностранном языке, или же вы будете в дальнейшем общаться с ним на хорватском (что совсем не сложно, после нескольких месяцев пребывания в стране). От этого может зависеть и стоимость услуг бухгалтера. В некоторых районах Хорватии, например в Истрии, сейчас уже стало возможным найти и русскоговорящего бухгалтера, но обойдется он вам дороже. Также есть целые компании, которые специализируются исключительно на оказании бухгалтерских услуг и обслуживают несколько сотен фирм. Работают они, как правило, хорошо, и услуги у них обойдутся вам дешевле, поскольку все стандартизировано и поставлено на поток. Может быть, своего бухгалтера посоветует вам кто-то из уже обосновавшихся в Хорватии людей, или, например, консалтинговая компания, в которую вы обратитесь для помощи в открытии фирмы или других консультаций. В любом случае - выбор за вами.
Если вы, следуя нашему совету, открываете компанию до того как выбрали объект недвижимости, и у вас еще нет договоренностей по поводу предоставления вам юридического адреса какой-либо иной компанией, то при выборе бухгалтера, узнайте у него, может ли он предоставить вам юридический адрес для регистрации компании (временный или постоянный). Часто бухгалтер соглашается это сделать бесплатно (в счет стандартной стоимости своих услуг) или за дополнительную ежемесячную плату в размере от 100 до 300 кун. Это удобно в дальнейшем, поскольку многие счета и официальные документы приходят по почте на юридический адрес фирмы и таким образом, они будут автоматически попадать к бухгалтеру, и вам не надо будет их каждый раз приносить самостоятельно.
2. Выбор нотариуса. Лучше, если нотариуса посоветует вам ваш бухгалтер. В этом случае, вы, возможно, сможете обойтись без судебного переводчика. По закону, если вы не владеете хорватским языком, то при открытии компании в процессе общения с нотариусом необходимо пользоваться услугами судебного переводчика. Но когда вы приходите по рекомендации (например, бухгалтера), и способны хотя бы минимально коммуницировать с нотариусом на каком-либо другом языке (например, английском), то нотариус может и "закрыть глаза" на отсутствие переводчика.
В любом случае стоимость услуг переводчика невелика и составляет 30-50 евро, правда договариваться с ним необходимо заранее. Расценки на различные услуги нотариусов в Хорватии могут отличаться в зависимости от региона и популярности нотариуса, но, как правило, услуги по регистрации компании, обойдутся вам около 3500 кун. Если учредителей много, то стоимость может быть выше.
Альтернативный вариант - вы можете зайти в первую попавшуюся нотариальную контору, прихватив с собой судебного переводчика.
Если нотариуса вам посоветовал бухгалтер, то еще одним плюсом этого, может быть вероятность договоренности об оплате нотариуса уже после того, как компания будет открыта и будет возможно распоряжаться деньгами из уставного капитала. В этом случае бухгалтер сможет оплатить и провести затраты на нотариуса через бухгалтерию вашей компании.
Если же нотариус посторонний, то оплата его услуг может быть осуществлена двумя способами: вы оплачиваете его услуги прямо на месте, или оплачиваете его счет в банке.
3. Выбор названия компании.
Перед походом к нотариусу, необходимо определиться с названием компании. Когда вы придете к нотариусу, он сможет проверить, существует ли уже такое название в реестре хорватских компаний. HITRO в англоязычной части сайта заявляет о возможности проверить на наличие существующих названий компании онлайн, но в хорватской версии сайта есть сноска, что в данный момент этот сервис не доступен, и с недавнего времени проверить потенциальное название компании стало невозможным и непосредственно в офисе HITRO.
Лучше, если вы придумаете 2-3 названия, чтобы не тратить потом лишнее время на подбор в ариантов, если первое имя уже существует. Название должно содержать латинские или хорватские буквы и слова, и должно иметь какой-то смысл, хотя по факту проходят самые разные букво и словосочетания, зачастую не имеющие никакого смысла. Не смотря на это, советуем слишком с названием не мудрить, иначе регистрация компании может затянуться, если суд сочтет название не приемлемым по каким-либо причинам.
4. Выбор видов деятельности компании.
Если вы планируете открыть компанию исключительно для покупки недвижимости, то основными видами деятельности компании мы советуем вам указать туристическую деятельность, предоставление услуг размещения, купля-продажа, вся деятельность, связанная с недвижимостью, а также строительство и ремонт.
Если вы в дальнейшем планируете вести бизнес в Хорватии, то направление вашей предполагаемой деятельности укажите как основное, а все выше перечисленные как дополнительные, поскольку они вам наверняка пригодятся.
Если вы предполагаете организовать в дальнейшем бизнес в Хорватии, но не определились с направлением, то выберите вышеозначенные виды деятельности как основные, а далее попросите включить в список все остальное, что только возможно. В итоге получится внушительный список того, чем фирма может заниматься, зато вам не придется впоследствии платить нотариусу дополнительные 500 евро за добавление вида деятельности фирмы, если вы захотите, например, изготавливать сувениры и т.д.
5. Если учредителей несколько, то вы должны определить членов правления компании, то есть директоров. Если учредитель один, то, как правило, он же становится и директором.
6. Юридический адрес компании.
С юридическим адресом также есть несколько вариантов:
1. Вы договариваетесь со своим бухгалтером о предоставлении вашей компании юридического адреса, временно (пока вы не купите недвижимость) или на постоянной основе.
2. Юридический адрес может предоставить консалтинговая компания, оказывающая такие услуги. Стоимость такой услуги обычно составляет от 100 до 300 кун в месяц.
3. Если вы открываете компанию при помощи агентства недвижимости, это значит, что вы определились с объектом покупки и юридическим адресом вашей компании будет фактический адрес вашей недвижимости.
7. Получаем OIB. Непосредственно перед открытием компании вам необходимо получить персональный идентификационный номер OIB (Osobni identifikacijski broj), который вы можете получить в местном налоговом управлении (porezna uprava). Выдается OIB бесплатно и процедура занимает максимум 2 дня, а часто его выдают прямо в момент обращения. Вам необходимо будет заполнить стандартную форму заявления, помочь вам в этом может ваш будущий бухгалтер, нотариус или переводчик. Каждый из учредителей фирмы должен иметь персональный идентификационный номер - OIB.
8. Купите хорватский телефонный номер. Это можно сделать не только в салонах связи, но и просто в магазине или киоске с газетами. Этот номер вы будете указывать в своих данных при заполнении бумаг, и на него вам будут звонить из HITRO, когда решение об открытии фирмы будет готово.
9. Далее, все будущие учредители фирмы отправляются к нотариусу, он фиксирует всю информацию, ваши данные паспортов, название компании и т.д. и подготавливает необходимые документы для регистрации компании. Для подготовки документов нотариусу потребуется некоторое время. Это может быть и пара часов, но обычно договариваются о встрече на следующий день. Если учредителей несколько, то присутствовать и подписывать документы должны все учредители.
10. После нотариуса вы со всеми бумагами отправляетесь в офис HITRO, там ваши бумаги примут и подскажут, где находится ближайший офис компании FINA, где вы сможете оплатить все необходимые пошлины. Оплатить пошлины и взнос в уставной капитал можно также в любом хорватском банке. Все необходимые для этого счета (uplatnice) вы возьмете в HITRO, образцы заполнения этих счетов вы можете заранее посмотреть на сайте HITRO, www.hitro.hr, правда, открываются они пока только в хорватской версии сайта в разделе PRIMJERI UPLATNICA. После оплаты взноса и пошлин, вы передаете подтверждающие оплату документы служащему в HITRO, он прилагает их к вашим бумагам и весь пакет документов направляет электронным путем в соответствующий общинный суд.
На этом все, и вам остается только ждать. HITRO на своем сайте заявляет регистрацию компании за 24 часа, но на практике это зависит от дня недели и загруженности конкретного суда, и может занять от 1 до 3 дней.
Как только решение суда об основании компании будет готово, суд, также электронным путем отправляет его в HITRO, и сотрудники HITRO информируют вас об этом, обычно по телефону, который вы указали при заполнении документов.
11. После того, как вам сообщат, что решение суда о регистрации вашей хорватской компании готово, вы опять приходите в HITRO, где одновременно с решением суда вам выдадут и OIB вашей компании.
Тут же вы сможете заполнить форму для получения номера статистического учета вашей компании (Matični broj). В том числе он будет вам необходим для открытия счета вашей компании в банке.
12. На этом этапе вы уже можете заключать официальный договор с вашим бухгалтером и вместе с ним открывать счет вашей компании в хорватском банке. Выбор банка, конечно, остается за вами, но лучше выбрать тот, с которым ваш бухгалтер уже активно работает. Также мы советуем вам сразу оформить доступ к счету компании через интернет, аналогично нашей системе Банк-Клиент. Вы сможете в любое время и в любом месте земного шара, где есть интернет, отслеживать движение по счетам, а бухгалтер сможет совершать оплаты, не выходя из дома.
13. Также вам будет необходимо заказать изготовление печатей компании, о чем можно вполне попросить бухгалтера. Если в компании предполагаются работники, то бухгалтер также регистрирует компанию в фондах пенсионного и медицинского страхования.
На этом все процедуры по открытию компании закончены, компания может нормально функционировать, а значит, вы можете приступать к покупке недвижимости.
Все материалы по теме: Практическое руководство - как самостоятельно купить недвижимость в Хорватии, читайте на сайте www.crolife.ru