Когда-то мы любили песню со словами: "Жизнь моя кинематограф - черно-белое кино". Ещё любили сравнивать свою жизнь с зеброй на переходе. Успокаивая себя таким образом, что за чёрной полосой обязательно последует белая.
А Рав Нахман из Брацлава говорил, что наша жизнь похожа на песню - иногда она радостная, а иногда печальная.
Но ещё можно сравнить жизнь со светофором. Иногда горит зелёный свет - иди, а иногда красный - стой! Мы должны уметь прислушиваться к внутреннему голосу, который подскажет нам, как действовать. Мы же часто не чувствуем этого невидимого светофора: идём напролом на красный и бестолково топчемся, когда надо действовать. Как говорится в известной притче: "Господи! Дай мне силы сопротивляться тому, что я могу изменить, дай мне терпение смириться с тем, что я не в силах изменить и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого!".
Но есть в нашей жизни одна чёткая подсказка, явный светофор - Шабат! Чётко определенно: красный - стоп суете и всяким делам, зелёный - простор мысли и духа!
По Субботам я люблю читать книгу Невиим (Пророков). А так как у нас сейчас бурные разговоры о роли судей в обществе, то я обратилась к главе Шофтим (Судей).
Решила сделать этакую "минирегрессию", погрузиться во времени на несколько тысячелетий назад. Да, конечно, в те времена судьи не осуществляли роль, предназначенную им в наше время. Тогда они были кем-то вроде наших нынешних премьер-министров.
Это было время, когда только что скончался пророк Иегошуа, и старейшины не смогли объединить весь народ. И дальше идёт фраза, которая проходит Рефреном через всю книгу Судей: "И оставили они Господа, Бога отцов своих, выведшего их из земли Египетской, и последовали за богами другими..." Народ был в угнетённом состоянии, их постоянно грабили и обижали. "И стало им очень плохо". "И поставил Господь судей...".
Кто же были эти Судьи?
Эхуд из колена Биньяминова. Он втёрся в доверие к Эглону, царю Моавитскому и, воспользовавшись моментом, убил его обоюдоострым мечом, спрятанным под одеждой. Затем евреи перебили множество моавитян, и был покой восемьдесят лет. Но в наше время такое решение вопроса невозможно, т.к. у нас демократия, запрещена смертная казнь.
Дальше, естественно идёт Рефрен. К власти пришла Двора-пророчица.
В соответствии с повелениями Господа, она отдала точные распоряжения, кому куда идти и что делать. Но тут заупрямился полководец Барак: "...не пойдёшь со мной, я не пойду". "И сказала она: готова я пойти с тобой, только ведь не твоей будет слава на этом пути, которым ты идёшь, ибо в руки женщины предаст Господь Сисру". Её точные расчёты оправдались - мощные колесницы Сисры были унесены потоком Кишона.
Найдётся ли в наше время лидер, который согласится, чтобы слава победы досталась женщине? Когда, даже зарплата моей кузины ниже зарплаты её предшественника, только потому, что она женщина, и это ей объяснили открытым текстом!
Рефрен. Значит опять худо, опять вопли и стоны и новый Судья.
Очень интересный момент. Гидон, в дальнейшем Йеруббаал, скромный труженик, не пророк, но является ему ангел Господень и объявляет, что Господь с ним. Гидон долго не верит, требует всё новых доказательств, что Вс-вышний с ним и, только убедившись в этом, проявляет смекалку и всего лишь тремястами воинами изгоняет целый стан врагов! А в наше время? Никто и не требует никаких доказательств, полностью полагаясь только на мощь своей армии.
Рефрен. Судья Ифтах. Несмотря на то, что он был сыном блудницы, изгнанным сыновьями его отца, старейшины попросили именно его выйти на борьбу с Аммонитянами. Он согласился при условии, что в случае победы станет главой. Он вёл усиленную челночную дипломатию, постоянно посылал послов к царю Аммонитян. А когда исчерпал Ифтах все политические возможности переговоров, когда понял, что нет у него партнёра по переговорам, "И был на Ифтахе дух Господень...". И тут жуткий момент: почему надо дать обет вознести во всесожжение живого человека, выходящего из дверей его дома по возвращении с победой. Ещё ужаснее, что навстречу ему выходит... его единственная дочь.
Рефрен. Всем хорошо известен судья Самсон назир (Самсон назорей, как назвал его З. Жаботинский). Стал известен всему миру благодаря К. Сен-Сансу, его опере "Самсон и Далила" Предположу, что и в наше время найдётся женщина, готовая не прикоснуться к виноградной лозе ни в каком виде, ради счастья родить ребёнка. Верю, что найдётся мужчина, способный воздержаться от употребления не только вина, но и всего связанного с виноградной ягодой, не стричь волосы, но хватит ли духовных сил обратиться ко Вс-вышнему с последней просьбой. Самсон попросил силы, чтобы схватиться за два средних столба. Упёрся так сильно, что обрушился дом. Погиб он сам, а вместе с ним и множество его врагов.
И ещё одно событие произошла в период, "когда судили судьи". Мудрецы считают, что это случилось при судье Ивцане, который судил народ Израиля семь лет сразу после шестилетнего правления Ифтаха.
Конечно же, это история гийорет Рут. Её слова: "...Твой народ - мой народ и твой Б-г - мой Б-г" всем хорошо известны. А все мы? Разве мы не геры? Все мы стояли у горы Синай, клялись исполнять и слушаться, и стали евреями. Только у некоторых из нас сохранилась крепкая генетическая память, а у некоторых отшибло не только генетическую память, но и развился прогрессирующий склероз, и они не помнят даже то, что было год назад...
А я очень люблю истинных геров! Среди моих друзей есть много геров, которым я полностью доверяю! Доверяю и христианам, которые не хотят принимать иудаизм.
А вот кому я не могу никак доверить, это двуличию иудо-христиан! Я их называю: "ласковый телёнок двух маток сосёт". По закону о возвращении они въехали в страну, по израильским законам получили корзину абсорбции, многие получают пособие из Института национального страхования, но при этом не отказываются и от подачек заморского дяди-миссионера. 200 лет назад реформаторы в Германии призывали евреев быть немцами Моисеева вероисповедания, быть немцами на улице и евреями дома. Наши евреи в Израиле ведут себя как евреи на улице и как христиане дома, со своими свечечками перед иконками; заходят в синагогу и не упустят случая поехать на экскурсию по христианским местам поклониться гробу господню. Если и дальше будет увеличиваться количество их сект, то я не знаю, что ждёт Израиль...
По вечерам, совершая вечернюю прогулку перед сном, я по-стариковски ворчу, видя отдельные группки молодёжи. Кто-то покуривает травку, кто-то распивает (не прохладительные напитки), кто-то врубает на полную мощность динамики в машинах, стоящих под окнами жилых домов. Они знают, что израильский закон на их стороне: шуми, сколько хочешь до 11 часов. А, если кому-то плохо или рано вставать на работу и захотелось человеку лечь спать раньше одиннадцати? Но всех их объединяет одно - отборный русский мат!
Кто эти ребята? Это не те, кто приехали по одной из программ Сохнута. Те или выучились, полностью влились в израильское общество, некоторые и родителей уговорили приехать, а другие со словами "Я взял от Израиля всё, что мне нужно", вернулись в страну исхода.
Нет, это ребята, которые ждут, когда их еврейские мамы не смогут больше удерживать их в Израиле, и они вернутся в Россию, к своей привычной обстановке, к своим куполам и берёзкам, есть такие, которые, я надеюсь, "перебесятся", станут законопослушными гражданами Израиля, отслужат в армии, обзаведутся семьями. Они всю жизнь будут слушать русские песни, читать русские книги, смотреть российское телевидение, не очень любят (мягко выражаясь) всё, что их здесь окружает, но и деваться им некуда... Может быть, поплачутся в Канадском посольстве и поедут осваивать огромные заснеженные пространства этой страны. Это в лучшем случае! В худшем - их посадят на лошадей и пошлют "сворачивать", а что они при этом говорят, все мы слышали из уст очевидца. Хорошая новость! Больше не будет конной полиции! А что? Слезоточивый газ?
Я всё-таки надеюсь, что я ошибаюсь. Из них вырастут честные порядочные люди, они полюбят эту страну, будут преданны своей Родине!
Но то, что я видела на днях, заставило меня серьёзно задуматься. Гуляю я перед сном, и идут мне навстречу милая пара: молоденькие парень и девушка в обнимку, у него за плечами висит что-то типа гитары в чехле. И с ними ещё один молодой парень. Обратила я внимание, что у того, что с гитарой, немодная причёска - волосы до плеч, но тут подул ветерок и обнажил выстриженные бока на голове, как у бритоголовых. Я решила, что это новая мода у молодых. Через десять минут они снова повстречались мне на другой улице. На углу они нежно прощались, обнялись, поцеловались и... приложили кулачок правой руки к левой части груди, а потом подняли его вверх над собой, что-то при этом говоря. Я бы не обратила внимания на этот жест, если бы недавно в Интернете не видела видеоролик митинга фашистов в США летом 2006 года, где нацисты с искажёнными от злобы лицами несколько раз повторяли этот жест. Что же это происходит? К какой организации принадлежат эти ребята? Кто те взрослые, которые их направляют? Где Шабак? А Шабак занят борьбой с еврейской праворадикальной группой. Расследование об осквернении синагоги свастикой они замяли, пустив в народ "утку" о том, что это, якобы сами религиозные и сделали от нечего делать. И народ с удовольствием эту "утку" проглотил. Потому и тревожно мне...
Скоро я подберусь к чтению книги Царств. Говорят, что во время правления царя Соломона было запрещено принимать иудаизм, не по "идеологическим" представлениям, а просто жизнь была такая хорошая в Израиле, что многие стремились стать её гражданами из материальных соображений.
Кажется, мы приближаемся к этому периоду, судя по ажиотажу в Министерстве внутренних дел!