Аннотация: Есть у нас левые евреи-интеллектуалы, Есть у нас правые евреи-интеллектуалы, а сейчас есть и православные евреи-интеллектуалы.
Какая неожиданная новость: диссидент Буковский собирается баллотироваться на пост президента России! Узнала я об этом из беседы с ним журналистки газеты "Вести" Ирины Солганик.
Сначала я решила, что молодцы российские правые: собираются выдвинуть единого кандидата. Но, кажется, это просто игра в демократию. И Каспаров (которого постоянно посылают то в Израиль, то в Армению) собирается баллотироваться, и Буковский. Каждый из них понимает, что они наберут небольшое количество голосов (Буковскому - обладателю двойного гражданства, вообще не дадут возможности даже зарегистрироваться), но хотя бы дадут народу возможность выбирать!
У Буковского прекрасная цель: "... нам требуется очищение, тогда мы избавимся от бесконечной двусмысленности относительно нашего прошлого, И у молодёжи не будет в этом плане иллюзий...".
У России был когда-то человек, который многое мог сделать для того, чтобы открыть миру глаза на всё, что делалось все эти годы в России, но... Об этом хорошо написал С. Резник здесь:
"... Представить не трудно, как сложилась бы его судьба, если бы, оказавшись на Западе в середине 1970 годов, еще полный энергии и в зените славы, с репутацией великого писателя, правдолюбца, гуманиста, стойкого борца с тоталитарной властью, он тогда же (да хоть бы в печально знаменитой Гарвардской речи) кликнул бы клич и возглавил движение - за увековечение памяти узников ГУЛАГа, за сохранение и сбор материалов, связанных со сталинскими (и досталинскими, и послесталинскими) преступлениями коммунистического режима... Он бы всколыхнул мир! В такое движение, возглавляемое самим Солженицыным, влились бы лучшие интеллектуальные силы многих стран..."
Но чего это я вмешиваюсь в дела России, совершенно ничего не понимая в её нынешнем положении? Тем более что у нас есть свои проблемы: Альталена, Амон и т.д. В России очень много здоровых сил, включая и моих близких друзей, и они сделают свой правильный выбор.
А беседа с Буковским вызвала у меня совершенно другие воспоминания. Два года назад я записывала вечер памяти Павла Гольдштейна и Леи Гольдштейн-Мушник. Там было много незнакомых мне людей. Один человек привлёк моё внимание. До начала вечера несколько мужчин, в основном из Хеврона, собрались в фойе, чтобы прочесть вечернюю молитву. Это на пару минут задержало начало вечера. И вот этот человек так раздражился на это, так возмущался, что было ощущение, что мы сидим в глухой русской деревне, а не в центре еврейской столицы, и какие-то там евреи навязывают нам свой образ жизни.
Впрочем, мы здесь сталкиваемся с неприятием всего еврейского постоянно, например, в этой публикации.
Начну с маленького лирического отступления, если уж меня сегодня потянуло на воспоминания. Когда вышел американский фильм "Оклахома", интересный своими видами Америки, (абсолютно закрытой для нас тогда) и прекрасными песнями прерий. Так вот, в Госкино решили все песни перевести на русский язык и дублировать их в исполнении Ободзинского. (???) Тогда же на 16 странице "Литературной газеты" появилась шутка, которая звучала примерно так: "В Советский Союз завезли партию пластинок великого Карузо. Для удобства русских меломанов песни исполняет Ободзовский".
А вспомнила я эту шутку, когда прочла у Хейфеца: "...у меня, литератора, возникла дерзкая идея - изложить суть главных книг Ханны Арендт так, чтобы при последующем чтении оригиналов ресурсы её сочинений становились для вас более доступными...".
Вот я и подумала, если автор решил рассказать нам своими словами, что имела в виду Арендт, то, может, он и Танах нам объяснит? Если верить ему и Арендт, то всё началось с эллинов, римлян, Христа. Христос первым придумал добро, он первым придумал тайно, не афишируя, помогать, а когда автор случайно обратился к Талмуду, то написал:
"О том же говорят "мидраши" в Талмуде: ради тридцати трех праведников Бог спасает мир, но кто они, эти люди, никому неизвестно и всего менее - им самим".
Тут наш автор немножко ошибся. Ради 36 праведников, не 33!
Но продолжу рассказ о вечере. От реакции этого незнакомого мне человека остался неприятный осадок. Но, по его репликам из зала я поняла, что это толковый знающий человек, а когда ему предоставили слово, мой осадок окончательно исчез. Он хорошо знал Лею Гольдштейн-Мушник не только как прекрасного человека, но и как профессионального врача Он был один из немногих, кто знал Павла Гольдштейна и в Москве, и в Иерусалиме. Он так тепло и хорошо говорил о них обоих!
Вернувшись с вечера, я расшифровала свою видеозапись, и вот какую историю рассказал тогда этот человек.
...Сейчас я перейду к одной истории, которую сегодня вообще никто не знает. Но я думаю, что это был звёздный час Павла Гольдштейна!
Расскажу коротко, о чём идёт речь. Был человек под именем Владимир Буковский, он много сидел. Я не хотел бы объяснять, почему мы хотели ему помогать, но достаточно, что Павел Гольдштейн считал, что это его долг. И всё-таки в двух словах расскажу. Павел вышел из лагеря примерно в 50-м году, и был на свободе год и три месяца. За это время многие большие активисты-евреи были неожиданно отправлены в Израиль, и вот таких кто имел связь с Западом, кто мог передать информацию, связаться с корреспондентами, не осталось. И Свечинский предложил Володе Буковскому: "Оставайся ты за нас, во-первых, как знающий английский язык, и голос имеешь, так сказать, ничего не боишься". "Но, ребята, я ж скоро сяду", - что вскоре и произошло.
Короче говоря, он таки сел, получил 5 лет плюс 7 лет ссылки, и очень его тогда довели. Он был во Владимирской тюрьме, это был 1964 г. Он объявил потрясающую голодовку в Соловецких лагерях, в общем, загибался. И вот мы решили написать одно письмо в защиту, и в квартире Шломо Пинеса было очень узкоесобрание. И Павел говорит: "Я знаю, что надо делать. Надо выйти на Пеле. Тогда был знаменитый футболист Пеле. Мы выйдем на Пеле, объясним ему всё, он парень хороший и пусть он на стадионе крикнет: "Свободу Буковскому!" и все начнут спрашивать, кто такой Буковский. И там же присутствовала очень важный для Павла человек Роза Николаевна Этингер. Кстати, вот они похоронены рядом и это очень важно, конечно, для него, что он находится рядом с Розой Николаевной. И, если кто-то захочет посетить могилу Павла на Масличной горе, то без проблем вы найдёте в нескольких метрах от него могилу Розы Николаевны Этингер. Роза Николаевна Этингер говорит: "Павел, ну какой тут футболист! Почему бы нам не обратиться, например, к писателю Набокову?".Набокова все знали. "Ну, о чём выговорите? Этот человек не идёт в политику, он, конечно, не коммунист, но это нереально. Вопрос в том, что вы просто не знаете, о ком идёт речь!" И была оказия к Набокову на следующее утро. И Павел за ночь пишет письмо. Он находит в предисловии к русскому изданию "Лолиты" некий текст Набокова, где он говорит, что в его восточном сознании, в магическом кристалле мерещатся молодые люди, с размахивающими рукам. И он ему это всё припоминает Ты ждёшь, чтобы в России... И чего-то он там, конечно перекручивает: Владимир Буковский, ты тоже Владимир Владимирович, Буковский во Владимирской тюрьме. Честно говоря, надежды, что ответ будет, не было. Тем более что один наш друг главный писатель Якобсон, когда я ему сказал, что надо срочно писать письмо Набокову, что Гольдштейн пишет письмо Набокову, сказал: "Всё, всё будет испорчено, да ты что, я же знаю его стиль, что вы делаете!" Я говорю: "Ну, ты пиши!" - "Я не могу, нет сил!"
Ладно, к утру было готово письмо. На следующий же день в тот же самый день это письмо уехало и буквально через несколько дней вдруг мы получаем письмо от жены Набокова, Веры, нашей еврейской прекрасной женщины. Если бы вы видели этот стиль, но ещё больше этот почерк с ятями и было ясно, что всё в порядке. Вскоре появляется в "Обсервере" письмо Набокова. На самом деле это было написано в разделе "Иерусалимские хроники", Журнал называется "Иерусалимский журнал". Это была победа Павла Гольдштейна, и никто не знает, что это написал он. Он подписал "друзья Буковского". Вот сегодня впервые вы знаете, что это письмо существует, и написал его Гольдштейн. В своём журнале он опубликовал только ответ на своё письмо, письмо Набокова. ("Менора" 11, 1976)
О, это был важнейший момент его жизни, момент несмотря ни на что. Он победил, причём победил именно Набокова, который откликнулся. Это было большое событие в его жизни.
Перечла я сейчас этот текст и задумалась, а кто был этот человек, такой близкий друг Гольдштейна? Поискала в интернете и первая же ссылка меня сильно озадачила. Это был сайт
Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества
Посмотрела раздел "О нас". "Наш проект - результат и отражение многоплановой деятельности группы людей, давно живущих на Святой Земле в городе Иерусалиме и считающих своей духовной родиной Россию. Мы не равнодушны к ее судьбе, изучаем её историю в контексте традиции Православной Церкви и её культурного влияния за пределами России".
Поразительно, что кроме друга Гольдштейна в семинарах со своими лекциями, выступают лучшие интеллектуалы Израиля! Сколько знакомых фамилий я здесь увидела! Журналисты, литераторы, искусствоведы, экскурсоводы! Что делают они на этом сайте? Православная церковь хорошо платит? Живут здесь, а душа там? А как тяжело должно быть жить двойной жизнью: печататься в центральных израильских СМИ и одновременно принимать участие в семинарахИерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества!
Тогда, конечно, молитва, кашрут, Шабат могут вызвать у этих людей только раздражение. Для них Иерусалимский храм - это только архитектурный памятник невысокой художественной ценности.
Есть у нас левые евреи-интеллектуалы, есть правые евреи-интеллектуалы, а сейчас есть и православные евреи-интеллектуалы.
И тогда я поняла, кто были те друзья, которые так хорошо показали Улицкой Израиль! Вот чьи имена она скрывала, чтобы не навредить им!
Меня спрашивают: "Ты что против христианско-иудейского диалога"? Да, против!
Наши мудрецы говорят, что мы не должны вступать ни в какие диспуты. Знаменитые диспуты были когда-то навязаны нам, они выглядели, на мой взгляд, как гладиаторские бои.
Есть у нас среди христиан и "друзья", как охарактеризовала их с раздражением знакомая паломница, - еретики. Это, конечно, евангелисты или, как мы привыкли их называть, баптисты. Они, действительно, очень порядочные люди. Бывшие политзаключённые рассказывали, что через них можно было передать любую сумму, любую секретную информацию и быть уверенными, что они доставят точно в срок и по адресу. И вот эти евангелисты по дружбе открывают нам сайт. Для чего? Неужели всемирный Ликуд не может высказать свои национальные интересы через многочисленные сайты, например, Седьмой канал, Аналитическая группа Маоф и многие другие без помощи "друзей"? Сейчас нет проблемы распространения информации заграницу. Опубликуй на любом сайте, дай ссылку в любой Гостевой и, если тебе действительно есть, что сказать, тебя тут же услышат во всём мире! А если уж так любишь бесплатные обеды, так проси уж что-нибудь пожирнее, например телеканал! А то так неудобно смотреть видеоролики на экране компьютера. То ли дело, если крупным планом на телеэкране увидели бы все, не имеющие доступ к интернету, разгром Амоны с соответствующим текстом или неонацистскую разборку в центре Т-А!
Как раз сейчас в Израиле отдыхают мои знакомые баптисты. Чем могу, стараюсь им помочь в быту, только отказываюсь заниматься распространением их миссионерских листовок. Обычно я не вступаю с ними в теологические споры, но под впечатлением информации о только что открытом с их помощью сайте спросила: "Вот вы нас так любите, хотите, чтобы мы все собрались здесь, а потом вы захотите, чтобы мы приняли христианство?". Ответ: "Вы сами побежите окунаться в Иордан!".
Похоже, что кто-то уже побежал...
05.09.07. Павлу Гольдштейну исполнилось бы 90 лет. Но, если бы он даже дожил до наших дней, мне кажется, что он рассорился бы со своим старым другом. Пришёл бы к нему старый друг поговорить за рюмочкой водочки, а Гольдштейн сказал бы: "Прости, но мне надо идти на вечернюю молитву в синагогу, без меня миньян не соберётся. Тут и дружбе конец. Так разошлись с первой же встречи пути Гольдштейна с писателем-атеистом Даром. Об этой истории поведал на том же вечере известный израильский писатель. Единственное, что могло бы объединить старых друзей - это человек типа Буковского, но у нас нет такого Буковского, так что придётся ждать Машиаха. А придёт он из тех людей, которые в тот Вечер Памяти задержали немного начало из-за вечерней молитвы!