Аннотация: "Ты не прав, и ты не прав, я один знаю, как надо!"
ЖЖ
"Ты не прав, и ты не прав, я один знаю, как надо!"
Мне предстояло побыть неделю в одиночестве - все домочадцы разъехались, и я предложила приятельнице-поэтессе приехать ко мне и устроить что-то среднее между "Санаторием строго режима" и "Домом творчества". Она с удовольствием приняла моё предложение, и я начала готовиться. "Вылизала" всю квартиру, накупила продукты, наготовила много еды, чтобы никакие бытовые проблемы не отвлекали нас от отдыха! Продумала всё до мельчайших подробностей. Напрягла свою память, вспомнила все вычитанные раннее в журналах рекомендации по здоровому образу жизни. Составила строгое диетическое меню. Достала из всех шкафов, ящиков давно неупотребляемые приспособления для массажа: ручные и работающие на батарейках, электрическую ванночку для ног. Поставила ей в комнату дигитальные весы, в свою - механические.
Но накануне её приезда выяснилось, что её мужа срочно отправили в командировку и ей не на кого оставить детей. Я расстроилась, но...
Я вспомнила, что, когда мы читали с Равом в книге Ваикра, главе "Кдошим": "Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя; Я Господь", он как-то странно засмеялся и сказал: "И возлюби себя, как ближнего своего". Очевидно, он хотел сказать: "Начните с себя".
И тогда я подумала, а что, если правда попробовать провести неделю, любя только себя!
И возлюби себя, как ближнего своего
Я проснулась рано утром, не вставая с постели, поблагодарила Вс-вышнего, что вернул мне душу, что Он верит мне! Сделала омовение рук, сказала благословения. Привела себя в порядок. Диетически позавтракала: помидорчик, 80 гр. творога и кофе без сахара с каплей молока. Надела шляпу от солнца, удобную обувь, тёмные очки. В уши наушники от МР3 с лекцией Рава. Взяла с собой воду и вперёд, быстрым аэробичным шагом! Спину, как вычитала в журнале, старалась держать "стрункой", а голову приподнятой! Правда, там они это рекомендовали так ходить, чтобы выглядеть на номер "С", а мне это надо было, чтобы ни один диск на позвоночнике не зажимал мне ни один нерв. Пришла взмыленная, освежилась в душе, по дороге в кухню взвесилась. Результат напомнил мне, что я могу съесть сейчас только одну чашку нарезанных кубиков арбуза. А как же обещанный подруге "Дом творчества"? Но я же не поэтесса. Тогда я почитаю для души отрывок из недельной главы Торы. "Нет хлеба без Торы!". Но через пару часов я вспомнила вторую часть этого выражения: "Нет Торы без хлеба". Наверное, зная это выражение, известная диетолог написала книгу "Худеем с хлебом!". Дальше по плану у меня была разминка оператора. Этому нас учил профессор на курсах по биоэнергетическому массажу. Пришлось заглянуть в старые конспекты. Незаметно подкралось время обеда. Всё делала правильно, но свежий хрустящий огурчик съела на ходу, пока разогревала в микроволновке немного овощного супчика и 100 гр. нежирного мяса с тушеными овощами. А надо было сесть спокойно за стол и, как писали классики, "помни, что, тщательно пережёвывая пищу, ты помогаешь обществу". Выскочила из кухни с чувством, что я могла бы съесть в три раза больше... (Надо будет посоветоваться с Равом, надо ли произносить благословение, когда не ем хлеб.)
Проверила электронную почту, почитала пару статей в интернете. Чем бы ещё себя побаловать? А не понежиться ли мне в ванне? Наполнила её водой и никак не могла решить, что добавить в ванну, в доказательство большой любви к себе. Так и не решила, бросила и соль Мёртвого моря, и ароматическое масло, и взбила роскошную хвойную пену. На лицо наложила маску, на веки мешочки от чая и на 20 минут расслабилась. Оказалось, что самая большая проблема, не думать в таком неподходящем месте о Вс-вышнем. Всё, вышла. Тут надо было очень сосредоточиться, чтобы не запутаться. Где-то побрызгать, что-то прочистить... О, наконец я использую подаренный дочерью комплект ухода за собой любимой! Так, это что-то со странным названием серум надо намазать до крема. Серум... похоже на слово сера, одно неосторожное движение и я воспламенюсь. Маслянистый крем для тела. Она предупредила, что его надо мазать на распаренное тело. И я почувствовала себя хрустящим хлебцем, выскочившим из тостера, на который мажут холодное масло. Так, это крем для глаз, это - для лица, это - для ног, это - для рук. Ох, как я устала... Оделась, сварила себе турецкий кофе, отсчитала 15 ягод винограда, поставила любимый диск и уселась в кресло. Периодически повторяла как заклинание: "Как я себя люблю!" и попивала чистой свежей водички.
Ужин не заставил себя долго ждать. Аппетитный красный болгарский перчик уже ждал меня, а рыбная котлетка с овощной запеканкой мгновенно растаяли во рту. Решила, что мытьё пары тарелок, собравшихся за день, не уронит меня в своих собственных глазах.
Потом решила немного почитать своего любимого Коэлета. Но застряла на первых же страницах. Перевод - Время рождаться (жить) и время умирать. С точки зрения грамматики иврита дословно - не рождаться, а "рожать". Вот я и подумала: может, именно это он и имел в виду? Именно рожать самому. Мы появляемся на свет благодаря маме, папе и Вс-вышнему, а в рождении мы сами участвуем (один из двух плюс Вс-вышний). Авраам родил Ицхака, Ицхак родил Якова...
Время давать жить другому, время самому уйти из этой жизни? Так я ни к чему и не пришла.
Поболтала с приятельницей по телефону, почитала газеты и собралась на вечернюю прогулку перед сном. Опять в уши наушники, вечером послушаю урок иврита. Вернулась, съела яблочко, добавила к нему маленький сухарик, приняла душ и спать! Заснула сном младенца, едва успев прочесть пару страниц книги, сказав Шма Исраэль, и с мыслью, что завтра я ещё сделаю массаж, ванночку для ног, маникюр, педикюр, перечитаю любимые псалмы, попытаюсь разобраться в книге пророка Шмуэля...
Но, конечно, меня хватило только на один день... Началось с того, что я проспала и на прогулку не пошла. А так как с непривычки к долгим прогулкам болели все мышцы, то я даже не смогла сделать элементарную зарядку. А ведь ещё Рамбам говорил: "Здоровому духу нужно здоровое тело!"
И тут я вспомнила улыбку Рава. Вот почему он посмеивался. Оказывается, что это не так-то просто любить себя. То, что мы с лёгкостью готовы сделать для других, не можем осилить для себя! Жена кричит мужу: "Я свою молодость отдала тебе!". Муж кричит жене: "Я работаю день и ночь для семьи!". Оба кричат детям, как они стараются для них! А отнимите у них эту радость отдачи, и... пустота.
Наверное, это потому, что мы созданы по Его подобию. Ведь Он - это сплошная отдача, Ему самому ничего не надо!
Я вспомнила, что не ответила на вчерашнее письмо подруге. Но её письмо заставило меня сильно задуматься над ответом, и я решила написать письмо на имя её сына, а она сама решит, показывать его ему или нет.
Письмо
Дорогой Шурик!
Вчера получила письмо от твоей мамы. Она сообщила, что ты собираешься служить в израильской армии. С одной стороны я расстроилась, т.к. считаю, что ты должен был бы сначала получить образование, а потом уже служить в армии, но мама объяснила, что ты пока не решил, чем ты собираешься заниматься. Я бы ещё добавила, какой области человеческой деятельности повезло, если бы ты с твоими способностями остановил свой выбор именно на ней! Кстати, я общалась со многими молодыми людьми, которые признавались, что их надежда, что после армии они определяться, не оправдалась. В лучшем случае, такие ребята определялись с вопросом, куда поехать после армии: "оттянутся" на Дальнем Востоке или побродить по Южноамериканским горам. Некоторые призывники выбирают путь отсрочки от армии, учёбы за её счёт. Получают первую степень, потом первые три года бесплатно работают на неё, а вторые - получают зарплату и ещё успевают заниматься. Так что за шесть лет пребывания в армии они получают и вторую степень.
Но... Ты уже взрослый человек, сам выбираешь свой путь!
С другой стороны, я горжусь твоим решением!
Я вообще всегда против, когда евреи уезжают из своей страны, но у меня есть несколько знакомых, которые уехали по семейным обстоятельствам, в том числе ваша семья. Я не в праве никого судить. Каждый идёт своим путём.
В книге Судей есть повеление Вс-вышнего одному предводителю воинов: не брать в бой тех, кто боится. Это можно отнести не только к солдатам, но и ко всем евреям, которые готовы (или не готовы) жить в Эрец Исраэль. Кстати, то сражение, описанное в Книге Судей, евреи выиграли очень небольшим отрядом...
Когда вы уезжали, ты был ещё ребёнком и многого не знаешь, что произошло у нас здесь в Израиле за эти годы. Я знаю, что ты поддерживаешь связь со своими друзьями из Израиля. Тем не менее, считаю своим долгом предупредить тебя о некоторых вещах.
Помню, когда ты был маленьким, некоторые места в Торе вызывали у тебя такое возмущение, что это приводило тебя в ярость. Твоя учительница, очевидно, не была достаточно компетентна, чтобы помочь тебе разобраться в тонкостях еврейской философии, а так как ты с детства имел свой независимый взгляд на всё, то постоянно вступал с ней в конфликт.
В израильской армии не положено иметь своё мнение, приказ командира не обсуждается. С другой стороны плох тот танкист, который не знает, для чего он сидит в танке. Ты не наёмник, не крестоносец, не оттоманский завоеватель. Ты хочешь служить в армии своего народа!
Вот тут тебя поджидает выбор посложнее, чем выбор профессии! Так получилось, что и у меня, и у твоих родителей самые близкие друзья среди старожилов как раз социалисты (как они себя называют). Это очень милые люди, они всячески старались помогать нам обустроиться на новом месте, но, когда приходило время выборов, мы голосовали за разные партии.
Так вот как раз дети "социалистов" готовы отсиживаться в тюрьмах, только бы не идти в армию служить на "оккупированных", как они считают, территориях. Но, когда надо идти выселять евреев из их собственных домов, эти воины - в первых рядах! Есть ещё одна группа, они ходят в черной форме, скачут на конях, а когда к ним по-русски обращается поселенец: "Браток, что ты делаешь?", получает хороший удар со словами: "Какой я тебе браток, жидовская морда?".
В основном, в армии очень смелые мужественные ребята в кипах и без них. Они рвутся на передовые участки с мыслью: "Если не я, то кто же?".
Армия у нас замечательная, когда во главе стоят профессионалы и когда получает толковые указания от честного правительства. Технически прекрасно оснащена, а могла бы быть ещё лучше, если бы не... В этом месте я займусь самоцензурой.
А сейчас решай, что ты будешь делать в израильской армии! Будешь сидеть в тюрьме, не желая служить на "территориях" или готов пойти на гауптвахту, только не участвовать в выселении евреев из их собственных домов? В любом случае, я советую тебе хорошо изучить еврейскую историю, как прошлую, так и современную. Когда-то ты хотел стать журналистом. Здесь у тебя огромные возможности для учёбы. Наши журналисты упражняются в остроумии, соревнуются, кто придумает самый хлёсткий заголовок для газеты. "Дело белых воротничков!", "Дело спущенных штанов!" Но, когда выясняется, что это одно и то же дело, что в деле о помиловании замешано о-чень большое количество людей, все дружно умолкают, и дело "спускают на тормоза". Все уже забыли, что всё началось с шантажа опубликовать нарушения в деле о помиловании, и сейчас все дружно переключились на другую, более "удобную" тему и пересказывают анекдот о том, как кричит на улице женщина: "Изнасиловали-изнасиловали!". - "Где? Кто? Когда?" - "10 лет назад" - "А почему сейчас кричишь?" - "Приятно вспомнить".
Если хочешь послушать настоящего профессионального журналиста и заодно понять, что происходит в Израиле, включи колонки и "кликни" эту ссылку http://7kanal.com/article.php3?id=231121
А в детстве ты увлекался природоведением. Помню, как пришла я к вам в день вашего отъезда. Ты завёл меня в свою опустевшую комнату, но на стене ещё висела карта Израиля с отмеченными на ней заповедниками. Ты попросил меня направить видеокамеру на неё, а сам ловко профессионально "вошёл" в кадр и начал подробно и интересно рассказывать о природе Израиля. Затем снял карту со стены и подарил её мне. Я храню и эту карту, и запись твоей импровизированной "лекции". Карта называлась "100 достопримечательностей". А в 2006 году я купила карту того же издательства. Сейчас она называется "Карта пикников", в ней 82 пункта. Вот, можешь посмотреть маленькие фрагменты из них и сравнить...
Если рассмотреть внимательно, то можно прочесть на правой карте возле некоторых населённых пунктов слово "разрушено" (надеюсь, ты ещё не забыл иврит?). Когда-то мне и твоим родителям старожилы, глубокомысленно покачивая головой, говорили на иврите известную поговорку: "Жизнь - не пикник". Боюсь, что сейчас, очевидно от общей усталости, все хотят забыться и превратить жизнь в один сплошной пикник. Но, если часто произносить слово "мир", "МИР СЕЙЧАС", ведь, не наступит!
Вообще, ситуация у нас такая. Мальчик уже давно объявил, что король голый, все уже смеются, все, всё уже давно поняли, но периодически кто-то начинает сомневаться: "А был ли мальчик?". Даже, если и не было мальчика, король всё равно есть, и он голый и продолжает делать вид, что он в роскошном наряде. А почему? Потому что "короля делает свита"! И от этого, к сожалению, никуда не денешься... пока.
Письмо я так и не отправила. Меня начали одолевать сомнения, а надо ли молодому парню навязывать своё мнение, может, пусть лучше приедет и сам разберётся... А может, лучше пусть он вообще не приезжает? Выучится, станет добропорядочным законопослушным американцем, будет голосовать за ту партию, которая более лояльна к Израилю. Будет выходить на митинги и кричать: "Врежьте им!". А может наоборот, будет писать нам письма: "Да отдайте вы им территории, лишь бы был мир!". Будет сочинять рассказы про добровольцев, отправляющихся на фронт воевать за Израиль! А если я напишу ему: "Нечего оттуда давать нам советы, лучше приезжай на свою настоящую Родину", он мне ответит: "Что бы вы вообще без нашей американской помощи делали!". Может, он напишет: "Если вам так не нравится ваше правительство, так переизберите его, вы же живёте в демократической стране!". И он будет прав. И нечего нам сваливать вину на старую гвардию, которая захватила "Почту, Телеграф, Телефон!". Мы так разобщены, что даже внутри одной партии не можем придти к общему мнению. Раньше еврей говорил: "Ты прав, и ты прав и я прав!" А сейчас еврей говорит: "Ты не прав, и ты не прав, я один знаю, как надо!"
Ради приятельницы я готова была временно отложить одну свою работу, но, если уж она не приехала, я решила её закончить.
Толстой, как зеркало...
Работа была такая. Мне надо было перенести на диск работу П. Гольдштейна "Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина" в свете эпиграфа из Моисеева Второзакония".
Но прежде чем перенести, я хотела проверить опечатки. Опечатки такая вещь, что, хоть в четыре глаза смотри, а всё равно откуда-нибудь выскочат. А так как Гольдштейн обильно цитировал сам роман, то я втянулась в перечитывание романа целиком.
Умиление у меня вызвали арифметические расчеты. Облонскому 34 года, его жена на год моложе - 33 года, а её мать княгиня вышла замуж тридцать лет тому назад. (???) Так ошибиться мог Достоевский, вечно спешащий сдать работу в срок, но Толстой?
Сначала я увлеклась темой Левина. Обнаружила у него фразу "Об этом я подумаю завтра". Стала прикидывать, могла ли автор книги "Унесённые ветром" читать перевод Толстого, а потом вложить эти слова в уста Скарлетт. Но весь мир не помнит Левина, а помнит очаровательную Вивьен Ли, и все повторяют при случае: "Но об этом я подумаю завтра".
Читала, а перед глазами вставали лица актёров из фильма Александра Зархи: Татьяны Самойловой, Николая Гриценко, Василия Ланового, Юрия Яковлева. Вспоминала Майю Плисецкую в нарядах от кутюр... А вот лиц актёров, игравших Кити и Левина совсем не помнила, пришлось "подставлять" лица Герасимова и Макаровой из их фильма о Толстом. Правда, другая возрастная категория, но и Левин с его рассуждениями - это уже остепенившийся Толстой, осевший на земле. А молодым он был Вронским. И мысли у него были как у героя "Крейцеровой сонаты". Вспомнился Михаил Швейцер, который объяснял, почему он вместо слова кокотка, как у Толстого, употребил очень неприличное слово. Да, тогда народ слово кокотка воспринял бы как кокетка, а сейчас самые неприличные слова так естественно и непринуждённо вылетают из уст молодёжи в обычной беседе...
Итак, я читала "Анну Каренину" и что-то меня смутило в проекте, предложенном Карениным. Он предлагал проблему "инородцев" решить самым простым путём: всех переженить с русским народом. Ассимилировать, как сказали бы сейчас. Благо, собственные рога притормозили его активную деятельность. Я вернулась к тексту Гольдштейна. Но, естественно, там ничего об этом не могло быть сказано, т.к. Гольдштейн исследовал только одну тему в свете эпиграфа к роману.
Но с одной мыслью Гольдштейна я всё же не могу согласиться при всём моём уважении к нему. Он пишет:
"Нет сомнения, что именно слова Второзакония Моисеева, а не те облегчённые слова, которые перешли из этого божественного первоисточника в Послание к римлянам апостола Павла, с захватывающей полнотой и яркостью и безошибочно направляли творческую мысль Толстого к главной идее романа".
И далее Гольдштейн рассказывает, как Толстой учил иврит под руководством раввина С.А. Минора. Ну и что? В Советском Союзе тоже учили иврит в университете - готовили себе сотрудников для спецслужб. А в данном случае или учитель был плохой, или ученик слишком упрямый. Если бы его учили ивриту Циля Клепфиш или мой учитель по Танаху и ивриту Лейб Горбачевский, с текстами из Танаха, с любовью к стране, то Толстой не смог бы написать то, что он написал в одной из последних глав, где Облонский говорит: "Было дело до жида и я дожидался". Он бы не вложил в уста Облонского те мерзкие слова о жидах, которые могут помешать ему занять должность. Должность, где можно ничего не делать, но получать хорошее жалованье! И тогда стало ясно, кого Толстой-Каренин подразумевал под "инородцами"!
Мне-то что! Я живу в полной гармонии с еврейством, которое по точному определению Джозефа Тёлушкина и Денниса Прейгера "представляет собой сумму трёх компонентов: Б-га, Торы (закона и учения) и Израиля (еврейского национального самосознания)".
Я только не могу себе представить, что должен ответить еврей, учитель русской литературы, где-то в России, когда какой-нибудь умненький мальчик, который учит литературу не по хрестоматии, досконально докопается до слов "жид" в книге знаменитого русского писателя Льва Толстого и спросит своего учителя, что это значит? А мне просто грустно, что всегда верила этим сказкам о Толстом и раввине Миноре.
Если верить Тёлушкину и Прейгеру, то нас не любят за нашу приверженность иудаизму, а если верить каббалистам, то нас не любят за то, что мы не хотим признавать себя избранным народом, не хотим брать на себя ответственность, не спешим строить Третий храм, не хотим идти вперёди и вести за собой весь мир! Так за что же не любил меня граф Толстой? Так всё-таки зеркалом чего он был?
Но, "я подумаю об этом завтра"...
А тут и мои родные домочадцы вернулись! Я с удовольствием отложила решение всех этих сложных проблем, занялась простыми домашними делами, с радостью слушала заморские рассказы домочадцев. Как хорошо любить своего ближнего! Но это не выполнение заповеди, когда надо любить и не очень милого тебе человека. Это просто любовь к своему ближнему, который ещё и родной тебе человек!