Победина Белла: другие произведения.

Так кто же построил Тель-Авив?

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Победина Белла
  • Обновлено: 14/08/2014. 15k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  • Иллюстрации: 6 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Главное, что меня поразило, это огромный объём материала, исследованный автором, и количество фотоснимков! Это и работы самого автора и из музеев и архивов чуть ли не со всего мира! Фотографии тщательно обработаны, прокомментированы!


  • О книге О.Горна "Тайны белого города. Неизвестный Тель-Авив. Книга первая"

    Тель-Авив, 2013

       О том, что Олег Горн собирает материал для своей книги о Тель-Авиве, я знала давно. Но что вскоре я буду держать великолепно изданную книгу, никак не ожидала.

     []

       Прекрасный дизайн. Отличная бумага! Я бы не хотела назвать это издание путеводителем по Тель-Авиву. Это скорее художественно оформленный фотоальбом с большим количеством информации.
       В книге, помимо раздела Библиография, есть ещё и раздел Индекс имён, что я очень люблю, т. к. он помогает быстро найти нужную информацию. Но это трудно осуществить практически, т. к. все номера страниц приходится проставлять вручную, в отличие, например, от Содержания. Та же проблема простановки страниц и со Списком иллюстраций, оформленным тоже безупречно! Большого уважения заслуживают работы графика книги - Г. Зунделовича и художественного редактора А. Горен.
       После восторга от оформления книги с интересом приступаю к чтению.
       Через час у меня разболелись глаза. Я отнесла это за счёт нелюбимого мною Arial 10, потом решила, что резь в глазах вызвало то, что мне так нравилось в дизайне - коричневые буквы на бежевом фоне, а не привычные чёрные на белом. Но и это было ошибкой. Просто я начала читать в пятницу, при вечернем освещении, настольная лампа создавала отблеск от глянцевой бумаги страниц, а я была уставшая за неделю. И утром, в благословенный Шабат, при ярком солнышке, проглотила книгу, и ничто мне не мешало!
       К чему бы всё-таки придраться? О, нашла! Что-то странное происходит в книге с дефисами и тире. Не нашла никакой закономерности их применения...
       Но всё это шутка, глупые мелочи.
       Главное, что меня поразило, это огромный объём материала, исследованный автором, и количество фотоснимков! Это и работы автора и из музеев и архивов чуть ли не со всего мира! Фотографии тщательно обработаны, прокомментированы! Только на стр. 15 и 97 подписей я не обнаружила.
       Впрочем, они нашлись в разделе Список иллюстраций:
      

     []

    Стр. 15 Вход в религиозно-образовательный комплекс "Шаарей-Тора" (нач. ХХ в.) ул. Эльазар, 6

      

     []

    Стр. 97. Вход в религиозно-образовательный комплекс "Шаарей-Тора" (нач. ХХ в.

    Деталь, ул. Эльазар, 6.

       На двери внизу - еврейский символ Маген Давид, а наверху, очевидно, символ масонов (деталь на втором фото).
       Вот тут у меня и возникла масса вопросов.
       Книга состоит из двух частей. Название первой:

    "Вольные каменщики" Белого Города

       Шок номер один.
       Равы (раввины) - масоны? Думаю, что это были всё же равы, принадлежавшие реформистскому течению.
       Шок номер два.
       Признаюсь, тема масоны-евреи испугала меня еще тогда, когда в интернете появилась одна из глав этого раздела, а именно:
       Жаботинский -- "Северная звезда" Сиона.
       Для меня, сионистки, ортодоксальной еврейки, шоком было то, что Жаботинский был масоном! Зачем такому еврею, как Жаботинский, и вообще братьям-евреям, масонские ложи?
       Очередной шок - Ахад ха-Ам - идеолог и создатель организации "Бней-Моше" ("Сыны Моисея") по типу масонской. Да, это была совершенная по духу еврейская организация.
       Но почему "по типу масонской"?
       Не думаю, что Моше для того выводил свой народ из Египта, чтобы они объединялись в масонские ложи...
       Вполне возможно, что в ту масонскую ложу, куда был принят Жаботинский, входили вполне достойные и умные люди, судя по анкете, приведённой Горном в книге:

    ***

       Далее цитирую книгу (стр. 75):
      
       Приведем из этих документов отрывки, которые кажутся нам особенно характерными (пунктуация и стилистические особенности сохранены).
       Из анкеты N 1/307:
       "Париж, 17 января 1931
       Д., М.,
       По Вашему поручению я произвел анкету N1 проф.. В.Е. Жаботинскаго, результаты которой я имею честь Вам представить.
       (Далее следует биография В.Е. Жаботинского, записанная с его слов. Эту часть анкеты мы здесь опускаем. -- О.Г.)
       ...сам он не собирается вернуться в Россию после освобождения ея от большевиков и он думает, что все евреи, пребывающие в России должны покинуть ее и образовать свое независимое еврейское государство. Он полагает, что еврейский народ, не имеющий в России своей родной территории, никогда не будет чувствовать себя полноправным членом среди народов этой страны. Он останется там всегда занозой, которой и самой будет не по себе и которая неизбежно будет вызывать раздражение в окружающей ея посторонней среде.
       Проф. производит впечатление очень сосредоточеннаго в себе и очень сильнаго человека <...> в разговоре, который он ведет очень сдержанно, обнаруживается его пламенный темперамент и непреодолимое упорство в достижении поставленной цели. Проф.. весь ушел в служение своему народу и он представляет собой классический тип воинствующаго патриота. Такое впечатление должны были производить Мадзини и Гарибальди. Трудно судить поэтому, в какой степени нуждается в масонском общении этот сильный, умный, упорный, отважный человек, весь пронизанный единой идеей, поглотившей всю его жизнь. Но сама эта способность проникнуться действенной и страстной любовью к своему обездоленному народу, эта ничем непоколебимая вера в правоту своего тяжкаго подвига, полное презрение ко всем опасностям и всем препятствиям, стоящим на пути к поставленной цели, глубокое спокойствие души узревшей истину и идущей к ней непреклонно, свидетельствуют о такой душевной высоте, что всякий масон должен приветствовать вступление в наш орден такого брата, как проф. Ж."

    ***

       Конечно, через 4 года Жаботинский покидает масонскую ложу. Думаю, не только из-за нехватки времени. Ещё в 1928 году в письме к раву Куку (Авраам Ицхак ха-Коэн Кук, 1865-1935) Жаботинский объясняет, что
       "...в организации "Союз Трумпельдора" ("Бейтар") существует закон, запрещающий ее членам всякое публичное нарушение Субботы..."
       Мне очень понравилось, как Горн отметил незаурядный пророческий дар Жаботинского, написав, с какой точностью Жаботинский три раза предсказал судьбу своего народа!
       Очень интересно пишет Горн о писателе Осоргине, как о масоне: О нём как о масоне и о его личной жизни в качестве мужа дочери Ахад ха-Ама я знала давно из рассказов покойной Нины Елиной.
       "Как причудливо тасуется колода!..", -- пишет Горн, отмечая, что масон Осоргин женится на дочери создателя организации по типу масонской, которая приехала в Италию учиться по совету друга Осоргина масона Жаботинского!
       Лично у меня никаких претензий к масонам нет. Ну, объединяются люди в сообщества, ну, разрабатывают свои уставы. Мне, правда, эти ступени возвышения немного напоминают пояса в восточных единоборствах0x01 graphic
    ...
       Горн интересно описывает их собрания в Соломоновых пещерах (с соответствующими фотографиями) и подчёркивает при этом, что они объединялись не по конфессиональному признаку. Это было достоинство отдельно взятой ложи! А когда создавались в Европе масонские ложи, куда не принимали евреев, это под какую идеологию подходит?
       Я понимаю, если бы это было "чисто" христианское сообщество. Тогда всё понятно, евреям там делать нечего. Впрочем, возможно, я не совсем хорошо разбираюсь в законах масонских лож.
       И, наконец, самый большой шок! Прочитав о большом количестве масонских лож на территории Эрец-Исраэль и, в частности, в Тель-Авиве, насмотревшись на фотографии домов, построенных масонами, я задаю себе вопрос:
       "А вообще принимали ли участие в строительстве Тель-Авива и остальной Эрец-Исраэль евреи - не масоны?"
       Знаю, что да, причем в большом количестве, просто об этом написано в других книгах. Автор книги, конечно, знает историю, просто в этой работе он, как я понимаю, преследовал другую цель.
       Я вообще против искусственно изобретенных духовных объединений типа бахайских, масонских и т. д. К сожалению, и религиозный еврейский мир слишком разобщён: и в силу историко-географических факторов и в силу особенностей национального характера . Построю две синагоги, чтобы в другую принципиально не ходить.0x01 graphic
    .
       Однажды в мою дверь постучал юноша, брацлавский хасид, и предложил мне за символическую плату брошюру. Я понимала её истинную цену (не только духовную, но и практическую, материальную), заплатила по полной стоимости и почему-то (очевидно, боялась "вербовки") предупредила, что я последовательница рава Кука.
       Мне понравился его мгновенный ответ:
       "Какое это имеет значение - Вс-вышний у нас Один!"
       Статистические данные, которые приводит Горн в конце этой части книги, говорит о том, что любая искусственно придуманная людьми религия (в данном случае, масонство) рано или поздно прекращает своё существование. Но информация о том, что на территории Израиля и по сей день существует ещё такое большое количество масонских лож, очень беспокоит...

    И дев беги амлекитянских...

    или

    Кто убил Арлозорова

       Как и первая часть, эта также поражает обилием информации, документов, фактов, фотографий.
       Но я обратила внимание на одну маленькую деталь.
       Когда-то я была свидетелем спора двух непрофессиональных историков. Один любил, используя огромное количество материалов, документальных свидетельств, сделать из них лёгкое чтиво на историческую тему. Читалось это легко, захватывающе, издатели с удовольствием брали его рукописи для издания, редактировали, упаковывали в красивые обложки. Читатели с удовольствием раскупали его книги.
       Другой непрофессиональный историк о каждом использованном материале давал полную информацию, тщательно вычитывал свои тексты, а время шло...
       Читаю в газете рецензию известного израильского журналиста на книгу О.Горна (название газеты и фамилия автора в данном случае не принципиальны, не о них речь). Рецензент пишет:
       Во второй части книги Олег Горн подробно разбирает одну, из самых загадочных страниц истории города -- убийство Хаима Арлазорова, и выдвигает неожиданную версию. Горн считает, что это убийство могло быть осуществлено германскими агентами.
       Слова "... выдвигает неожиданную версию" удивили. Горн в разделе Библиография дал полный список использованной литературы, в том числе привел ссылку на работу Е. Берковича, опубликованную ещё 2001 году в популярном американском интернет-издании.
       Рецензент не смог идентифицировать то, что он прочёл на стр. 119 со списком в Библиографии. (Кстати, при переиздании книги хорошо было бы дополнить раздел Индекс имён рядом с фамилией Арлозоров ещё несколькими страницами).
       А вот что можно прочесть по этому поводу в статье Беркович Евгений. Первая дама Третьего Рейха и ее еврейский отчим:
       Версия, что это были агенты Геббельса, выглядит достаточно правдоподобно. Внезапная смерть любовника Магды сохраняла в тайне сионистские увлечения жены гауляйтера Берлина. Этого же мнения придерживалась и сестра убитого Лиза. Боясь преследований, она рассказала о своих подозрениях лишь незадолго до смерти [1].
       Беркович тоже не сделал открытия, он просто прочёл об этом в книге Knopp Guido. Hitlers Frauen und Marlene. Muenchen, 2001, перевёл, обозначил книгу под номером [1] и поместил её в конце своего эссе в списке литературы.
       Это называется "О пользе конкретных ссылок!".
       Таково моё первоначальное и, возможно, поверхностное мнение о "проглоченной" книге. Буду перечитывать! С одного раза трудно охватить такое количество информации.
       Может, при втором чтении я найду фото, описанное на стр. 7.
       Однажды, среди развалов тель-авивского блошиного рынка, моё внимание привлекла необычная фотография, выпавшая из целого вороха старых снимков и открыток. На ней была запечатлена большая группа респектабельных господ. Расположились они рядом с накрытым праздничным столом, и настроение у всех было явно приподнятое.
       А необычным в этой картине было то, что окна небольшого зала наглухо закрывали тяжелые шторы, и, хотя присутствующие были одеты в строгие элегантные костюмы, совершенно неожиданно и странно смотрелись поверх пиджаков прямоугольные фартуки...
       А автору, обещавшему ещё много открытий, больших успехов!
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Победина Белла
  • Обновлено: 14/08/2014. 15k. Статистика.
  • Обзор: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка