Аннотация: что лучше, винил или компакт диск ? попытался разобраться объективно ...
ВИНИЛ ИЛИ КОМПАКТ ДИСК?
Последнее время много дискуссий на эту тему. Сторонники как цифрового звука, так и аналогового спорят до хрипоты, порою доходит даже до оскорблений оппонентов....
Не смог остаться в стороне, и добавлю свои пять копеек.
С конца 90х годов я практически перестал слушать музыку, вроде на си ди в доме есть "все", а слушать не хотелось, уже думал, перерос что ли... Пока не послушал несколько лет назад любимые вещи на виниле и в качественных винил рипах... И опять, как и много лет назад, зацепило и потащило ...
Для начала, чтобы сравнивать звук, надо иметь нормальный тракт , "от и до" : колонки, усилитель, DAC, хороший CD player, хорошую вертушку с хорошим картриджем , кабели, и адекватный фонкорректор.
На пластмассовых "колонках" от компьютера, или на китайских колонках за 200 баксов пара и усилителе за 150 баксов , с проигрыванием си ди на китайском , опять же, dvd плеере, тест просто не имеет смысла. Все будет звучать одинаково плохо. Но и аппаратура за 250 тысяч долларов , чтобы заметить разницу, Вам тоже не нужна. Хватит и "золотой серединки"...
В моем случае, имеется аппаратура hi-end начального уровня: усилитель MUSICAL FIDELITY F16, си ди плеер NAIM, колонки KEF REFERENCE, dvd плеер Denon 3910 , простенький DAC CAMBRIDGE AUDIO, кабели все фирменныe, XLR , и, так как помещение где стоят мои колонки, слишком большое (почти 250м2) , то дополнительно стоят 2 активных сабвуфера MIRAGE ...
Так вот, звучание компакт дисков на NAIM меня не устраивало: недостаточно прозрачности , высокие частоты на компактах вместо "тс-тс-тс" звучат как "ш-ш-ш", и хотя басы уже стали намного мягче, чем при прослушивании на обычных компакт плеерах (был когда то MARANZ, a до него, YAMAHA ) , я так же поставил бюджетный цифровой эквалайзер BEHRINGER , (включаю редко, раз в год) , он по сути не вносит никаких искажений, так как вход и выход оптический , цифровой, на определенных частотах поднимает или снижает уровень, подключил его между плеером DENON и DAC CAMBRIDGE, вся частотка по прежнему линейна, за исключением 10000 -2дБ, 12000 + 4дБ, 16000 +6дБ, высокие частоты стали действительно "тс тс тс", но звук как был так и остался суховат, голос как то завален, словно звучит издалека, это скорее какое то отражение голоса, а не сам голос, слушал разного стиля музыку:
--
ARCADE FIRE 2007
--
MODEST MOUSE весь что есть
--
deadmau5
--
DEEP PURPLE 1990
--
HYBRID все известные мне альбомы
--
PRODIGY последний альбом
Все компакты на си-ди, где уровень записи - не запредельный, слушать вполне можно, но недолго, как то быстро устаешь , звук все таки не вполне живой, суховат, хотя явных искажений нет... Не более одного альбома ...
HYBRID ... гмммм... звукоинженеру, кто их записывает, надо оторвать фаберже ... уровень всех траков просто ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ , стрелки индикаторов как сразу же, как ушли в красную зону, так мертво уперлись там в стенку, чуть чуть отходя влево только в паузах между треками (( ... вместо голоса - хрип, вместо высоких частот -- неприятный звон, вместо басов - отвратительный хриплый пердеж... а изначально, музыка явно интересная , непопсовая была ....
К великому сожалению, БОЛЬШИНСТВО альбомов на компактах, начиная с 2000 года записано именно в с таким уровнем, зачем это надо, для меня великая тайна...
Исключение : Andain , на компакте, уровень ОК, голос звучит норм.
Далее, беру недорогой медиа плеер A.C.RYAN , позволяющий слушать 24/192, подключаю к DAC , слушаю и тот же альбом DEEP PURPLE 1990, и тот же альбом PRODIGY ...
DP : день и ночь, приятные завораживающие сочные клавишные, чистый сочный голос, тарелочки - это именно тарелочки , а не шш-шшш-шшш, басы не просто басы , а ясно, что и где, барабан и т.д. ... в общем, начал слушать один альбом DP, нисколько не устал, пока заодно не послушал и 1984-й, и заодно 1975-й ... Так бы и дальше их слушал, если не дела ...
DENON 3910 позволяет слушать и dvd-audio, и super audio cd, послушал, но как то не вставило ... что то не заметил особой разницы с cd...
Т.е., хороший винил рип , с вполне бюджетной вертушки Technics 1200, МИНТ ВИНИЛ, обязательно должен быть НОРМАЛЬНЫЙ ФОН КОРРЕКТОР, оцифровка 24 192, и звук очень неплохой получился ...
Продолжаю экспериментировать...
Беру предусилитель MUSICAL FIDELITY F25 , в нем вроде нормальный фонкорректор, вертушка PRO JECT начального уровня , древний винил DP IN ROCK, но малоигранный, картридж вроде хороший , тип ММС...
... звук винила ощутимо мягче, даже чм 24 192 рип, голос живее, средние частоты живые, очень густые, но завалены и басы (сабфуферы в режиме автомат с отрезанием всего выше 40 герц - вообще отключаются) и верха глуховаты, эквалайзер подключать не стал, так как это сразу оцифровка AD/DA, хоть и 40 бит флоат , но уже не то, не аналог...
Далее , слушаю массовые вещи, винил , пинк флойд 73й и 75й, японский ...На 75-м неожиданно "прорезались" басы, да какие, сабвуфер просто запел! Значит, просто винил отпечатан везде по разному... японцы молодцы! Не ожидал... Хотя в доме нет ни лампового оконечного усилителя, ни предусилителя, звук какой то прям ламповый!
Главное ощущение от винила: несмотря на небольшой песочек, заметный только в паузах, звук живой, сочный, совсем иной, не как на компактах, и причем, делаю громко, очень громко, а звук не перегружается, на голову не давит, как при прослушивании компактов и мп3 ...
Но винил - это реально тяжелый труд: хранить, мыть, переворачивать, время от времени менять иглу, и после несколька десятков проигрываний он все равно начнет трещать, как его не береги...
Оптимально, это все же оцифровки 24-192 и 24-96, их очень много, разного качества, можно накачать разные, сравнить, оставить лучшие...
Когда то у аудиофилов были серьезные аппараты: катушечник АКАI-636 reel to reel, новый запечатанный винил писался на дорогую ленту BASF , и навсегда прятался в шкаф , а слушалась только лента ... и вот ТОГО звука мне все еще не хватает ...
Много отзывов слышал, что оцифровка 32-192 звучит еще лучше, но у меня лично нет железного плеера на 32 бит, только 24, можно бы и с лаптопа wv файлы 32 битные слушать, в фубаре, например, а DAC уровня NAIM с чипом 48-768 я могу себе позволить приобрести , но оцифровок 32 бит в сети почти нет, значит , и смысла покупать его тоже нет. Я все таки больше меломан, чем аудиофил, мне музыка чуть важнее чем качество звука , хотя грань очень тонкая. И многие вещи (большинство) на компактах просто не могу слушать , хочется скорее выключить...
Теперь о критиках винила -- фанатиках CD и mp3...
Тут я вижу 2 возможные причины:
1) нет нормального тракта, а на дешевой пластмассе все звучит одинаково плохо
2) нет музыкального слуха, а увы, для 96% населения это реальность, им лишь бы что то букало, какая то попса , фоном, разговаривать о звуке и о музыке с ними просто бессмысленно, не тратьте время и нервы ...
Для первой категории , у кого слух есть и кого не устраивает сухой жесткий звук оцифровки 16 бит 41 кГц, но бюджет ограничен, есть вполне бюджетный выход: писать и слушать audio-dvd ( не путать с dvd-audio)
a-dvd это обычный dvd, только с пустой папкой audio, звук 24/96 пишется в папку video_ts , такой диск воспроизведет вообще ЛЮБОЙ dvd плеер, а в большинстве двд плееров среднего ценового уровня по умолчанию есть dac чип 24 -- 96 или 24-192, а записать a dvd очень несложно. Проверил на : Denon, Pioneer, Sony, Toshiba , LG, SAMSUNG - ВЕЗДЕ ИГРАЕТ, И ВЕЗДЕ ЗВУК ЛУЧШЕ, ЧЕМ НА СИ ДИ!
Процедура записи такая :
1) качаете vynil rip качества 24/192 или 24/96 , с rutracker.org , или rutor.org (на втором их мало , но тоже есть) , обычно файлы выложены в формате flac , ape
--
бесплатной програмкой XRECODE II конвертируете flac или ape в wav файлы, настройки поставьте : 24 -- 96, 192000 увы , программой не пишется , но это не страшно
AUDIO DVD CREATOR создаете вначале на своем компе файл для записи двд, и потом пишете его на болванку , лучше всего DVD+R TDK (проверено на личном опыте, меньше всего брака, не более 1% )
Таким образом, никакой новой аппаратуры можно не покупать, если у Вас уже есть нормальный усилитель и колонки, а двд плеер просто будете использовать вместо си ди плеера, в идеале конечно , снять с двд плеера цифровой сигнал, коаксиальным кабелем или оптикой подать его на DAC, а уже с DAC аналоговый сигнал подать на усилитель, но, повторюсь, для начала и напрямую можно слушать, все равно, разница в звуке по сравнению сразу же получается значительная ...
Все дело в том, что оцифровка 24 бит уже намного лучше , чем 16 бит,
а 16 бит разработчики вообще взяли за осову в свое время вынужденно:
была задача на си ди болванку 700MB записать не менее 74 минут аудио ,
и задачу эту выполнили, существенно сжав (и безнадежно испортив) звук ...
На одну болванку а-двд в формате 24 96 помещается, например , три альбома PINK FLOYD: 73,75,77 , в качестве 24/96, и пара фотографий обложек , все звучит отменно ...
На эти же болванки можно писать и 16/48, вмещается уже 5-6 альбомов, качество звука все то же , что и на си ди, разумеется, (якобы lossless) , но , если например у Вас в машине стоит двд проигрыватель, то такой диск хорошая альтернатива си ди чейнжеру, все же, 16/41 уже немного , но лучше , чем мп3, обычно по USB можно подключить только флешку с мп3, a все остальные форматы практически не читаются , иногда разве wma lossless ...
Я пробовал в BMW X6, с 6- ди ви ди чейнжером, DVD диски 24/96 в нем играют, но все равно звучат сухо, видимо звук с dvd чейнжера на усилитель подается еще раз переоцифрованный в формате 16/41 , или даже еще ниже, там какая то подозрительная система dolby pro logic с раздельной оцифровкой по 7 полосам, дорого и глупо ...
Но, если в машину самому ставить магнитолу, например, PIONEER AVIC-F60DAB , то звук обещают хороший ...
Но , повторюсь, главное предназначение звука в качeстве 24-96 это слушать дома, на колонках и усилителе как минимум среднего ценового уровня, скажем, не хуже чем JAMO 8 + YAMAHA A1 , а если дома стоит "музыкальный центр", то смысла грузиться всеми этими 24 бита , винилом и т.д. - просто нет ...