Очередная поездка в Таиланд прошла под знаком освоения нехоженных маршрутов. Север страны был нами еще не очень освоен, а все пишут, что по Паттайе нельзя судить обо всей стране, иначе сложится впечатление, что Таиланд весь заполнен престарелыми иностранными дяденьками, шаркающими, попукивая, по асфальту с помощью ходунков и молоденьких таек, с любовью и обожанием глядящих на них, и трансвеститами, а если говорить точнее, то трансгендерами.
Хотелось увидеть настоящий Таиланд, а это можно сделать только в неизбалованных вниманием организованных пакетных туристов районах. Вот мы и решили на этот раз убить двух зайцев - досмотреть диковинные красоты, которых еще не видели, и прикоснуться к неиспорченным потоками галдящих туристов тайцам. Взять, так сказать, два арбуза в одну руку. Похоже, нам это удалось.
1. БЕЛЫЙ ХРАМ, ЧЕРНЫЙ ХРАМ, И НЕМНОГО ЗОЛОТА.
Белым храмом мы заболели уже года три назад, случайно пролистывая рекламный проспект какой-то турфирмы. Нереально красивое здание на фоне голубого неба притягивало взгляд и манило какой-то неземной красотой. Казалось совершенно невозможным, что эту летящую ввысь белоснежную красоту можно было построить человеческими руками.
Прошел год, мы совсем уже настроились добраться до города Чианг Рай, где и находится этот храм, по-тайски именуемый Ват Ронг Кун, как в Таиланде произошло землетрясение, и храм был разрушен. Художник, строивший его уже целых двадцать лет, сказал, что ему просто не хватит сил и оставшейся жизни, чтобы восстановить его прежний вид. Но, или повреждения не были столь катастрофическими, или художник справился с отчаянием и нашел в себе силы совершить этот подвиг, но случилось то, что случилось - храм открыли для посещений. И, конечно же, наша тёплая компания тут же снова воспылала идеей своими глазами увидеть эту красоту и умереть, как писал один из классиков про Париж. Только хотелось немного раздвинуть эти два мероприятия по временнОй шкале: увидеть сейчас, а умереть когда-нибудь потом.
Эта мечта грела нас всё прохладное лето, не очень удачную осень, и снежную зиму. И вот мы на севере Таиланда, и наши пятки горят от горячей земли после привычных снегов южного Приморья, а глаза - от предвосхищения встречи с Храмом.
Храм действительно завораживает и ошеломляет. Он в жизни еще прекраснее, чем на фото, потому что фото не передает ощущения. А ощущение одно - не бывает такой сверкающей белизны. Просто не бывает - и всё. Крошечные зеркала, вмонтированные в стены храма и в элементы украшений, создают впечатление, что это не просто белый цвет, а ослепительно-белый, и его излучает сам Храм. Кстати, для нас было большим откровением, что это не одно большое здание, а довольно большой ансамбль построек, объединенных единым стилем, украшенный скульптурами, фонтанами, аллеями и скамеечками. Многие аллегории скульптур, украшающих комплекс, наверное, понятны лишь тому, кто познал истины буддизма. Но основная идея понятна - к храму ведёт дорога, окружённая соблазнами, тянущими человека в пропасть, а впереди сияет абсолютный свет истины.
Кому-то картины, нарисованные внутри на стенах храма, кажутся китчем, привлечением молодёжной аудитории, со всеми этими Человеками-Пауками, Кунг Фу Пандами, Нео из "Матрицы", Аватаром на своем верном летающем ящере, так же, как и скульптурными изображениями Чужого перед храмом. Но я не собираюсь судить художника за эти вольности. Вот таким он увидел свой храм и построил его, это его право. Хотите - сделайте лучше.
Я увидел в Белом Храме своё - недостижимую мечту о рае, в котором все и всё прекрасны и добры, где всем правят Свет, Любовь и Доброта. Показать это художнику удалось, а изменить мир и всех нас вместе с ним - это уж вряд ли. Мы такие, какие мы есть, и такими и останемся. Но он хотя бы попробовал.
Как диаметральная противоположность Белому Храму, недалеко от него, тоже в Чианг Рае, построен Черный Храм. И это уже совсем другая история. Они должны были стать двумя половинками, составляющими одно целое, как у магнита - отрицательная и положительная. Один несет в себе начало Зла, а другой - Добра. Задумано, как я полагаю, всё это было, как ответ, а получилось ли - не знаю...
Черный Храм это тоже комплекс небольших, только уже деревянных зданий, в которых разложено огромное количество черепов животных, их же скелетов, шкур и прочих запчастей в виде рогов и зубов. Меня, если честно, всё это не тронуло. Я уже не говорю о том, чтобы вызвало страх, отторжение, неприятие. Нет, меня это просто не зацепило. Это не получился достойный ответ, как бы не пытались выставить это именно так. Всё больше похоже на декоративный скотомогильник, псевдообъект поклонения древних людей.
Это моё личное мнение, никому его не навязываю, но, гуляя по Белому Храму, успеваешь много о чем подумать, посидеть на скамеечке и опять же подумать и насладиться этой возвышенной красотой. В Черном храме единственное желание - сфотографироваться на фоне этих инсталляций, чтобы потом удивить кого-нибудь в "Инстаграмме": просто ищешь интересный ракурс и тут же перебегаешь к следующему. Клиповое мышление, умноженное на селфи-палку. А может, делённое, не знаю точно.
И снова вернусь к Храму Белому. В Интернете полно фотографий, на которых изображен знаковый объект, привлекающий зрителей снова и снова. Это Золотой туалет. Никто не угадывает с первого раза, что это за дворец, слепящий золотым блеском. Понимание приходит позже. Так вот и по этому поводу у меня есть мысль. В парфюмерных магазинах для того, чтобы восстановить обоняние, забитое множеством ароматов, дают понюхать кофе. Так и вид этого золотого строения помогает сделать так, чтобы блеск белизны не забивал способность чувствовать красоту и ты мог снова и снова наслаждаться тонкой звенящей радостью единства Света и Красоты.
Чтобы и тут отличиться от всех, привожу вид золотого чуда изнутри. Вот такие мы оригинальные и неповторимые.