Было бы странно показать Ане Таиланд и не показать Камбоджу. Считая Ангкор Ват одним из величайших чудес света, мы просто не могли не поделиться этой красотой с дочерью. Когда еще получится всё это увидеть, ощутить и восхититься.
Понятно, что вторая поездка никогда не будет по свежести ощущений такой же, как первая, но нас утешало, что для Ани это будет не повторение уже виденного, а возможность увидеть свою Камбоджу, свой Ангкор, прикоснуться к древним камням, почувствовать дыхание времени, в листве гигантских деревьев, пронзающих каменные стены. Мне кажется, всё это получилось.
Нам повезло, в программе второй поездки озеро Тонлесап заменили закатом в храме Пном Бакенг, и это получилось здорово. Озеро даже при полной воде не очень-то меня вдохновляло, а уж в этот засушливый год кроме нищих детей, просящих доллар, там ничего и не покажут, и это совсем не то, за чем стоит ехать куда-то за тысячи километров.
Закат был мощным и прекрасным. Все разбрелись по стенам храма и пропали из виду, стало безлюдно и пустынно. Огромное красное солнце быстро, как всегда и бывает в тропиках, катилось к горизонту, и каждую секунду его лучи рисовали новую картинку. В сочетании с древними стенами, башнями и каменными слонами, окруженными развалинами, всё это создавало эффект застывшего времени. Было ощущение, что солнце - то же самое, что и тысячелетие назад, и ничего не изменилось в этом мире. И не изменится, пока будут стоять эти древние стены, и солнцу будет, что освещать своими лучами. Свет таял постепенно, истончаясь и слабея, как снег весной, и всё вокруг темнело, заливая стены, истертые ступени и каменные статуи густой чернотой. Ночь в очередной раз победила свет.
Но ночь торжествовала недолго, солнце возродилось снова, и пришло время Ангкор Вата. Сухой сезон сотворил своё черное дело не только с озером, водоём перед Ангкором тоже высох полностью, лишив всех возможности сделать фото, которое стало уже фишкой этого храма - Ангкор Ват, отражающийся в зеркале водоёма. Это действительно красивый кадр, особенно во время утренней зари, и местные умельцы-фотографы не могли не воспользоваться волшебством "Фотошопа", предлагая всем желающим запечатлеть себя на фоне отражающегося в воде храма и заходящего солнца, как в лучшие времена.
Но мы гордо отказались от подделки и сделали фото, как есть, с сухой лужей перед храмом и солнцем в зените. Как-то это нам показалось не очень достойно - ловчить перед лицом такого древнего чуда, хотя, наверное, за этот десяток веков Ангкор насмотрелся на всякие проявления человеческой природы. Была у него возможность повидать и высокие проявления духа, и мелочность, и низость. Но он всегда оставался где-то над всем этим, как верхушки многовековых деревьев, с легкостью пронзающих каменные стены, как исполинские лики, невозмутимо глядящие с высоты, как купола храма, похожие на большие початки кукурузы, завершающие путь вверх, к небу.