Человек - существо, поведение которого абсолютно не поддаётся логике. Ему всегда хочется именно того, что в настоящий момент недоступно. Вот и у меня так: понимаю, что в этом году мне в Таиланде не побывать, но хочется этого всё больше и больше. И есть только один выход - снова и снова перебирать в памяти приятные воспоминания прошлогоднего путешествия в лето, пробуя их на вкус, глядя сквозь них на тусклое зимнее солнце и чувствуя колючие кристаллики морской соли на коже.
Итак, приступаем.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ХУА ХИН.
Город Хуа Хин находится на противоположной от Паттайи стороне Сиамского залива. Как-то так вышло, что посетить этот, считающийся лучшим курортом Таиланда, город у нас никак не получалось. Постоянно находились какие-то более привлекательные маршруты, какие-то ещё не исследованные жемчужины в короне короля Рамы IX. Но старый король умер, к власти пришёл новый, настала пора и нам меняться, и поэтому наше новое путешествие пролегло в западном направлении. Состав экспедиции прежний - я, Лена и наша боевая подруга Ирина. Цель - официальная королевская резиденция Хуа Хин и сопутствующие ей красоты и достопримечательности.
День первый, посвященный пещерам.
Мы собирались посмотреть многое, но главная достопримечательность тех мест - это Национальный морской заповедник Сам Рой Йот, в который мы стремились, чтобы увидеть знаменитую Королевскую пещеру Прайя Накхон. Говорят, можно увидеть Париж и умереть, так вот: в случае с Королевской пещерой можно умереть ещё до того, как увидел это чудо. Для начала мы долго шли по мелководью от небольшого посёлка, где, собственно, и размещается администрация заповедника и где производится отъём денег у непуганых стай туристов, до лодки, которая и доставила нас на пляж у подножья горы. Это была самая лёгкая часть путешествия. Была ещё одна возможность добраться на этот пляж, перевалив через скалистую гряду и затратив на путь под быстро раскаляющимся солнцем около получаса, но нас этот вариант как-то зацепил. От песчаного берега к скрытой в толще горы пещере идёт непростой путь по довольно крутой и местами скользкой лестнице, высеченной в скале. Длина этой лестницы составляет 430 метров. И это не по ровной, горизонтальной поверхности, замечу я вам, а по каменистым ступеням разной высоты и корявости, да ещё и под палящим, несмотря на десять часов утра, солнцем. Сами понимаете: раз вы сейчас читаете эти строки, мы не умерли. Но когда мы взобрались на эту гору и поняли, что вход в пещеру находится где-то у основания горы с обратной её стороны, и нам предстоит потом примерно такая же по сложности обратная дорога, некоторым захотелось умереть уже там, на вершине. Как-то почти перестали радовать забавные темные мордочки серых обезьянок-лангуров, весело игравших в ветвях деревьев, и расстилающийся под нами пейзаж. Но всё уныние мгновенно куда-то испарилось, когда мы вошли в огромную пещеру, скрывающую под своим куполом буйный тропический лес. Лес себя прекрасно чувствовал внутри, потому что пещера была настолько древней, что купол уже начал разрушаться, давая возможность лучам солнца беспрепятственно попадать внутрь.
Пролом в куполе по какой-то непонятной прихоти матушки-природы представлял собой два овальных отверстия, разделённые подобием каменного мостика, нависающего над головой на огромной высоте. Нам повезло, в огромном подземном зале мы были почти единственными зрителями, никто не нарушал тишину криками и разговорами, да, если честно, в окружении такой красоты совершенно не хотелось шуметь. Ну вот, фото сделаны, пора идти обратно.
И тут из-за камней внезапно, как кролик из шляпы фокусника, появилась группа людей. Оказывается, мы побывали только в одной из двух пещер, причём не самой интересной. Это была только прелюдия к основному действу, похоже, мы чуть не лишили себя той самой вишенки на торте.
Соседняя пещера была просто гигантской, в её куполе тоже имелся пролом, в который отвесно падали лучи солнца. Нам повезло, мы попали в удачный момент. Всё совпало - и погода, и положение солнца. Солнце освещало павильон, стоявший на небольшом возвышении посередине огромного подземного зала. С высоты входа в пещеру павильон казался совсем маленьким, игрушечным, но маленьким он не был точно. Зрелище было просто сказочное, и сложная дорога к этому чуду была совсем не чрезмерной ценой за такое удовольствие.
Обратно идти было тоже жарко, но всё сглаживали приятные воспоминания. Преодолев в очередной раз скользкие каменные ступеньки, мы вышли на прекрасный песчаный пляж, манивший в изумрудную воду. Разбежавшись посильнее, я прыгнул в воду, чтобы хоть немного охладиться после прогулки под солнцем. Что-то пошло не так, понял я, растянувшись на песчаном дне. Вода при этом даже не покрывала мне спину. Пришлось встать и пройти вперёд ещё метров тридцать. Море всё так же ласково облизывало мне щиколотки, упорно не желая становиться глубже. Я понял, что так можно дойти пешком до Паттайи, и прекратил бороться. Ворочаясь с живота на спину и наоборот, подобно киту, выбросившемуся на берег, я слегка охладил уже закипавшую на солнце кровь и вернулся к своему небольшому племени. Пора ехать дальше - нас ждут новые приключения.
Вторым блюдом нашего пещерного меню была пещера миллиона летучих мышей. Я много раз уже слышал о ней, но видеть самому не доводилось. Настала пора исправить эту недоработку.
Ехать от Хуа Хина нужно было не очень далеко, поэтому мы не очень спешили - ведь нам нужно было поспеть к закату, именно тогда мыши вылетают на свою охоту за насекомыми. По пути к пещере мы заглянули на пляж города Ча Ама, чтобы увидеть легендарную Чёрную Бабищу (название не моё, автор неизвестен, но имя пошло в массы). Этот персонаж принадлежит перу известного тайского поэта, имя которого вам ничего не скажет, но которого очень уважают в Таиланде. В поэме тридцать тысяч строк и писал он её двадцать лет, я уж не буду вам её всю пересказывать.
Буду краток, как говорит наш ВВП. Было у отца (короля) два сына. Старший умный был детина, а младший принц вместо того, чтобы обучаться боевым искусствам, учился играть на флейте и достиг в этом исключительного мастерства - мог усыпить любого своей волшебной игрой. Ну, у нас тоже бывают такие музыканты. Полюбила его за такую волшебную игру Владычица морская, но на вид она была огромна и страшна, поэтому прикинулась белой и пушистой. Ну, принц и повёлся, пошёл к ней на дно морское. А там нашёл себе русалку покрасивее и сбежал с ней на сушу, где та и родила ему сына. Рассердилась Чёрная бабища и уже в своём истинном обличье стала бродить у берега - искать коварного изменщика. Чем всё закончилось не знаю, но статуи в море тайцы поставили, и здесь, в Ча Аме, и на острове Самет, куда принц сбежал с русалкой. Здоровая бабища, конечно, я принца где-то понимаю. Но фото на память сделал.
Теперь вернёмся к нашим летучим мышам. Мы, конечно же, успели к представлению, и сидячие места нам достались, ведь предприимчивые местные жители здесь даже смотровую площадку организовали - всё как полагается, прямо напротив горы с пещерой, и стулья расставлены человек на двадцать. Цена божеская - всего по двадцать бат с взрослого организма, а что вы хотели - рынок. Хотите столбиком, как сурикат, бесплатно ждать заветного зрелища, милости просим на дорогу, там всем места хватит. Мы не хотели.
Прямо перед нами открывалась солидных размеров гора, в ней темнело неровное отверстие входа в пещеру. Ну, или выхода, это кому как больше нравится. Задача поставлена, ждём церемонии организованного вылета на ужин летучих мышей.
Смеркалось, стали подтягиваться и другие участники ужина - насекомые. Мыши же пока не спешили вылетать. Вдруг остальной народ оживился, раздались восторженные крики. Мы протёрли глаза и присмотрелись к выходу. Там было пусто и непонятно, когда начинать радоваться. Вдруг из-за горы появилось подобие лёгкого дымка, хорошо различимое на фоне ещё светлого закатного неба. Оказывается, сегодня мыши решили лететь с чёрного хода. Дымок расширялся и набирал силу, словно в костёр подбросили сырых веток. Летучих мышей было просто огромное количество, они всё летели и летели куда-то за горизонт. Народ вокруг восхищался чуть ли не на всех языках мира, мы, естественно, тоже добавили свои пять копеек. Зрелище, действительно, завораживало: этот поток крылатых созданий тьмы изливался из пещеры минут десять, словно укрывая небо тёмной полупрозрачной кисеей и помогая наступлению ночи.
Их были миллионы, где они там помещались в этой скале, одному богу известно. Интересно другое, где на них найти такую прорву еды, ведь каждому такому существу нужно не пять-десять мушек и комаров. Где-то я читал, что каждому из них требуется еды где-то в половину его веса, чтобы насытиться. Интересно, мыши здесь собрались, потому что насекомых много, или какой-нибудь вселенский разум постарался подогнать мышам побольше добряков, чтобы те не голодали?
Но всё когда-то кончается, закончились в пещере и летучие мыши. Упала внезапно ночная тьма. Занавес. Пора и нам расходиться.
День второй, посвящённый истории и религии.
Город Хуа Хин - официальная королевская резиденция. По этой земле ступала нога не одного короля Таиланда. Даже в описанной выше Королевской пещере побывали все короли, начиная с Рамы IY. Рама IY наблюдал из этой пещеры полное солнечное затмение, причём прошёл тот же путь до пещеры, что и мы, собственными ногами, что в те времена было просто революционным поступком. Кстати, после его смерти каждый последующий монарх считал своим свящённым долгом посетить это место силы - Королевскую пещеру.
Вообще, меня всегда удивляло отношение тайцев к известным личностям своей страны, каким-то образом оказавшим влияние на исторический ход событий. Каким бы ни было влияние - это мог быть даже какой-то жестокий поступок, где-то, возможно, не совсем справедливый - но у них нет культивируемого в России обычая низвергать вчерашних кумиров.
Это у нас так: потерял великий человек своё влияние - тут же нужно срочно рушить его памятники и вымарывать из учебников и памяти любые о нём упоминания, словно его никогда и не существовало. Здесь же, в Таиланде, помнят всех своих правителей, поэтому и построили рядом с Хуа Хином Парк семи королей, создавших эту страну и оставивших свой след в её истории. И даже собираются поставить памятники ещё двум королям. Мне кажется это, по большому счету, правильным.
Всё это, конечно, хорошо, но ходить по этой огромной, абсолютно голой площади со статуями великих королей, да ещё и под нещадно палящим солнцем вдобавок, довольно скучно и просто физически тяжело. А кроме этого там смотреть нечего, поэтому мы не стали там надолго задерживаться и отправились дальше.
В этот день мы решили по пути домой, в Паттайю, заглянуть ещё в парочку храмов. Один из них был тоже пещерным. Почему-то в Таиланде это очень распространено - строить храмы под землей. На поверхности тоже, конечно, имеются разнообразные красоты и памятники, но жемчужина этого святого места скрыта в глубине, чтобы ты ещё не раз задумался о смысле жизни, пока по извилистым подземным тропам, размышляя о вечном, будешь добираться к главной святыне - статуе Будды.
И вновь и вновь я задумываюсь о бесконечной терпимости тайцев к разным религиям. Они не стараются навязать никому свои святыни, считая свою религию единственно правильной, и не придерживаются каких-то жестких канонов в строительстве храмов.
Хочешь построить пещерный храм - пожалуйста, нравится тебе зеркальный - да ради Бога, по душе храм из стеклянных бутылок или в виде огромного корабля - нет проблем. Главное не внешние атрибуты, а внутренняя вера.
А мы продолжили наше путешествие дальше. Дорога с мягким шелестом укладывалась под колёса автомобиля, в поле видимости не попадалось ни попутных, ни встречных машин, не видно было ни людей, ни жилья, но качество асфальтового покрытия было выше всяких похвал. Впереди нас ждал малоизвестный, построенный совсем недавно китайский храм.
Храм поражал богатством, уж если колонны - то метр в обхвате и непременно из ценного красного дерева или тика, а количество золота на квадратный метр стен и потолков внушало искреннее уважение. Огромные деревянные драконы поражали своей пугающей красотой, а статуи богини Гуаньинь для гарантии выполнения всех желаний стояли по периметру главного зала через каждые два-три метра.
Этот храм не был похож на другие китайские храмы, видно китайские меценаты жили в Таиланде уже не первое поколение и за это время неотвратимо заразились тайским пофигизмом по поводу досконального соблюдения всех канонов построения храмов. Вроде все детали, соответствующие традиционному китайскому храму есть - колонны, обилие красного и золотого цвета, Матрейя и Гуаньинь имеются, а ощущения святости нет. Всего слишком много, и поэтому это становится больше похоже не на храм, а на какой-то бизнес-проект, своего рода отбивание денег.
И, тем не менее, храм запомнился, поразив своей поистине циклопической грандиозностью, кажущейся лёгкостью огромных деревянных колонн, обвитых сказочными драконами, и потолком, неизвестно каким образом удерживающимся на такой высоте над огромным залом без дополнительных опор и усилений.