Попов Александр Сергеевич: другие произведения.

Таиланд-5. И снова о вечном

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Попов Александр Сергеевич (creol2001@mail.ru)
  • Обновлено: 22/05/2017. 11k. Статистика.
  • Впечатления: Таиланд
  • Иллюстрации: 4 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      И СНОВА О ВЕЧНОМ.
      
      Есть у меня одна старая знакомая, старая не в смысле возраста, а в смысле давности нашего знакомства. Очень её интересует, как можно в одно и то же место ездить и одно и то же смотреть. А я не устаю ей отвечать, что, хотя пять раз в Паттайе был и многое посмотрел, еще раза на два точно осталось.
      Вот и в этой поездке мне удалось увидеть и в очередной раз восхититься красотой необычных храмов, таких непохожих на стандартные китайские храмы и совершенно отличных от храмов православных.
      
      Храм первый. Ват Баан Рай.
      
      Этот храм находится не близко от Паттайи, да и от Бангкока тоже, в провинции Нахон Ратчасима. Вся поездка заняла два дня, но мы ни о чем не пожалели - его красота и необычность окупает все тяготы и лишения долгой автомобильной поездки. Изюминка этого титанического сооружения в том, что здание выполнено в виде громадной фигуры слона и имеет три этажа (плюс подземный), эти три этажа посвящены истории строительства храма и заполнены религиозными символами, а в подземном помещении находится свето-цветовая архитектурная композиция. В полутёмном зале эта сложная конструкция, играющая переходами цвета, производит почти гипнотический эффект и сказочно прекрасна. Сам же Храм снаружи полностью облицован фигурными изразцами, не обломками кафельной плитки, как в пагоде Линь Фуок в Далате, а специально отформованными элементами, покрытыми цветной глазурью. Эти изразцы передают все детали шкуры слона, даже тёмные пятнышки, покрывающие голову словно веснушки, кстати, даже морщинки и складки на ушах не были забыты.
     []
      Здание в проекции представляет собой правильную окружность, по всей этой окружности снаружи расположены скульптуры и изображения мифических чудовищ, демонов и животных, которые также украшены керамическими изразцами, верхнюю же точку храма венчает позолоченная статуя монаха. Этажи соединяются плавным пандусом, поднимаясь по которому имеешь возможность повысить культурный уровень, читая мудрые изречения и рассматривая картины на религиозные сюжеты. Но буддисты из нас были так себе, поэтому мы не очень много внимания уделили теории, стремясь к вершинам познания, то есть на крышу храма.
      Вид сверху впечатлял: Храм стоит посередине рукотворного озера, окружённый огромными статуями священных многоголовых змей - Нагов, стоящих на хвосте и тоже украшенных изразцами. Даже туалеты, расположенные неподалёку и имеющие крыши в виде огромной волны, несущей русалку, отделаны всё той же керамической плиткой. Сколько труда понадобилось, чтобы украсить этот храм и все сопутствующие постройки, но оно того стоило. Всё так гармонично и красиво, так тонко сочетается и так непохоже ни на какой другой храм, что кроме восхищения не вызывает других мыслей.
      Всё-таки, красота - это понятие интернациональное, нет красоты русской, или там китайской, или американской. Красота или есть, или её нет, и не нужно быть адептом какой-то религии, чтобы увидеть и понять, насколько прекрасно это творение человека, задумавшего и осуществившего строительство такого Храма.
      
      Храм второй. Ват Пхра Дхаммакайя.
      
      Ничего более непохожего на храм, чем Ват Пхра Дхаммакайя, я в жизни не видел. Расположен он недалеко от аэропорта Суварнабхуми в Бангкоке, и, заходя на посадку, можно увидеть это, уже не знаю какое по счету, чудо света, конечно, если знаешь, куда смотреть. Огромная, сверкающая на солнце космическая тарелка лениво разлеглась на земле, вокруг неё раскинулись столь же величественные здания, с высоты выглядевшие очень необычно.
      Мы посетили это уникальное по своим размерам культовое сооружение с помощью турфирмы, уж очень не хотелось проделать путь до Бангкока, затем искать дорогу к Храму и в конце концов узнать, что именно сегодня проводится какое-то торжественное мероприятие, и посторонним вход воспрещен.
      Всё было необычно с самого начала. Нас облачили в белоснежные одежды, вручили каждому по нераспустившемуся бутону лотоса и отправили босиком по тернистому пути познания. Тернистому, потому что солнце было в зените, а бетонные плиты, по которым мы шли, были раскалены так, что на них впору было крокодилам выводить своих зубастых отпрысков, проливая при этом, как и положено уважающему себя крокодилу, искренние слёзы. В здании, окружающем святилище, могло поместиться несколько десятков тысяч человек, но сегодня был не наш день - людей было совсем немного, от силы пара тысяч. Все они читали мантры, причем каждый выбирал сам, где ему лучше это делать. Были коллективисты, которые считали, что общая молитва гарантированно дойдёт до адресата, но с ними были несогласны индивидуалисты, которые были убеждены, что именно их, пусть даже негромкий голос точно будет услышан Творцом, если тот не будет отвлекаться на всю эту громогласную толпу, а обратит внимание на отдельно стоящего человека, которому явно есть, что сказать. Все эти голоса сливались в один мощный голос, пульсирующий в гипнотическом ритме и увлекающий куда-то далеко в бесконечность неба. Представляю, что творится на великом буддистском празднике Махабуча, когда собирается тысяч двести человек и все они синхронно читают мантры. Не захочешь, а поддашься общему настроению.
     []
      Бутон лотоса полагается вставить в отверстие в один из множества больших позолоченных цветков лотоса, специально установленных по всему залу. По-хорошему, при получении бутона нужно оставить денежку служителю, выдавшему тебе цветок. Это добровольное пожертвование, никто тебя не заставляет. После заполнения большинства отверстий бутонами, другой служитель собирает простоявшие совсем недолго цветы в наполненную водой ванну на колёсах, оборвав все чуть увядшие лепестки, и катит её обратно к месту выдачи инвентаря - своего рода круговорот лотосов в природе. Так и наши лотосы вернулись к началу этой цепочки.
      Размеры сооружений и масштабы происходящего поражали, если не сказать больше. Нас повели к Сетии - это главное здание всего комплекса. Сетию венчает - не могу не повториться - огромная золотая сфера. Насколько я могу верить описанию святилища, её покрывают триста тысяч небольших изваяний Будды, каждая ростом всего 15 сантиметров, изготовленных из особого золото-титанового сплава, который не потускнеет - вот здесь внимание! - даже через тысячу лет. Так далеко я не загадываю, но через сотню-другую лет с удовольствием проверил бы истинность этого утверждения. Внутри этой сферы и зала, в который допускаются только самые стойкие приверженцы учения, размещаются еще семьсот тысяч таких же изваяний.
      Не скажу, что меня это как-то зацепило, я по состоянию души и по комсомольско-коммунистическому воспитанию атеист. Но какие-то ассоциации с египетскими пирамидами и громадными сфинксами, которых, кстати, я никогда вживую не видел, это навеяло. Тысячелетия пронеслись над Землей, государства возникали и умирали, а эти ровесники фараонов, скептически прищурившись, поглядывали на всю эту человеческую суету. Так и здесь, люди абсолютно уверены, что пройдут века, а Сетия будет продолжать сверкать своим куполом, как маяк, посылающий луч истины всему человечеству, и мантры, повторенные огромным количеством людей, донесутся сквозь время и пространство к тому, кому они адресованы.
      И эту уверенность можно не разделять, но уважать нужно. Я в этом уверен.
      
      Храм третий. Ват Сампхран.
      
      Этот храм я искал долго. Сначала увидел в сети фото многоэтажного здания, обвитого драконом чудовищных размеров, взметнувшим свою огромную голову выше крыши. Потом узнал, что это храм, а не просто жилой дом. Ну и в конце концов я узнал, что он находится совсем не далеко от Бангкока, а значит вполне в наших силах увидеть еще одно удивительное творение рук человеческих.
      И вновь я совершенно не пожалел что мы сумели до него добраться, потому что вместе с этим храмом мы сделали для себя несколько чудесных открытий, увидев то, чего не ожидали увидеть.
      Несмотря на то, что здание имеет семнадцать этажей, его не видно издалека, храм возник неожиданно, словно желая удивить своим внезапным появлением. Даже с большого расстояния дракон производил мощное впечатление. Он обвивал круглое сооружение от земли до самого верха, впиваясь в его стены сильными когтями, а огромная голова с открытой пастью следила за нами, пока мы приближались к храму, словно охраняя его. Здание было жизнерадостного розового цвета, на этом фоне дракон выглядел еще более живым и внушающим чувство уважения к его мощи. Его тело отливало золотом по зелёному, каждая чешуйка его змеиной шкуры была изготовлена по отдельности, покрыта глазурью и посажена на клей на своё место, а не нарисована краской по бетону. Совершенно уникальное зрелище и одновременно очень кропотливая работа.
     []
      Храм не совсем действующий. Здание пустует, только на первом этаже находится что-то вроде музея, посвященного истории храма. На втором этаже есть вход в тело дракона, внутри которого можно подняться до самой крыши, но открывается он только два раза в год, по большим праздникам - один из них Сонгкран, тайский Новый год, а второй я не знаю.
      Неподалёку находится традиционный буддийский храм, с позолоченной статуей сидящего Будды и прочими религиозными атрибутами, но мне это было уже не очень интересно, не так уж мало подобных святилищ я повидал. Правда, с высоты этого храма открывался красивый вид опять же на Храм Дракона и на Храм Черепахи, который располагался совсем рядом. Черепаха была тоже огромна и так же красива, её голова поражала блеском золота и глазури. В её пасти был вход в зал, полный прилавков с амулетами и прочими предметами культа, выход же был, сами понимаете, диаметрально противоположен входу и находился под её хвостом. Не знаю, что это должно было символизировать, но нам не захотелось следовать логически и физиологически обоснованным маршрутом, чувствуя себя не совсем пищей, но уже и не венцом творения природы, человеком разумным. Поэтому мы вернулись тем же путём, противоестественным, но не роняющим нашего достоинства.
     []
      Хорошим завершением экскурсионного дня послужила прогулка по парковой зоне Храма, немного неухоженной, но наполненной интересными и красиво выполненными фигурами животных: слона, павлина, и им подобным. Дорожка вывела нас к водоёму, в котором тихо доживали свой век старинные боевые корабли. Они были огромны, дерево, из которого их изготовили когда-то очень давно, серебрилось от возраста, но следов гниения не было видно. Правда, гвозди уже проржавели и не держали доски, поэтому корабли просели и покосились, но умирали достойно, не издав ни единого скрипа. Благородное дерево - тик - оказалось крепче железа, так и у людей бывает, так было во времена "Варяга" - "умираем, но не сдаёмся". Уходили мы молча, потому что было жалко их, брошенных людьми, которым они верно служили.
      Солнце клонилось к горизонту, нам предстоял долгий путь по пробкам Бангкока до Паттайи, ставшей уже родной и своей за эти годы. От всего этого дня, как от хорошего, выдержанного коньяка, осталось приятное послевкусие, которое еще долго будет напоминать нам о похожей на сказку встрече с волшебным драконом и доброй черепахой, встрече, что-то изменившей в нашей жизни и раскрасившей её яркими красками, которые не выгорят со временем, как и глазурь, покрывающая наших новых огромных друзей.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Попов Александр Сергеевич (creol2001@mail.ru)
  • Обновлено: 22/05/2017. 11k. Статистика.
  • Впечатления: Таиланд
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка