"Остров Богов"
Бали
Часть 1
Темпл Улувату, где живёт много диких обезьян.
Улувату Темпл был построен в одиннадцатом веке одним видным религиозным деятелем Бали. Спустя пять веков другой религиозный реформатор отреставрировал его и ввёл на острове новые порядки. До начала двадцатого века этот храм могли посещать только принцы из Денпасар, но сейчас туда вход туристам и Балийцам разрешён.
Возле этого Темпла находится небольшой амфитеатр, где туристы могут посмотреть спектакль "Рамаяна и танец Огня" и заодно полюбоваться закатом солнца. Перед входом на территорию храма экскурсоводы выдают мужчинам саронги, а женщинам пёстрые пояски-ленточки и предупреждают о наглости здешних обезьян. И очень убедительно просят всех снять очки и шляпы, так как эти аксессуары являются самыми желаемыми для мартышек.
Бали по праву может называться островом храмов и Богов, так как практически в каждом доме есть маленький Темпл или алтарь,
куда местные жители приносят утром дары в виде плетеных корзинок из пальмовых листьев, наполненных цветами и едой.
Алтарь
Тримурти
Религия в Бали очень странная и по-своему уникальная: индуизм с примесью буддизма и анимизма. Балийский индуизм называется "Агама Хинду Дхарма" или "Агама Тирса". Это вероисповедание сильно отличается от Индийской версии, но островитяне также почитают святую троицу: Брахму, Шиву, Вишну и других Индийских Богов.
Бесаки комплекс
Бесаки комплекс был построен в конце восьмого века и считается одним из самых старых и священных в Бали. Раскинулся он на склонах действующего вулкана Ганунг Агунг и насчитывает в себе двадцать два Темпла.
В 1917 году во время сильного землетрясения Бесаки Темпл был практически уничтожен. После долгой реставрации комплекс привели в порядок, но в 1963 году внезапно проснулся вулкан и извергался в течение полугода. Несколько соседних деревень были заживо похоронены, и почти две тысячи человек исчезли без следа - но Темпл пощадили Боги. А в извержении вулкана местное население обвинило священников - те не вовремя устроили ритуал "Эка Даса Рудра". Это индийская духовно-очищающая церемония, которая проводится один раз в сто лет. Религиозные записи говорят, что она должна была состояться в 1979, а не 1963 году. Балийцы верят, что их почившие предки живут на горе Ганунг Агунг. Из-за неправильно проведённой церемонии они разгневались и вызвали этот катаклизм.
Индуизм и Буддизм появились на острове около двух тысяч лет назад. Принесли эти религии индокитайские торговцы специями, а до этого местные жители были поганцами-анимистами: верили в злых духов и добрых богов. Эта вера у них до сих пор прослеживается в культуре и быте. Все свои многочисленные религиозные праздники Балийцы отмечают по своему лунному календарю, в котором 210 дней. Пожалуй, самые необычные это весенние торжества Нуепи и День Молчания.
Праздник Нуепи начинается в полдень, когда местные жители приносят на перекрёстки главных дорог дары для дьявола. Балийцы верят, что их массовые подношения могут обуздать и ублажить беса. Вечером этого же дня на острове устраивается шумное факельное шествие. Каждая деревня готовится к этому празднику заранее и основательно. Молодёжь весь год мастерит трёхметровую куклу в обличии демона и пытается сделать её как можно страшнее и уродливей. Под конец фестиваля всех этих демонов демонстративно сжигают. После этого на острове наступает День Молчания. В этот день в Бали даже интернациональный аэропорт не работает. Все жители сидят тихо дома, стараясь не привлекать злых духов.
По натуре своей Балийцы дуалисты. Они верят, что существует два мира: видимый и невидимый. В видимом мире живём мы, а в невидимом злые монстры и справедливые боги, которые способны влиять на наш мир. Островитяне уверены, что повседневные проблемы человека отражают дисбаланс в невидимом мире, и для того чтобы навести там порядок необходимо принимать участие в определенных ритуалах и приносить "жертвы" богам.
Балийцы очень набожный и суеверный народ. В каждом большом предмете, будь то дерево или скала они видят обитель духов, поэтому часто возле огромных пальм стоят на посту стражи-истуканы, опоясанные клетчатой тканью "Поленг". Эта ткань обладает магической силой и символизирует двойственность мира.
К своим святыням островитяне относятся очень трепетно и иностранцев пытаются туда не впускать. Ведь несведущий человек всегда может непроизвольно осквернить святое место. В Бесаки комплекс туристам вход разрешён, но гулять там можно только вокруг Темплов и мужчина должен быть одет в саронге. Вовнутрь храма Балийцы иногда даже своих соседей не впускают, которые находятся в состоянии "себел" - недомогания. Это состояние может быть физическая болезнь, открытая рана, менструальный цикл, психическое расстройство, траур и роды до 42 дней с момента рождения и смерти. В этом нет ничего постыдного, если человек сам признаёт это состояние, напротив это говорит о внутреннем духе и ответственности этого индивидуума. Так Балийцы это табу иностранцам истолковывают, чтобы те не обижались почём зря.
Бали уникален своей религией и культурой, поэтому моя подруга Юля уговорила меня заняться организацией этой поездки. А это было не просто, так как хотели мы это сделать без туристических агентств и с минимальными затратами. Сразу же обнаружилось, что прямых рейсов из Лондона в Бали нет - по любому надо делать пересадку в Малайзии или Сингапуре. После недолгих дискуссий мы решили сделать трёхдневную остановку в Куала-Лумпур и не пожалели об этом. Малазийцы очень доброжелательный и симпатичный народ. Если будет возможность - обязательно съездим туда отдохнуть.
|