Коваль Леон: другие произведения.

Концерт-хазанут в консерваторионе

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 30/03/2007.
  • © Copyright Коваль Леон (leonko@walla.com)
  • Обновлено: 31/12/2010. 31k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Иллюстрации: 12 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы возвратились в Хайфу с двухчасовым опозданием. Евреи вели себя в целом спокойно за исключением нескольких собратьев. Те пробивались на неположенную им палубу поближе к сходням, вызывая недобрые чувства у законопослушных пассажиров. Особенно активен был один мужик в кипе. Он что-то бурно объяснял стюардам и в итоге добился того, что первым сошел на причал. И вдруг - пал на колени, поцеловал портовый асфальт (т. е. Землю Обетованную - так вроде бы положено при возвращении в Страну) и затем деловито потрусил на выход, оставив на жену и детей заботу о багаже. Мое негодование в адрес нахала испарилось. И настроение поднялось. Ни в коем разе не совершу подобное театральное исполнение обрядов (мицвот). Но, согласитесь, приятно ощущать, что есть люди, которые делают это и за тебя тоже.


  •    Концерт-хазанут в консерваторионе

     []

       Маалот - город филантропов. Местоположение Маалота (Возвышенности) легко представить себе с помощью простой засечки. Он находится в 20 км на восток от израильского берега Средиземного моря и в 10 км на юг от границы с Ливаном. Средняя  отметка составляет, примерно, 550 м над уровнем моря, почти каждую зиму день-другой бывает снег, который может продержаться несколько часов. Сезон обильных здесь дождей продолжается с ноября-декабря по март-апрель, в Израиле дождь воспринимается как божье благословение. Основано поселение в 50-х, несколько лет назад обрело статус города. Официальное имя Маалот - Таршиха, поскольку город включил в свои административные границы примыкающую к нему арабскую деревню. Население собственно Маалота около 15 тысяч душ, примерно половина из них - выходцы из бывшего СССР. Таршиху населяет примерно 6 тыс. арабов, когда-то в деревне преобладали христиане, теперь две трети - мусульмане.
       При проектировании жилья учитывается, что город - прифронтовой. В квартирах, построенных на пике алии в начале 90-х, имеются "комнаты безопасности", за сооружение  которых  заплатило  государство. Комнату  безопасности (около  6  кв. м.) я  использую  как  рабочий  кабинет. Такие помещения находятся в жестком бетонном ядре здания, они снабжены железным ставнем на окне и стальной дверью в гостиную. В моем "бомбоубежище" уместились компьютерное рабочее место с интернет-телефонной коммуникацией, второй компьютерный столик с автономным компьютером, лежанка, открытый книжный шкаф.

     [] Очередной  шедевр  фестиваля  2002

       Наш городок знаменит не только своим приличным климатом, но и "Камнем Галилеи" - ежегодным международным фестивалем абстрактной скульптуры. Город уставлен загадочными творениями. Их уже больше сотни. А фестиваль проводится на берегу искусственного озера Монфорт: неподалеку сохранились руины древнего замка крестоносцев.
       Город содержится неплохо и выглядит привлекательно. Многоквартирное жилье построено просто, архитектурных изысков не наблюдается. Зато в кварталах т.н. вилл (первоначально одноэтажных типовых "кубиков" площадью 60 кв.м) реализовано немало весьма интересных строительных фантазий.
       Последние годы общественные здания возводятся по довольно оригинальным проектам. Обычно над поверхностью наблюдаются один-два этажа, на один или даже два этажа здания зарывается под землю.

     [] Городская управа

       Несомненной достопримечательностью Маалота является его городской голова Шломо Бухбут, 1942 г.р. Фамилия Бухбут популярна среди "марокканцев", подобно тому как фамилии Смирнов и Рапопорт распространены среди, соответственно, русских и ашкеназов. Бухбут взошел в Страну подростком. И сумел установить рекорд (возможно мировой) длительности пребывания во главе муниципалитета: полжизни на этом посту, свыше 30 лет. Каждые пять лет на выборах он умело расправляется со своими противниками - обычно обиженными на него бывшими сторонниками.

     

     [] С городским головой Шломо Бухбутом (в очках) на озере Монфорт

       Лично мне столь длительное пребывание у власти одного пусть даже способного человека не кажется правильным, т.к. чревато клановостью, коррупцией, нездоровой, несвободной общественной атмосферой. По этой причине я голосовал против него на выборах.
       Бухбуту не откажешь в одном полезном для города таланте: он умеет привлекать на общественные и культурные нужды нашего населенного пункта зарубежные пожертвования. В этом деле он, пожалуй, не уступает легендарному Тедди Коллеку. Но у Тедди был, не хухры-мухры, Иерусалим... Сбор средств на нужды Страны среди небедной западной диаспоры - не новость. Последние десятилетия пожилые состоятельные евреи из своего далёка предпочитают адресную благотворительность, позволяющую увековечить собственное имя на Земле Обетованной. В кампусах Техниона, университетов Тель-Авива, Иерусалима и Хайфы не найдешь значительных аудиторий и корпусов общежитий без табличек в честь жертвователей.
       Я живу в относительно новом квартале города, заселение которого состоялось в 93 году. Его первоначальное имя "Шхунат Ракафот" - по названию цветочка, растущего на холмах Галилеи. После трагического события в ноябре 95 года микрорайон переназвали: "Шхунат Рабин". В бытовой же речи, несмотря на появление еще более новых городских сегментов, утвердился русско-еврейский воляпюк "Новая шхуна". Ее/его население процентов на 80 состоит из "русских".
       Расскажу о нескольких объектах, организованных Бухбутом под алию из России и расположенных очень близко от моего рабочего стола. Сижу я у окна, выходящего на север. А за моей спиной на расстоянии метров сто находится клуб "Ле-дор ве-дор" ("От поколения к поколению"), выстроенный на британские денежки. Дамы - жены членов английского парламента, в основном, нееврейки, образовали что-то вроде общества ревнителей Израиля (и т.н. мирного процесса). Они и собрали средства на строительство. На открытие клуба приехали элегантные леди. А Бухбут, мужик интересный, счел нужным после благодарностей выговорить им за недочеты в оснащении клуба. Дамы обещали устранить недостатки.
       В утопленном нижнем этаже здания, где отсутствует прием на мобильники, находятся основные аудитории клуба. В том числе зеркальный балетный класс, куда я водил свою внучку 3-4 лет на занятия ритмикой (сейчас у нее другие интересы: скоро - в школу).

     

     [] Внутренний дворик клуба "Ле-дор ве-дор"

       Теперь поглядим за окно на север. Прямо передо мной за палисадником соседей с первого этажа и пешеходной дорожкой располагаются ворота на территорию детского садика организации "Вицо". Средства на его строительство выделил североамериканский еврейский фонд с поименованными жертвователями. Необходимо напомнить, что система дошкольных учреждений Минпроса "ганей хова" (обязательные сады) рассчитана на детишек от 3 лет. Дети ясельного возраста от года до трех попечению Минпроса не подлежат, ими занимаются общественные женские организации. За содержание детей в таких яслях родителям приходится платить заметные деньги, хотя и не 100%. Пока садик достраивался, по соседству появился большой "караван" (израильское подобие советских перемещаемых на треллерах балков и вагончиков). Народу сообщили, что караван будет переоборудован под "русскую" синагогу.
       И вот состоялась скромная церемония открытия садика и привинчивания доски в честь жертвователей, представители которых прибыли в Маалот. Из своего укрытия я наблюдал за ней как в немом кино. В конце церемонии мэр подвел американцев к "каравану" и что-то стал им энергично втолковывать.
       Прошло пару месяцев - караван увезли. А еще через какое-то время на этом месте была возведена небольшая синагога, отданная немногочисленным в нашем микрорайоне сефардам, к которым причисляют себя и некоторые бухарские и горские евреи.
       А как же религиозные потребности "русских"? Маневр мэра заключался в том, что заботу о "русских" в Маалоте взял на себя американский ХАБАД. В сотне метров от каравана (от меня за торговым центром и начальной школой не видать) уже шло строительство нового хабадного бейт-кнесета.
       Итак, основные религиозные нужды жителей "Новой шхуны" были удовлетворены за счет пожертвований. А из госбюджета, полагаю, были выделены средства только на строительство миквы, которую я недавно обнаружил, гуляя с меньшим внуком по измененному маршруту.
       Следует добавить, что получение средств от жертвователей на строительство и начальное обзаведение культурных, воспитательных и культовых объектов составляет лишь полдела. Вторая половина заключается в обеспечении функционирования этих объектов в дальнейшем. Необходимы надежные источники: госбюджет министерств просвещения, культуры, религий или богатая общественная организация. Город не сможет самостоятельно содержать все инициативно созданные заведения, тем более что декларируется обслуживание жителей всех окрестных поселений и деревень. Похоже, и с этим у вечного мэра нет проблем: он хорошо ориентируется в сонных водах израильской бюрократии. 
       Отступление. "Все подсмеиваешься", - сказали мне в этом месте прямые родственницы по нисходящей. Я подумал: "Нет, конечно, нет! Посмеиваюсь - так сказать можно". Великий и могучий позволяет передавать разнообразные смысловые оттенки. Просто Набокову для внятного изложения какого-нибудь понятия требуется четыре слова и два эпитета, а мне приходится грешить многословием. Отношение светского еврея к своей религиозной традиции - или культуре, как хотите, - должно быть уважительным. Мне трудно понять местных воинствующих левых безбожников. Им доставляет удовольствие нарываться на скандалы по субботам во время чтения святых текстов в синагогах: демонстративно и без всякой практической нужды мотаются они на автомобилях по кварталам Иерусалима, населенным верующими. 
       Свой первый выезд за границу из Израиля мы с женой совершили на осенние праздники 95 года. Жителям Маалота положены льготы. И как раз к этим праздникам я обнаружил на нашем счету возвращенную налоговым ведомством переплату. А на работе объявили непрерывные каникулы за счет законных праздников и т.н. мостиков.
       С утра я спустился в Нагарию по делам, а на обратном пути заглянул в турагенство просто так, ради любопытства. Спросил, нет ли чего, прямо на ближайшие дни. Оператор поинтересовалась, есть ли у нас с женой заграничные паспорта-дарконы, заглянула в компьютер и перечислила доступный по цене (в пределах суммы возвращенных налогов) репертуар. Я покрутил носом, а девушка, еще раз заглянув в компьютер, сказала, что зафиксирован отказ от каюты на недельное плавание по греческим островам. Отплытие сегодня после обеда (т.е. примерно через четыре или пять часов). "Ох, - подумал я, - ах! К святым европейским камням! От евреев к грекам! От Иерусалима (этической основы европейской цивилизации) к Афинам (эстетическому ее фундаменту) с Парфеноном и т.п.". Словом, старый книжник затрепетал.
       Дальше - спринт: звонки жене и нисходящим, пробежка в банк и обратно, возвращение домой, торопливые сборы, такси до Нагарии, поезд до порта в Хайфе. В зале паспортного контроля нас ждали с бумагами, которые в прежней жизни назывались путевками. Успели!
       Уже на палубе я вспомнил наш единственный выезд за границу доисторической, который состоялся за 25 лет до того. В групповое путешествие на болгарский курорт "Сылнчев бряг" мы записались месяца за четыре. Оформление на поездку в Болгарию было самым простым и без явного участия КГБ-кураторов. Не требовалось, по-моему, санкции парткома и анкета была в полстранички. Крутили и вертели списком чиновники обкома профсоюзов. Нас то вычеркивали, то записывали в резерв - сплошные нервы. А теперь - я осознал, что мы свободные люди, можно сказать - европейцы.
       Мы возвратились в Хайфу из замечательного путешествия с двухчасовым опозданием. Еврейский народ в количестве 700-800 человек вел себя в целом спокойно за исключением нескольких собратьев. Они пробивались на неположенную им палубу поближе к сходням, вызывая недобрые чувства у законопослушных пассажиров. Особенно активен был один мужик в кипе "марокканского", я думаю, вида. Он что-то бурно объяснял стюардам и в итоге добился того, что первым сошел на причал. И вдруг - он пал на колени, поцеловал портовый асфальт (т. е. Землю Обетованную - так вроде бы положено при возвращении в Страну) и затем деловито потрусил на выход, оставив на жену и детей заботу о багаже. Мое негодование в адрес нахала испарилось. И настроение поднялось. Я подумал, что ни в коем разе не совершу подобное театральное исполнение обрядов (мицвот). Но, согласитесь, приятно ощущать, что есть люди, которые делают это и за тебя тоже. 
       Консерваторион им. Даниэля и Констанс Де-Пичото. Музыкальные школы, подобные советским, в Израиле называют консерваториями (а академические учебные заведения типа советских консерваторий, разумеется, академиями). Музыкальную школу в Маалоте именуют еще и Музыкальным Центром - она должна обслуживать не только город, но и окрестные еврейские поселения и арабские деревни.

     [] Консерваторион в Маалоте

       Средства на строительство школы (свыше миллиона долларов) предоставил еврей из Швейцарии г-н Де-Пичото. Нестандартный архитектурный проект был осуществлен, учебное заведение приступило к работе 1.5 года назад. В школу приходят ученики в возрасте от детского сада и до пенсионного. Учиться можно днем, а можно - вечером. Обучение включает подготовку к экзамену на аттестат зрелости по музыкальным предметам и к продолжению академического образования в нескольких направлениях.
       Первое - традиционное, как в обычной музыкальной школе, на отделениях струнных, клавишных, духовых и ударных инструментов.
       Второе - т.н. андалузийское. Эту музыку привезли в Израиль, главным образом, "марокканцы", В ней сочетаются европейский (сефардский) и арабский (североафриканский) мелос и инструменты. Для наглядной аналогии можно представить себе оркестр, в котором гармонично присутствуют классические струнные и духовые плюс балалайки, домры и мандолины (в андалузийском - дарбуки и восточные щипковые). В 2006 году успехи коллектива музыкантов из Ашдода по распространению андалузийской музыки отмечены Госпремией Израиля.
       Третье - вокальное. В школе проводятся семинары по андалузийскому и литургическому ашкеназийскому пению (хазанут) для детей и взрослых. Планируется расширение певческой школы за счет современной песни на иврите.
       Четвертое (пока что в стадии намерений) - классическая арабская музыка.
       При школе работают оркестры: городской подростковый, городской для взрослых и андалузийский. Во всех оркестрах играют представители разных этнических групп, светские и религиозные, олим и старожилы.
       Благодарение - праздничный концерт-хазанут. Концерт-отчет вокального отделения был назначен на 8 апреля 2006 года - в день йюд алеф  месяца нисан на исходе Большой Субботы (последней перед Пасхой) в год тав-шин-самех-вав. Городское музыкальное начальство приглашало публику, обещало интересную программу и низкие (здесь говорят - символические) цены на билеты.
       Мне доставляет удовольствие перечислить имена участников хазанут-ансамбля школы "Шират а-Галиль - Песня Галилеи". Взрослые - Рав Аарон Энгельман, рав Шмуэль Климан, рав Шломо Гор, Моше Бархад, Гавриэль Меламед; дети - Алон Ланкри, Шон Перец, Шимшон Меламед, Идо Сегаль, Юваль Сегаль, Эйтан Бейлин, Йоэль Коэн, Хагай Кадош, Йосеф Перец, Хаим Перец, Яир Авиви, Ариэль Йосеф, Нерия Беньямини, Нерия Зингер, Иехиэль Эрлих. Дирижер и музыкальный руководитель хазан Ави Келлер.
        []
       На концерте: детский фланг ансамбля.
          []
       Детский хор + секстет равинов. Дирижирует Ави Келлер
       У рояля (иногда - синтезатора) были преподаватели Т. Вавилов, А. Рубин, Т. Шрайфель (все трое - дамы), с гитарой и дарбукой управлялся М. Ляхов. Приглашенные знаменитости - канторы Хаим Адлер и Ави Келлер (он же музыкальный руководитель представления и вокальной школы, композитор).
       Кантор Хаим Адлер (Тель-Авив - США) - тенор. Он служит хазаном в Большой синагоге Тель-Авива, интенсивно записывает литургические произведения. Адлер одним из первых преодолел железный занавес вокруг Советского Союза, чтобы возобновить там традицию еврейского канторского пения. Два предыдущих предложения я перевел из программки концерта. И меня озарило: почти уверен, что не ошибаюсь. В июне 89 года пребывал я в столице Единой и Неделимой и попал на первый концерт-хазанут в своей жизни. И не где-нибудь, а в Большом зале Московской консерватории. Представление давали четыре кантора - трое из Америки, немолодые люди в концертных пиджаках, манишках и белых бабочках, и один из Израиля, молодой с сильным красивым голосом. Это был замечательный концерт в битком набитом зале, явно первый такой со времен основания консерватории Рубинштейном. Хазаны пели поодиночке, дуэтами, вчетвером. Парные и квартетные выступления несли в себе заряд соревновательности, подобный тому, что в русских народных танцах называется переплясом. Самым лучшим и органичным был просто одетый израильтянин, т.е., как я думаю, Хаим Адлер.
        []
       К сожалению, некоторые американские старички, оказавшись на знаменитой сцене, не могли отказать себе в невинном удовольствии - спеть что-нибудь неканторское. И это было плохо. Когда один из них запел из "Евгения Онегина", я, как хороший зритель, зажался и опустил глаза. Перетерпел. Израильтянин этими штуками не баловался.
       Между моим первым и вторым живым концертом-хазанутом телевизионные канторские концерты в Израиле я старался не пропускать. И понял, что хазанут это не бельканто, это другой вид пения. Очень немногие певцы могут одинаково здорово петь оперные партии и канторский репертуар. На моей памяти двое таких: американец Жан Пирс (Пистолькорс) - слушал в записях, и Михаил Александрович - на живом концерте побывал, а об его канторских достижениях читал. Не исключаю, что Адлер и в светском пении не оплошал бы. Но нужно ли ему это? Он очень востребован по всему еврейскому миру. Недавно община Кельна принимала в своей синагоге нового римского Папу. Призвали Адлера. Шестнадцатый Бенедикт литургическим еврейским пением Хаима был весьма впечатлен, прослезился, наговорил ему комплиментов. 
       Кантор Ави Келлер (Израиль - Торонто) - тенор . "Руководитель отделения литургической еврейской музыки музыкальной школы Маалота. Продолжает служить кантором в различных еврейских общинах Северной Америки. Композитор, учитель по постановке голоса, в своей деятельности сочетает различные музыкальные стили и основы как восточные, так и западные. Его ученики успешно хранят и воспроизводят чистый и богатый вокал" /из программки концерта/.
       На концерте присутствовала мама кантора Шуламит, жительница нашего города. Во вступительном слове директор музыкального Центра Бецалель Даган поблагодарил ее за то, что она убедила сына взяться за руководство вокальным отделением школы, а уже Ави уговорил Адлера. Так был обеспечен столь высокий художественный уровень концерта. Две недели перед представлением Ави плотно работал в школе, сколачивая хор и готовя программу. На самом концерте он с видимым удовольствием купался в роли учителя-руководителя. Солировал, пел с Адлером в дуэте, подсаживался в каких-то сложных местах к роялю, красиво дирижировал("талантливо греб руками", как сказал один русский поэт), а разок тихонько напел подсказку старшему товарищу, когда тот не вступил вовремя. Зрители в этом месте заулыбались; было ясно, что Хаим Адлер участвовал в концерте, что называется, "с листа".
        []
       У Ави, на мой непрофессиональный взгляд, лирический тенор. Отмечу очень чистые нюансы и мастерство в передаче "тальталим/сильсулим - фиоритур" (так можно?), оплетающих основную мелодию. Сильный кантор и музыкант, очень перспективный. 
       "Кроткая голубка" Клара. Всех трех дам - пианисток я сходу причислил к "нашим". Одна с внешностью кореянки или бурятки по имени Ариэла Рубин - выделялась. Одета она была как религиозная, свою часть работы сделала наилучшим образом и с большим чувством. Я решил, что прошедшая гиюр новообращенная из, скажем, Улан-Уде или Кзыл-Орды истово выражает религиозную суть песнопения, которое она сопровождала. Все оказалось куда интереснее. Вот что она изложила мне на неважном, но лучше моего, иврите с тяжелым американским акцентом: 
       - Одиннадцать лет назад вышла замуж, и мы уехали в Израиль. Здесь я прошла гиюр и сменила свое американское имя Клара. У нас трое детей - от 10 до 2 лет /их сложные танахические имена я не смог запомнить/. Свое образование получила на музыкальном факультете университета Беркли /Ничего себе! - присвистнул я мысленно/. До школы Джульярда, к сожалению, не дотянулась. /Скромная, однако, девушка!/. 
       Если в маленьком городке тебе кто-то примерещится, или ты об этом субъекте размышляешь, то наверняка он/она тебе повстречается где-нибудь в центре, у банка или почты. Так вышло и со мной как раз во время составления этого текста. Ариэла шла по своим делам навстречу. И я набрался наглости окликнуть ее (с извинениями, конечно) и по-русски ("наша" же, думал я). Был не понят, пришлось перейти на иврит. Ариэла не была особенно расположена беседовать с незнакомым нахальным стариком. Выбрал момент спросить: к какой больничной кассе относится ее семья (в нашем городе почти все религиозные лечатся в "Маккаби") и к какому из детских врачей она водит своих детей (моя младшая дочь практикует в этой кассе и успела завоевать популярность среди именно этого многодетного контингента). Все совпало. Заботливая мамаша рассыпалась в комплиментах своему педиатру Маше. Ну и со мной заговорила вполне приветливо. Впрочем, один раз она сочла нужным осадить меня (отсюда и заголовок раздела, восходящий к истории прабабки царя Давида).
       -Ага, - сказал я, - значит Вы /на иврите - ты/ кореянка.
       -Нет, - сказала она, - это мои родители - американские корейцы...
       И таким образом определила по умолчанию свою национально-религиозную принадлежность.
       Публика. Большая аудитория музыкальной школы вмещает 250 зрителей. На этот раз набилось человек 300 - занесли дополнительные пластиковые стулья. В большинстве своем любителями хазанута оказались религиозные или соблюдающие традиции ашкеназы из Маалота и окрестных поселений. С "нашим братом" было довольно туго: я насчитал десяток знакомых лиц, и еще десяток интеллигентных старушек можно было отождествить по некоторым признакам.
           []
       Публика собирается 
       Обычная история. На весьма дорогие концерты каких-нибудь попдив (или дивпоп?) из России наш город отправляет полные автобусы пенсионеров. Года два назад Управление гослотерей потратилось на шикарный концерт в Маалоте знаменитого филармонического симфонического оркестра (которым пожизненно руководит Зубин Мета) и нескольких известных солистов. В программе - легкая классика и популярная музыка. Концерт организовали в огороженном естественном амфитеатре на въезде в город. Зритель мог сидеть на казенных стульях или комфортабельно возлежать на ухоженной травке. Доступ был по существу бесплатный: взрослых просили бросить в коробочку 10 шекелей, но если у кого не было - пускали и так. Со всей округи зрители приезжали семьями, были проблемы с парковкой. Собралось свыше тысячи человек. "Наших", увы, было немногим больше чем на концерте канторского пения.
       Получается так: местной культурой мы не интересуемся, при этом чванливы. Дина Рубина в "Синдикате" ехидно процитировала заявление одного из таких "наших": "Им /т.е. старожилам, коренным израильтянам/ еще срать и срать до нашей культуры".
       А концерт-хазанут начался с 30-минутным опозданием, по израильским обычаям считайте - удивительно вовремя. 
       Рецензия собственно. Канторские песнопения, исполненные на концерте, имеют авторов: Р. Шлесберг, Й. Розенблат, Ю. Рапопорт, А. Келлер, С. Зис, А. Континило, М. Ярдени, М. Махтенберг, М. Гиншов, З. Ковратин, Ю. Шор. Все они, написанные, как я понимаю, в основном на тексты из Книги, со слезой, в миноре. Вот некоторые из понятых мной названий музыкальных опусов: "Благодарение", "Такие слова", "Наш Отец на Небесах", "Не будешь знать", "Да будет построен Храм", "Страж Израиля", "Убийство", "В день вашего веселья". И только одна песня под названием "Аминь", обозначенная как сефардская народная, была мажорной. Ребятишки подпевали с видимым удовольствием, прихлопывали и притопывали.
          []
       Итак. Канторы были в ударе. Дети пели (и вели себя) как ангелы. Секстет учеников-переростков с ролью сурового мужского аккомпанемента справился вполне. Публика принимала все на ура. Дело шло к полуночи. Хаим взмолился: "Братцы, - сказал он, - мне еще ехать в Тель-Авив". Но командующий начальственной дланью придержал его за рукав. Спели последний номер, и Ави объявил: "Кагал нехбад, "А-тиква"!". Разогретая публика, артисты на сцене - все запели государственный гимн Израиля (без меня, увы, - так и не выучил, а вот гимн СССР еще в первой сталинской редакции, внедренный в 44 году в память первоклашки, помню по сей день). На последнем куплете Хаим не удержался, потянул одеяло на себя и мощно запел в полный голос, перекрывая объединенный хор.
       На прощание еще раз оглядел публику. На мужиках активного возраста тут и там мелькали вязаные кипы. "Религиозные сионисты, - подумал я, - самые-самые в Израиле, соль Земли Обетованной". 
       Заимствованные иллюстрации: заставка - фрагмент спутниковой карты из Сети; внутренний дворик клуба - из городского сайта http://www.maltar.org.il ; портреты канторов - получены от г-на Дагана.
       Версия текста, впервые опубликованного на сайте "Заметки по еврейской истории", 6(67), 2006
      
  • Комментарии: 1, последний от 30/03/2007.
  • © Copyright Коваль Леон (leonko@walla.com)
  • Обновлено: 31/12/2010. 31k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка