Коваль Леон: другие произведения.

Каталония еврейская и русская

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 6, последний от 24/12/2006.
  • © Copyright Коваль Леон (leonko@walla.com)
  • Обновлено: 31/12/2010. 16k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Иллюстрации: 2 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Городок Бесалу, берег быстротечной речки, культовые сооружения использовались по назначению с середины, не халам-балам, XIII века и до изгнания евреев в 1492 году, т.е. четверть тысячелетия. Знающие сотуристы (дамы) поразились абсолютному сходству древней миквы с современными строениями того же назначения. Как, однако, сильна традиция!


  •   
       Бесалу - судный день. В этот день мы совершали экскурсию по провинциальной Каталонии, ее историческим городкам, замкам, национальным паркам. В еврейской традиции судный день - "самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов" (Краткая Еврейская Энциклопедия). В этот день жизнь в Израиле радикально меняется. Даже светские евреи, составляющие в стране большинство, стараются как-то соответствовать: не ездить на личном транспорте, не развлекаться на море, в той или иной мере соблюдать пост, наконец, возможно раз в году, посетить синагогу и послушать знаменитую молитву "Кол нидрей", которая возносится со времен инквизиции и изгнания евреев Испании. Для меня, нерелигиозного еврея с культурно-национальной мотивацией, выполнение некоторых обрядов служит приобщению к собственному народу. Сначала я пытался несколько раз в году побывать в храме, держать пост в Йом Киппур и т. д. Постепенно было осознано, что соблюдение традиций в значительном объеме требует от новичка много терпения и крепкого здоровья. В возрасте существенно за 60 у меня обнаружилось еврейское заболевание - сахарный диабет, спровоцированный, полагаю, перипетиями алии. И я счел возможным прикрыться религиозной нормой "пиккуах-нефеш", согласно которой спасение жизни важнее ритуала. Уже несколько лет не испытываю себя постом. Что-то от традиции в моем доме, конечно, присутствует. Зажигаются свечи с приходом субботы и на праздники, в какой-то мере соблюдается кашрут, в годовщину смерти моего отца по еврейскому календарю мы с внуком заглядываем в синагогу, читаем Кадиш и жертвуем небольшую денежку. Разумеется - радуюсь на обрядах брит-милы и бар-мицвы.
       В суматошном заграничном путешествии жизнь совсем другая - про судный день мы как бы забыли. Но случайно или по плану турфирмы мы в этот день побывали-таки в синагоге (раскопки) и микве ("бассейн для очищения от ритуальной нечистоты" - раскопан и приведен в порядок).

     []

       Городок Бесалу, берег быстротечной речки, культовые сооружения использовались по назначению с середины, не халам-балам, XIII века и до изгнания евреев в 1492 году, т.е. четверть тысячелетия. Знающие сотуристы (дамы) поразились абсолютному сходству древней миквы с современными строениями того же назначения. Как, однако, сильна традиция!
        

     []

       Сооружения еврейского культа в Бесалу были обнаружены, говорят, случайно и раскопаны еще при Франко в середине 60-х. Следует признать, что в Испании евреев по-прежнему не любят и неохотно занимаются хотя бы поддержанием сохранившихся реликвий. Чистая иллюстрация к русской пословице: "Кого обидишь, того и ненавидишь". И еще: очень многие испанцы или португальцы имеют в своем роду маранов - крещеных насильно в средние века евреев Иберийского полуострова. В Португальском королевстве на конец XV века евреи составляли до 20% населения, а в Испании - не менее 10%.
       Как гонитель каталонцев Франко спас двух советских евреев. У каудильо не было особых резонов любить коммунистов, Сталина, да и нашего брата - активных сторонников т.н. республиканцев. Кроме всего прочего Сталин упер из Испании весь ее значительный, копившийся еще со времен колониальной империи золотой запас и длил тлеющую гражданскую войну. С началом Второй мировой Франко, который, как мы знаем, принимал военную помощь стран оси, маневрировал на острие ножа: он сумел перехитрить Гитлера и не пропустить его войска к Гибралтару. Страшно даже подумать, как бы повернулись события, если бы немцы заперли Средиземное море. Он не выдавал бежавших в Испанию евреев и способствовал их спасению. Разумеется, мы должны помнить и о т.н. Голубой дивизии - формировании испанских добровольцев, которые вымерзли на восточном фронте. Не исключаю, что таким образом Франко откупился за Гибралтар. До самой смерти генералиссимуса у Израиля не было дипломатических отношений с Испанией, ее официальная политика была подчеркнуто проарабской.  
       А вот что поведал своим слушателям (и мне в их числе) в марте 2000 года Эдуард Кузнецов в Хайфе на презентации книги "Шаг влево, шаг вправо ...", изданной к тридцатилетию т.н. "самолетного" дела. Демонстративные поползновения группы евреев к захвату самолета "АН-2" с целью бегства из СССР в Израиль (через Швецию) были пресечены доблестными кагебешниками на подступах к аэродрому под Ленинградом без какого-либо ущерба госимуществу и правоохранителям лично. Вердикты же оказались очень серьезными: длительные - до 15 лет - сроки заключения и два смертных приговора - Кузнецову и Дымшицу.
       Правительство Израиля (как и КГБ СССР) было осведомлено о намерениях потенциальных захватчиков и не одобрило их. Но люди, которые безуспешно пытались легально уехать на историческую родину, не послушались. После оглашения приговора советского суда Голда Меир, тогдашний израильский премьер, стала действовать. Было решено мобилизовать общественное мнение западных демократий и влиятельных еврейских диаспор. Американского президента в пору потепления отношений США с СССР побудили названивать Брежневу, жаловаться тому на еврейское лобби и просить не портить ему и его народу Рождество (дело было в конце декабря). Но в запасе у Голды оказался еще один, возможно, самый сильный, хотя и не прямой ход.
       Незадолго до решения самого справедливого советского суда другой суд - королевский испанский - приговорил к смерти двух баскских террористов, которые убили нескольких полицейских. И эти лихие ребятишки теперь ожидали решения Франко: он мог утвердить приговор, а мог сохранить им жизнь.
       Голда отправляет ответственного, известного кому надо в Испании, человека с личным посланием к Франко. Она просит Франко помочь ей спасти двух евреев в России: мы знаем, ты из маран; помоги нам ради собственных предков; не тяни - помилуй басков.
       Франко выполняет просьбу Голды и тем самым ставит Брежнева в очень неудобное положение: "палач испанского народа" помиловал преступников с реальной кровью на руках, а добренький Брежнев намерен казнить людей, которые по существу ничего такого не совершили. В итоге была дана отмашка, и в течение одних суток Верховный суд прокрутил отмену смертной казни. Через 9 лет второй отсидки рецедивиста-правозащитника Кузнецова и его товарища Дымшица - бывшего военного летчика обменяли на кого-то.
       Политкорректность по-католически. Поводом для этой заметки послужил путеводитель по национальной каталонской святыне монастырю (и музею) Монсеррат.
       Книга книг - равнопочитаемые Ветхий (в поименовании христиан) и Новый заветы - терминологически очень неудобны. Во всяком случае, для автора путеводителя - отца Жузепа-Мария Солера-и-Канальсаба, аббата монастыря Монтсеррат. Святые книги полны упоминаний Израиля, Иудеи и однокоренными с ними словами. Наконец, самого Иисуса Новый Завет именует Царем Иудейским из рода Царя Давида. В Библии нет слова Палестина. А есть филистимляне - это народ, пришедший с греческих островов и исчезнувший задолго до явления Иошуа. Память об этом народе сохранилась потому, что евреи жили по соседству и, как и положено, воевали с ними. И, главное, записали все это.
       Вот как представляет высокочтимый аббат один из разделов Музея: "Археология Библейского Востока ... представлена ценнейшими экспонатами, связанными с библейскими странами (Месопотамия, Египет, Кипр и Палестина). ... Что касается экспонатов из Палестины, отметим керамику разных периодов, монеты, статуи греческих и ханаанских божеств, римские и византийские стеклянные сосуды, богатую коллекцию светильников и т.д.".
       Не правда ли, очень знакомый стиль с умолчаниями и передергиваниями. Все похоже на продукцию русских "канальсабов" Примакова, Беляева, Грибачева и отдела пропаганды ЦК. Крайности смыкаются в общей ненависти.
       Политкорректная Жерона. К 500-летию изгнания евреев из Испании король попросил прощения у нашего, т.с., брата. Тем самым был отменен указ, да будут имена их забыты, королевских величеств Изабеллы (та еще стерва) и Фердинанда (жалкий подкаблучник) от 1492 года. Справедливость восторжествовала - хотя бы через полтысячелетия ...
       Воскресенье, ближе к вечеру. Город Жерона - ныне около 90 тысяч жителей - вспомнил/а о пребывавшей здесь до конца XV века значительной еврейской общине. Величественный (чересчур громадный по масштабам города) кафедральный собор XIII века. Евреи не только в Жероне старались селиться у стен монастыря и собора, т.к. рассчитывали на помощь католических пастырей и монахов во время народных волнений, т.е. погромов. Иногда их надежды оправдывались.
       Сам еврейский квартал (планировка, здания, мостовые(?)), сохранился. Чего коснулась модернизация (кроме, понятно, коммуникаций), точно не знаю, - камень долговечен. Возможно, наращивали этажи весьма основательных зданий.
       Мы идем по узенькой мощеной камнем улице. Два человека (но, точно, не больше трех), разведя руки, перекроют ее между фасадами противостоящих 6-7-этажных домов. И натыкаемся в первом этаже одного из них на витринку сувенирной лавки предметов иудаики. Тут же вход под арку во внутренний дворик размером с классную комнату. Отсюда вход в музей еврейской общины Жероны, когда-то обитавшей здесь. Вечером в воскресенье заведения не работают. Нам остается полюбоваться через витрины на содержимое лавки и музея. Меноры, ханукии, талиты, книги, а в музее еще обломки могильных плит с еврейского кладбища первой половины второго тысячелетия нашей эры. Вот все, что удалось рассмотреть. Никаких следов символики государства Израиль замечено не было. Музей был учрежден стараниями нынешнего мэра-энтузиаста в интересах развития иностранного туризма и, по-видимому, как реакция на королевские извинения.
       И, наконец, неожиданный контрапункт: к решетке балкона третьего этажа на перпендикулярной к музею стенке укреплено полотнище флага палестинской автономии. Не знаю: то ли в квартире третьего этажа живут поклонники Арафата, которым противна даже память о давно исчезнувших евреях; то ли городские власти постарались таким образом сбалансировать свою позицию.
       "Распространенье наше по планете"... В последнем рассказике мы отвлечемся от строго еврейской темы. Ибо, оставаясь "до самой смертыньки" самими собой, никак не освободиться от интереса к русским (в Израиле уточняют - "русским-русским"). Даже если это нашего брата напрямую не касается.
       Местом нашей дислокации был курортный Ллорет де Мар, расположенный, примерно, в 50 км от Барселоны. В городе неожиданно много русскоязычных славян. Одни работают, другие - отдыхают. Всякий раз, когда я добирался до полупустого в октябре Плажа де Феналс, там резвилась стайка мальчишек 7-12 лет под присмотром двух пар молодых родителей, покрикивавших на своих чад: Коля!, Вася! и т.д. Несмотря на неважную погоду, морские ванны принимались детьми и родителями без колебаний (в смысле "бачилы очи" и т.д.). По променаду вдоль моря обязательно гуляли несколько мам из бывших наших с детьми в колясках. Во всех прибрежных ресторанчиках карты кормежки содержали меню и на русском языке. И даже индо-пакистанские торговцы барахлишком тоже немного говорили на великом и могучем.  
       Известно также, что многие "храбрые россы" получают удовольствие от совершения бескорыстной гадости, т.е. без какой-либо личной выгоды или даже без возможности лично насладиться результатами. На Плажа де Феналс я наблюдал весьма пожилого местного старичка, который вывозил к морю подышать свежим воздухом пожилую дочку-инвалида. Старый старик развлекался тем, что "озвучивал" самые тяжелые слова русского мата. Наши бывшие земляки научили.
       Напротив гостиницы располагался магазин - "бутик" для небогатых. Его вывеска составлена из строчек на разных языках: что-то вроде - "Модные вещи" или "Современная мода". В русской строчке написано "Мода дерьма". Не вопрос - кто постарался.  
       В один из дней горничную с моего этажа - русскую женщину лет 40 по имени, скажем, Света - подменила работница с другого этажа, предположим, Мария Ивановна, симпатичная уютная женщина - "ягодка опять". Я воспроизвожу наш с ней разговор, опустив и так понятные вопросы. Изъяснялась Мария Ивановна на культурном русском языке - практически, без "гаканья". 
       - Света с мужем и я из Луганска. Приехали сюда пять лет назад.
       -Мы здесь по закону, с разрешением на работу в гостиничном хозяйстве. К этому отелю не привязаны, можем сменить работу. До приезда сюда немного поучили испанский. С общением теперь проблем нет. Не худо бы здесь освоить и каталонский, но можно прожить и с одним испанским.
       - Через два года я здесь вышла замуж за местного бобыля-каталонца. Он моложе меня на пять лет. Для него это первый брак, его родители и сестры были очень рады. Живем не худо, свой дом, две машины на двоих.
       - Никто нас не сводил. Мы с еще одной одинокой русской посещали местную дискотеку для взрослых людей. Там и познакомились.
       - В Луганске у меня дочка, зять и внучка. Я надеюсь, что они переберутся сюда - муж не против. Я пару раз навещала детей на Украине, один раз с мужем. И дети были здесь.
       - Работу можно было бы оставить. Но так мне комфортнее. И детям помогать надо. Мой месячный заработок - 950 евро.
       - В декабре-январе у нас будут большие каникулы - отели закрываются. Собираюсь в Луганск - надо зубы привести в порядок. Там все знакомо и значительно дешевле.
       - Я по-прежнему гражданка Украины. 
       Частный случай, но, мне кажется, отражающий тенденцию. Русская восточная Украина, в данном случае Донбасс, не торопится в Россию, перемещаться "на постоянно" предпочитает на запад.

    Каталония, 10.2005 - Израиль, 2.2006

      
  • Комментарии: 6, последний от 24/12/2006.
  • © Copyright Коваль Леон (leonko@walla.com)
  • Обновлено: 31/12/2010. 16k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка