Коваль Леон: другие произведения.

Подкидыши

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 16/01/2007.
  • © Copyright Коваль Леон (leonko@walla.com)
  • Обновлено: 31/12/2010. 13k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Иллюстрации: 4 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В нашем городке, который сильно подрос с начала 90-х, примерно половина населения - русскоязычная. А если посчитать людей т.с. "старшего" возраста, то пропорция между "олим ми-Русия" и "ватиким" (старожилы) будет заметно больше единицы. Тому есть много причин: состав малодетной алии из Советского Союза, высокий процент одиноких стариков и пар, оказавшихся здесь (т.е. в Маалоте или вообще - в Израиле) без потомков.


  •  []
       Для разгона - ниже вид с горы от городского зоологического сада на главную возвышенность Маалота, на которой размещается ядро поселения. На переднем плане - необычное здание музыкальной школы - "консерваториона". Под консерваторионом по крутому склону ниспадает фонтан-водопад, эдакая небольшая художественная ниагара (использовал последнюю метафору и слегка застеснялся: ниагарами на ивритском сленге называют известные сантехнические устройства). Ниагару в день съемки отключили, в кадр она не вошла. Правее на заднем плане - городская водонапорная башня, опутанная теперь антеннами мобильной связи. Размещение высокочастотных антенн по городам и весям Израиля натолкнулось на мощное сопротивление местного населения. Есть недоказанные строго подозрения, что используемые излучения - вредны. Лучше держаться от них подальше. Старожилы демонстрируют жестко, мешают бедным компаниям мобильной связи зарабатывать. В Маалоте все прошло спокойно, т.к. в окрестностях башни расселились, в основном, зеленые израильтяне, заместившие старожилов, перебравшихся в новые малоэтажные районы города. А "наш брат" организовываться и демонстрировать не приучен. Если бы я довернул камеру направо для читателя, то в кадр вместе с башней попали бы верхние этажи нового хостеля для престарелых, который задействован в 2005 г.  

     []

    Вид на главную возвышенность Маалота

       В нашем городке, который сильно подрос с начала 90-х, примерно половина населения - русскоязычная. А если посчитать людей т.с. "старшего" возраста, то пропорция между "олим ми-Русия" и "ватиким" (старожилы) будет заметно больше единицы. Тому есть много причин: состав малодетной алии из Советского Союза, высокий процент одиноких стариков и пар, оказавшихся здесь (т.е. в Маалоте или вообще - в Израиле) без потомков. В Маалоте относительно нежаркий климат, нет суеты большого города - все под рукой. Словом, весьма привлекательное место, где старики живут, не меняя привычек, общаясь (и развлекаясь) почти исключительно по-русски и даже потребляя привычные продукты, которые, впрочем, на доисторической далеко не всем были доступны. Многим из советских стариков Израиль существенно продлил жизнь благодаря качественному медицинскому обслуживанию и хорошему кормлению.  
       Сложной проблемой был с самого начала (процитирую классика) "квартирный вопрос". В Израиле развита система "хостелей" - организованных жилищ для стариков, где они обитают почти самостоятельно, но под наблюдением, и т.н. "батей авот" (дома отцов), которые предназначены людям больным - старостью. Заведения эти разного уровня с различной степенью участия в расходах потребителей - есть более богатые и очень богатые, есть поскромнее, где за все платит государство. Отмечу также, что восточные евреи помещают своих стариков в подобные (вполне пристойные) заведения значительно реже, чем евреи европейские. В начале 90-х в Маалоте не было хостелей, по-видимому, не было нужды, т.к., кроме всего прочего, поселение было преимущественно "марокканским".  
       (В окрестностях Маалота есть специальный "бейт авот" для уцелевших жертв Холокоста, финансируемый германской религиозной организацией; ухаживают за очень старыми и больными стариками немцы - добровольцы).  
       Пока в городе был запас т.н. социального жилья, старики-олим получали такие почти бесплатные квартиры. Запас быстро иссяк. Государство финансирует в значительной мере, но далеко не полностью, съем жилья стариками на частном рынке. Доплата за съем из пособия - тяжела для стариков.
       Государство и местная власть понемногу занялись проблемой и в нашем городе. Дело за 15 лет раскрутилось, да так, что во второй хостель контингент набирался с некоторыми затруднениями. Да и природа взяла свое - несмотря на хорошую израильскую медицину: еврейское кладбище между Маалотом, арабской Таршихой и киббуцом Меона заметно "обрусевает", оно стало вечным хостелем и для тех, кто не дождался постоянной крыши при жизни на Земле Обетованной.  
       (Даже упокоение евреев в Святой Земле не дает покоя культурной арабской элите. Израильский гражданин, поэт, лауреат, коммунист Дервиш, изучаемый в израильской школе по настоянию "общечеловеков", обращаясь к евреям (задолго до Ахмадиниждада, или как там его) писал: "Выройте кости своих мертвецов и убирайтесь отсюда!") 
       Сперва в Маалоте перестроили общественное здание, по существу построили заново, и организовали там "Бейт кшишим" - дневной пансионат для стариков. Утром контингент доставляется на автобусах (хотел написать - на школьных автобусах), работают кружки, библиотека, парикмахерская, медпункт, есть возможность отдохнуть, старики ездят на экскурсии, немного учатся, в обед их за незадорого кормят, затем развозят по домам. Такой вот "дедский" сад, в котором большинство "русские", но заметны и старожилы.  
       Пребывание на людях дисциплинирует, заставляет следить за собой - не опускаться по-стариковски.
          []
       "Бейт кшишим"
       Года четыре назад завершилась перестройка двух пятиэтажных жилых блоков в настоящий хостель с небольшими квартирами на двоих. И, наконец, был заново построен второй хостель - по всем правилам науки и техники. В нем значительная часть квартир - для одиночек. Контингент обоих хостелей состоит почти исключительно из зеленых израильтян.

        [] Новый хостель
       Через определенное время проживания в социальном жилье его можно приватизировать по льготной цене. Если у стариков есть в Израиле дети, то с их помощью обычно так и делается. Получается некая стартовая квартира или небольшой капитал от дедов и бабок для внуков. Одинокие старики такой "капитализацией" не занимаются. Более того - охотно возвращают эти квартиры с тем, чтобы перейти в хостель 2. 
       Я иногда заглядываю во второй хостель - из стариковской солидарности, из желания посмотреть, как люди устраиваются и ладят друг с другом. И обнаруживаю там неприятное для себя явление. Часть народу, которые ни дня не работали в Стране, но обеспечены здесь жильем, пусть скромным (примерно, $700 на пару в месяц) пособием, льготами на лекарства, общественный транспорт, подоходный, местный и телевизионный налог и т.д., сидят и дружно ругают Израиль, сравнивая не в его пользу социальные условия здесь и ТАМ (т.е. в Штатах и Германии).
       Потом я обнаружил, что среди критиков у большинства есть дети. Но они свернули по дороге на запад в эти самые Штаты и Германию, а своих стариков поручили попечению еврейского государства. Либо - дети уже в Израиле сыграли со Страной "в стенку": стариков оставили, сами уехали. В представлении стариков они совершают нечто героическое, не докучая своим детям, не мешая им устраиваться на новом месте. Обида, как бы это выразится, сублимируется и направляется на государство Израиль, которое им то и то обязано дать, а дает меньше желаемого. Сидят такие старики, хвалятся своими детьми, которые вроде бы уже процветают на Западе. Но, увы, не спешат забрать своих стариков к себе. Пусть их содержит израильский налогоплательщик. 
       Вот Игорь Губерман регулярно и успешно гастролирует в Штатах. А когда возвращается, любит посмеяться над американскими стариками из наших - его верными почитателями и работодателями. Дескать, это самые ярые израильские патриоты - издалека. Они говорят Губерману: "Ни шагу назад! Врежьте арабам как следует! И т.д." А я бы не стал над ними смеяться. Их не оставили Израилю в нагрузку, дети забрали с собой. И они, в самом деле, как могут, из своих небольших средств помогают Израилю и внукам подают правильный пример. Правда, иногда натыкаются на профессиональных израильских "шнореров", которые, играя на понятных сантиментах новых американских евреев к Стране, "мобилизуют" средства на разного рода неконтролируемые сомнительные проекты.
       Теперь надо объяснить читателям, которые, как и я, не знают ни идиша, ни немецкого, кто такие шнореры. Проще это сделать с помощью шнореров русских. Как известно, в российской империи после отмены крепостного права появился довольно прибыльный отхожий промысел: целые деревни профессионально занимались сбором средств на "пожарников(погорельцев)". Был перерыв в три поколения. И вдруг сейчас из тех же деревень снова потянулись в богатые города шнореры русские. А недавно я видел по ящику из России шнореров - "монахов". Собирают на восстановление якобы сгоревших якобы храмов. Люди подают, прокуратура хмурится, а РПЦ отмежевывается...  
       В демократическом обществе невозможно "накинуть замок на каждый роток". Пишущие "старшие граждане", обиженные собственными детьми, объясняются в нелюбви к еврейскому государству публично через "Свободные трибуны" израильских газет на русском языке. В этих разделах много писем о подлинном горе и бездушии чиновников.
       Но у нас речь о претензиях брошенных стариков. Для того чтобы быть понятным читателям за пределами Израиля, я должен объяснить как "Битуах леуми" (Институт национального страхования) начисляет ежемесячные пособия на супружеский банковский счет. Общее пособие состоит из трех частей: по 40% на мужа и на жену и еще 20% - добавка до т.н. прожиточного минимума. Эта добавка обусловлена отсутствием существенных дополнительных заработков, больших накоплений в банках, кажется, нельзя иметь автомобиль, нужно жить в Стране 10 месяцев в году и выезжать заграницу не более одного раза в год. (При нарушении последних условий надбавка снимается за лишнее время пребывания заграницей. Недавно писатель Канович публично посетовал, что его лишили этой социальной надбавки на срок второй поездки заграницу, в Литву, - на презентацию очередной его книжки).
       Прежде все пособие переводилось одной операцией без деления на части с указанием имени главы семейства - мужа. По каким-то причинам общественницы-дамы возмутились и перевод стали делить на две части: как бы мужу - его часть плюс добавка, а жене - ее часть. Снова вышла какая-то дискриминация. Последние распечатки содержат следы уже трех операций.  
       И вот одна бабулька пишет, обзывая Израиль и "Битуах леуми" разными нехорошими словами, что на пенсионерах наживаются кто ни попадя: раньше за перевод пособия банк снимал шекель (22 цента), а теперь - три. Бабулька сообщает, что ее сын с детьми живет в Германии. Но внучка намерена вернуться к армии в Страну. Я все сделаю, - грозит бабулька, - чтобы она ни в коем случае не возвращалась в это поганое государство.  
       Чета пишет: у нас сняли добавку за два месяца. Это - бесчеловечно, это - сродни гитлеровским преступлениям. Из остального текста и комментария выясняется, что у четы один сын с семьей в Германии, второй - в Америке. Каждый год они посещают того и другого и не укладываются в разрешенные сроки
       Старость - не радость, это понятно: болячки добавляются, башка работает хуже, лекарства дорожают и все такое. Увы, и старость кончается. Что будет после нас и как нас запомнят близкие? 
       Из публикации в "Заметках по еврейской истории",69, август 2006
  • Комментарии: 2, последний от 16/01/2007.
  • © Copyright Коваль Леон (leonko@walla.com)
  • Обновлено: 31/12/2010. 13k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка