Разумов Геннадий Александрович: другие произведения.

Еще раз о феномене ашкинази

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Разумов Геннадий Александрович (grazumov@yahoo.com)
  • Обновлено: 16/08/2019. 8k. Статистика.
  • Статья: США
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не могу удержаться, чтобы не высказать некое мое дилетантское заключение-предположение, которое, подозреваю, может не очень понравиться некоторым моим соплеменникам.

  •   Встречаясь многократно с бухарскими, горскими, сефардскими евреями, наблюдая жизнь разных общин Израиля, я каждый раз убеждаюсь в справедливости того мнения, что по культуре, образованности, умственным способностям современные восточно-европейские евреи значительно превосходят всех других своих соплеменников. Но этот факт широко известен и без меня.
       Важно, на мой взгляд, другое. Знакомство с историей наших предков, в частности, по таким книгам, как "Пятикнижие Моисея", "Новый Завет", "Иудейская война" Иосифа Флавия и Лиона Фейхтвангера и другим, показывает, что нынешние ашкенази ХХ и начала ХХI века довольно сильно отличаются и от собственных предков, как очень далеких, так и сравнительно близких.
      
       Возьмем библейские и даже немного античные времена, когда еще не произошло более серьезное, чем до того, разделение евреев по географии их проживания, серьезно влияющей на особенности национального характера. Упомянутые письменные источники представляют древних иудеев, как смелый, жестоковыйный, упрямый народ, вечно боровшийся за свою независимость, свободу, справедливость и смело выступавший против врагов, намного превышавших их по численности и силе.
       Так, в древнеегипетские времена они не стерпели своего приниженного положения и под предводительством Моисея бежали из фараонового рабства. В период римского владычества фактически единственные из всех покоренных Римом народов, включая воинственных галлов и кельтов, подняли вооруженный мятеж, превратившийся в большую Иудейскую войну. И если бы не внутренние распри, в частности, из-за зелотов в Иерусалиме и секариев в Масаде, евреи не потеряли бы свою страну. В скобках замечу, что гены храбрости наших предков перескочили тысячелетия и совсем на другом витке истории помогли евреям выстоять в войнах за независимость и выжить в современном Израиле, прижатом к морю враждебными арабскими государствами.
       Вместе с тем, трудно не согласиться с тем, что в истории отсутствуют какие-либо сведения о достижениях евреев библейской и античной древности в искусстве, хотя бы таком, как монументальная храмовая скульптура, чем отличались древние египтяне. Или, что они известны, как создатели песенной и драматургической культуры, например, такой, какая осталась от эллинизма, завоевавшего весь античный мир. Правда, первое можно объяснить религиозной особенностью иудаизма, предусматривающей "не сотворять себе кумира", то есть, запрещающей изображение человека.
       Относительно второго мне резонно могут возразить: "А разве Библия дана человечеству не евреями?" Однако несмотря на мое искреннее преклонение перед божественностью этой великой книги, я (грешен) не могу не признаться, что поэмы Гомера и драмы Софокла занимали меня намного больше, чем даже адаптированные библейские тексты, хотя они и намного старше древнегреческих.
       Конечно, иудеи дали миру Христа, но, если бы имя этого мифического, вряд ли когда-либо существовавшего героя так широко и глубоко не раскрутили многочисленные попы-пиарщики, особенно сами же евреи, такие, как апостолы Павел (Саул) и Петр (Шимон), то, я думаю, что философия Платона, Аристотеля, Сократа заняла бы умы людей ничуть не меньше христианского вероучения.
       Нельзя не признать и то, что не было в древности среди иудеев крупных фигур из мира науки, не было у них великих Архимедов, Эвклидов, Геродотов, Гиппократов.
       В Средние века так же, как и в эпоху Возрождения жившие в Европе евреи не прославили себя ни Леонардом да Винчи, ни Данте Алигьери, да и позже не появлялись у них, Шекспиры и Кампанеллы, тем более не было среди них Галилеев и Декартов.
       Слышу глас несогласных - как могли загнанные в гетто, забитые, преследуемые евреи-ашкенази дать миру Петрарку и Марко Поло? Кто подпустил бы их к библиотекам, научным лабораториям, морским фрегатам и каравеллам? Хотя ведь и среди них даже в те глухие времена был Маймонид, Спиноза, Галеви и другие. Но разве их достижения были столь же заметны, как открытия Коперника и Ньютона или музыка Моцарта и Бетховена?
       А взять благословенный ХIХ-ый век так называемого Просвещения, когда Европа и весь мир начал вступать в новую эру величайшего прогресса в истории человечества. Нет, увы, и тогда не нашлось у ашкенази своего Дарвина и Максвелла, Диккенса и Пушкина.
      
       Но вот грянул великий и страшный, прекрасный и кровавый ХХ век. Помимо многих других коренных изменений в жизни человечества, он взорвал и глухие стены тесных душных еврейских гетто Германии и затхлых чесночных местечек Российской империи. Несчастные затравленные ашкеназские евреи разогнули спины, расправили плечи, подняли головы. Десятки и сотни их тысяч ринулись в экономику, финансы, науку, музыку, литературу и...в революцию.
       Яркими путеводными звездами мирового уровня зажглись их Эйнштейны, Фрейды, Ойстрахи, Зингеры, Селинджеры. Не было ни одной области промышленности, торговли, науки и культуры, где евреи-ашкенази не заняли бы первые места. И социальная жизнь человечества не обошлась без их активного участия - К.Маркс, Л.Троцкий, Ю.Мартов, Р,Люксембург и десятки тысяч других энтузиастов фанатиков взялись за революционное переустройство общества.
       Феномен ашкеназийского еврейства, его необычайно высокий цивилизационный взлет, отчетливо проявившийся именно в ХХ-м веке, - это необычное, штучное явление и еврейской, и всей человеческой истории. Никакие достижения других народов и самих евреев прошлых времен не сравнимо с одноразовым присутствием в мировой науке, народном хозяйстве и культуре целого сонма гениальных представителей еврейства последних трех-четырех следующих друг за другом поколений.
       И, не знаю, прав ли я, но мне кажется, что обсуждаемый пик еврейского Ренессанса в нынешней первой четверти ХХI-го столетия, увы, понемногу начинает спадать. Во всяком случае, что-то не видно пока на горизонте нового Н.Бора, Л.Ландау и Д.Гершвина, И.Дунаевского. Может быть, они еще появятся...
      
       Как объяснить странный, удивительный, непонятный цивилизационный взлет европейского еврейства ХХ-го века? Почему представители народа, являющегося одним из самых малочисленных в мире, вдруг заняли главные места в списках людей, отличившихся в наиболее важных областях мирового прогресса? Почему их так много стало среди нобелевских лауреатов, создателей киноиндустрии, банковской системы, ядерной промышленности и даже среди героев Советского Союза времен 2-ой мировой войны?
       Кто знает, быть может, выдающиеся успехи массового числа ашкеназов связаны с неким расовым перемешиванием и значительным присутствием в их крови инородных вливаний. Согласно недавним широкомасштабным и достаточно глубоким исследованиям американских и израильских ученых-генетиков ашкенази имеют до 20% примеси генов южно-европейских народов: итальянцев, французов, сардинцев. Такое родство подтверждают и письменные источники, например, те, которые свидетельствуют о переселении в XI веке евреев из Иудеи не только в Германию на средний Рейн, откуда пошел и их язык идиш, но и в Южную Европу.
       А ведь хорошо известно, что именно слияние разных этнических свойств, хотя бы и в небольших пропорциях, обычно дает положительный результат, в то время, как внутривидовое и, тем более, внутриродовое размножение приводит к упадку и даже вымиранию.
       Но можно ли столь однозначно объяснить чудо возрождения ашкенази ХХ-го века? И не является ли оно вообще лишь одним из ряда известных свидетельств наиболее мощного в истории человечества общемирового научного, технологического и культурного прогресса, сопровождающего нынешний демографический взрыв, который не был остановлен даже двумя кровавыми мировыми войнами?
       Однако, если это так, то все равно выдающийся вклад ашкенази в современную цивилизацию, совершенно непропорциональный их численности, резко их выделяет из всех других народов, и вызывает большое недоумение. А нередко какую-то зависть, иногда даже враждебность.
      
       Я думаю, тайну феномена современных ашкенази не легче разгадать, чем и многие другие представляющиеся нам сегодня загадочными промыслы Творца, которые относятся к природе человека и всего человечества. Приходиться лишь уповать на то, что высокопродуктивное участие европейских евреев в мировом прогрессе полностью не исчезнет ни в результате их пагубной ассимиляции и растворении в других народах, ни (не дай Бог) в аду нового Холокоста.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Разумов Геннадий Александрович (grazumov@yahoo.com)
  • Обновлено: 16/08/2019. 8k. Статистика.
  • Статья: США
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка