Аннотация: Эта мысль давно жила беспокойной мышкой у меня в голове, то скрываясь в своей норке, то вылезая и скребясь, скребясь. Но я знал, если обращу ее в мышку компьютерную, то меня захлестнет волна возражений, возмущений, брани. Надо мне это?
Эта мысль давно жила беспокойной мышкой у меня в голове, то скрываясь в своей норке, то вылезая и скребясь, скребясь. Но я знал, если обращу ее в мышку компьютерную, то меня захлестнет волна возражений, возмущений, брани. Надо мне это?
Однако теперь, глядя на потемневший от мрачных новостей компьютерный монитор и напрягая катарактные глаза на почерневших страницах газет, я думаю - пора сказать. При этом подозреваю, что далеко не только у меня появляется эта грустная догадка, когда они видят, что творится на нашей исторической родине.
Разве может не беспокоить пагубный раздрай, царящий в общественной жизни Израиля? Разве может не огорчать ожесточенная борьба за власть разных противостоящих друг другу партий и их вождей? При этом левые, прикрываясь лукавой заботой о сохранении демократии, рвутся к министерским постам с прямоточными лозунгами типа "Только не Биби". С другой стороны правые, цепляясь за ультра-ортодоксов, ни о чем не желающих слышать, кроме защиты субботы, кашрута, отказа служить в армии и т.д., готовы кого угодно брать в коалицию, лишь бы войти в правительство (поскольку я на их стороне, скажу - а что им остается еще делать?).
Все это уже набило оскомину, и, к сожалению, стало израильской банальностью. Однако недавние уличные беспорядки с сомнительными лозунгами выходят за всякие рамки и не могут не вызвать возмущение у постороннего, но озабоченного судьбой Израиля, наблюдателя. Я он и есть, а потому решаюсь на тот шаг, который раньше нога вместе с рукой делать отказывалась.
Начну издалека, а точнее, с 722 г до н.э., когда сын царя Соломона Рехавам переругался с вождями остальных еврейских племен, и созданное его великим отцом государство распалось на две части. Вслед за этим северное Израильское царство было захвачено воинственным ассирийским царём Саргоном II, и десять из двенадцати "колен израилевых" навсегда исчезли в пыли веков. А позже (597 - 539 год до н. э.) уже вавилонский царь Навуходоносор II и из южной Иудеи изгнал большую часть еврейского населения.
Следующее поначалу крепкое иудейское государство Хасмонеев (167- 63 гг. до н.э.) тоже потеряло самостоятельность и попало под власть Рима, главным образом, из-за внутренних распрей, борьбы за власть, междоусобных войн, ожесточенной вражды, названной позже "синат хинам" ("беспричинная ненависть").
Последнее перед нынешним еврейское государство пало в результате так называемой Иудейской войны (66-71 гг), подробно описанной римско-еврейским писателем Иосифом Флавием. В качестве удачливого иудейского военачальника он вначале успешно возглавлял восстание евреев против римлян в Галилее.
По его свидетельству поражение евреев произошло не столько благодаря военным победам римлян, сколько из-за соперничества самих евреев, разбившихся на разные враждебные партии. Зелоты, сикарии, идумеяне, сторонники то Гиоры, то Гискалы или Элиазара ожесточенно сражались друг с другом, что и привело к падению Иерусалима, разрушению храма и концу еврейской государственности, отсутствовавшей почти две тысячи лет.
Как видим, ни одно из прежних еврейских государств не насладилось судьбой "тысячелетнего рейха". В противоположность им, еврейство Рассеяния долгими веками сохраняло свою идентичность, и намного больше преуспевало, чем их соплеменники на исторической родине.
Это было отмечено уже в связи с одной из первых волн эмиграционного проживания евреев в других странах. Когда при персидском Кире Великом около 40 тысяч потомков того Вавилонского пленения вернулись на родину, они были удивлены насколько их соплеменники в Иудее отстали от них в развитии. Даже Иерусалимский храм не удосужились восстановить.
Другой пример из античной истории дает расцвет еврейской общины египетской Александрии I-го века н.э. Благодаря ей этот город ко времени римского владычества стал важным торгово-экономическим центром средиземноморской Ойкумены. Большое влияние оказали тогда евреи и на сферу культуры, в том числе, как представители знаменитой философско-теологической Александрийской школы.
В более поздней истории (1492 г) изгнанные из королевской Испании по Альгамбрскому декрету евреи поселились в Голландских провинциях, где быстро достигли больших успехов, заняв ведущие позиции в нидерландской торговле и финансах. В то же время оставшиеся на Пиренеях евреи-мораны так и застряли в застойном состоянии без каких-либо заметных достижений и развития.
Что же говорить и об одном из самых знаменательных событий в истории человечества - удивительном феномене восточно-европейского еврейства. Ведь именно ашкеназы ХХ-го века позволили цивилизации сделать небывалый рывок в своем развитии. Это их выдающиеся представители своими открытиями окрылили прогресс мировой науки, техники, культуры. Это они обеспечили его десятками тысяч ученых, инженеров, бизнесменов, писателей, композиторов.
Споткнувшись об эти, возможно, немного спорные откровения, мои многочисленные друзья, родственники, коллеги, особенно израильтяне, покрутят пальцем у виска. Свихнулся он что ли, для чего, почему подчеркивает долговечность евреев диаспоры и умаляет достижения самостоятельных государств в еврейской истории?
Ответ известен, он лежит на поверхности. На поверхности тех стран, где веками, находясь во враждебном окружении, евреям приходилось выживать. И чем сильнее их преследовали, прессовали, принижали, тем умнее, талантливее, ловчее они становились. Взять, хотя бы, страшные годы советского тоталитаризма, когда русское еврейство наперекор всему генерировало выдающихся ученых, музыкантов, шахматистов, писателей.
Но хватит ворочать одеревеневшие пласты прошлого, одернут меня оппоненты, хватит параллелить старую архаику с вековой еврейской историей. Важнее обратить внимание на сегодняшний день, явствующий, как неотвратимо тает, исчезает еврейство диаспоры. Например, русское (американское,...), тонущее в топком болоте ассимиляции. Ведь в наших детях и, тем более, внуках, остается в лучшем случае 1/2 еврейской крови, у правнуков - 1/4, а дальше - 1/8,..., до полного обнуления.
Этой печальной арифметике я осмелюсь вновь (уж, извините) противопоставить еврейскую историю диаспоры, показывающую, что наш народ действительно периодически терял то одну, то другую свою часть (те же александрийскую, испанскую, ..., персидскую, германскую и др.). Но это не мешало ему оставаться цельным, единым, позволяло возникать новым еврейским общностям, еще более здоровым и жизнеустойчивым. Кстати, то же происходит в природе, вспомним, как деревья, теряющие отдельные ветки, обновляются и дают жизнь другим ветвям.
Другие мои противники возразят и по поводу проблем нашей исторической родины. Разве Израиль, с гордостью заметят они, сегодня не одна из самых передовых стран, достигшая необычайных успехов в экономике, сельском хозяйстве, науке, технологии, медицине, военном деле? Разве она не служит ярким свидетельством более продвинутого по сравнению с диаспорой развития современного еврейства?
Нет и нет. Почти все достижения Израиля последних десятилетий связаны преимущественно с активной деятельностью именно репатриантов из стран Рассеяния, особенно из Европы и в значительной степени из бывшего СССР. Это они, так же, как когда-то еврейские эмигранты в США, обеспечили успех новой для них страны проживания.
А среди представителей новых поколений евреев, родившихся уже в Израиле, что-то я пока не вижу новых Ландау, Оппенгеймеров, Ботвинников, Гершвиных, Ойстрахов, Эренбургов.
Может быть, я ошибаюсь? Дай, Бог, чтобы я ошибался.