Разумов Геннадий Александрович: другие произведения.

Художественная ложь

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Разумов Геннадий Александрович (grazumov@yahoo.com)
  • Обновлено: 26/04/2023. 6k. Статистика.
  • Статья: Россия
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто только в кинематографе не оттоптался на беспроигрошной теме Холокоста: и сами евреи (С.Спилберг, Р.Полански,...), и не евреи (Р.Бениньи, М.Чомски,...), включая даже поляков (В.Якубовская,...). А как же, это не какие-то бандитские кровопускательные криминальные разборки с единичными убийствами. Тут массовые публичные, на весь мир, казни миллионов людей - это будоражит воображение, волнует кровь. Зрительский успех обеспечен.

  •    Вот и удачливый именитый российский кинорежиссер С.Урсуляк ("Президент всея Руси", "Ликвидация",...) не преминул подсоединить к своей мощной фильмографии картину на не имеющую срок давности злободневную тему катастрофы европейского еврейства. Он выпустил в свет новый фильм "Праведник", очевидно, много-бюджетный, плотно скроенный из батальных и жанровых постановочных сцен, богато удобренный дорогостоящими актерами (С.Маковецкий, К.Хабенский,...).
       Сделан фильм добротно, по всем правилам остросюжетного кино, изобилует трагическими кадрами еврейского гетто с расстрелами на его улицах невинных прохожих, уничтожением юденрата, отправкой стариков и женщин с детьми на "акции" уничтожения.
       В одном из покадровых титров, по старой модной голливудской традиции, указывается, что фильм основан на "реальной истории подвига советского партизана Николая Киселёва, которому удалось вывести за линию фронта более 200 евреев, спасая их от гитлеровцев".
       Будучи мальчиком войны, я в 1944-47 годах неоднократно встречал чудом выживших в той страшной мясорубке белорусских евреев. Я хорошо помню их рассказы о трагической участи жителей еврейских местечек, тщетно пытавшихся скрываться от уничтожения в полесских лесах, откуда их безжалостно выгоняли боевики партизанских бригад. Я ни разу тогда не слышал, что кто-нибудь помогал евреям скрываться от преследований и, тем более, выводил их с оккупированной территории.
      Это потом уже стали выявлять какие-то единичные случаи, значение которых сильно преувеличивалось и мифологизировалось. Я думаю, что и исторические исследования белорусской просветительницы и активистки И.Герасимовой "Марш жизни. Как спасали долгиновских евреев", на которых основан сценарий фильма С.Урсуляка, можно поставить в один ряд с такого же рода работами, доказывавшими когда-то мнимую героическую реальность "Молодой гвардии", "28 героев-панфиловцев", "Зои Космодемьянской".
      Когда я сказал о своем недоверии к версии "Праведника" одному профессиональному кинокритику, он мне заявил, что даже если со мной, как сверстником тех событий, и можно было бы согласиться, то в искусстве существует еще и такое понятие, как "художественная правда". Например, вонзая на своем полотне стрелы в святого Себастьяна, Тициан не обязательно должен был верить, что, на самом деле, именно таким образом того мучили. На это я ответил, что в данном случае мы имеем дело с "художественной ложью", которой пропитывается все, что создается сегодня в обстановке лживой путинской пропаганды.
       Она начинается в фильме с первых же кадров, показывающих, как никто из большой группы советских военнопленных не соглашается в замен на расстрел сотрудничать с немцами. Спрашивается, а из кого же тогда сложилась армия Власова?
       Один из тех военнопленных, главный герой картины, Н.Киселев, которого, надо отдать должное, мастерски играет А.Яценко, убегает, но, будучи раненным, остается лежать бездыханным на берегу реки. Однако потом он каким-то образом воскрешает, появляясь на экране, как командир партизанского отряда.
       К лесным мстителям пристает группа женщин с детьми, инвалидов и стариков из еврейского местечка, занятого немцами. И происходит то, во что очень трудно поверить - высшее партизанское и партийное начальство, включая важного энкеведешнего особиста (?!) решает спасти несчастных. Для этого одному из самых успешных и, казалось бы, незаменимых боевых командиров Н.Киселеву поручают вывести тех евреев за линию фронта.
       И вот вместо диверсионных действий на железно-дорожных путях снабжения германской армии снарядами, вместо подрыва вражеских складов оружия, горючего и боеприпасов герой фильма со своим партизанским отрядом становится борцом за жизнь вверенных ему евреев. Преодолевая большие трудности, пешком, по плечи в воде форсируя реку, хромые старики, больные, раненные, женщины, дети с боями тянутся к линии фронта.
       А их упорно и безостановочно, неся значительные потери, все время преследует крупное немецкое воинское подразделение во главе с любящим почему-то делать фотографические снимки высокопоставленным фашистским офицером. Ему, оказывается, тоже больше нечего делать, как гнаться за убегающими от него евреями. Можно ли воспринимать это серьезно?
       Еще одну, на сей раз современную, линию фильма открывает странный вызывающий вопросы отказ некого пожилого израильтянина стать свидетелем в процессе присвоения звания "Праведника" тому самому Н.Киселеву. Не потому ли, что и он не считает достоверным его подвижничество?
       А ведь этот израильтянин для признания Киселева праведником очень нужен - по сценарию картины он единственный еще живущий (из двухсот, не странно ли?) участник того похода. Это тот постаревший Моше Таль, который семнадцатилетним юношей с винтовкой в руках примкнул тогда к партизанскому отряду Н.Киселева. Его выразительно играет молодой актер М.Эдельштейн.
       Кстати, хочется понять, какая причина могла побудить театральных знаменитостей К.Хабенского, С. Маковецкого и, что особенно удивляет, оставившую Москву Ч.Хаматову, принять участие в этом очень неоднозначном пропагандистском фильме, причем, на самых незначительных второстепенных ролях?
       И еще, не знаю как кому, но мне показалось весьма безвкусным заставить идише-язычных героев картины говорить на каком-то корявом неловко стилизованном русском языке, на котором они общаются даже друг с другом. Неужели нельзя было отойти от этой старой неприятной традиции.
       ...Нумизматы знают такой парадокс: некий советский медный пятак может цениться дороже средневековой рублевой монетки, вырубленной из серебряной пластины. Потому, что, будучи выпущенным очень малым тиражом, он является редкостью, а тех рубленных рублевых находят тысячами.
       Вот так и весьма средний кинофильм "Праведник" ни свежестью сценарных и режиссерских идей, ни постановочных операторских находок, ни художественно-изобразительных достижений не выделяется из очень многих ему подобных. Поэтому его без проблем можно скачать откуда угодно, хотя бы, из Гугла.
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Разумов Геннадий Александрович (grazumov@yahoo.com)
  • Обновлено: 26/04/2023. 6k. Статистика.
  • Статья: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка