Реувен Миллер: другие произведения.

Таинственная "Земля Обетованная"

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 24/04/2005.
  • © Copyright Реувен Миллер (yehudinfo@nana.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 52k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта статья случайно попалась мне в интернете на одном из туристских сайтов. Меня поразили и обрадовали ее непредвзятость, доброжелательность, желание понять чужую страну и народ, практическое отсутствие "клюквы развесистой", особенно ценые, на мой взгляд у автора-выходца из страны мусульманской.


  • Эта статья случайно попалась мне в интернете на одном из туристских сайтов. Меня поразили и обрадовали ее непредвзятость, доброжелательность, желание понять чужую страну и народ, практическое отсутствие "клюквы развесистой", особенно ценые, на мой взгляд у автора-выходца из страны мусульманской.

    И, хотя с момента написания прошло около 5 лет, и наша жизнь изменилась, и не во всем, к сожалению, к лучшему, с разрешения автора, рекомендую ее читателю, особенно, собирающемуся посетить Израиль.

    Реувен МИЛЛЕР

    ******************************************************************

    Алишер ТАКСАНОВ

      

    Таинственная "Земля Обетованная"

    или

    Израиль в глазах узбекского туриста

      
       Вместо предисловия
      
       Месяц - слишком короткий период, чтобы познать Израиль. Говорят, что на это не хватит и всей жизни, насколько многогранна и необъятна страна в духовном понимании. Но с каждым днем я все больше и больше влюблялся в людей, населяющих эту землю, все больше уважал их, их боль и радость часто передавались и мне. Наверное, нет на свете ни одного народа, который бы не выстрадал так много, как евреи. Вспомните, что тысячелетиями они изгонялись, преследовались и уничтожались, но сумели сохранить свое общество, язык, традиции и обрести свою государственность. Никто не смог объяснить причину нелюбви к ним некоторых людей. Я слышал такие мнения, что евреи, мол, слишком умные и резко выделяются среди остальных, а серая масса в большинстве своем не любит "белых ворон" (действительно, среди мудрецов, ученых, писателей, композиторов и творческих людей много евреев, внесших вклад в историю мировой цивилизации). Есть другое мнение, что евреи очень хитры, осторожны и умеют "крутиться". Но эти качества вполне приемлемы для любой рыночной системы, более того, именно они делают прогресс экономике. Есть и другие, по-моему, вполне глупые и порой опасные мысли, что евреи мечтают закабалить весь мир и у них даже есть программа, именуемая как "Советы Сионских мудрецов". История помнит, что закабалить хотели именно другие люди, а эта программа была написана политическим шовинистами в угоду черносотенцам, совершавшим антиеврейские погромы в России. Поэтому следует остерегаться таких измышлений.
       Однажды я услышал, что самые печальные и самые веселые песни - это у евреев. Они часто горюют, но они также умеют веселиться. Это правда. И это одна из душевных великих черт израильского общества. Они умеют быть гостеприимными, но они всегда готовы дать отпор незваным гостям. Правда, порой они немного перебарщивают. Я имею ввиду несколько унижающие формальности в аэропортах, когда туристы покидают страну (кстати, въехать легче, чем выехать). Перед тем как сдать багаж и пройти пограничные, полицейские и таможенные посты каждый иностранец имеет беседу с сотрудником безопасности. Но эта беседа носит характер допроса, причем израильский "чекист" специально раздражает человека, чтобы тот смутился или спутался и выдал истинные намерения. Конечно, если турист прибыл с чистыми намерениями, ему нечего бояться, но бывает так, что навязчивые допрос начинает злить и тогда у израильского "чекиста" возникают подозрения. Тут уже не избежать дотошного досмотра багажа и более тщательного допроса. Мой товарищ попал в такую переделку, поскольку не смог на английском точно выразить свою мысль. Уже в самолете он страшно ругался и говорил, что больше не приедет сюда. Но, думаю, это издержки, которые необходимо понимать. Все-таки Израилю неофициально объявили войну многие экстремистские силы, и государство вынуждено принимать непопулярные меры.
       Не буду утомлять вас излишними историями. Но все же я постараюсь описать самые интересные моменты моего путешествия по "земле обетованной", расскажу о тех обычаях и традициях, которые познавательны с точки зрения культурного восприятия. Конечно, многое я увидел сам и "пропустил" эту информацию для обработки через свои мозги, а кое-что мне "подсказали" жители Израиля, причем, как коренные, так и приехавшие из СНГ. Итак...
      
       Шабаш всем делам, если наступил шабат!
      
       Неделя в Израиле начинается с воскресенья, а не с понедельника, как принято во многих странах мира. В этом своя специфика и, может быть, прелесть еврейского общества. Но началу трудового периода предшествует, конечно, суббота, вот об этом дне и пойдет наш рассказ. У евреев суббота (или, как его еще называют на иврите, "шабат") считается святым, более того, по старшинству праздников - шабат важнее всех. Этот день даже называют "царицей-субботой", поскольку, согласно библейским верованиям, бог дал его иудеям, чтобы они отдыхали и наслаждались прелестями. В субботу евреям запрещается работать, выполнять любые физические действия, даже готовить пищу. Но чтобы квартира была чистой и не остаться голодным, в семьях еще в пятницу с утра до вечера убирают по дому, готовят на запас сразу завтрак, обед и ужин, и все это спокойно съедают на следующий день.
       В субботу можно только читать молитвы. Вечером, когда на небе появляется первая звезда, в семьях зажигают свечи, женщины одевают платки, а мужчины - кипы (это что-то вроде тюбетейки, и по вязке можно определить, ортодокс вы или светский иудей). Затем накрывается стол и начинается вечерняя трапеза. Говорят, что это самый семейный и глубоко чарующий праздник (как у нас, к примеру, Новый год). Как я заметил, в этот день недели не работают не только магазины и лавки, но и фабрики, заводы. Конечно, непрерывное производство нельзя останавливать (например, энергетика, транспорт), но для этого в эти дни на дежурство выходят арабы. Иногда привлекаются и евреи, но тогда необходимо специальное разрешение религиозной высшей организации. Но ортодоксы обычно против этих разрешений. Они даже против того, чтобы евреи управляли машинами, поскольку езда на транспорте - тоже работа. Говорят, что однажды была проблема, когда нужно было перевозить какой-то огромный агрегат с одного города в другой. Единственное время, когда это было возможно сделать с меньшими проблемами - суббота, ибо в этот день автодороги не настолько загружены. Но ортодоксы в парламенте выразили свое негативное отношение, поскольку евреи не имеют права работать в этот день. Пришлось нанимать арабов.
       Мой знакомый рассказывал, что однажды в его конторе делали ремонт, но рабочие не успевали сделать к началу следующей недели. Тогда он, будучи "совком", сказал, что выйдет в субботу, чтобы проследить окончание работы. На него все сослуживцы посмотрели многие с недоумением, а один рабочий вдруг занервничал и, заикаясь, произнес, что готов работать в обычные дни сверхурочно и сколько нужно, но в субботу он не сможет выйти на работу. Причем он так взволновался, что даже руки затряслись. Знакомый, смекнув, что тот ортодокс, вздохнул и согласился изменить планы.
       Но нужно сказать, что в субботу все-таки некоторые магазины и учреждения работают - это предприятия, находящиеся в собственности арабов и других национальностей. Говорят, что именно они больше всего довольны этим днем, поскольку туристы, даже местное население вынуждены обращаться к ним за услугами и товарами, и за один день они получают неплохие обороты. Правда, когда Ясир Арафат объявил очередную интифаду против Израиля, то больше всего пострадали те же арабы - граждане Израиля, поскольку местное население объявило бойкот им и перестало посещать их магазины, закусочные, предприятия сферы услуг. За короткое время многие из них ощутили серьезные экономические проблемы, и поэтому сами арабы-изряилетяне были недовольны действиями палестинцев.
       Вообще, отношение к религиозным праздникам и обычаям в Израиле очень трепетное. Все семьи, даже выходцы из СНГ стремятся выполнять их. Например, во время приготовления обеда нельзя смешивать рис и мясо, и поэтому плов здесь никто публично не рискнет сделать. То есть можно сварить отдельно рис и пожарить отдельно мясо, а затем все это смешать уже на блюде, но разве это плов? Нельзя также запивать мясо молоком, это тоже религиозное табу. Я не знаю их истоков, поскольку никто толком не пояснил их предназначение, но, живя в Израиле, я строго следовал этим правилам, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
       Есть еще один праздник для подростков: когда девочке исполняется 12 лет, то празднуют "бат-мицва", а мальчику - 13 лет - "бар-мицва" - это как бы символ того, что они стали взрослыми и могут быть во многих делах самостоятельными. Сам процесс обычно начинают у Стены плача (там читают молитвы и "виновника" закидывают конфетами), затем действие переходит домой.
       Конечно, в стране, где получили начало и развитие три крупные мировые религии - иудаизм, христианство и ислам, и где на каждый квадратный километр приходится огромное количество религиозных и исторических сооружений, трудно найти атеиста. Конечно, не все население ортодоксально и консервативно в своем религиозном мировоззрении, те люди, с которыми я беседовал, в большинстве своем считали, что их действия мотивируются в скорее всего принятыми и сложившимися традициями, и они ритуалы выполняют не столько в следствии своей религиозности, сколько в силу семейных привычек.
       Между тем, за соблюдением религиозных правил и морали в стране следит специальное ведомство. Например, если вы посетите Стену плача, то увидите табличку, на которой написано, что запрещается сюда приходить в неподобающем виде, фотографировать и снимать на видео эту территорию в специальные дни, приносить животных, а также просить милостыню у посетителей. Нарушителей ждет серьезное наказание, а контролирует выполнение этих правил Министерство по делам религии. Правда, просящих подаяние у Стены плача я все же увидел: причем они сами подбегали к туристам, нисколько не скрываясь от контролеров или полицейских. Меня поразило и то, что подаяние просили и вполне прилично одетые люди (например, молившийся у Стены ортодокс в хорошем религиозном одеянии, вдруг повернулся ко мне и попросил подать ему на пропитание 20 шекелей). В стране, где высок жизненный уровень, встретить такое было несколько необычно.
       Несомненно, Израиль, как никакое другое государство в мире обладает большим историческим потенциалом, а такой древний город как Иерусалим пользуется спросом у любителей познавательного туризма и религиозных паломников. Стоит вспомнить то, что по камням этого города ходили такие великие люди как патриарх Авраам, царь Давид, пророки Иисус Христос и Мухаммед, императоры Рима и Византии, воины-крестоносцы. Иерусалим стал одним из главных мест паломничества еще в древности, причем до сих пор самыми посещаемыми являются Храм Воскресения и Голгофа, церковь Святой Елены, Гефсиманский сад, Масличная гора и другие святые места. Было бы несправедливым упустить и то, что Иерусалим также место паломничества мусульман, здесь расположена одна из важнейших святынь ислама - огромная скала (гора Мориа), на которую ступал пророк Мухаммед. Другая - знаменитый Золотой купол на Храмовой горе.
       Для иудеев священной остается Стена Плача, именно здесь проходят еврейские празднества. На горе Сион верующие посещают гробницу царя Давида, в долине Кедронской - гробницу Симеона-праведника, источник Гихон, где был помазан на царствие царь Соломон. В еврейском квартале Старого города сохранились синагоги Рамбана, Иуды Хасида. Кстати, любители археологического туризма могут просмотреть модель древнего Иерусалима времен Христа, сделанная в масштабе 1:50. Расположенный возле гостиницы "Холилэнд", макет позволяет увидеть, как выглядел город и храм в начале новой эры.
      
       Чистота - залог здоровья?
      
       Почему-то у нас принято, что за пределами СНГ люди живут в чистоте и в опрятности, мол, на их асфальтах можно тесто месить или языком воду слизывать. Я еще раз убедился: это далеко не так. Израиль не назовешь местом, где население не мусорит и всегда убирает нечистоты за собой. Там также грязно: и окурки, и фантики, и дерьмо можно встретить даже рядом со святыми местами. Например, когда я посетил город Назарет и приближался к церкви, где две тысячи лет назад Мария известила народу о том, что его сыну Иисусу определена важная роль, то рядом со зданием (не внутри, конечно, а за оградою) было так грязно, что даже диву давался, насколько местное население относится к святыням. Иначе как помойкой это назвать не нельзя то, что я видел на улицах Назарета. Некоторые объясняли мне это тем, что здесь расположены арабские кварталы, где чистота не всегда присутствует и люди не столь привиты к соблюдению экологии. С другой стороны, и кварталы, где проживают евреи, не всегда назовешь эталоном чистоты. Идя вечером по улице, можно наступить на "мину", которую наложила собака. И это не столь приятно, а когда собачье дерьмо встречается через каждые пять метров, то начинаешь задумываться: или здесь слишком много четвероногих друзей, или санитарно-ассенизаторские службы города работают не столь эффективно. Но как бы там не было, вечером приходится обувь подчищать и опылять дезодорантом.
       Возле закусочных, кафе "Мак Дональдс" всегда полно мусора, поскольку многие люди покупают еду в пакетах, на улицах их едят и оставляют на столах, скамейках или просто тротуарах. И не всегда служба уборки успевает подмести. Кстати, в Израиле также существуют различные мусорные бачки: для картона и бумаги отдельная емкость, а для пищевых - другая.
      
       У самого синего моря...
      
       Средиземноморье омывает одну часть страны, но ее силы вполне достаточно, чтобы Израиль для путешественника казался насыщенным влагой. Например, в Хайфе многие камни и дома покрыты плесенью, а вечером на тротуарах можно увидеть ползущих улиток величиной с детский кулак. Поэтому во многих жилищах (особенно в подъездах) ощущается сырость и заплесневелый запах. Кстати, многие дома стоят на столбах - это сделано специально, поскольку первые этажи слишком сырые для жилья. В квартирах обычно устанавливаются кондиционеры, работающие в режиме "лето-зима", без них лето любому человеку покажется адом, а зима несколько прохладной (но, естественно, не северным полюсом). Вообще, даже зимой можно не опасаться переохлаждения. Например, я в декабре купался на Мертвом море и ходил по Голландским высотам, по равнинам и в городах в футболке или шерстяной рубашке. Не скажу, что от этого я страдал. Но вечерами в гостинице я включал отопление (то есть аэро-кондиционер).
       Что интересно, многие выходцы из СНГ, учась ивриту, часто в разговорах на русском языке используют местные термины. Скажем, если в Германии иммигранты говорят "клима", подразумевая кондиционер, то в Израиле - "мозган". И представьте себе, когда я услышал такую фразу: "Сел в машину и сразу включил "мозган", через минуту стало хорошо". Я долго ломал голову, почему от работы мозгов в машине становится хорошо, разве они не должны работать у человека постоянно? И только потом понял, что речь идет об аэро-кондиционере. Ведь даже закрытые машины внутри полны влаги, и только "мозганом" можно осушить кабину.
       Центрального и местного отопления в Израиле нет - это слишком дорого. Вместо чугунных батарей в квартирах, как я упомянул выше, стоят "мозганы", мощности которых вполне достаточно для обогрева и охлаждения жилища. Правда, на некоторых частных домах стоят солнечные коллекторы (которые обогревают воду от прямых солнечных лучей) или электрические фотоэлементы, вырабатывающие электроэнергию (ее также хватает для бытовых нужд). Часть жителей также используют домашние ветряные электростанции.
       Вообще города в Израиле возведены на холмах и возвышенностях. И поэтому все дома расположены на террасах, то есть ступеньками. Со стороны кажется, что один дом находится на крыше другого. Эта территориальная планировка вначале изумляла, ведь подобное строительство весьма сложна. Но потом я к ней привык и она даже стала нравится мне. Что касается квартирной планировки, то она мне не столь привлекла: квартиры какие-то маленькие, узкие, комнаты часто смежные (в основном это постройки 60-70 годов). Не буду утверждать, что все дома такие, поскольку в иных квартирах мне бывать не пришлось. Но не сомневаюсь, что те, у кого есть деньги, будут приобретать жилища с улучшенной планировкой.
       Кстати, многие израильтяне мечтают иметь собственный дом. Но это далеко не каждый может стать владельцем. Обычная трехкомнатная квартира в не престижном районе города Хайфы стоит около 70 тыс. долларов, а дом на горе Кармель (самое престижное место) - более миллиона "баксов", квартира - около 300 тыс. Можно, конечно, взять деньги в кредит, но это, во-первых, сложно, а во-вторых, возвращать их придется не одному поколению.
       Объездив семь-восемь городов Израиля, я заметил, что в них мало многоэтажных построек, чаще всего в многоэтажках размещаются административные и учебные заведения, гостиничные комплексы. Замечу, что Министерство иностранных дел Израиля расположено в десятке одноэтажных зданиях, расположенных на небольшой территории. Говоря о жилых зданиях, то в основном, они состоят из трех-пяти этажей. Даже частные дома - двух трехэтажные. И строят их без кранов, все в ручную, от этого они более добротные и аккуратны. Кстати, основную рабочую силу на строительствах составляют репатрианты из СНГ.
       Интересно расположены лесные массивы. Здесь идут вперемежку экзотические растения типа пальм с деревьями, которые произрастают и в северных широтах планеты. Пальмы специально сажают посреди дорог, превращая их в разделительные для движения знаки. Что касается плантаций, то мне пришлось побывать на мандариновых. Я впервые увидел, как вообще растут эти плоды, но в таких огромных количествах... Представьте себе огромную в несколько километров площадь деревьев, утыканных желтыми точками. Сначала я подумал, что любой может остановить машину, подойти к деревьям и нарвать мандаринов, сколько душе влезет. Но это не так. Плантация является частной (то есть негосударственной) собственностью киббуцев, и никто не покушается на нее. Конечно, можно сорвать пару плодов, никто не осудит за это, но найдется мало людей, готовых воровать десятками килограммов. Да и цены на плоды в магазинах и рынках вполне умерены, каждому по карману, так что мараться евреи и не станут.
      
       Лучше один раз увидеть
      
       Мои советы для тех, кто увлекается экскурсиями по городу. Для туристов, мечтающих увидеть символы государственности, стоит посмотреть здание парламента Израиля - Кнессет, дом Президента, резиденцию и канцелярию Премьер-министра, которые расположены в Иерусалиме. Но для любителей музейной экспозиции лучше обратить внимание на Тель-Авив. В этом городе специалисты предлагают просмотреть Центр искусств имени Гольды Меир, музей "Эрец Израиль" с обширной коллекцией образцов местных ремесел и искусства, Музей Диаспоры, а также тель-авивский музей, обладающий полотнами Рембрандта, Роя Лихтенштейна.
       В парке Тимна (район Эйлота) можно познакомиться с историей медных рудников, которая начинается в XIV веке до нашей эры. Здесь же для увлекающихся археологическим туризмом предлагается осмотреть наскальные рисунки, а для любителей геологии и истории - пройтись по горным тропам и экологическим маршрутам.
       Стоит также упомянуть о самом древнем городе на земле - Иерихоне, возникшем задолго до египетских пирамид. Туристам предлагаются осмотреть прекрасный дворец Хишама, построенный теми же зодчими, что воздвигали и Золотой купол в Иерусалиме. Неподалеку от Иерихона находятся места, связанные с жизнью Христа: гора Искушения, источник пророка Елисея, дерево Заккея. К югу от Иерихона лежат руины Кумрана, рядом с которым были найдены древние рукописи Мертвого моря. Еще южнее - скала Масада, на вершине которой - руины царя Ирода. Обязательно загляните в Табгхескую церковь насыщения хлебом, которая расположена на местности Кафарнаум. Помните, как Иисус накормил 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами? Это произошло в Кафарнауме, но во времена Иисуса эта территория называлась Магдалинские пределы. Согласно Библии, Табгха была уединенным местом у озера, куда часто приходил Господь, когда хотел побыть один. Первые четыре столетия в Кафарнауме жили исключительно христиане-евреи, которые от отца к сыну передавали свои воспоминания о пребывании Иисуса в Табгхе, связывая истории с тремя скалами. Одна скала напоминала о первом насыщении хлебом, пещера у самого обрыва горы - о нагорной проповеди, а скалистый уступ у озера - о явлении воскресшего народу. Около 383 года паломница Эгерия посетила святые места в Табгхе и оставила об этом записки, которые сохранились до наших дней. Она утверждала, что камень, на котором Господь раскладывал хлеба, используется теперь как алтарь, вокруг которого была построена церковь. Остатки фундамента этой первой церкви (построенной около 350 года) до сих пор заметны под окном справа от алтаря и в северном поперечном нефе. Эта первая святыня была перестроена около 450 года в византийскую церковь, алтарь которой, в отличие от предыдущей, был направлен на восток. Священный камень первого чуда насыщения хлебом был положен под алтарь, на место привычного ларца для реликвий. В 614 году во время нападения персов эта церковь была разрушена. Более 1300 лет эти святые места были скрыты под пеплом, до тех пор, пока в 1932 году археологи Мадер и Шнайдер не раскопали старую каменную кладку с еще сохранившейся мозаикой, позже здесь была построена временная церковь. В 1982 году новая, восстановленная на византийском фундаменте, церковь была освящена кардиналом Хеффнером Кельнским. Сейчас церковь и территория вокруг нее являются собственностью немецкого объединения на Святой земле. Поэтому отношение к истории и культурному наследию у евреев весьма серьезное, Как пошутил наш гид, даже почечный камень здесь является историческим. В Израиле хранят все, что связано с народом, традициями, религией, ремеслом. Они бережно восстанавливают памятники, реконструируют монументы. Археологам здесь хватит работы еще на сотни лет. Но израильтяне все это не хранят в спецхранах, они наоборот стремятся показать все это людям. Поэтому в стране все музеи посещаемы.
       Даже киббуцы имеют свои музеи. Например, мы посетили такое учреждение недалеко от Голландских высот. В прекрасном здании мы рассматривали археологические находки, свидетельствующие о жизни на этой территории несколько тысяч лет назад. Более того, был продемонстрирован исторический фильм о стратегическом значении этих высот, начиная с Римской империи до сегодняшних дней. При этом специальные прожектора освещали огромный макет гор у экрана, что усиливало зрительский эффект. Во всяком случае мы вышли оттуда потрясенные.
       Другой киббуц располагался возле реки Иордан, на том самом месте, где 2 тысячи лет назад Иисус обращал в христианство людей. И сейчас здесь ежегодно проходят подобные мероприятия, на них сюда съезжаются десятки тысяч верующих как с самого Израиля, так и из других стран. Возле входа на территорию киббуца имеется стена, на котором на многих языках написаны тексты из Библии. На русском языке я узрел следующую фразу: "И были те дни, когда пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн развертывающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на него. И глас был с небес: Ты сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. Марк 1, 9-11".
       Конечно, паломничество может приносить не только духовное очищение, но и способствует развитию местной экономики. Скажем, тот же киббуц бизнес делает на продаже сувениров, открыток, одежды, оказанию ритуальных услуг.
       Хочу заметить, что все эти места хотя и являются святыми, но им никто не придает помпезный вид. Все просто и обыденно, может в этом и есть прелесть. Хотя в начале я шел сюда, как и в другие места, с определенными чувствами, но был вначале несколько разочарован простотой всего окружающего. Ну, какие эмоции вас могут охватить, когда вы стоите там, где был распят Иисус, от вида камня, на котором его омывали и оплакивали, посещения грота, куда его положили? С другой стороны, эти места почему-то не охранялись полицией, может, никто из экстремистов не решится на подобное святотатство?
       Особые чувства возникнут у любого человека, который посетит Музей Холокоста. Здесь представлены стенды об истории геноцида еврейского народа. Особый раздел посвящен Второй мировой войне. Фотографии казней, пыток, вещи погибших, макеты концлагерей, история Варшавского гетто...
       Всего не перечислишь. Кстати, я там многое узнал и о советском преследовании евреев. Например, что именно советская подлодка потопила шедший из Европы мирный транспорт, в котором евреи-иммигранты спасались от фашизма (капитан знал, что там беженцы). Но слезы навернуться у любого человека, который заглянет в специальный детский павильон. Зайдя в помещение, вы увидите большие фотографии детей. Затем в кромешной темноте будете передвигаться по залу, и только огоньки свечей, размноженных в зеркалах, как детские души будут освещать вам путь. Тихий и медленный голос произносит имена всех погибших во время войны детей.
       Экологический туризм разнообразен как по видам, так и по масштабам. К примеру, искатели ландшафтных (природных) красот могут найти полное удовлетворение в Эйлате. Это уникальное место, в котором сочетаются пустыня и море, расположено в Сирийско-африканском разломе. Температуры воды здесь практически не меняется в течение года, поэтому лето здесь продолжается и в зимние месяцы. Но специалисты рекомендуют посещать этот район в апреле-мае, когда отели еще не переполнены, а климатические условия позволяют уже купаться в Красном море. Эйлат представляет особый интерес и для любителей приключенческого туризма, поскольку здесь расположен центр аквалангистов и местный сервис предлагает практически все виды водных развлечений. Помимо моря, изюминкой отдыха в Эйлате является пустыня с превосходной возможностью сафари на джипах.
       Также нужно заметить, что перспективным в плане развития туристских услуг и инфраструктуры представляется район Эйлот, где расположен заповедник библейских диких животных "Хайбар". Здесь разводят животных, находящихся на грани исчезновения. Туристы, интересующиеся геологической формой туризма, могут получить возможность восхититься Соломоновыми столбами - природными каменными глыбами.
      
       Самое мертвое озеро планеты
      
       Известное всеми миру своими лечебными свойствами Мертвое море расположено к востоку от Иудейской пустыни. Особенность этого водоема в том, что оно расположено на самом низком месте планеты - на 403 метра ниже уровня мирового океана. Этот район многочисленных клиник, лечебниц и отелей, предлагающих разнообразное лечение с использованием уникальных минеральных вод и грязей. Основная специализация - профилактика и лечение кожных, легочных заболеваний, проблем опорно-двигательного аппарата. Здесь же расположены киббуци, которые вырабатывают специальные косметические средства из сырья Мертвого моря и имеющие неплохой доход от их экспорта. Есть также предприятия, производящие сувениры: красивой формы стеклянная емкость с водой из моря, обработанные камни со дна. Но хочу заметить, что и косметика, и сувениры довольно-таки дороги (комплект мазей достигает суммы в 400 и более шекелей), как, впрочем, и услуги местных отелей и кафе. Но сюда едут, как и вполне обеспеченные люди, так и не очень. Просто кто-то покупает, а кто-то довольствуется купанием в море. Но хочу заметить, что морю действительно не зря дали название Мертвое. Дело в том, что из-за высокой плотности солей здесь не может жить ни одно существо: ни рыба, ни растение. Кристаллы солей порой как айсберги высятся над поверхностью, а сама вода какая-то странная на вкус. Более того, и утонуть в воде нельзя. Точнее захлебнуться можно, но пойти ко дну - можете даже не стараться. Это удивительное ощущение, когда как пробка лежишь на поверхности и не нужно прикладывать никаких усилий к этому. Но и плавать-то не очень удобно. Правда, специалисты предостерегают от ребячества на такой воде: последствия могут быть вполне печальными. За несколько дней до нашего визита сюда один филиппинец прыгнул в воду, наглотался воды, и врачи два часа спасали ему жизнь, потом вызвали вертолет, который увез его, еще находящегося в бессознательном состоянии в ближайшее реанимационное отделение (его дальнейшая судьба нам не известна). Поэтому здесь рекомендуется быть выдержанным и аккуратным: входить в воду медленно, не барахтаться, не плавать кролем или брасом, кувыркаться и мнить из себя черепаху Тортилло. Получайте удовольствия от чтения газеты или просто медитации на воде (ведь вам не нужен надувной матрас). Это так приятно. В то же время необходимо проверить, насколько вы восприимчивы к соли, не будет ли у вас аллергии или кожаного зуда. Если есть такие признаки, то лучше поспешить к душевым кранам, которые расположены по всему пляжу. Там можно смыть соль пресной водой.
      
       О некоторых других сторонах израильской жизни
      
       Израильтяне любят шутить, даже над собой. В газетах вы всегда найдете анекдоты о евреях, но никто не назовет их оскорбительными или антисемитскими. Просто они знают свои недостатки и силу, и поэтому воспринимают все, как есть без гнева.
       Особенно хочу сказать о детских садах. Израильтяне очень бережно относятся к детям (вспомните Музей Холокоста) и поэтому для них созданы самые лучшие условия. Но в каком саду вы увидите, чтобы на четыре ребенка приходилось по одной воспитательнице. А рацион? Это сплошной рай для детей. Что касается игрушек, то ребенок имеет все, чем ему хочется играть. Я, честно говоря, даже завидовал им, и какое-то время мне захотелось стать маленьким. Садики обычно небольшие, в них три-четыре комнаты, в каждой из которой "проживает" группа в 10-12 детей. Обязательно предусмотрена детская площадка, песочница, аквариум, террариум. Окна, выходящие на улицу, кстати, защищены металлической решеткой, а сотрудницы всегда внимательны к неизвестным посетителям. Израильтяне понимают, что дети становятся первыми, на кого поднимают руку террористы. Поэтому не удивительно, что дошкольные, как, впрочем, и школьные учреждения находятся под вооруженной охраной.
       К примеру, я с коллегами-журналистами посетил такое учебное заведение. Оно чем-то напомнило мне профессиональный центр, где я получал рабочую специальность. В трехэтажном здании Хайфы учились 13-16 летние подростки, и они овладевали вполне востребованными профессиями фотографа, парикмахера, зубного техника, музыкального педагога и многим другим. Дети приходят в школу с хорошим настроением, поскольку учиться здесь вполне приятно.
       В школах есть столовые, где вполне прилично кормят, есть также автоматы по продаже кофейных напитков, шоколада, мороженного. И что удивительно, все они в исправленном состоянии. Никаких непристойных надписей на партах, стенах я не заметил.
       В израильском обществе нетерпимо относятся к сквернословию и поэтому нет ругающихся отборным матом. С другой стороны, здесь встречаются проходимцы и мошенники, которые ломают стереотипы, что, мол, еврей еврея не обманет. Здесь также бывают свои "МММ", дутые фирмы, но в большинстве своем этим занимаются, как мне пояснили, иммигранты, которые в короткие сроки хотят разбогатеть. Например, мой знакомый жаловался, что несколько раз попадал в такую передрягу. Например, он поддался рекламе и вступил в одно частное страховое общество, исправно платил взносы, но когда возникла проблема с аварией, то еле-еле выбил сумму на ремонт. А вскоре эта фирма вообще исчезла, прихватив все деньги. Второй раз он попался на израильской форме "МММ", все его сбережения сгорели. Третий раз ему на автозаправке подменили кредитную карточку, и лишь на третий день, когда ему с банка позвонили и поинтересовались, действительно ли это он снимает счет, то он, проверив, заметил подмену. Но к этому времени мошенник украл у него более 10 тыс. долларов.
       Полиция редко занимается этими делами, поскольку трудно выловить таких проходимцев. Да и занята она больше всего вопросами национальной безопасности - терроризмом, экстремизмом, охраной еврейских поселений, границы.
       Терроризмофобия - это не просто страх или паранойя у евреев, это вынужденная мера самозащиты. Не удивительно, что при входе в магазины сотрудники безопасности осматривают все сумочки и пакеты, а если у них есть какие-то подозрения, то они могут обыскать и человека. Ну, а если вы идете в государственное учреждение, то не обижайтесь, если вас прощупают металлодетекторами, а вещи пропустят через рентген. Раз приехали в эту страну, принимайте их "правила игры".
      
       Ать-два левой, или немного о военной службе
      
       В Израиле в вооруженных силах служат оба пола: и мужчины, и женщины, правда, сроки прохождения воинской повинности разные - для сильного пола - три года, а для прекрасного - два. Исключение правительство делает для арабов (им вообще запрещено служить в израильских частях) и ортодоксам (а им не полагается по религиозным мотивам). Но я видел мало людей, которые хотели бы отклониться от "почетной" службы. Прежде всего, армия позволяет молодежи повзрослеть и понять, чего стоит их безопасность и чего они могут лишиться, если не будет сильной, мобильной и боеспособной армии, могущей противостоять враждебному окружающему миру.
       Армия дает хорошие навыки и практику для последующей жизни. Дело в том, что во время службы молодежь получает хорошие специальности, которые с успехом применяются в гражданской жизни. Более того, за счет армии можно получить высшее образование, правда, потом придется отрабатывать по контракту три-пять лет, служа в армии и не получая заработной платы. Кстати, ежемесячно солдат получает 320 шекелей (это около 80 долларов США). Естественно, это не густо и не пошикуешь, но этого достаточно на мелкие расходы. Ведь солдат не забивает себе голову, как бы хорошенько покушать или купить мыло на стирку. Что касается еды - то здесь рациону израильского солдата может позавидовать турист пятизвездочного отеля, а на счет стирки и говорить не приходится - для этого существует специальная служба, которая стирает (не сама, естественно, а на машинах) всю одежду военнослужащих. Не слышал я и о драйке полов или чистке унитазов рядовым составом. И это правильно, ибо дело солдата - учится воевать, а не отвлекаться ненужной "специальностью".
       Израильская служба мало напоминает ту, что проходит у нас, или в других странах СНГ. Если у нас военнослужащий спит в казарме и видит маму только по ТВ, то в Израиле солдат вечером возвращается домой и, кстати, всегда с оружием. Я поразился тому, как свободно рядовые, сержанты разгуливают по городу с автоматами. Особенное удивление у меня вызывали девушки, которые в парфюмерных отделах рассматривали косметику, при этом поправляя оружие за спиной, как это делается в отношении дамской сумочки, - даже на военной службе они оставались теми, которых мы называем прекрасной и слабой (к израильтянкам это последнее слово мало подходит) частью человечества. Но эти красавицы в любой момент могли зарядить автомат и применить для отражения нападения. Так что с ними не стоило заигрывать или оскорблять.
       В израильской армии нет "дедовщины". Если бы такое могло иметь место, то "дед" получил бы по заслугам. Рукоприкладство для любого военнослужащего означает уголовное дело. Единственная сила, которая применяется начальством к рядовому составу, это только сила слова. Только убеждением можно заставить человека выполнять приказания. Бывают, конечно, исключения, когда солдата вынуждены наказать. Но это не означает десять нарядов вне очереди в столовой или уборной, уголовной зуботычины или муштры на плацу, как принято в некоторых странах СНГ. Попросту провинившийся уходит субботу домой на час или два позже, и это, поверьте мне, сильно действует на сознание солдата. Ведь суббота - это особый день, и это унизительно, когда твои товарищи машут тебе ручкой с военного автобуса (это машины туристического класса - с кондиционером, откидывающимися спинками, телевизором), а ты остаешься на базе и не можешь встретиться с любимой.
       Но израильтяне-военнослужащие сами прекрасно понимают, что без дисциплины им не противостоять любому врагу, и поэтому всегда сосредоточены. Для поднятия морального духа они часто посещают исторические места, музеи (например, Холокоста), где видят факты гонения и уничтожения своего народа в течение многих тысячелетий. Это заставляет их понимать многое. Солдату доверяют, и поэтому там, где нас, туристов, обычно обыскивают металлодетекторами на предмет выявления оружия (например, у Стены Плача), израильский солдат проходит с оружием просто так, и никто его не останавливает. Он никогда не применит силу против своего народа. Но военнослужащий должен быть готовым к чрезвычайным ситуациям всегда и везде, и принять бой там, где его застанет враг: будь-то в ресторане, в синагоге, в бассейне или дома. Солдату не приходится скучать по родным или дому. Как я сказал выше, он ежедневно возвращается домой вечером (за исключением некоторых обстоятельств), а потом у него всегда есть с собой "сотка". По "мобильнику" он может позвонить домой, невесте или друзьям с любой точки страны. Говорят, что солдаты баловались им и во время учений, сидя в окопе или внутри танка, что отвлекало от выполнения боевых задач, поэтому начальство запретило солдатам использовать сотовую связь во время военных маневров или реального боя.
       После службы у израильтянина большие возможности в карьере или получении престижной профессии. Кто не прошел "школу мужества", тот имеет меньше шансов на хорошо оплачиваемую работу (в некоторые учреждения таких вообще не берут). Засчитывается любой срок службы, например, если женщина во время службы забеременела, то ее сразу же демобилизуют, но это в последующем не отразится на ее карьере. Или те, кто вот-вот получил израильское гражданство, служат на полгода меньше. "Моя мама, две сестры служили, и я чем хуже?" - сказала мне одна симпатичная военнослужащая, когда я спросил ее, стоит ли служба того, чтобы тратить на нее время, не лучше ли, мол, удачно выйти замуж. - А что касается замужества, то куда мне торопиться? Это всегда успеется...".
      
       Коммунизм наяву
      
       Израиль - это единственная страна, где идеи коммунизма нашли практическое применение в тех толкованиях, которые высказывали многие мыслители прошлого, например, Томас Мен, Томазо Кампанелла, Томас Мюнцер, Карл Маркс и другие. Но оговоримся сразу - Израиль не коммунистическое государство, это страна с развитой капиталистической системой и сложной рыночной экономикой и психологией населения. Просто здесь как самостоятельная форма собственности и хозяйственности наряду с другими функционируют сельскохозяйственные коммуны - киббуцы.
       Первые киббуцы возникли еще в 1910 году, к 1920 году их насчитывалось всего 12 с 805 членами. Через двадцать лет их численность увеличилась соответственно до 82 и 26,5 тыс. человек. По своему принципу эти коммуны близки к существовавшим в России коммунам, созданным писателем графом Львом Толстым. Они проявили свою экономическую эффективность и в первые годы Советской власти, поскольку функционировали исключительно на принципах добровольности, но были разогнаны в Год великого перелома - 1930 году. В Израиле коммуны сохранились и говорили, что основателями их были меньшевики, которые покинули Россию и переехали в Палестину. В настоящее время всего в стране насчитывается 269 киббуцев с численностью членов в 123,9 тыс. человек. Это практически 2% населения, зато они владеют 43% орошаемых земель Израиля и 36,3% - неорошаемых. Это много, но каков их экономический эффект? Так, в 1994 году киббуцы ловили 98,8% всей рыбы, производили 51,3% молока, имели 29,0% голов всего рогатого скота и 40,7% - молочного скота. Кроме того, эти общины взращивали цитрусовые на 10,9 тыс. акров и использовали для сельскохозяйственного назначения еще 28,2 тыс. акров.
       Если вы считаете, что киббуцы сохранили свою сельскохозяйственную специализацию, то ошибаетесь. Многие коммуны переориентировались на высокие технологии, и они имеют собственные промышленные предприятия. Например, в 1995 году 89 заводов, принадлежащих киббуцам, произвели и продали пластмассовых изделий на 1,15 млрд. долларов, причем экспортировали на 486 млн. долларов; 79 предприятий - металлоизделий, соответственно, на 532,1 млн. и 149 млн.; 34 - пищевых продуктов на 506,7 млн. и 180 млн.; 21 - строительных материалов - на 184,4 млн. и 12 млн.; 29 - текстиля - на 165,4 млн. и 63 млн.; 30 - электроники - на 132,3 млн. и 47 млн.; 26 - фармацевтических препаратов - на 120,6 млн. и 41 млн. долларов. Согласитесь, разве это не чудо, когда 24,4 тыс. человек на 389 киббуцных предприятиях продали индустриальной продукции на 3,122 млрд. долларов, в том числе экспортировали на 1,04 млрд.долларов.
       Разве после этого можно ли игнорировать киббуцы, и не признавать их экономическую силу? Мне пришлось побывать на одном из таких общин, которое располагалось на местности, где, согласно легендам, должен начаться Армагеддон (то есть Конец света). Кстати, на память об этой местности я взял в качестве сувенира маленький камень. Гид рассказал, что здесь не признается частная собственность, все, что здесь имеется - принадлежит общине. Люди не имеют собственных домов или машин - это тоже собственность коллектива. Если киббуцнику необходимо куда-то уехать, то может воспользоваться транспортом, принадлежащего киббуцу. Конечно, обобщенность не дошла до примитивизма, например, нет речи об общности жен, личного имущества. Если человеку необходима одежда, обувь, какие-то вещи индивидуального характера, то ему выдают деньги, и он может все это приобрести в городе. Впрочем, эти вещи имеются и в местных магазинах, где члены коммуны "покупают" по карточкам те или иные вещи. Киббуцы оплачивают учебу в вузах своим членам, поддерживают пожилых людей (кстати, многие старики предпочитают идти в дома престарелых, принадлежащих именно киббуцам, поскольку это им дешевле, да и отношение там более теплое).
       Питаются члены общины в специальных столовых, причем готовят там очень вкусно и сытно, меню разнообразное. Живут также в домах, построенных киббуцами, причем я видел как старые с минимумами удобств, так и новые, комфортабельные, где есть даже бассейны. В основном киббуцы многопрофильны в своей хозяйственной деятельности: например, я видел цех, где изготавливают пластмассового робота для чистки бассейнов (уникальная технология, на мой взгляд), и продукция на сумму в 12 млн. долларов ежегодно экспортируется в США, Европу и Латинскую Америку. Рядом был цех по производству мебели, недалеко расположилась ферма с рогатым скотом и лошадьми. На плантациях выращивались цитрусовые и корма для скота. Киббуц располагал и земельной и строительной техникой. Кстати, коммуны своим членам оплачивают страховку и возмещают все затраты по лечению в больницах, пребыванию за пределами страны. Если на предприятии профсоюз может не оплатить социальные затраты работника, то в киббуцах такое невозможно. Киббуцы всегда заботятся о своих ближних. Вообще-то киббуцники просты в общении и всегда приветливы. В коллеге они никогда не видят соперника, между начальником и подчиненным нет строгой субординации. Друг друга они называют "товарищ". Может, это и тянет многих выходцев из СНГ, которые много лет прожили в социализме, а здесь увидели долгожданный коммунизм. Я спросил, а много ли моих бывших соотечественников в киббуце. И получил ответ, что есть семьи из Казахстана, России и Украины. Конечно, те, кто вырос в новых экономических условиях, уже имеют развитое чувство собственника, и они не стремятся в коммуны. Они мечтают о собственном бизнесе, личном автотранспорте, доме. И этого можно добиться вне киббуца.
       В киббуцах имеются собственные детские сады, больницы, дома культуры, даже телестанции и радиостудии. Но времена все-таки меняют кое-какие порядки, сложившиеся в течение многих десятилетий в этих коммунах. Если раньше киббуцники косо смотрели на те семья, которые живут здесь, но некоторые их члены работают за пределами общины, то теперь это поощряется. Дело в том, что коммуна не всегда может предоставить работу специалисту узкого профиля (то есть в данном киббуце она просто не востребована). Но теперь этот "частник" приносит доход киббуцам, работая на стороне. Кстати, среди киббуцников 4,9% заняты в науке, 14,3% - технические работники, 3,9% - менеджеры, 15,8% - сельхозрабочие, 21,8% заняты в сфере обслуживания, 15,6% - квалифицированные работники, 13,6% - канцелярские сотрудники. Честно говоря, с каким-то особым чувством покидал киббуц. Мне казалось, что это особый, по своему справедливый мир, о котором мечтали мои предки.
      
       Хотя цены не собака, однако, кусаются
      
       Что ни говори, а жизнь в Израиле очень дорога. Говорят в мире самый дорогой город это Токио, затем следуют Нью-Йорк, Москва... Я не сравнивал статистические затраты жителей вышеуказанных городов с израильскими, только хочу сказать, что по нашим меркам в Израиле все дорого. Мои коллеги-журналисты из других стран смотрели на ценники и качали головой: "Oyo, very expensive!". Я был согласен с ними. Ну, судите сами, фотопленка "Кодак" на 36 кадров в Ташкенте я приобретал за 2 доллара, а в Хайфе - за 24 шекеля (это 6 долларов). Поход в кино - 30 шекелей. Маленький стаканчик кофе на улице - 8 шекелей, компакт-диск - от 40 и выше шекелей.
       Какова зарплата в Израиле? Статистическими данными я не располагал, но мог судить по рассказам знакомых. Например, посудомойка в столовой получала 1200 шекелей (это около 300 долларов), но она жаловалась на дороговизну, мол, на жизнь не хватает, поскольку аренда жилья отнимает практически всю зарплату. Мой знакомый - страховой агент - получает 900 долларов. Чтобы заработать на машину, нужно откладывать получку целый год. А квартира... Об этом читай выше.
       Конечно, можно открыть свое дело, но частное предпринимательство в Израиле дело не простое. Нет, конечно, никаких административных преград, рэкета, коррупции здесь нет, просто не так-то легко вложить деньги в бизнес и получить прибыль. И дело не только в высоких налогах (а они действительно высокие), сколько от общего уровня экономики в стране, покупательского спроса, профиля, которое выбрал бизнесмен, и места нахождения предприятия. Может быть, тогда доходы могут большими, но мои знакомые на собственное дело не решились, предпочтя работать в уже действующих фирмах или госслужбе.
       Что касается валютного курса, то шекель вполне устойчив. Он колебался в среднем 4 шекеля за доллар, и в любом банке, почте, даже некоторых магазинах можно было обменять валюту по этому курсу. Кстати, как и везде, самый низкий и невыгодный курс в аэропорту: там за 1 доллар давали 3,2 шекеля. В то же время во многих магазинах и рынках можно приобрести товары или получить услугу за СКВ. Таксисты также охотно брали "зелененькие". К сведению, израильская валюта стала конвертируемой совсем недавно - два года назад. Была денежная реформа, ввели в оборот новые купюры, а старые стали продавать как нумизматическую ценность в сувенирных ларьках.
       Товаров в Израиле полно, но, по моему убеждению, половина ширпотреба произведено в Китае. Игрушки, одежда, обувь, медикаменты, бытовая техника - все это китайский импорт. Есть товары и из других стран, в основном Европы и США. Собственных изделий в Израиле не так уж и много. Говорят, что одно время евреи хотели производить собственные автомашины, однако модели оказались дорогими и не столь практичными по сравнению с европейскими. Поэтому затея обернулась комом. В то же время Израиль производит высококлассную военную технику, электронику, медицинскую аппаратуру, но эти изделия мне так и не встретились.
      
       Язык доведет до Иерусалима
      
       Государственными языками в Израиле является иврит и арабский, но везде слышатся как английская, так и русская речь. Выходцев из СНГ здесь свыше 1 млн. человек, поэтому не удивительно, что в любом магазине вас обслужат русскоговорящие сотрудники. Например, мой товарищ, зайдя в "Мак Дональдс", долго не мог заказать блюдо, пока у него случайно не вырвалось "Ох, черт!". Тут же нашелся продавец, который спросил: "Вы говорите по-русски? Я могу вам помочь". Более того, вывески, объявления, реклама наряду с ивритом бывают также на русском. Здесь и телепередачи, и газеты выходят на русском языке. Так что в Израиле трудно затеряться, язык доведет до любого города.
       Практически в любом учреждении я встречал своих соотечественников. Многие говорили, что прожили в Израиле достаточно продолжительное время, но все равно продолжают общаться на русском. Старикам плохо дается новый, пускай родной язык, тогда как молодежь осваивает его более быстрей и им значительно легче.
       Единственная проблема, с которой я столкнулся, так это в аэропорту Тель-Авива. Девушки, обслуживавшие рейс "Узбекистон хаво йуллари", не хотели со мной разговаривать ни как по-английски, ни так и по-русски и по-узбекски. Они твердили что-то на иврите и злились оттого, что я их не понимал. Это было странно, ведь большинство пассажиров данного рейса были русскоговорящими, выходцами из СНГ и Узбекистана, и почему представительство не укрепило обслуживающий персонал русскоговорящими (которых здесь полным полно) мне было непонятно. Правда, единственно говорящим по-русски оказался менеджер Давид, но и тот отказался помочь, заявив, что у него своя работа. И лишь благодаря помощи узбекского консула (он немного понимал иврит), который в этот момент был в аэропорту, мне удалось выяснить, чего хочет сотрудница. Оказывается коробки - это нестандартный груз и его необходимо сдавать в другом месте.
       Когда я проходил паспортный контроль уже этажом выше, передо мной стоял здоровенный человек из числа тех, кого мы называем "новый русский": в кожаном плаще, золотыми цепями и кольцами, бычья шея, короткая стрижка, при всех прибамбасах (сотка и т.д.). "Слушай, что за народ, - сказал он мне, махая руками, - ни черта не понимают по-русски". Тут подошла его очередь, и он продвинулся к пограничнице. Та его о чем-то спросила, а он как рявкнет: "Слушай! Пора русский язык выучить, чего стоишь и уши развесила! Сколько здесь наших, а вы до русского великого и могучего еще не доперли". Девушка (видимо, только недавно закончила школу) изумленно посмотрела на него, потом на паспорт, все поняла и знаками показала, мол, проваливай дальше, разговаривать с тобой не хочу.
       Когда она обратилась ко мне, я понял, как нужно действовать и знаками стал показывать, что, мол, глухонемой, даже мычал для верности. Та вздохнула и тоже дала "добро".
      
       Ноябрь-декабрь 2000
  • Комментарии: 3, последний от 24/04/2005.
  • © Copyright Реувен Миллер (yehudinfo@nana.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 52k. Статистика.
  • Статья: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка