Токарь Лариса: другие произведения.

Несколько эпизодов из жизни летописца эпохи

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 25/02/2007.
  • © Copyright Токарь Лариса (yehudinfo@nana.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 12k. Статистика.
  • Очерк: Россия
  • Иллюстрации: 3 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сегодняшний кинематограф, повествующий о событиях ушедшего века (не только в СССР, но и в Германии, США, Японии, Китае, Вьетнаме, Кубе, Латинской Америке), не может обойтись без кадров, запечатленных Романом Карменом.

  •  []


       Роман Кармен - не просто кинорежиссер и кинооператор, это целая эпоха в истории советского документального кино, и это человек, который никогда не прислуживался, а всегда служил своему отечеству. Роман Лазаревич прошел все войны второй половины XX века - и повсюду с камерой в руках. Для него камера стала продолжением жизни, судьбы, и все, что он снимал, осталось навсегда. Сегодняшний кинематограф, повествующий о событиях ушедшего века (не только в СССР, но и в Германии, США, Японии, Китае, Вьетнаме, Кубе, Латинской Америке), не может обойтись без кадров, запечатленных Романом Карменом.

     []

       Журнал "Алеф" представляет несколько эпизодов из жизни этого гениального кинодокументалиста.
      
      
       Эпизод 1.
       Подарок отца
       Кто знает, как сложилась бы судьба Романа Кармена, если бы однажды его отец Лазарь Осипович, писатель и журналист, не подарил сыну диковину начала XX века - камеру "Брауни". Но отец вскоре умер, и Рома остался единственным кормильцем семьи. Он продавал газеты, работал подручным в гараже, конторщиком в московском ломбарде. Ему едва исполнилось 17, когда в журнале "Огонек" был опубликован его первый профессиональный снимок. А первое корреспондентское удостоверение подписал сам Михаил Кольцов.
      
       Эпизод 2.
       Первое задание
       Рассказывает Игорь Григорьев, режиссер и ученик Романа Кармена
       -Первое редакционное задание Кармена было запечатлеть приехавшего в Москву болгарского коммуниста Василя Коларова. Роман взял аппарат, а магния для вспышки в редакции не было, и пришлось ехать за ним в магазин. Когда Роман приехал к Коларову, то насыпал магния сверх меры, и при вспышке всю комнату заволокло дымом. В редакции снимок забраковали. Среди ночи Коларов услышал голос молодого фотокорреспондента: "Спасите меня, пустите меня к себе в номер: у меня ничего не получилось!". Коларов сжалился и впустил Кармена. Полночи они возились со снимком, а наутро на страницах "Огонька" появился портрет сонного Василя Коларова.
      
       Эпизод 3.
       Президенты - герои Южной Америки
       Рассказывает Владимир Двинский, кинорежиссер
      
       -В 1970-х Роман Кармен снимал в Южной Америке фильм "Пылающий континент". Тогда мы искренне верили, что там осуществляются грандиозные социалистические преобразования и рождается новый прекрасный мир. У нас по телевизору с утра до вечера - Леонид Ильич Брежнев. А Роман Лазаревич привозит оттуда картины, где президенты берут автоматы в руки, садятся в вертолеты, летят куда-то, где по ним стреляют. Они жертвуют собой, они стоят на баррикадах... Это производило ошеломляющее впечатление! Оказывается, есть другие люди, которые во имя высоких и святых целей готовы отдать жизнь! И Кармену удавалось все это передать на экране.
      
       Эпизод 4.
       О кубинках и не только
       Рассказывает Александр Кармен, журналист-международник, сын Романа Кармена

     []

       -Отец бережно и ревностно следил за моей корреспондентской работой. Почти все мои заметки, опубликованные в московской прессе, он вырезал, подшивал, а иногда "редактировал" их и присылал мне обратно в Гавану, а потом и в Лиму с такими, например, пометками: "Болван, кто же так пишет!", "Это не русский язык!", "На какой помойке ты нашёл такой образ?" и т. п. Но были и иные комментарии. Например, после моей информашки о кубинском карнавале он прислал письмо только с одной фразой: "Если королевами красоты на Кубе (!) становятся профсоюзницы и героини труда (приблизительно так было написано в моей заметке), то революции - каюк". Сразу оговорюсь: Кубу он любил беззаветно, но подобные "нюансы", тем более - в моей трактовке, конечно же, его не вдохновляли. Ведь он видел те же карнавалы первых лет революции, когда отбор "королев" проходил по иным критериям: исключительно по "физическим данным". Тем не менее, я ответил ему, что от одного вида такой "профсоюзницы" или "героини труда" у него бы ноги подкосились. Да, в общем-то, он и не спорил.
      
       Эпизод 5.
       Как Р. Кармен стал Р. Карповым
       Рассказывает Александр Кармен
       -Во время войны, как, впрочем, и всегда, отец работал не только кинооператором, но и журналистом, передавал с передовой очерки, репортажи и информационные заметки в "Известия", в другие газеты, в Совинформбюро и через него - по договорённости с телеграфным агентством ЮПИ - американцам и на весь мир. А его материалы в "Известиях" почему-то очень часто "выходили в свет" под чужой фамилией - "Р. Карпов". Порой не печатались вовсе, несмотря на большой газетный голод и потребность в сообщениях с линии фронта. Что-то заваривалось в Москве за его спиной, и это вызывало у отца нескрываемую тревогу... В то время началась кампания по борьбе с космополитизмом. Единственное, что можно было противопоставить начавшимся репрессиям, - адский, ежедневный труд. Отец на год уехал на Каспий, на буровые, затерянные далеко в море, и сделал фильм-поэму о трудовом подвиге нефтяников, символом которых стал для него буровой мастер Каверочкин. В этом герое прослеживаются колоритные персонажи из одесского детства, с которыми его познакомил отец. Вскоре после этого умер Сталин, и обреченность сменилась новыми планами и надеждами, новой славой. "Повесть о нефтяниках Каспия", получившая развитие в фильме "Покорители моря", никого не оставила равнодушными: Кармена наградили Ленинской премией.
      
       Эпизод 6.
       Роман Кармен и "еврейский вопрос"
       Рассказывают Александр Кармен и Тенгиз Семенов, кинооператор, ученик Р. Кармена
       -Каких-то ярко выраженных проявлений "еврейства" я никогда у отца не замечал. "Еврейские" анекдоты - да, их отец рассказывал, действительно мастерски. И этим, пожалуй, все и ограничивалось. Как-то в разговоре за столом - это было вскоре после смерти Сталина, задолго до знаменитого доклада Хрущева на ХХ съезде - батя рассказал, что "отец народов" готовил "окончательное решение вопроса о "неполноценных нациях" (так он сказал). И по этому плану все евреи должны были быть либо репрессированы, либо арестованы и "сосланы в поисках радости в Сибирь" (его слова). Всей сути разговора не помню, но какие-то подробности отец сообщил.
       **
       -Роман Лазаревич умел очень смешно и остро пошутить. Ему принадлежит шутка, которую он произнес в компании молодых в конце 70-х, когда начались очередные "проблемы" с Израилем. Он сказал: "Что же это такое, ты посмотри: в футбол - выигрываем (тогда играл Гершкович), все шахматные турниры выигрываем, все лучшие в мире оркестры - наши, я им кино снимаю. Ну что им еще надо?"
      
       Эпизод 7.
       "Неизвестная война": что осталось за кадром
       Рассказывает Тенгиз Семенов
       - Однажды, когда мы начали делать фильм "Неизвестная война", Роман Лазаревич мне говорит: "Слушай, а ты что-нибудь знаешь о том, как антифашисты бежали к нам, а потом мы в 39-м году подписали договор и передавали их обратно? Гестапо стояло с той стороны станции, и мы их отдавали туда. Ты это знаешь?" Я не знал. Он задумался и сказал: "Наверное, нам это рассказать не удастся. Но поскольку мы делаем эту картину с американцами, можем многое рассказать из того, что до этого никто не мог". Я думаю, мы действительно многое сумели рассказать. "Неизвестная война" - это великий памятник Роману Лазаревичу Кармену.
       **
       Первый и двадцатый фильмы "Неизвестной войны" были представлены в Конгрессе США. Сериал подходил к концу, Роман Лазаревич отдал ему столько сил и энергии, что сердце его не выдержало. Он умер на лету. Как он жил все время в полете, в стремлении куда-то, так и умер в процессе работы.
      
       Эпизод 8.
       Память сердца
       Рассказывает Александр Кармен
       -Отец умер 28 апреля, в разгар католической пасхи. В это время я работал в Перу. В Москву было очень трудно пробиться - все самолеты были заполнены. Наконец, прилетел в Москву... А потом вернулся и получил письмо от отца. И у меня осталось в сознании, что он жив, он не ушел, и что завтра или через месяц я получу еще одно письмо, и так будет всегда. Мне было даже боязно приступить к мемуарам о нем, опасался, что тем самым могу его похоронить для меня самого. И долго не мог решиться, а потом понял, что это просто надо сделать. Как бывает, проснулся и начал писать. И все же долго боялся, что вот поставлю точку, и он окажется для меня в прошедшем времени. Но он по-прежнему со мной - и это благодаря тем, кто был рядом с ним, кто помогает хранить память о нем, делиться воспоминаниями, снимать фильмы, писать статьи. Это поддерживает ощущение его присутствия...
       ...Он ушел, как солдат. Последним окопом его последней, фактически уже выигранной им войны стала 20-серийная телеэпопея о нашей Великой Отечественной, "неизвестной" для заказчиков-американцев войне. Оставался лишь последний залп, последний бросок, последний рубеж, последний штрих... Знамя победы водрузили его однополчане.
      
       Записала Лариса Токарь, Россия
      
       Фотографии из архива Александра Кармена
       При подготовке материала использованы фрагменты книги Александра Кармена "Как будто есть последние дела...", готовящейся к печати в издательстве г. Новосибирска
       Редакция благодарит Российский еврейский конгресс, Александра Романовича Кармена и Романа Романовича Кармена за помощь в подготовке публикации
      
      
       Подробности
       Роман Лазаревич Кармен
       Родился 29 ноября 1906 года в Одессе. Оператор, кинорежиссер, журналист и сценарист. В 1931 окончил операторский факультет Государственный института кинематографии. Как кинорепортер особенно раскрылся в годы Национально-революционной войны в Испании (1936-1939). На материале, снятом Карменом (совместно с Б.К.Макасеевым), было создано 22 выпуска кинохроники "К событиям в Испании", документальный фильм "Испания" (1939), в 1968 кинопоэма "Гренада, Гренада, Гренада моя..." (авторы Кармен и К.М. Симонов). С конца 30-х гг. выступает как режиссер: "День нового мира" (совместно с М.Я. Слуцким, 1940), "Седовцы" (1940), "В Китае" (1941) и др.
       В годы Великой Отечественной войны возглавлял фронтовые киногруппы, участвовал в съемках фильмов: "Разгром немецких войск под Москвой" (1942), "Ленинград в борьбе" (1942), "Берлин" (1945) и др.
       В 1946 снял фильм "Суд народов" о Нюрнбергском процессе. На материале кинолетописи позднее создал фильм "Великая Отечественная" (1965).
       Режиссер фильмов "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953) и "Покорители моря" (1959), удостоенных Ленинской премии (1960); создатель первого советского панорамного фильма "Широка страна моя..." (1958), фильмов "Вьетнам" (1955), "Утро Индии" (1956), "Пылающий остров" (1961), "Товарищ Берлин" (1969), "Пылающий континент" (1972) и др.
       Преподавал во ВГИКе (с 1970 - профессор). Удостоен Государственных и Ленинской (1960) премий, награжден 5-ю орденами, звездой Героя Социалистического труда, а также медалями. Умер в 1978 г. в Москве.
      

    Публикация на основе материалов журнала "Алеф" (Москва) # 02/2007 предоставленных редакцией журнала .

      
      
  • Комментарии: 1, последний от 25/02/2007.
  • © Copyright Токарь Лариса (yehudinfo@nana.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 12k. Статистика.
  • Очерк: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка