Реувен Миллер: другие произведения.

Между Джихадами

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 12/10/2015.
  • © Copyright Реувен Миллер (yehudinfo@nana.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Впечатления: Испания
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В течение примерно семи столетий, в Андалузском халифате евреев, как считают некоторые историки, ожидал "золотой век".


  •    Дальний Запад Европы, Пиренейский полуостров, страна Иберия. В древние времена - пространство, почти герметически отгороженное от континента забором Пиренейских гор. Холодные волны Атлантики, в которые, дразня своей недоступностью, пряталось солнце, остановили здесь бег множества диких орд, гнавшихся изо дня в день за уходящим солнцем. Кочевники оседали на полуострове и, смешиваясь с прежде осевшими волнами этносов-предшественников, становились иберийцами...
       Евреи, жители римского протектората, а впоследствии - провинции, Иудеи, появились за Пиренеями во II-I до н.э. Но заметное переселение наших предков произошло в конце I в. н.э., когда римляне, разрушив Второй Храм и Иерусалим, а впоследствии, подавив восстание Бар-Кохбы, разогнали евреев по перифериям своей ойкумены, подальше от Эрец Исраэль, осуществляя, как им казалось, окончательное решение еврейского вопроса.
       История же распорядилась иначе. Через три-четыре века внутренние междоусобицы и нашествия варваров, вандалов и гуннов окончательно решили вопрос римский. Империя рухнула. А иудеи продолжали существовать, в основном, вокруг Земли Обетованной. В Аравии, например, в Египте, где значительная часть населения поклонялась Единому Господу (хотя, нередко, наряду с местными идолами).
       Шли десятилетия. От Атлантики до Памира лежали бесхозными и неохраняемыми богатейшие развалины античного мира, и они просто ждали очередного завоевателя. И он нашелся. В середине VII в. Мохаммед, осознавший эту бесхозность и беззащитность, провозгласил среди своих последователей джихад - священную войну, направленную на захват мира. И удача сопутствовала завоевателям, ибо не было на тот момент силы, способной и желающей защитить обломки рухнувшей цивилизации, зато воинам джихада нечего было терять, кроме аравийских песков, и Мохаммед внушил им, что завоюют они весь мир... Этот их новый мир, по замыслу Мохаммеда, долженствовал стать миром унифицированным. На всей территории империи, созданной мохаммедовым джихадом, общим языком стал арабский. Арабы вживили его диким племенам северной Африки, подменив им племенные диалекты. Большинство покоренных арабами народов, даже стоявших на более высокой ступени развития, чем сами джихадоносцы, огнем и мечом было загнано в ислам. И лишь иудеям и христианам Мохаммед дал формальное послабление: "люди Книги", не пожелавшие влиться в ряды мохаммедан, и при этом остаться в живых, объявлялись "зимми" - людьми второго сорта. Они могли жить среди мохаммедан изолированными общинами, исповедуя свои культы, но с большими ограничениями в правах и дополнительными обязанностями перед властью.
       Арабы-завоеватели, будучи воинами и оккупантами-администраторами, создали динамичную инфраструктуру коммуникаций востока и запада, севера и юга захваченных ими регионов бывшего античного мира, и это способствовало обмену информациями и использованию по всему халифату сохранившихся от античности и возникающих в разных его концах новых интеллектуальных достижений.
       И евреи, по разным причинам, потянулись в обозах джихада с Ближнего Востока. Большей частью - на запад, в Северную Африку и Иберию, по-еврейски - Сфарад. И там, в течение примерно семи столетий, в возникшем Андалузском халифате их, как считают некоторые историки, ожидал "золотой век". В исламском обществе евреи выдвинулись как искусные ремесленники, торговцы, финансисты, ученые и поэты.
       Но и в условиях "золотого века" иудеи оставались "зимми". Великий Моше бен-Маймон (РАМБАМ) - философ, теолог, врач, лечивший самого халифа Кордовы, вынужден был, на общих основаниях, платить этому халифу специальный налог с "зимми"... Что уж говорить о фигурах помельче? Но в сравнении с бытием галута в последние римские века, в галуте андалузском евреи процветали...
       Однако, история не стоит на месте. Спустя несколько веков аборигены севера, востока и крайнего запада Иберии, в основном - потомки разных варваров, пришедших из диких глубин тогдашней Евразии и осевших в Иберии, приняли католическое крещение. У них зарождалась собственная государственность. Началась христианская экспансия. Иберийцы строили новые поселения и, будучи молодой пассионарной силой, понемногу вытесняли, расширяя свое влияние на юг, арабов, превратившихся из энергичных оккупантов в зажиревших обывателей. Так, например, в XI в. была захвачена иберийцами крепость Марджерит, заложенная арабами в IX в. и давшая начало Мадриду, нынешней столице Испанского Королевства...
       Среди жителей городов, перешедших под руку христиан, было немало евреев. И попав, зачастую, не по своей воле, под новую власть, евреи, в целом, ухудшали свое общественное положение. Ибо устоявшийся канон и традиции христианства насчитывали всего несколько веков, и у церкви приоритетной была главная цель - заставить иудеев уверовать в идолов, изобретенных ее отцами.. В ней неприкрыто выступала римская имперская ненависть к жестковыйным иудеям, испортившим римлянам немало крови своим упрямым неприятием их богов и восстаниями. Да и характерная зависть варваров к цивилизованным людям, к их уму и достатку... И для "золотого века" наступили сумерки.
       Фоном этих событий стала мировая война, не знаю, какая по счету, но далеко не первая. Нам она известна, как Крестовые походы. Война религиозная. Христиане развязали ее под предлогом освобождения "Гроба Господня". Так они называли погребальную пещеру, найденную в IV в. археологиней-любительницей, византийской царицей Еленой на холме Лысый Череп в Иерусалиме. Именно там, по убеждению царицы, проходили описанные в Евангелиях события. Там римляне распяли на кресте проповедника Йошу, там он принял мучительную смерть и погребен в пещере, из коей труп исчез.
       В VII в. Иерусалим оказался на оккупированных арабским джихадом территориях.
       Крестоносцы с переменным успехом сражались с мохаммеданами. Для них в отличие от противника, воевавшего за идеи ислама, главной целью были военные трофеи, переправляемые в Европу, все более богатеющую и цивилизующуюся. Особо же богатела католическая церковь - организатор и вдохновитель все христианских побед.
       Один из фронтов мировой войны проходил и за Пиренеями. Сфарадские евреи оказались по обе стороны фронта и старались ладить и сотрудничать с обеими воюющими сторонами. Но если взаимоотношения с мусульманами были отработаны веками и юридическими основами Корана, то с христианами было сложнее, ибо христианство возникло, как альтернатива религии жестковыйного народа и было изначально направлено против него. Нельзя сказать, что иберийские правители были априори против евреев. Нет, они поступали прагматически: утром - деньги, вечером - репрессии. Коммерческие, научные и прочие таланты евреев, расцветшие в садах халифата, использовались христианами, а затем евреев обирали и изгоняли. Не удивительно, что при таком подходе в среде евреев, даже верноподданных христианским владыкам, бытовали проарабские настроения...
       Но это были еще цветочки! Христиане многому научились у своих противников, к началу мировой войны стоявших на более высокой ступени развития. И на каком-то этапе католики переняли у них идею джихада, т.е. священной войны за завоевание мира и создание унифицированного общества, подчиняющегося законам завоевателей. Общества, состоящего из единиц, думающих по заданному канону, говорящих на одном языке. Для руководства новым, католическим, на сей раз, джихадом, был создан орган - Священная Инквизиция. И первыми врагами и жертвами ее стали евреи и мавры (так называли темнокожих потомков африканцев, которым арабы привили свой язык и ислам, и которые, в основном, и были мохаммеданским населением Андалузского халифата ).
       Положение евреев в христианских областях Сфарада ухудшалось год от года. Это приводило к вспышкам еврейского недовольства против властей, иногда террору и всегда - усилению преследований евреев. Так, например, история запомнила убийство евреями архиепископа Сарагоссы в XIV в. как повод для массовых репрессий. А, между тем, христианские владения за Пиренеями расширялись, и все больше евреев, проарабски настроенных, становились вассалами иберийских владык. И все больше становилось работы у Инквизиции... Из триады исламского выбора для евреев (принять ислам - стать "зимми" - быть убитым), христиане оставили лишь дилемму (принять христианство - быть убитым). Нам, по прошествии пяти-семи веков невозможно даже представить себе, что творила Инквизиция с евреями, отрабатывая методики нового, "черного" джихада, который во всю силу она повела в последующие века на вновь открытом американском континенте...
       А сколько еврейских душ было загублено в телах, оставшихся живыми, ибо их хозяева под угрозами или пытками, крестились-таки! И это крещение делало их презренными, как в глазах иудеев, готовых пойти на костер, но не отказаться от веры в Единственного Творца, так и у гоев, называвших выкрестов "марранами" - свиньями...
       В 1492 году испанский король Фердинанд и его супруга и соправительница Изабелла подписали эдикт об изгнании оставшихся евреев за Пиренеи... По Европе потянулись толпы обездоленных, несчастных изгнанников. Так закончился "золотой век" еврейского галута за Пиренеями.
       Незадолго до эдикта об изгнании, Изабелла спонсировала экспедицию моряка Кристобаля Колона, лично убедившего ее при посещении в Гранаде, в отбитом у мавров волшебном дворце Альгамбра, что ему известна западная дорога в Индию, страну богатств и чудес, дорога, где кораблям не будут угрожать воинственные мавры, венецианцы, турки и арабы. По некоторым данным, Колон был из "марранов", втайне оставшимся евреем и отправившимся на поиски новой Земли Обетованной для спасения своих соплеменников. Землю он нашел, хотя, и не Индию, да и слишком поздно, и приютом для части евреев она стала лишь через четыре века...
       А Испания, хозяйка открытия Колона, и другое иберийское королевство - Португалия, высадились на необъятных просторах вновь открытой земли и повели там классический джихад: захват, ограбление, порабощение, уничтожение аборигенской культуры, насильно заменяемой на культуру воинов джихада, их языки и религию. Так рождалась Латинская Америка...
       ...Одной из целей наших поездок в Испанию и Португалию было желание увидеть собственными глазами остатки "Ерушалаим, ше айта ба-Сфарад" ("Иерусалима, который был в Испании"), как назвал в своем фильме этот важный отрезок галутного бытия нашего народа израильский историк И.Навон, бывший президент Государства.
       ...Впечатления от бывших еврейских кварталов и других исторических мест, связанных с галутом, в разных городах и весях Пиренейского полуострова.
       Барселона: узкие средневековые улочки, провонявшие туристской мочой. Ничего еврейского...
       Саламанка: витражи с маген-давидами на некоторых зданиях...
       Сеговия: римский акведук, откуда, по преданию, палачи Инквизиции сбросили объявленную ведьмой праведницу Сару, оставшуюся-таки целой и невредимой. Кафедральный собор, где проповедовал злейший враг иудеев, выкрест Торквемада, Великий Инквизитор.
       Ариэла, где особо свирепствовала торквемадова инквизиция, где были казнены и сожжены десятки тысяч евреев, где умер и похоронен сам Великий Инквизитор.
       Лиссабон: грязные средневековые улочки, где на домах кое-где сохранились изразцы с маген-давидами и менорами. Чернокожие бомжи, наследие колониального прошлого Португалии, дети ее джихада, торгуют вонючими морепродуктами, рыбами и гниловатыми овощами.
       Севилья. Окрестность кафедрального собора. Аккуратные особнячки с патио. На небольшой площади - памятник Дон Хуану (Жуану). Больше в связях с ушедшим еврейством подозревать некого!
       Кордова. Улица с выразительным названием 'Juderia'. На маленькой площади - памятник РАМБАМу, поставленный в 50-х годах ХХ века. Мне он напомнил известное с детства ташкентское изваяние Алишера Навои, современника РАМБАМа, жившего на противоположном конце халифата. Похоже, в сталинском СССР и франкистской Испании воспользовались для отливки памятников гениев средневековья одной формой.
       Мадрид. На месте еврейского квартала площадь имени драматурга Тирсо де Молина, а дальше - огромный толчок, где, торгуют испанским сувенирами. Китайцы, в основном.
       Толедо...
       От автовокзала местный автобус привозит, аккурат, к бывшему еврейскому кварталу, к церкви "Синагога Санта Мария Бланка". Да, именно так написано на табличке у входа.
       За Пиренеями сложилась варварская традиция: каждый новый завоеватель приспосабливал культовые сооружения предыдущего, нередко, предварительно порушив их, для отправления своих культов. Римские храмы перестраивались под готские капища, затем на их останках возводились мечети. Изгнав арабов, христиане переоборудовали мечети в церкви. Не миновала эта традиция и синагог иудеев...
       Синагога была построена в конце XII века в самом центре еврейского квартала евреем Самуилом Ха-Леви Абулафия, служившим главным финансистом испанского короля. В те времена еврейская община была настолько богата, что, как говорят, возводила дома собраний на земле, специально для этого привезенной из Иерусалима. Абулафия исправно обеспечивал доходы королевской казны, выжимая налоги из подданных короля, том числе, и из евреев. Заняв высокое положение при дворе, он, видимо, возомнил о своей вседозволенности, и решил построить синагогу, соразмерную кафедральному собору. Но король посчитал, что еврейские деньги, потраченные Абулафией на синагогу, лучше было бы использовать на его, королевские нужды. Абулафия был обвинен в государственной измене, казнен, евреям устроили "воспитательный" погром, синагогу отняли и переоборудовали в церковь. Перестройка синагоги, судя по всему, была минимальной. Ничего не сломали, сделали только алтарь с анемичной Марией, соседствующий с ивритскими надписями фризов... Вот такая странная церковь по имени Синагога...
       Метрах в трехстах от нее другая церковь "Синагога дель-Трансито", то есть, "Синагога изгнания", основанная в XIV веке. После изгнания евреев из Испании в 1492 году она была превращена в церковь Успения, а сегодня в ней Сефардский музей. Роскошь и красота внутреннего убранства поражают воображение. Деревянные потолки из кедра, инкрустированного перламутром. Резные панели с танахическими текстами на иврите. "Арон кодеш" для хранения Торы в виде резной арки. Богато украшенная боковая галерея, предназначенная для женщин.
       Но сейчас эта "Синагога", увенчанная крестом - обычный, хотя и прекрасный этнографический музей. Длинная очередь в кассу - дети разных народов окучивают очередной туристский объект... И мало кто знаком с пятивековой давности трагедией, происходившей здесь.
       От бывшего еврейского квартала 'Juderia' поднимаемся по булыжной мостовой на вершину холма, где находится кафедральный собор и спускаемся к городским воротам, проделав, по-видимому, путь евреев-изгнанников, покидающих навсегда пиренейский галут, померещившийся им Землей обетованной...
      
       Иерусалим. Январь 2008 г.
      
      
       С незначительными изменениями опубликовано
       в журнале "Алеф"  971, март 2008.
       http://www.alefmagazine.com/pub1407.html
      
  • Комментарии: 3, последний от 12/10/2015.
  • © Copyright Реувен Миллер (yehudinfo@nana.co.il)
  • Обновлено: 17/02/2009. 16k. Статистика.
  • Впечатления: Испания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка