Аннотация: На этот раз, кратковременный, по-израильски, отпуск занес нас в Анталию
Белое море хуже Черного, потому что в нем невозможно купаться.
В. Козловский. RTVi. 16.08.08
О, евреи! Что вы знаете о Белом море? Думаете, небось, что оно на севере России, куда наш брат мог быть загнан лишь государевой принудиловкой армейской службы или репрессии? Что нам, евреям, то море, даже летом холодное и отражающее лишь тишину белых ночей? Потому, я не о нем, а о том, с которым наш народ связан тысячелетиями. О море Срединном или Средиземном, что по-нашему звучит как Ям а-Тихон.
Однако арабы почему-то называют его Белым Срединным, а турки - просто Белым (Ак-дениз). Почему - так и осталось для меня тайной, ибо, за несколько дней, в разные часы суток, вид его с гостиничного балкона не дал для этого ни малейшего повода. Те же, виденные ранее, яркие цветовые гаммы, что и в Тель-Авиве, Ашкелоне, Хайфе, Александрии, Барселоне и Коста дель Соль...
На этот раз, кратковременный, по-израильски, отпуск занес нас в Анталию. Время в пути и стоимость - примерно те же, что и при отдыхе в нашем, изъезженном вдоль и поперек, Эйлате. А тут разнообразие - новая страна.
Гостиница "Портобело", Анталия
Не стану скрывать - мои советские полвека воспитали заметную фобию к Турции. Многовековая вражда империй - Оттоманской и Российской и их конкуренция на Кавказе, в Черноморье и на Балканах, воспринятая в интерпретации единственно дозволенных воспитателей - русских историков и литераторов, чьи идеи сделались нашей второй натурой, вырастили в сознании устойчивый образ врага - Турции. Поэтому, когда, помимо своей воли, года на три я превратился в узбекско-подданного, меня неприятно шокировали порывы моего нового владыки Ислама Каримова найти в Турции "старшего брата", взамен убывшей России, порывы, не лишенные, впрочем, логики, если учесть близость языков, культур, религии, и исторических судеб двух тюркских народов...
Но для понимания этого понадобились израильские годы, в которые из ментальности частично выветрился "совок", и там же усилился еврей. И лозунг "Турция - наш враг" сменился интересом к теме "Турция и евреи". Ведь даже уроженцу многонационального и многоконфессионального Ташкента, не понаслышке знавшему об еврейском многообразии, общавшемуся с евреями русскими, прибалтийскими, польскими, румынскими, бухарскими, грузинскими и горскими, было абсолютно ничего не известно об евреях сефардских, иранских, турецких, иных ближневосточных и африканских! Разве что, вскользь прочитанное у Эренбурга о Модильяни: был он, мол, из сефардов, - промелькнуло мимо сознания без осознания различия. Ведь и родившийся в Киеве ашкеназ Эренбург, и в Италии - сефард Модильяни прожили большую часть жизни в Париже и общались по-французски...
В сведениях по истории, даваемых советским идише киндерлах в школе, зияла огромная лакуна незнания еврейской истории. В детстве, правда, мне попался в руки школьный учебник истории древнего мира середины 30-х годов. Я хорошо запомнил, что в нем рассказывалось, хоть и немного, страничка - о древней, танахических времен, еврейской истории. Рассказ заканчивался разрушением Первого Храма. Считалось, очевидно, что еврейский вопрос окончательно решен еще Навуходоносором... Но, все же, хоть что-то. А в мои школьные годы, пятидесятые, любое упоминание об евреях из школьной истории исчезло вообще.
Но мы, хвала Господу, ни на час не исчезали с исторических подмостков, и на роли, хотя бы, "кушать подано" или немого миманса, участвовали в мировых событиях... И будем участвовать всегда!..
...В середине 13-го века монголы, наследники Чингис-хана, прорвались из Центральной Азии через Иран на Ближний Восток, где, громя арабов и мамелюков, разрушили Багдадский Халифат и дошли до египетских пирамид. Потрепав, попутно, крестоносцев и захватив на короткое время иранский престол, монголы вернулись в свои бескрайние степи. Разруха, устроенная ими, и образовавшийся политический вакуум сподвигнули прикаспийских мусульман, кочевников-тюрок броситься на запад - на завоевание и захват ослабевших народов и их земель.
На территории православной Византии и обломков мохаммеданского Халифата в то время существовало немало городов и весей со значительным еврейским населением. Захватывая их, тюрки устанавливали для евреев статус "зимми", оказавшийся легче жизни под властью христиан. А к "зимми"-евреям, уже находившимся под владычеством арабов, тюркская власть тоже оказалась менее недружественной, ибо тюрки не отождествляли себя с сынами Ишмаэля, и им чужда была внутрисемитская вражда потомков Ишмаэля к потомкам Ицхака. Личная же ненависть Мохаммеда к евреям, не пожелавшим увидеть в нем пророка, в отдалении веков уже воспринималась тюрками легендарной и достаточно абстрактной.
В 1453 год, тюрки-османы захватили Константинополь. Форсировав проливы, они высадились на Балканах и, добивая византийцев, продвигались вглубь Европы. Это была вторая волна Зеленого джихада. Ее нарастание совпало по времени с откатом на восток первой, арабской, мохаммедовой волны, завершившейся изгнанием арабов (мавров) с Пиренейского полуострова. Тогда же, в конце 15-го века, из Испании и Португалии были изгнаны и сефардские евреи. Часть из них постепенно сконцентрировалась в отколовшихся от испанской короны Нидерландах, часть, вместе с маврами ушла в Северную Африку. Евреям-"зимми", сотни лет прожившим под властью мусульман и худо-бедно защищенным юридическими постановления Корана, существование в мусульманской среде представлялось более терпимым и комфортным, нежели под властью Инквизиции, раскручивавшей в то время свой кровавый Черный джихад. Потому значительная часть евреев-сефардов стремилась стать "турецко-подданными", как в Малой Азии и на Восточных Балканах, где утвердилась Оттоманская империя, так и на землях, где она вела захватнические войны под знаменем Зеленого джихада.
Турецкие властители, понимая выгоду от евреев, среди которых было немало богачей, специалистов и ученых, всячески поощряли их деятельность на благо новой родины-мачехи. История, например, запомнила высказывание султана Баязида II (1481-1512) об испанском короле Фердинанде, изгнавшем совместно с супругой Изабеллой евреев: "Можно ли такого монарха назвать мудрым? Он разоряет свою страну и обогащает мою".
Если андалузский период истории сефардов (7-15 вв) иногда называют "золотым веком", то оттоманский период, особенно, в 16-19 вв, можно назвать, как минимум, "серебряным".
История сохранила ряд имен знаменитых евреев Оттоманской империи. Среди них - многочисленные купцы, ученые, промышленники, дипломаты, царедворцы... Служительница и любимица султанши Эстер Киера (Хандали), скандально известный лже-машиах Шабтай Цви... Некоторые авторы считают потомками евреев Турции и основателя нынешней Республики Ататюрка, и даже Фиделя Кастро и Николя Саркози...
А вот, личность еврея, неоспоримо замечательная! Иосиф ха-Наси (герцог Наксосский), пожалуй, первый сионист - практик.
Он родился в Португалии в начале XVI в и, пройдя несколько кругов эмиграции в разных европейских странах, изгнанник, "маран" Иосиф оказался при дворе Сулеймана II, где получил возможность вернуться к иудаизму. Продемонстрировав султану свои недюжинные способности дипломата и бизнесмена, Иосиф вскоре занял влиятельное положение при дворе. Он добился от Сулеймана выделения ему Тивериады (Тверии) и семи соседних поселений в собственность исключительно для заселения евреями.
Раскопки на месте синагоги и крепостной стены времен Иосифа ха-Наси. Тверия, Израиль
Для развития промышленности в еврейских поселениях Иосиф ввёл культуру тутовых деревьев и разведение шелковичных червей, организовал ввоз венецианских тканей. В это же время он обратился с воззванием к евреям, в котором заявлял, что все гонимые, желающие заниматься земледелием или ремеслами, могут найти убежище в новой еврейской общине. Он спас большое число евреев, живших в римской Кампании и сильно страдавших под папской властью, которых вывезли через Венецию на кораблях Иосифа. Стремление к переселению в Эрец Исраэль ещё более усилилось после издания Пием V буллы, изгонявшей евреев из Папской области...
...В конце 19-го - начале 20-го века, сионисты герцлевского призыва, а также южнорусские евреи, бегущие по волнам Черного моря от погромов, пробирались в Оттоманскую империю и, становясь, "турецко-подданными", селились в Эрец Исраэль. Среди них был как-то замечен некий Аврум из Бендер, записанный турецким чиновником, как Ибрагим, и чей сын по имени Йоська или, на украинский манер, Остап, прославился в амплуа великого комбинатора...
Сегодня над землей турецкой реет алый стяг. Правда, с мусульманским полумесяцем.
Революция, завершившая распад Оттоманской империи после ее поражения в первой мировой (ХХ в) войне, сменила исламский режим империи на светскую республику. Переход, видимо, происходил традиционным мусульманско-янычарским методом, в русском фольклоре именуемым "секим башка". На развешанных по огромной гостинице многочисленных портретах основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка, запечатлевших вождя в разные годы жизни (он умер в 1938 г.), - мрачный, суровый мужик со свирепым выражением на лице. Возможно, это - напускное, для пиаровского воздействия на народ, в "бывшей" исламской стране, наверно, иначе нельзя... После Ататюрка, вернее, после второй мировой, в которой Турция, поддержавшая Германию, снова оказалась в стане побежденных, ее слабенькая демократия не раз подвергалась риску быть растоптанной исламом. Спасала армия, бравшая власть в свои руки и после наведения порядка возвращавшая ее демократическим институциям. Тем не менее, Турция была принята в НАТО и сейчас стоит в очереди к дверям ЕС... Но третья волна Зеленого джихада, поднявшаяся в последней трети ХХ века, не миновала и "светскую" Турцию. Новый век страна встретила с законно избранным на демократических выборах исламским руководством. И на это грустно смотреть, особенно, глазами уроженца Узбекистана, на чьих глазах бывшая мусульманская страна после 70 лет светского режима, с бешеной скоростью возвращалась к мохаммеданским традициям... Впрочем, возможно, турецкая армия все еще начеку?
И кратко-кратко, о собственно, отдыхе. Он был прекрасен! И купание, вопреки В. Козловскому - тоже. Принцип "Все оплачено" обеспечил и прекрасную еду, и питье (выпивку, в том числе!), и идеальный пляж, и развлечения в гостинице. От аэропорта и обратно нас сопровождал турецкий гид, прилично владеющий ивритом. С ним же, за смешную, по израильским меркам, оплату, мы съездили на экскурсию в горы, в очень живописные места у водопадов и водохранилищ и в современную турецкую деревню.
Там я обнаружил предмет профессионального любопытства - небольшую мельницу, в тот день, к сожалению, простаивавшую. А когда я попытался через открытое окно сделать "шпионский" снимок оборудования, меня отогнала огромная сторожевая собака.
Под занавес поездки нас ждала порция вкуснейшей и свежайшей форели в ресторанчике у горной речки, на помостах, выдвинутых над водой, которые у узбеков называются айванами. В Турции, где много чистой проточной воды, форель - рыба самая дешевая!
Я недаром вспомнил об узбекском языке. Кто хоть немного знаком с ним, сможет разобрать многие турецкие надписи. Числительные (а это для туристов немало!) звучат практически одинаково. В нашей гостинице было много выходцев из центральноазиатских стран, а также тюркоязычных краев России. Обращала на себя внимание большая семья, откуда-то из Киргизии или Казахстана, возглавляемая характерным баем, этаким "секретарем обкома" совкового покроя. А вообще-то, основной контингент был из Германии и из России, израильтяне - на третьем месте. Часть гостиничной обслуги владела минимальным русским. Говорят, что в этом году наплыв "русских" (т.е., из СНГ) туристов впервые превысит количество немецких.
Иерусалим
Июль - август 2008 г.
С незначительными сокращениями опубликовано в журнале "Алеф" # 979, ноябрь 2008 г.