На день рождения мой сын сделал мне подарок - поездка в Париж на неделю.
Мне был забронирован номер на двоих, но женщина, которая предполагалась, что будет со мной жить, вовсе жить там не собиралась, т.к. у нее было приглашение от французов, у которых она и собиралась остановиться. И, конечно же, это самая женщина оказалась за мной в очереди на регистрацию в аэропорту. Она меня так и спросила - не я ли Марина Ритчи...Мы с ней всю дорогу до Парижа провели в приятной беседе и под конец мне даже было немного жаль, что она едет в другое место.
Во время полета меня не покидала мысль, что я повторяю маршрут, которым недавно прилетела из Америки и скоро полечу в этом направлении обратно, через Париж, только не выходя из аэропорта.
Но вот и Париж. Ох, сколько о нем написано, прочитано, услышано... Но вот и мои глаза наконец-то его увидят.
Встретил нас гид - армянин и рассадил нас по микроавтобусам и повезли кого куда. Моя гостиница называлась Баллардин на улице Москвы, 10. И жила я там одна из всей группы. Это маленькая гостиница шириной в одну дверь и три окна и семь этажей в высоту. Мой номер был на втором этаже. Как потом я увидела в Париже все микроскопическое и гостиницы тоже и соответственно мой номер тоже был микроскопическим. В нем было, правда все необходимое, но кровать была одна и она никак не равнялась двуспальной. Вот я и подумала, а если бы эта женщина проживала здесь, то спали бы мы с ней нос к носу. Я даже сходила вниз к портье и спросила - не ошиблись ли они. Окно в номере выходило на улицу и натыкалось на окно в противоположном доме. Это был такой же типичный парижский дом, как и гостиница. Узкий и высокий. Вечером и утром я вглядывалась в его окна, пытаясь угадать, что там происходит. Уж больно приятные и уютные были эти окна.
Потом я слышала отзывы других туристов о гостиницах. Везде одно и тоже, если не хуже.
Был октябрь. В номере было тепло и даже я иногда открывала балкон. Разложив вещи, я естественно, пустилась по городу, решив себя измучить, пока совсем не свалюсь от усталости. На меня в молодости очень подействовал рассказ моего однокурсника Фимы о Париже. Он ездил туда, когда, наверно, еще никто туда не ездил так свободно, как сейчас. Так вот мне запомнилось,что он не мог спать, т.к. ему казалось кощунственным спать в Париже в то время, когда можно наслаждаться красотой.
И вот я иду по Парижу. Гляжу по сторонам и мне хорошо!. Сбежала легко по крутой улочке Москвы , мимо ж-д вокзала, теперь уже не помню какого, еще немного и я в самом центре у оперного театра. Красота! А тут и другие улицы - бульвар Капуцинов и прямо прямо и вот он Лувр, святая святых истории и искусства. Выхожу к Лувру, спрашиваю, где Елисейские поля - да вот же они!! Но сначала надо пройти в сад Тюильри. Через ворота, а оттуда всем известный, запечатленный в картинах и фильмах вид - Триумфальная арка. Отсюда же я впервые увидела Эйфелевую башню.
Около ворот Сада Тюильри стоит палатка, где я купила какую-то жареную вафлю и кофе, проглотила и пошла дальше. План был - дойти до конца полей и обратно в гостиницу.
Был октябрь и деревья стояли уже без листьев. Я иногда присаживалась на лавочку, чтобы дать отдых ногам, но не часто. Я шла по правой стороне и кроме деревьев там пока ничего не было. Примерно пройдя половину, начались кафе и магазины. Французские кафе. Они все открыты и часть столов и стульев стоят на улице, причем стоят, как в театре. Как бы тебе говорят - сиди и любуйся погодой, прохожими и городом. Причем в кафе побогаче работает обогреватель, дует тебе в спину и сидеть даже в октябре на улице не холодно.
Здесь я воочию увидела французские круассаны, жареные каштаны, которые я сразу же попробовала и, конечно же магазины косметики, т.е. духов и одеколонов.
Магазин Сефора...Огромное помещение, все выставлено, протяни руку, попробуй, понюхай, никакой охраны, строгих взглядов продавцов, кстати, их видно только у кассы. Я, конечно, там прошлась. А вот и Триумфальная арка. Начался дождь, но ненадолго. Переждала под тентом какого-то магазина, обогнула Елисейские поля, вышла на параллельную улицу Кауфман. Здесь у остановки троллейбуса посмотрела карту, пытаясь разобраться, где я нахожусь, но пришлось спросить проходившую мимо девушку. Она сказала - вот садитесь на автобус , бла-бла...А я ей, а как пешком? Пешком?! Вы уверены? Ну тогда удачи - прямо, прямо и похлолпала меня по плечу. Я и пошла прямо. Это была такая благородного вида улица с жилыми домами, не бедными. И абсолютно безлюдная. Мокрый асфальт, листья опавшие ...Ноги, конено, уже гудели, но я все шла, не желая сдаваться и садиться в троллейбус. Кажется все путешествие у меня заняло часа три.
Я поужинала в гостинице и тут мне позвонил Костя и я рассказала ему какое впечатление на меня произвел Париж. Я оказалось, разделяю мнение многих великих людей о Париже. Париж - столица мира. Париж - это праздник, который всегда с тобой. Увидеть Париж и умереть.
Вот так я заснула, уставшая, но довольная.
На следующее утро я спустилась на завтрак в подвальчик гостиницы. Это был так называемый европейский завтрак. Круассаны, кофе, масло, йогурт. Опять весь антураж крошечный - столики, стульчики, сама кафушка.
На утро была назначена экскурсия обзорная по городу. Сбор у оперного театра. Катали нас часа три. Что мне запомнилось из рассказа экскурсовода? У французов три эпостаси, три любви - любовь к законотворчеству, к строительству и оригинальности. В архитектуре Парижа преобладает османский стиль. Дома высокие - 6-7 этажные, основательные, с французскими балконами по верху и низу с черными сплошными металлическими решетками, а по низу балконов ящики с цветами, преимущественно геранью, любимым цветком французов. В Люксембургском саду стоит небольшая копия статуи Свободы, скульптуру которой Франция подарила США. Есть мост, названный Мост Александра Третьего, на закладку которого приезжал его сын Николай Второй. Это один из самых красивых мостов Парижа. Вообще, в Париже есть много улиц, названных в честь городов других стран. Улица Москвы не единственная память о России, есть еще улицы Петербурга и Сталинграда.
А вот Бастилию я не нашла, хотя и Костя и Ольга Крылова меня уверяли, что видели ее. Еще в конце 18 века ее в очередной раз взяли штурмом (говорят, что она всегда сдавалась). Это был период Французской революции. Оказалось, что освобождать некого. Политических заключенных почти не было. Сидел какой-то маркиз, которого упекли родственники, еще один вообще не хотел выходить, т.к. у ворот его ждали кредиторы. ..Вообщем ее разобрали по камням и из них сложили мост через Сену.
Новым в достопримечательностях Парижа для меня был музей инвалидов. Большое красивое здание, похожее на Дворец. Что это такое? Еще во времена Наполеона, когда Франция вела многочисленные войны, на эту площадь стекались инвалиды войны, прося милостыню, а многим просто вообще некуда было идти. Так вот на этом месте было приказано построить Дом Инвалидов, где каждый воевавший инвалид мог получить место для проживания и питание. Даже в настоящее время там принимают воинов, принимавших участие в военных действиях, что-то вроде наших санаториев. Здесь же в Пантеоне похоронен Наполеон и Виктор Гюго, похороны которого можно считать самыми многочисленными в истории Франции.
И еще одно место, о котором стоит сказать. Нам показывали новый район Парижа Дефанс. Многоэтажные здания, говорят, как в Нью-Йорке. Это жилой район , но дома здесь необычные. Очень мне хотелось туда приехать еще раз, но не получилось. Мне там понравилось. Вообще, французы оригинальны в выборе своего места жительства. Актер Пьер Ришар живет на яхте, она все время плывет. Засыпает в одном месте набережной, а просыпается в другом. А Ален Делон живет на крыше, откуда виден весь Париж.
Париж, как сказал гид, город маленький. Окружная дорога длиною 35 км, для сравнения в Москве - 100 с лишним. Улицы в городе моют, стараются поддерживать чистоту, но, к сожалению, как и везде в больших городах к вечеру становится грязно. В Париже очень уютно. Все улицы примерно одинаковы - череда кафе, гостиница, кафе, магазин. Планировка центра очень своеобразна и неожиданна. Много маленьких площадей с пятью-шестью углами. И все улицы называются бульварами (в Петербурге - проспектами). Окна домов блестят чистотой, ухоженные мансарды, а на некоторых даже зеркала. Много мотоциклов, машины новые и чистые, пыли и гари нет и много, можно сказать, красивых мужчин.
Чем французы знамениты? Кроме интересной истории, про которую написаны книги и поставлены фильмы, прекрасной музыки и живописи, во Франции существует 300 сортов сыра. Их любимый Шарль де Голь говорил - ну как же можно управлять страной, в которой производится 300 сортов сыра? Далее идут знаменитые французские вина, круасаны, и конечно же духи. А также знаменитая французская мода! Все, все хорошо во Франции.
После экскурсии нас привезли в ресторанчик, где, кто хотел пообедал, , но вообщем-то это было собрание, где нам рассказали про все возможные экскурсии. Я купила - Вечерний Париж с катанием на пароходике.
А в этот день, после обеда в номере и по совету одной барышни-гида, что Лувр, якобы работает до 10 вечера по понедельникам, я туда и отправилась. На сей раз на метро. Выйдя у Лувра, я решила не торопиться и осмотрела парк Тюильри, где была замечена одним немолодым французом, с которым завязалась беседа на не очень хорошем английском. Мсье был одет элегантно, с шарфиком вокруг шеи и с книгой в руках - доказательство того,что он в парке с целью почитать. Так вот этот мсье мне и сказал, что Лувр вот-вот закроется. Мне совершенно не хотелось, чтобы у меня пропадало время и по его совету я отправилась пешком в сторону Собора Парижской богоматери., отклонив его предложение провести вечер вместе в одном из кафе, где играют джаз.
По дороге я останавливалась, делала снимки, заходила в соборы, т.к. мне все казалось, что это Он, книгу о котором я мужественно прочитала в девическом возрасте, не пропуская ни строчки. Так я, петляя между церквями , вышла на набережную Сены. Это было очень интересно, т.к. сторона, по которой я шла была вся заставлена различными цветами из цветочных магазинов. А на противоположной стороне можно было видеть ряды книжных киосков, оставшихся еще чуть ли не с прошлого века и действующих и поныне. На той же противоположной стороне, сплошной стеной к Сене высилось огромное здание Консьержи и часовни - башни Сен Шапель, куда до казни была помещена несчастная Мария Антуанетта. Кстати, глядя на прекрасные дворцы и прочие достопримечательности Парижа, поражаешься их внешней красоте, богатсву их внутреннего убранства и что их так много, невольно думаешь о том, а кто же их построил, откуда деньги, господа?. А средства вот откуда - народ-то был нищий и голодный, отсюда и революция. А Мария Антуанетта жила в роскоши совершенно не ведая, что существует какой-то народ. И ей совсем уж было не понятно, за что ее собираются казнить. А казнили в те времена гильотиной, изобретенной здесь же во Франции. Не буду писать, как она работает.
И вот я перехожу мост через Сену на ту сторону, где Консьержи, иду мимо Дворца Правосудия, поворачиваю за угол и вижу!! Собор Парижской Богоматери! ОООООО!!! Эту книгу Гюго я читала осень долго, не пропуская ни строчки, добросовестно читая подробнейшее опсиание всех финтифлюшек собора, не ведая, что когда-то увижу его собственными глазами. Кстати, О Париже я никогда даже не мечтала. Почему -то я о нем думала, как о чем-то несбыточном и недосягаемом.
Какое же это красивое здание, возраст 800 лет!. Главную башню достроили гораздо позднее. Собор открыт, в нем проходят службы. У изваяний святых можно поставить свечку, что я и сделала. Так и поднимаются глаза к потолку в поисках каких-то намеков, что здесь обитал когда-то Квазимодо и Эсмеральда. Ну надо же было придумать такую историю, что не хочется помнить, что герои придуманные.
Можно подняться на крышу, выстояв очередь и купив билет. Я обошла собор Позади имеется маленький садик с фонтаном и где очень красиво. Площадь перед собором заполнена туристами. Сбоку парижские юноши демонстируют, как ловко они умеют кататься на скейт бордах. Переходишь через мостик, что рядом и попадаешь с латинский квартал. Район извилистых улиц с очень старыми темными домами, сплошными кафешками и магазинчиками Сувениров.
Я присела в одном из них на улице с видом на Собор и заказала комплексный обед, в который входил рюмка вина и на десерт Сыр. Для меня это было удивительно, но вкусно. Латинский кватрал образовался и получил свое название под влиянием раположенного неподалеку одного из старейших университетов мира Сорбонны. Рассказывают, что когда-то из-за политических несогласий между Англией и Францией, было отказано в учебы студентам из Англии, поэтому были построены Оксфорд и Кэмбридж, но, к сожалению, сейчас Сорбонна утратила свое лидерство и превратилось в учебное заведение средней руки.
На этом мой первый день в Париже закончился, или второй?
Вечером в гостинице опять переговоры с Костей и Ольгой из Германии. Я подробно им рассказывала, что видела и что делала. В Париже Петербург отошел на второй план. Город французской столицы какой-то светлый, легкий, несмотря на октябрьскую погоду....чего никак не скажешь про нашу северную столицу. Париж настолько велик и интересен, что кажется никогда не успеешь узнатьего до конца. Мой интеллект и память не способны в полной мере впитать всю получаемую информацию и впечатления.
На следующее утро была экскурсия в музей парфюмерии Фрагенар, что на улице Капуцинов, недалеко от оперного театра. Вообще, интересно. В парфюмерных магазинах можно подушиться любыми духами, а магазинов великое множество. Так вот утром мой путь лежал сквозь эти магазины и выходила я из них благоухающая. На обед я опять вернулась в гостиницу, а потом отправилась на Эйфелеву башню. Остановка метро Трокадеро. Выходишь на современный комплекс, стоишь на верху и пред тобой она - Эйфелева башня. Небольшая, но такая милая и знакомая. Несколько минут спускаешься к башне, переходишь дорогу и попадаешь к ее подножью. Глядеть на нее не наглядеться. А казалось бы всего то какая-то примитивная конструкция чего-то железного. А как это было? А вот как. В 1900 году в Париже планировалась всемирная промышленная выставка. Был объявлен конкурс на проект входа. Было много оригинальных и интересных предложений, но победил проект французского инженера Эйфеля. Непонятно, как он победил, потому что критиковали его изрядно. На строительство ушло два года. Говорили , что она портит вид города. Особенно критиковал ее Ги де Мопассан. Но однажды его заметили обедающим в ресторане на башне. 'Мсье, а вы почему здесь? Что же вы? Критиковали башню, а сами здесь обедаете?' ' А это единственное место, откуда мне ее не видно', ответил писатель.
Когда закончилась выставка, нужно было сносить башню, но вмешалась общественность, т.к. все уже успели к ней привыкнуть и не хотели, чтобы она превратилась в груду железа. Победила общественность - башню оставили.
Мне повезло с погодой. Меня пугали, что будет ветренно и холодно. Но все обошлось. Наглядевшись вволю, я спустилась вниз. Помню, что пошла к метро.
Вечером была экскурсия по вечернему Парижу с катанием на катере по Сене. Пароходики были красивые со стеклянной крышей. Отправление и прибытие было на причале возле Эйфелевой башни. Она не только была осещена, но и 10 минут каждого часа она сверкала! Это придумали перед Миллениумом, а потом в городской казне подсчитали оплату за электричество и приняли решение - башне больше не сверкать. Но опять вмешалась общественность, пошли на компромисс - сверкать, но только 10 минут в начале каждого часа.
На следующий день с утра я пошла в музей дэОрсе, где выставлены импрессионисты и иже с ними. Я обошла все! Остановилась и сфотографировала все картины, про которые говорилось в электронном гиде, плеере. С удивлением обнаружила там картины Серова и Репина 'Николай II'. А вечером пешеходная экскурсия по Монмартру.
Я пришла раньше и обошла близлежащие улицы. Встреча была у Мулен Руж. Туда я не пошла, потому что было не с кем, да и билет стоил больше 100 долларов. Девушка-экскурсовод, русская, рассказывала интересно, но так хотелось придти туда еще раз одной и ходить, ходить. Но силы физические не безграничны, усталость накапливалась. Нам показали дом, где жили художники, среди них Пикассо, дом, где жила певица Далида, добровольно ушедшая из жизни. Дом художника Утрилло, который был известен своими картинами с изображением улиц Парижа. Его еще иначе называли Литрилло, т.к. случай был, конечно, уникальный, он родился уже будучи алкоголиком. Его мать, известная в свое время среди художников, как натурщица, а в последствии и как художница, давала маленькому Утрилло выпить вина, чтобы он спал и не тревожил свою мать. И много других менее мне известных мест. Закончилась экскурсию возле собора Секре Кер. Он виден отовсюду, сразу, как только въезжаешь в город. Вид оттуда великолепный. Я зашла в храм, а потом минуя фуникулер, спустилась по лестнице к подножию Монмарта. Остановилась у кафе, выглядывая чтобы купить попить, как ко мне подошел наш второй гид с предложением посидеть и выпить чего-нибудь в кафе. Я согласилась. Мы ушли с Монмарта и уселись в одном из кафе на площади Клиши. Конечно, я заказала чай с лимоном. Ну и началась беседа про жизнь.
Очень интересную историю рассказал мне этот гид. В начале 'перестройки' он с братом фигуристом отправились в Париж. Брат вернулся, а он остался. Скитался, без жилья, работы и языка. Постепенно жизнь стала налаживаться. Его приютила одна женщина, а потом он нашел работу на швейной фабрике, где ему разрешили спать около своего станка, на ночь ставить раскладушку. Постепенно, выучив язык и прочувствовав новое направление в истории, закончил курсы гидов. Из России поехали туристы. Вывод, к которому пришел мой визави - Если бы еще тогда в советские времена разрешали людям ездить заграницу, не было бы столько поломанных судеб и не нужных иммиграций, т.к. жизнь заграницей это вовсе не сахар и не манна небесная, а труд и жизнь с определенными ограничениями. И увидев все это не каждый бы решился на отъезд.
Вечер подходил к концу, надо было возвращаться в отель. Мне было немного неловко от того, что он меня принял за свою ровесницу, но мы много смеялись и простились весело.
Кажется на следующий день я направилась в Версаль!
Небольшое путешествие на пригородном поезде, который, как и в Германии не отличишь от метро. Кстати, о метро. Не могу не сказать двух слов. В вагонах надо самим открывать дверь, что для нас нерпивычно. Остановки не объявляют, названия станций видно плохо. Если сел не в ту сторону или проехал свою станцию, перейти через платформу на противоположную станцию, чтобы вернуться нельзя, надо выходить наверх (эскалаторов нет) и снова покупать билет. Итак, в Версаль я ехала на пригородном поезде. Дворец найти было не сложно. Было сухо, солнечно. Идешь от вокзала по привокзальной улочке, поворачиваешь налево и перед тобой эта громадина, которая называется Версальский дворец! Когда -то это был охотничий домик. Людовик 13 перенес сюда свою резиденцию. Открыты для посещения не все залы. Показывают покои Людовика 14-го, его путь , который он совершал каждое утро, идя в церковь. Если сравнивать с Петербургом, то все здесь кажется огромным и величественным. После осмотра Дворца я вышла в парк. Кажется, такие парки называются 'регулярными', где все кустарники и деревья подстрижены, рука садовника чувствуется во всем. Два больших фонтана были на зимнем отдыхе. Да, конечно, красиво...если вы не видели Петергофа!
Медленным и усталым шагом я вышла из Дворцовых ворот, иногда оглядываясь, оставляя в памяти величественную картину, понимая, что уже никогда здесь не буду.
Надо было сделать покупки и я направилась в местный универмаг. Почему то я решила, что именно из Версаля надо переть бутылки с вином...Затем перекус в Макдональдсе у вокзала и назад в город тем же путем.
Вечером я прошлась в центр к театру Олимпия, что на бульваре Капуцинов. Кажется был концерт Мишеля Сорди, имя его мне было неизвестно, да и билетов не было.
У меня оставалось два дня - пятница и суббота. Т.к. силы мои физические были на исходе и мозг уже не воспринимал никакую информацию, я решила эти два дня ездить на экскурсионном автобусе. И еще оставался Лувр. Так вот эти самые автобусы ездят по четырем маршрутам. Можно выходить на любых остановках, гулять, глазеть, а потом сесть обратно в автобус, а можно и сменить направление. Дни были солнечные, с погодой проблем не было. Я выбирала места на верхнем открытом этаже и наслаждалась видами. Иногда выходила. Так в очередной раз я вышла в Латинском квартале, полюбовалась на Нотр Дам, пообедала в кафе. А также на площади, где когда-то стояла Бастилия, на набережной. Из автобуса я увидела Монпарнас, известные рестораны, где когда-то собиралась парижская богема. В начале века Монмартр был переполнен туристами, которые приходили поглазеть на художников, поэтому они для отдыха нашли себе ресторанчики на Монпарнасе. Видела дом, где жил Модильяни , Монпарнас 19. Вышла я также у церкви, где отпевали Шопена, зашла внутрь.
Осталось рассказать про Лувр. Я выбрала пятницу, т.к. по пятницам он работает до десяти часов вечера. Лувру 800 лет. Из них около 300 лет он был резиденцией французских королей, пока Людовик 13-й не переехал вместе с двором в Версаль.
Лувр начинается с входа, очень оригинального. Это современная стеклянная пирамида, построенная посреди внутреннего двора. Эскалаторы увозят тебя под землю, к другим эскалатарам, которые уже везут тебя на первые этажи четырех направлений. Я выбрала средневековый. Вообщем-то ничего особенного, но запомню надолго, как я шла под Лувром вечером в полуосвещенном коридоре. Вроде я заходила вместе с другими посетителями, но потом незаметно отстала от них и поняла, что я одна, когда не стало слышно ничьих шагов. Минут пять, наверно, это длилось средневековый Лувр и я, вдвоем и никого больше.
Затем я отправилась на поиски Венеры Милосской и, конечно же, Джаконды, но разочаровало меня то, что везде висели надписи со стрелками. К Джаконде идти туда, а к Венере - туда. Как-будто тебя считают за примитивного человека, который ничего, кроме этих шедевров не знает! А ведь там еще полотна Караваджо, я насчитала их около семи, а у нас всего лишь одна в Эрмитаже. Кстати, Микеланджело у них тоже немного. Я поинтересовалась у молодых художников-студентов, которые рисовали с натуры скульптуры в Лувре, но, увы, они не знали сколько скульптур Микеланджело...
Перед Джакондой стояла не большая толпа, думаю, что намного меньше, чем днем. Удивило то, что все фотографиравали. А вот у Венеры я немного разочаровалсь поведением посетителей. Рассмотреть скульптуру было сложно, т.к. обязательно кто-нибудь начинал фотографироваться, причем убегали, даже не взглянув на Венеру. Зачем? Ведь они же себя уже запечатлели...
У меня в комнатке в Санкт Петербурге висела репродукция картины французского хидожника Тройона 'Дорога на рынок', которая находится в Эрмитаже и которая мне очень нравится, так вот я узнала сразу этого мастера по сюжету и манере рисования. Я ее сфотографировала.
Затем я прошлась по покоям Генриха Четвертого. Какие огромные, тяжелые и высокие двери там! Представила, как за ними подслушивали и прятались. И какие же они старые, требующие покраски. Примечательно, что везде было полутемно. Я еще подумала, что если бы Эрмитаж так бы осветили, посетители ругали бы всех подряд и правительство в том числе.
Интересно было смотреть из окна. Во-первых,я разгядела узоры на стенах Лувра. Как тонким кружевом покрыт камень. А во-вторых, была уже почти ночь и за окном было безлюдно. Правильно я сделала, что выбрала это время для посещения.
В субботу я продолжила осматривать город с крыши автобуса. Вышла на Монмарте, зашла в магазинчик и на развале купила себя на память жакет.
В воскресенье утром я немного понервничала по поводу отъезда, т.к. ждать автобусика пришлось дольше, чем обещали. И самолет задержали где-то на час. Прошло уже с тех пор немало времени и, наверно, я что-то упустила, но как мне там было хорошо!