Аннотация: Клаудиа: Вы … еврей?!
Лео: А вы- антисемитка?!Клаудиа: Да.Но в меру.Лео (деловито): На сколько процентов?Клаудиа: Сейчас подсчитаю. М-м-м… на 27процентов.
Боря Ройтблат
ДРАМАТУРГ
Комедия
Действующие лица:
Лео ( 50 лет)
Клаудиа ( 42 года)
Манфред ( 49 лет), муж Клаудии
Илонка ( 17 лет), дочь Клаудии
Карлос ( 24 года), муж Илонки
На скамейке в осеннем парке сидит Клаудия,
читает книгу. Вероятно, книга ей не очень
интересна . Подходит Лео.
Лео: Извините, я вам не помешаю?
Клаудиа: Нет, пожалуйста!
Лео: (Лео садится на другом конце скамейки,разворачивает русскую
газету): Сегодня погода хорошая.
Клаудиа: Хорошая.
Некоторое время они оба читают.
Лео: Да - а. Погода сегодня замечательная.
Они опять молча читают.
Лео: А вообще, погода сегодня экстра-класса!
Клаудиа: Экстра.
Лео: Осень. Это даже странно. Я не люблю осень.
Пауза. Клаудиа молчит.
Лео: Я просто ненавижу осень. Именно осенью в моей жизни происходят . самые неприятные моменты.
Клаудиа: (Холодно): Вы решили со мной познакомиться?
Лео: Я?! Да. То есть , нет! А вы?
Клаудиа: Тоже.
Лео: В каком смысле?
Клаудиа: В самом простом. Если вы намерены и дальше не давать мне спокойно
читать, то я сейчас уйду.
Лео: Не понимаю, что я плохого сказал? Осень. Просто осень.И хочется хоть
с кем-то поговорить.
Пауза.
Клаудиа: Вы так одиноки?
Лео: Нет...у меня всё в порядке! Уверяю вас! Только не надо меня жалеть.
Пожалуйста, не надо! Посмотрите, я улыбаюсь, во весь рот, и у меня
совершенно свежие зубы! Мне только вчера, наконец-то, вставили
новые зубы. До сих пор не могу к ним привыкнуть!
Клаудиа: Не понимаю. При чём тут ваши зубы?!
Пауза.
Лео: Просто так.
Пауза.
Клаудиа: Ну, ладно. Мне пора уходить. (Встаёт со скамейки).
Лео: Вы действительно торопитесь куда- то?
Пауза.
Клаудиа: Н - нет.
Лео: В таком случае, почему бы вам не посидеть на этой скамейке ещё хотя
бы пять минут?
Клаудиа: (Задумчиво). Пять минут? В самом деле, почему нет? (опять садится
на скамейку). А кто вы?
Лео: Иностранец.
Клаудиа: Это я уже поняла по вашему акценту. А чем вообще вы занимаетесь?
Лео: У меня тут своя фирма. Очень солидная фирма.
Клаудиа: Вы не очень похожи на хозяина фирмы. А тем более- солидной
фирмы.
Лео: Вас, наверное, смущают мои потёрые джинсы? Но у меня такой
характер: люблю одеваться просто. Как можно проще! Неужели
бизнесмен всегда обязан ходить в длинном чёрном пальто и чёрных
туфлях?! Например, как отличить преуспевающего бизнесмена
от официанта дорогого ресторана?
Клаудиа: По глазам. По улыбке. По голосу. По походке.
Лео: Странно! А если миллионеру придёт в голову роскошная мысль стать
на месяц официантом? Вы его сможете отличить от остальных
официантов? По глазам? По улыбке? Может, по голосу? Или по особой
походке?
Клаудиа: (С улыбкой): Всё равно отличу.
Лео: А как?
Клаудиа: По глазам. По улыбке. По голосу. По походке.Ну ещё...по холёному,
хорошо ухоженному лицу.
Лео: Я люблю простоту - но не до такой степени.Вы меня совершенно
убиваете своей простотой! Вот, представьте себе! Владелец мясной
фирмы. Тридцать лет назад, совсем юным, он приехал из глухой
деревни в город.Так?
Клаудиа: Ну...например, так. Вы с ним знакомы?
Лео: С кем?
Клаудиа: С ним!
Лео: С кем - с ним?!
Клаудиа: Нет, это...я просто так спросила. Продолжайте. Мне даже немножко
любопытно.
Лео: Ах, вам всё- таки любопытно! (Встаёт, прохаживается рядом). И так!
Тридцать лет назад он приехал в город и устроился работать мясником.
С большим топором в руке. Рубил на куски говядину, свинину,
баранину. Так?
Клаудиа: Замечательно. Я вся внимание!
Лео: Задаю печальный вопрос: что интеллектуального было в его работе?
Клаудиа: (С трудом сдерживает смех): Но по вечерам он мог быть актёром
любительского театра! Он мог читать хорошие книги! Ходить на
симфонические концерты!
Лео: Да, да, да! Правильно! Продолжаю начатый вами портрет. На работу
он должен был приходить к шести утра.Поэтому он просыпался в 4.45.
Быстро умывался. Завтракал. А что он делал в 5 утра?
Клаудиа: Как что? Уходил на работу!
Лео: Нет! С 5 утра до 5.15 он делал себе педикюр.
Клаудиа: Что, что?!
Лео: Педикюр!
Клаудиа: Зачем?!
Лео: Понятия не имею! А что, рядовой мясник не имеет права делать себе
в 5 часов утра педикюр?
Клаудиа: Нет...почему же! Имеет право.
Лео: Затем он приходил на работу, и 8 часов подряд рубил мясо. При этом
он рассказывал своим коллегам о том, чем отличаются фортепьянные
сонаты Брамса от фортепьянных сонат Бетховина.
Клаудиа: Когда он успевал это делать?!
Лео: Он работал руками, а язык у него был свободен. Поэтому он мог
разговаривать во время работы. По закону он имел на это право. Вы
когда- нибудь слышали, чтобы кто-то запрещал мясникам во время
работы творчески рассуждать на тему серьёзной музыки? Слышали
такое - или нет?
Клаудиа: Не слышала! И что было дальше?
Лео: Всё было, как обычно. Его хозяин тоже слушал рассуждения этого
молодого мясника о фортепьянных сонатах.Слушал, слушал, слушал,
слушал. А потом - не выдержал, и вдруг убежал в джунгли государства
Эквадор! Купил там рояль, построил себе хижину и стал сочинять
фортепьянные сонаты. Он их там до сих пор сочиняет. А свою фирму
он подарил этому молодому мяснику. Всю фирму! Вместе с топорами!
А наш молодой мясник сумел расширить фирму - и стал миллионером!
Клаудиа: Потрясающе! Я таких историй никогда ещё не слышала!
Лео: Это ещё не всё. Когда вы последний раз были в ресторане?
Клаудиа: Позавчера.
Лео: Вы не обратили внимание на официанта, который вас обслуживал?
Клаудиа: Сейчас... попробую вспомнить. Это был мужчина... средних лет...
чуть выше среднего роста.
Лео: Да! Это был он!
Клаудиа: Кто он?!
Лео: Наш мясник. Миллионер. Тот самый, который тридцать лет назад
приехал в город из глухой деревни. Неделю назад он взял отпуск и
устроился работать официантом в ресторан.В тот самый ресторан,где вы
были позавчера! Именно он вас обслуживал! Именно позавчера! Ну и
как? Вы сумели отличить его от миллионера?
Клаудиа: Нет!
Лео: Вот видите! Но по секрету - скажу вам больше. Он снял комнату на
чердаке. Купил рояль. И в свободное от официантской работы время
сочиняет на чердаке фортепьянные сонаты!
Клаудиа: (Хохочет): О, Господи! Зачем это ему надо?!
Лео: Что вы так удивляетесь? Разве есть такой закон, который запрещает
миллионеру стать официантом, жить на чердаке и сочинять
фортепьянные сонаты? Вот видите! А вы смотрите на мои потёртые
джинсы- и не верите, что я хозяин собственной фирмы!
Клаудиа: У вас... большая фирма?
Лео: Да. Это я.
Клаудиа: В каком смысле?
Лео: Я - хозяин фирмы. Я - менеджер фирмы. Я - персонал фирмы.
Заказчик - тоже я.
Пауза.
Клаудиа: Вы... безработный?
Лео: И да, и нет. Я работаю,но не получаю за это ни гроша.
Клаудиа: И что это за работа, если не секрет?
Лео: Драматург.Пишу комедии для театров.
Клаудиа: Не покупают? Ничего не покупают?
Лео: Нет. Последние три года я работал тут уборщиком улиц. Тоже
хорошая работа,но,к сожалению, временная. Поверьте, я хорошо
работал! Но у фирмы были финансовые трудности,и со мной не
продлили контракт.
Клаудиа: А кем вы были раньше?
Лео: Газетным репортёром, детским писателем, драматургом- писал
радиопьесы. А почему вы так странно смотрите на меня? Вы меня
жалеете? Нет, спасибо, я в этом не нуждаюсь! Мои дела идут
прекрасно, и завтра я буду классиком в мировой драматургии. Можете
быть в этом уверены! Кстати, почему у вас такие грустные глаза?
Вы тоже безработная?
Клаудиа: Я...не хотела бы говорить на эту тему.
Лео: Понимаю. Но! Никогда не надо отчаиваться. Отчаянье - это тяжёлый
грех перед Богом. Понятно, вы тоже сейчас на нуле. Но Бог любит
сильных людей. Полчаса назад вы были одна. Вы сидели на скамейке и
читали совершенно дурацкую книгу.
Клаудиа: Дурацкую?
Лео: Конечно! Женские романы - это мусорная свалка литературы. Их
пишут ради денег и в расчёте на излишне мечтательных женщин.
Авторы этих романов глубоко циничны в душе. Они тихо смеются
над своей публикой. Уверяю вас, что они сами предпочитают читать
что-нибудь сортом повыше. Если, конечно, они вообще что - нибудь
читают!
Клаудиа (встаёт): Я вас внимательно выслушала. Спасибо. Между прочим, я
окончила факультет филологии! Да! Могла бы вам хоть сейчас
прочитать спонтанную лекцию о Гомере, или о Томасе Манне! Но,
увы,мне пора идти, у меня деловая встреча! Всего хорошего! (Идёт).
Лео: Разрешите, я провожу вас до остановки?
Пауза.
Клаудиа: Ну... хорошо. Но только до выхода из парка.
Лео: Рад, что вы уже не так сильно сердитесь на меня, как десять секунд
назад! Я был бы счастлив пройти вместе с вами хоть до луны!
Оба уходят. Появляются Илонка и Карлос.
Они останавливаются неподалёку от
скамейки. Смотрят вслед ушедшим.
Илонка: Она окончательно сошла с ума! Что ты скажешь об этом?
Карлос: Ну.
Илонка: Что - ну?!
Карлос: Так... интересно.
Илонка: Карлос, я не понимаю, что может быть в этом интересного?! У неё
тут было свидание с каким - то бездомным бродягой! Любовное
свидание! Ты обратил внимание, как он одет?
Карлос: Ну.
Илонка: Что - ну?!
Карлос: Он одет... почти как я, но даже немножко лучше. У него хоть джинсы
не порваны, а мои джинсы порваны в трёх местах - и некому их
зашить!
Илонка: А кто рвал твои джинсы?
Карлос: Я.
Илонка: Вот сам и зашивай!
Карлос: Илонка, ты не совсем правильно рассуждаешь. Да, я я порвал
собственные джинсы в трёх местах! Сознательно! Я сделал это из