НА ЦЫМЫС - НОСОМ НЕ КРУТЯТ!
1.
Старые цены- это мое хобби.
Цена обеда в трактире Митави 1789 года интригует меня больше, чем скандалы, политика и амуры всех звезд, вместе взятых. Я не сентиментален. Хотя цена за билет в баню Рима 170 года н.э. может вышибить у меня слезу умиления. Не сама цена- точные цифры этой цены.
А что платил Суворин Чухову за строку в 1886 году? По 12 копеек. А что и за что было тогда на обед в Петербурге у ресторатора Доминика? Растегай, рюмка водки, кофе. Итого 60 копеек. Подбиваем сальдо: за 100 строк у Суворина Чухов мог 20 раз отобедать у Доминика.
А что стоил Тургеневу свой портрет от фотографа Саламона в Париже 1860 года? 25 франков за снимок. А телеграма из Парижа в Москву 1861 года? Это стоило Тургеневу 24 франка. По курсу это было 6 рублей. А каким был месячный оклад учителя в деревне? 25-30 рублей. А цена за частный урок музыки у знаменитости в Москве 1871 года? Это было 25 рублей - за час.
От этих цифр можно стать марксистом.
Но я не марксист.
Я просто Бэрл. Поэтому я спрашиваю: почем был фунт мяса в Лондоне 1593 года? 1 пенс. А курица? 2 пенса. А книжка с пьесой Шекспира? 6 пенсов. А оклад палача в Мюнхене 1490 года? 50 пфенингов за неделю. Но за каждое отсечение головы он имел премию - опять 50 пфенингов. За 1 секунду работы. Это говорит за то, что он был заинтересован в неуклонном росте производительности труда.
А зайдем в ресторан Леграна - это на Большой Морской в Петербурге 1829 года. Кухня французская. Кельнеры - татары во фраках. О, как сервированы столы! Обед - что надо. А за сколько? За три рубля ассигнациями. Превосходно! Замечательно! Блеск!
Наконец, я хочу спросить: на кой хрен мне это надо?!
Эти факты. Эти цифры. Эти монеты с ассигнациями. Которых я не держал в руках! Которыми не платил!
Но это мое хобби. Что я могу сделать!
Нехай так.
Чем никак!
2.
У меня есть рассказы "Концерт с револьвером" и "Хохмач Гольдберг". Это про период Петербурга 1905-1906 годов. Там я дал про быт и цены. Но я собрал на это фактов больше, чем дал. Но зачем товару быть на складе? Пускай это идет в работу.
Я люблю, чтобы смачно.
Я пишу не на тонких читателей. Пишу на всех: на тонких, на толстых, на рыжих. Ставим на пари. Кто при чтении этого рассказа хоть раз покрутит носом от неинтересности - тот победил. А кто не покрутит носом - тоже победит. Но по принципу: на цымыс крутят задницей, а не носомю. Пардон за усиленное слово.
Начнем с цифр некоторых заработков 1905-1906 годов.
На казенных винных заводах Петербурга - их называли монопольными - было 2 тысячи рабочих. В день работали по чистых 8 часов. Начало в 7 утра, конец в 5 вечера. Но с перерывом на 2 часа. У женщин оклад был 20 рублей, у мужчин - 25 в месяц.
На частных заводах это было - где меньше, где больше. Но у казенных было строго насчет закона. По праздникам им давали наградные. За сверхурочные - по 2 тарифа. Медицина и лекарства - бесплатно. Обед в казенной столовой стоил 10 копеек. За ужин - 5 копеек.
У крутой публики цены были - крутые. Члены Государственного совета князь Хилков и Коковцев - по 1500 рублей оклада в месяц. Статс-секретарь Победоносцев - 1300 рублей. Гофмейстер Булыгин - 1250 рублей.
В России было тогда 66 адмиралов: 11 полных, 22 вице, 33 контр-адмирала. Тут рекорд стоял за адмиралом Авеланом - 2 тысячи рублей. Низший оклад - у некоторых контр-адмиралов: по 500 рублей.
У офицеров пехоты это было скромнее. Подпоручик имел оклад 55 рублей. Ротный командир - 100, а батальонный - 142 рубля. Сверх того - доплата за аренду квартир. Это не пахло шиком. Разгром в русско-японской войне дал офицерам проблему. Войну проиграл Генштаб, но по кругу пустили поручиков с ротмистрами. В офицеров плевались. Их били на улицах, сдирали погоны. Особо тонко их не терпели интеллектуалы. Которых взбешенные офицеры - в ответ - называли шпаками и штафирками. Но на дам это не переходило. Тут офицеры были сами не дураки: охотно женились на барышнях с интеллектом. Барышням это нравилось: офицеры были решительны, а в постели не так болтливы, как либералы без погон.
Полиция тоже ходила в мундирах. Полиция работала по колено в кошмаре, но с окладами у нее было- не пыльно. У исправника - 120 рублей, у его помощника - 80 рублей. У полицейского надзирателя - 32 рубля. А у нижних чинов был совсем пшик.
Но это ничего не значило.
Про полицию - это особый разговор.
3.
Полиция сама себе зарабатывала. Тихо, но твердо. Тут оклад был - как на между прочим.
В широкой моде была частная практика.
У столоначальников в полиции был оклад 24 рубля. Но это было золотое дно. Прийти сюда за бумагой, но не дать на чай - это было дерзко. За пустяк - 20 копеек. За подпись - рубль. За штамп - 3 рубля. Но это с клиентурой без кармана. Которая коптит и подпрыгивает.
Клиенты с карманом так себя на вели. Тут переходили на червонцы. За разрешение на торговлю. На оружие. На право нашения оружия. За право еврею на проживание в столице. За сумагу под сукно. За скандалы без решетки. Этих нювнсов было больше, чем томов энциклопедии Брокгауза и Эфрона.
Столоначальник - это был пешка. Сам он крутых бумаг не подписывал. Но мог сделать, чтобы это было подписано. За день он мог нечаянно перекрыть свой месячный оклад. Столоначальник с талантом и на бойком пятачке мог жить не хуже контр-адмирала. Порою - не хуже собственного министра. Талант - это песня с публикой. Дай дураку шлягер - он сделает из этого парашу. Дай Пугачевой парашу - она сделает из этого хит-парад.
Но перейдем на городовых.
Потолок у городовых был 25 рублей оклада. Это никого не пугало.
На своем посту городовой был - хозяин. Крейсер на пруду. Владельцы домов платили ему по 3-4 рубля в месяц. С подарками по праздникам. Ему платили хозяева лавок, магазинов, ресторанов и фирм: за порядок. Платили проститутки и сутенеры. Места с публичными домами были законченными Клондайками. Тут городовому платили - за факт присутствия. За то, что он тихо смотрел на громкие факты. Дай 10 рублей - не будет скандала на тысячу.
Но 1905-1906 годы опрокинули на городовых бочку с неприятностями. В городовых часто стреляли. Так стреляют в диких уток в сезон охоты. Городовые стали подавать в отставку. Проще быть грузчиком, но живым, чем героем - но в гробу. Городовых стало не хватать. Начальство стало пе66чатать объявления. Звали на службу отставных солдат и унтер-офицеров 25-45 лет возрастом. Ростом - не ниже 2 аршинов 5 вершков. Это 165 сантиметров. Это было условие - несмотря на цейтнот. Городовой обязан быть фигурой. Чтоб его было видно. В этом есть что-то несправедливое. Бонапарт и Пушкин были мужчинами с успехом. Но по росту в городовые- не годились бы. Вероятно, поэтому они с горя стали: этот - Бонапартом, тот - Пушкиным.
В 1905-1906 годах городовыми были те, кто мог перепутать рис с манной кашей. Те, кто хотели жить не в бараке, но в квартире. Те, кто хотели заработать. Авантюристы - как правило - не трусливы. Смелые люди. Это надо признать. С трусливым поэтом надо ходить на концерты ля-бемоль минор. А с авантюристом - в разведке. Это тоже надо признать. Но тут надо не забыть нюанс. Надо, чтобы он шел впереди. Чтобы не застрелил тебя сзади. Довэрьяй - но провэрьяй.
Русская революция 1 не забрала у городовых старые халтуры, но дала новые. В Петербурге был приказ: обыскивать у подозрительных карманы и квартиры. Это логичная мера. На руках у населения были - арсеналы. Часто это был не признак террориста. Это был страх: по улице ходить безоружным. Были оружейные лавки - но с морокой: бумана, то да се. Зато на барахолках этого не было. Револьверы там шли за недорого: по мизеру - за 3 рубля, по роскоши - за 10 рублей. Это было воровство с оружейных заводов и армейских складов. Были револьверы от кустарей: не хуже фирмы "Смит и Вессон". Хотя порою это стреляло не вперед, а назад.
При обысках были опасны жандармы. Они приходили хором. Находили оружие. Потом он них было - не отвязаться. Взятки при таких варианта х- не работали. В мирных случаях - без уклона в революцию - это было так: либо штраф 500 рублей, либо арест на 3 месяца. Но в том и суть, что жандармы приходили с уклоном на революцию. По точной наводке - не на халяву. А с городовым - при обыске на улице - было проще. Тот, кто имел при себе ассигнацию, при таких встречах мог не паниковать. Сунь в карман городовому - иди гуляй. При своем револьвере.
В Петербуре был юмор: как и за что надо платить. За бомбу
- 3 рубля. За револювер - 1 рубль. За нож и вилку- по 50 копеек. Но спорили: как надо платить за пулемет? А за гаубицу?
Это были цены - от анекдота. Но с долей правды. А так ставки были выше. Городовой мог заработать.
Городовых принято называть - всех скопом - тупыми. Это не так. Тупыми они были при начальстве. А на сцене халтуры- это были артисты! Звезды оперетты и цирка! Где можно купить номер газеты, которая была вчера конфискована в типографии - на корню? Нигде не купить. Но спроси это у городового - будет. За цену - да, но будет! Но чаще это делали чиновники полиции. У них было больше доступа к запретному плоду.
На окраинах империи были свои карнавалы. Например, в Баку. Там не дать взятку - это было как преступление. Как уголовщина, за которую надо ставить к стенке. Утро торговца там начиналось не с восхода солнца, но с любви к полиции. Как и в Петербурге, в цене были публичные дома. В Баку их называли странным словом - растворы. Вероятно, за то, что клиентура там - растворялась. Но в Баку был способ халтуры, до которого в Петербурге не додумались. Это было так: идет по улице молодой кавалер в хорошей одежде и с манерами. К нему подходят и арестовывают. Без улиц и без алиби. Просто так. Это сообщают родичам. Те приходят в участок и покупают себе кавалера назад. За хорошие деньги. Никто не спрашивает - за что. Всем понятно. Всем приятно.
Городовой в Баку имел оклад 16 рублей. Городовой на нефтяных промыслах - 15 рублей. Меньше, чем у чернорабочего. Но реально - больше, чем у губернатора.
В Одессе не было нефтяных промыслов. Но было похоже. Дерзость налетчиков там не знала границ. Но и налетчики платили полиции. Хотя по горячности - при свете луны - могли перепутать своего полицейского с чужим и застрелить. Это кончалось пышными похоронами - с патетикой, с извинениями. С уплатой ущерба из общака. А так полицию там старались не убивать. Во-первых, это дорого. Во-вторых, своих - не трогают.
Осенью 1905 года в Одессе был погром. Были сотни убитых. Полиция смотрела, но не мешала: таким был приказ. Это навело на полицию плохую репутацию. Но Одесса - это не Жмеринка. В Жмеринке не умели стрелять. А в Одессе евреи стреляли хорошо и метко. Умели бить кулаком и знали, что такое внезапность и дерзость. Это были налетчики. Это были ломовики и биндюжники. Это были те из отрядов самообороны, кто сумел при погроме отстоять себя и свои кварталы. Про это мало знают - но после погрома у погромщиков и полиции был черный период. Их находили по одному и убивали. В лучшем случае - зверски били. Было известно - за что, это было понятно. Но не знали - кто. Это называли результатом пьяных драк и случайностей. Это был в Одессе период похорон - без пышности. А в больницах стало много работы - по неизвестной причине.
Это смутило полицию. В частных разговорах она стала заверять евреев, что - ну, шо, мы ж это не хотели, а нам так велели! Это была правда. Правдой было и то, что часть полиции не так исполняла приказ и хоть как-то мешала погромщикам. Люди так устроены: нет неправды без правды. Пришли к согласию: будем таки жить, но шоб этих выкрутасов шоб не было!
Одесса - это город в стиле бикыцэр. Там думают сразу. Там решают оптом. В Одессе был такой бандитизм, что люди испортили себе сон! В городе было военное положение. Командовал городом генерал-майор Григорьев. Домовладельцы дали ему петицию с уникальным проектом: купить самим себе по городовому. Чтоб стоял у подъезда и никого не подпускал.
13 декабря 1905 года генерал Григорьев дал свою резолюцию: разрешить. Но плату - за год вперед: за каждого городового по 340 рублей. Раскладка: по 25 рублей оклада и 40 рублей на обмундирование. Чаевые - это в контрактах не стояло, но это не обсуждают. Потом в городе стало тише и этот проект был отменен.
В Петербурге до таких высот уникальности не дошли. Но платили городовым - охотно. Платили за риск службы. А риск - был! Вечером городовой заступил на службу, а утром его нашли в луже крови. С раздробленным черепом. В прессе писали про убитых генералов и губернаторов. А про убитых городовых - редко. Это была не сенсация. Убитый городовой - это была норма тех лет.
Не зря деньги платили.
Было за что.
4.
Но что делать!
Люди хотели жить. Люди хотели кушать с аппетитом. Зарабатывали - кто как мог.
Петербург был столицей России - по статусу, но и по искушениям.
От бальных перчаток за 75 копеек до 8-комнатной дачи за 10 тысяч рублей. С оранжереями и уже с мебелью.
От сверхдешевого презерватива за 6 копеек до веера из перьев за 40 рублей.
От почтовой открытки за 3 копейки до печатной машинки "Оливер2" за 300 рублей.
От комнаты за 10 рублей в убежище для секретных беременных до ружья с инкрустациями за 330 рублей.
От скрипки для учеников - за 6 рублей до скрипки для артистов - за 1000 рублей.
От книги Ницше "Так говорил Заратустра" за 1 рубль 60 копеек до квартиры за 2900 рублей в год.
От манишек за 34 копейки дюжина до золотых мужских часов за 350 рублей.
От будуара за 35 рублей до... до... до...
А извозчик на вокзал с обожданием за 5 рублей! А бостоновый костюм! А сюртук из кашемира! А дамские блюзки - шелковые, гипюровые, газовые, бархатные! А капоты из манитэ! А билет у барышника на Шаляпина - за червонец! А шкатулка "Фортуна" от Юлия Генриха Циммермана за 125 рублей!
А колбасные магазины фирмы "Мария"! Там окорока: варшавские, литовские, вестфальские. Там паровые колбасы, полендвицы, салями, рулеты, индейки, поросята, гуси, масю, сыр, брынза, икра, нежинские огурчики, пикули, французские паштеты, пряники от графини Коморовской (прабабушки), консервы с борщком! Весь этот бал - в колбасных "Мария". Вместе с кофе от Кнейпа.
Не пройти мимо!
Чтобы не пройти, но зайти, надо иметь - на что. На оклад с халтурой, там и тут поиметь, с этих и с тех. Брал каждый, кто мог брать на чай.
Крутились!
Из тех, кто имел право на чай, самым честным в Петербурге был парикмахер Казимир. Он рекламировал себя так:
"Удивительно хорошо! стригут и бреют на Бассейной, угол Литейного, дом 38-1, в парикмахерской "Саsimir", да еще и на чай мастера не берут. Прошу убедиться".
Это - реклама?
Нет. Это шедевр всех шедевров! За это надо присуждать Нобелевскую премию!
5.
А зачем я написал этот рассказ? Понятия не имею. Как и про все мои рассказы.
Но кто скажет, что это скучно! Никто это не скажет. Это никому в голову не придет.
На цымыс - носом не крутят!..
КОРОЛЬ ЯКОБОВИЧ
Уличный музыкант - это не обязательно неудачник.
Бывает по-разному. Например: человек устает от смокинга. В прямом или фигуральном смысле. Он устает от смокинга. От рафинированности. От субординации. Наступает момент, когда это ему так надоедает, что он плюет на престиж и уходит.
На свободу.
Алекс Якобович так и сделал. Он потомок венгерских евреев. Родился в Нью-Йорке. Был там студентом консерватории: по классу ударных. Однажды он услышал, как звучит маримба - тип африканского ксилофона. Понял, что это - его судьба. Он стал играть на маринбе. В день - по 12 часов.
Он получил диплом консерватории. Мог бы сделать карьеру в Америке. Но уехал в Израиль - по религиозным соображениям. Работал в Иерусалимском симфоническом оркестре - на ударных. Великолепный оркестр. Престижные гастроли. Но потом ему это наскучило. По натуре он - музыкант, про которых говорят: это солист чистой воды. Это - от рождения. Психологически.
Есть люди, которые рождаются оркестрантами. Сидеть где-то в оркестре. По знаку дирижера - встать и хлопнуть в литавры. Иметь за это гонорар. Быть счастливым.
Есть люди, которые - солисты, но в составе оркестра. Это приятно и надежно. Их это устраивает.
Наконец, есть люди, которые не хотят ни оркестра, ни дирижера. Такие люди не умеют и не хотят быть в том числе. Они хотят быть - это я, это именно я. На 100 процентов. Это и есть - солист чистой воды.
Это - Якобович.
Он стал клезмером. Клезмер - это еврейский музыкант. Бродяга. Шутник. Сам себе оркестр. Сам себе дирижер. Сам себе менеджер. Клезмер - сам себе хозяин. Он сам выбирает, где играть. Не заработал на хлеб теперь - ну, хорошо, сделаем это через полчаса. Не получилось? Ну, хорошо, сделаем это опять, но еще лучше! Традиционный клезмер - это улица и свежий ветер. Запах реки и молодых каштанов. Концертный зал - да, иногда, почему нет. Но в первую очередь - улица. Прежде всего - глаза публики: не из 19-го ряда, но - рядом. Глаза в глаза. Психология клезмера: не было аплодисментов - это моя ошибка. Но: была овация - этой мой успех.
Он снял концертный фрак. Бабочку. Надел простые штаны, рубашку и крепкие башмаки. Так и хочу сказать: "Он взвалил на спину маримбу и ушел странствовать". Но маримбу не так просто взвалить на спину. Это инструмент в два метра длиной, весом 70 кило. Маримбу не взваливают на себя, но грузят: на автомобиль, на пароход.
Этот инструмент происходит с юга Африки. Маримба в переводе с языка банту значит: много песен. Музыкант ударяет палочками по дощечкам - тонким, но крепким. Эти дощечки сделаны из палисандрового дерева. Под ними - трубы, которые похожи на органные. Звук у маримбы - нежный, мягкий. Совершенно беззащитный звук. Примерно как звучание арфы под аккомпанимент старинного клависина. Это звуки мира. Доброты. Созерцания. Цена приличной маримбы - в пределах пяти тысяч долларов. Случайный любитель на это - не рискнет. Но профессионал - выложит последнее, но купит.
Якобович - это музыкант с классическим образованием. Но он мог бы преподавать географию. Ученики слушали бы его - с разинутыми ртами. Он странствует по миру десять лет. Объездил всю Америку. Европу. Работал в Японии. Знает сотни городов - столичных и провинциальных. Работал на улицах. В переулках. На площадях. При дождях - под арками. При жаре - в тени каких угодно деревьев. У него надо спрашивать, не где он побывал, а наоборот - где не побывал. Миллионером не стал. Но может рассказать миллион историй про свои приключения.
Их у него было много. Однажды он зашел на пару минут в кафе - перекусить. За это время у него украли дюжину дощечек с маримбы. Он заказал новые. Это обошлось ему в тысячу долларов. Хорошо, что он был в кафе недолго. А то у него украли бы и всю маримбу.
Было такое приключение. В Мюнхине его арестовала полиция. В Баварии тогда был закон, по которому уличные музыканты не имели права продавать свои кассеты - без уплаты налогов. Он переночевал в тюремной камере. Камера была солидная. Кроме Якобовича, там было 25 уголовников. Он считает это приключение самым нескучным в своей биографии.
Утром его отпустили на волю. Он собрал всех уличных музыкантов. Он устроил протест: интервью в прессе, на ТВ, на радио. Он устроил сбор подписей у прохожих: в пользу отмены закона о запрете на уличную продажу кассет и компактов бродячих музыкантов. Успех был полный. Закон о запрете - отменили.
На первый взгляд: человек с такой биографией, как у Якобовича - это убежденный холостяк. Но у Якобовича - как раз наоборот. Он убежденный семьянин. Ему 39 лет. Его семья живет в селении Кирият-Арба, рядом с Хевроном. В семье - просьба не падать в обморок! - семеро детей. Жена Якобовича - домохозяйка. Старшему из детей 14 лет, младшему - 4 года.
Регион Хеврона - не самый тихий на планете. Не так давно палестинцы бросили камень в машину Якобовича. Камень разбил ветровое стекло. Осколками ранило 5-летнюю дочь музыканта. Это не сделало Якобовича врагом ислама. Вражда - это не кредо Якобовича. Его кредо - мир. Он уважителен к любой религии. При одном условии: пусть это будет по-доброму, пусть это будет взаимно. Сам он исповедует иудаизм. Соблюдает закон: в пятницу вечером и в субботу - не работает. Молится и отдыхает. В прочие дни - он всегда в работе.
Зимой он живет в Кирият-Арбе. Он занят семьей, детьми, литературной работой. Год назад в Германии, в немецком переводе, была издана его книга "Классический клезмер". Это рассказы о странствиях, о судьбе уличного музыканта. Книга имела успех. Вероятно, сроко будет второе издание.
Лето по Якобовичу - это сезон заработков. Он странствует по миру- как уличный музыкант. Это кормит семью. Неплохо кормит. В первы годы у него после каждого концерта было по шляпе монет и ассигнаций. Затем он стал записывать свои компакт-диски. Это прибыльнее. Отец семерых детей не может не думать о прибыли. Он хочет, чтобы его семья жила в достатке. Ради этого он работает - с утра и допоздна. Работу на таком накале не так просто выдержать. Но Якобович - выдерживает. Он крупный, коренастый. Крепкий мужик. Он работает красиво и темпераментно. До тех пор, пока руки не устают уже так, что - нет сил. Тогда он говорит публике: "Извините, я устал. Приходите завтра. Я всегда рад нашей встрече".
В странах бывшего СССР он пока не был. Говорит, что охотно поработал бы на Арбате или на улицах Петербурга. Но пока не рискует это делать. Если там опять будет заваруха с политикой - куда ему удирать с 70-килограммовой маримбой? Но среди русских музыкантов у него есть приятели. Это немудрено. Порою, говорит он, в Европе или Штатах за один день можно увидеть столько русских музыкантов, которые играют на улице, что этого хватило бы на симфонический оркестр. Он говорит это с юмором и сочувственно. Он знает, как это трудно - работать на улице.
Трудно - да. Но быть клезмером - это его призвание. Он хотел стать мирового класса маримбофонистом - он стал им. О нем с восторгом писала мировая пресса. Его называют виртуозом. Его называют Леонардом Бернстайном игры на маримбе.
Этим летом я слушал его на Кенигштрассе (Королевская улица) - в Штуттгарте. Я видел в разных городах сотни уличных музыкантов. Могу сказать, что Якобович среди них - несомненно, лучший. Это звезда. Это король.
Публикаа понимает это - мгновенно. Король играет на Королевской улице. Публика прилипает к тому месту, где работает Якобович. Сначала он играет популярную классику - "Турецкий марш" Моцарта, "Аве Мария" Баха. Он дает публике войти во вкус. Потом он переходит на классику посложнее. Он работает сразу четырьмя палочками - с красными, зелеными, синими, белыми помпончиками на конце. По две палочки в каждой ладони. Блестяще играет. Каждый звук - выверен. Каждый нюанс - ярок и чист.
Первый раз я слышал виртуоза мирового класса - на улице. Но Якобович - это и шоумэн. Он конферансье своих концертов. Он комментирует классику. В перерывах между аплодисментами он продает свои компакты и книги. Их покупают охотно. Деньги кладут в светлого цвета вазу. Якобович ставит автографы и хохмит:
- Двести лет назад Моцарт умер от нищеты. Но вы спасаете меня от этой участи!
Девочка, возрастом 2-3 года, подходит к вазе, где деньги, и сует ладошку туда. Отец смущенно подхватывает ее и уносит в публику. Якобович - под хохот публики - комментирует это голосом телефонного диктора:
- По этому номеру - не соединяем!
Он импровизирует. Что ни шутка, то взрыв хохота. Концерты в Германии он ведет на немецком. Для туристов - на английском и французском. Отлично владеет ивритом. Свободно говорит по-испански. Немножно знает русский. Меня, при знакомстве, он спросил на русском: "Как тебя звать?" Я опешил: это звучало почти без акцента. "Будем говорить по-русски?" - спросил я. "Нет, - засмеялся он и перешел на немецкий, - мне это трудновато".
Я спросил у Якобовича в конце интервью - что значит для него жизнь. Он ответил:
- Это возможность прославлять Бога - через музыку.
Это не просто слова. Музыка в исполнении Якобовича звучит в самом деле- божественно. Немец, который стоял в толпе со мной рядом, негромно заметил: "Это и музыка, и молитва".
Теперь Якобович - то ли в Мюнхене, то ли играет на улицах городов Швейцарии. Что я забыл спросить у него: есть ли конкурс лучших уличных музыкантов мира? Кажется, нет. Но если да, то Якобович мог бы там претендовать на Гран-При.
На Королевской улице играл король...
ЧАРЛИ
1.
Он стоял в центре Штуттгарта, на пешеходной части, у бывшего королевского дворца.
Он изображал Чарли Чаплина.
На голове у него был котелок, а на ногах - тупые, длинные, черные башмаки. Он был одет в черный мешковатый костюм. Его ладони крепко стягивались белыми перчатками.
Губы и глаза его были подрисованы под Чарли, а на лице лежал толстый слой пудры.
Возраст его трудно было определить. Что-то между тридцатью и сорока.
Каждое утро он гримировался дома, в дешевой меблирашке. На улицу выходил уже в артистическом костюме. Вылитый Чарли Чаплин. Он брал с собой пустой футляр из-под флейты и крепкую дубовую табуретку.
На этой табуретке он стоял в центре города, как памятник на постаменте.
А в пустой футляр прохожие бросали деньги.
Иногда он медленно двигал руками. Это было похоже на движения механической куклы.
Тело его при этом оставалось недвижимым.
Мимо него шли толпы людей. Многие останавливались и глазели не мима. Прохожие удивлялись:
- Как ему это удается - часами стоять без движения?
Он слушал и мысленно ухмылялся.
Что публике казалось трудным, ему казалось простым.
К нему подходили дети и бросали в пустой футляр деньги. Обычно по марке, по две.
В ответ он медленным движением доставал из бокового кармана пиджака дешевый леденец в хрустящей обертке и протягивал ребенку.
Взрослых - не угощал.
Обойдуться.
Мим не любил мир взрослых людей.
Он стоял и думал о том, что немецкая публика такая же, как и румынская. Все знают Чарли, всем охота поглазеть на Чарли.
Разница - только в деньгах.
Тут ему клали в футляр твердую валюту, а раньше, в Бухаресте, жалобные леи.
Он был румынский немец. В Германию репатриировался полтора года назад. Он искал работу в кабаре, но не нашел. Тогда он решил работать под Чарли.
Это принесло ему деньги.
В день, за десять часов, он зарабатывал по 250-300 марок. В месяц по семь-восемь тысяч.
Свой заработок он складывал в шкаф. Он мечтал купить себе дом в пригороде Штуттгарта.
Он приходил на свое рабочее место утром и стоял до обеда. Затем делал перерыв. Садился на скамейку в аллее и ел бутерброды. Потом шел в банк и обменивал монеты на ассигнации.
После этого он опять становился на табуретку.
К восьми вечера магазины закрывались, и он тоже закрывался.
Брал табуретку, футляр и шел домой. Готовил себе ужин. Смотрел телевизор. Потом укладывался спать.
Он работал без выходных. В любую погоду. В дождь он стоял под зонтом.
Он жил одиноко.
За всю жизнь у него было четыре женщины. Две студентки и две проститутки. Это было еще в Бухаресте. Это были короткие романы. Каждый раз он искренно влюблялся, потом жалел об этом. Женщины быстро охладевали к нему. Мим не умел заинтриговать их своей скромной персоной.
Он стал равнодушен к женщинам.
Он полюбил - деньги.
2.
Однажды он, как обычно, пришел на свое рабочее место.
А полчаса спустя рядом с ним, в пяти шагах, устроилась женщина-мим. Она тоже была напудрена и раскрашена. Тоже стояла на табуретке. Она работала под куклу Барбару.
Черт возьми, подумал он. Что ей, места мало. Такая нахальная! Она отобъет у меня половину заработка.
Он сделал перерыв. И она сделала перерыв. Он подошел к ней.
- Обычно тут работаю я, - сказал он. - А вы могли бы найти себе другое место. Тут места много.
- Наоборот, - сказала она, - это интересно. Это конкуренция! Мы коллеги. Почему бы нам не работать рядом? Вам что, не надоело еще одному здесь торчать? Так вы скоро выйдете из формы - без конкуренции!
- Не беспокойтесь за мою форму!
- Словом, я тут остаюсь, а вы - как знаете. Я не боюсь конкуренции!
Он вздохнул. Он привык месяцами работать на этом месте. Оно приносило ему успех. Теперь ему не хотелось менять место. Хотя, если эта идиотка начнет приходить сюда постоянно, ему придется уйти.
Но это будет означать, что он испугался конкуренции с ее стороны.
О, нет!
Она стала приходить на это место каждый день. Он- тоже.
Он замечал, что у детей, особенно у девочек, больше интереса вызывает эта идиотка. Зато ему стали меньше платить. Всех интересовала кукла Барбара.
Дурной мир, подумал он. Разве можно великого Чарли сравнивать с куклой! Но ведь- сравнивают. Не в пользу Чарли!
Однажды они оба пришли на рабочее место почти одновременно.
Она подошла к нему.
- Меня звать Сильвия, - сказала она. - А вас?
- Аурел, - пробурчал он.
- Это, кажется, венгерское имя?
- Румынское. Что вам надо?
- Аурел, что вы такой невежливый? Я хотела предложить вам кое-какое разнообразие. Немного творчества. Например, чтобы я время от времени говорила вам "Ча-а-рли!", а вы чтобы откликались "Ау-у!" Может, публики станет больше.
Мим подумал.
В самом деле, это может сработать на публику.
- Можно, - кивнул он.
Он более пристально, чем до сих пор, посмотрел на нее. Она была худенькая, с правильными чертами лица. Ей за тридцать, определил он. Судя по глазам - одинокая.
Они встали на свои табуретки. Прохожие стали останавливаться.
- Ча-а-р-ли! - тонким голосом произнесла она.
- Ау-у! - тенором откликнулся он.
Публике это понравилось.
Теперь у Чарли появилась обязанность: раз по сто в день выпевать это "Ау-у!" Но он заметил, что публики стало больше, и денег тоже прибавилось.
Нет, с ней можно работать, решил он. Она не такая уж идиотка.
3.
Так они работали месяца два.
В перерывах он ел свои бутерброды на скамейке, а она - шла в кафе. Пила там кофе и ела крендель или пирожное. Он видел ее через окно кафе.
После работы они кивали друг другу и расходились по домам.
Пришло лето.
- Аурел, - сказала она как-то, - скажите мне честно: вы гомосексуалист?
- Нет, - ответил он.
- В таком случае - не понимаю, что происходит. У вас явно нет семьи. Это заметно. Так почему бы нам не объединиться под одной крышей? Вы одиноки. Я одинока. Мы хорошо работаем в паре. Что мешает нам объединиться?
- Я об этом... не думал, - сказал он.
- Так подумайте!
- Нет, у меня это уже было. Спасибо, я сыт.
- Почему так сразу? Вы еще не старик.
- Женщины меня бросали, - сказал он. - Мои чувства оставалисьв мусорном ящике. Я не хочу начинать все сначала.
- Жаль, - сказала она. - Вы мне нравитесь. Вместе нам было бы интереснее жить.
- Не знаю. Это надо... обдумать.
- Давайте обменяемся номерами телефонов. Будем друг другу звонить, если нас станет совсем скверно.
- Хорошо.
- Аурел, - тихо сказала она, - вы не боитесь, что когда-нибудь придет старость?
- Иногда я думаю об этом.
- Я тоже. Мне становится в такие минуты не по себе. Я совершенно одна. Вы единственный человек, с которым я могу говорить откровенно. Потому что вы сами такой же.
День был жаркий. Мим вспотел в своем плотном костюме и простудился. Домой он пришел - как развалина. Он выпил несколько чашек чая с молоком, укутался в одеяло.
Вот так я однажды и помру - один, подумал он.
Ему не спалось.
Он решил заняться приятным делом - пересчитать деньги, которые лежали у него в шкафу. По его прикидкам, там должно было быть уже тысч шестьдесят.
Он открыл шкаф и привычно пошарил рукой на полке, под одеждой.
Но денег - не было.
Он пересмотрел и перещупал всю свою одежду. Денег - не было.
Он понял, что его ограбили.
Он сел. положил голову на ладони и заплакал. Пропали месяцы его стояния на табуретке. Все оказалось впустую. Он опять нищий.
Ему захотелось кому-нибудь пожаловаться. Но некому было. Он вспомнил, что записал телефон Сильвии.
Набрал ее номер.
- Сильвия, - сказал он, - у меня трагедия. Мало того, что я простудился, так меня еще и ограбили.
- Много забрали?
- Шестьдесят тысяч. А может, и больше. Я сегодня как раз хотел подсчитать.
- Бедный вы мой, - сказала она. - Что же вам так не везет? Это полоса невезения. Ничего, придет и полоса удачи. Ну, давайте мне ваш адрес, я приеду.
Она приехала на такси, около десяти вечера. Принесла успокоитеьные таблетки и таблетки от простуды. Вскипятила чайник.
- Я первый раз вижу вас без грима, - сказал мим.
- Я вас - тоже.
- Вы симпатичная.
- Не мучайте себя комплиментами, - сказала она. - Я уже старая. Мне 32 года. Ни мужа, ни детей. Так что лучше пейте чай.
Он стал пить чай.
- Знобит, - сказал он.
- У вас нет мыслей о самоубийстве? - спросила она.
- Нет.
- А меня такие мысли бывают. А на что вы копили деньги?
- На дом.
- Я тоже коплю. Собираюсь поехать на Мальорку. Месяца на два. Вы уже бывали на Мальорке?
- Нет.
- Там круглый год солнце. Там много немцев. Слушайте, а почему нам вместе туда не поехать? Мы там хорошо заработаем!
- У меня денег даже на билет нет!
- Зато у меня есть. Аурел, давайте поедем вместе!
- Давайте.
- Аурел, вы знаете, что бы я сделала если бы меня ограбили?
- А что бы вы сделали?
- Пошла бы на последние деньги в ресторан, - засмеялась она. - Не убивайтесь так. Деньги - это чепуха. Главное - что мы оба живы. Мы поедем на Мальорку, заработаем там кучу денег. Оттуда махнем на Гавайи, там еще больше заработаем. А потом устроим себе путешествие по Европе, или в Австралию уедем. Согласны?