Геенна, она же - геенна огненная, понимается повсеместно как ад ; в наше время в отношении к аду есть разногласия - некоторые считают, что он всего лишь миф, другие же веруют в его существование и всерьез считаются с вероятностью однажды (не про нас будь сказано !) оказаться там. Не стану судить ни тех, ни других. - Вместо бессмысленных дискуссий я предпочел отправиться на прогулку в то самое место на нашем земном шаре, которое, собственно, и называется Геенна. - Уточним, что на языке оригинала, на еврейском то есть, это слово произносится как "Геенном".
Полное и точное название этого места - Гай-бен-Эном. В буквальном переводе слово "гай" означает "долина, расположенная между горами". "Бен-Эном", полагают исследователи - имя человека, предположительно владевшего этими землями в очень древние времена. Во времена настолько древние, что когда евреи, пришедшие в эту страну после 40 лет блуждания по пустыне, разделили ее между коленами израилевыми, название Гай-бен-Эном уже было известно, и дважды упоминается в соответствующих отрывках в книге Иеошуа Бин-Нун (Иисуса Навина).
Мы спускаемся в долину неподалеку от стен Старого города, совсем рядом с иерусалимской "Синематекой", элитарным киноцентром израильской столицы. - Первая неожиданность: дорога в "геенну", оказывается, заасфальтирована:
В тени деревьев расположилась группа спустившихся сюда туристов. Начало путешествия не оправдывает ожиданий - никакого хоррора, скорее похоже на идиллию: травка зеленеет и птички поют.
Так чем же эта долина заслужила такую дурную, поистине адскую, славу ? -
В пантеоне богов древних ханаанеян важное место отводилось богу, изображавшемуся обычно сидящим на троне, с короной на голове. Это Молох (Молих), бог-царь из мифологии другого древнего народа - амонитян, бог беспощадный и постоянно алчущий жертв. Существовали семь ступеней пожертвования: на низшей стояла курица, на следующей ступени - коза, на третьей - овца; на четвертой - теленок, на пятой - корова, на шестой - бык. Высшей, самой ценной жертвой, стоявшей на седьмой ступени, был человек. Жертвоприношение полагалось проводить так: в алтаре Молоха находилась его статуя, выкованная из железа. В руки статуи вкладывалась приносимая божеству жертва, которая затем предавалась огню.
Израильтяне, как всем известно, монотеисты. Ни в каких ханаанских или амонитских божков они верить не должны по определению. Увы, должны-не должны, но суеверия соседних народов каким-то образом сохранились и спустя столетия после заселения Эрец-Исраэль двенадцатью коленами (племенами) израилевыми. Из библейских книг нам известно, что за шестьсот с лишним лет до нашей эры, совсем рядом с Иерусалимом, в нескольких сотен метров от его стен, именно в долине Гай-бен-Энном было устроено капище Молоха. - Пристрастие к языческим обрядам осудил самый большой еврейский религиозный авторитет той эпохи - пророк Иеремия. Он предсказал, среди прочего, что поклонение чужим богам приведет к падению Иерусалимского храма, и что телами убитых израильтян будет до верху заполнена долина Гай-бен-Энном. - Но и до этого пророчества у долины уже была испорченная репутация. Здесь, в уже упомянутом капище Молоха будто бы приносились в жертву люди.
Мидраш "Ялкут Шимъони" описывает это сооружение как помост, разделенный решетками на семь частей, каждая для своего вида жертвоприношения. Чтобы попасть в последнюю, самую важную его часть, надо было пройти через шесть предшествующих. Трудно представить себе, каких таких благ мог желать отец, приносивший в жертву кровожадному идолу своего ребенка, но желающих подобным образом заручиться поддержкой Молоха было, судя по всему, немало. Из рук родителя младенец передавался служителю культа. А затем... -
Нам, собственно, неизвестно, что происходило затем. Из слов пророка Иеремии можно косвенно понять, что младенцев бросали в огонь. Так считал и прославленный Раши, рабби Шломо бен Ицхак. Но другой, не менее знаменитый законоучитель, Рамбам (рабби Моше бен Маймон) полагал на основании тех же источников, что ребенка всего лишь проводили между пылающими кострами, то есть обряд жертвоприношения носил чисто символический характер. По его словам, жрецы Молоха утверждали, что тому, кто не пройдет обряд, суждено умереть. Возможно, что именно эта угроза и подвигала суеверных отцов хватать своих новорожденных детей и тащить их в Гай-бен-Энном. Во всяком случае, даже об иудейских царях Ахазе и Менаше сказано в Библии (в Кн. Царств), что они провели своих сыновей сквозь огонь.
В долине до сих пор не проводились серьезные археологические раскопки. Местонахождение капища Молоха неизвестно. Но и без раскопок мне почему-то кажется, что жертвенные костры горели где-то здесь, среди мрачных скал, ограничивающих долину со стороны иерусалимского района Абу-Тор.
Тут же, в долине, находилось еще одно сооружение, также служившее культу Молоха. Его предназначение точно неизвестно. В библейских текстах оно называется "бимат тофет". "Бима" - это помост, сцена. Значение древнего слова "тофет" до сих пор не разгадано. Автор мидраша "Ялкут Шимъони" считал, что оно происходит от еврейского "тоф" - барабан. По его догадке, жертвоприношения сопровождались жуткими криками погибающих в огне детей, и чтобы заглушить их, на "бимат тофет" громко стучали в барабаны.- Как бы там, ни было, в современном иврите слово "тофет" связывается не с барабанным боем, а с адскими муками и непереносимым жаром. Этим словом также обозначается и сам ад; именно в таком значении использует его Виктор Пелевин в романе "Поколение П".
В сегодняшнем Гай-бен-Энноме ничто не напоминает о страданиях младенцев. Скорее, наоборот - в долине построен музыкальный юношеский центр, где музыку исполняют отнюдь не для того, чтобы заглушить чьи-то предсмертные вопли.
Продвигаясь дальше вглубь долины, мы видим, что она пересекает шоссе, ведущее в городские районы над ним, и продолжается до арабской деревни Силуан (библейский Шилоах), входящей в муниципальные границы Иерусалима.
Хотя в Библии не раз упоминается Гай-бен-Энном, он же Геенном, или геенна, но не в том значении, как принято употреблять это слово сегодня. Понятие геенны как ада сложилось позже, видимо, под влиянием как языческих, так и христианских представлений о месте, куда попадают грешники после смерти. Несомненно, что костры, пылавшие в капище Молоха, человеческие жертвоприношения, возможно, совершавшиеся в нем, способствовали идентификации долины с ужасами посмертных мук. Но не только. - В трактате "Масэхэт Ирувин" указывается: " И сказал раввин Иеремия Бен Эльазар - три входа есть в геенну: один в пустыне, один - в море, и один - в Иерусалиме". - Веками существует убеждение, что именно из долины Гай-бен-энном можно проникнуть в подземелья ада. Не иначе, как именно отсюда, спускался в свое путешествие по кругам ада великий Данте. - Возможно, что одна из пещер, расположенных в долине, не что иное, как вход в ад ?
Я не стал рисковать и не посмел приблизиться к загадочным отверстиям в скалах. Таблички, выставленные вдоль тропы, идущей по долине, предупреждали об опасности приближения к пещерам - из-за возможного обвала, как было написано на них. Но я догадываюсь, что дело не только в вероятности внезапного падения камней на головы туристов. А вдруг кто-то из них ненароком провалится в черную дыру, ведущую неизвестно куда ? - нет, мне лично спешить некуда, свое любопытство я еще успею удовлетворить по наступлении назначенного мне дня; пока что ад может обойтись и без меня. Я уверен, что работы чертям там хватает и так...
Мы возвращаемся к начальной точке нашей прогулки, туда, где возвышается над геенной... тьфу-тьфу-тьфу... далась мне эта геена... возвышается над долиной Гай-бен-Энном гора Сион. -