Рубинсон Александр: другие произведения.

Возрождение синагоги

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 20/03/2010.
  • © Copyright Рубинсон Александр (alexrubinson@walla.co.il)
  • Обновлено: 20/03/2010. 13k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Иллюстрации: 17 штук.
  • Оценка: 7.26*5  Ваша оценка:


    Много раз доводилось мне приходить в Еврейский квартал Старого города с друзьями и знакомыми, приезжавшими в Израиль кто не надолго, а кто и навсегда. В каждое такое посещение мы останавливались у развалин старинной синагоги в самом сердце Еврейского квартала, возле обновленной улицы Кардо, где две тысячи лет назад находился центр древнего Иерусалима. Обычно мы уделяли не больше нескольких минут на осмотр достопримечательности, ведь смотреть особо было не на что : среди разрушенных стен возвышалась дуга, обозначавшая купол разрушенного здания. Я рассказывал своим гостям то немногое, что знал сам - что на этом месте стояла синагога, называвшаяся "Хурва" и что она была разрушена арабами во время Войны за независимость Израиля, наряду с другими зданиями Еврейского квартала. Территорию Старого города только что созданному Израилю отвоевать тогда не удалось, и она перешла в руки Иорданского королевства, которое немедленно приступило к ликвидации следов присутствия евреев в Иерусалиме. Ко времени моего появления в Израиле давно был отстроен заново Еврейский квартал, но на месте разрушенной синагоги по-прежнему зияла пустота, символически очерченная уже упомянутой дугой.
    .
    Дуга- символ разрушенной синагоги []
    Истории синагоги "Хурва" драматична и поучительна. Она начинается в 1700 году, когда в Иерусалим прибывают около тысячи евреев из польского города Седльце. Их возглавляет раввин Иеуда Хасид Галеви. В городе, находившемся тогда под властью турок, они поселились в Ашкеназском подворье, где ашкеназскими иерусалимскими евреями для вновь прибывших было заранее приготовлено жилье. В тот период постоянно проживали в Иерусалиме примерно 1200 евреев, в основном сефардского происхождения. Сразу после прибытия рабби Иеуда Хасид приобретает участок для строительства синагоги, а еще спустя несколько дней он внезапно (в возрасте 41 года) умирает. Конец 17-го и начало 18-го века - непростые времена для евреев. Еще не отгремели страсти по Шабтаю Цви, сперва объявившему себя мессией, и в конце концов перешедшему в ислам. В Иерусалиме заподозрили в принадлежности к саббатианству и только что приехавших польских евреев, среди которых после смерти их рабби и вправду начались распри, в том числе и из-за отношения к не столь давно являвшемуся лже-"машиаху". Так или иначе, но в местная еврейская обшина прекратила предоставлять финансовую помощь последователям рабби Иеуды Хасида. И им пришлось ради строительства синагоги на приобретенном участке земли взять в долг у своих новых соседей - мусульман.
    Достать деньги было трудно, а вернуть оказалось и вовсе невозможно. Соседи наседали, требуя возврата долга, а возвращать было нечего. Уже в Европу был отправлен посланник, в надежде что сумеет он собрать необходимую сумму в преуспевающих еврейских общинах. И действительно, Гедалии Месмятичу, издавшему в Берлине книгу о смельчаках, "поднявшихся" в Иерусалим, удалось мобилизовать огромную сумму - 25 тысяч имперских талеров, вот только арабы-кредиторы к тому времени окончательно потеряли терпение и в 1720 году просто-напросто разрушили синагогу рабби Иеуды Хасида. Деньги, кстати, не пропали. Они были вложены в особый "иерусалимский фонд", которым руководили еврей Вульф Вертхаммер, приближенный к германскому императору Карлу VI. Фонд прекратил свое существование после поражения Габсбургов в войне с Наполеоном, в 1804 году. А на месте синагоги осталась только куча камней, получившая со временем название "руины двора рабби Иеуды Хасида", или просто "хурва", то есть "руины" на иврите.
    Из-за долгов, не выплаченных в срок, всех ашкеназских евреев изгнали из Иерусалима, запретив им появляться в городе. Только в 1816 году ашкеназы вернулись в Иерусалим, после того, как рабби Менахем-Мендл из Шклова расплатился с кредиторами. А в 1837 году был получен султанский "фирман", разрешавший построить новую синагогу на месте "хурбат рабби Иеуда Хасид". (Годом ранее была выстроена на этом участке скромная ашкеназская синагога "Менахем Цион"; инициатором был раввин Залман Цореф, вскоре после открытия синагоги тяжело раненный арабами и впоследствие скончавшийся от этих ран. На ее устройство "фирман" был выдан наместником султана в Египте, пашой Мухаммедом Али, причем получению его содействовали консулы Австрии и России). Строительство началось в 1857 году, а завершено оно было летом 1864 года. Архитектором здания был турок Асад Эффенди, спроектировавший ее в стиле "неовизантизма". Руководил стройкой - на добровольных началах, не получая за это зарплаты - Зэев Вольфензон, а помогал ему Иосеф Йоэль Ривлин, из известной иерусалимской семьи Ривлиных. Основными, как сказали бы теперь, "спонсорами" стали сэр Моше Монтефиори, барон Альфонс де Ротшильд и багдадский филантроп Иехезкиэль Реувен. Синагога получила официальной имя "Бейт-Яаков", но в народе продолжали называть ее "Хурва", и это название закрепилось за ней навсегда.
    .
    Со строительством синагоги связаны многочисленные истории и легенды. Рассказывают о поразительных строительных лесах, сооруженных раввином Элиягу-Шломо-Залманом Басаном. Их конструкция так удивила всех рабочих, что никто не отважился вскарабкаться на них, пока рабби Басан сам не залез на самую верхотуру и не доказал, что его леса абсолютно устойчивы. Первое появление йеменских евреев в Эрец-Исраэль также связано с синагогой "Хурва". Рабби Яаков Галеви Сапир отправился собирать деньги на ее строительство в Индию и Австралию, но в Египте его ограбили, и он остался без гроша в кармане. Когда на корабле, плывшем в Индию, узнали об этом, то поспешили высадить безденежного раввина в первом же порту - в Адене. Так он оказался в Йемене и познакомился с общиной йеменских евреев, которая произвела на него огромное впечатление. Он описал ее в книге "Эвен Сапир", изданной после его возвращения домой. Первая "алия" евреев из Йемена в 1881 году возникла во многом вследствие интереса, вызванного путешествием рабби Сапира на Восток.
    Синагога "Хурва" стояла бы и до сих пор, если бы не события 1948 года. Сразу же вслед за провозглашением ООН еврейского государства, и вопреки ему, арабские соседи начали вооруженную агрессию против еврейского населения Эрец-Исраэль. Война, называемая Войной за независимость, закончилась поражением арабов и привела к тому, что арабское ("палестинское") государство, которое ООН намеревалась создать вместе с еврейским, так и не было создано. Значительные части предназначенной для него территории отошли к другому новому государственному образованию - Иордании. Под властью хашемитских монархов оказалась и восточная часть Иерусалима, включая его Старый город. 27 мая 1948 года, когда бои в Еврейском квартале еще не закончились, иорданские саперы заминировали и взорвали огромное здание синагоги. На ее месте снова оказалась куча развалин.
    В Шестидневной войне 1967 г. Израиль воссоединил обе части своей столицы. В Еврейском квартале почти все здания были повреждены или разрушены. За минувшее с тех пор время Еврейский квартал заново отстроен, густо заселен, и сегодня он переполнен толпами туристов со всего мира. Только на месте синагоги "Хурва" долгие годы возвышалась символическая дуга над разрушенными стенами. Но наступило время восстановить и ее. В 2003 году начались строительные работы, и сейчас, в эти дни, они подошли к завершению. 15 марта 2010 года, в первый день месяца нисан, состоялась церемония торжественного открытия возрожденной синагоги "Хурва".
    Вот так выглядела она незадолго до завершения строительства -
    .
    .
    Мне довелость побывать в еще недостроенном здании, подняться в "эзрат нашим" (молитвенное помещение для женщин), спуститься в подвальный этаж, где я видел остатки древних строений и водопровода, подававшего воду в ритуальные бассейны ("миквэ"), наблюдать за работой художников, разписывавших стены синагоги... Так получилось, что в последние полтора года я тоже участвовал в осуществлении этого проекта. Потому я и оказался в списке приглашенных на неординарное событие - церемонию открытия синагоги.
    Тем временем намечаемое открытие синагоги "Хурва" привело к некоторому волнению среди арабского населения столицы Израиля. Оказывается, мусульманские проповедники усиленно распространяли слухи, что после церемонии мы, ее участники, собираемся подняться на Храмовую гору, дабы заложить там краеугольный камень будущего Третьего Храма.
    А что ? Неплохая идея... Правда, довольно фантастическая. Между тем, сообщили газеты, арабы намереваются забаррикадроваться в мечети Эль-Акца на Храмовой горе и своими телами защитить мусульманские святыни от разбушевавшихся евреев. В день открытия синагоги я своими ушами слышал по радио выступление арабского шейха из Галилеи, направлявшегося в Иерусалим, чтобы спасти святые места ислама от израильских погромщиков. Непоколебимая уверенность в том, что израильтяне намерены сегодня же разрушить мечети Херам-аш-Шариф, Храмовой горы то есть, звучала в голосе шейха, говорившего на хорошем иврите.
    Другие источники оповещали мусульман всего мира, что после открытия синагоги главный раввин Израиля на вертолете пролетит над горой и сбросит на нее камень, символизирующий, как легко догадаться, краеугольный камень для основания Третьего Храма. Призывы защитить мечеть Эль-Акца сочетались с гневными осуждениями правительства Израиля и обещаниями немедленно начать очередную, тоже третью по счету, интифаду.
    Ну, а в Старом городе все было спокойно. Правда, количество полицейских и солдат в Еврейском квартале явно превышало среднесуточную норму, но и туристов, привлеченных необычным событием, было больше, чем обычно. За несколько часов до начала церемонии я воспользовался возможностью еще раз навестить "новорожденную", прихватив собой фотокамеру.
    На сцене перед синагогой шла репетиция.
    .
    Репетиция оркестра [А.Р.]
    .
    Одна из разрушенных стен прежней синагоги органично вписана в обновленное здание. Возле нее установлен "арон а-кодеш", место для хранения свитков Торы.
    .
    Здесь хранятся свитки Торы (арон а-кодеш) [А.Р.]
    .
    Противоположная стена украшена фреской с изображением райского сада.
    .
    Фреска на стене синагоги [А.Р.]
    .
    Под куполом синагоги расположены еще несколько настенных росписей с изображением святых для иудаизма мест. Одно из них - гробница Рахели в Бейт-Лехеме (Вифлееме). Чтобы сфотографировать эту фреску, мне пришлось залезть на самую верхнюю галерею синагоги.
    .
    Фреска
    .
    Забравшись так высоко, я уже не мог не сделать несколько снимков Старого города, хотя погода и не благоприятствовала фотосъемке - воздух был запылен мельчайшими крупицами песка, прилетевшего к нам откуда-то из пустыни :
    Ближайший сосед синагоги - минарет, установленный арабами на этом месте после разрушения "Хурвы" в 1948 г.
    .
    Минарет по соседству с синагогой [А.Р.]
    .
    Церкви Старого города, включая купол Храма Гроба Господня (слева)-
    .
    Церкви Старого города [А.Р.]
    .
    Улица в Еврейском квартале -
    .
    Вид сверху на Еврейский квартал [А.Р.]
    .
    Храмовая гора и "Купол на скале" -
    .
    Вид на Храмовую гору [А.Р.]
    .
    Наконец, в назначенное время мы подошли к синагоге и, предъявив на контроле приглашение, прошли на место события. Я как завсегдатай "Хурвы" уверенно провел свою спутницу в зал. Там я заметил в нижней части "парохет" - занавеса, закрывающего священные свитки, храняшиеся в "арон а-кодеш" - знаменитую библейскую цитату "Если забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет моя правая рука".
    .
    Если забуду тебя, Иерусалим... [А.Р.]
    .
    Публика понемногу собиралась, и, как всегда в подобных случаях, началу торжественного мероприятия предшествовало небольшое угощение на специально выделенной для этого площадке. Среди гостей то тут, то там слышалась русская речь, в основном из уст не по-израильски одетых женщин и мужчин. Здесь необходимо сказать о спонсорах возрождения "Хурвы". Эта честь принадлежит Вадиму Рабиновичу, Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, пожертвовавшим немалые деньги на строительство синагоги. Естественно, что спонсоры и сопровождающие их лица составляли немаловажную часть среди приглашенных на торжественное открытие.
    Главная роль принадлежит, без сомнения, Вадиму Рабиновичу. Честь и хвала ему, такое пожертвование, мне кажется, намного важнее самых удачных капиталовложений. Что прибыли ? - они останутся на страницах финансовых отчетов и в банковских анналах, а вот синагога стоять будет, надеюсь, долгие века...
    На всякий случай и в назидание потомкам имена спонсоров запечатлены на памятной доске -
    .
    Памятная  благодарственная надпись  [А.Р.]
    .
    А вот и сам Вадим Рабинович в окружении телекамер -
    .
    Главный спонсор в окружении репортеров.  [А..Р.]
    .
    Количество фоторепортеров и просто фотографов-любителей, вроде меня, зачастую не позволяло приблизиться к месту событий и снять что-то более-менее путное. Когда главный ашкеназский раввин Израиля Иона Мецгер устанавливал "мезузу" у дверей синагоги, мне удалось сфотографировать только поднятые руки с фотокамерами, но не саму церемонию -
    .
    Фоторепортеры налетели [А.Р.]
    .
    И завершу я свой репортаж внесением свитка Торы в синагогу -
    .
    Вносится свиток Торы [А.Р.]
    .
    Итак, свершилось - 62 года спустя после варварского разрушения, синагога "Хурва" снова возвышается в Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме.
  • Комментарии: 2, последний от 20/03/2010.
  • © Copyright Рубинсон Александр (alexrubinson@walla.co.il)
  • Обновлено: 20/03/2010. 13k. Статистика.
  • Очерк: Израиль
  • Оценка: 7.26*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка