БИОЛОГИЯВ ЦЕНТРЕ ЦИВИЛИЗАЦИ ОННОЙ РЕВОЛЮЦИОННОСТИСОВРЕМЕННОЙ ЭПИСТЕМЫ
И эта проблема, и тоже на первый взгляд только может пока заться надуманной и еретической.Ведь революция на левом фланге биологии отсчитывает только третий десяток лет, все громче слышны ее раскаты в генной инжинерии и биотехнологии, и пр.Мы даже всерьез надеялись, а часто и ныне так делаем, что "основной вопрос биологии",-познание сущности жизни,-будет-таки разрешен непре менно на этом фланге, а панацеею при этом обязательно станется методология био-редукционизма.
Однако и в этом случае может пригодиться то самое "другое" сра внение, т.е., оценка биологического познания и особенно его теорети ческой надежности, исходя из ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ проблема тики, только что нами об сужденной,-КПЧ и ноогенеза.В таком, ис тинно-цивилизационном подходе, однако, молекулярная билогия выглядит уже совсем иначе...
Уже стало ясным, что сущность жизни на этом подступе к ее тай не нам - так и не раскрылась, а сама методология редукционизма связана в основном только с эмпирическим знанием.Сведение к пра-элементам крайне сложного и историчного ноумена жизни и БИОГОНИИ, КАК ЦЕЛОСТНОЙ ГОНИИ ЗЕМНОГО БИОСА, требует последующего применения как теории развития, принципа историзма, так и вообще всей обоймы средств диалектики (понимаемой, правда, все еще нами неверно - как теория только и только САМОразвития).
ХХХ
Более того, стало очевидным и то, что сущность жизни при по мощи одной только редукции - принципиально не может быть рассекречена, а абсолютизация самой редукции выво рачивается куцей робинзонадою и другими методологическими неприятностями.По словам академика Энгельгардта, надеяться, что такое возможно,- равно тому, чтоб надеяться построить теорию электричества, пользуясь при этом одними лишь диэлектриками...
Тем временем ноогенез уже сформулировал сверхзадачу для био логии в плане не только целостного и надежного теоретического по знания Биоса, но и обеспечения ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИМЕННО стратегии управления Биогонией.Увлечение редукцией, ежели оно чрезмерно, может привести, и приводит к самым серьезным после дствиям.Будь то потеря ясности для биологии видеть именно целост ность и историчность Биоса, а также и главное,-видеть человека в качестве цивилизационной меры всех (а ля Протагор как-бы) вещей и для биологического познания.
Концентрация преимущественного внимания исследователей то лько на левом фланге биологии способствовало тому, что другие стра тегические его направления сильно пострадали от этого.Так и оста лась великой незнакомкой для биологии тайна онтогенеза, крайне важная и в человекознании, нами совершенно недостаточно познаны уровни организации Биоса выше видового,-биоценоз и биосфера.Да и в самом дарвинизме (ныне - СТЭ) осталось еще много и существе нных белых пятен.
В случае же принятия системы координат ноогенеза, становится очевидным то, что именно на этих направлениях биологического познания и лежит основная цивили зационная ответсвенность,-ибо управление Биогонией (перевод биогенеза в ноогенез) возможно толькона уровне именно биоценоза и целостной (вряд ли уже такой и це лостной, и по нашей же вине!) Биосферы.
ХХХ
Теоретизация биологии с использованием методологии биологи ческого редукционизма, даже в попытке ее гибридизации с системо логией (и особенно системно-структурным подходом) тоже не во плотилось в желанную действительность.А ведь век биологии - именно как новая НТР - возможен только при условии, ежели биология станет наконец-то теоретически надеж ным ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ донором,- по крайней мере, для натуроведения.
Тем временем она занимает трон лидера оного, оставаясь подо зрительно схожей с известным героем Майн Рида,-всадником без головы.Наши надежды на редукцию и не могли сбыться, так как эта методология, ровно как и сугубо формальная все еще системология,-мало еще коммуникабельны именно с главным параметром Биоса,-его эволюционной историчностью, да и с сущностным парамет ром его - ПАН-АГРЕССИВНОСТЬЮ БИОСИСТЕМ, прав да, вовсе не исключающей, в отличие от нас, консуменсов, и такого же тотального био-альтруизма.
Системная методология же сама страдает от недостаточной систе мности, и, главное, остается явно еще не стыкуемой с принципом ис торизма (=эволюционизма, ежели строже) и даже с идеей развития. И этот разрыв никак не может быть ликвидирован путем весьма уж отдаленной гибридизации, которая чуть было не получила место под Солнцем в виде "системно-исторического подхода", радетелями кото рого выступали И.Фролов, Э.Маркарян, М.Каган, и др.
ХХХ
Во избежание недоразумений и обвинений в базаровском ниги лизме, мне следует все же хотя бы резюмировать тезис о методоло гически-цивилизационной именно недостаточности современной био логии.
Во-первых, биология и ныне не может ответить на свой основной вопрос,-в чем же заключается сущность жизни. Естественно, что в силу этого на уровне гипотезы только остается как изначальная для биологии проблема возникновения жи вого на Земле (и вне оной!), так и завершающая биологию проблема антропогенеза.
Во-вторых, нельзя слишком оптимистически оценивать теоре тические потенции биологии, ежели в ее концептуальной системе все еще остались, грю, во-истину агромадные бреши: онтогенез, биоценоз и биосфера все еще не познаны, даже на уровне эмпирии во многом.
В-третьих, биология и впрямь недосаточно теоретизирована В ГЛАВНОМ ИМЕННО ДЛЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОД ХОДА, - нету общей теории Биоса (ТЕОРИИ БИОГОНИИ), и даже некоего аналога теории Эйнштейна в физике.И именно сие требует безотлагательных мер в ноогеническом кон тексте.Тем временем все многочисленные попытки биологов (одних только оных!) создать общебиологическую теорию успехом пока никак не увенчались.
В-четвертых, биология еще не выработала и достаточной системы собственных методологических принципов, что отчасти хотя-бы сделано той же физикою.Автоматический пере нос же методологии физики и других "точных" наук в лоно биоло гии,-ничего путного, акромя путаницы еще не дал.И дать никак не может, вестимо.
В-пятых, биология оказалась абсолютно неготовой дать НАДЕЖНЫЙ теоретически-цивилизационный ответ на вызовы, брошенные ей со стороны мегапроблематики как Инферны. И особенно остро ее методологическая импотенция ощутима в контуре самой главной для КПЧ мегапроблемы - БСП.
В-шестых и главное,-основной методологически-циви лизационной слабостью биологии остается ее куриная слепота касательно КПЧ.
ХХХ
Моя точка зрения, как отмечал уже, и сводится к тому, что про цесс лидерства и теоретизации биологии совмещен эн блок с станов лением КПЧ доминантою всей новой эпистемы.И главное,-что теоретизация биологии возможна только и только в этом процессе (а никак не в виде варки в собственном соку),- в системе БСС именно и только!
Ибо не что иное, а именно биологическое познание, особенно на выходах его к познанию БСПР человека,- поднимает столько и так важных проблем этико-гуманистического, софийного плана, что иного пути для ее теоретизации просто нет.
Логика при этом довольно проста и даже элементарна.Биология становится последним одиночным лидером натуроведения (и всей эпистемы частично), тем самым обустраивая концептуальный плац дарм дла новой НТР- века биологии.
На этой основе биология... самоотрицается (а мы ей по можем в этом деле) в таком, лидерском качестве, и - пу тем непременного подключения в русло БСС - выводит к трону последнего группового лидера старой эпистемы име нно развивающуюся систему софийного уже БСЗ.Весь этот процесс, как составная процесса решения убер-проблемы КПЧ, сопровождается ноогенизацией наличного типа Техне, а посредством этого,-и самого СД, особенно способа производства.О других ФП придется писать мне позже, да и так получается вроде как гармония сфер.Ибо именно СД и есть основной локомотив эволюционной истории рода-в-триаде.
ХХХ
В силу того, что именно биология, порой решающим образом и уже в наши дни, вводит в эпистему проблему КПЧ, как сущест ва целостного, ибо биосоциально-цивилизационного,-эпицентр революционности наличной науки и смещается на пра вый фланг биологического познания.
И именно здесь уже формируется система нового, контактного и междисциплинарного синтеза и знания, который и становится пио нером и первопроходчиком исторически (ноогенически!) новой эпис темы - Пангносиса.Если и не единственным таким пионером, то по моему убеждению,-главным оным.Однако в этом плане кроме БСС и БСЗ иных путей я и не вижу. Приоритет социального подхода, харак терный для марксизма, - именно в такой конкретизации теорети чески-цивилизационного историзма и выражен, что просто очевидно, полагаю.По крайней мере отличие БСС от социобиологии - огромное, и вовсе не только в том, что она так и остановилась на...новом генетическом флюсе в человекознании.Различие агромадное - именно в методологии.
ХХХ
Еще конкретней говоря, только посредством БСС ны не и возможно совместить эн блок все ФМ,- как фундамен тальные именно исторические миссии человека, все ФП, - как целостный СД, и все ФО,- как целостный и эволюци онно-исторический контур его Бытия и Духа в родовом измере и в векторе ноогенеза,-триаду род-ойкумена-нату ра.
В контексте сказанного становится также ясным и то, что мето дологические основания биологии нам еше только предстоит закла дывать, и не где-то в ином месте, а именно в горниле БСС. Закладка фундаментов теоретической биологии, главное, вовсе не ограничивается лишь голой логикой науки или только методологией, не смотря на Ананке и этого звена.Пред нами поставлена и еще одна ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ убер-задача, и вряд ли менее грандиозная, нежели теоретизация биологии в традиционном смысле наукове дения.
Принимая систему координат ноогенеза в науке, приходится еще и еще раз акцентировать то, что самая большая цивилизаци онная беда современной биологии,- уже отмеченная мною ее слепота касательно КПЧ, именно как меры социальности и гуманистичности самого биологического познания.
В довольно богатой литературе по "философии биологии" (а уже и в Расее объявилась и "биофилософия",-как убер-аж-нонсенс же!) марксистского толка только в самое последнее время предпринима ются попытки увязать проблематику биологии с проблемой человека в науке.Нескромно получается, но происходит сие в СССР именно после публикации работ диссертанта.Более того, явно наблюдаема и седо-древняя традиция (в ней грешок - и на душе великого Плато),-плагиат.Но в диссертации об этом писать,-по крайней мере, опасно и неразумно.
Делается такая увязка все же вяло, аморфно, путем выдергива ния отдельных инвариантов КПЧ, и особенно - инвариантов БСП (осо бенно везет здесь эко-проблеме и демо-взрыву), а вовсе не целостно и комплексно, не СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО, на чем Лютером и стоит методология БСС.
Биология же, не видящая человека именно в ранге сво ей цивилизационной самоцели и меры всех вещей,- не столько пустое, но уже и все более опасное занятие, как известно! Сораведливости ради надо отметить, что пока иначе вряд ли и могло быть.Перекрест методологии и теории биологии с этико-гуманистическими вопросами эпистемы требует ведь тривиала,- наличия теории и методологии, как таковых.Пока же этого тривиала и не имеет места быть, к сожалению.
ХХХ
Той же справедливости ради следует отметить и то, что надежда все же не только пацанов питает,- ибо и КПЧ, и продвижение биоло гии к позициям БСС -уже начались, хотя и стихийно, хаотично, но все же.
Пока же все еще дает о себе знать инерция, которую назвать ина че, чем биофобией никак и не выходит.Главное в том и заключа ется, что сия методологическая слабина вовсе не создает противовеса "биофилии" Уилсона и других социобиологов.Она присуща именно ультрасоциологическому подходу, как куцей робинзонаде, особенно в тех разах, когда он претендует на подмену подхода философически-цивилизационного к проблеме КПЧ (монизму диалектики, иными словами).Проявляется же биофобия дико многолико, но в дис сертации ее критикой заниматься я тоже не могу.
Главное в том, что именно и только БСС и преодолевает все та кие методологические слабины познания в сфере КПЧ и особенно БСП. Ибо его целью есть во-истину вроде как тривиал,-отраже ние в единстве понятий материального единства мира, которое (= Сущее) в контуре нашего эволюционно-исторического Бытия проявляется именно и только посредством ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ УЖЕ ПРОБЛЕМЫ - БСП!
И уж точно не мое дело доказывать тривиал, что такие фобии свойственны идеализму и метафизическому материализму домарк сова уровня, а вовсе не философии Маркса.
Развертывающйся на наших глазах ноогенез тем временем уже поставил, и продолжает ставить перед биологией цивилизационные задачи и цели все более крупного и ответственного калибра.
Ответить же на такие ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ вызо вы биология может только путем: а/ наведения порядка в собственной методологии и гносео-системе, и б/ путем тес нейшего взаимодействия с проблемой КПЧ.При соблюдении этих условий, восприняв триадный МС в ноогеническом его векторе,- биология несомненно сыграет выдающуюся роль в КПЧ.Она должна стать концептуальным донором натуроведения, основным руслом его гуманизации, способствовать тем самым созданию Ноотехне и стать важной теоретической основой ноосферы.
ХХХ
В этом плане особенно актуальным становится вопрос о био социальной свободе человека, и в первую очередь,-в области Патоса (заболеваемости).Все более богатая его сфера должна же стать когда-то управляемой, иначе все наши карсивости насчет нового человека, как самоцели истории,- так и останутся на уровне пусто словия.
Болезнь в виде ограничения свободы человека,-тем временем ос тается явно неуправляемой, и вовсе не только из-за "казарменной" бедности теоретической медицины.В методологическом плане она ныне, кстати, ничем сущностным и не отличается от ветеринарной медицины, разве что тем, что доктор последней имеет право отпра вить своего пациента на бойню...
Вся история медицины (как фундаментально-цивилиза ционного знания о здоровье человека, в моем понима нии),-это унылое только следование из одного кризиса в другой, еще более глубокий и жестокий именно и только.Ныне же этот комплекс наук о человеке (более 300 дисциплин) попал в такой убер-криз, какой ему отроду и не снился,- именно в противостоянии га лактике нового типа Патоса,- так называемых БОЛЕЗ НЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Маркс в свое время отзывался о медицине не сильно лестно (прав да, полностью сии его слова цитируются почему-то редко): "Что та кое болезнь человека, как не стесненная в своей свободе жизнь? Пос тоянная врачебная опека превратила бы жизнь во зло, а человеческое тело - в объект упражнений для медицинских коллегий.Разве не жела тельнее смерть, нежели жизнь, состоящая только из мер предупреж дения против смерти?" .
Я еще буду касаться вопроса о биосоциальной свободе и несво боде в будущем.Здесь только отмечу, что наличествует ведь и гораздо более широкое поле биосоциальной несвободы человека.
ХХХ
Она заключена в том простом факте, что человек и ныне в своей социально-цивилизационной роли во многом абсолютно зависит от того биосоциального субстрата, который достался ему в акте рождения. Особенно это касается генотипической зависи мости нашей психики, способностей (и даже потребностей) и талантов.
Горькие для медицины слова Маркса - даже с большим основа нием относимы и к этой области.И здесь весь наш треп о новом, гар моничном человеке просто повисает в воздухе до тех пор, пока мы не научимся надежно познать свой же субстрат и те "дары природы" (по Марксу), которые нам достались при рождении.Не только бедная медицина, но и педагогика только тогда и приблизятся к позиции научности,=адекватности, когда смогут достоверно сказать,-что из себя представляет каждый Иванушка и Анушка, которые пришли первый раз в первый клясс, и что с ними надо делать такого, мудро-цивилизационного, чтоб ихние дарования раск рылись бы полностью, на благо ихнее и свободного социу ма.
Главное, однако, в том, что как важнейшие соцзаказы ноогенеза, так и сама "гносеологическая миссия" биологии в становлении нооге нической эпистемы локализованы именно в контуре БСП,- и именно в качестве "самой глобальной" из всех мегапроблем современности. Именно этой причиной обусловлено и то, что биология самым реши тельным образом и фронтально (но все еще хаотично) занялась пере дсилокацией центра революционности из своего левого фланга на правый, сиречь, именно... в главный ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ стык науки современности.
И именно в этом реально осуществляется процесс единения КПЧ, как доминанты новой эпистемы, и продвижения биологии к трону последнего одиночного лидера натурове дения,- и имен но в виде новой революции в науке, которая должна же статься наконец... мудрой!
Революционность событий, здесь уже происходящих или только еще обозначенных, главное,- далеко выходит за рамки собственно биологии и натуроведения.Обеспечивая, повторяю, не что иное, а именно цивилизационный старт-плацдарм для Пангносиса, только первозданным изначалом которого есть БСС,-биология имеет огром ное значение в ноогенезе и его науке.
ХХХ
При этом в порядке очередности происходит, или же будет происходить:
А) диалектическое снятие биологии молекулярной,-в ранге наибо лее революционного стыка,- с переводом и ее в высший для ноогене за ранг БСС (отчего она вовсе и ничего не проиграет, наоборот),
Б) самоотрицание биологии в качестве последнего одиночного лидера натуроведения, при этом время пребывания у власти ее сильно сокращается по сравнению с лидерством таким физики;
В) главное,-в горниле данной революционной ситуа ции, на биосоциальном фланге биологии,-уже формирует ся система исторически-ЦИВИЛИЗАЦИОННО нового зна ния (нелинейно сложного, что и главное, по сравнению даже с мономерной социобиологией),- БСЗ,- как результат действия тоже исторически новой (и тоже нелинейной) системы междисиплинарного единения науки - БСС,- вы ступающей уже в самом прямом смысле пионером и впе ред-смотрящим ноогенической эпистемы, и групповым ее лидером.Это и есть система биосоциального синтеза науки и ее результат - саморазвивающееся биосоциальное знание - в качестве контактно-цементирующего для эпистемы в целом и уже софийного.
ХХХ
Крайне фрагментарный анализ "фоновых" исследователских за дач диссертации подводит меня к моменту, когда я должен предло жить и СОБСТВЕННЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННО-БИОСО ЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД.Но учитывая лапидарно уже оговорен ный ключ решения этой проблемы, посылки, отграничения и в об щем-то достаточную освещенность развиваемого мною подхода в моих публикациях, я и дальше вынужден оставаться предельно кра тким и сердитым.
Но перед тем, как перейти к обоснованию биосоцподхода в ка честве методологически-цивилизационного алгоритма для КПЧ, надо провести очередной промежуточный аудит.
ХХХ
--
Современная наука остается все еще принципиально недостаточной для решения цивилизационных задач ноогенеза. Особенно и главное даже,-в области своих теоретических потенций и методологических оснований.
2.Однако это вовсе не означает, что достаточно простого метафи зического отрицания для создания адекватной ноогенезу эпистемы. Более того и самое важное в этой связи,-в ней уже определились и стихийно развиваются глубинные ноогенические тенденции, которые и должны перерасти в сущностно-цивилизационные параметры ноогенического, софий ного Пангносиса.
3.Особенно важным в этом плане является становление проблемы КПЧ цивилизационной доминантой всего научного поиска современности, и в первую очередь,-именно с позиции БСП.
4.Так как ноогенез требует волевого и мудрого строительства науки от фундамента и до крыши, что и означает сознательную ее диа лектизацию,-главное наше внимание д.б. уделено именно цивилизационному руслу единения науки в рамах БСП и процессу выдвижения биологии на позицию лидера нату роведения эн блок с процессом мужания проблемы КПЧ, в качестве основной ноогенической пассии всей эпистемы.
5.Уже определившийся контур наибольшей революционности на биосоциальном фланге биологии показывает, что теоретизация этой науки (= век биологии, как новая НТР) должна непременно сопровождаться ее сознательной диалектизацией и софизацией единовременно.
Совпадение этого центра революционности с главным стыком наличной эпистемы тоже имеет далеко идущие последствия.Именно отсюда начинается развертывание Пангносиса, с этого же плацдарма также уже осуществляется этизация и гуманизация науки.
Иными словами, именно это пространство го нии Пангносиса обеспечивает развертывание нового круга познания, или,- что то же самое,- революцион но-цивилизационное снятие современной эпистемы Пангносисом, как эпистемой, уже надежно-адекват ной задачам ноогенеза.
ХХХХХ
ОБ ИСХОДНОМ ЦИВИЛИЗА ЦИОННОМ РУБЕЖЕ СТАНОВЛЕНИЯПАНГНОСИСА
С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-исторической области мате риализм неизбежно должен изменять свою фор му.А с тех пор, как и истории было дано мате риалистическое объяснение, здесь также откры вается путь для развития материализма.
Ф.ЭНГЕЛЬС
Строительство науки логичным, цивилизационным путем,-от фундамента именно, и особенно запросы повсемерного синтеза зна ния в русле КПЧ с необходимостью требуют определения ИС ХОДНОГО, И ИМЕННО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РУБЕ ЖА для такой работы.Для этого требуется, вестимо, и адекватное понимание самого оного фундамента.
Но я уже отмечал, что для меня этот вопрос есть на уровне аксио мы,-в качестве такого методологического и гуманистичес ки-софийно-цивилизационного фундамента науки может и должна же наконец выступать только научная тоже фи лософия.
В крайне разветвленной и находящейся на стадии брожжения еще проблематике КПЧ нет ныне вопроса более актуального, чем прокля тый оный в виде "С чего же начинать?".Социальные запросы нооге неза тем более делают этот вопрос не только первоочередным, но и безотлагательным и для эпистемы, и даже для теории коммунизма.
С другой стороны и главное,- этот вопрос ныне выступает и в виде ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ вариации на тему старого как мир вопроса: Кво вадис, го мо? Или же вопроса, так полюбовного вечно метущемуся хозяину замка Эльсинора...Я уже несколко раз акценти ровал, что в качестве такого исходного рубежа, наиболее ре волюционного в современной эпистеме, выступает именно и только БСП,- и именно как главный методологически-цивилизационный путь самопознания рода-в-триаде.
Именно эта, наиглобальнейшая из мегапроблем современности, уже четко обозначила и тот контур теоретического пространства, в котором только и берет начало тоже беспрецедентный круг познания. Беспрецедентный потому просто, что в отличчие от того, начатого физикой, он охватывает ведь не только нату ро ведение, но самым решительным образом всю эпистему.
Еще важнее здесь то именно, что только с этим кругом познания нам и остается связывать надегу даже на нормальное (не "светлое") будущее, ежели приглянемся внимательней, по крайней мере, в то, чем, как АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ И ПАН-СУИЦИДНЫМ УЖЕ и грозится для нас Инферна в качестве макабрического единст ва мегапроблематики.В этой связи особую значимость приобретает уже отмеченная мною исторически новая форма междисциплинар ного синтеза знания,- БСС и рождаемая в ее недрах система тоже беспрецедентного знзния,- БСЗ.
Хочу по этому поводу только еще в одном разе подчер кнуть, что этот подход развивается мною уже с 1970 года. Акцентирую сие вовсе и никак не в дименсии нарциссизма, оданако.
Во-первых, еще раз должен настаивать на своих приоритетах по отношению к социобиологии, а отчасти и к Л.Гумилеву, и П.Кууси. Во-вторых и главное,-некоторые коллеги из ИФАН (д-р Карпинская, в частности и особенности), сперва бывшие моими опекунами и даже соавторами, впосдледствии просто и нагло присвоили многие из моих идей.Это - элементарно неэтично, и мне не хочется по-просту больше говорить об этом.Но главное-то должен же я выяснить. Кстати, имен но в силу этой некрасивости так много оказалось в диссертации и самоцитирования, которого я вообще не переношу.Но в таких пикант ных ситуациях-воленс ноленс же приходится защищаться (и вовсе не от ВАК)...
ХХХ
Вряд ли есть необходимость на данной стадии проработки проб лемы вдаваться в гносеологический анализ самых этих понятий, что я и оставляю на суд научной конструктивной критики.Я вовсе не думаю, что сами понятия типа "биосоциальное" содержат в себе изна чальную греховность, и даже почему-то...традицию позитивизма, как умудрились полагать некоторые авторы, скажем, В.Орлов, К.Тарасов, и другие.
И биосоциальное, и социобиотическое, только не дико разно калиберное "социально-биологическое" же!- одинаково ущерб ны, ежели учесть тривиал, что в них вкладывается порой прямо противиположный смысл.Дело, т.о., и в данном случае вовсе не в слове, а в самом деле, в понимании сути того явления, которое таким словом и обозначается.И все же БСЗ,- методологически,-повторяю,- и сущностно=цивилизационно отличается от однобоко-камбало-образ ных "социобиологий", "социальных экологий", и пр.Ибо они, грю, учитывают только один ток познания,- и именно от социального, понятого как робинзонада, только идущий оный.
Иными словами, пред нами еще один вариант биофобии (и даже в той самой "биофилософии"!), только прикрываемый красивым вроде фиглистищем.Я уже и не говорю о том, что в самом таком сло ве сокрыто ведь... контрадикцио ин аджекто.Ибо тогда полагается искать или создавать и социальную физиологию, и даже, я не боюсь этого слова,- социальную гинекологию. Ибо все ведь у человека, и даже у фемины уже не дико-биотично и не сугубо биологично.
ХХХ
БСС и БСЗ в методологически-цивилизационном плане - это же *нечто* совершенно другое, шире и комплексней.Ибо определено "это" на перекресте по крайней мере трех токов в главном стыке эпистемы, как я уже писал.В горниле БСС, как вскоре убедится и оппонент, происходит именно всесторонняя конвергенция знания, взаимодействие основных его бло ков (или видов), а на этой основе и рождается именно качественно-цивилизационно новое такое знание, СОФИЙНОЕ уже оное.
Оное ведь сугубо специфично и нетрадиционно и в плане извеч ного вопроса для "человека спрашивающего",- в субъект-объектном срезе, и по ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ мерности предмета познания, гносео-средствам познания оного, а также и главное,-по социальным выходам (и целям) такого знания.Именно в силу этой нетради ционности БСЗ только и может обеспечить цементиро вание (но никак не известкование же!) новой эпистемы и стать пионером Пангносиса.
Социобиология же ничего подобного принципиально не может, как в настоящем ее виде, так и в будущем.И именно из-за методоло гической своей ущербности, как и пресловутая "социальная эколо гия", о которой и вовсе говорить не хочется.Они нежизнеспособны и потому еще, что гибрид этот получен в виде именно ... межвидового.
Контактирование напрямую столь разнокалибер ного в цивилизационном плане знания, да еще и остающегося на уровне редукции-робинзонады в ме тодологическом плане, - В ОБХОД НЕКОЕЙ ПРО МЕЖУТОЧНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ЕГО ФОР МЕ - просто не реально!!
А примеры типа биофизики и пр. нам ничем помочь тоже не могут ведь.Ибо очевидно же, что в данном случае мы имеем дело с синте зом знания внутри натуроведения, и токмо как робин зонады еще, что принципиально отлично от претензий той же социобиологии, скажем.Тривиал же об том, что главные отхрытыя делаются ныне на стыках наук,-тоже никак не спасоносен.Все дело и состоит в том,-какие именно науки там стыкуются.
Состыковать же отдельные блоки (= виды) знания, без софийного изменения их методологически-цивилизацион ных оснований в одну науку - принципиально невозмож но, полагаю.И в первейшую очередь,-методологически сие невоз можно.Ежели мы добьемся успеха в такой стыковке, то получим вов се и не социобиологию, а... новую исторически и качественно эпис тему.Вот и вся разница между моим биосоцподходом и Уилсоном со-товарищи...Я уже и не говорю о глубинной специфичности такой ро дительской формы, каковой есть человекознание,- со всеми его плю сами, минусами и агромадными белыми полями элементарного не знания. Все это и делает такие гибриды, как социобиология,- в луч шем случае схожими с дико бесплодным мулом, и никак не более того.
Вот почему БСЗ - это именно качественно-цивилиза ционно новый вид знания, и именно как РОДОВОГО ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ!!- целый уже континент оного, но все еще ожидающий своего Колумба или же, не дай, о са тана, Колумбихи.
ХХХ
Биосоцподход, т.о., есть и нетрадиционный, а то и отвергающий вовсе некие привычные нам позиции, что мне довелось слышать, и не раз.Кстати, это-тоже только к лучшему, и сие тоже - тривиально.Но ведь и в наличной литературе, посвященной этой проблематике, час то намекается именно на "специфичность" биологии человека по сравнению с дикой оной, антропогенетики -с общей генетикою, и т.д. К сожалению, почти без исключений даже,- такими рохлями-оговор ками дело и кончается.А