КАК ДВИЖУЩАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СИЛА НООГЕНЕЗА И КАК ГЛАВНЫЙ АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАОТИЗАТОР НАШЕГО БЫТИЯ И ДУХА
Современная НТР, как конкретно-историческое и однов ременно глобальное явление, выступает как хаотизатор и без того несчастного нашего Бытия и Духа, и одновременно, но по идее токмо,-в главной своей ипостаси,-как важнейшая движу щая сила (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ фактор) ноогенеза.
ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ сущность и челове ческая значимость НТР м.б. правильно поняты только в адек ватной системе координат, каковой и есть ФУНДАМЕНТАЛЬ НО-эволюционная история рода-в-триаде в формате БСЭ или Антропогонии.Путь робинзонад, так полюбовных и маркси стам,- выдергивание ее отдельных звеньев или сведение всего богатства ноумена НТР только к пресловутым ее последстви ям, нехай и цивилизационным оным,- это тупиковый путь, и не только в методологическом плане.
Важно видеть при этом как все ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ движущие силы самой НТР, так и все именно ИСТИННО-цивилизационные, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВ АТНЫЕ ее измерения, ибо они и есть главные.В этой свя зи становится очевидным, что мерой социальности современ ной и будущих НТР является тоже вовсе не ее последствия то лько, а самая глубинная и гуманично-цивилизационная миссия научного познания и техники,-служение человеку,на ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационное благо его.
НТР в принципе должна служить только великому делу тотальной И МУДРОЙ эмансипации рода-в-триаде, что очевидно, правда, только не в реалиях наличной, в большой мере АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ НТР.А также НТР должна помочь человеку в его адаптации,- как существу биосоциальному по содержанию ,- к лавинообразной смене среды обитания, вызванной именно самой НТР во многом и даже в решающем.Короче, НТР и есть покамест самое мощное (но никак не самое мудрое!) цивилизационное орудие в руках человека как демиурга ноосферы.
Цивилизационно-АДЕКВАТНАЯ установка НТР должна быть нацелена на расширение границ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОЙ универсальности человека, которая по словам Маркса "проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело".Иными словами, НТР способствует практическому осуществлению универсального человека в будущей ноосфере, реализации его высокой миссии стать демиургом своей же, НО УЖЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОЙ истории.
Кроме других цивилизационных задач для НТР возникла и проблема обеспечения человека достойной его техникой , которая по Марксу есть "природный материал, превращенн ый в органы власти человеческой воли над природой, или в ор ганы выполнения этой воли в природе.Все это - созданные че ловеческой рукой органы человеческого мозга, овеществлен ная сила знаний".
Однако есть в данной связи и еще один важный момент. Дело в том, чтодо сих пор становление человека человекомФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНЫМ шло только в обход, путем очеловечения (или часто наоборот=расчеловечения) исключительно внешней только природы, т.е., анти-цивилизационно.
В этом процессе, опосредованно и до сих пор только сти хийно-хаотично, исключая напрочь сознательность и целепо лагание, посредством известного в кибернетике принципа "чёрного ящика",-становилась человеком и его подкожная при рода (= БСПР).Маркс отмечал в этой связи, что для того, что бы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, человек приводит в движение принадле жащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и паль цы.Воздействуя посредством этого движения на внешнюю при роду и изменяя ее, он тем самым изменяет и себя.
Но это есть именно ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ, стихийный и обходной путь, и иного до сих пор ни наука, ни практика не предполагала и не требовала вовсе!
Совершенно иное дело сейчас, когда наука хаотичными прорывами выходит именно на прямую "переделку" БСПР, а общественная практика = СД тоже требует прямого улучше ния нашей природы (особенно в векторе космизации нашего СД, вплоть до переселения Гомо сапиенс из гибнущей впропа лую уж Геи).И в этом нет и не может быть ничего преступно го или антигуманного, ежели все сие будет делаться мудро-цивилизационно и на благо человека.Промедление в этом деле или фобия евгеники такой прабы, какова она была в Райхе или в некоторых странах Запада и в СССР,- может ныне стать тоже страшным преступлением пред родом и человечностью...
Иными словами, то, что эфемерно еще предполагалось в качестве цели евгеники ее отцом Гальтоном,- ныне становит ся зачастую самой неотложной ЦИВИЛИЗАЦИОННО-СПА СОНОСНОЙ задачей, и поэтому в близком уже будущем наука евгеника несомненно займет достойное место в системе БСС,- какФУНДАМЕНТАЛЬНО-СПАСОНОСНОЕ именно знание.
Человек-СОРОДИЧ = ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ предпосылка, субъект и самоцель истории рода-в-триаде, настоящее и будущее его ФУНДАМЕНТА ЛЬНО-АДЕКВАТНОГО Бытия поэтому и выступает в качестве единственно-цивилизационно-АДЕКВАТНОГО критерия, на основе которого мы только и можем понять ноумен по имени НТР, во всей его сложности и контраверсности.
Именно этот СОФИЙНО-цивилизационный критерий и никакой другой, есть также основополагающим и в процессе вскрытия механизмов синхронности внутреннего хода НТР и ЦИВИЛИЗАЦИОННО-социального движения современности, которое обзывать "соцпрогрессом" для меня становится невыносимо трудно...Вот почему я настаиваю на необходимости системы координат ноо генеза именно.Ибо и в условиях социализма (о капитализме и анархии его СД я и не говорю пока) наши ФО становятся су губо хаотичными.
Главное в том и состоит, что сама НТР, как наиболее досихпорно хаотичнаяИ АГРЕССИВНАЯ форма познания и бытия самой техники,- сильно начинает катализировать такой, и без того вселенский,ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СУИЦИДНЫЙ хаос-террор исторического Бытия. Тогда даже наши красивые слова о коммунизме становятся слюнявым "соловьизмом" и ничем иным.Однако и этот вопрос следует отнести к ряду мало ис следованных, не смотря на те торнадо литературы, посвящен ной проблематике НТР.
ХХХ
Я поэтому и определяю главную истинно-цивилизационную, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНУЮ миссию НТР в виде ее становления главным фактором ноогенеза.
Это выражается в ее способности помочь человеку МУД РО очеловечивать как внешнюю природу, а также вторую он ую,-как очеловеченную, так и особенно расчеловеченную, и главное,-свою же БСПР, помочь гармонии раскрытия его родо вых сущностных сил на его же благо.Вот почему БСПР и ста новится предметом анализа все большего числа наук и даже их блоков, среди которых методологочески главная роль при надлежит несомненно БСС и БСЗ.
Именно поэтому процесс выдвижения КПЧ в ранге СОФИЙНО-цивилизационной доминанты всего научного поиска современности сопряжен со становлением биологии лидером натуроведения, что практически и реализуется в контуре БСС и БСЗ, и только в нем - В ПАНСИНТЕЗЕ И ПАНГНОСИСЕ.
И все же, несмотря на явную уже передислокацию стра тегии науки, вопросов в данной области (супер-проблема "Че ловек и НТР") поднято куда больше, нежели наука может дать на них ответов,- в ранге именно надежных, ибо мудрых оных. Особенно важен сей разрыв в сфере РОДОВОГО самопозна ния, а в нем - именно в сфере познания человеческой природы , той самой БСПР. Более того, этот аспект человекознания= РОДОВЕДЕНИЯ все еще с немалыми трудностями только за воевывает место под Солнцем и в марксистской философской литературе.
Зачастую же познание материальности и субстантивнос ти человека сопряжено со всякими идолами а ля Бэкон и фо биями, опускаясь при этом и на домарксовый уровень.Тем вре менем как субстрат человека, так и целостная его БСПР,- вов се не теряя пуповинной, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗА ЦИОННОЙ связи с Биосом,- сугубо специфичны=именно биосоциально-цивилизационны, ФУНДАМЕН ТАЛЬНО-АДЕКВАТНЫ.
Понятие БСПР и есть вводом в систему координат ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ триады человека,- в ранге универсально-тотального - ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО РОДА-В-ТРИАДЕ.Как творца и носителя ФУНДАМЕНТА ЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-социальной формы материи=СУЩЕГО,- высшей, насколько мы можем ныне знать.
Иной ее разновидности нету, ибо "вторая" природа,-это результат СД универсального человека, биосоциально-цивили зационного "по натуре", и только такового.И опредмеченные силы самого человека, и общественные отношения (троянский конь сгущенного социологизма, потому и вульгарного оного), понимаемые в обход человеку, как целостно-биосоциальному = ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННМУ существу,- просто нонсенс.
В субстратном подходе, имеющем сильные синтезирую щие потенции для эпистемы, понятие БСПР имеет целый ряд преимуществ пред другими подходами, не исключая и надеж ность категории ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ, ФУН ДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОЙ сущности человека.Оное понятие явно более адекватно часто пользуемого понятия "биологическая природа человека", ибо сие и есть подневоль ный артефакт биологизации человека в виде... убер-социоло гизма.Бывает и такое, дикое, и гораздо чаще, чем хотелось.
Главная методологическая нагрузка касательно БСПР падает на категорию диалектического снятия. Можно априорно пока сказать, что и она в сферах ро дового человекознания имеет серьезные отличия от общепри нятого гегелевого ее вида (однобокое снятие низшего - выс шим).
Ибо в контуре БСПР снятие идет вовстречных ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ИЛИАНТИ-ОНЫХ направлениях, вовсе не только меж биотическим и социальным, а еще и духовно-СОФИЙНЫМ.В диссертации сие снятие называетсявстречным тройственным ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ снятием, и я настаиваю именно на таком виде диалектического снятия в контуре БСПР.
БСПР охватывает вовсе не только все то, что роднит че ловека с Биосом.Главное, она выражает сущность того, чем конкретно человек отличен, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационно именно от дикого Биоса, что и означает то, что БСПР адекватно понять возможно только опираясь на диалектическую концепцию развития.
Причем я настаиваю на дополнении и этой концепции цивилизационно-управленческим азимутом,что и выражено реально в становящейся теории ноогенеза,- как инварианте БСС и Пангносиса) именно.
Важно и то, что все это понимать нам должно именно ис ходя из позиции триадного МС, а не сводить трактовку приро ды человека к дарвинизму и дикой биологии вообще. Нахо дясь в сложнейшем взаимодействии со всесторонней сущнос тью человека, его БСПР (в качестве именно ФУНДАМЕНТА ЛЬНО-цивилизационного содержания ноумена человека) силь но детерминируется и последней, разумеется.
БСПР выражает в работе именно торжество принципа биосоциально-цивилизационно-ФУНДАМЕН ТАЛЬНОГО монизма,- в пику рядоположению и дуализ му тех инвариантов родового человека в обычной трактовке. Это же исключает напрочь и допущение некоей "биосоциаль ной сущности" человека, как это порой случается, даже у марк систов.
Как уже допредельно ясно, в капитализме человек не есть и быть не может самоцелью общественного развития, как не есть он и самоцелью НТР там.В конечном итоге именно в силу сего этот последний могиканин античеловечного строя в предыстории Антропогонии,-не только в классовом, но и в гу манистически-цивилизационном плане несовместим с НТР.И именно в силу этого капитализм лишен серьезной ис торической перспективы, что, однако, вовсе не означает скоро течную его погибель.
Качественно, исторически-цивилизационно новой вехою в реализации гуманистической миссии науки (социализма) ны не обозначено постепенное, но неуклонное переключение ос новных ее усилий и стратегии поиска на всестороннее и глу бокое познание самого человека, как рода-в-триаде. Необходимо, однако, отметить, что проблема КПЧ в современной эпистеме материализуется в виде Ананке-образной необходимостилишь, и никак не более пока.
Этого именно и требуют задачи и цели ноогенеза в общ ей картине развертывания содержания современной эпохи. Это означает, что все еще стихийное и неуправляемое снятие биотического тожебудет заменено мудрым и гуманным, ИСТИННО-цивилизационным управлением в контуре сего снятия, что и будет означать гуманную роль евгеники, как одной из стратегий БСС и БСЗ.
Формою для такого управления собственной природою человека есть гармонизация и управление его эволюционно-историческим Бытием ин корпоре, что в коммунистической перспективе и есть главное.Человек, как самоцель современ ной НТР, уже достаточно просвечивает и истинный смысл про цессов ее саморазвития. (К сожалению, пока только в ранге беспрецедентной по мощи мегализации хаоса и террора по знания как АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ФП).
Именно в этом контексте становится очевидным как ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационная ограниченность сов ременной, так и неизбежность качественно новых НТР. Как я уже отмечал, в двери уже стучится век биологии в ранге новой НТР, на нем в определенной мере обоснованный взрыв кибер нетики и инфо-техники (только нам следует никак не поддать ся именно ИНФО-ТОПИИ, характерной для Запада).
За этой молниеносной НТР уже проглядывается новая НТР,-век БСС и БСЗ, в чем мне и придется вскоре доказываться.Данный новый и переходной этап НТР в ноогеническом контексте м.б. квалифицирован как нау чно-техническая предпосылка и важный цивилизационный плацдарм для развертывания ноогенеза, особенно в плане ре шения его тактических задач.Конечной целью научного поис ка века биологии есть обеспечение теоретических фундамен тов для самой биологии и струя биологизации натуроведения и эпистемы в целом.
Только этим путем возможно решить одну из стратегий но огенеза - пресловутый перевод биосферы в ноосферу,- но именно и только в комплексном, триадично-цивилизационном русле познания и управления ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ Бытием И ДУХОМ,-в эволюционном формате рода-в-триаде именно.
Кстати, сие пахнет ерезией вроде.Ибо биогенез на Гее, в качестве именно САМОразвития ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ПАН -ХАОТИЧНОГО,-в ноогеническом контексте - обречен и не имеет перспективы.Он будет заменен мудрым управлением со стороны человека, и ничего "плохого" в этом я не вижу.
Век биологии, однако, имеет самоцелью тоже только человека= род-в-триаде, в несравнимо большей мере, нежели наличная за окном НТР.Именно этим в конечном итоге определяется и преходящий характер самого века биологии, и даже, видимо, небольшая продолжите льность его во времени.В силу действия "закона экспоненци ального развития науки", пребывание у власти биологии,-по сравнению с владычеством физики,-сильно сократится.А от качества лидера науки и даже натуроведения только,-судьбы НТР зависят в очень сильной степени.
В качестве цивилизационной стратегии научно го поиска века биологии, его методологической и социо-культурной доминанты выступают задачи и цели опять-же только ФУНДАМЕНТАЛЬНО-человеческого плана, заключенные в континууме СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КПЧ.
Кроме того, и сие очень важно, век биологии должен обес печить идеями биологизацию (экологизацию) системы Техне. А на сей основе век биологии обеспечит и гармонизацию наличного СД, по крайней мере,-в коммунистической перспективе.
При этом синхрон меж НТР и социальным развитием в этой перспективе просвечивается вполне однозначно и ярко. Актуализация во всех сферах современной истории именно су бъективного фактора,- как индивидуума, так и рода-в-триаде,- есть цивилизационным параметром приближения истории в ее коммунистическом векторе именно к практической реализации человека в качестве ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ, ФУНДАМЕНТА ЛЬНО-АДЕКВАТНОЙ самоцели истории.
Важно только и при этом избежать очередного сюра,- то го, чтоб сия реализация не вылилась для нас в роль самоеда или камикадзе, только уже в родовом измере.А сие даже как реально, как известно, особенно в плане мегапроблем и их ма кабро-целостности = Инферны.
Нет сомнения, что такие сущностные сдвиги в историчес кой практике и в самой эволюционной истории человека,-ста вят на уши-ресницы, эпистему почти ежечасно и даже ежеми нутно.
Дело в том, чтоКПЧ, как доминанта научного поиска современности, в решающей мере вводится и актуализируется в эпистеме В ФОРМАТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО РОДОВЕДЕНИЯпаралельно и синхронно выдвижению биологии на позиции лидера натуроведения.
Нет особой нужды подчеркивать именно ноогенический характер этого взаимодействия.Сущетвенным моментом, как сие еще будет доказано в дальнейшем изложении, выступает передислокация "центра революционности" в системе натуро ведения, и в определенной степени,- в эпистеме вообще. ТакимСОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ центром, наиболее резонирующим в ноогеническом контексте, становится стык биологического познания с РОДОВЫМ социо-гуманитарным и техническим знанием (в широком смысле последнего,- включая все прикладное знание).
Он, как я уже отмечал, диалектически снимает в качестве наиболее революционного (и кризисного, ибо хаотического беспросветно!) прежний такой центр революционности, быв ший на левом фланге контакта биологии с "точными" наука ми.При этом мне остается только повторить,что центр революционности на правом фланге биологии есть главный, и именно СОФИЙНО-цивилизационный стык современной эпистемы- ПАНГНОСИСА!
Век биологии и призван обеспечить надежную общенауч ную основу для надежного ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО решения БСП, как супер-мегапроблемы, что мы вскоре и увидим.В наз вании этой проблемы, когда она формулируется, как правило, в виде "социально-биологической", тоже надо навести нако нец гносео-порядок, и даже семантический оный. Или форму лировать ее только онтологически,-как социально-биотичес кую, или же гносеологически,-как социолого-биологическую, а никак не варганить сплошь и рядом Гурьевскую кашу типа-формата "социально-биологическое", для которой даже на под ливку ни хрена не остается...
Тем временем БСП в качестве диалектического единства вовсе не двух, а именно трех ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ инвариантов человека (ибо ду ховно-софийный атрибут и становится главным в ноогенезе),- как именно и только рода-в-триаде,-и стала уже не "просто" очередной мегапроблемой, а именно супер-супер-оной, опре деляя, демонически даже стратегию Инферны на ФО человек-натура (и вовсе не только на этом ФО тоже).
БСП по-своему тоже образует своеобразный цивилизационный фон процессу реализации человека в виде практической самоцели истории, в каковом кризисные именно явления и могут превратить этот процесс в тривиал... ме гасуицида ИМЕННО ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО.
В методологически-цивилизационном плане же БСП определилась в странной и неожиданной позе главного хайвея для нашего родового СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО, ФУНДАМЕНТ АЛЬНО-СПАСОНОСНОГО самопознанияв контуре именно и только Антропогонии,- АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ИНВОЛЮЦИОННОЙ БСЭ.
В качестве убер-ветвистой и архисложной, БСП представ ляет для науки, вестимо, крепкий орешек. Надежного общенау чного ее решения, опыта или традиции такой,-абсолютно пока не имеется.
Самое парадокслаьное, однако, состоит в том, что и век биологии БСП надежно решить не сможет, так как она являет собою именно цивилизационный хребет... еще более сложной и судьбоносной проблемы - КПЧ.А биология - на то и натуроведение, что ее компетенция в родо вом человекознании принципиально не достаточна. Доступ ным ей есть только один, и то не самый главный подступ к тайне человека и его истории, хотя адекватный ее вид м.б. то лько эволюционным.
Словом, недостаточность наличной НТР и эпистемы для надежного решения БСП настолько очевидна, что и говорить излишне.Тем временем онтически именно БСП и сос тавляет главный контур для вполне реального ФУНДАМЕН ТАЛЬНОГО суицида всей наличной цивилизации.
Вот почему монизм Маркса в этой нежной сфере необходимо конкретизировать именно посредством биосоциально-цивилизационного, ФУНДАМЕ НТАЛЬНО-АДЕКВАТНОГО монизма,чему, собственно, и посвящена данная работа.При этом я по лагаю, что такая конкретизация не есть ревизия основ марксиз ма, а ежели и ревизия, то весьма важная, безотлагательная и полезная.И уж по сравнению с апологами "физического мониз ма" мой биосоциальный монизм выглядит несравнимо мощ ней и даже эстетичней...
Потребность в таком, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационно-адекватном монизме касается самых наифундаментальных основ человеческого Бытия, Духа и пуповины с Футуром, которые и стали подорванны именно физическим горе-монизмом, особенно монстром-киклопом физикалистской техники.
В методологическом, социально-философском и даже нау коведческом планах это означает, что на смену науке века био логии, перспективным и последним одиночным лиде ром которой и станет биология, (правда, при условии обязате льной ее теоретизации, И ИМЕННО ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ДОСТАТОЧНОЙ), постепенно должна прийти предвиденная Марксом "одна" наука о человеке и для человека = Пангносис.
Однако это означает, что "дикий" век биологии на этом свои цивилизационные потенции исчерпывает и должен перерасти в новую НТР.Эта перспектива НТР уже реально существует в зиготном, правда, состоянии в недрах современной НТР.
Как еще будет показано впоследствии, сия новая НТР оз начает уже по существу неограниченную во времени эпоху ис тинного прогресса МУДРОЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕК ВАТНОЙ науки и такой же техники,- в качестве именно нооге нических институтов, служащих человеку, а не направляемых супротив него, как это только и имеет место быть в современ ной НТР.
Причем, по аналогии с социальным развитием и под его детерминацией в конечном итоге, повторение коммунизмом первой безклассовой структуры Антропогонии,-первобытного строя,в науке будет отражено повторением по диалектической спирали эллинской СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ эпистемы.
Лидером групповым этой софийной эпистемы и станет система развивающегося нелинейного, контактного, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО знания - БСЗ.Именно ему только и достанется честь и огромная от ветственность стать последним могиканином в смене лидеров науки, и единовременно пионером новой эпистемы,- методо логически и СОФИЙНО единого Пангносиса.
Такая вот перспектива видится мне для того "котла" синте тических процессов, уже происходящих в главном стыке на личной эпистемы.Синхрон между социальным движением по направлению к коммунизму,- как ноогенезу = СОФИО ГОНИИ именно!- и становление принципиально новой эпи стемы - очевиден и в моих комментариях не нуждается.
Высоко ценя идеи Б.М.Кедрова, многие из которых я и в данной работе поддерживаю, никак не могу согласиться с его мыслью, что биологию в качестве лидера науки заменит пси хология.Которая сама, кстати, никак не вмещается в лоно ес тествознания.Во-первых, эта идея противоречит им же разви ваемому подходу,-что на смену одиночному лидеру натурове дения приходит групповой, и наоборот.Во-вторых, психоло гия вообще пока не находит места в классификации наук, раз витой тем же Кедровым. Она однозначно входит в русло БСС и БСЗ, причем безо всякого ущерба для нее.
Богатая традиция, исторический и научный приоритет мар ксизма пред буржуазной идеологией в области методологии заключен именно в перманентной актуализации свази научого познания с историческим Бытием человека-в-триаде.Марксис том, как известно, является вовсе не тот, который отрицает роль биологии и биотическое начало в человеке, или же приз нает такую, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННУЮ роль оного лишь фарисейски, в виде камуфляжа, ширмы для сгущенного социологизма и экономизма.
Такая традиция на самом деле есть традиция именно кантово-гегелевая, и это давно и всем алчущим известно...Такой подход вовсе не усиливает и не развивает и приори теты классового подхода, тем более, что марксизм вовсе не сводим к последнему, что тоже всем д.б. из вестно.В тощую абстракцию тогда превращается не только монистическое по нимание человека, как сущетсва тотального и ФУНДАМЕН ТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-универсального, но, главное ,- искривляется даже понимание его всесторонней ИСТИН НО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ сущности = СОФИЙ НОСТИ.
Смещая акценты в понимании сущности и природы чело века, как родового и конкретно-исторического существа еди новременно в сторону сгущенного социального детерминизма (и игнорируя детерминизм биосоциально-цивилизационный, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНЫЙ), и впрямь невозможно избежать тех аббераций социологиче ского идиотизма, которого иначе никак не назовешь.
Нет, и быть не могет АДЕКВАТНО-материалистического понимания ФУНДАМЕНТАЛЬНО-эволюционно-ЦИВИЛИЗА ЦИОННОЙ истории рода-в-триаде, ежели мы выбрасываем из оного ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ФО человек-натура, зачастую скопом и ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ФО Я_Я. Нет, и быть не мо гет никакой марксистской ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТ НОЙ картины человека, ежели мы его превращаем в сгусток социума и в шуруп в руках молоха государства, пусть и социа листического (ибо и сие есть примитив гегельянства).
Современная НТР решительно выступила именно против такой биофобии, прямо указав нам при этом, что несомненно наибольшая социальность=АДЕКВАТНОСТЬ философичес кой критики и рефлексии получается тогда именно, когда она ориентирована в область ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО ПОНИМАНИЯ БСП и особенно в лоно все еще варварски не познанной собственной природы -ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИ ЗАЦИОННОЙ БСПР.
НТР сама вынуждает нас познать данную необходимость и именно в плане тотальной и мудрой уже эмансипации рода-в-триаде.Ибо для такой эмансипации одного только осознания необходимости (как сие полагал старина Спиноза) вовсе уже недостаточно.Нужно еще и другое, именно главное,-смелое ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОЕ революционное действие, всесторонне основанное на мудрой уже науке - ПАНГНОСИСЕ.
И именно в этом плане НТР мною и квалифицируется в ка честве главного фактора ноогенеза.Все это делает теорию НТР острейше потребной, вовсе не в ранге только натуроведческой (ибо сие - невозможно в принципе!), а именно в качестве реа льно-гуманистической, СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ такой теории.Только посредством оной можно правильно по нять и стратегию ноогенеза (= коммунизма = СОФИО ГОНИИ) в которой, по словам Маркса, "общество обеспечи вает наряду с наибольшим расцветом производительных сил общественного труда и самое всесторонее развитие человека".
Богатство человека коммунистического общества, как да лее писал Маркс, "само-по-себе высокое, становится... абсо лютным выявлением творческих дарований человека, без ка ких-либо других предпосылок, кроме предшествовшего исто рического развития, делающего самоцелью эту целостность развития".НТР имеет цивилизационной самоцелью человека, однако, вовсе не только в плане своей "внутренней логики", хотя и сие предельно важно.
Мера социальности=ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ АДЕКВАТНОСТИ НТР, как фактора ноогенеза, заключается в том именно, что она уже, самым решительным образом и фронтально, утвердилась в качестве эпохального ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО переворота в человеческой истории(правда, в ранге пока апогея хаос-террора познания, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СУИЦИДНОГО, но от этого сей тезис еще важней).
Ноогеническая роль НТР выражена в ее способности быть "кротом истории" в плане именно основного противоречия со временной эпохи.Поэтому и человеческий, ФУНДАМЕНТАЛ ЬНО-цивилизационный контекст тех глобальных сдвигов, ко торые только просвечиваются или уже реально наличествуют в эпистеме, технике и производстве, пронизывая все без иск лючения сферы человеческого Бытия и сознания, имеют тоже недвусмысленную человечески-цивилизационную сущность.
Именно человек-НЕСОРОДИЧ =биосоциальный универсум ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДОБРА И ЗЛА ПОКАМЕСТ,- ныне и стал определять стратегию и будущее науки и НТР, и именно в ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ, ПАН-СУИЦИДНОЙперспективе только...
Итак, в данном аспекте ноогенеза (его движущих сил) си туация довольно сложная.Стало очевидным, что именно НТР выступает в ранге главного фактора ноогенеза,-посредством развертывания и обогащения родовых сил человека (чем я то лько и ограничился в диссертации).Стало также очевидным и то, что уже современная НТР обладает определенными циви лизационно-ноогеническими, ФУНДАМЕНТАЛЬ НО-СПАСОНОСНЫМИ параметрами, среди которых надо выделить ниже-следующие.
1.Невиданное доселе (и хаотичное допредельно!) убыстрение темпов ПАН-ХАОС-ТЕРРОРАНТП и сокращение времени от рождения научной идеи до ее материализации в технике или в другом месте.
Правда, обдумать ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизацион ные последствия такой спешки времени у нас остается тоже все меньше, а ошибки оной спешки поэтому и становятся все чаще все страшней и непоправимей...
2.Становление науки производительной силой социума, причем число таких наук перманентно увеличивает ся, а сила производительная науки тоже множится по экспо ненте... НОБЕЛЬ-лошадиных только сил.По этому, конскому иль нобель-тротиловому параметру мы уже не только догнали многие гео-стихии, но и перегоняем их беспрестанно.Правда, в общем хаотичном ходе социально-цивилизационного процес са современности от этого параметра научной и технической стихии нам становится тоже вовсе не лучше, мягко дико выра жаясь.
3.Слияние научного хаос-террора с техническим в единый ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ поток,с перманентным возрастанием прио ритета науки пред техникой в этом процессе. Характерным примером здесь выступает кибернетика и информатика, по рожденные в контуре БСС и уже сильно меняющие очень даже многие стороны нашего Бытия И ДУХА.
4.Всемерное и хаотичное, и потому анти-цивилизационное тоже возрастание роли лидера науки или натуроведения для общего хода и даже будущего НТР. Име нно такой лидер начинает мощно (и вовсе не всегда только к лучшему!) определять не только лицо самой НТР, но и ее циви лизационно-историческую перспективу.
5.Наука все интенсивнее (но тоже хаотично и недостаточно сильно) идет на восприятие триадного МС, и именно в ноогеническом контексте.Это выра жается в том самом 4-ом измере науки,-в ее выходах в социум посредством научных идей и новых видов Техне.
6.Наконец и главное,-пропуская вещи тактического плана ,-современная эпистема все решительней (но тоже стихийно!) разворачивается и в сторону человека.И именно посредством стратегии БСС и БСЗ,- СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КПЧ ПО КАНАЛУ ПАНСИНТЕЗА.Что вовсе не исключает ПОКАтоже экспонентного ее разворота супротив человека и человечности в капитализме.
Главным параметром этого ноогенического тренда науки есть возникновение целойгалактики этико-гуманис тических проблем науки, отражающей стихий ную ориентацию эпистемы на СофиюФУНДА МЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВ АТНУЮпо "формуле" Верум, Бонум эт Гуманум.
В цивилизационно-социальном же плане современная НТР является фактором ноогенеза в обоих трендах его разворота.В системе социализма эта ее роль реализуется посред ством соединения преимуществ социализма с достижениями НТР. В глобальном же аспекте НТР играет роль фактора ноо генеза как крот истории, не в Гамлетовом, а именно в классо вом смысле.
С другой стороны, также очевидно и то, что современная НТР, хотя и переживающая период младенчества еще,принципиально-ЦИВИЛИЗАЦИО ННО недостаточна - именно в ранге фактора ноогенеза!
Не анализируя этого вопроса, лишь подчеркну, что глав ная цивилизационной недостаточность современной науки происходит именно от теоретической слабости эпистемы.В он ой еще явно не завершена смена лидеров, о которой я кратко писал, а потому человек, как самоцель НТР, выступает только в ранге идеала или императива, а вовсе не в виде насущной реалии.
С другой стороны, само управление НТР остро нуждаестя в более надежной теории, -теории ноогенеза,ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО коммунизма.
ХХХ
Прежде чем перейти к этому аспекту исследования целей диссертации, надо подвести итог сказанному.
1.Современная НТР, как движущая сила ноогенеза, выступает в двух ипостасях: а) в виде соединения ее достижений с преимуществами социализма, и б) в виде цивилизационного *крота истории* для погибели империалзима в будущем.
2.Современная НТР в плане ее цивилизационного футура все в большей мере будет зависеть от лидеров эпистемы,-биологии и БСЗ.
3.Именно поэтому уже ныне можно предвидеть неизбежность наступления двух новых посменных НТР,-века биологии и века БСЗ.Соответственно происходит и последние передислокации и замена одиночного лидера науки - групповым оным.
4. Для современной НТР крайне важно, чтобы наука волевым манером и мудрым напором приняла на вооружение именно триадный МС, и главное,- методологически-цивилизационно-АДЕКВАТНУЮ канву - супер-проблему КПЧ, СОФИЙНОГО ИМЕННО И ТОКМО.