КАК ДВИЖУЩАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СИЛА НООГЕНЕЗА И КАК ГЛАВНЫЙ АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАОТИЗАТОР НАШЕГО БЫТИЯ И ДУХА
Современная НТР, как конкретно-историческое и одновременно глобальное явление, выступает как хаотизатор и без того несчастного нашего Бытия и Духа, и одновременно, но по идее токмо,-в главной своей ипостаси,-как важнейшая движущая сила (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ фактор) ноогенеза.
ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ сущность и челове ческая значимость НТР м.б. правильно поняты только в адек ватной системе координат, каковой только и есть ФУНДАМЕ НТАЛЬНО-эволюционная история рода-в-триаде в формате БСЭ или Антропогонии.
Путь робинзонад, так полюбовных и марксистам,- выдер гивание ее отдельных звеньев или сведение всего богатства ноумена НТР только к пресловутым ее последствиям, нехай и цивилизационным оным,- это сугубо тупиковый путь, и вовсе не только в методологическом плане таковой.
Важно видеть при этом как все ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ движущие силы самой НТР, так и все именно ИСТИННО-цивилизационные, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНЫЕ ее измерения, ибо они и есть глав ные.В этой связи становится очевидным то, что мерой социа льности современной и будущих НТР является тоже вовсе не ее последствия только, а самая глубинная и гуманично-циви лизационная миссия научного познания и техники,- их служение человеку итолько на ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационное благо его.
НТР в принципе должна служить только великому делу тотальной И МУДРОЙ эмансипации рода-в-триаде, что очевидно, правда, только не в реалиях наличной, в большой мере АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ НТР.А также НТР должна помочь человеку в его адаптации,- как существу биосоциальному по содержанию ,- к лавинообразной смене среды обитания, вызванной именно самой НТР во многом и даже в решающем.
Короче, НТР и есть покамест самое мощное (но никак не самое мудрое!) цивилизационное орудие в руках человека как демиурга ноосферы.
Цивилизационно-АДЕКВАТНАЯ установка НТР должна быть нацелена на расширение границ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ универсальности человека, которая по словам Маркса "прояв ляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело".Иными словами, НТР способствует практическому осуществлению универсального человека в будущей ноосфере, реализации его высокой миссии стать демиургом своей же, НО УЖЕ ФУН ДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОЙ истории.
Кроме других цивилизационных задач для НТР возникла и проблема обеспечения человека достойной его техникой , которая по Марксу есть "природный материал, превращенн ый в органы власти человеческой воли над природой, или в органы выполнения этой воли в природе.Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществле нная сила знаний".
Однако есть в данной связи и еще один важный момент. Дело в том и состоит, чтодо сих пор становление человека человекомФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНЫМ шло в основном только в обход, путем очеловечения (или часто наоборот=расчеловечения) исключительно внешней только природы, т.е., анти-цивилизационно.
В этом процессе, опосредованно и до сих пор только сти хийно-хаотично, исключая напрочь сознательность и целепо лагание, как бы посредством известного в кибернетике прин ципа "чёрного ящика",-становилась человеком и его подкож ная природа (= БСПР).Маркс отмечал в этой связи, что для то го, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, человек приводит в движение при надлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы.Воздействуя посредством этого движения на внеш нюю природу и изменяя ее, он тем самым изменяет и себя.
Но это и есть именно ФУНДАМЕНТАЛЬ НО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ, стихийный и обходной путь, и иного до сих пор ни наука, ни практика и не предполагала, и не требовала вовсе!
Совершенно иное дело сейчас, когда наука хаотичными прорывами выходит именно на прямую "переделку" БСПР, а общественная практика = СД тоже требует прямого улучше ния нашей природы (особенно в векторе космизации нашего СД, вплоть до переселения Гомо сапиенс из гибнущей впропа лую уж Геи).И в этом нет и не может быть ничего преступно го или же антигуманного, ежели все сие будет делаться муд ро-цивилизационно и на благо человека.
Промедление наше в этом деле или фобия евгеники та кой прабы, какова она была в Райхе или в некоторых странах Запада и в СССР,- может ныне стать тоже страшным преступлением пред родом и человечностью.
Иными словами, то, что эфемерно еще предполагалось в качестве цели евгеники ее отцом Гальтоном,- ныне становит ся зачастую самой неотложной ЦИВИЛИЗАЦИОННО-СПА СОНОСНОЙ задачей, и поэтому в близком уже будущем наука евгеника несомненно займет достойное место в системе БСС,- как биосоциально-цивилизационно = ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СПАСОНОСНОЕ именно знание.
ХХХ
Человек-СОРОДИЧ, как ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ предпосылка, субъект и самоцель истории рода-в-триаде, настоящее и будущее его ФУНДАМЕНТА ЛЬНО-АДЕКВАТНОГО Бытия поэтому и выступает в качестве того главного (и единственно-цивилизационно-АДЕКВАТНОГО) критерия, на основе которого мы только и можем понять ноумен по имени НТР, во всей его сложности и контраверсности.
Именно этот СОФИЙНО-цивилизационный критерий и никакой другой, есть также основополагающим и в процессе вскрытия механизмов синхронности внутреннего хода НТР и ЦИВИЛИЗАЦИОННО-социального движения современности, которое обзывать "соцпрогрессом" для меня становится невыносимо трудно...Вот почему я настаиваю на необходимости системы координат ноогенеза именно.Ибо и в условиях социализма (о капитализ ме и анархии его СД я и не говорю пока) наши ФО становятся сугубо хаотичными.
Главное в том и состоит, что сама НТР, как наиболее досихпорно хаотичная форма познания и бытия самой техники,- сильно начинает катализировать такой, и без того вселенский, хаос да террор нашего исторического Бытия. Тогда даже наши красивые слова о коммунизме становятся слюнявым "соловьизмом" и ничем иным.Однако и этот вопрос следует отнести к ряду ма ло исследованных, не смотря на те торнадо литературы, посвя щенной проблематике НТР.
ХХХ
Я поэтому и определяю главную истинно-цивилизационную, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНУЮ миссию НТР в виде ее становления главным фактором ноогенеза.
Это выражается в ее способности помочь человеку МУД РО очеловечивать как внешнюю природу, а также вторую он ую,-как очеловеченную, так и особенно расчеловеченную, и главное,-свою же БСПР, помочь гармонии раскрытия его родо вых сущностных сил на его же благо.Вот почему БСПР и ста новится предметом анализа все большего числа наук и даже их блоков, среди которых методологочески главная роль при надлежит несомненно БСС и БСЗ.
Именно поэтому процесс выдвижения КПЧ в ранге СОФИЙНО-цивилизационной доминанты всего научного поиска современности сопряжен со становлением биологии лидером натуроведения, что практически и реализуется в контуре тоже только БСС и БСЗ, и только в нем - В ПАНСИНТЕЗЕ И ПАНГНОСИСЕ.
И все же, несмотря на явную уже передислокацию стра тегии науки, вопросов в данной области (супер-проблема "Че ловек и НТР") поднято куда как больше, нежели наука может дать на них ответов,- в ранге именно надежных, ибо мудрых оных.Особенно важен сей разрыв в сфере РОДОВОГО само познания, а в нем - именно в сфере познания человеческой при роды ,- той самой БСПР. Более того, этот аспект человекозна ния=РОДОВЕДЕНИЯ все еще с немалыми трудностями толь ко завоевывает место под Солнцем и в марксистской философ ской литературе.
Зачастую же познание материальности и субстантивнос ти (субстратности) человека сопряжено со всякими идолами а ля Бэкон и фобиями, вовсе не в виде исключения опускаясь при этом и на домарксовый уровень.Тем временем как субст рат человека, так и целостная его БСПР,- вовсе не теряя пупо винной, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ связи с Биосом,- уже сугубо специфичны,=именно и только биосоциально-цивилизационны.
Понятие БСПР и есть именно вводом в систему координат ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ триады человека,- в ранге именно универсально-тотального - ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО существа И РОДА-В-ТРИАДЕ.
Как творца и носителя ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИ ЗАЦИОННО-социальной формы материи,- высшей, насколько мы можем ныне знать.Иной ее разновидности просто нету, ибо "вторая" природа,-это следствие и результат СД универ сального человека, биосоциально-цивилизационного "по нату ре", и только такового.И опредмеченные силы самого челове ка, и общественные отношения (троянский конь для сгущен ного социологизма, потому и вульгарного оного), понимаемые в обход человеку, как целостно-биосоциальному существу,- просто нонсенс.
В субстратном подходе, имеющем сильные синтезирую щие потенции для эпистемы, понятие БСПР имеет целый ряд преимуществ пред другими подходами, не исключая и надеж ность категории ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ, ФУН ДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОЙ сущности человека.Оное понятие явно более адекватно часто пользуемого понятия "биологическая природа человека", ибо сие и есть подневоль ный артефакт биологизации человека в виде... убер-социо логизма.Бывает и такое, дикое, и гораздо чаще, чем хотелось.
Главная методологическая нагрузка же касательно БСПР падает на категорию диалектического снятия. Можно априорно пока сказать, что и она в сферах ро дового человекознания имеет серьезные отличия от общепри нятого гегелевого ее вида (однобокое снятие только низшего - высшим).
Ибо в контуре БСПР снятие идет в обоих (встречных) ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ИЛИАНТИ-ОНЫХ направлениях, и вовсе не только меж биотическим и социальным, а еще и духовно-СОФИЙНЫМ.
В диссертации сие снятие называетсявстречным тройственным, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ снятием, и я настаиваю именно и только на таком виде диалектического снятия в контуре БСПР.
БСПР охватывает вовсе не только все то, что роднит че ловека с Биосом.Главное, она выражает сущность того, чем конкретно человек отличен, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационно именно от дикого Биоса, что и означает то, что БСПР адекватно понять возможно только опираясь на диалектическую концепцию развития.
Причем я настаиваю на дополнении и этой концепции цивилизационно-управленческим азимутом,что и выражено реально уже в становящейся теории ноогенеза,- как инварианте БСС и Пангносиса) именно.
Важно и то, что все это понимать нам должно именно ис ходя из позиции триадного МС, а не сводить трактовку при роды человека к дарвинизму и дикой биологии вообще. Нахо дясь в сложнейшем взаимодействии со всесторонней сущнос тью человека, его БСПР (в качестве именно ФУНДАМЕНТА ЛЬНО-цивилизационного содержания ноумена человека) силь но детерминируется и последней, разумеется.
БСПР выражает в работе именно торжество принципа биосоциально-цивилизационно-ФУНДАМЕН ТАЛЬНОГО монизма,- в пику рядоположению и дуализ му тех инвариантов родового человека в обычной трактовке. Это же исключает напрочь и допущение некоей "биосоциаль ной сущности" человека, как это порой случается, даже у марк систов.
Как уже допредельно ясно, в капитализме человек не есть и быть не может самоцелью общественного развития, как не есть он и самоцелью НТР там.В конечном итоге именно в силу сего этот последний могиканин античеловечного строя в предыстории Антропогонии,-не только в классовом, но и в гу манистически-цивилизационном плане,- несовместим с НТР.И именно в силу этого капитализм лишен серьезной ис торической перспективы, что, однако, вовсе еще не означает именно скоротечную его погибель.
ХХХ
Качественно, исторически-цивилизационно новой вехою в реализации гуманистической миссии науки (социализма) ны не обозначено постепенное, но неуклонное переключение ос новных ее усилий и стратегии поиска на всестороннее и глу бокое познание самого человека как рода-в-триаде. Необходимо, однако, отметить, что проблема КПЧ в современной эпистеме материализуется в виде Ананке-образной необходимостилишь, и никак не более пока.
Этого именно и требуют задачи и цели ноогенеза в общ ей картине развертывания содержания современной эпохи. Это же означает, что все еще стихийное и неуправляемое сня тие биотического тожебудет заменено мудрым и гуманным, ИСТИННО-цивилизационным управлением в контуре сего снятия, что и будет означать гуманную роль евгеники, как одной из стратегий БСС и БСЗ.
Формою же для такого управления собственной приро дою человека есть гармонизация и управление его эволюцион но-историческим Бытием ин корпоре, что в коммунистичес кой перспективе и есть главное.Человек, как самоцель совре менной НТР, уже достаточно просвечивает и истинный смысл процессов ее саморазвития. (К сожалению, пока только в ран ге беспрецедентной по мощи мегализации хаоса и террора по знания как АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ФП).
Именно в этом контексте становится очевидным как ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационная ограниченность современной НТР,так и неизбежность качественно новых НТР.
Как я уже отмечал, в двери уже стучится век биологии, в ранге именно новой НТР, на нем в определенной мере обос нованный взрыв кибернетики и инфо-техники (только нам сле дует никак не поддаться именно ИНФО-ТОПИИ, характе рной для Запада).
За этой молниеносной НТР уже проглядывается новая НТР,-век БСС и БСЗ, в чем мне и придется вскоре доказываться.
Данный новый и переходной этап НТР в ноогеническом контексте м.б. квалифицирован как научно-техническая пред посылка и важный цивилизационный плацдарм для разверты вания ноогенеза, особенно в плане решения его тактических за дач.Конечной целью научного поиска века биологии есть обес печение теоретических фундаментов для самой биологии и струя биологизации натуроведения и эпистемы в целом.
Только этим путем возможно решить одну из стратегий ноогенеза - пресловутый перевод биосферы в ноосферу,- но именно и только в комплексном, триадично-цивилизационном русле познания и управления нашим ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ Бытием И ДУХОМ,-в эволюционном формате рода-в-триаде именно.
Кстати, сие пахнет ерезией вроде.Ибо биогенез на Гее, в качестве именно САМОразвития ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ПАН -ХАОТИЧНОГО,-в ноогеническом контексте уже обречен и не имеет перспективы.Он будет заменен мудрым управле нием со стороны человека, и ничего "плохого" в этом я не вижу.
Век биологии, однако, имеет самоцелью тоже только и только человека= род-в-триаде, в несравнимо большей мере, нежели наличная за окном НТР.
Именно этим в конечном итоге определяется и преходящ ий характер самого века биологии, и даже, видимо, небольшая продолжительность его во времени.В силу действия "закона экспоненциального развития науки", пребывание у власти био логии,-по сравнению с владычеством физики,-сильно сократи тся.А от качества лидера науки и даже натуроведения только ,-судьбы НТР зависят в очень сильной степени.
В качестве цивилизационной стратегии научно го поиска века биологии, его методологической и социо-культурной доминанты выступают задачи и цели опять-же только человеческого плана, заключенные в основном и главном в континууме СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ИМЕННО КПЧ.Кро ме того, и сие очень важно, век биологии должен обеспечить идеями биологизацию (экологизацию) системы Техне.
А на сей основе век биологии обеспечит и гармонизацию наличного СД, по крайней мере,-в коммунистической перспективе.
При этом синхрон меж НТР и социальным развитием в этой перспективе просвечивается вполне однозначно и ярко. Актуализация во всех сферах современной истории именно субъективного фактора,- как индивидуума, так рода-в-триаде,- есть цивилизационным параметром приближения истории в ее коммунистическом векторе именно к практической реализации человека в качестве ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ самоцели истории.
Важно только нам и при этом избежать очередного сюра,- того, чтоб сия реализация не вылилась бы для нас в роль само еда или камикадзе, только уже в родовом измере.А сие даже как реально, как известно, особенно в плане мегапроблем и их макабро-целостности в ранге Инферны.
ХХХ
Нет сомнения, что такие сущностные сдвиги в историчес кой практике и в самой эволюционной истории человека,-ста вят на уши или ресницы, эпистему почти ежечасно и даже еже минутно.Дело в том и состоит, чтоКПЧ, как доминанта научного поиска современности, в решающей мере вводится и актуализируется в эпистеме В ФОРМАТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО РОДОВЕДЕНИЯпаралельно и синхронно выдвижению биологии на позиции лидера натуроведения.
Нет особой нужды подчеркивать именно ноогенический характер этого взаимодействия.Сущетвенным моментом, как сие еще будет доказано в дальнейшем изложении, выступает передислокация "центра революционности" в системе натуро ведения, и в определенной степени,- в эпистеме вообще.
Таким -СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ центром, наиболее резонирующим в ноогеническом контексте, становится стык биологического познания с РОДОВЫМ социо-гуманитарным и техническим знанием (в широком смысле последнего,- включая все прикладное знание).
Он, как я уже отмечал, диалектически снимает в качестве наиболее революционного (и кризисного, ибо хаотического беспросветно еще!) прежний такой центр революционности, бывший на левом как бы фланге контакта биологии с "точны ми" науками.При этом мне остается только повторить, что центр революционности на правом фланге биологии есть главный, и именно СОФИЙНО-цивилизационный стык современной эпистемы- ПАНГНОСИСА!
ХХХ
Век биологии и призван обеспечить надежную общенауч ную основу для надежного ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО решения БСП, как супер-мегапроблемы, что мы вскоре и увидим.
В названии этой проблемы, когда она формулируется, как правило, в виде "социально-биологической", тоже надо навес ти наконец-то гносео-порядок, и даже семантический оный. Или формулировать ее только онтологически,-как социально-биотическую, или же гносеологически,-как социолого-биоло гическую, а никак не варганить сплошь и рядом Гурьевскую кашу типа-формата "социально-биологическое", для которой даже на подливку ни хрена не остается ведь...
Тем временем БСП в качестве диалектического единства вовсе и не двух, а именно трех ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ инвариантов человека (ибо духовно-софийный атрибут и становится главным в ноогене зе),-человека как именно и только рода-в-триаде,-и стала уже не "просто" очередной мегапроблемой, а именно супер-супер-оной, определяя, демонически даже стратегию Инферны на ФО человек-натура (и вовсе не только на этом ФО тоже).
БСП по-своему тоже образует своеобразный цивилизационный фон процессу реализации человека в виде практической самоцели истории, в каковом кризисные именно явления и могут превратить этот светлобудущный непременно и только, казалось, процесс в тривиал... мегасуицида.
В методологически-цивилизационном плане же БСП определилась и вовсе в странной и неожиданной позе главного хайвея для нашего родового СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО самопознанияв контуре именно и только Антропогонии,- ВСЕ ЕЩЕ АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ИНВОЛЮЦИОННОЙ БСЭ.
В качестве убер-ветвистой и архисложной, БСП представ ляет для науки, вестимо, предельно крепкий орешек. Надежно го общенаучного ее решения, опыта или традиции такой,-абсо лютно пока не имеется.
Самое парадокслаьное, однако, состоит в том именно, что и век биологии БСП надежно решить не сможет, так как она являет собою не что иное а именно цивилизационный хребет... еще более сложной и судьбоносной проблемы - КПЧ.А биология - на то и натуроведение, что ее компетенция в родовом человекознании принципиально не достаточна. Доступным ей есть только один, и то не самый гла вный подступ к тайне человека и его триадно-цивилизацион ной истории, хотя адекватный ее вид м.б. только эволюционным.
Словом, недостаточность наличной НТР и эпистемы для надежного решения БСП настолько очевидна, что и говорить излишне.Тем временем онтически именно БСП и сос тавляет главный контур для вполне реального ФУНДАМЕН ТАЛЬНОГО суицида всей наличной цивилизации.
Вот почему монизм Маркса в этой нежной сфере необходимо конкретизировать именно посредством биосоциально-цивилизационного, ФУНДАМЕ НТАЛЬНО-АДЕКВАТНОГО монизма,чему, собственно говоря, и посвящена данная работа.При эт ом я полагаю, что такая конкретизация не есть ревизия основ марксизма, а ежели и ревизия, то весьма важная, безотлага тельная и полезная для оного.И уж по сравнению с апологами "физического монизма" мой биосоциальный монизм выглядит несравнимо мощней и даже эстетичней...
Потребность в таком, цивилизационно-адекватном монизме касается самых наифундаментальных основ человеческого Бытия, Духа и нашей пуповины с Футуром,которые и стали подорванными именно физическим горе-монизмом, особенно - монстром-киклопом физикалистской техники.
В методологическом, социально-философском и даже нау коведческом планах это означает, что на смену науке века био логии, перспективным и последним одиночным лидером кото рой и станет биология, (правда, при условии обязательной ее теоретизации, И ИМЕННО ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИ ЗАЦИОННО-ДОСТАТОЧНОЙ!), постепенно должна прийти предвиденная Марксом "одна" наука о человеке и для челове ка = Пангносис.
Однако это означает и то еще, что "дикий" век биологии на этом свои цивилизационные потенции исчерпывает и должен перерасти в новую НТР.Эта перспектива НТР уже реально существует в зиготном, правда, состоянии в недрах современной НТР.
ХХХ
Как еще будет показано впоследствии, сия новая НТР оз начает уже по существу неограниченную во времени эпоху ис тинного прогресса МУДРОЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕК ВАТНОЙ науки и такой же техники,- в качестве именно нооге нических институтов, служащих человеку, а не направляемых супротив него, как это только и имеет место быть в современ ной НТР.
Причем, по аналогии с социальным развитием и под его цивилизационной детерминацией в конечном итоге, повторе ние коммунизмом первой безклассовой структуры Антропого нии,-первобытного строя,в науке будет отражено повторением по диалектической спирали эллинской СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ эпистемы.
Резонно предположить, что лидером, групповым, этой новой, софийной уже эпистемы и станется система развивающегося нелинейного, контактного, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО знания - БСЗ.Именно ему только и достанется честь и огромная от ветственность стать последним могиканином в смене лидеров науки, и единовременно пионером новой эпистемы,- методо логически и СОФИЙНО уже единого Пангносиса.
Такая вот перспектива видится мне для того "котла" синте тических процессов, уже происходящих в главном стыке на личной эпистемы.Синхрон между социальным движением по направлению к коммунизму,- как ноогенезу именно!- и становление принципиально новой эпистемы - очевиден и в моих комментариях вроде как не нуждается.
Высоко ценя идеи Б.М.Кедрова, многие из которых я и в данной работе поддерживаю, все же никак не могу согласить ся с его мыслью, что биологию в качестве лидера науки заме нит психология.Которая сама, кстати, вообще и никак не вме щается в лоно естествознания.Во-первых, эта идея противоре чит им же развиваемому подходу,-что на смену одиночному лидеру натуроведения приходит групповой, и наоборот.Во-вто рых, психология вообще пока не находит места в классифи кации наук, развитой тем же Кедровым. Она сама, и однознач но входит в русло БСС и БСЗ, причем безо всякого ущерба для нее.
Богатая традиция, исторический и научный приоритет мар ксизма пред буржуазной идеологией в области методологии заключен именно в перманентной актуализации свази научого познания с историческим Бытием человека-в-триаде.Марксис том, как известно, является вовсе не тот, который отрицает роль биологии и биотическое начало в человеке, или же приз нает такую, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННУУЮ ТОЖЕ ВЕДЬ роль оного лишь фарисейски, в виде камуфляжа, ширмы для сгущенного социологизма и экономизма.
Такая квази-марксова традиция на самом деле есть традиция именно кантово-гегелевая, и это давно и всем алчущим известно...Такой подход вовсе не усиливает и не развивает и приоритеты классового подхода, тем более, что марксизм вовсе не сводим к последнему, что тоже всем д.б. из вестно.В тощую абстракцию тогда превращается не только мо нистическое понимание человека, как сущетсва тотального и ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-универсально го, но, главное,- искривляется даже адекватно-цивилизацион ное понимание его всесторонней ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИ ОННОЙ сущности.
Смещая акценты в понимании сущности и природы чело века, как родового и конкретно-исторического существа еди новременно в сторону сгущенного социального детерминизма (и игнорируя детерминизм биосоциально-цивилизационный), порой и впрямь невозможно избежать тех аббера ций социологического идиотизма, которого иначе никак и не назовешь.
Нет, и быть не могет АДЕКВАТНО-материалистического понимания ФУНДАМЕНТАЛЬНО-эволюционно-ЦИВИЛИЗА ЦИОННОЙ истории рода-в-триаде, ежели мы выбрасываем из оного ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ФО человек-натура, а зачас тую скопом, и ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ФО Я_Я. Нет, и быть не могет никакой марксистской ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕК ВАТНОЙ картины человека, ежели мы его превращаем в сгус ток социума и в шуруп в руках молоха государства, пусть и со циалистического оного (ибо и сие есть примитив гегельянст ва).
Современная НТР уже и решительно выступила именно против такой биофобии, прямо указав нам при этом, что несом ненно наибольшая социальность=АДЕКВАТНОСТЬ филосо фической критики и рефлексии получается тогда именно, когда она ориентирована в область ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО ПОНИМАНИЯ БСП и особенно в лоно все еще варварски нами не познанной собственной природы в контуре ФУНДАМЕНТАЛЬ НО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ БСПР.
НТР сама вынуждает нас познать данную необходимость и именно в плане тотальной и мудрой уже эмансипации рода-в-триаде.Ибо для такой эмансипации одного только осознания необходимости (как сие полагал старина Спиноза) вовсе уже недостаточно.Нужно еще и другое, причем именно главное,-смелое цивилизационно-АДЕКВАТНОЕ революционное действие, всесторонне основанное на мудрой уже науке - ПАНГНОСИСЕ.
ХХХ
И именно в этом плане НТР мною и квалифицируется в ка честве главного фактора ноогенеза.Все это делает теорию НТР острейше потребной, и вовсе не в ранге только натуроведчес кой (ибо сие - невозможно в принципе!), а именно в качестве реально-гуманистической, СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОНН ОЙ такой теории.Только посредством оной можно правильно понять и стратегию ноогенеза (= коммунизма) в которой по словам Маркса, "общество обеспечивает наряду с наиболь шим расцветом производительных сил общественного труда и самое всесторонее развитие человека".
Богатство человека коммунистического общества, как да лее писал Маркс, "само-по-себе высокое, становится... абсо лютным выявлением творческих дарований человека, без ка ких-либо других предпосылок, кроме предшествовшего исто рического развития, делающего самоцелью эту целостность развития".
НТР имеет цивилизационной самоцелью человека, однако, вовсе не только в плане своей "внутренней логики", хотя и сие предельно важно, вестимо.
Мера социальности = ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ АДЕКВАТНОСТИ НТР, как фактора ноогенеза, заключается в том именно, что она уже, причем самым решительным образом и фронтально, утвердилась в качестве эпохального ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО переворота в человеческой истории= Антропогонии (правда, все еще в ранге апогея хаос-террора познания, но от этого сей тезис еще важней).
Ноогеническая роль НТР выражена в ее способности быть "кротом истории" в плане именно основного противоречия со временной эпохи.Поэтому и человеческий, ФУНДАМЕНТА ЛЬНО-цивилизационный контекст тех глобальных сдвигов, ко торые еще только просвечиваются или уже реально наличест вуют в эпистеме, технике и производстве, пронизывая все без исключения ныне сферы человеческого Бытия и сознания, име ют тоже недвусмысленную человечески-цивилизационную су щность.
Именно человек-НЕСОРОДИЧ,- как биосоциальный универсум ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДОБРА И ЗЛА ПОКАМЕСТ,- ныне и стал определять стратегию и будущее науки и НТР, и именно в ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ перспективе только.
ХХХ
Итак, в данном аспекте ноогенеза (его движущих сил) си туация довольно сложная.Стало очевидным, что именно НТР выступает в ранге главного фактора ноогенеза,-посредством развертывания и обогащения родовых сил человека (чем я то лько и ограничился в диссертации).Стало также очевидным и то, что уже современная НТР обладает определенными цивилизационно-ноогеническими параметрами, сре ди которых надо выделить ниже-следующие.
1.Невиданное доселе (и хаотичное допредельно!) убыстрение темпов НТП и сокращение времени от рождения научной идеи до ее материализации в технике или в другом месте.
Правда, обдумать цивилизационные последствия такой спешки времени у нас остается тоже все меньше, а ошибки оной спешки поэтому и становятся все чаще все страшней и непоправимей...
2.Становление науки производительной силой социума, причем число таких наук перманентно увеличивает ся, а сила производительная науки-тоже множится только по экспоненте... все еще лошадиных только сил.
По этому, конскому иль нобель-тротиловому параметру мы уже не только догнали многие гео-стихии, но и перегоняем их беспрестанно.Правда, в общем хаотичном ходе социально-цивилизационного процесса современности от этого парамет ра научной и технической стихии нам становится тоже вовсе не лучше, мягко дико выражаясь.
3.Слияние научного хаос-террора с оным же техническим в единый ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ поток,с перманентным возрас танием приоритета науки пред техникой в этом процессе. Ха рактерным примером здесь выступает кибернетика и информа тика, порожденные в контуре БСС и уже дико сильно меняю щие очень даже многие стороны нашего Бытия И ДУХА.
4.Всемерное и хаотичное, и потому анти-цивилизационное тоже возрастание роли лидера науки (или же натуроведения) для общего хода и даже будущего НТР.
Именно такой лидер начинает мощно (и вовсе не всегда только к лучшему!) определять не только лицо самой НТР, но и ее цивилизационно-историческую перспективу.
5.Наука все интенсивнее (но тоже хаотично и недостаточно сильно) идет на восприятие триадного МС, и именно в ноогеническом контексте.Это выра жается в том самом 4-ом измере науки,-в ее выходах в социум посредством научных идей и новых видов Техне.
6.Наконец и главное,-пропуская вещи тактического плана ,-современная эпистема все решительней (но тоже стихийно пока только!) разворачивается и в сторону человека.И именно посредством стратегии БСС и БСЗ,- СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КПЧ ПО КАНАЛУ ПАНСИНТЕЗА.Что вовсе не исключает ПОКАтоже экспонентного ее разворота супротив человека и человечности в капитализме.
Главным параметром этого ноогенического тренда науки есть возникновение целойгалактики этико-гуманис тических проблем науки, отражающей стихий ную ориентацию эпистемы на СофиюФУНДА МЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВ АТНУЮпо "формуле" Верум, Бонум эт Гуманум.
В цивилизационно-социальном же плане современная НТР является фактором ноогенеза в обоих трендах его разворота.
В системе социализма эта ее роль реализуется посредств ом соединения преимуществ социализма с достижениями НТР . В глобальном же аспекте НТР играет роль фактора ноогене за как крот истории, и вовсе не в Гамлетовом, а именно в кла ссовом смысле.
С другой стороны, также очевидно и то, что современная НТР, хотя и переживающая период младенчества еще,принципиально-ЦИВИЛИЗАЦИОННО недостаточна - именно в ранге фактора ноогенеза!
Не анализируя этого вопроса более пристально (см. мои работы 1969-1978 годов), лишь подчеркну, что главная цивили зационной недостаточность современной науки происходит именно от ФУНДАМЕНТАЛЬНО-теоретической слабости эпи стемы.В оной еще явно не завершена смена лидеров, о кото рой я кратко писал, а потому человек, как самоцель НТР, вы ступает еще только в ранге идеала или императива, а вовсе не в виде насущной реалии.
С другой стороны, само управление НТР остро нуждаестя в более надежной теории комплексного ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО управления, - в теории ноогенеза, как теории мудрого, ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО коммунизма именно.