КАК ДВИЖУЩАЯ ЦИВИЛИЗА ЦИОННАЯ СИЛА НООГЕНЕЗА И КАК... АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ХАОТИЗАТОР НАШЕГО БЫТИЯ И ДУХА
Современная НТР, как конкретно-историческое и одновременно глобальное явление, выступает ныне как хаотизатор и без того несчастного уже нашего Бытия и Духа, и одновременно, но по идее токмо покамест,- в главной своей ипостаси,- именно как важнейшая движущая сила (= ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ фактор) ноогенеза.
Социально-историческая= ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ сущ ность и человеческая значимость НТР м.б. правильно поняты только в достаточно мощной, адекватной и целостной систе ме координат, каковой только и есть эволюционная история рода-в-триаде в формате БСЭ, или же Антропогония.
Путь робинзонад, так полюбовных и марксистам,- выдер гивание ее отдельных звеньев, или же сведение всего богатст ва ноумена НТР только к пресловутым ее последствиям, нехай и цивилизационным оным,- это сугубо тупиковый путь, и во все, кстати, не только в методологическом плане таковой. Важ но видеть при этом как все ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ движущие силы самой НТР, так и все именно человечески-цивилизационные ее измерения, ибо они и есть главные.
В этой связи становится очевидным то, что *мерой соци альности* современной и будущих НТР является тоже вовсе не ее последствия только, а самая глубинная и гуманично-ци вилизационная миссия научного познания и техники,- их служение человеку итолько на софийно-цивилизационное же благо его.
ХХХ
НТР в принципе должна служить только великому делу тотальной И МУДРОЙ эмансипации рода-в-триаде, что просто очевидно, правда, только не в реалиях наличной, в большой мере уже АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ НТР.
А также НТР должна помочь человеку в его адаптации,- как существу биосоциальному по содержанию,- к лавинооб разной смене среды обитания, вызванной именно самой НТР во многом и даже в решающем.Короче, НТР и есть покамест самое мощное (но никак еще не самое мудрое!) цивилизационное орудие в руках человека как демиурга ноосферы.
Цивилизационно-социальная установка НТР должна быть нацелена на расширение границ универсальности челове ка, которая по словам Маркса "проявляется именно в той уни версальности, которая всю природу превращает в его неорга ническое тело".Иными словами,НТР способствует практическому осуществлению универсального человека в будущей ноосфере, реализации его высокой миссии стать демиургом своей же истории.
Кроме других цивилизационных задач для НТР возникла и проблема обеспечения человека достойной его техникой , которая по Марксу есть "природный материал, превращен ный в органы власти человеческой воли над природой, или в органы выполнения этой воли в природе.Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществ ленная сила знаний".
Однако есть в данной связи и еще один важный момент. Дело в том и состоит, чтодо сих пор становление человека человеком шло в основном только в обход, путем очеловечения (или часто очень - наоборот=расчеловечения) исключительно внешней только природы, т.е., анти-цивилизационно же.
В этом процессе, опосредованно и до сих пор только сти хийно-хаотично, исключая напрочь сознательность и целепо лагание, как бы посредством известного в кибернетике прин ципа "чёрного ящика",-становилась человеком и его подкож ная природа (= БСПР).Маркс отмечал в этой связи, что для то го, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, человек приводит в движение при надлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы.Воздействуя посредством этого движения на внеш нюю природу и изменяя ее, он тем самым изменяет и себя.
ХХХ
Но это и есть именно АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ,- стихийный и обходной только такой путь, и иного до сих пор ни наука, ни практика и не предполагала, и не требовала вовсе же!
Совершенно иное дело сейчас, когда наука хаотичными прорывами выходит именно на прямую "переделку" БСПР, а общественная практика тоже требует прямого улучшения на шей природы (особенно в векторе космизации нашего СД, вплоть до переселения Гомо сапиенс из гибнущей впропалую уж Геи).И в этом нет и не может быть ничего преступного или же антигуманного, ежели, вестимо, все сие будет делаться муд ро-цивилизационно и на благо человека.
Промедление наше в этом деле, или же фобия евгеники такой прабы, какова она была в Райхе или в некоторых стра нах Запада,- само по себе может ныне стать...тоже страшным преступлением пред родом и человечностью.Иными словами, то, что эфемерно еще предполагалось в каче стве цели евгеники ее отцом Гальтоном,- ныне становится за частую самой неотложной ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ задачей на ших дней, и поэтому в близком уже будущем наука евгеника несомненно займет достойное место в системе БСС,- как биосоциально-цивилизационное именно и только знание.
ХХХ
Человек, как ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ предпосылка, субъект и самоцель истории рода-в-триаде, настоящее и будущее его Бытия поэтому и выступает в качестве того главного (и единственно-цивилизационного) критерия, на основе которого мы только и можем понять весь ноумен по имени НТР, во всей его сложности и контраверсности.
Именно этот СОФИЙНО-цивилизационный критерий, и никакой другой, есть также основополагающим и в процессе вскрытия механизмов и закономерностей синхронности внутреннего хода НТР и социального движения современности, которое обзывать "соцпрогрессом" для меня становится невыносимо трудно...Вот почему я и настаиваю на необходимости системы координат ноогенеза именно.Ибо и в условиях социализма (о капитализме и анар хии его СД я и не говорю пока) наши ФО становятся же сугу бо убер-хаотичными.
И главное в том и состоит, что сама НТР,- как наиболее досихпорно хаотичная форма познания и бытия самой техники,- сильно начинает... катализировать такой, и без того вселенский хаос да террор нашего исторического Бытия.
Тогда даже наши красивые слова о коммунизме стано вятся слюнявым "соловьизмом", и ничем иным.Однако и этот вопрос следует отнести к ряду мало исследованных, не смотря на те торнадо литературы, посвященной проблематике НТР.
ХХХ
Я поэтому и определяю главную истинно-цивилизационную миссию НТР в виде ее становления главным фактором ноогенеза.
Это выражается в ее способности помочь человеку МУД РО очеловечивать как внешнюю природу, а также вторую он ую,-как очеловеченную, так и особенно расчеловеченную, и главное,-свою же БСПР, помочь гармонии раскрытия его родо вых, сущностных сил на его же благо, вестимо.Вот почему БСПР и становится предметом анализа все большего числа наук и даже их блоков, среди которых методологочески глав ная роль принад лежит несомненно БСС и БСЗ.
И именно поэтому процесс выдвижения КПЧ в ранге СОФИЙНО-цивилизационной доминанты всего научного поиска современности сопряжен со становлением биологии лидером натуроведения, что практически и реализуется в контуре тоже только БСС и БСЗ, и только в нем.
И все же, несмотря на явную уже передислокацию стра тегии науки, вопросов в данной области (супер-проблема "Че ловек и НТР") поднято куда как больше, нежели наука может дать на них ответов,- в ранге именно надежных, ибо мудрых оных.
Особенно важен сей разрыв в сфере РОДОВОГО самопоз нания, а в нем - именно в сфере познания человеческой субс танции,- той самой БСПР. Более того, этот аспект человеко знания=РОДОВЕДЕНИЯ все еще, и с немалыми трудностями, только завоевывает место под Солнцем и в марксистской фило софской лите ратуре.
Зачастую же познание материальности и субстантивнос ти (субстратности) человека сопряжено со всякими идолами а ля Бэкон и фобиями, вовсе не в виде исключения опускаясь при этом и на домарксовый уровень.Тем временем как субст рат человека, так и целостная его БСПР,- вовсе не теряя пупо винной связи с Биосом,- все же уже сугубо специфичны,=именно и только биосоциально-цивилизационны.
Понятие БСПР и есть именно вводом в истинно человеческую систему координат (= триады) человека,- в ранге именно универсально-тотального (по Марксу) - ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО существа.
Как творца и носителя социальной формы материи,- выс шей, насколько мы можем ныне знать.Иной ее разновидности просто нету, ибо "вторая" природа,-это следствие и результат СД универсального человека, биосоциально-цивилизационно го "по натуре", и только такового.И опредмеченные силы са мого человека, и общественные отношения (троянский конь для сгущенного социологизма, потому и вульгарного оного), понимаемые в обход человеку, как целостно-биосоциальному су ществу,- просто нонсенс.
В субстратном подходе, имеющим, кстати, сильные син тезирующие потенции для эпистемы, понятие БСПР имеет це лый ряд преимуществ пред другими подходами, не исключая и надежность категории ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ сущности че ловека.Оное понятие явно более адекватно часто пользуемого понятия "биологическая природа человека", ибо сие и есть подневольный артефакт... биологизации человека в виде убер-социологизма. Бывает и такое, дикое, и гораздо чаще, чем хоте лось бы.
Главная методологическая нагрузка же касательно БСПР падает на категорию диалектического снятия. Можно априорно пока сказать, что и она в сферах родового человекознания имеет серьезные отличия от обще принятого - гегелевого, в основном,- ее вида (однобокое сня тие только низшего - высшим).
Ибо в контуре БСПР снятие идет в обоих (встречных) ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ИЛИЖЕ АНТИ-ОНЫХ направлениях, и вовсе не только меж биотическим и социальным, а еще и духовным.
В диссертации сие снятие называется встречным тройственным снятием, и я настаиваю именно и только на таком виде диалектического снятия в контуре БСПР.
БСПР охватывает вовсе же не только все то, что роднит человека с Биосом.Главное, она выражает сущность того, чем конкретно человек отличен, цивилизационно именно от дикого Биоса, что и означает только то, что БСПР адекватно понять возможно только опираясь на диалектическую концеп цию развития.
Причем я настаиваю на дополнении и этой концепции именноуправленчески-цивилизационным азимутом,что и выражено реально уже в становящейся теории ноогенеза,- как инварианте БСС (и "затем" - Пангносиса) именно и только.
Важно и то, вестимо, что все это понимать нам должно именно исходя из позиции триадного МС, а не сводить тракто вку природы человека к дарвинизму и дикой биологии вооб ще. Находясь в сложнейшем взаимодействии со всесторонней сущностью человека, его БСПР (в качестве именно цивилиза ционного содержания ноумена человека) сильно детерминиру ется и последней, разумеется.
Наконец, БСПР выражает в работе именно торжество при нципа биосоциально-цивилизационного монизма,- в пику рядоположению и дуализму тех инвариантов родо вого человека в обычной трактовке.Это же исключает напрочь и допущение некоей "биосоциальной сущности" человека, как это порой случается, даже у марксистов, кстати.
Как уже допредельно ясно, в капитализме человек не есть и никак быть не может самоцелью общественного разви тия, как не есть он и самоцелью НТР там.В конечном итоге именно в силу этого этот последний могиканин античеловеч ного строя в предыстории Антропогонии,-не только в классо вом, но и в гуманистически-цивилизационном плане,-несовместим с НТР.И именно в силу этого капитализм и лишен серьезной исторической перспективы, что, однако, вовсе еще не означает именно скоротечную его погибель.
ХХХ
Качественно, исторически-цивилизационно новой вехою в реализации гуманистической миссии науки (социализма) ны не обозначено постепенное, но неуклонное переключение основных ее усилий и даже стратегии поиска на всестороннее и глубокое познание самого человека, как рода -в-триаде.
Необходимо, однако, отметить, что проблема КПЧ в современной эпистеме материализуется в виде Ананке-образной необходимостилишь, и никак не более пока.
Этого именно и требуют задачи и цели ноогенеза в общ ей картине развертывания содержания современной эпохи. Это же, кроме прочего, означает и то еще, что все еще стихий ное и неуправляемое снятие биотического тожебудет заменено мудрым и гуманным, цивилизационным управлением в контуре сего снятия, что и будет означать истинно гуманную роль евгеники, как одной из стратегий БСС и БСЗ.
Формою же для такого управления собственной приро дою человека есть гармонизация и управление его эволюцион но-историческим Бытием ин корпоре, что в коммунистичес кой перспективе и есть главное.Человек, как самоцель совре менной НТР, уже достаточно просвечивает и истинный смысл процессов ее саморазвития. (К сожалению, пока только в ран ге беспрецедентной по мощи мегализации хаоса и террора по знания как ФП, напомню).
Именно в этом контексте становится очевидным как исторически-цивилизационная ограниченность современной НТР,так и неизбежность качественно новых НТР.
Как я уже отмечал, в двери уже стучится век биологии, в ранге именно новой НТР, на нем в определенной мере обос нованный взрыв кибернетики и инфо-техники (только нам следует и при этом никак не поддаться именно ИНФО-ТОПИИ, так характерной для Запада).
За этой (молниеносной и краткосрочной, однако) новой НТР уже проглядывается и еще новая НТР,-век БСС и БСЗ, в чем мне и придется вскоре доказываться.
Данный новый и переходной этап НТР в ноогеническом контексте м.б. квалифицирован как научно-техническая пред посылка и важный цивилизационный плацдарм для разверты вания ноогенеза, особенно в плане решения его тактических задач.Конечной целью научного поиска века биологии есть обеспечение теоретических фундаментов для самой биологии и струя биологизации натуроведения и эпистемы в целом.
Только этим путем возможно решить одну из стратегий ноогенеза - пресловутый перевод биосферы в ноосферу,- но именно и только в комплексном, триадично-цивилизационном русле познания и управления нашим целостным Бытием И ДУХОМ, в эволюционном формате рода-в-триаде именно, акцентирую.
Кстати, сие даже пахнет ерезией вроде.Ибо биогенез на Гее, в качестве именно САМОразвития,-в ноогеническом кон тексте уже - обречен и не имеет перспективы.Он будет заме нен мудрым управлением со стороны человека, и ничего "пло хого" в этом я не вижу.
ХХХ
Век биологии, однако, имеет самоцелью тоже только и только человека= рода-в-триаде, и даже в несравнимо большей мере, нежели наличная за окном НТР.
Именно этим в конечном итоге определяется и преходящ ий характер самого века биологии, и даже, видимо, небольшая продолжительность его во времени.В силу действия "закона экспоненциального развития науки", пребывание у власти био логии,-по сравнению с владычеством физики,-сильно сокра тится.А от качества лидера науки и даже натуроведения толь ко,-судьбы НТР зависят в очень сильной степени.
В качестве цивилизационной стратегии научного поиска века биологии,его методологической и социо-культурной доминанты выступают задачи и цели опять-же только человеческого плана,заключенные в основном и главном,- в континууме СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ИМЕННО КПЧ.Кроме того, и сие очень важно, век биологии должен обеспечить идеями биологизацию (= эколо гизацию) системы Техне.А на сей уже основе век биологии обеспечит, вестимо, и гармонизацию наличного СД, по крайней мере,-в коммунистической перспективе.
При этом синхрон меж НТР и социальным развитием в этой перспективе просвечивается вполне однозначно и ярко. Актуализация во всех сферах современной триадной истории именно субъективного фактора,- как индивидуума, так и глав ное,- рода-в-триаде,- есть на самом деле ведь цивилизационным параметром приближения истории в ее коммунистическом векторе именно к практической реализации человека в качестве ИСТИННО-ЦИВИ ЛИЗАЦИОННОЙ самоцели истории.
Важно только нам и при этом избежать очередного сюра,- того, чтоб сия реализация не вылилась бы для нас в роль са моеда, или же камикадзе, только уже в родовом измере, вести мо.А сие даже как реально, как известно, особенно в плане мегапроблем и их макабро-целостности в ранге Инферны.
ХХХ
Нет сомнения, что такие сущностные сдвиги в историчес кой практике и в самой эволюционной истории человека,-ста вят на уши, или же ресницы, эпистему почти ежечасно и даже ежеминутно уже.
Дело в том и состоит, чтоКПЧ, как цивилизационная доминанта научного поиска современности, в решающей мере вводится и актуализируется в эпистеме В ФОРМАТЕ РОДОВЕДЕНИЯпаралельно и синхронно выдвижению биологии на позиции лидера по крайней мере натуроведения.
Нет, разумеется, особой нужды подчеркивать именно ноо генический характер этого взаимодействия.Сущетвенным мо ментом, как сие еще будет доказано мною в дальнейшем изло жении, выступает при этом передислокация "центра револю ционности" в системе натуроведения, и в определенной степе ни,-и в эпистеме вообще.
Таким, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ центром, наиболее резонирующим в ноогеническом именно контексте, становится стык биологического познания с РОДОВЫМ социо-гуманитарным и техническим знанием (в широком смысле последнего,- включая все прикладное знание).
Он, как я уже отмечал, диалектически снимает в качестве наиболее революционного (и кризисного, ибо хаотического беспросветно еще!) прежний такой центр революционности, бывший на левом (как бы) фланге контакта биологии с "точ ными" науками.При этом мне остается только повторить, что центр революционности на правом фланге биологии есть главный, и именно СОФИЙНО-цивилизационный стык современной эпистемы, сие - тривиально даже!
ХХХ
Век биологии и призван обеспечить надежную общенауч ную основу для надежного ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО решения БСП, как супер-мегапроблемы, что мы вскоре и увидим.
В названии этой проблемы, когда она формулируется, как правило, в виде "социально-биологической", тоже надо же на вести наконец-то гносео-порядок, и даже семантический он ый. Или же формулировать ее только онтологически,-как соци ально-биотическую, или же гносеологически,-как социолого-биологическую, а никак не варганить сплошь и рядом лишь Гу рьевскую кашу (типа-формата "социально-биологическое"), для которой даже на подливку ни хрена не остается ведь...
Тем временем БСП в качестве диалектического единства вовсе и не двух, а именно трех ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ инвариантов человека (ибо духовно-софийный атрибут и становится главным в ноогенезе),-человека как именно и толь ко рода-в-триаде,-и стала уже не "просто" очередной мегапро блемой, а именно супер-супер-оной, определяя, демонически даже стратегию Инферны на ФО человек-натура (и вовсе не только на этом ФО тоже, кстати).
БСП по-своему тоже образует своеобразный цивилизационный фон процессу реализации человека в виде практической самоцели истории, в каковом кризисные именно явления и могут превратить этот светлобудущный непременно и только, казалось, процесс в тривиал... мегасуицида.
В методологически-цивилизационном плане же БСП определилась и вовсе в странной и неожиданной позе главного хайвея для нашего родового самопознанияв контуре именно и только Антропогонии, ВСЕ ЕЩЕ АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ.
В качестве убер-ветвистой и архисложной, БСП представ ляет для науки, вестимо, предельно крепкий орешек. Надеж ного общенаучного ее решения, и даже опыта или традиции такой,-абсолютно же пока не имеется.
Самое парадокслаьное, однако, состоит в том именно, что и век биологии БСП надежно решить не сможет, так как она являет собою не что иное а именно цивилизационный хребет еще более сложной и судьбоносной проблемы - КПЧ.А биология - на то и натуроведение, что ее компетенция в родовом человекознании принципиально же недостаточна. Доступным ей есть только один, и то не самый главный подступ к тайне человека и его триадно-цивилизаци онной истории, хотя адекватный ее вид и м.б. только эволю ционным, вестимо.
ХХХ
Словом, недостаточность наличной НТР и эпистемы для надежного решения БСП настолько очевидна, что и говорить излишне.Тем временем онтически именно БСП и со ставляет главный контур для вполне реального суицида всей наличной цивилизации.
Вот почему монизм Маркса в этой нежной сфере необходимо конкретизировать, и именно посредством биосоциально-цивилизационного монизма, чему, собственно говоря, и посвящена данная работа.
При этом я полагаю, что такая конкретизация вовсе не есть ревизия основ марксизма, а ежели и ревизия, то весьма ва жная, безотлагательная и полезная для оного именно.И уж по сравнению с апологами "физического монизма" мой биосо циальный монизм выглядит несравнимо мощней и даже эсте тичней же...
Потребность в таком, цивилизационно-адекватном монизме касается самых наифундаментальных основ человеческого Бытия, Духа и нашей пуповины с Футуром, которые и стали подорванными именно физическим горе-монизмом, особенно - монстром-киклопом физикалистской техники.
В методологическом, социально-философском и даже нау коведческом планах это означает, что на смену науке века био логии, перспективным и последним одиночным лидером кото рой и станет биология, (правда, при условии обязательной ее теоретизации!), постепенно должна прийти предвиденная Мар ксом "одна" наука о человеке и для человека, сиречь, Пангно сис.
Однако это означает и то еще, что век биологии на этом свои цивилизационные потенции исчерпывает и должен перерасти в новую НТР.Эта перспекти ва НТР, главное,уже, реально существует в зиготном, правда, состоянии в недрах современной НТР.
ХХХ
Как еще будет показано впоследствии, сия новая НТР оз начает уже по существу неограниченную во времени эпоху ис тинного прогресса МУДРО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ науки и такой же техники,- в качестве именно ноогенических инс титутов, служащих человеку, а не направляемых супротив не го, как это только и имеет место быть в современной НТР.
Причем, по аналогии с социальным развитием и под его истинно-цивилизационной детерминацией в конечном итоге, повторение коммунизмом первой безклассовой структуры Ант ропогонии,-первобытного строя,в науке будет отражено как бы повторением по диалектической спирали... эллинской СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ эпистемы.
Резонно предположить, что лидером, уже групповым, этой новой, цивилизационно-софийной уже эпистемы и станется система развивающегося нелинейного, и контактного по сути знания - БСЗ.
Именно ему только и достанется честь и огромная ответст венность стать последним могиканином в смене лидеров нату роведения и науки, и единовременно - цивилизационным пио нером новой эпистемы,- методологически и СОФИЙНО уже единого Пангносиса.
Такая вот перспектива видится мне для того "котла" синте тических процессов, уже происходящих в главном стыке на личной эпистемы.Синхрон между социальным движением по направлению к коммунизму,- как ноогенезу именно!- и становление принципиально новой эпистемы -очевиден и в моих комментариях вроде как не нуждается.
Высоко ценя идеи Б.М.Кедрова, многие из которых я и в данной работе поддерживаю, все же никак не могу согласить ся с его мыслью, что биологию в качестве лидера науки заме нит психология.Которая сама, кстати, вообще и никак не вме щается в лоно естествознания.
Во-первых, эта идея противоречит им же развиваемому подходу,-что на смену одиночному лидеру натуроведения при ходит групповой, и наоборот.Во-вторых, психология вообще пока... не находит места в классификации наук, развитой тем же Кедровым. Она сама и однозначно входит в русло БСС и БСЗ, причем безо всякого ущерба для нее.
Богатая традиция, исторический и научный приоритет мар ксизма пред буржуазной идеологией в области методологии заключен именно в перманентной актуализации свази научого познания с историческим Бытием человека-в-тираде.Марксис том, как известно, является вовсе не тот, который отрицает роль биологии и биотическое начало в человеке, или же приз нает такую, ЦИВИЛИЗАЦИОННУУЮ ТОЖЕ ВЕДЬ роль оно го лишь фарисейски, в виде камуфляжа, ширмы для сгущен ного социологизма и экономизма.
Такая квази-марксова традиция на самом же деле есть традиция именно кантово-гегелевая, и это давно и всем алчущим известно...Такой подход вовсе не усиливает и не развивает и приоритеты классового подхода, тем более, что марксизм вовсе и никак не сводим к последнему, что тоже всем д.б. известно.В тощую абстракцию тогда превращается не только монистическое понимание человека, как сущетсва тотального и универсального, но, главное,-искривляется даже адекватно-цивилизационное понимание его всесторонней сущ ности.
Смещая акценты в понимании сущности и природы чело века, как родового и конкретно-исторического существа еди новременно, в сторону сгущенного социального детерминиз ма (и игнорируя детерминизм биосоциально-цивилизационный), порой и впрямь невозможно избежать тех аббе раций социологического идиотизма, которого иначе никак и не назовешь ведь.
Нет, и быть не могет материалистического понимания эво люционно-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ истории рода-в-триаде, ежели мы выбрасываем из оного ФО человек-натура, а зачас тую, скопом, и ФО Я_Я. Нет, и быть не могет никакой марк систской картины человека, ежели мы его превращаем в сгус ток социума и в шуруп в руках молоха государства, пусть и со циалистического оного (ибо и сие есть примитив гегельянства же).
Современная НТР уже, и решительно выступила именно против такой биофобии, прямо указав нам при этом, что несом ненно наибольшая социальность философической критики и рефлексии получается тогда именно, когда она ориентирована в область ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ БСП и особенно в лоно все еще варварски нами не познанной собственной природы в контуре БСПР.
НТР сама вынуждает нас познать данную необходимость и именно в плане тотальной и мудрой уже эмансипации рода-в-триаде.Ибо для такой эмансипации одного только осознания необходимости (как сие полагал старина Спиноза) вовсе уже недостаточно.
Нужно еще и другое, причем именно главное,-мудрое и смелое цивилизационно-революционное действие, всесторонне основанное на мудрой тоже уже науке.
ХХХ
И именно в этом плане НТР мною и квалифицируется в качестве главного фактора ноогенеза.Все это и делает теорию НТР острейше потребной, и вовсе не в ранге только натуро ведческой (ибо сие - не возможно в принципе!), а именно в качестве реально-гуманистической, СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗА ЦИОННОЙ такой теории.Только посредством оной можно правильно понять и стратегию ноогенеза (= коммунизма) в которой, по словам Маркса, "общество обеспечивает наряду с наибольшим расцветом производительных сил общественного труда и самое всесторонее развитие человека".
Богатство человека коммунистического общества, как да лее писал Маркс, "само-по-себе высокое", становится... "аб солютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовшего ис торического развития, делающего самоцелью эту целостность развития".
НТР имеет цивилизационной самоцелью человека, однако, вовсе не только в плане своей "внутренней логики", хотя и сие предельно важно, вестимо.
Мера социальности НТР, как фактора ноогенеза именно, заключается в том именно, что она уже, причем самым решительным образом и фронтально, утвердилась в качестве эпохального ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО переворота в человеческой истории= Антропогонии (правда, все еще в ранге апогея хаос-террора познания, но от этого сей тезис еще важней же).
Ноогеническая роль НТР выражена в ее способности быть "кротом истории" в плане именно основного противоречия со временной эпохи.Поэтому и человеческий, истинно-цивилиза ционный контекст тех глобальных сдвигов, которые еще толь ко просвечиваются, или уже реально наличествуют в эписте ме, технике и производстве, пронизывая все без исключения ныне сферы человеческого Бытия (и сознания, вестимо), име ют тоже недвусмысленную человечески-цивилизационную сущность.
Именно человек,- как биосоциальный универсум... ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ЗЛА ПОКАМЕСТ,- ныне и стал определять стратегию и будущее науки и НТР, и именно в АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ перспективе только, вне всякой иной альтернативы даже.
ХХХ
Итак, в данном аспекте ноогенеза (его движущих сил) си туация довольно сложная.Стало очевидным то, что именно НТР выступает в ранге главного фактора ноогенеза,-посредст вом развертывания и обогащения родовых сил человека (чем я только и ограничился в диссертации).
Стало также очевидным и то, что уже современная НТР об ладает определенными цивилизационно-ноогеническими параметрами, среди которых надо выделить ниже-следующие.
1.Невиданное доселе (и хаотичное допредельно!) убыстрение темпов НТП и сокращение времени от рождения научной идеи до ее материализации в технике, или в другом месте.
Правда, обдумать цивилизационные последствия такой спешки времени у нас остается тоже все меньше, а ошибки оной спешки поэтому и становятся все чаще все страшней и непоправимей...
2.Становление науки производительной силой социума, причем число таких наук перманентно увеличивает ся, а сила производительная науки-тоже множится только по экспоненте... все еще лошадиных только сил.
По этому, - конскому, иль нобель-тротиловому параметру мы уже не только догнали многие гео-стихии, но и перегоняем их беспрестанно.Правда, в общем хаотичном ходе социально-цивилизационного процесса современности от этого парамет ра научной и технической стихии нам становится тоже вовсе не лучше, мягко дико выражаясь.
3.Слияние научного хаос-террора с оным же техническим в единый АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ поток,с перманентным возрастанием приоритета науки пред техникой в этом процессе.Характерным примером здесь высту пает кибернетика и информатика, порожденные в контуре БСС и уже дико сильно меняющие очень даже многие сторо ны нашего Бытия.
4.Всемерное и хаотичное, и потому анти-цивилизационное тоже возрастание роли лидера науки (или же натуроведения) для общего хода и даже будущего НТР.
Именно такой лидер начинает мощно (и вовсе не всегда только к лучшему!) определять не только лицо самой НТР, но и ее цивилизационно-историческую перспективу.
5.Наука все интенсивнее (но тоже хаотично и недостаточно сильно покамест) идет на восприятие триадного МС, и именно в ноогеническом контексте.Это выражается в том самом 4-ом измере науки,-в ее вы ходах в социум посредством научных идей и новых видов Тех не.
6.Наконец и главное,-пропуская вещи более тактического плана,-современная эпистема все решительней (но тоже стхийно пока только!) разворачивается и в сторону человека.
И именно посредством стратегии, неотделимой никоим макаром от БСС и БСЗ,- СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КПЧ.Что вовсе не исключает, кстати, тоже экспонентного ее разворота супротив человека и человечности, особенно в капитализме.
Главным параметром этого ноогенического тренда науки есть возникновение целойгалактики этико-гуманис тических проблем науки, отражающей стихий ную ориентацию эпистемы на мудрость или же Софию по "формуле" Верум, Бонум эт Гума нум.
ХХХ
В цивилизационно-социальном же плане современная НТР является фактором ноогенеза в обоих трендах его разворота.
В системе социализма эта ее роль реализуется посредст вом соединения преимуществ социализма с достижениями НТР. В глобальном же аспекте НТР играет роль фактора ноо генеза посредством роли "крота истории", и вовсе не в Гамле товом, а именно в классовом смысле.Однако, с другой стороны, также очевидно и то еще, что современная НТР, хотя и переживающая период младенчества еще,принципиально-ЦИВИЛИЗАЦИОННО недостаточна именно в ранге фактора ноогенеза!
Не анализируя этого вопроса более пристально (см. мои работы 1969-1978 годов), лишь подчеркну, что главная цивили зационной недостаточность современной науки происходит именно от ЦИВИЛИЗАЦИОННО-теоретической слабости са мой эпистемы.В оной еще явно не завершена смена лидеров, о которой я кратко писал, а потому человек, как самоцель НТР, выступает еще только в ранге идеала, или же императива, а вовсе не в виде насущной реалии.
С другой стороны, даже само управление НТР остро нуждаестя в более надежной теории комплексного ЦИВИЛИЗАЦИОННО-социального управления, а именно и только,- в теории ноогенеза (как теории мудрого коммунизма именно).
ХХХ
Прежде чем перейти к этому аспекту исследования целей диссертации, надо подвести итог сказанному.
1.Современная НТР, как движущая сила ноогенеза, выступает в двух ипостасях:
а) в виде соединения ее достижений с преимуществами социализма, и