КАК ДВИЖУЩАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ СИЛА НООГЕНЕЗА И КАК ГЛАВНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СУИЦИД НЫЙ ХАОТИЗАТОР БЫТИЯ И ДУХА
Современная НТР, как конкретно-историческое и однов ременно глобальное явление, выступает как хаотизатор и без того несчастного нашего Бытия и Духа, и одновременно, но по идее токмо,-в главной своей ипостаси,-как важнейшая движу щая сила (ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ фактор) ноогенеза.
ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ сущность и челове ческая значимость НТР м.б. правильно поняты только в адек ватной системе координат, каковой и есть ФУНДАМЕНТАЛЬ НО-эволюционная история рода-в-триаде в формате БСЭ или Антропогонии.Путь робинзонад, так полюбовных и маркси стам,- выдергивание ее отдельных звеньев или сведение всего богатства ноумена НТР только к пресловутым ее последстви ям, нехай и цивилизационным,- это тупиковый путь, и не толь ко в методологическом плане.
Важно видеть при этом как все ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ движущие силы самой НТР, так и все ИСТИННО-цивили зационные, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНЫЕ ее измерения, ибо они и есть главные.В этой связи стано вится очевидным, что мерой социальности современной и буд ущих НТР является тоже вовсе не ее последствия только, а са мая глубинная и гуманично-цивилизационная миссия научно го познания и техники,-служение человеку,на ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационное благо его.
НТР в принципе должна служить великому де лу тотальной И МУДРОЙ эмансипации рода-в-три аде, что очевидно, правда, только не в реалиях на личной, в большой мере АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОН НОЙ НТР.А также НТР должна помочь человеку в адаптации,- как существу биосоциальному по содержанию,- к лави нообразной смене среды обитания, вызванной именно самой НТР во многом и даже в решающем.Короче, НТР и есть покамест самое мощное (но никак не самое мудрое!) цивилизационное орудие в руках человека как демиурга ноосферы.
Цивилизационно-АДЕКВАТНАЯ установка НТР должна быть нацелена на расширение границ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОЙ универсальности человека, которая по словам Маркса "проявляется именно в той универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело".Иными словами, НТР способствует практическому осуществлению универсального человека в будущей ноосфере, реализации его высокой миссии стать демиургом своей, УЖЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОЙ истории.
Кроме других цивилизационных задач для НТР возникла и проблема обеспечения человека достойной его техникой , которая по Марксу есть "природный материал, превращенн ый в органы власти человеческой воли над природой, или в ор ганы выполнения этой воли в природе.Все это - созданные че ловеческой рукой органы человеческого мозга, овеществлен ная сила знаний".
Однако есть в данной связи и еще один важный момент. Дело в том, чтодо сих пор становление человека человекомФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНЫМ шло только в обход, путем очеловечения (часто наоборот=расчеловечения) иск лючительно внешней только природы = анти-ци вилизационно.
В этом процессе, опосредованно и до сих пор стихийно-хаотично, исключая напрочь сознательность и целеполагание, посредством известного в кибернетике принципа "чёрного ящ ика",-становилась человеком и его БСПР.Маркс отмечал в эт ой связи, что для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, человек приво дит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы.Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он тем самым изменяет и себя.
Но это есть именно ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ, стихийный и обходной = ПАН-БИФУРКАТИВНЫЙ путь, и иного до сих пор ни наука, ни практика не пре дполагала и не требовала!
Совершенно иное дело сейчас, когда наука хаотичными прорывами выходит именно на прямую "переделку" БСПР, а общественная практика = СД тоже требует прямого улучше ния БСПР (особенно в векторе космизации СД, вплоть до пе реселения Гомо сапиенс из гибнущей впропалую Геи).И в эт ом нет и не может быть ничего преступного или антигуманно го, ежели сие будет делаться мудро-цивилизационно и на бла го человека.Промедление в этом деле или фобия евгеники та кой прабы, какова она была в Райхе или в некоторых странах Запада и в СССР,- может ныне стать тоже страшным пре ступлением пред родом и человечностью...
Иными словами, то, что эфемерно еще предполагалось в качестве цели евгеники ее отцом Гальтоном,-ныне становится зачастую самой неотложной ЦИВИЛИЗАЦИОННО-СПАСОН ОСНОЙ задачей, поэтому в близком будущем наука евгеника займет достойное место в системе БСС,- какФУНДАМЕНТАЛЬНО-СПАСОНОСНОЕ знание.
Человек-СОРОДИЧ = ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ предпосылка, субъект и самоцель истории рода-в-триаде, настоящее и будущее его ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОГО Бытия поэтому выступает в качестве единственно-цивилизационно-АДЕКВАТНОГО критерия, на основе которого только и можем понять ноумен по имени НТР, во всей его сложности и контраверсности.
Именно этот СОФИЙНО-цивилизационный критерий и никакой другой, есть также основополагающим и в процессе вскрытия механизмов синхронности внутреннего хода НТР и ЦИВИЛИЗАЦИОННО-социального движения современности, которое обзывать "соцпрогрессом" становится невыносимо трудно...Вот почему я на стаиваю на необходимости системы координат ноогенеза.Ибо и в условиях социализма (о капитализме и анархии его СД и не говорю пока) наши ФО становятся сугубо хаотичными.
Главное в том, что сама НТР, как наиболее до сихпорно хаотичнаяИ АГРЕССИВНАЯ форма поз нания и бытия техники,- сильно начинает катализи ровать и без того вселенский,ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СУИЦИДНЫЙ хаос-террор исторического Быт ия. Тогда даже красивые слова о коммунизме становятся слю нявым "соловьизмом".Однако и этот вопрос следует отнести к ряду мало исследованных, не смотря на торнадо литературы, посвященной проблематике НТР.
Я определяю главную истинно-цивилизационную, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНУЮ миссию НТР в виде ее становления главным фактором ноогенеза.
Это выражается в ее способности помочь человеку МУД РО очеловечивать как внешнюю природу, а также вторую он ую,-как очеловеченную, так и особенно расчеловеченную, и главное,-свою БСПР, помочь гармонии раскрытия его родо вых сущностных сил на его же благо.Вот почему БСПР и ста новится предметом анализа все большего числа наук и даже их блоков, среди которых методологочески главная роль при надлежит несомненно БСС и БСЗ - ПАНСИНТЕЗУ И ПАНГ НОСИСУ.
Именно поэтому процесс выдвижения КПЧ в ранге СОФИЙНО-цивилизационной доминанты всего научного поиска современности сопряжен со становлением биологии лидером натуроведения, что практически реализуется в кон туре БСС и БСЗ и только в нем.
И все же, несмотря на явную передислокацию стратегии науки, вопросов в данной области (супер-проблема "Человек и НТР") поднято куда больше, нежели наука может дать на них ответов,- в ранге надежных, мудрых. Особенно важен сей разрыв в сфере РОДОВОГО самопознания, а в нем - именно в сфере познания человеческой природы, той самой БСПР. Бо лее того, этот аспект РОДОВЕДЕНИЯ все еще с немалыми тру дностями завоевывает место под Солнцем и в марксистской философской литературе.
Зачастую же познание материальности и субстантивнос ти человека сопряжено со всякими идолами а ля Бэкон и фо биями, опускаясь и на домарксовый уровень.Тем временем как субстрат человека, так и целостная его БСПР,- вовсе не те ряя пуповинной, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОНН ОЙ связи с Биосом,- сугубо специфичны=биосоциаль но-цивилизационны, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНЫ.
Понятие БСПР и есть вводом в систему координат ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ триады человека,- в ранге универсально-тотального - ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО РОДА-В-ТРИАДЕ.Как творца и носителя ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-социальной формы материи,- высшей, насколько мы можем знать.
Иной ее разновидности нету, ибо "вторая" природа,-это результат СД универсального человека, биосоциально-цивили зационного "по натуре".И опредмеченные силы самого чело века, и общественные отношения (троянский конь сгущенного социологизма, потому и вульгарного), понимаемые в обход че ловеку как целостно-биосоциальному = ФУНДАМЕНТАЛЬ НО-ЦИВИЛИЗАЦИОННМУ существу,- просто нонсенс.
В субстратном подходе, имеющем сильные синтезирую щие потенции для эпистемы, понятие БСПР имеет целый ряд преимуществ пред другими подходами, не исключая и надежность ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ,ФУН ДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОЙ сущности человека.Оное понятие явно более адекватно часто пользуемого по нятия "биологическая природа человека", ибо сие есть подне вольный артефакт биологизации человека в виде... убер-социо логизма.Бывает и такое, дикое, и гораздо чаще, чем хотелось.
Главная методологическая нагрузка касательно БСПР падает на категорию диалектического снятия. Можно априорно сказать, что и она в сферах родового че ловекознания имеет серьезные отличия от общепринятого ге гелевого ее вида (однобокое снятие низшего - высшим).
В контуре БСПР снятие идет во встречных ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ИЛИ АНТИ-ОНЫХ направлениях, не только меж биотическим и социальным, а еще идуховно-СОФИЙ НЫМ.В диссертации сие снятие называетсявстречным тройственным ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ = ПАН-БИФУР КАТИВНЫМ снятием, и я настаиваю на таком виде диалектического снятия в контуре БСПР.
БСПР охватывает не только все то, что роднит человека с Биосом.Главное, она выражает сущность того, чем конкретно человек отличен, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационно именно от дикого Биоса, что означает, что БСПР адек ватно понять возможно только опираясь на диалектическую концепцию развития.
Причем я настаиваю на дополнении и этой кон цепции цивилизационно-управленческим азимутом, что и выражено реально в становящейся теории ноогенеза,- как инварианте БСС и Пангносиса именно.Важно и то, что это понимать нам должно именно исхо дя из позиции триадного МС, а не сводить трактовку природы человека к дарвинизму и дикой биологии. Находясь в сложней шем взаимодействии с всесторонней сущностью человека, его БСПР (в качестве ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационного содержания ноумена человека) детерминируется и последней, разумеется.
БСПР выражает в работе торжество принципа биосоци ально-цивилизационно-ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО монизма,- в пику рядоположению и дуализму тех инвариан тов родового человека в обычной трактовке. Это исключает напрочь и допущение некоей "биосоциальной сущности" че ловека, как это случается, даже у марксистов.
Как уже допредельно ясно, в капитализме человек не есть и быть не может самоцелью общественного развития, как не есть он и самоцелью НТР.В конечном итоге именно в силу сего этот последний могиканин античеловечного строя в пре дыстории Антропогонии,-не только в классовом, но и в гума нистически-цивилизационном плане не совместим с НТР.И именно в силу этого капитализм лишен серьезной историче ской перспективы, что, однако, вовсе не означает скоротеч ную его погибель.
Качественно, исторически-цивилизационно новой вехою в реализации гуманистической миссии науки (социализма) ны не обозначено постепенное, но неуклонное переключение ос новных ее усилий и стратегии поиска на всестороннее и глубо кое познание самого человека, как рода-в-триаде. Необходи мо, однако, отметить, что проблема КПЧ в совреме нной эпистеме материализуется в виде Ананке-об разной необходимостилишь, никак не более пока.
Этого и требуют задачи и цели ноогенеза в общей карти не развертывания содержания современной эпохи. Это означа ет, что все еще стихийное и неуправляемое снятие биотическо го будет заменено мудрым и гуманным, ИСТИННО-цивилизационным управлением в контуре сего сня тия, что и будет означать гуманную роль евге ники, как одной из стратегий БСС и БСЗ.
Формою для такого управления природою человека есть гармонизация и управление эволюционно-историческим Быти ем ин корпоре, что в коммунистической перспективе и есть главное.Человек, как самоцель современной НТР, уже доста точно просвечивает истинный смысл процессов ее саморазви тия. (К сожалению, пока только в ранге беспрецедентной по мощи мегализации хаоса и террора познания как АНТИ-ЦИ ВИЛИЗАЦИОННОЙ ФП).
Именно в этом контексте становится очевидным как ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационная ограниченность сов ременной, так и неизбежность качественно новых НТР. Как я уже отмечал, в двери уже стучится век биологии в ранге новой НТР, на нем в определенной мере обоснованный взрыв кибер нетики и инфо-техники.
За этой молниеносной НТР уже проглядывается новая НТР,-век БСС и БСЗ = ПАНГНОСИСА, в чем мне придется вскоре доказываться.Данный новый и переходной этап НТР в ноогеническом контексте м.б. квали фицирован как научно-техническая предпосылка и важный ци вилизационный плацдарм для развертывания ноогенеза, осо бенно в плане решения его тактических задач.Конечной целью научного поиска века биологии есть обеспечение теоретичес ких фундаментов для самой биологии и струя биологизации натуроведения и эпистемы в целом.
Только этим путем возможно решить одну из стратегий но огенеза - пресловутый перевод биосферы в ноосферу,- но именно и только в комплексном, триадично-цивилизац ионном русле познания и управления ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ Бытием И ДУХОМ,-в эволюционном формате рода-в-триаде именно.
Кстати, сие пахнет ерезией вроде.Ибо биогенез на Гее, в качестве именно САМОразвития ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ПАН -ХАОТИЧНОГО,-в ноогеническом контексте - обречен и не имеет перспективы.Он будет заменен мудрым управлением со стороны человека, и ничего "плохого" в этом я не вижу.
Век биологии имеет самоцелью тоже только человека= род-в-триаде, в несравнимо большей мере, нежели наличная за окном НТР.Именно этим в конеч ном итоге определяется и преходящий характер самого века биологии, и даже, видимо, небольшая продолжительность его во времени.В силу действия "закона экспоненциального разви тия науки", пребывание у власти биологии,-по сравнению с владычеством физики,-сильно сократится.А от качества лиде ра науки и даже натуроведения,-судьбы НТР зависят в очень сильной степени.
В качестве цивилизационной стратегии научно го поиска века биологии, его методологической и социо-культурной доминанты выступают задачи и цели только ФУНДАМЕНТАЛЬНО-человеческого плана, заключенные в континууме СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КПЧ.Кроме того, и сие очень важ но, век биологии должен обеспечить идеями биологизацию (экологизацию) системы Техне. А на сей основе век биологии обеспечит и гармонизацию наличного СД, по крайней мере,-в коммунистической перспективе.
При этом синхрон меж НТР и социальным развитием в этой перспективе просвечивается однозначно и ярко. Актуали зация во всех сферах современной истории субъективного фак тора,- как индивидуума, так и рода-в-триаде,- есть цивилиз ационным параметром приближения истории в ее коммунистическом векторе именно к практической реализации человека в качестве ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОЙ самоцели истории.
Важно только при этом избежать очередного сюра,- чтоб сия реализация не вылилась в роль самоеда или камикадзе, то лько уже в родовом измере.А сие даже как реально, как изве стно, особенно в плане мегапроблем и их макабро-целост ности = Инферны.
Нет сомнения, что такие сущностные сдвиги в историчес кой практике и в самой эволюционной истории человека,-ста вят на уши-ресницы, эпистему почти ежечасно и даже ежеми нутно.Дело в том, чтоКПЧ, как доминанта научного по иска современности, в решающей мере вводится и актуализируется в эпистеме В ФОРМАТЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО РОДОВЕДЕНИЯсинхронно выдвижению биологии на позиции лидера натуроведения.
Нет особой нужды подчеркивать ноогенический характер этого взаимодействия.Сущетвенным моментом, как сие еще будет доказано в дальнейшем изложении, выступает передис локация центра революционности в системе натуроведения, и в определенной степени в эпистеме вообще.
ТакимСОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ центром, наиболее резонирующим в ноогеническом контексте, становится стык биологического познания с РОДОВЫМ социо-гуманитарным (и техническим) знанием (в широком смысле последнего,- включая все прикладное знание).
Он диалектически снимает в качестве наиболее революци онного (и кризисного, хаотического беспросветно!) прежний центр революционности, бывший на левом фланге контакта биологии с "точными" науками.При этом остается только пов торить,что центр революционности на правом фланге биологии есть главный, СОФИЙНО-цивилизационный стык современной эпистемы- ПАНГНОСИСА!
Век биологии и призван обеспечить общенаучную основу для надежного ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО решения БСП как су пер-мегапроблемы, что мы вскоре увидим.В названии этой проблемы, когда она формулируется, как правило, в виде "со циально-биологической", тоже надо навести наконец гносео-порядок, даже семантический.Или формулировать ее только онтологически,-как социально-биотическую, или же гносеоло гически,-как социолого-биологическую, а не варганить сплошь и рядом Гурьевскую кашу формата "социально-биоло гическое", для которой даже на подливку ни хрена не остает ся...
Тем временем БСП в качестве диалектического единства вовсе не двух, а трех ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛ ИЗАЦИОННЫХ инвариантов человека (ибо духовно-софийный атрибут и становится главным в ноогенезе),- как ро да-в-триаде,-и стала не "просто" очередной мегапроблемой, а супер-супер-оной, определяя, демонически даже стратегию Ин ферны на ФО человек-натура (и вовсе не только на этом ФО).
БСП образует ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационный фон процессу реализации человека в виде практической самоцели истории, в каковом кризисные явления могут превратить этот процесс в тривиал мегасуицида ИМЕННО ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО.
В методологически-цивилизационном плане же БСП определилась в позе главного хайвея для ро дового СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СПАСОНОСНОГО самопознанияв контуре Антропогонии,- АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ИНВОЛЮЦИОННОЙ=ПАН-БИ ФУРКАТИВНОЙ БСЭ.
В качестве убер-ветвистой и архисложной, БСП представ ляет для науки крепкий орешек. Надежного общенаучного ее решения, опыта,-абсолютно не имеется.Самое парадокслаьное, однако, состоит в том, что и век биологии БСП надежно решить не сможет, так как она являет собою цивилизационный хребет еще более сложной и судьбоносной проблемы - КПЧ.А биология - на то и на туроведение, что ее компетенция в родовом человекознании принципиально недостаточна.Доступным ей есть только один, и то не самый главный подступ к тайне человека и его исто рии, хотя адекватный ее вид м.б. только эволюционным.
Словом, недостаточность наличной НТР и эпистемы для надежного решения БСП настолько очевидна, что и говорить излишне.Тем временем онтически именно БСП и сос тавляет главный контур для вполне реального ФУНДАМЕН ТАЛЬНОГО суицида всей наличной цивилизации.
Вот почему монизм Маркса в этой нежной сфере необходимо конкретизировать посредством биосоциально-цивилизационного, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОГО монизма,чему, собствен но, и посвящена данная работа.При этом я полагаю, что такая конкретизация не есть ревизия основ марксизма, а ежели и ревизия, то весьма важная, безотлагательная и полезная.И уж по сравнению с апологами "физического монизма" мой биосоциальный монизм выглядит несравнимо мощней и даже эстетичней...
Потребность в таком, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационно-адекватном монизме касается самых наифундаментальных основ человеческого Бытия, Духа и пуповины с Футуром, которые и стали подорванны физическим горе-монизмом, особенно монст ром физикалистской техники.В методологическом, соци ально-философском и науковедческом планах это означает, что на смену науке века биологии, перспективным и последним одиночным лидером которой и станет биология, (пра вда, при условии обязательной ее теоретизации, ФУНДАМЕН ТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ДОСТАТОЧНОЙ), должна прийти предвиденная Марксом "одна" наука о человеке и для человека = Пангносис.
Это означает, что век биологии на этом свои цивилизационные потенции исчерпывает и должен перерасти в новую НТР.Эта перспектива уже реально существует в зиготном, правда, состоянии в недрах современной НТР.Как еще будет показано впоследствии, сия новая НТР означает по существу неограниченную во вре мени эпоху прогресса МУДРОЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОЙ науки и такой же техники,- в качестве нооге нических институтов, служащих человеку, а не направляемых супротив него, как это имеет место быть в современной НТР.
Причем, по аналогии с социальным развитием и под его детерминацией в конечном итоге, повторение коммунизмом первой безклассовой структуры Антропогонии,-первобытного строя,в науке будет отражено повторением по диалектической спирали эллинской СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ эпистемы.
Лидером групповым этой эпистемы станет система развивающегося нелинейного, конта ктного, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО= СОФИЙНОГО зна ния - ПАНГНОСИС. Ему только и достанется честь и огромная ответственность стать последним могиканином в смене лидеров науки, и единовременно пионером новой эпи стемы.
Такая вот перспектива видится для того "котла" синтети ческих процессов, происходящих в главном стыке наличной эпистемы.Синхрон между социальным движением по направ лению к коммунизму,- как ноогенезу= СОФИОГОНИИ именно!- и становление принципиально новой эпистемы - очевиден и в моих комментариях не нуждается.
Высоко ценя идеи Б.М.Кедрова, никак не могу согласить ся с его мыслью, что биологию в качестве лидера науки заме нит психология.Которая сама, кстати, никак не вмещается в ло но естествознания.Во-первых, эта идея противоречит им же развиваемому подходу,-что на смену одиночному лидеру нату роведения приходит групповой и наоборот.Во-вторых, психо логия вообще пока не находит места в классификации наук, развитой тем же Кедровым. Она однозначно входит в русло БСС и БСЗ, причем безо всякого ущерба для нее.
Богатая традиция, исторический и научный приоритет мар ксизма пред буржуазной идеологией в области методологии заключен в перманентной актуализации свази научого познан ия с историческим Бытием человека-в-триаде.Марксистом,как известно, является вовсе не тот, который отрицает роль биоло гии и биотическое начало в человеке, или же признает такую, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННУЮ роль фарисе йски, в виде камуфляжа, ширмы для сгущенного социологи зма и экономизма.
Такая традиция есть традиция именно кантово-гегелевая, и это давно и всем алчущим известно...Такой подход вовсе не усиливает и не развивает приоритеты классового подхода, тем более, что марксизм вовсе не сводим к последнему, что тоже всем д.б. известно.В тощую абстрак цию тогда превращается не только монистическое понимание человека, как сущетсва тотального и ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-универсального, но, главное,- искрив ляется понимание его всесторонней ИСТИННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ сущности= СОФИЙНОСТИ МС И СД.
Смещая акценты в понимании сущности и природы чело века, как родового и конкретно-исторического существа еди новременно в сторону сгущенного социального детерминизма (и игнорируя детерминизм биосоциально-цивилизационный, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНЫЙ), невозможно избежать аббераций социологического идиотизма , которого иначе никак не назовешь.
Нет, и быть не могет АДЕКВАТНО-материалистического понимания ФУНДАМЕНТАЛЬНО-эволюционно-ЦИВИЛИЗА ЦИОННОЙ истории рода-в-триаде, ежели мы выбрасываем из оного ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ФО человек-натура, а скопом и ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ФО Я_Я. Нет, и быть не могет ника кой марксистской ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОЙ кар тины человека, ежели мы его превращаем в сгусток социума, в шуруп в руках молоха государства, пусть и социалистичес кого (ибо и сие есть примитив гегельянства).
Современная НТР решительно выступила против такой биофобии, прямо указав, что наибольшая социальность=АДЕ КВАТНОСТЬ философической критики и рефлексии получает ся тогда, когда она ориентирована в область ЦИВИЛ ИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО ПОНИМАНИЯ БСП, особенно в лоно варварски не познанной собст венной природы- ФУНДАМЕНТАЛЬНО-БИФУР КАТИВНОЙ БСПР.
НТР вынуждает нас познать данную необходимость в пла не тотальной и мудрой эмансипации рода-в-триаде.Ибо для такой эмансипации одного только осознания необходимости (как сие полагал Спиноза) недостаточно.Нужно еще и другое, главное,-смелое ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АДЕКВАТНОЕ революционное действие, всесторонне основанное на мудрой науке- ПАНГНОСИСЕ.
Именно в этом плане НТР мною и квалифицируется в ка честве главного фактора ноогенеза.Все это делает теорию НТР острейше потребной, вовсе не в ранге только натуроведческой (ибо сие - невозможно в принципе), а в качестве реально-гума нистической, СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ теории.То лько посредством оной можно правильно понять и стратегию ноогенеза (коммунизма = СОФИОГОНИИ) в которой, по словам Маркса, "общество обеспечивает наряду с наибо льшим расцветом производительных сил общественного труда и самое всесторонее развитие человека".
Богатство человека коммунистического общества, как да лее писал Маркс, "само-по-себе высокое, становится... абсо лютным выявлением творческих дарований человека, без ка ких-либо других предпосылок, кроме предшествовшего исто рического развития, делающего самоцелью эту целостность развития".
НТР имеет цивилизационной самоцелью человека, однако, не только в плане своей "внутренней логики", хотя и сие пре дельно важно.Мера социальности=ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ АДЕКВАТНОСТИ = СОФИЙНОСТИ НТР как фактора ноогенеза заключается в том, что она самым решительным образом и фронтально, утвердилась в качестве эпохального ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО переворота в истории( в ранге пока апогея хаос-террора познания, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СУИЦИДНОГО, но от этого сей те зис еще важней).
Ноогеническая роль НТР выражена в ее способности быть "кротом истории" в плане основного противоречия современ ной эпохи.Поэтому и человеческий, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ци вилизационный контекст тех глобальных сдвигов, которые то лько просвечиваются или уже реально наличествуют в эпис теме, технике и производстве, пронизывая все без исключения сферы человеческого Бытия и сознания, имеют тоже недвус мысленную человечески-цивилизационную сущность.
Именно НЕСОРОДИЧ,-биосоциальный универсумФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ДОБРА И ЗЛА,- ныне и стал определять стратегию и будущее науки и НТР, в ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ, ПАН-СУИЦИДНОЙ = БИФУРКАТИВНОЙперспективе только...
Итак, в данном аспекте ноогенеза (его движущих сил) си туация довольно сложная.Стало очевидным, что именно НТР выступает в ранге главного фактора ноогенеза,-посредством развертывания и обогащения родовых сил человека (чем я то лько и ограничился в диссертации).Стало также очевидным, что уже современная НТР обладает определенными цивилизационно-ноогеническими, ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СПАСОНОСНЫМИ параметрами, среди которых надо выделить ниже-следующие.
1.Невиданное доселе (и хаотичное допредельно!) убыстрение темпов ХАОС-ТЕРРОРАНТП и сокращ ение времени от рождения научной идеи до ее ма териализации в технике или в другом месте.Правда, обдумать ФУНДАМЕНТАЛЬНО-цивилизационные последст вия такой спешки времени у нас остается тоже все меньше, а ошибки оной спешки и становятся все чаще все страшней и непоправимей...
2.Становление науки производительной силой социума, причем число таких наук перманентно увеличивает ся, а сила производительная тоже множится по экспоненте... НОБЕЛЬ-лошадиных сил.По этому, конскому иль нобель-тро тиловому параметру мы уже не только догнали многие гео-сти хии, но и перегоняем их.Правда, в общем хаотичном ходе со циально-цивилизационного процесса современности от этого параметра научной и технической стихии становится тоже вов се не лучше.
3.Слияние научного хаос-террора с техническим в единый ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ поток,с перманентным возрастанием прио ритета науки пред техникой. Характерным примером здесь вы ступает кибернетика и информатика, порожденные в контуре БСС и сильно меняющие очень многие стороны нашего Бытия И ДУХА.
4.Всемерное и хаотичное, и потому анти-цивилизационное тоже возрастание роли лидера науки или натуроведения для общего хода и будущего НТР. Именно такой лидер начинает мощно (и вовсе не всегда только к луч шему!) определять не только лицо НТР, но и ее цивилизацион но-историческую перспективу.
5.Наука все интенсивнее (но тоже хаотично и недостаточно ЦИВИЛИЗАЦИОННО-ПОТРЕБНО) ид ет на восприятие триадного МС, именно в ноогени ческом контексте.Это выражается в том самом 4-ом измере науки,-в ее выходах в социум посредством научных идей и но вых видов Техне.
6.Наконец и главное,-пропуская вещи тактического плана ,-современная эпистема все решительней (но тоже стихийно) разворачивается и в сторону человека.И именно посредством стратегии БСС и БСЗ,- СОФИЙНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КПЧ ПО КАНАЛУ ПАНСИНТЕЗА.Что вовсе не исключает ПОКАэкс понентного ее разворота супротив человека и чело вечности в капитализме.
Главным параметром этого ноогенического тренда науки есть возникновение целойгалактики этико-гуманис тических проблем науки, отражающей стихийную ориентацию эпистемы на Софию ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНУЮ - по "формуле" Верум, Бонум эт Гуманум.
В цивилизационно-социальном плане современная НТР является фактором ноогенеза в обоих трендах его разворота.В системе социализма эта ее роль реали зуется посредством соединения преимуществ социализма с достижениями НТР.В глобальном же аспекте НТР играет роль фактора ноогенеза как крот истории, не в Гамлетовом, а в классовом смысле.
С другой стороны, очевидно и то, что современная НТР, хотя и переживающая период младенчества еще,принципиально-ЦИВИЛИЗАЦИОННО недостаточна именно в ранге фактора ноогенеза!
Не анализируя этого вопроса, лишь подчеркну, что глав ная цивилизационной недостаточность современной науки происходит от теоретической слабости эпистемы.В оной еще явно не завершена смена лидеров, о которой я кратко писал, а потому человек, как самоцель НТР, выступает только в ранге идеала или императива, а вовсе не в виде насущной реалии.
С другой стороны, само управление НТР остро нуждаестя в более надежной теории, -теории ноогенеза,ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-АДЕКВАТНОГО коммунизма.
ХХХ
Прежде чем перейти к этому аспекту исследования целей диссертации, надо подвести итог сказанному.
1.Современная НТР, как движущая сила ноогенеза, выступает в двух ипостасях: а) в виде соединения ее достижений с преимуществами социализма, и б) в виде цивилизационного *крота истории* для погибели империалзима в будущем.
2.Современная НТР в плане ее цивилизационного футура все в большей мере будет зависеть от лидеров эпистемы,-биологии и БСЗ.
3.Именно поэтому ныне можно предвидеть неизбежность наступления двух новых посменных НТР,-века биологии и века БСЗ.Соответственно происходит и замена одиночного лидера науки - групповым.
4. Для современной НТР крайне важно, чтобы наука волевым и мудрым напором приняла на вооружение триадный МС, и главное,- методологически-цивилизационно-АДЕКВАТНУЮ канву - супер-проблему КПЧ, СОФИЙНОГО ИМЕННО И ТОКМО.
ХХХХХ
Н О О Г Е Н Е З И Н А У КА
Ситуация в этом магическом кристалле научного поиска современности,-предельно сложна и чревата всякими, особен но ФУНДАМЕНТАЛЬНО-АНТИ-цивилизационными сюрпри зами.Это тем паче актуально, что проблема КПЧ все чаще не терпит отлагательств.Резонно, что оной проблеме ныне посвя щена лавинообразная литература, правда, по большей части не философическая.
Тем временем именно КПЧ уже поставило перед современ ной эпистемою во-истину Гамлетовый вопрос, а ответить дос тойно на оный одна наука никак не в силе.Для этого остро по требна и философская критика, и такая же рефлексия прошло го науки и надежный прогноз ее будущего.
Но главное в том, что для ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННО-надежного познания такого безграничного ноумена, каковым оказался человек ,- в формате рода-в-триаде ФУНДАМЕНТАЛЬНО-СУИЦИДНОГО,- нужны и совершенно новые ,-софийно-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ фундаменты!
В качестве таковых и должны стать методологические и син тетические (а также прогностические) потенции научной=СОФИЙНОЙфилософии, чего до сих пор не имело места быть. Именно в силу отсутствия таких базисов в современной эпис теме властвует блуд и смута, что чревато новой революцией в познании.