Аннотация: Во многих странах Западной Европы Карнавал это пятое время года.
Ах, карнавал, карнавал!
В некоторых частях Германии, в том числе и в земле Северный Рейн Вестфалия, карнавал является самым главным праздником в году. Говорят даже, что карнавал это пятое время года. Территориально характер карнавала меняется. В швейцарском немецко-говорящем Базеле, он носит зловеще - мистический характер, севернее - он шутливо - хулиганский. Однако везде он трактуется, как праздник дураков (Narren). В нем может принять участие всякий, способный причислить себя к этому славному многочисленному племени. Для этого нужно сбросить с себя спесь возраста, положения, богатства и просто радоваться, удивляться, танцевать, кричать, есть конфеты, пропустить шкалик. Очень даже желательно по - дурацки одеться. Это может быть, как у одной старой дамы, норковая шубка и соломенная шляпка с целым садом цветов, или у тощего молодого человека, крылышки, сделанные из двух одежных вешалок, обтянутых колготками, и длинные усики на голове - он был стрекозой. Очень распространено окрашивание волос в разные невероятные цвета - розовый, фиолетовый, зеленый, а можно и во все сразу. Хорошо нарисовать себе на физиономии цветочки, щетину, клоунский рот, треугольные брови.
Рис. 1. Костюмчик может быть и простенький.
Итак, всю вторую неделю февраля западные земли Германии пребывают в пароксизме карнавала. По нескольким программам TV ежевечерне показывают залы на несколько сот человек. Все сидят за столами в умопомрачительных костюмах, хохочут, выпивают, танцуют. Ведет шоу "Принц дураков", выбранный еще в предыдущем году. Этот шоумен, объявляет номера, подает реплики, руководит общими выкриками, пеньем, контролирует реакцию зала. Критикуют правительство, жен, мужей, систему мироздания, законодательные реформы. Зрелище красочное, искреннее, веселое, заразительное и доброе. Эта часть действа "для избранных" происходит в рамках Verein-ов (объединений), которые к карнавалу готовятся заранее. По окончании очередного карнавала, они тут же начинаются готовиться к следующему. Король умер! Да здравствует король!
Очередной официальный сезон начинается задолго до карнавала, а именно 11.11 в 11часов 11 минут. Предварительное питие пива и организационные мероприятия. В это время переизбирается карнавальный принц - принц дураков. Его власть ограничивается одним годом. На одном из переизбраний принца мы присутствовали. Столы с питием, шоу. Галерея портретов предыдущих принцев. Карнавальная традиция уходит в века, но с момента совпадения ее с изобретением фотографии, остались зримые результаты. Принцы в костюмах и без. Молодые и старые. Веселые и грустные. Традиция карнавалов прерывалась на десять лет, связанных с войной. Последний предвоенный принц странно похож на Кафку. Что это? Мистика карнавала? Так или иначе, еще раз подтвердилось мое ощущение, что карнавал - признак здоровья нации. Сейчас Германия здорова.
Во время карнавальной недели мы были приглашены в один из таких Verein-ов - TangoVerein (члены объединения танцуют танго). Для этого арендуют помещение бомбоубежища то ли времен войны, то ли послевоенное. В Аахене их несколько. Бомбоубежища здесь не зарывают под землю, а строят вполне цивильно, только с толщиной бетонных стен, как у ДОТ-а. Verein занимает два зала со сводчатыми потолками, шлюзом и арочными соединениями. В шлюзе народ раздевается, в первом зале питается и возливается, во втором - приобщается к священнодействию ТАНГО. Напитки поставляет виновник торжества, а пропитание гости приносят с собой в виде выпечки, салатов, десертов и пр. Все выставляется на специальный стол, где стоят стопки тарелок, вилки, ножи. Приглашенные отовариваются по принципу шведского стола и усаживаются за столики по взаимным симпатиям. Все приходят и уходят в разное время, питаются по потребности, общаются по интересам. Дама, пригласившая нас, встречала гостей, знакомила с родственниками и наиболее близкими ей людьми и отправляла "в свободный выпас". "Выпас" включал и танцы. Исполнение ТАНГО не совсем соответствовало моим понятиям об этом знойном аргентинском танце. Скорее это сложные ритмические движения с некоторой африканской корректировкой в сторону аэробики и даже акробатики, но тоже интересно. Партнер по танцу не всегда фиксирован - все двигаются в соответствии с музыкой и собственными возможностями. Вместо танцев можно пообщаться, чем я с удовольствием и воспользовалась. В качестве жертвы я выбрала очень приятного молодого человека, похожего на доктора Картера из сериала "Emergency" (Скорая помощь), кстати, тоже детского врача из берлинской клиники Шаритэ. На своем ужасном немецком я вспоминала ленинградскую музыкальную жизнь времен своей молодости. Второй после Мравинского дирижер Ленинградской филармонии, Курт Игнатьевич Зандерлинг, поклонником которого оказался и "доктор Картер", объединил наши столь разные жизненные впечатления.
Проведенный вечер вспоминаю с удовольствием. Приятна свобода поведения, отсутствие утомительных и нудных застолий с бурдючными возлияниями и непременной фаршировкой. Проведение такого мероприятия не обременительно для хозяйки. И вообще sehr angenehm (очень приятно).
Карнавал начинается в "жирный четверг". В те же магические 11 часов 11 минут толпа дураков собирается около здания Ратхауза (Горсовета). Впереди принц. За ним массы, вооруженные канонами. Несколько выстрелов, запах пороха и испуганный бургомистр сдает символические ключи от города принцу. Наступает власть дураков до окончания карнавала. Этот символический захват власти, видимо, соответствует Alter ego масс. Тайное желание кого-то свергнуть и хоть немного "порулить" реализовано. Все идут пить пиво и праздновать победу. Этот день и ночь на пятницу (Weiberfastnacht) принадлежит ведьмам. В это время все женщины - ведьмы, по определению. К хулиганским традициям карнавала относится дозволенность, чтобы не сказать обязанность, женщине (ведьме) обрезать мужчине галстук, как символ лишения его мужского достоинства. Это делает опасным пребывание в цивильном обличии на этом празднике. В попытке создания карнавала на отечественной почве, в Петербурге, в мае прошлого года, очень удивили меня некоторые его детали. У госпожи Матвиенко, наряженной в галстук, кто-то его отрезал. Какое такое мужское достоинство потеряла Валентина Ивановна, осталось мне неясным. Смольный никто не штурмовал. Видимо, утратить власть даже на время, даже в шутку, для наших власть предержащих не в перенос. Достопочтенная госпожа Мэр руководила как дураками, так и всеми своими подданными. Или эти множества полностью совпадают?
Рис.2. Штурм Ратхауса.
Рис.3. Победа!
Венцом карнавала является Zug (шествие). Кажется, что энергия веселья уже не помещается в стенах и выплескивается на улицу. Zug*и бывают в "тюльпанное воскресенье" и "розовый понедельник". Практически все без исключения жители - стар и млад, пленники рольштулей, обитатели детских колясок - наряжаются, гримируются, оснащаются разными карнавальными причиндалами. Zug*и проходят через все города и деревни - каждый населённый пункт. Это яркое народное зрелище, продолжается несколько часов.
Рис.4. Веселится и ликует весь народ.
Рис.5. По главной улице с оркестром.
Аахенский Zug был особенно впечатляющим. Шествие длилось больше трех часов. Его начинал живописный оркестр в форме какого-то государства какого-то века под руководством тамбурмажора. Барабанный бой и пронзительные флейты. Дальше шли кони, величиной с половину слона. Они везли старинную фуру (я не знаю точно, что такое фура, но мне кажется, что она должна выглядеть именно так). Дальше следовали всадники на конях обычной величины, но отмеченные изяществом и породистостью. Кони шли танцующим шагом, удивительно угадывая такт музыки. Их сменили первобытные люди в звериных шкурах, с палицами и каменными молотками. Стада чертей вперемешку с ангелами. Тяжелые трактора и огромные грузовики, задрапированные под старинные крепости, корабли, цветущие сады. Рыцари, пираты, разбойники, садовники кидали в толпу, обрамляющую шествие, цветы и конфеты. Везли старинные пушки на полуистлевших деревянных лафетах. Время от времени эти пушки стреляли. Иногда шествовали представители чопорного высшего общества во фраках, бальных платьях, под кружевными зонтиками, с лорнетами. Их сменяли дружно шатающие "подвыпившие" гуляки. Цыгане, менестрели, пейзане, короли, клоуны, заключённые. Каждый со своей музыкой или декорацией. Все, кто мог, включая детей, несли мешки или корзины с конфетами, шкаликами, сувенирами, раздавая их по дороге. Толпа кричала, хлопала, пританцовывала, приветствуя их. В узловых точках маршрута стояли организаторы с музыкальной и звуковой техникой, которые "заводили" зрителей на исполнение популярных песен, мелодий, танцев.
Рис.6. Дети разных народов.
К большому стыду должна сказать, что во время Zug*a в прощлом году одеты мы были, как всегда. Не осознали важности момента, не слились с массами, поленились, в общем, каюсь. Таких зануд было немного. Но вели себя мы пристойно. Как и все, ловили и собирали конфеты, пряники, жвачки, цветы, игрушки и прочие сувениры. Танцевали, хлопали в ладоши, кричали и подпевали. Давали обсыпать себя серпантином и конфетти. Выпили по поднесенной бутылочке ликера (20 мл). Их не бросают в толпу, а выдают в руки.
В Zug*е в качестве зрителей участвует всё население. Тот, кто не стоит шеренгами вдоль движения процессии, торчит в окнах домов, на балконах. Их тоже атакуют конфетами. Некоторые обитатели высоких этажей для лучшего сбора подвешивают зонтики, ручкой вверх. В Zug*е не перестает восхищать просто веселье, просто доброта, просто щедрость, просто удивление - все при ненавязчивой организованности и порядке.
Рис.7. Скромное обаяние клоунады.
Во время карнавала можно делать то, что запрещается обычно - горланить, мусорить, в общем, как здесь говорят, "выпускать свинью" (das Swein herauslassen). Действительно, когда заканчивается шествие, улица представляет собой жалкое зрелище - бумажки от конфет, пластиковые пакеты, растоптанные сладости, банки от пива, шкалики, коробки от сувениров...Мы наблюдали завершение. Примерно в пятнадцатиминутном отрыве от последнего участника Zug*а, наступала армия мусорщиков, вооруженных метлами и мусороуборочными машинами. Она была настолько деловито активна, что меньше, чем через два часа улица приобрела свой обычный пристойный вид.
Карнавал существенно отличается от наших советских демонстраций своей раскованностью, непринужденностью и непременным желанием показать себя легкомысленным дурачком, а не верноподданным умником. Первое, куда более естественно и демократично. Это необычайно доброжелательное сумасшествие заражает всех участвующих. Еще вспоминался сеанс черной магии у Воланда, когда разбросанные ассигнации позже превращались в бумажки. Здесь, конечно, все было без обмана - конфеты есть конфеты, цветы есть цветы.
В среду утром зазвонили колокола во всех церквях. Звон был серьезным и убедительным. Он призывал граждан отойти от излишеств и глупостей, взяться за ум, проявить благонравие и благоразумие. Наступила "пепельная" среда, призванная испепелить карнавальный дух и смиренно войти в первый день великого поста.