Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Старинный Бремен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 26/05/2019. 25k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 70 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мне приходилось соприкасаться с проблемами экономного и рационального использования природных ресурсов, связанных с водной средой и атмосферой нашей планеты. В этом отношении поездка на германское побережье Северного моря была для меня очень интересной. Это первый очерк о городах - портах, вблизи старинного города Бремен. Следующие два очерка называются: "Современный порт Бремерхафен" и "Прорыв в будущее".

  •   Наша поездка в землю Бремен, организованная институтом Густава Стреземана, имела целью познакомить участников не столько с политическими проблемами, сколько с промышленными и структурными изменениями в современном хозяйстве. Для этого была выбрана северная Германия с городами Бремен, Бремерхафен и Папенбург. Динамично развивающееся хозяйство этих городов оперативно реагирует на инновации, возникающие в науке и технике.

      Изменение климата, защита окружающей среды от загрязнения - вызовы, стоящие перед человечеством. Переход на альтернативные источники энергии воспринят в этих городах, как руководство к действию. Использование энергии ветра стало сейчас основой для современных и будущих разработок экологических проектов.

      История этих портовых городов определило лицо не только Германии, но и США. В новом времени Бремерхафен стал одним из главных пунктов эмиграции из Германии. Переселение народов в истории человечества неоднократно наблюдалось (и наблюдается). В период 1821-1914 из Европы на Американский континент переехало около 44 млн. человек. Это было самое большое переселение народов в истории человечества. Только из Германии через Бремерхафен в поисках лучшей доли на другой континент переместились больше семи миллионов жителей.

      В программе поездки в город Бремерхафен было предусмотрено посещение двух музеев, отвечающих этим проблемам, - Klimahaus (Дом климата) и Deutsches Auswanderer Haus (Немецкий дом эмиграции).

      Вольный ганзейский город Бремен (Freie Hansestadt Bremen) - самая маленькая земля в Германии, состоящая из двух городов - Бремена и Бремерхафена, расположенных примерно в 70 км друг от друга и разделённых территорией другой земли - Нижней Саксонии.

        []

      Схема земли "Вольный ганзейский город Бремен".

      Старинный город Бремен и его современный порт Бремерхафен на северо-западе Германии в месте впадения реки Везер в Северное море - единственные городские образования на территории земли Бремен. Наряду с Баварией ганзейский город Бремен - самые старые государства на немецкой земле. Исторически город Бремен старше своего сегодняшнего порта Бремерхафен почти на тысячелетие.

      Основанный в 787 году как резиденция епископа, Бремен быстро расцвёл благодаря рыночным привилегиям. В XI веке он считался "северным Римом". В 1358 г. Бремен становится членом Ганзейского союза, который вплоть до XVI века доминировал в торговле на севере и востоке Европы.
      О Бремене и значении в его ганзейском прошлом реки Везер я писала ранее в очерке "Ганзейские города Германии" в 2012 году. (http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/gansa.shtml ).
      
      Основное место нашего пребывания на этот раз был город - порт Бремерхафен. На пути к нему нам удалось погулять по исторической части Бремена. Не могу устоять пред очарованием старых городов. Площади и улицы, на которых проходила история. Труд поколений горожан, воплощенный в здания, памятники, инженерные сооружения. Преобразование природного болотистого ландшафта в урбанистический. Любовное восстановление утраченного. Гармоничность архитектурных стилей, сменяющих друг друга. Первоклассное исполнение каждой постройки. Смелое сочетание старины и современности. Старый город - это музей под открытым небом. Хочется не только видеть, но и унести впечатление с собой. Когда-то, в прошлом тысячелетии, пилигримы в Аахене покупали специальное зеркальце для того, чтобы направить его на святыни и "сохранить" там изображение. Теперь для этого есть фотокамера. Ходить и фотографировать. А потом показать фотографии Вам. Фотографии с комментариями.

        []

      Историческая часть города Бремен находится на правом берегу реки Везер. Гидрографическая сеть реки Везер у Бремена (Google "Планета Земля").

      Параллельно реке видно старое русло, преобразованное в извилистый канал, который наряду с крепостной стеной служил защитой города.

        []

      Только такие суда могут сегодня достигать Бремен по Везеру. Для судов большей грузоподъёмности используется порт Бремерхафена.

      Бремен основан Карлом Великим, как епископский город. Его покровителем является Роланд, маркграф Бретонский, племянник императора, герой средневекового эпоса "Песнь о Роланде". Памятник Роланду в стиле романской готики установлен в Бремене в 1404 году. Недавно он праздновал свое 600-летие. Этот памятник и Ратуша занесены в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Памятник - крупнейшая отдельно стоящая скульптура немецкого средневековья. Предшественник бременского Роланда был из дерева.

      Роланд - символ независимости города. Недаром на его щите изображен герб империи и слова: "являю всем свободу, которую Карл Великий со своими князьями воистину даровал этому городу". Роланд является демонстрацией приоритета светской власти над церковной. Он настолько вошел в повседневную жизнь города, что расстояние между его коленями - "бременская элле (локоть)", равный 55,372 см, является местной мерой длины. Жизнь свободного Бремена без Роланда немыслима. Роланда берегут, реставрируют, воспроизводят. Так, голова, поврежденная во время войны, была заменена новой. Старая хранится в музее.

      Заокеанские эмигранты из Бремена основали в Бразилии город Роландия. В немецкой части Нью-Йорка стоит копия Роланда. Бременцы также подарили копии своего покровителя - городам Киото и острову Хоккайдо в Японии. В северной Германии и ганзейских городах существовала мода воздвигать памятники этому герою. В начале он являлся символом принадлежности христианству в местах, где Карл Великий его внедрял. В недалеком прошлом насчитывалось 55 памятников Роланду. Сейчас их около двадцати. Самый южный - в Дубровнике. Самый западный - в Риге.

        []

      Бременский Роланд на Рыночной площади.

      Парадный центр Бремена - это Рыночная (Ратушная) площадь, оформленная в ХV веке. Здесь находится Ратуша и здание коммерческой палаты Шлюттинг, построенные богатым купечеством, собор святого Петра, собор Богоматери - все они единственные в своем роде, окруженные легендами и интересными историческими фактами.

        []

        []

        []

      Ратуша Бремена (1405-1410 годы). Две бронзовые фигуры "герольдов" (вестников) созданы в 1901 году.

      Бременская ратуша (Bremer Rathaus) - яркий пример так называемого "везерского ренессанса". Фасад оформлен в ХVII веке. Здание ратуши украшено фигурами святых и императоров. Здесь прослеживается соперничество светской и церковной власти, особенно обострившееся во время реформации.

       []

      Одна из главных достопримечательностей Бремена - кафедральный собор св. Петра (бременский Дом), расположенный на главной площади. Согласно историческим источникам, его начали возводить в IX веке. Строительство храма завершилось только спустя 400 лет. В течение этого периода он неоднократно видоизменялся, пока не приобрёл готический облик, который, в основном, сохранился до наших дней. Реконструкция собора понадобилась лишь в XIX веке и во второй раз - после событий Второй мировой войны.

        []

      Фасад собора св. Петра на Рыночной площади.

        []

      Самая нижняя (романская) часть фасада собора св. Петра. В центре над входами в склеп - мозаики на темы страстей Господних. Между ними скульптурное изображение императора Карла Великого, в руках которого модель собора в первоначальном романском стиле.

      В склепе собора захоронены архиепископы, епископы и некоторые знаменитые люди Бремена.

        []

      Один из четырёх романских порталов со сторожевыми львами на входе. Слева памятник Бисмарку.

        []

      У стены кафедрального собора стоит высокая колонна с бронзовыми фигурками трубящих музыкантов. В настоящее время это копия, так как оригинал скульптуры в 1942 году был отправлен на переплавку для военных нужд вермахта. Скульптора была создана в 1899 году Максом Деннертом, а в 1952 году воссоздана с помощью сохранившейся гипсовой формы.
      Около кафедрального собора недавно был воспроизведён "Библейский сад". Он имеет вид монастырского дворика с традиционным внутренним садиком, окруженном аркадами. В этом садике разводят растения, упомянутые в Библии.

        []

      Вход в Библейский сад кафедрального собора.

        []

        []

      Сад с растениями, упомянутыми в Библии.

        []

      В Библейском саду стоит скульптура пилигрима, направляющегося по дороге св. Якова в Сантьяго - де - Компостела. На пьедестале можно видеть ракушку - знак дороги св. Якова.

      Из Библейского сада можно попасть в склеп (свинцовый подвал), где хранятся мумии в застекленных гробах. Свое название подвал получил, потому что в нем хранились свинцовые плиты для облицовки крыши собора. Захоронение относится к ХV веку. Причина хорошей сохранности тел приписывается воздействию свинца.
      
      Внутри собор выглядит так:

        []

      Главный неф собора. Вид в сторону алтаря.

        []

        []

      Витражи и готические своды собора.

        []

      Скульптурное изображение библейской сцены "Несение креста" в алтаре капеллы. Фигура Христа датируется 1050 годом.

        []

      Барочная кафедра 1638 года.

        []

      Витражная роза на стороне фасада, вид изнутри собора.

        []

      Вид на хоры и один из органов со стороны алтаря.

        []

        []

      Эпитафии на боковых колоннах.

      Недалеко от Рыночной площади Бремена расположена ещё одна старинная церковь города - церковь Богоматери (Liebfrauenkirche).

        []

      Теперь это евангелическо-лютеранская церковь. Первоначально она была посвящена св. Витусу и служила рыночной церковью города, а позднее, вплоть до XIX века, являлась официальной церковью Городского совета. Древнейшей частью здания является крипта и южная башня, сохранившиеся от предыдущей постройки XI века. Центральная часть церкви была реконструирована в XIX веке.

        []

      Фрагмент фасада церкви Богоматери с настенным памятником графу Гельмуту Мольтке (Старшему), прусскому фельдмаршалу, который наряду с канцлером Бисмарком считается одним из основателей Германской империи.
      
      Памятник Мольтке напоминает о значении церкви Богоматери как бременской гарнизонной церкви в годы объединения Германии.
      
      Интерьер церкви был сильно повреждён во время Второй мировой войны, затем восстановлен и частично воссоздан заново (1979).
      
        []

      Главный неф.

        []

      Кафедра церкви.

        []

      Сравнительно недавно созданный орган (1953), в дальнейшем реконструированный (1964,1984 годы).

        []

        []

      Витражные розы хора и портала.

      Другие здания Рыночной площади.

        []

      Здание коммерческой палаты Шюттинг на Рыночной площади, построено в 1537-1538 годах.

      Здесь же находится здание Ландтага Бремена.

        []

      Рыночная площадь Бремена - здание ратуши, кафедрального собора и Ландтага. Светская и религиозная власть на одной площади. (Википедия)

        []

      Современное здание Ландтага (парламента) построено в 1966 году. Спроектировал его архитектор Василий Лукхард. Стеклянный фасад здания выдержан в современном стиле. Оно резко отличается от окружающих построек Рыночной площади, но по-своему гармонично вписывается в городской пейзаж.

     Ландтаг можно обойти вокруг. Современное здание встроено в более ранние постройки.

        []

      Здесь, недалеко от Рыночной площади, на Рыночной улице (Markstrasse), находится скульптурный фонтан из старых мясорубок разных конструкций. Раньше это был действительно фонтан. Вода выливалась из устья мясорубок. Теперь этот фонтан уже давно не работает и остался в виде скульптуры. Автор этого утилитарно-технического фонтана-скульптуры - Даниэль Спёрри (2004). Использование устаревших, вышедших из употребления изделий для создания городских украшений можно встретить довольно часто. Я нахожу в этом и смысл, и юмор.

        []

      Через аркады этого дома открывается вид на собор.

        []

      "Фондовая биржа". Необычное полукруглое здание было возведено в неоготическом стиле в самом центре Бремена рядом с Рыночной площадью в 1864 году по проекту архитектора Генриха Мюллера. Оно предназначалось для фондовой биржи, старое помещение которой стало к тому времени тесным. В начале XXI века здание расширили, надстроили верхний этаж.

        []

      Эти дома на Рыночной площади построены в разное время. Левое здание (ныне сберкасса - Sparkasse) относится к концу XVII века. Правое здание Немецкий дом (Deutsches Haus) построено в начале XX века. Как и другие дома на Рыночной площади, почти все они были разрушены в годы войны, но в пятидесятых годах их восстановили в старом северогерманском готическом стиле, благодаря чему весь ансамбль площади выглядит целостно.

        []

      На фронтоне "Немецкого дома" (угловой, в центре) сохранена надпись: "Помните братьев, которые несут судьбу нашего разделения".

        []

      Примыкающие к Рыночной площади дома также отреставрированы в старогерманском готическом стиле. В правом доме находится шоколадное кафе - магазин старой бременской фирмы Hachez.

        []

      Кафе славится не только своим шоколадом, но и изысканным интерьером в стиле "модерн".

        []

        []

      Интерьер кафе.

        []

      На стене кафе - гравюра - вид шоколадной фабрики Hachez, разрушенной во время войны. Говорят, что это кафе в своё время могли посещать только мужчины.
      
      Для русскоговорящего читателя главная ассоциация с Бременом - это бременские музыканты. Сказка была записана братьями Гримм - собирателями фольклора, основателями германской филологии и германистики. Почему-то именно эти старые, совсем не героические животные: осел, пес, кот и петух, вызывают у русского читателя самые нежные чувства понимания и сострадания. Этот нехитрый сюжет в Советском Союзе многократно экранизировался, обзаводился новыми героями, подробностями и музыкальным оформлением. Эти животные всегда одерживали победу над сильными и глупыми противниками. Тем самым, в сказке торжествовало добро. Из текста сказки не просматривается принадлежность героев к Бремену. Тем не менее, их там полюбили, и они стали одним из символов города. Их можно встретить во многих местах. Наиболее известна скульптура Герхарда Маркса, установленная на Рыночной площади Бремена в 1953 году.

        []

      Этой работе, как и любой другой популярной скульптуре, приписываются чудодейственные свойства: чтобы заветное желание сбылось, надо потереть уже и так отполированный нос осла или подержаться за его передние ноги. От желающих участвовать в полировке скульптуры нет отбоя.

      Примечательное место в центре Бремена это Бёттгерштрассе - улица бочкарей. Сегодня эту пешеходную улицу называют "тайной главной улицей Бремена". Когда-то изготовление бочек было очень важной профессией. Бочки нужны были кораблям для хранения запаса пресной воды во время плавания. В бочках засаливали рыбу. Стандартная бременская бочка вмещала в себя 920 селедок. Со временем надобность в бочках иссякла, и улица бочкарей захирела. Проект перестройки улицы возник сравнительно недавно, в начале ХХ века. Его инициатором стал бременский купец по продаже кофе и меценат Людвиг Розалиус. Он разбогател на своем изобретении кофе, не содержащего кофеин. Улица построена по единому замыслу в едином стиле. Она невелика, всего 100 метров, которые отделяют Рыночную площадь от Везера.

      В начале ХХ века в европейском искусстве возникло направление экспрессионизм. Оно стремилось передать не столько реальность, сколько эмоциональное состояние. Именно на Бёттгерштрассе нашел свое выражение экспрессионизм в архитектуре и скульптуре.

       В начале улицы установлено панно в этом стиле "Носитель света" скульптора и архитектора Бернхарда Хетгера. Святой Георгий не убивает дракона, а отстраняет его рукой.

        []

      Панно "Носитель света". Такая трактовка библейского сюжета не соответствовала нацистской идеологии.

       []

     

      Узкая улица, построенная из красного кирпича, с непрерывными сужениями и расширениями, с поворотами и углами создает ощущение беспокойства. Разнообразие архитектурных деталей в художественном оформлении постоянно удерживает внимание.

        []

      Дом Паулы-Беккер-Модерзон на Бёттгерштрассе.

      Паула-Беккер-Модерзон (1876-1907) - художница, представитель немецкого экспрессионизма. Дом Паулы-Беккер-Модерзон был построен как музей для ее работ. Здание было заказано Людвигом Розелием и спроектировано Бернхардом Хетгером. Во время национал-социализма дом и собрание картин Беккер-Модерзон было объявлено частной собственностью, недоступной для посетителей, поэтому оно сохранилось.

      Бернхард Хетгер - скульптор, архитектор, художник, автор многих произведений искусств на Беттгерштрассе.

        []

      "Мать и дитя" - скульптура у входа в дом Паулы-Беккер-Модерзон.

        []

      Скульптура "День".

        []

      В центре "Молодежь", слева "Вечер", справа "Сумерки". Это все скульптуры, созданные Бернхардом Хетгером в Хётгер-Хоф на Бёттгерштрассе.

        []

      Святой Петр, рыбак, апостол, "ловец человеческих душ". Скульптура на фасаде дома, носящего его имя.

      Ежедневно в полдень на маленькой площади происходит своеобразный концерт карильона. Набор мейсенских фарфоровых колоколов помещен между треугольными навершиями домов. Подобные фарфоровые карильоны можно встретить в Дрездене и некоторых других городах Германии. В Бремене они исполняют "моряцкие" песни.

        []

      Карильон между домами.

      В то же время круглая трехэтажная башня в углу с перемещающимися сегментами демонстрирует на специальных панно историю покорения океана. Здесь можно увидеть всех известных мореплавателей, штурмовавших Атлантику, и воздухоплавателей от графа Цеппелина до пилотов самолёта Кондор, построенного в Бремене известной фирмой Фокке-Вульф. Этот самолет совершил 10 августа 1938 года беспосадочный перелет из Берлина в Нью-Йорк за 24 часа 56 минут. За год до этого события В. Чкалов, Г. Байдуков и А. Беляков на советском самолёте АНТ-25 осуществили беспосадочный полёт из Москвы через Северный полюс в американский город Ванкувер за 63 часа 15 минут. Оба достижения знаменательны ещё и тем, что одно из них осуществил Советский Союз, а другое - гитлеровская Германия. Никто не хотел уступать.

        []

        []

      На вращающемся панно - портреты авиаконструкторов и пилотов, совершивших знаменитый перелёт.

        []

      Памятная доска в честь перелёта Берлин - Нью-Йорк.

      В настоящее время самолётостроительная фирма Фокке-Вульф занимается созданием космических ракет в рамках европейского аэрокосмического объединения.

      И еще один симпатичный сказочный сюжет, воплощенный в Бремене, на Бёттгерштрассе. Это сказка Фридриха Вагенфельда "О семи лентяях" (Die sieben Faulen). Эти крепкие здоровые парни не хотели выполнять скучную и тяжелую повседневную работу и придумывали как сделать дело с меньшими затратами сил и времени. В Бремене есть улица Лентяев (Faulen Straße). Есть общество "Die sieben Faulen", которое вручает одноимённую премию за самые творческие разработки.

      Дом, в котором, якобы, жили упомянутые семь лентяев, находится на Бёттгерштрассе. Дом был построен между 1924 и 1927 годами по проекту Эдуарда Шотландии и Альфреда Рунге. К сожалению, его трудно сфотографировать.  В этом доме работает благотворительная ассоциация "Семь Лентяев", которая способствует развитию искусства, культуры, образования и материально поощряет инновационное мышление, неординарные решения и проекты. Так в Бремене демонстрируется особая приверженность жителей города к инновациям.

        []

      Фонтан "Семь лентяев", посвященный тем же бременским лентяям на улице Бёттгерштрассе.

        []

      Музей Людвига Розелиуса. В нем воспроизведены элементы стиля ренессанс.

        []

      Скульптуры Бернхард Хетгер "Пантера, несущая ночь" и "Серебряный лев, несущий день" - символы свободного города Бремена. Ими завершается Бёттгерштрассе.

      Бёттгерштрассе во время войны была разрушена. Силами меценатов она была воссоздана по сохранившимся документам. Бёттгерштрассе - еще один музей под открытым небом с его историей, архитектурой, скульптурами, легендами.

      На Бёттгерштрассе много питательных заведений. Одно из них ресторан Spitzen Gebel.

        []

        []

      В одном из залов ресторана чаны для приготовления пива.

        []

      Из ресторана на Бёттгерштрассе можно выйти к дому Spitzen Gebel.

        []

      Дом Spitzen Gebel (острый треугольный фасад). Этот дом существует с 1400 года. Он несколько раз перестраивался. Большие окна обрамлены блоками из песчаника. Окна треугольника фасада выдержаны в готическом стиле. За свою долгую жизнь он менял назначение - был жилым домом, гостиницей, винным погребом, бойней, пивоварней, конторой. Какое-то время здесь обитала фирма по перевозке роялей. Из этого времени возник один обычай. Грузчики во время работы не должны были пить, но они нашли выход из положения, который называется "Schluck aus der Lampe" или короче "Aus der Lampe" (глоток из лампы). Они использовали обычные для того времени фонари как фляжку для водки, настоенной на травах.

        []

      "Fietje Balge" около дома Spitzen Gebel. Напоминание о средневековом порте Бремена на старом рукаве Везера с названием Бальге. "Мальчик, ловящий рыбу на Бальге". В XIX веке Бальге был засыпан.

      Ещё несколько примечательных домов в центре Бремена.

        []

      Концертный зал "Glocke" ("Колокол"). Узорная кирпичная кладка на фронтоне характерна для Бремена.

        []

        []

      Репрезентативные городские дома со своей стилистикой в архитектуре.

        []

      На берегу Везера стоит "Кинетический объект" - стальные лопасти из полусфер. Они непрерывно вращаются ветром. Зрительный образ вечного движения. Город живет, меняется, движется вот уже вторую тысячу лет.

     []

      

      По дороге из Бремена в Бремерхафен. Брандмауэр дома украшает силуэт бригантины. Вперед. К морю.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 26/05/2019. 25k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка