Передо мной чистый лист в редакторе Microsoft Word, а в компьютере несколько десятков фотографий, сделанных за один день в Амстердаме. Как описать свои впечатления? Жаркое лето, город полон туристов, мы не обременены заранее обдуманным планом действий. Просто впечатления. Просто прогулка. Просто ассоциации и сопоставления.
Амстердам это, прежде всего, каналы. С них мы и начали. Grachtenrundfart - круговая прогулка по каналам. Она начинается, как собственно и город, около моря, около железнодорожного вокзала. Пути идут по берегу моря, а вокзал создает достойное первое впечатление о городе.
Туристическая карта старой части Амстердама с основными достопримечательностями.
У здания железнодорожного вокзала начинают своё плавание по каналам Амстердама многочисленные кораблики, заполненные туристами.
Фасад железнодорожного вокзала - визитная карточка Амстердама. В свое время проект этого вокзала архитектора Питера Кейперса критиковали. Он закрывал вид из города на море. Долгое время со стороны вокзала, обращенной к морю, стояли полуразрушенные склады и причальные устройства. И конечно, самые разные "злачные" заведения.
Об этом районе пел шансонье Жак Брель в песне "В Амстердамском порту":
https://www.youtube.com/watch?v=2JCZimaHBD4
В порту Амстердам Поют моряки, Их мечты велики, Словно сам Амстeрдам. В порту Амстeрдам Смутен сон моряков, Словно ряд орифламм,
В порту Амстeрдам Едят моряки, прислонив сапоги К белоснежным столам, Их зубы скрипят, Вгрызаясь в судьбу, Скалятся на луну, Когда рыбу едят. Они пальцы суют Прямо в брюхо трески, И жуют моряки, И кости плюют, Встают, хохоча, И уходят в грозу, Застегнув штаны на ходу, И отрыжкой звуча.
В порту Амстeрдам Кружатся моряки, И сжимают в тиски Зады своих дам, Пляшут , словно сон, Словно солнца в бреду, Крутясь на ходу Под охрипший аккордеон. Они вертят головой, Чтобы был слышней смех, Пока музыка сама собой Не замолкнет для всех, И тогда пара фраз, И тогда грубый взгляд Доведут их экстаз До вершины наград.
В порту Амстердам Пьют вино моряки, Они пьют, пьют опять, И потом снова пьют; Они пьют за любовь Амстердамских путан, Или гамбургских, и еще, Они пьют за всех дам, Что отдают им свои тела, Добродетель свою За монету или бокал вина; И когда они все допьют, Они, в небо плюя, Погружаются в сон, И храпят, как я плачу Над неверностью жен. Перевод Софии Бахуриной.
Орифламма- воинская хоругвь королевских французских войск
Эта песня популярна во многих странах, ее исполняли и исполняют на разных языках. Не случайно к району вокзала примыкает "Квартал красных фонарей", невероятно популярный у приезжающих в город туристов.
В этом подвальчике посетителю раскроют все секреты квартала "Красных фонарей".
Не может же квартал Красных фонарей обойтись без радужных флагов!
Для особо любознательных в этом квартале нашлось место и Музею секса.
Вблизи вокзала, напротив речного причала, представлена респектабельная городская архитектура Амстердама ХIХ-ХХ веков.
Здесь же недалеко находится церковь св. Николая, построенная в конце ХIХ века. Св. Николай - Синтерклас, как называют его в Нидерландах, покровитель детей, девушек, моряков, рыбаков. Культ Николая Чудотворца очень распространен в морских Нидерландах. Именно в этой католической церкви каждую третью субботу ноября проводится голландский праздник, посвященный этому святому. Именно из культа св. Николая появился современный Санта Клаус, а в России Дед Мороз. Под воздействием рекламы и коммерции епископНиколай из четвертого века превратился в разухабистого Деда Мороза.
На переднем плане фотографий, левее церкви св. Николая, находится средневековая круглая приземистая кирпичная башня, часть укреплений города. Ее называют башней Плакальщиц. От нее в старину отчаливали корабли в дальние страны. Отсюда 4 апреля 1609 года отчалила яхта "Полумесяц" ("Halve Maen"), принадлежавшая Ост-Индской компании. Капитаном яхты был Генри Гудзон. Именно эта яхта открыла остров Манхеттен. В 1614 году территория, названная тогда Новые Нидерланды, была включена в состав Голландской Республики.
Уже сразу, после отплытия из гавани, откуда начинаются поездки речных судов по "грахтам" (каналам), дома вырастают прямо из воды. Это как в Венеции, только без ее барочной роскоши. Тут все строго, рационально.
Видимо, жители этих домов используют плавсредства наравне с автомобилями и велосипедами.
Канал в Амстердаме такая повседневность, что посидеть на его парапете, болтая ногами над водой, - полная обыденность для его жителей. Парапетов практически нет, нередко, автомобили, имеющие парковку на набережной, падают в воду.
Амстердам расположен на 90 островах. Их соединяют около 600 мостов. Больше мостов разве только в Гамбурге. Мосты разные. Старые и новые, пешеходные и транспортные, разводные и стационарные, длинные и короткие. Тут и широкий Амстель, и каналы, пересекаемые улицами с разной интенсивностью движения, и пересечение самих каналов со взаимно связанными мостами.
Традиционные замочки на мостах свидетельствуют не только о нерасторжимости любовных уз, но и о том, что этот мост никогда не разводится.
Многие мосты украшают цветы в контейнерах, подвешенных на металлических кронштейнах.
Типичная для Амстердама конструкция разводного моста в месте слияния реки Амстель с каналом Ниуве Херенхрахт.
Относительно современный разводной мост с башенными подъёмными механизмами.
Старые гидротехнические сооружения - шлюзы, закрывающие доступ воды в каналы во время наводнений, сохранены как исторические памятники, так как город находится под защитой мощной дамбы со шлюзами для океанских судов. Проект защитной дамбы был предложен еще в 1891году инженером Корнелисом Лели. Дамба построена в 1927-1933 годах. Она отделяет залив Зёйдерзее от Северного моря. Длина дамбы 30 км, ширина 90 м, высота 7,5 м. По дамбе проходит шоссе. Со временем залив Зёйдерзее превратился в пресноводное озеро Эйсселмер. Жители называют его попросту "Эй". А непосредственно с Северным морем Амстердам соединяется с помощью Нордзее канала и крупнейшей в Европе системы шлюзов.
Старинный мост - шлюз Синт-Антонислаус с лебедками для перекрытия ворот на канале Аудесханс. После строительства дамбы надобность в шлюзовании судов на каналах практически отпала.
Уровень воды в каналах города поддерживается на высоте двух метров ниже уровня Северного моря. Плавание по каналам регламентируется высотой мостов, шириной каналов и уровнем воды в них.
Такая ширина каналов требует строгого соблюдения правил движения, а высота мостов - поддержания допустимого уровня воды для безопасного прохода судов.
Жители Амстердама настолько сроднились с каналами, что они стали обживать не только берега, но водную поверхность. Плавучие дома - не редкость в городе. Они подключены к коммуникациям - электричеству, водопроводу, газу.
Плавучие дома на каналах Амстердама.
Высокий дом на двух последних снимках - здание Амстердамского судоходного общества, расположенное в прежней Амстердамской гавани. Архитектор этого конторского здания- Й.М. ван дер Мей. Строительство продолжалось с 1912 по 1916 г. Около этого здания - плавучие дома и стоянка маломерных речных судов.
На плаву находится и известный цветочный рынок в центре города.
Плавучий цветочный рынок.
После поездки по каналам мы туда зашли.
Выбор цветов, луковиц, семян на любой вкус.
Нам понравились эти пионы.
Берега каналов в старой части города застроены богатыми домами купцов, аристократов и деловых людей.
На набережных - череда краснокирпичных и черных домов с обязательными белоснежными рамами оконных проёмов. Большинство из них заканчиваются характерным навершием - "шеей". Дороговизна земли и система уплаты налогов, пропорциональных ширине фасада, побуждали строить многоэтажные дома с узкими дверьми и лестницами. Мебель в старину заносили с помощью лебедки, укрепленной в "шее", через окна.
Обращают на себя внимание такие черные дома с белыми, мелко остекленными рамами.
Это здание под названием Bushuis было построено около 1550 года как артиллерийский арсенал Амстердама. В настоящее время здание используется в качестве общежития университета Амстердама и университетской библиотеки.
По берегам каналов можно видеть церкви разной архитектуры, разного времени, разных конфессий.
Купол лютеранской церкви.
Скромная кирпичная лютеранская церковь на канале Сингель.
Вертикальные стены каналов облицовывали в прежние времена кирпичом. Это - наиболее дешевый местный материал. В последнее время используется явно привозной полу обработанный камень. Строгий темный цвет набережных хорошо сочетается со стальной гладью воды.
Новая отделка стен каналов из черного камня.
Динамичность города и открытость его всему новому очевидна. Современная архитектура проникает в Амстердам в части города, обращенной к морю. Старые доки и строения порта постепенно стали замещать новой архитектурой. Справа от центрального вокзала реализован самый масштабный проект реконструкции. Остердокс -- это необычно плотный и разнообразный район: в 1998 году на месте бывших восточных доков архитектор Эрик ван Эгераат спроектировал небольшой город, включающий гостиницу, жилые дома, национальную библиотеку и амстердамскую филармонию. Этот район строил коллектив архитекторов.
"Дом Музыки" (второй слева) - современный концертный зал, расположенный на берегу залива Эй, недалеко от Центрального железнодорожного вокзала. В главном зале одновременно могут разместиться более семисот слушателей. Здание построено в 2005 году по проекту датской студии 3XN. К "Дому Музыки" примыкает небольшое здание ночного клуба для любителей джаза и импровизационной музыки.
Напротив "Дома музыки" разместились высотная гостиница и круизный терминал. Эти добротные здания с жесткими линейными формами отличает обилие консолей, козырьков. Кажется, что огромные конструкции висят в воздухе.
Долгое время северный берег Эй пустовал. В 1970-х годах его единственной доминантой была высотка офиса Shell. Несколько лет назад строительство перешагнуло пролив, и теперь там находится самое известное и эффектное из новых зданий города - Музей Кино с говорящим названием Eye -- работа австрийского бюро Delugan Meissl. Кому-то здание напоминает устрицу из алюминия. Во всяком случае, архитектура отклонилась от прямых линий, что сразу выделяет здание из общего ряда. Внутри разместилось четыре кинозала и архив с кинолентами.
Музей кино (слева) и офисное здание фирмы Shell (справа).
Еще большее разнообразие в новую застройку берега Эй внесло здание New Metropolis (NEMO). Это научно просветительский музей, построенный в 1997 году в виде корабля с медной обшивкой бортов. Обшивка со временем покрылась патиной. Здание музея либо возвышается, либо погружается в волны, в зависимости от точки обзора. Для удобства посетителей под зданием сооружён транспортный туннель,
Музей Nemo -- работа классика хай-тек и автора Центра Помпиду в Париже Ренцо Пиано. Менее чем за десятилетие Nemo вошёл в пятёрку самых популярных музеев Нидерландов. Кстати, экспонаты внутри научного музея не только можно, но и нужно трогать. Через водный док под названием Оостердок к музею Nemo перекинут также металлический пешеходный мост современной конструкции. Воистину, "сложная простота".
Слева - музей NEMO. На переднем плане справа - китайский плавучий ресторан.
NEMO - популярный научный музей в стиле хай-тек с пешеходным мостиком для посетителей.
После поездки по каналам нам хотелось посмотреть отремонтированный и вновь открытый после почти десятилетнего перерыва Райксмузеум - Королевский музей. Его посещению нужно бы посвятить целый день, исключив остальные мероприятия. Поэтому он был просто конечной точкой нашей прогулки. Идти можно было двумя путями, оставляя главную улицу Рокин слева или справа. Один путь лежал через поселение благочестивых женщин Бегинхоф. Другой путь проходил через квартал "красных фонарей". Мы выбрали второй путь.
В середине этого квартала находится Ауде Керк - Старая церковь. Она построена в XIV веке в стиле нидерландской готики. Многочисленные перестройки, вмешательство кальвинистов-иконоборцев, изменили облик церкви. Сейчас она снова находится в металлической паутине наружных лестниц и строительных лесов. Эти леса и лестницы ведут к большой смотровой площадке на уровне церковной башни. Это арт-проект японского художника Татуро Атзу (Taturo Atzu). Не знаю, это временно или навсегда.
Ауде Керк - самая старая протестантская церковь Амстердама в сочетании с современным обзорным арт-проектом.
Башня Ауде Керк видна из многих мест города.
Стоячая вода каналов в высоких набережных. Как это похоже на Петербург!
На одном из мостов встретили скульптурную жанровую сценку. Это памятник Гербранду Бредеро (1585-1618), голландскому поэту и драматургу. Скульптор Пит Эссер воплотил в бронзе эпизод из произведения "Испанский Брабандер". В этом романе главный герой, мошенник Джеролимо, ведет беседу с женщиной легкого поведения. Для квартала Красных фонарей эта сценка очень характерна.
Памятник Гербранду Бредеро.
Амстердамская весовая (Ваахайс) - сохранившаяся часть бывших городских стен Амстердама. Первоначально это были одни из городских ворот (Ворота святого Антония), построенные в 1488 году. Когда городская стена перестала существовать, появился новый рынок. В настоящее время в здании Ваахайс находится Общество весовых, научная организация, занимающаяся исследованием информационных и коммуникационных технологий в социальной и культурной сфере. На первом этаже есть кафе-ресторан. Ваахайс кажется неожиданно появившимся средневековым замком.
Появление весовых связано с установлением международных стандартов мер и весов. Контроль веса товаров осуществляли местные власти. Они же использовали эти данные для обложения налогами товаров, которые продавались в пределах города или провозились через него. Недалеко от Ваахайс находится рынок старых вещей - "блошиный рынок", как такие рынки называют в Европе. Чего тут только нет!
Старые вещи на любой вкус.
Амстердам почитает своих знаменитых граждан. Самый любимый из них - Рембрандт. В принадлежавшем ему когда- то доме находится музей.