Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Сицилия. Антика. Лик божий.

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 10/02/2013.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 09/02/2013. 24k. Статистика.
  • Очерк: Италия
  • Иллюстрации: 35 штук.
  •  Ваша оценка:


      

    Сицилия. Антика. Лик божий.

    Антика.

     
    В программу нашей поездки не входили Сиракузы - главный город Сицилии в античные времена, основанный выходцами из Коринфа. Сиракузы принимали участие в Пунических войнах, поддерживая то Рим, то Карфаген. Здесь находятся наиболее значимые памятники того времени. Однако почти все города Сицилии были основаны греками и везде в той или иной степени сохранились следы их материальной культуры. Я уже писала о греческом театре в Таормина и раскопках лавовых потоков в Катании. И всё же грандиозные силы природы и времени, способные разрушить человеческие творения, не могут даже близко сравниться с теми потерями для истории, к которым приводит вмешательство людей, способных все разобрать до основания и употребить в своих новых целях. Поэтому древние города, которые не получили столичного или другого высокого статуса оказались сохраннее, чем те, которые претендовали на особое положение.
       К таким скромным городам относится Тиндари. Этот город был основан в 396 г. до н. э. беженцами из Греции после войны Афин и Спарты. Победа спартанцев привела к массовым переселениям на Апеннинский полуостров и на Сицилию. Тираны Сиракуз использовали переселенцев для укрепления своего влияния в борьбе с внешними врагами. Иногда, когда переселенцы казались ненадежными, как это было в Катании, их изгоняли и они были вынуждены передвигаться дальше вдоль побережья. Так появился город Тиндари.
       Название города происходит из почитания братьев Диоскуров - Кастора и Поллукса. Эти мифические герои относятся к роду царя Спарты Тиндаро, мужа красавицы Леды. История Леды и Лебедя, в образе которого скрывался Зевс, известна каждому. Их дети, близнецы Кастор и Поллукс, имели божественное происхождение. Так получилось, что один из них был бессмертен, другой - смертен. Братья Диоскуры были очень привязаны друг к другу, поэтому поделили дар бессмертия. Они проводили по очереди часть времени на Олимпе, часть на земле. Считается, что они олицетворяют утреннюю и вечернюю зорю. Диоскуры были небесными защитниками Тиндари.
       Город расположен высоко над морем. Склоны нагорья покрыты оливковыми рощами, апельсиновыми и фиговыми деревьями, соснами.
       0x01 graphic
       Живописные склоны нагорья.
       Стены города построены из мощных каменных глыб. Этот же материал использован для строительства амфитеатра. Он был создан через сто лет после основания города. Была использована естественная форма рельефа. Подковообразный партер обращен в сторону моря с видом на остров Липари. Диаметр оркестра составляет 24 метра, амфитеатра 60 метров. 28 рядов из блоков песчаника образуют скамьи, ширина которых позволяет удобно сидеть, не мешая тем, кто сидит ниже. Сцена ограничивалась строениями, украшенными дорическими колоннами. В этом театре представляли мифические драмы Ахилла, Еврипида, трагедии Софокла, комедии Аристофана, Платона.
       Римская эпоха имела другие, более прозаические пристрастия. "Хлеба и зрелищ" - девиз невзыскательного зрителя. Гладиаторские бои, борьба с дикими животными потребовала переделки театра для обеспечения безопасности зрителей. Дальнейшая судьба была еще более суровой. Нападения пиратов, сарацинов, очень далеких от высокого искусства, требовала обороны. Амфитеатр стали разбирать для укрепления стен города.
      
       0x01 graphic
       Греческий театр в Тиндари.
       К счастью, разбирали медленнее, чем действовало время. Поэтому, через несколько сотен лет историки уже не упоминали этот театр, так как он был покрыт слоем земли, зарос травой и тем самым был законсервирован. Сравнительно недавно начались систематические раскопки (ХIХ век), которые открыли театр до сегодняшнего состояния. Теперь в нем снова происходят представления.
       Одновременно был раскопан римский город первых веков нашей эры. Город имел жесткую планировку улиц, параллельных друг другу. Они назывались декуманус (Decumanus). Видимо, такое строгое планирование характерно для римского мышления, когда "рацио" преобладает над "эмоцио". Перпендикулярно им располагались кардинес (cardines). Ширина улиц составляла восемь метров. Этот размер был унаследован еще от греков. Улицы были вымощены плитами. Величина жилых помещений был также регламентирована. В городе существовала базилика в римском понимании этого слова, то есть, помещение, где находился сенат, суд, открытый рынок. В процессе раскопок обнаружена площадь для торговли и собраний - агора - центр общественной жизни. Римляне умели строить арки и использовали цементный раствор. Ими украшен вход в гимназиум (место для физических упражнений).
       0x01 graphic
       Раскопки агоры.
       0x01 graphic
       Вход в гимназиум.
       0x01 graphic
       Римская улица.
       Раскопки открыли некоторые дома с полами, покрытыми мозаикой.
       0x01 graphic
       Мозаичный пол жилого помещения. Здесь отчетливо видна Тринакрия - символ Сицилии, используемый до сих пор.
       Последние раскопки открыли древнюю таверну, дом богатого человека с нарядными колоннами у входа, цистерной для воды, приемным залом, несколькими жилыми комнатами. Археологи относят его еще к первому веку до н.э. Найдены остатки терм с традиционными "calidarium"; "tepidarium" и "frigidarium" (помещениями с горячей, холодной и прохладной водой). Обнаружен некрополь Тиндари, который неоднократно подвергался разграблению.
       0x01 graphic
       Фундаменты жилых помещений.
       В районе раскопок создан археологический музей. В нем хранятся наиболее ценные экспонаты сравнительно небольших размеров. Это статуи, капители колонн, керамическая посуда, монеты. Находки в Тиндари многочисленны и уникальны, однако, земля здесь является частном владением, поэтому самые ценные вещи - золотые украшения и наиболее сохранные и древние предметы переданы на хранение в столичный музей Палермо. С таким положением можно столкнуться и в других странах. Крупные музеи располагают лучшими возможностями охраны своих экспонатов, да и они более посещаемы. Раскопки продолжаются. Кто знает, что хранит еще этот кусочек земли?
       0x01 graphic
       Экспонаты археологического музея Тиндари.
       0x01 graphic
       Так выглядят римские прообразы средневековых гаргул.
       Лик Божий
       Согласно легенде первый сицилийский король Рожер II (XII в.), возвращаясь с континента, попал в сильную бурю и дал обет построить церковь во имя Спасителя в том месте, куда корабль пристанет. Его корабль вынесло в бухту Чефалу. Если посмотреть на скалы около этого городка, можно убедиться, что шансы разбиться о них были очень высоки.
       0x01 graphic
       Прибрежные скалы Чефалу.
       Собор строили долго. Уже наружный вид его стен говорит не только о смешении стилей, но и об изменении методов и материалов строительства. Тут и использование монолитов циклопической кладки древних греков, и строительство из мелкого плохо обработанного камня, и применение песчаниковых и известняковых плит грубой обработки.
       0x01 graphic
       Стена собора в Чефалу. Каменная летопись строительства.
       На фоне неприступной горы Собор возвышается над городом.
       0x01 graphic
       Собор Чефалу.
       Интерьер собора соблюден в едином византийском стиле. Этот стиль возник после развала римской империи, когда император Константин Великий перенес столицу в Византию (Константинополь) и признал христианство государственной религией. Архитектурно византийский собор включает в себя купол, расположенный на некруглом основании. При этом внутри возникают "паруса" - углубленные пространства, которые было принято заполнять живописью. Восточное христианство избегало скульптурных форм (оно напоминало поклонение языческим античным статуям) и широко использовало в таких соборах мозаичную живопись на золотом фоне.
       В византийском стиле построены собор в Равенне, собор св. Марка в Венеции, а также Ахенский собор Карла Великого в центре Германии. В ХI-ХII веках этот стиль проник в Сицилию. Интерьеры соборов в Чефалу, в Монреале, в Мессине, Палатинская капелла в Палермо - оформлены по единому канону. Идеолог раннего христианства Римский папа Григорий Великий писал: "Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах". Главным изображением храмов того времени был Христос Пантократор (от греческого - Вседержитель, Повелитель вселенной). Считается, что это изображение Христа идет от отпечатка, оставленного от его лица на платке, которым он вытирал пот по дороге на Голгофу. По-видимому, первым образцом такого оформления внутреннего пространства церкви является Дафнийский монастырь в Греции, недалеко от Афин. Лик Христа величественен, суров, гневен.
       Не знаю, есть ли искусствоведческие работы, посвященные теме трансформации божественных изображений во времени. Пантократор всегда держал в руке Евангелие, и восточное христианство до сих пор руководствуется в иконописи этим каноном.
       В соборе Чефалу образ Христа несколько смягчен, но все равно вызывает воспоминания о спорах средневековых монахов, описанных ученым - медиевистом Умберто Эко в романе "Именем розы". Это спор на тему, может ли Христос улыбаться. Видимо, церковный канон отрицал такую возможность.
       0x01 graphic
       Интерьер собора Чефалу.
       Христианство вобрало в себя религиозные и культурные традиции многих народов. Это и еврейская традиция, создавшая "Ветхий завет", культуры греков, римлян, коптов, народов Месопотамии.
       Иудаизм не дает Богу лица. Как писал поэт Леонид Аронзон:
    Всё - Лицо: лицо - Лицо,
    Пыль - Лицо, слова - Лицо,
    Всё - Лицо. Его. Творца.
    Только сам Он без Лица.
       Христианство дает лицо и Богу-Отцу и Христу. В византийской традиции воспроизведен Христос и в роскошном соборе Монреале, недалеко от Палермо. Этот собор создавался в ХI веке по воле короля Вильгельма II Доброго. Юному королю во сне явилась Мадонна и указала место, где его отец, Вильгельм I Злой, укрыл в опасный момент казну. Эти деньги пошли на строительство. Вокруг собора был построен бенедиктинский монастырь, существующий и поныне. Собор и монастырь стали, как говорят теперь, градообразующим предприятием.
       0x01 graphic
       Интерьер собора в Монреале с Христом Пантократором.
       Аналогично собору в Чефалу, здесь тоже над всем доминирует лик Христа. В соответствии с мнением папы Григория Великого, на стенах собора в мозаике воспроизведены сцены из Ветхого Завета и из Евангелий. Мозаика, действительно, вечный материал. Этим стенам уже 1000 лет. Недаром в Исаакиевском соборе в далеком северном Санкт-Петербурге планировали существующую сейчас там живопись со временем заменить мозаикой.
       0x01 graphic
       Стены внутри собора Монреале - мозаичное воспроизведение библейских сюжетов.
       Так выглядит монреальский собор и площадь перед ним, заполненная туристами в солнечный день.
       0x01 graphic
       Монреале. Собор.
       Постепенно изображение Христа, принятое в византийские времена, становится другим. Причина тому, многочисленные реформации христианства и требования меняющегося времени.
       Суровый, гневный лик из средневековья сменяется приветливым, улыбающимся лицом этого Божественного отрока.
       0x01 graphic
       Молодой Иисус правой рукой благословляет жителей Земли, изображение которой он держит в левой руке.
       Эту скульптуру мы обнаружили во дворике церковных построек, примыкающих к Кафедральному собору Катании. Работа явно современная, только что из-под резца скульптора. Время еще не оставило на ней следов. Появление земной сферы в руке Христа, наверно, является данью времени, когда сферическую форму Земли уже невозможно отрицать.
       В целом, в западном христианстве, в отличие от восточного, церковная живопись более свободна. В ней отчетливо видны традиции, соответствующие времени, живописной школе и, даже, автору. В одной из церквей Монреале, расположенной недалеко от собора, мы встретили изображение Христа в современном, явно экспрессионистском видении.
       0x01 graphic
       0x01 graphic
       Современное изображение Христа в одной из барочных церквей в Монреале.
       Конечно, на Сицилии исповедуется культ Богоматери. Ее изображение в византийском стиле мы видели в Таормина.
       0x01 graphic
       Изображение Богоматери в византийском стиле.
       В западном христианстве Богоматерь (Мадонна) представляется и в другом образе. В уже упомянутом городке Тиндари господствует культ Черной Мадонны. Ее изображение известно с IХ века. Для нее в Тиндари построили когда-то маленькую церковь, куда стали устремляться потоки пилигримов. Войны и время разрушили церковь. Мадонну перенесли в собор соседнего города Патти. В 1954 году Римский папа Пиус ХII благословляет эскизы новой большой церкви для Черной Мадонны в Тиндари. Инициировал строительство епископ Патти Джузеппе Пуллано. В это трудное послевоенное время строительство новой церкви для паломничества было признано самым актуальным делом. В качестве закладного камня были использованы руины древнегреческого сооружения.
       0x01 graphic
       Инициатор строительства новой церкви в Тиндари епископ Джузеппе Пуллано.
       Через шесть лет непрерывной работы церковь была готова. Строительство стоило два миллиарда лир. Пожертвования поступали со всего света. В состав сооружений входят помещения для религиозных встреч, конгрессов, размещения паломников. Лучшие мастера создали роскошный декор из ценных материалов в соответствии с новыми возможностями строительства и новыми веяниями в искусстве. Привожу несколько снимков церкви.
       0x01 graphic
       Фасад церкви Черной мадонны в Тиндари.
       Ангелы держат позолоченный трон, на котором восседает Черная Мадонна с Младенцем.
       0x01 graphic
       Черная мадонна с младенцем на золотом троне.
       0x01 graphic
       Купол церкви.
       0x01 graphic
       Живопись потолочного свода.
       0x01 graphic
       Одно из настенных панно, изображающее прибытие статуи Черной Мадонны в гавань Тиндари.
       0x01 graphic
       Черная Мадонна. Надпись внизу: "nigra sum sed formosa", что значит: "я черная, но красивая".
       Культ Черной Мадонны широко распространен в Европе. В Италии насчитывается тридцать ее изображений, во Франции - около трехсот. Есть предположение, что черную мадонну привезли в Европу крестоносцы. Другая версия возводит эти изображения к богине Исиде. Скульптура Мадонны из Тиндари сделана из дерева ливанского кедра, имеет цвет черных олив. Считается, что ее изготовили в Константинополе и в период иконоборчества контрабандой вывезли на корабле. Дальше легенда гласит, что в гавани Тиндари корабль не мог сдвинуться с места, пока ящик с мадонной не выгрузили на берег. Далее ящик со скульптурой был обнаружен рыбаками. С тех пор образ стал предметом поклонения.
       С Мадонной из Тиндари связаны легенды. В частности, некоторые жители отказывались ей поклоняться. Так, одна женщина пришла со своей маленькой дочкой к Мадонне, но, увидев ее, сказала, что она не будет покланяться такой уродливой мадонне. Тут же дочка свалилась с утеса в море. Мать в ужасе взмолилась Мадонне. И, о, чудо, девочка оказалась жива и невредима, так как Мадонна сделала под скалой мягкий пляж - лагуну с небольшими морскими озерами.
       0x01 graphic
       Вид с террасы, на которой расположена церковь Черной Мадонны, на лагуну с озерами, где была спасена девочка.
       8 сентября происходит праздник Черной Мадонны. Его отмечают уже более четырехсот лет. До поздней ночи люди поднимаются на холм, где теперь стоит церковь. Она освещена прожекторами и светом фейерверка. Этот свет означает надежду и веру.

    Прощаемся с туристской Сицилией

      
       Посещение Сицилии было насыщено самыми разными впечатлениями. Прежде всего, это грозные природные проявления вулканизма и тектонических процессов. Здесь представлены огромные пласты истории - от антики до наших дней, демонстрирующие взаимопроникновение различных культур. Сицилия, в силу природных условий и исторических обстоятельств, представляет собой, образно говоря, плавильный котёл европейской, африканской и азиатской цивилизаций. Прикосновение к историческим памятникам дает пищу для размышлений, открытий - для каждого на своем уровне знаний и фантазии.
      
       Сегодня на Сицилии органично совмещаются природа, мифология, религия и своеобразные бытовые традиции. Созданы условия для спокойной и даже пасторальной жизни и отдыха и организации развлечений туристов. К их услугам субтропический климат, горные ландшафты, море, пляжи, и солнце, незамутненное облачностью. И, конечно, замечательная сицилийская кухня.
      
       Сегодняшняя духовная столица Сицилии - Монреале, очень притягательна для туристов. Ими заполнена дорога от подножья холма, где останавливается транспорт до вершины, где расположен монастырь и собор. Дорогу сопровождают ряды торговых палаток. Восточное разнообразие товаров - религиозные, ювелирные, туристские, гончарные, рукодельные. Все очень живописно, шумно, в соответствии с вековыми традициями. Тут уже нет повозок с осликами, украшенными нарядными сбруями, о которых писал еще Мопассан, однако, воспоминание о них осталось.
       0x01 graphic
       Воспоминание о главном транспортном средстве жителей Сицилии.
       Не менее интересен для туристов и городок Чефалу. Узкие средневековые улицы, магазины с изделиями ремесленников. Сохранилась прачечная времен арабо-норманнской эпохи. Емкости, вырубленные в скале, наполняются водой из природного источника, веками служили для стирки белья.
       0x01 graphic
       Тут стирали белье еще тысячу лет назад.
       0x01 graphic
       Типичная для Чефалу улица.
       0x01 graphic
       Патриархальная жизнь Чефалу. Так рыбаки чинили сети и тысячу лет назад.
       0x01 graphic
       Все для ублажения туристов, в том числе, прекрасный пляж.
       0x01 graphic
       Может быть, именно сюда пристал в бурю корабль короля Рожера II.
       0x01 graphic
       Современная гавань Чефалу. Справа мыс с развалинами чего-то очень древнего.
       О некоторых доступных развлечениях в других местах Сицилии, я уже писала в предыдущих очерках.
       Закончилось наше десятидневное путешествие. Отель в Джиоиоза Мареа (Gioiosa Marea) пустеет. Мы уезжаем почти последними. Возникший накануне ветер, раскачал море. Его поверхность уподобилась свежему капуччино. Волны набегают на берег и тащат за собой гальку. Эти две подвижные среды не оставляют опоры. Купаться опасно. Можно еще раз посмотреть на море, на эту землю. Землю под небом Сицилии.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       2
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 10/02/2013.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 09/02/2013. 24k. Статистика.
  • Очерк: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка